II. Субстантивация имен прилагательных — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

II. Субстантивация имен прилагательных

2022-10-29 61
II. Субстантивация имен прилагательных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Понятие о субстантивации. Полная и неполная, абсолютная и относи­тельная субстантивация

Субстантивация- переход имен прилагательных в существительные. Это древний и вместе с тем развивающийся процесс. Отдельные факты использования субстантивированных прилагательных имеются уже в памятниках древнерусского языка Х1-Х1У в.в. Давно перешли в существительные имена прилагательные, называющие фамилии людей и названия населенных пунктов: Иванов, Мамин, Строгино и др. Иллюстрацией перехода более позднего времени могут служить факты субстантивации в следующих примерах: Больной ждал врача. Ко мне подошел молодой военный и др. Субстантивированные прилагательные называют субстантиватами.

Существуют различные взгляды на субстантивацию как способ словообразования. Одни лингвисты рассматривают субстантивацию как результат "опущения" определяемого существительного: Больной человек - тяжелый больной, другие считают результатом употребления того или иного прилагательного в функции существительного.

В зависимости от того, употребляется ли лексема как прилагательное или полностью перешла в существительное, говорят о неполной (неустойчивой, окказиональной) и полной (устойчивой, узуальной) субстантивации. Примеры полной субстантивации: портной, мостовая, горничная, приданое; неполная субстантивация: больной - больной ребенок, военный - военный специалист, учительская - учительская профессия и т.д.

Субстантивация может быть абсолютной и относительной. При абсолютной субстантивации словоформа приобретает не только все морфологические и синтаксические признаки имени существительного, но и тождественное с ним функционирование в тексте (однотипность в лексико-грамматической сочетаемости, возможности передачи конкретных и обобщенных информации). Если субстантивация является относительной, то изменение морфологической и синтаксической природы словоформы не сопровождается её полным текстовым перерождением (См.: С.Г.Ильенко. Явления грамматической переходности и их отраже­ние при обучении русскому языку (на примере субстантивации имен прилагательных)//Семантика переходности. Сб. научных трудов. Л.,1977. С. 25.) Например: прилагательное животное отражает неполную (ср.: дикое животное - масло животное) и абсолютную субстантивацию: в процессе функционирования оно приобретает все свойства существительного: теряет возможность сочетаться с местоименными и служебными словами типа "что-то, нечто, самое", свойственную прилагательным, начинает употребляться в высказываниях как конкретного, так и обобщенного характе­ра: Домашнее животное радует человека - Наше животное больно. Прилага­тельное большое иллюстрирует неполную и относительную субстантивацию. Оно может использоваться только в обобщенных информациях: Большое видится на расстоянии (Ес.), сочетается с лексемами "что-то, нечто, самое": Что-то большое показалось вдали. Самое большое задание получили мы. Нечто большое приближалось к берегу. Лексемы этого типа рассматривают и иначе (см. ниже).

В существительные переходят преимущественно относительные прилага­тельные, которые субстантивируются и при обозначении лица (посторонний, связной, часовой и др.), и при обозначении неодушевленного предмета (мастерская, операционная, касательная и др.). Качественные прилагательные реже подвергаются субстантивации и только со значением лица: белый, красный, старший, достойный и др.

Следствия субстантивации

Подвергшиеся субстантивации прилагательные приобретают грамматические категории имени существительного: независимые категории рода, числа, падежа, одушевленности-неодушевленности. Категория рода становится несловоизменительной: рабочий и рабочая представляют собой разные лексемы (ср.: ученик и ученица), причем существительные типа рабочая, больная рассматриваются не как субстантиваты, а как образования, мотивированные существительными рабочий, больной, с прилагательными же они связаны лишь опосредованно, через промежуточное звено - субстантивированное прилагательное мужского рода со значением лица".

Субстантивированные прилагательные могут сочетаться с количе­ственными и собирательными числительными, как и любое конкретное суще­ствительное: трое больных, три мастерских; в предложении они выступают в свойственных существительному функциях: Безумный плачет лишь от бедства, а умный ищет средства, как делом горю пособить (Кр.); Но глупым, что глухим, разумные слова (Кр.), могут иметь при себе определение: мнимый больной, светлая учительская.

От прежней частеречной принадлежности у них сохранилась парадигма адъективного склонения: И. больной, Р. больного, Д. больному...


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.