Вопрос 2. На какие виды юридических норм по характеру правил поведения подразделяются приведенные действия граждан. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Вопрос 2. На какие виды юридических норм по характеру правил поведения подразделяются приведенные действия граждан.

2022-10-28 154
Вопрос 2. На какие виды юридических норм по характеру правил поведения подразделяются приведенные действия граждан. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Плата за проезд в автобусе.

2. Получение стипендии студентами.

3. Жестокое обращение с животными.

4. Подача иска в суд потерпевшим.

5. Злоупотребление властью должностным лицом.

6. Покупка в магазине продуктов питания.

Вопрос 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

1. Что, по мнению Дж. Локка, должно составлять основу гражданского общества? Как он обосновывал свою мысль?

2. Каким Дж. Локк видел отношение человека к закону и закона к людям?

3. Что, по мнению философа, является единственной целью объединения людей в государство? Вам хотелось бы поддержать эту идею или опровергнуть ее? Аргументируйте свой ответ.

4. Перечислите те властные структуры, которые, как полагал Дж. Локк, должны существовать в гражданском обществе. Вы согласны с автором, или он, по-вашему, заблуждается?

5. Как вы считаете, в чем Дж. Локк предвосхитил нынешнее время, а в чем его взгляды безнадежно устарели?

Джон Локк

Следовательно, когда какое-либо число людей так объединено в одно общество, что каждый из них отказывается от своей исполнительной власти, присущей ему по закону природы, и передает ее обществу, то тогда и только тогда существует политическое, или гражданское общество.

Отсюда очевидно, что абсолютная монархия, которую некоторые считают единственной формой правления в мире, на самом деле несовместима с гражданским обществом и, следовательно, вообще не может быть формой гражданского правления. Ведь цель гражданского общества состоит в том, чтобы избежать и возмещать те неудобства естественного состояния, которые неизбежно возникают из-за того, что каждый человек является судьей в собственном деле. Это достигается путем установления известного органа власти, куда каждый член этого общества может обратиться, понеся какой-либо ущерб или в случае любого возникшего спора, и этому органу должен повиноваться каждый член этого общества.

Поскольку люди являются, как уже говорилось, по природе свободными, равными и независимыми, то никто не может быть выведен из этого состояния и подчинен политической власти другого без своего согласия. Единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества, - это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо, не являющийся членом обществ.

 Когда какое-либо число людей таким образом согласились создать сообщество или государство, то они тем самым уже объединены и составляют единый политический организм, в котором большинство имеет право действовать и решать за других остальных.

Народ нашел, что его собственность не находится в безопасности до тех пор, пока законодательная власть не была отдана в руки коллективного органа, который можно назвать сенатом, парламентом или как угодно.

Благодаря этому каждое отдельное лицо стало наравне с другими, самыми ничтожными людьми, подданными тех законов, которые оно само как член законодательного органа установило: точно так же никто не мог по своей собственной власти избегнуть силы закона после того, как этот закон был создан. Не мог никто также под предлогом превосходства просить об исключении для собственных нарушений или для нарушений, связанных с кем-либо для его близких. Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключения из законов этого общества.

Если человек в естественном состоянии так свободен, как об этом говорилось, если он абсолютный господин своей собственной личности и владений, равный самым великим людям и никому не подчиненный, то почему расстается он со своей свободой, почему отказывается он от этой империи и подчиняет себя власти и руководству какой-то другой силы?

Потому-то великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их собственности. А для этого в естественном состоянии не хватает многого.

Во-первых, не хватает установленного, определенного, известного закона, который был бы признан и допущен по общему согласию в качестве нормы справедливости и несправедливости и служил бы общим мерилом, при помощи которого разрешались бы между ними все споры.

Во-вторых, в естественном состоянии не хватает знающего и беспристрастного судьи, который обладал бы властью разрешать все затруднения в соответствии с установленным законом.

В-третьих, в естественном состоянии часто не достает силы, которая могла бы подкрепить и поддержать справедливый приговор и привести его в исполнение.

