Мемориал на Пискаревском кладбище — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Мемориал на Пискаревском кладбище

2022-10-28 38
Мемориал на Пискаревском кладбище 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ноябрь 1941 – январь 1944 годов – это 900 блокадных дней Ленинграда, каждый из которых был наполнен страданиями… Люди жили почти без еды, без воды, без света и без тепла, но голодные и измученные, едва передвигавшие от слабости ноги, они находили в себе силы делать оружие, варить сталь, ремонтировать танки, тушить пожары, бороться… И даже умирали победителями, так и не пропустив рвавшихся в город гитлеровцев. Решение о возведении мемориального ансамбля, посвященного героическим жителям блокадного Ленинграда, погибавшим от вражеских бомб и снарядов, от голода и холода, но остававшимся на своем посту, возникло уже в первые послевоенные годы.

Конкурсы на возведение мемориала проводились уже с 1945 года, но наиболее значительным по замыслу был проект архитектора А.В. Васильева. По окончании конкурса именно ему и Е.А. Левинсону, члену‑корреспонденту Академии архитектуры СССР, поручили дальнейшую работу над проектом мемориального ансамбля. Творцы его сознавали всю сложность возведения такого памятника в Ленинграде – городе с архитектурными традициями, складывавшимися на протяжении столетий… В городе, прославленном своими прекрасными ансамблями, созданными великими К. Росси, Д. Кваренги, В. Растрелли и другими зодчими.

Место для мемориала было отведено на Пискаревском кладбище, которое во время войны стало основным местом погребения погибших ленинградцев. Почти на всех ленинградских кладбищах есть блокадные могилы, но на Пискаревском их больше всего: здесь похоронено 470 000 человек. В своем дневнике руководитель работ Е. Левинсон записывал: «Первый взгляд на место захоронения не мог с достаточной убедительностью наметить средства выражения темы. Перед нами была печальная картина. Братские могилы были неравномерно разбросаны по территории, на месте бывшего песчаного карьера образовался пруд, небольшие кустарники были разбросаны по большому пространству кладбища». По мнению зодчего, открытое всем ветрам пространство не давало возможности сосредоточиться и предаться скорбным воспоминаниям, а на первых порах именно такую задачу ставили перед собой создатели ансамбля. И тогда возникла идея возвести мемориал в виде замкнутого дворика (подобного римскому атриуму), изолированного от окружающего его пространства приземистой массивной стеной.

За первыми эскизами последовали другие, А. Васильев и Е. Левинсон испробовали множество вариантов, на которых глухая замкнутая стена постепенно размыкалась, отходила в глубину территории, и в ее разрыве поднялся стройный обелиск с выбитой на его постаменте медалью «За оборону Ленинграда». Обелиск предполагалось сделать из хрустального стекла, чтобы он был легким, прозрачным и в любую погоду воспринимал цвет неба. Однако в первые послевоенные годы не было возможности технически претворить этот замысел в действительность, поэтому смысловым и композиционным центром всего мемориала стала статуя Родины‑Матери, установленная на фоне памятной стены, замыкающей перспективу ансамбля.

Вход на Пискаревское кладбище открывается строгими пропилеями (воротами), стены которых выложены из светлого доломита, привезенного с эстонского острова Сааремаа. Фасад каждого павильона пропилеи оформлен четырьмя пилонами – массивными прямоугольными столбами, за которыми расположились неглубокие лоджии. Фризы пропилеи выполнены из белого мрамора, и на коричневатом фоне они ярко выделяются своими светлыми лентами с памятными текстами, написанными поэтом М. Дудиным.

Внутри павильонов, облицованных цветным мрамором, расположены 2 мемориальных зала, в которых размещена экспозиция о героической обороне Ленинграда: аэростаты над городом, горящие дома, колонны ополченцев, работа под обстрелом в заводских цехах… В залах сделаны лаконичные надписи (соответственно): «Погибло от артиллерийских обстрелов и воздушных налетов 16 747 мирных жителей» и «Умерло от голода 632 253 мирных жителя».

На потолке первого зала – лепной венок с круговой надписью: «Слава отдавшим жизнь свою за город‑герой Ленинград». Композиция второго павильона посвящена второму периоду блокады города – вплоть до ее прорыва.

