Теория социальных технологий — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Теория социальных технологий

2022-10-29 42
Теория социальных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Конспект для подготовки к экзамену

Тема 2. ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ

Мировой опыт показывает, что в условиях динамичных экономических и социальных изменений в практике управления все в большей степени утверждается инновационный метод освоения социального пространства - его технологизация. В ходе развертывания научно-технической и информационной революций значительно усилилось внимание к социальным компонентам технологий и появилась возможность распространить технологический подход на все стороны общественной жизни: экономику, социальное управление, образование, воспитание, политику и др. Причем в каждой из них технологизация основывается не просто на обобщении эмпирического опыта, а на новейших достижениях современной науки и техники.

Сущность понятия технологизации

Технологизация — это необходимое продолжение производственной, «технической» технологии, определяющей требования к материалу, процессу, операции и человеку с точки зрения социально-профессиональных, социально-демографических, психофизиологических характеристик и социокультурных потребностей и возможностей их удовлетворения.

Низкий уровень управленческой культуры приводят к необходимости технологизации общества, т.е. к поиску современной методологии и методики управления социальными процессами.

Основой технологизации является социальная технология. Технологизация  познавательных процедур и практических действий, направленных на изменение социальных объектов в соответствии с заданными целями и оптимизацией человеческих ресурсов в достижении конкретного результата позволяет создавать и оформлять социальные технологии. С помощью социальных технологий изучается и корректируется социальное пространство: диагностика современного состояния и организационно-управленческие этапы.

Одной из ведущих тенденций современной теории социального управления является концептуализация идеи технологизации управленческого процесса, социального пространства в целом. Это связывается с логикой развития цивилизаций и выводами об эффективности применения социальных технологий.

В современной техногенной цивилизации решающую роль играет постоянный поиск и применение новых технологий, причем не только производственных технологий, обеспечивающих экономический рост, но и технологий социального управления и социальных коммуникаций.
    Технологизация строится на следующих подходах:

- целесообразность, сознательность действий, выражающаяся в четкой формулировке целей;

- упорядоченность и планомерность деятельности, которые возможны на основе отмеченной выше целесообразности;

- расчлененность и дифференцированность действий: разделение социального действия на отдельные процедуры;

- рациональность, научный подход;

- рефлексивность, условием которой является постоянная критическая самооценка субъекта социального действия.

Многоуровневая модель технологизации социального пространства по основанию - качество жизни:

1 - реальное состояние;

2 - нормативная модель;

3 - идеальная модель;

4 - показатели.

А. Уровни технологизации:

а) семья;

б) поселок, населенный пункт;

в) город, сельский район;

г) область, край, республика;

д) государство в целом.

Б. Показатели качества жизни:

а) продолжительность жизни;

б) обеспеченность жильем;

в) доход на члена семьи;

г) стоимость потребительской корзины;

д) наличие в семье товаров длительного пользования;

е) количество и качество коммунально-бытовых услуг;

ж) возможность приобрести экологически чистые продукты отечественного производства, получить современное образование и своевременно и качественно подлечиться;

з) состояние окружающей среды.

Набор технологий, соответствующих разным компонентам модели, весьма велик, требует постоянной коррекции на основе социальных инноваций и достаточно скрупулезной, адекватной привязки к данным структурным элементам.

Тема 3. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Социальный эксперимент.

В социальном проектировании чрезвычайно остро стоит вопрос о социальном эксперименте. Здесь необходима крайняя осторожность в реализации проекта и даже в самом эксперименте, поскольку они затрагивают судьбы людей. Да и экспериментировать с участниками его как с автомобильными манекенами недопустимо. И если проект выходит из недр госаппарата без учета мнения людей, без их одобрения, то народ имеет право сопротивляться такому проекту. Чтобы этого не случилось, проект необходимо реализовать сперва на небольшом экспериментальном поле (если проект касается региона, то в одном — двух районах, если в районе — в одном–двух муниципальных образованиях и т. д.) и с согласия людей, охватываемых экспериментом. Сложность экспериментирования заключается тут еще и в том, что объект, подвергаемый эксперименту, связан с более широкими социальными системами, которые воздействуют на проведение эксперимента, оставаясь прежними и порой противостоящими нововведениям (скажем, изменение налоговой ситуации в регионе при сохранении прежней в стране).