Таким образом, люди, несмотря на все преимущества естественного состояния, быстро вовлекаются в общество.

Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе; первым и основным положительным законом всех государств является установление законодательной власти. Точно так же первым и основным естественным законом, которому должна подчиняться сама законодательная власть, является сохранение общества и в той мере, в какой это будет совпадать с общественным благом каждого члена общества.

Та власть, которую каждый отдельный человек передал обществу, когда он вступил в него, никогда не может снова вернуться к отдельным людям, до тех пор пока общество продолжает существовать.

Следовательно, когда общество вручило законодательную власть какому-либо собранию людей для того, чтобы эта власть находилась у них и их преемников, и это собрание имеет право и полномочие назначать таких преемников, то законодательная власть не может вернуться к народу до тех пор, пока существует данный государственный строй.

Вопрос 4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

1. Что понимал Г. Гегель под гражданским обществом?

2. Что выделил философ в качестве главной ценности гражданского общества?

3. Согласны ли вы с его утверждением, что в гражданском обществе конкретная личность всегда связана с другой особенной личностью? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Какой из современных терминов, на ваш взгляд, ближе всего по смыслу к гегелевскому понятию «конкретная личность, которая служит для себя целью как особенная»: индивидуализм, эгоизм, самобытность, самосознание?

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Одним принципом гражданского общества является конкретная личность, которая служит для себя целью как особенная, как целокупность потребностей и смесь природной необходимости и произвола, но особенное лицо, как существенно находящееся в соотношении с другой такой особенностью, так что оно заявляет свои притязания и удовлетворяет себя лишь как опосредованное другим особым лицом и вместе с тем всецело опосредованное формой всеобщности – другим принципом гражданского общества.

Прибавление. Гражданское общество есть разъединение, которое появляется посередине между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства, так как в качестве разъединения оно предполагает наличность государства, которую оно должно иметь перед собой как нечто самостоятельное, чтобы существовать. Гражданское общество создалось, впрочем, лишь в современном мире, который один только воздает свое каждому определению идеи. Когда государство представляют как единство различных лиц, как единство, которое есть лишь общность, то этим разумеют лишь определение гражданского общества. В гражданском обществе каждый для себя – цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей; эти другие суть потому средства для целей особенного. Но особенная цель посредством соотношения с другими дает себе форму всеобщности и удовлетворяет себя, удовлетворяя вместе с тем благо других.

С одной стороны, особенность как распространяющееся во все стороны удовлетворение своих потребностей, случайного произвола и субъективного каприза разрушает в своих наслаждениях самое себя и свое субстанциональное понятие; с другой же стороны, удовлетворение необходимых и случайных потребностей как подвергающееся бесконечному возбуждению, находящееся во всесторонней зависимости от внешней случайности и внешнего произвола, а также ограниченное властью всеобщности, случайно. Гражданское общество представляет нам в этих противоположностях и их переплетении картину столь же необычной роскоши, излишества, сколь и картину нищеты и общего обоим физического и нравственного наслаждения.

Ситуационные задачи

Ситуация 1

По утверждению некоторых теоретиков права - право, подоб­но языку, складывается постепенно в ходе исторического процесса, независимо от субъективных воззрений законодательной влас­ти государства. Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право.

Определите, к какой школе права могло бы относиться подоб­ное утверждение.

Ситуация 2

Руководитель одного из авиаконцернов продолжал эксплуатировать самолет после полной выработки его ресурса, чем грубо нарушил правила эксплуатации воздушного транспорта.

Определите, к какому виду норм относятся правила эксплуатации воздушного транспорта, к какой системе норм относится этот вид.

Ситуация 3

Любое развитое государство издает нормативно-правовые акты, которые регулируют развитие производства, отношения распределений и употреблений, отношения между отраслями промышленности, сельского хозяйства, торговли и т. п.

Определите, какой вид норм регулируют указанные отношения и к какой системе норм они относятся.