Между павильонами открывается обширная терраса, выложенная плитами. По сторонам ее посажены деревья, а в центре колышется пламя Вечного огня в траурном обрамлении из черного гранита. Слева за деревьями устроен небольшой бассейн, сквозь воду которого проглядывают мозаичные изображения горящего факела, выложенные на мраморных плитах дна. Факел оплетен дубовой ветвью и красными лентами. С террасы видна центральная часть всего некрополя, а дальше начинается спуск к ней.

Главная аллея длиной 300 метров, газонами разделенная на ленты гранитных плит, тянется вдоль братских могил. На стенах могил, обращенных к аллее, выбиты серп и молот, если под ними покоятся мирные жители; на могилах воинов выбиты пятиконечные звезды.

Аллея ведет к центральной статуе Родины‑Матери, которая сначала задумывалась как образ величественной женщины, стоящей на месте. При работе над эскизами скульптор В.В. Исаева сумела придать фигуре легкий наклон вперед, благодаря чему статуя, отлитая из тяжелого металла, как бы теряла свой вес. Но М.М. Исаевой не довелось самой до конца довести эту работу, и фигуру Родины‑Матери в натуральную величину (6 м) изваял ее постоянный помощник Р.К. Таурит.

Скульптура Родины‑Матери поставлена на террасу, которая приподнята над землей на полтора метра и к которой ведут гранитные лестницы. Статуя очень выразительна и на расстоянии, а по мере приближения к ней эта выразительность еще больше усиливается. Родина‑Мать в длинной одежде, скрывающей ноги, и с гирляндой из дубовых и лавровых листьев в вытянутых руках будто бы увенчивает тех, кто отдал жизнь за родной город. И как будто бы плавно движется навстречу всем, кто пришел почтить память павших героев. Она словно парит над захоронениями и видна от самого входа – мудрая и полная просветленной печали.

Фоном скульптуре служит мощная гранитная стена: на гладкой плоскости ее центральной части начертан текст, написанной поэтессой О. Берггольц:

 

Здесь лежат ленинградцы,

Здесь горожане – мужчины,

женщины, дети.

Рядом с ними солдаты –

красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции…

Их имен благородных мы здесь перечислить

не можем,

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.

 

По краям стены – шесть барельефных композиций, в обобщенных формах выражающих суровые и величественные дни блокады: ленинградцы отдают последний долг погибшему товарищу, стоят под обстрелом, поддерживают сраженного вражеским осколком солдата. На торцах стены – склоненные знамена, большие венки, внутри которых высечены обращенные пламенем вниз факелы, а справа и слева от каждого венка – фигуры людей: рабочего и работницы, солдата и матроса, в скорби преклонивших колена. Силуэты людей поэтически обобщены: движения их собранны и решительны, лица мужественны. Скульпторы намеренно пытались избежать подробной детализации, чтобы сосредоточить внимание на главном, поэтому даже шероховатая фактура камня подчеркивает суровость образов.

Работа над созданием мемориального ансамбля длилась около четырех лет, и его торжественное открытие состоялось 9 мая 1960 года – в 15‑ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В день открытия впервые вспыхнуло пламя Вечного огня, доставленного на Пискаревский мемориал с Марсова поля. Под звуки траурной мелодии нескончаемый людской поток двинулся вдоль братских могил, тысячи цветов легли на весеннюю землю, и с тех пор в любое время года на Пискаревском мемориальном кладбище лежат живые цветы.

 

В ДОЛИНЕ ЛАМБАЕКЕ

 

Многие крестьяне, живущие в долине Ламбаеке на севере Перу, испокон веков занимались своего рода любительской археологией. Уборка урожая сахарного тростника – работа сезонная, и местные жители неустанно перекапывают располагающиеся по соседству террасы, сложенные из древних кирпичей. Руины пирамид на севере современного Перу – наследие некогда населявших эти края индейцев, создавших культуру Мочика с центром Моче. Они обитали на территории между Андами и Тихим океаном в начале нашей эры, и к VII веку их культура достигла своего наивысшего расцвета. Из обожженных на солнце кирпичей они воздвигали прекрасные храмы и гигантские мавзолеи, а своих покойников буквально осыпали золотом. Вот крестьяне и надеются найти в земле что‑нибудь ценное – найти и продать. Полиция же, пытаясь вернуть государству расхищаемые ценности, часто прибегает к оружию…

Так было и осенью 1987 года, когда очередные искатели кладов при раскопке одной из старых террас обнаружили золотые предметы. Жители деревни успели продать золото американцам, прежде чем властям стало известно об этой сделке. Узнав о находке, полиция потребовала очистить место захоронения, которое сразу же было оцеплено. Деревню окружили, все дома обыскали… В музей в Ламбаеке были переданы две изумительные маски из золота и много других драгоценных украшений. А потом попросили прислать специалиста. Однако ночью крестьяне из поселка Сипан попытались проникнуть за оцепление, полицейские начали стрелять, и один из жителей был смертельно ранен.