Из-за невозможности учета всех факторов, влияющих на приближение будущего, неверной теоретической базы и т. д. социальный проект, осуществляемый в условиях дефицита предвидения его последствий, порой превращается в утопию. Но реалистичная оценка интересов жителей региона и его слоев, тенденций общественного развития, возможностей приближения желаемого будущего способна превратить самые фантастические планы в реальность. Поэтому прежде чем экспериментировать с людьми, требуется проиграть эксперимент мысленно, на компьютере, в деловых исследовательских играх; причем не возбраняется доводить игру до абсурдных ситуаций, но только при условии развернутой критики хода и результатов игры.

Социальные проекты в целом, в отдельных направлениях и разделах, в деталях разрабатывают различные аналитические центры, как федерального, так и регионального уровней. Данные центры исследуют и прогнозируют возникающие в обществе социальные ситуации, и выдают соответствующие рекомендации. Создаются различные фонды, институты, способствующие социальному проектированию, выделяются частные и государственные средства.

 

Инновационный процесс.

В общих чертах инновационный процесс состоит из трех этапов:

- разработка и выдвижение инициативы, предложения, идеи или проекта возможного решения какой-либо проблемы, который после проработки выльется в инновацию;

- внедрение - научно-техническая, экспериментальная или организационная деятельность, целью которой является начало инновации и поддержание необходимого хода ее протекания;

- распространение - использование уже однажды освоенной инновации в новых условиях или местах применения.

Несмотря на указанную последовательность указанных этапов, такое расположение часто становится нерентабельным с точки зрения фактора времени. Поэтому их уплотнение по степени выполнения в параллельном режиме становится насущной потребностью. Перекрытие указанных этапов, их наложение друг на друга позволяет выполнять ускорение разработки, внедрения и распространения инноваций, постановки всего процесса на долговременную основу как бы в «конвейерном» режиме. Этот режим невозможен без учета жизненного цикла продукции (либо инновации). Дело в том, что ускорение научно-технического прогресса сокращает время полезного использования и получения экономического эффекта от внедрения инноваций. Часто такие изменения происходят не последовательно, а спонтанно, скачкообразно, что не позволяет использовать традиционные методы анализа и прогнозирования.

Жизненный цикл продукции (инновации) отражает количественные изменения потребностей (спроса) и состоит из пяти этапов: 1) внедрение продукции; 2) рост производства в соответствии с растущей потребностью; 3) зрелость продукции; 4) насыщение потребностей; 5) снижение потребности под влиянием повышения требований либо внедрения других инноваций.

Классификация инноваций с точки зрения их структурной характеристики следующая:

1. Инновации на «входе» в предприятие как систему. Это предполагает целевое качественное или количественное изменение в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, т.е. производственных ресурсов.

2. Инновации «на выходе» из предприятия как системы. Целевое качественное или количественное изменение результатов хозяйственной деятельности предприятия, например, выпускаемых изделий, услуг, технологий (иначе говоря - производственного продукта).    

Тема 15. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Социальное планирование представляет собой процесс выбора целей социальной деятельности, а также комплекса решений, необходимых для их достижения. Это один из видов универсальных праксеологических технологий, который характеризуется функцией научного управления общественными процессами и включает в себя разработку планов развития социальных объектов на основе анализа достоверной информации, а также процесс реализации намеченных мероприятий и контроль за их выполнением.

В социологической науке термин "план" имеет несколько значений:

1) определенный порядок или последовательность в изложении чего-либо (например, научного труда, художественного произведения и т. п.);

2) намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности и сроков выполнения (учебный, производственный, народнохозяйственный план и т. п.);

3) замысел, предусматривающий определенный ход действий или развитие чего-либо (например, личности, группы или общества в целом);

4) чертеж в условных знаках, детально отображающий в масштабе на плоскости участок местности или сооружение.