Ситуация 4

Мировые религии — иудаизм, буддизм, ислам - оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Так, например, в «Моисеевых законах» содержится требование почитать своих родителей, установлена обязанность трудиться в течение шести дней, отдыхать - на седьмой, запрещается убийство, воровство, лжесвидетельство.

Определите, какие виды норм регулируют правила поведения, сложившиеся в соответствии с духовными потребностями человека и выполняемые под воздействием веры и чувств. К какой системе норм относится этот вид?

Ситуация 5

Уголовно-правовые отношения в Российской Федерации регулируются Уголовным кодексом РФ, вступившим в действие с 1 января 1997 г.

Определите, как взаимодействуют нормы права и морали в указанном законе.

Ситуация 6

В ст. 28 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право испове­довать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распростра­нять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Определите, каким способом правового регулирования регули­руются общественные отношения в данной статье.

Ситуация 7

В ч. 1 ст. 89 УК РФ сказано: «При назначении наказания несо­вершеннолетнему, кроме обстоятельств, предусмотренных ст. 60 Уголовного кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а так­же влияние на него старших по возрасту лиц».

Определите способ изложения правовой нормы в статье и вид нормы по кругу субъектов.

Ситуация 8

В п. 2 ст. 34 Конституции РФ записано: «Не допускается эконо­мическая деятельность, направленная на монополизацию и недо­бросовестную конкуренцию».

Определите способ правового регулирования.

Ситуация 9

В столице республики Н был проведен многотысячный митинг. Народ требовал у правительства республики проведения референдума по вопросу суверенитета и выход из состава государства. Референдум был проведен. По результатам референдума республика получала статус независимого суверенного государства.

Определите в данной ситуации взаимодействие права и политики.

Ситуация 10

Постановлением правительства Н-ской области было установлено, что на работу на предприятия, в учреждения, организации могут приниматься только лица, имеющие городскую либо областную прописку.

Определите, какой принцип права нарушен данным норматив­ным актом.

Вопросы для повторения

1. Что составляет основу идеологии буржуазных революций?

2. Что входит в политическую систему общества?

3. В какой из правовых семей основным источником права является судебный прецедент?

4. В каком из государств существует государственная религия?

5. Что входит в структуру нормы права?

6. Какие признаки характеризуют демократический политический режим?

7. Выделите юридические признаки республики.

8. Может ли быть ограничена дееспособность граждан?

9. Что понимается под деликтоспособностью?

10. Что относится к способам преодоления пробелов в праве?

11. Как называется свойство государства, выражающееся в верховенстве государственной власти внутри страны и независимости ее вовне?

12. Какая форма государственного устройства позволяет иметь свои органы власти в центре и в регионах?

13. Какая разновидность норм права определяет меры юридической ответственности?

14. Каково назначение гипотезы юридической нормы?

15. Какой тип государства с точки зрения формационного подхода является исторически последним?

16. Как схематично можно выразить структуру правовой нормы?

17. Назовите элемент нормы права, указывающий на условия ее вступления в действие?

18. Назовите отличительные признаки федерации.

19. Определите, каково соотношение понятий социальная норма и норма права?

20. С какого момента возникает дееспособность юридических лиц?

21. Что понимает историческая школа под правом?

22. Назовите способы выражения и закрепления правовых норм.

23. Перечислите виды толкования правовых норм вам известны.

24. С какого момента возникает частичная дееспособность?

25. Укажите отличительный признак официального толкования.

26. Укажите основные формы государственного правления.

27. Укажите признак конфедерации.

28. Укажите, в каком соотношении находятся понятия «законотворчество» и «правотворчество».

29. Укажите признак, отличающий закон от иных нормативных актов.

30. Укажите, что характеризует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как явлений общественной жизни, их взаимосвязь и взаимовлияние.

31. Что является центральным компонентом политической системы?

32. Что следует понимать под формой правления?

33. Что такое дееспособность?

34. Что представляет собой форма государственного устройства?

35. Чем унитарная форма государственного устройства отличается от федеративной?