Известие о том, что в захоронении обнаружены золотые предметы, 37‑летний доктор археологии Вальтер Альва, директор музея Брюнинга, воспринял довольно скептически. Ему уже не раз приходилось приезжать по подобным вызовам, и всегда он заставал лишь развороченную землю да отвратительную мешанину из обломков человеческих костей и мусора. Но на этот раз мечта ученого обернулась явью, как будто судьба сжалилась над наукой и щедрой рукой восполнила многие потери и разочарования. В. Альва первым из ученых убедился в том, что внутри перуанских пирамид (а их в долине Ламбаеке было 26) помещены склепы.

Сдерживая нетерпение, археологи работали очень осторожно и более года раскапывали могилу «повелителя Сипана». Чтобы проникнуть в глубь террасы, высота которой равнялась 30 метрам, им пришлось извлечь тонны песка, глины и мусора. Боясь повредить возможные находки, они действовали совками, небольшими лопатками и кисточками. Работы велись под круглосуточной охраной полиции, так как обнаруженное в гробнице золото вызвало в округе «золотую лихорадку».

В. Альва, его коллеги и помощники говорили, что работают как хирурги, ведь от точности и ловкости их рук зависело – будет жить замечательная находка или исчезнет навсегда. Одну за другой вносили они в свой каталог драгоценные находки, и уже через год была составлена наиболее полная коллекция предметов доколумбовой поры – древней и таинственной культуры Мочика. Причем это были подлинные произведения искусства, ни в чем не уступавшие тем, что были найдены в Старом Свете.

Ученые предположили, что найденная гробница принадлежит правителю страны, который одновременно объединял и функции главного жреца и военачальника. Здесь же были обнаружены еще несколько захоронений, по‑видимому, свиты покойного правителя – «телохранителя» в воинских доспехах. По левую и правую руку от царственного покойника были захоронены еще два мужчины, причем один из них (может быть, посыльный или егерь) был погребен вместе с собакой. Возможно, это была одна из тех пятнистых охотничьих собак, которые встречаются на рисунках той поры, изображающих царскую охоту на оленей. «Телохранитель» лежал на четырехметровой глубине у входа в погребальную камеру – как бы продолжал нести свою вахту, охраняя загробный покой повелителя.

Продолжив раскопки, археологи заметили следы каких‑то деревянных балок – по всей вероятности, опор, некогда подпиравших потолок погребальной камеры. А еще глубже появились массивные медные шарниры и отпечатки толстых досок – гроб правителя, которому, как потом определили ученые, было не более 30 лет. По его останкам было установлено, что умер он своей смертью, так как специалисты обнаружили у него артрит в начальной стадии и кариес одного из зубов. Но этих данных, конечно же, недостаточно, чтобы строить какие‑то гипотезы… Загадкой остается и то обстоятельство, что в скелете «телохранителя» отсутствуют обе ступни, а у другого мужчины недостает одной ступни.

В изголовье и у ног правителя покоились останки двух молодых женщин (примерно 20‑летних), возможно, это были его жены или наложницы. У обеих женщин тоже недостает по одной ступне, и ученые предположили, что, возможно, это входило в ритуал похорон: умертвив близких повелителя, им отрубали ступни, чтобы в загробном мире они не смогли его покинуть.