Разработка технологий социального планирования всякой человеческой деятельности включает следующие процедуры:

установление целей и задач;

разработку стратегий, планов и программ для достижения целей;

определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

доведение планов до тех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за это.

В настоящее время социальное планирование, выполняемое с помощью разнообразных технологий, относится к наиболее популярным видам человеческой деятельности в различных сферах общества.

Существует три основных вида планов:

- планы-цели, представляющие собой определенный набор качественных характеристик желаемого состояния социального объекта или отдельных его элементов в будущем. Планы-цели используют, как правило, при больших сроках либо принципиальной непредсказуемости развития конкретных событий в будущем;

- планы для повторяющихся социальных действий, предписывающие их сроки, а также порядок выполнения в стандартных ситуациях, например, железнодорожное расписание. Обычно в них предусматривают "окна", чтобы обеспечить свободу маневра в непредвиденных ситуациях, когда необходима коррекция;

- планы для неповторяющихся социальных действий, составляемые для решения специфических проблем, которые возникают в процессе развития и функционирования социального объекта. Такие планы могут иметь форму программы, бюджета поступления или распределения ресурсов и др.

По срокам выполнения планы принято подразделять на долгосрочные (свыше пяти лет), относящиеся в основном к категории планов-целей; среднесрочные (от одного до пяти лет), выполняемые в виде различных программ; краткосрочные (до одного года), имеющие форму бюджетов, сетевых графиков и др. Разновидностью краткосрочных планов являются оперативные, составляемые, как правило, на срок от одного дня до одного месяца.

Идея планирования общественного развития впервые была выражена в трудах утопистов XVII-XIXвв. (Т. Мора, Ж. Мелье, Ш. Фурье, А. Сен-Симона, Р. Оуэна), которые выдвинули многочисленные гипотезы "лучшего обустройства человеческой жизни" и управления общественными процессами. Однако уже к концуXIXв. планирование все чаще становилось достоянием практики решения экономических проблем. Правда, плановость рассматривали преимущественно в рамках управления крупными производственными образованиями – трестами, концернами, фирмами.

Термин "социальное планирование" впервые употреблен в "Новом курсе" Ф. Рузвельта, который был выработан как путь выхода США из жесточайшего социально-экономического кризиса 30-х годов XXв. В дальнейшем в социологии США это понятие анализировали в тесной связи с формами и методами реализации социальной политики, в частности с обеспечением социальной защиты населения.

Теория и практика планирования экономических и социальных процессов была апробирована в бывшем СССР. Наиболее яркий пример – программа ликвидации неграмотности в стране, когда комплекс мероприятий позволил в короткий исторический срок мобилизовать все силы общества на решение этой задачи перспективного значения.

Объектами социального планирования являются все уровни социальной организации – от общества в целом и каждой из сфер общественной жизни до конкретных социальных процес­сов, которые происходят как в территориальном (область, район, город, село, трудовой коллектив), так и в функциональном аспекте (в сфере экономики, политики, культуры, науки, образования, бытового обслуживания и т. п.).

Что касается общества в целом, то в нем разрабатываются перспективные технологии планового решения значимых социальных проблем, которые определяют его жизненность и устойчивость.

На региональном (или территориальном) уровне технологии социального планирования представляют собой особую форму целенаправленного регулирования социальных процессов в регионе, области, городе и других административных единицах. Для эффективного функционирования общества огромное значение приобретает выравнивание уровней социального развития в территориальном аспекте, особенно регулирование миграционных потоков, рациональное использование трудовых ресурсов, развитие национальных отношений, распределение и потребление культурных ценностей. Как показывает опыт, главной целевой установкой для технологий регионального социального планирования является создание благоприятных условий для трудовой и повседневной жизни людей.

И, наконец, технологии социального планирования на уровне производственных организаций или трудовых коллективов предполагают реализацию ведущей целевой установки – побуждения человека к творческой работе, обеспечения максимума благоприятных условий для его трудовой и повседневной жизни. Накопленный опыт свидетельствует, что на этом уровне наиболее действенными оказались технологии социального планирования, которые базировались на трех подходах. Первый из них состоит в учете того, что и в какой степени работник способен сделать для успешного развития своей организации и как он сам будет изменяться под влиянием происходящих глобальных и локальных социальных изменений.