36. В чем заключается своеобразие конфедерации?

Экзаменационные вопросы

1.Предмет теории государства и права.

2.Метод теории государства и права. Связь метода и предмета науки.

3.Становление, развитие и современное состояние теории государства и права.

4.Социальная власть в первобытном обществе.

5.Категории и понятия теории государства и права.

6.Теории происхождения государства.

7.Признаки и функции государства.

8.Типология государства. Основные типы и виды государства.

9.Политическая система общества.

10.Государство в политической системе общества.

11.Формы государства: понятие и составляющие.

12.Форма правления.

13.Политический режим.

14.Механизм государства и государственная власть.

15.Теория разделения властей.

16.Государственная власть и ее признаки. Легитимность и легальность государственной власти.

17.Функционирование государства: государственная служба.

18.Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

19.Формы государственного устройства.

20.Правовое государство: понятие, признаки, условия формирования.

21.Понятие гражданского общества: его становление и развитие.

22.Теория полицейского государства.

23.Теория целостного государства.

24.Особенности применения принципа разделения властей в России.

25.Соотношение теории государства и права с другими юридическими науками.

26.Основные этапы, тенденции и перспективы развития права и государства в гражданском обществе.

27.Основные задачи и направления деятельности государства переходного типа.

28.Государство, право, демократия.

29.Проблемы льгот и поощрений в праве.

30.Формы взаимодействия внутригосударственного и международного права.

31.Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.

32.Права человека и гражданина.

33.Признаки и функции права.

34.Современные подходы к пониманию сущности права.

35.Действие права. Правовое регулирование.

36.Механизм правового регулирования общественных отношений.

37.Правообразование. Объективное и субъективное в праве.

38.Источники (формы) права и их виды.

39.Источники права в РФ.

40.Систематизация нормативно-правовых актов.

41.Публичное и частное право.

42.Функции и ценность права.

43.Система права: понятие, структура и значение.

44.Нормотворчество. Юридическая техника.

45.Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

46.Юридические факты и их виды.

47.Содержание правовых отношений.

48.Юридические факты и их классификация.

49.Понятие, признаки и виды правоотношений.

50.Норма права: понятие, признаки, структура и виды.

51.Типология правовых семей прошлого и настоящего.

52.Современные подходы к происхождению права.

53.Соотношение нормы права и статьи закона.

54.Реализация закона, ее формы и методы обеспечения.

55.Соотношение законности и правопорядка.

56.Соотношение системы права и системы законодательства.

57.Правоприменение закона и подзаконных актов.

58.Толкование закона и подзаконных актов.

59.Правосознание и правовая культура.

60.Правовая идеология и правовая психология как структурные элементы правового сознания.

61.Роль законности и правопорядка в жизни общества.

62.Правонарушение: понятие, признаки, социальная природа.

63.Юридическая ответственность: понятие, признаки, принципы и виды. Основания освобождения от юридической ответственности и наказания.

64.Состав правонарушения и его виды.

65.Соотношение государства и права.

66.Относительная самостоятельность государства и права.

67.Государство, право и личность.

68.Государство, право и экономика.

69.Государственно-правовые факторы формирования рыночной экономики в России.

70.Гражданское общество, государство и социальная безопасность.

71.Государство, право и культура.

72.Государство, право и народонаселение.

73.Государство, право и глобальные проблемы современности.

74.Содержание государственно-правовых мер по обеспечению государственной безопасности.

75.Правовое регулирование, государственный контроль за деятельностью общественных формирований.

76.Право и природа. Роль природы в оптимизации взаимодействия общества и природы.

77.Эффективность права.

78.Закон: понятие и виды.

79.Нормативное и индивидуальное правовое регулирование.

80.Основные направления учения о праве.

81.Естественное и позитивное право.

82.Стадии применения права.

83.Частные и специальные методы познания государства и права.

84.Гарантии законности.

85.Юридические коллизии и способы их разрешения.

86.Субъекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность.

87.Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия.

88.Правотворчество: понятие, принципы, виды.