Раскопки гробницы правителя Сипана помогли ученым более полно взглянуть на культуру Мочика. По всей вероятности, эти люди не создали своей империи, однако владычество их распространялось на довольно большую территорию. Подобно древним шумерам Месопотамии, они использовали орошаемое земледелие и создали хитроумную систему оросительных каналов, благодаря чему превратили свои неплодородные земли в маленький оазис изобилия. Плодами его кормились свыше 50 000 человек – гораздо больше, чем в настоящее время. По уровню ткачества индейцы моче не уступали знаменитым инкам, которые появились на исторической арене спустя 1200 лет. Моче строили пирамиды и достигли потрясающего искусства в обработке металлов. Но особенно интересной оказалась обнаруженная в гробнице керамика. Свыше 1000 горшков, мисок, кувшинов и кувшинчиков внесли археологи в свой каталог, и каждый из них был произведением искусства. Некоторые сосуды были причудливо разрисованы, причем красная и оливковая краски на них хорошо сохранились. На первый взгляд, рисунок росписи показался ученым каким‑то непривычным орнаментом, но, присмотревшись, исследователи увидели определенные, часто повторяющиеся и вполне реалистичные мотивы. Вот, например, сцена похорон: двое мужчин с видимым усилием спускают на веревках в яму длинный, похожий на гроб предмет. Часто изображаются воины, горбуны, связанные пленники с искаженными от боли лицами, рожающие детей женщины, эротические сцены, охота…

Много встретилось ученым горшочков, вылепленных из красной глины, но не расписанных и выглядевших проще. Однако и они были сделаны наподобие маленьких скульптур – целая армия глиняных горшочков‑гномов! Многие из этих скульптурных сосудов явно воспроизводят одни и те же образы – сидящих, стоящих и коленопреклоненных пленников с веревочными ошейниками, обнимающихся влюбленных и лиц, посылающих им воздушные поцелуи.

Известный путешественник Тур Хейердал, приглашенный В. Альвой посетить Сипан, отмечал огромное мастерство и тонкий вкус мастеров, выполнивших фигурки людей с большими круглыми дисками в длинных мочках ушей. Почти все они были заняты рыболовством или другой деятельностью, но все равно связанной с морем. Больше всего Т. Хейердала поразил материал, с которым работали древние мастера: инкрустированные глаза масок были сделаны из драгоценного лазурита. Это обстоятельство удивило путешественника, ведь поблизости находились богатые золотые россыпи, да и месторождение в Андах отсюда не так далеко. А лазурит можно было добыть только в Чили – примерно в 2000 километрах отсюда. Зубы тех же масок были сделаны из розовых раковин моллюска «спондилюс», который тоже водился в сотнях километрах отсюда – в водах Панамы и Эквадора.

В ювелирных украшениях щедро использовалась бирюза, которую доставляли, очевидно, из далекой Аргентины или южных областей Северной Америки. Красочные перья великолепных плащей, лежавших в захоронениях правителей Сипана, принадлежали птицам лесов по ту сторону Анд или из Эквадора. И Тур Хейердал делает вывод, что, судя по всему, вся Южная Америка было доступна и хорошо известна народу, который обосновался в долине Ламбаеке и соорудил здесь пирамиды.

Но к X веку культура Мочика уже устарела, по мнению некоторых ученых, она была уничтожена в результате вторжения с запада воинственных горных племен. Другие исследователи полагают, что происходило совершенно мирное, но длительное проникновение чуждых народов с юга, которые постепенно ассимилировались с индейцами моче. Раскопанная в Сипане гробница пока еще не дала окончательного ответа на вопрос, что стало причиной заката культуры Мочика, но ценность ее открытия неизмерима – как для археологической науки, так и для расширения наших знаний о прошлом человечества. По мнению специалистов, за всю историю перуанской археологии подобных находок еще не было, и такое событие можно сравнить разве что с открытием американскими историками горной цитадели Мачу Пикчу.

 

НА МОГИЛЕ ВАНГИ

 

О болгарской пророчице, целительнице и ясновидящей Ванге знает, наверное, весь мир, но феномен ее не разгадан до сих пор ни наукой, ни религией. Вангелия Гущерова жила в Петриче – самом южном болгарском городе, расположенном у подножия Белясицы. Она родилась в январе 1911 года, в 12 лет попала в страшный смерч: ураган сначала поднял девочку на воздух, а потом проволок по полю. Выжила она чудом, но потеряла зрение, и с этого же времени у нее появился дар ясновидения.

Более 50 лет слепая Ванга оставалась надеждой для сотен людей, которые ежедневно толпились у порога ее дома, с благоговением ожидая встречи с неведомым чудом. Когда слава о ней перешагнула границы Болгарии, в Петрич стали приезжать со всего света, и никто не уходил разочарованным. Каждого Ванга врачевала либо от телесной, либо от душевной боли и давала советы для благоприятного разрешения сложившейся ситуации. Было время, когда за год она принимала по 100–120 тысяч человек, и с кем только она не встречалась! С одними вела долгие беседы, другим говорила всего лишь два‑три слова… Она проникала в прошлое людей, заглядывая в затаенные уголки их душ, угадывала самые сокровенные желания и потаенные мысли, знала о существующих болезнях и подстерегающих человечество в будущем. Зародился в ней этот дар в детстве, когда она увидела во сне и известные, и не знакомые ей лекарственные растения, которые потом рекомендовала всем страждущим для лечения от различных болезней. Снились ей и события, связанные с жизнью семьи, которые потом сбывались с поразительной точностью.