 

Тема 16. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Игровые технологии – это разновидность социальных праксеологических, предназначенных для оптимизации социально­го поведения и деятельности людей посредством их обучения. Эти технологии базируются, как правило, на теории игр, изучающей закономерности различных событий или ситуаций (прежде всего, конфликтных) и разрабатывающей методы оптимизации социального поведения людей. Ключевая категория этой теории – понятие "игра", которое в социологии имеет несколько значений. Во-первых, под игрой понимают непринужденную, свободную деятельность (в противоположность утилитарно-практической), которая является особой формой самовыражения личности человека, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а также на развитие определенных знаний, умений и навыков. Во-вторых, игра – это, по мнению американского социолога Дж. Мида, социальная деятельность, в процессе которой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности, установки и учится таким образом исполнять определенные социальные роли.

Наряду с этим, сущность игры (или игровой деятельности) наиболее рельефно можно представить посредством ее функционального анализа с целью выделить совокупность функций игры и их характеристики, которые показывают роль и предназначение игровой деятельности в современном обществе.

Тема 17. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Образовательные технологии как особая разновидность информационных социальных технологий – это сложные и открытые системы определенных приемов и методик, концептуально объединенных приоритетными образовательными целями, а также связанных между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждый элемент этой системы накладывает отпечаток на все другие элементы. Все это в итоге создает определенную совокупность условий для развития людей в процессе их обучения.

Необходимость кардинального преобразования систем обучения диктует рост объема и многообразие получаемых знаний, их быстрое старение и т. п. Качественно изменяются и современные требования к образованной личности и современному процессу обучения: непрерывность образования, способность ориентироваться в огромном потоке научной информации, умение добывать знания и самостоятельно применять их в социально-практической деятельности. Конец XX ст. ознаменовался не только революционными изменениями и повышением роли образования в обществе, но и качественными изменения­ми в сфере образовательных технологий, среди которых необходимо выделить следующие.

1. Образование превращается в одну из ключевых сфер общества, в которой формируются его будущие богатства и возможности, в том числе основные ресурсы. Это привело к резкому подъему национальной планки уровня образования в наиболее развитых странах мира. Насущной также стала проблема перехода ко всеобщему высшему образованию населения.

2. Методологическая революция, которая ныне проходит в образовании, приводит к кардинальному изменению форм, средств и методов обучения, всесторонней технологизации всех его аспектов и продлению сроков обучения, благодаря чему повсеместно утверждается принцип непрерывности образования.

Тема 20. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМ

Для любого типа общества на определенном этапе его исторического развития характерен свой набор тех или иных конкретных видов социальных технологий, которые различаются между собой как по концептуальным основам, так и по принципам их построения. Иными словами, социальные технологии, имеющие родственную природу, составляют определенный социально-технологический уклад общества.

Каждому типу общественно-экономической системы присущ свой тип не только производственно-технологических, но и социально-технологических укладов. Например, если основное содержание экономико-технологического развития общества – смена производственно-технологических укладов, то стержнем социальных перемен в обществе является либо подготовка, либо реализация смены его социально-технологических укладов.

В структуре социально-технологического уклада общества выделяют три основные составляющие:

-основные технологические парадигмы, определяющие совокупность сложившихся теоретико-методологических основ, которые существенно влияют на формирование социальных технологий. Они формируются под воздействием социологической науки, ее теорий, концепций и научных взглядов;

-стиль технологической деятельности, охватывающий сложившуюся в обществе систему способов, приемов и методов социально-технологической деятельности. Он определяется как совокупность норм, ценностей и идеалов, господствующих в обществе при построении и функционировании социальных технологий;

-базовые социальные технологии, т. е. основополагающие и наиболее распространенные социальные технологии, определяющие содержание и специфику этого общества. Они формируются под влиянием общественных потребностей.