89.Проблема соотношения права и закона.

90.Виды толкований права в зависимости от юридических последствий и по субъектам.

91.Понятие и формы реализации права.

92.Основные приемы (способы, методы) толкования права.

93.Толкование норм права по объему.

94.Правомерное поведение.

95.Судебная система в РФ.

96.Система права в РФ.

97.Общая характеристика национально-государственного устройства РФ.

98.Правовой нигилизм и правовой идеализм.

99.Правотворческий процесс.

 

Словарь

Авторитарный политический режим - метод осуществления государственной власти, характеризующийся формальным провозглашением политических прав и свобод граждан, наличием многих ограничений демократических норм и институтов, реализация власти без учета общественного мнения большинства. Авторитарный политический режим допускает многопартийность, но приоритет отдается одной партии, активно поддерживающей этот режим.

Административно-территориальное устройство государства - разделение его территории на определенные части (административно-территориальные единицы области, районы, воеводства), в соответствии с которыми строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Акты органов исполнительной власти - официальные документы, принимаемые в пределах своих полномочий органами исполнительной власти, направленные на обеспечение исполнения законов. Акты органов исполнительной власти являются подзаконными, принимаются на основании и во исполнение Конституции и законов, в пределах компетенции уполномоченного органа. Среди них различают нормативные, устанавливающие нормы права и имеющие общий характер, и индивидуальные, направленные на разрешение конкретных вопросов и порождающие (преобразующие, прекращающие) субъективные права и юридические обязанности субъектов в сфере управления. Органы исполнительной власти принимают постановления; распоряжения, приказы, инструкции, уставы, положения, решения, распоряжения местной администрации, приказы администрации предприятий и учреждений. Акты органов исполнительной власти различаются по процедуре принятия, обнародования, введения в действие, порядку отмены в случае несоответствия Конституции и законам государства.

Акты законодательной власти - официальные документы, принимаемые высшими представительными органами государственной власти, парламентами. Это законы, декларации, постановления, иные акты. Юридические формы, наименования, порядок принятия и доведения до адресата актов законодательной власти определяются Конституцией или другими важнейшими законодательными актами.

Акты местных органов власти - официальные документы, принимаемые в пределах полномочий местными (муниципальными) органами власти, направленные на обеспечение исполнения Конституции и законов с учетом местных условий. Акты местных органов власти имеют подзаконный характер, изданные в пределах компетенции, они обязательны для исполнения расположенными на подведомственной территории исполнительно-распорядительными органами, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Акты Президента - официальные документы, издаваемые в пределах своих полномочий главой государства на основе и во исполнение Конституции и законов. Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории государства. В случае признания Конституционным судом актов Президента противоречащими Конституции и законам они считаются недействующими.

Акты применения норм права - официальные предписания государственных органов и должностных лиц, которые выносятся ими в результате правоприменительной деятельности в отношении индивидуально-конкретных лиц и определяют особенности их правового положения, разрешают по существу спор о праве, указывают на вид и меру неблагоприятных последствий за совершение правонарушения. Актам применения норм права присуща роль юридического факта по своему значению правопорождающего, правоизменяющего, правопрекращающего характера.

Акты толкования норм права (интерпретационные акты) - документы, принимаемые по результатам официального разъяснения (толкования) нормы права органами государства и должностными лицами в порядке реализации полномочий, определенных законом. Они носят властный, обязательный характер; являются подзаконными, вспомогательными, нормативными и казуальными.

Аналогия в праве имеет место в случаях обнаружения пробелов в правовом регулировании, преодоление которых связано с применением: а) аналогии закона либо б) аналогии права. Аналогия закона - это применение предписания законодательства, прямо не регулирующего данное общественное отношение, но сходного с рассматриваемым по ряду существенных признаков. Аналогия права применяется в случаях отсутствия предписания, регулирующего не только данное, но и сходные отношения. Конкретный жизненный случай разрешается на основе общих установлений заложенных в них принципов права. Аналогия закона и аналогия права применяются не во всех случаях обнаружения пробелов в праве. Применение уголовно-правовых норм, а также норм административного права, устанавливающих ответственность за административные проступки по аналогии, не допустимо.