Сновидения и пророчества Ванги с особой силой проявились во Вторую мировую войну, точную дату начала которой она в свое время назвала односельчанам. А когда смерть и жестокость, разрушения и болезни, страх и ужас сеяли среди людей отчаяние и почти полную безнадежность, своими прорицаниями она давала отчаявшимся людям надежду, растерявшимся – уверенность в себе, больным – исцеление. Задолго до переживаемых ныне напастей Ванга предупредила человечество об экологической катастрофе и о страшном вирусе.

Зная обо всех все (о себе, конечно, тоже), она позволяла лечить себя, только когда поднимались температура и давление, особенно досаждавшие ей в последние годы жизни. Свою же серьезную болезнь, как рассказывает целительница Людмила Ким, она не позволяла лечить никому, так как считала, что любая болезнь для человека – лишь способ исполнить предначертанное.

Дотошные специалисты подсчитали, что из пяти пророчеств Ванги сбывались четыре, но, может быть, они просто не умели растолковать смысла ее слов. Порой она и сама затруднялась истолковать их суть – Истина приходила к Ванге неведомыми даже ей путями… По ее мнению, секрет будущего земной цивилизации хранят египетские пирамиды, именно в них оставлен нам ключ к Абсолютному Знанию. Недаром арабы, покорившие Египет в середине первого тысячелетия нашей эры, говорили: «Все на свете боится времени, но само время боится пирамид». По расчетам ученых, пирамиды могут без видимого ущерба пережить и ядерный удар.

 


[1] Греки позднее назвали этот город Гелиополисом.

 

[2] Эти рассказы Геродот записывал со слов простых египтян, и именно такими в народной фантазии предстают строители великих пирамид.

 

[3] Ритон – сосуд для питья в виде рога животного.

 

[4] Квадрига – скульптурная колесница с четверкой лошадей.

 

[5] По свидетельству историка Плиния Старшего, выдающийся художник IV века до н. э. Никомах однажды за очень короткое время создал неповторимую сцену похищения Персефоны. Ученые полагают, что найденная в Вергине фреска и есть его работа.

 

[6] Подобный панцирь носил Александр Македонский, о чем свидетельствует мозаика, хранящаяся в музее Неаполя.

 

[7] Орфей был родом из племени, обитавшего на Балканах до прихода туда греков. Последние включили легенды о нем в свои мифы, поэмы и драматические произведения, сделав его сыном речного бога Эагра и музы Каллиопы.

 

[8] По этой же причине уцелел от разрушения и храм Рождества Христова в Вифлееме.

 

[9] Впоследствии на месте Цезареи был выстроен современный алжирский город Шершель.

 

[10] Латинский язык вошел в употребление позже.

 

[11] Люнет – арочный проем в стене или своде, снизу ограниченный горизонтально. В сквозных люнетах помещаются окна, глухие люнеты украшаются росписью и скульптурой.

 

[12] Теперь слепки с этих голов стали желанным призом на международных кинофестивалях, которые проводятся в Мексике.

 

[13] На протяжении многих веков на этом месте действовали, сменяя друг друга, разные культовые сооружения: святилище арамейского бога Хадада, римский храм Юпитера Дамасского и др.

 

[14] Чичен‑Ица буквально означает «рот колодца, пасть».

 

[15] Глава составлена по материалам исследований Л А Проценко.

 

[16] При церкви Святого Николая, как полагают ученые, сначала был женский монастырь, который потом преобразовали в мужской.

 

[17] После Крещения Руси князь Владимир, исполняя свой долг христианина, решил остаться с одной женой и выбрал Анну Греческую.

 

[18] Впоследствии при этой церкви устроился Больничный монастырь.

 

[19] В Успенском соборе Московского Кремля хранится образ, называемый «Предста Царица» (или «Царь Царемъ»), написанный преподобным Алиппием.

 

[20] Сама гробница Джона Мильтона находится в небольшой церкви святого Джайльса.