Начинается все с появления новых потребностей людей либо повышения качества удовлетворения прежних потребностей. Это приводит к снижению эффективности базовых социальных технологий, в которых может развиться кризис. И чем глубже кризис базовых технологий, тем в большей степени он воспринимается как стилевой, т. е. кризис методов, способов, форм и приемов преобразования общества, регулирования происходящих в нем процессов. Наконец, через некоторое время начинает ощущаться кризис технологической парадигмы. В ее недрах появляется и формируется принципиально новая система взглядов или новая технологическая парадигма, которая начинает изменять весь стиль технологической деятельности. Методологические перемены являются, таким образом, надежной основой возникновения технологических нововведений, развитие которых неизбежно приводит не только к формированию новых базовых технологий, но и к обновлению всего технологического уклада общества.

Например, основная технологическая парадигма индустриального общества – детерминизм, который является основным принципом построения социальных технологий. При этом социальную технологию, как правило, рассматривают в качестве дополнения к производственным технологиям. Социальная сфера в индустриальном обществе рассматривается лишь как среда восстановления рабочей силы, затраченной при взаимодействии человека с производственно-техническими системами, поэтому базовыми социальными технологиями являются технологии рекреации.

Дальнейший прогресс общества приводит к тому, что социальная сфера все больше приобретает преимущественное значение в обществе по сравнению с производственной. Это ведет к появлению потребностей в новых технологиях, что вызывает изменение в технологическом стиле. Последнее, в свою очередь, приводит к смене технологической парадигмы. Социально-технологический уклад общества со временем теряет свою эффективность и перестает удовлетворять запросы и потребности людей, и тогда объективно его начинает сменять другой, более совершенный и эффективный социально-технологический уклад.

В первый период после внедрения новой технологии наблюдается так называемый "кризис внедрения", характеризующийся спадом ее эффективности, уровень которой иногда бывает даже ниже уровня эффективности прежней технологии. Затем, по мере совершенствования и накопления опыта реализации новой технологии, наблюдается рост ее эффективности. Через некоторое время обнаруживается, что потенциал новой технологии еще не реализован. Разработчики и практики начинают совершенствовать технологию и доводят это совершенствование до такого предела, который в принципе нельзя преодолеть, опираясь на старую технологическую парадигму. Происходит смена технологических парадигм, обнаруживающая появление качественно новых технологий и усиливающая кризис прежних технологий, которые на определенном среднем уровне эффективности сходят с арены. И все опять начинается сначала. Так и продолжается технологический круговорот в человеческом обществе.

Тема 21. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В настоящее время весьма важной практической проблемой становится выработка специальной политики в области социальных технологий. Разработка социально-технологической политики – важнейшее практическое направление созидательной деятельности государства, которое призвано вырабатывать научные и нормативно-правовые основы, а также определять приоритетные направления практического развития социально-технологической деятельности.

Важнейшая особенность социально-технологической политики состоит в том, что, с одной стороны, она выступает как важнейшая составная часть социальной политики государства, а с другой – как составляющая научно-технической политики, которая до недавнего времени была ориентирована лишь на развитие техники и производственных технологий. Социально-технологическая политика, таким образом, является результатом пересечения и взаимодействия социальной и научно-технической политики (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение социально-технологической, социальной и научно-технической политики

Социально-технологическая политика должна обеспечивать практическое взаимодействие ее субъектов в формировании целей, задач и основных приоритетов социально-технологической деятельности.

Ключевое содержание социально-технологической политики составляет, прежде всего, нормативно-правовая база, которая определяет не только сущностную основу технологий и их функций, но и процессы их проектирования, конструирования, практической проверки и внедрения. В то же время социально-технологическая политика по своему смыслу не совпадает с социально-технологической деятельностью; она всего лишь является практическим регулятором последней. Здесь наблюдается своеобразное распределение функций, где политик-практик определяет цели и интересы, а ученый – технологические способы их достижения и реализации.

В этой связи содержание социально-технологической политики, как и любой другой, формируют ее субъекты, которые определяют ее направления, ресурсы и формы.

Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика

Наименование элемента политики Характеристика элемента
Субъекты социально-технологической политики Государство как заказчик социальных технологий формирует правовое поле, мобилизует ресурсы на внедрение в социальную практику тех технологий, которые попадают в зону его компетенции, а также контролирует качество социальных технологий; • предприятия и организации, которые вырабатывают либо используют социальные технологии в правовом поле и под контролем государства. Они должны иметь полную свободу в сфере практического внедрения прогрессивных социальных технологий; • политические партии и движения, которые вырабатывают перспективные комплексы социальных технологий, а также внедряют их в общественную практику после победы на выборах; • общественные организации и технологические центры как независимые разработчики социальных технологий либо инициаторы их внедрения в жизнь общества
Направления политики Политика в области социально-защитных технологий направлена на выработку технологий поддержки неконкурентоспособных социальных групп; • политика в области производственных социальных технологий направлена на поддержку и развитие социального сектора производственной деятельности; • политика в области социальных технологий сферы услуг направлена на разработку и поддержку технологии в сфере услуг; • политика в области социальных технологий сферы культуры определяет возникновение и динамику развития культурологических технологий; • политика в области социальных инноваций направлена на формирование и реализацию социально-технологических нововведений; • политика в области использования передового социального опыта ориентирована на поиск, обобщение и использование передового практического социально-технологического опыта
Ресурсы Привлечение и использование ресурсов государства и общества, бизнеса и различных благотворительных фондов;формирование ресурсосберегающих и ресурсовоспроизводящих социальных технологий
Формы осуществления политики Разработка и реализация программ и проектов, которые включают формирование нормативов и приоритетов социально-программирующей деятельности; • совершенствование законодательства в целях развития правового поля социальных технологий; • создание специальных банков социальных инноваций, в том числе создание и обеспечение функционирования информационных банков социально-технологических нововведений; • социальный мониторинг ориентированный на систематическое выявление и анализ социальных проблем и технологий; • организационно-управленческое обеспечение социально-технологической деятельности, чтобы наладить эффективную организацию и управление социально-технологическими процессами

Социально-технологическая политика в последнее время представляется наиболее перспективной областью соединения усилий социально-гуманитарных наук и сферы политики, которая будет определять основные контуры и содержание социального прогресса в ближайшем будущем и в перспективе. Поэтому ее разработка и осуществление открывают неограниченные возможности в деле повышения эффективности научного управления социальными процессами в современном обществе.

 

Заключение

Анализ литературы по теме «теория социальных технологий» позволяет сделать ряд выводов. Термин социальные технологии — один из новейших в социологической науке. Социологическая мысль, начиная с 60-х годов, проявляет интерес к этой проблематике, активно включается в ее разработку. Социальная технология представляет собой совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми, то есть по сути социальная технология - это структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные системы или ситуации. Также социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. В настоящее время разработано множество определений данного термина. Согласно определениям можем классифицировать социальные технологии следующим образом: собственно социальные; экономические; управленческие; политические; в духовной сфере. Все социальные технологии связаны с развитием общества. Одна из ключевых проблем использования социальных технологий в современных условиях – это преодоление технократического подхода к управлению и усиление внимания к философско-методологическому обеспечению действий социальных технологий на всех этапах их «жизненного пути». Развитие общества в настоящее время характеризуется активным развитием информационного пространства, возможность управления которым определяется уровнем развития социальных технологий.

Также в настоящее время социальные технологии выступают как вид операционального социального самосознания, прагматически ориентированной социальной рефлексии, которая выражается в осмыслении тех технологических законов, которые позволяют обществу найти внутреннее социальное измерение оптимальности метаморфоз. Можно сказать, что социальные технологии — это социальный институт инноваций и социального творчества, диагностики, тактики и стратегии общественного развития. Социальные технологии в теснейшем взаимодействии с конвергирующими нано-, био-, инфо- и особенно когнитивными технологиями во многом уже определяют жизнь и развитие современного общества. Когнитивные технологии, основанные на социальных технологиях и получившие широкое распространение в последнее время приобретают фундаментальный характер и решающим образом предопределяют действие и результативность социальных технологий. Без когнитивной проработки любая социальная технология при всех своих позитивных целях парадоксальным образом способна ухудшать, а не улучшать ситуацию при внешнем и формальном соблюдении всех инновационных требований

 

 

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Конспект для подготовки к экзамену


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.