Англосаксонская правовая система одна из разновидностей правовых систем мира, имеющая свои истоки в Англии. Сегодня почти треть населения мира (Англия, Сев. Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, бывшие колонии Британской империи) живет по принципам, содержащимся в английском праве: 1) основным источником права служит норма, сформулированная в судебных прецедентах, т.е. в судебных решениях по конкретному делу, которым затем придается общеобязательность; 2) право делится на общее, выработанное судьями, и право справедливости, основанное на решениях от имени короля. Судебная реформа 1873-1875 гг. соединила общее право и право справедливости в единую систему права; 3) отсутствует деление права на частное и публичное; 4) отдается предпочтение процессуальному праву; 5) отсутствует четкая классификация отраслей права; 6) отводится огромная роль судебному толкованию закона, что обусловливает связанность правоприменительного органа не только текстом закона, но и «прецедентами толкования» предшествующих судебных решений и др. В США сложилась в основном дуалистическая система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии со статутным (законодательным) правом парламентского происхождения при приоритете прецедента. Однако законодательство в США имеет больший удельный вес, чем в Англии, причем значительным является не только объем федерального законодательства, в том числе кодексов, но и широкая законодательная компетенция штатов, которые активно ею пользуются.

Аутентическое толкование - разновидность официального нормативного толкования норм права. Разъяснение нормы дается органом, ранее ее принявшим. Аутентическое толкование логически вытекает из компетенции правотворческого органа. Акты аутентического толкования отличаются от толкуемого акта только по форме. В содержании данного акта возможно присутствие элементов развития законодательства.

Бланкетная форма изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов -  способ изложения правового предписания, при котором необходимое правило поведения лишь называется либо устанавливается мера ответственности за его нарушение, но содержание самого данного правила находится в ином (иных) нормативном акте.

Внешние функции государства - основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и социальным предназначением и задачами в международном общении и международных отношениях (внешнеэкономическая, дипломатическая, функции поддержания мирового порядка, взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, культурного и научно-технического сотрудничества, сотрудничества в области охраны окружающей среды и др.).

Внутренние функции государства - основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и социальным назначением, целями и задачами внутренней жизни страны (экономическая, оборонная, правоохранительная, фискальная, функция финансового контроля, идеологическая, политическая, социальная, культурно-воспитательная, природоохранительная и другие внутренние функции).

Гипотеза - часть нормы права, содержащая в себе указание на те жизненные обстоятельства, при наличии которых следует осуществлять данную норму права. Сами по себе гипотезы неоднозначны. Они могут быть простыми и сложными. В гипотезах охранительных норм, как правило, содержится описание самого правонарушения. В гипотезе регулятивной нормы указываются типичные обстоятельства, с обнаружением которых и связывается момент осуществления, реализации указанной нормы. В общем плане гипотеза нормы права вбирает в себя юридические факты, выполняющие функцию оснований для возникновения, изменения, прекращения правоотношений.

Глава государства - высшее должностное лицо, являющееся олицетворением государственной власти и верховным представителем государства в сфере внешних сношений. Глава государства может быть наследственным (например, в наследственной монархии король, эмир, власть которых, как правило, передается в установленном законом порядке по наследству от одного представителя царствующего дома к другому (Великобритания, Дания, Швеция, Испания, Япония и др.); выборным (например, в президентской республике президент, который избирается населением либо путем непосредственных выборов (Мексика, Россия), либо в порядке косвенных выборов (США, Аргентина), либо многоступенчатых выборов (Италия, ФРГ, Индия). В президентских республиках (США, Мексика, Аргентина) он одновременно является главой правительства, что позволяет ему осуществлять свои полномочия более самостоятельно.

Глава правительства - руководитель высшего органа государственной исполнительной власти. В странах с парламентскими формами правления премьер-министр, председатель Совета министров, канцлер; в президентских республиках функции главы правительства выполняет президент. В парламентских странах глава правительства избирается или утверждается в должности парламентом. Премьер-министр и возглавляемое им правительство несут ответственность перед парламентом. В России глава правительства назначается президентом с согласия Государственной Думы.

Гласность - принцип демократии, реализация которого предполагает открытость, полноту и достоверность информации о процессах экономической, социально-политической, духовной и т.п. жизни общества, обусловливающих формирование, функционирование, степень цивилизованности государственной организации и правовой системы, а также информированность населения страны о действительных целях и характере работы законодательной власти, исполнительной власти, органов правосудия. Гласность - средство наиболее массового контроля за деятельностью государственного аппарата, обнаружения бюрократических проявлений и их преодоления через формирование общественного мнения и его обнародование. Наиболее широкий и доступный канал гласности - средства массовой информации, статистика, результаты конкретно-социологических исследований.

Государственная власть - форма политической власти, осуществляющей руководство обществом от имени народа на всей территории государства посредством государственного аппарата, издания и доведения до реализации общеобязательных правовых норм. Государственная власть юридически осуществляет общеобязательную волю общества, располагает монопольным правом издавать законы и опирается на аппарат принуждения как на одно из средств для соблюдения законов и других правовых актов. Государственная власть обладает свойством суверенности, т.е. независимости от других властей общества, в странах с демократическим режимом единственным источником государственной власти признается народ. Связанность государственной власти законом является одним из основополагающих начал правовой государственности.

Государственное устройство: 1) понятие, охватывающее в широком смысле вопросы, касающиеся государственного строя в целом, устройства всего государства: социально-экономические и политические основы государства, основы взаимоотношений гражданина и государства, территориальное устройство государства, систему государственных органов; 2) в узком смысле понятие, отражающее территориальную (национально-территориальную, административную, территориальную) организацию, внутреннее деление территории государства на составные части (республики, края, области, районы), их правовое положение, взаимоотношение между государством в целом и его составными частями. В последнем смысле понятие государственное устройство применяется для характеристики государства в качестве федеративного или унитарного.

Государственное управление - деятельность государственных органов исполнительно-распорядительного характера, содержанием которой является проведение в жизнь законов и подзаконных актов посредством реализации необходимых юридически властных полномочий; это вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.

Государственный аппарат - организация специального разряда лиц (государственных служащих), которые осуществляют функцию управления на профессиональных началах, наделены государством юридическими властными полномочиями, подразделяются на обособленные звенья, органы, учреждения, располагают специальными структурами (тюрьмы) для применения государственного принуждения. Посредством государственного аппарата государство решает свои задачи. Организация и осуществление высшей власти в правовом государстве строится на основе разделения властей, системе сдержек и противовесов между основными звеньями государственного аппарата: законодательными, исполнительными и судебными органами.

Государство - организация суверенной политической власти на определенной территории, объединяющая население страны на основе гражданства или подданства, характеризующаяся наличием специального аппарата управления (органов власти и должностных лиц) и опирающаяся в необходимых случаях на принуждение, издающая и обеспечивающая реализацию общеобязательных правовых норм. Государство рассматривается: как страна (территория, границы, географическое расположение); как народ (публично-правовая общность населения); как система органов власти, управления и поддержания правопорядка в обществе. Существенными признаками государства являются: суверенитет, публичная, выделенная из общества, власть (госаппарат); территориальное деление всего населения на национальные и административные единицы; официальное представление интересов всего общества; монополия на: 1) законотворчество (издание и обеспечение реализации об необязательных правовых норм); 2) сбор налогов и 3) применение принуждения.

Государственный суверенитет - верховенство и независимость государственной власти как внутри страны, так и во внешнеполитической сфере, а также полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.

Гражданин - правовая характеристика личности как члена государства. Правовой статус гражданина закрепляется Конституцией, Законом о гражданстве и другими законами, которые должны соответствовать международно-пра


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.