 

[21] Ныне здание Академии изящных искусств.

 

[22] «Юань чао ми ши» – «Секретная история династии Юань» (монгольской), составленная в XII веке на монгольском языке в Монголии неизвестным автором.

 

[23] Завет Чингисхана исполняли в точности вора закапывали в землю по горло, и он умирал.

 

[24] Попутно отметим, что при нем на Руси стала впервые употребляться бумага.

 

[25] Попутно отметим, что при нем на Руси стала впервые употребляться бумага.

 

[26] В 1835 году эта икона была заменена ныне существующей крышкой гроба, также чеканенной из серебра и украшенной скульптурными изображениями херувимов в оформлении цветочных гирлянд.

 

[27] Вознесенский храм впоследствии еще несколько раз подвергался пожарам, но каждый раз восстанавливался; окончательно он был возобновлен в 1721 году.

 

[28] Ученые предполагают, что ее, видимо, отравили сразу же после свадьбы.

 

[29] Мечеть Эйюба была и коронационной: в ней будущего султана опоясывали мечом Османа.

 

[30] Теперь эта мечеть называется Праведной.

 

[31] Вакуф – имущество, отказанное государством или лицом на благотворительные цели.

 

[32] В ту же «куполообразную постройку» перенесли прах Мухаммеда‑Султана и похоронили рядом с Тимуром.

 

[33] По его сообщениям только вступивший на престол Халиль‑Сул‑тан привез тело Тимура в Самарканд Тимура похоронили в склепе медресе Мухаммед‑Султана на могилу усопшего повелителя положили его одежды, по стенам были развешаны предметы его вооружения и утвари, украшенные драгоценными камнями и позолотой.

 

[34] До настоящего времени ее гробница не сохранилась.

 

[35] В те времена Самарканд – бывшая столица огромной империи Тимура – входил в Бухарское ханство.

 

[36] Родник этот действительно существовал, но был засыпан в 1950‑х годах при строительстве водозащитных сооружений.

 

[37] Это была одна из категорий, по которым молодой шах разделил своих придворных.

 

[38] Теперь это место называется «Вышка Филиппа».

 

[39] Исключение составляют лишь Гомеш, сдавший Мальту Наполеону Бонапарту, и магистры более позднего времени. Их прах покоится в капеллах центрального нефа.

 

[40] Есть некоторые сведения, что, живя в Стратфорде, Шекспир с особой любовью сочинял серьезные и сатирические надгробные надписи для друзей и знакомых.

 

[41] В конце XVIII века это перо было похищено каким‑то студентом из Оксфорда.

 

[42] Имя венецианца Джеронимо Веронио впервые было названо в «Путевых заметках о паломничестве в Индию» католического миссионера Себастьяна Манрике (португальца), побывавшего в Агре в разгар строительства Тадж‑Махала.

 

[43] «Путевые записки о паломничестве в Индию» С. Манрике в середине XX века были изданы в Лондоне и прокомментированы иезуитом Хостеном и католическим священником Гайсинтом. Оба они дружно утверждают, что венецианец Д. Веронио и есть тот самый Устад Иса Хан, которого индийцы считают главным зодчим Тадж‑Махала, однако документальных подтверждений этой версии нет.

 

[44] Тогда же Петр I намеревался учредить и орден в честь Александра Невского, но намерения своего исполнить не успел. Орден Александра Невского учредила в 1725 году его супруга Екатерина I.

 

[45] Впоследствии в постановлении Святейшего синода указывалось, чтобы отныне святого Александра Невского в монашеской одежде «николи не писать», а писать в одежде великокняжеской. В такой одежде и был выполнен образ благоверного князя для крышки гробницы неизвестным художником XIX века.

 

[46] В летописях сказано, что победа эта была одержана на Ижоре, следовательно, место это названо Виктори по каким‑то другим причинам.

 

[47] Обонпольный – находящийся по другую сторону.

 

[48] Черный цвет как знак траура впервые был употреблен в России именно в этой церемонии.

 

[49] Над надгробиями малолетних детей Петра I надгробные знаки отсутствовали.

 

[50] Тогда с надгробий исчезли многочисленные реликвии и сокровища богатейшей ризницы собора. В 1930‑е годы часть этих предметов была продана за границу.

 

[51] Ученые предполагают, что движение рук было вызвано каким‑то механическим приспособлением, устроенным голландскими бальзамировщиками.

 

[52] Существовало еще и Семеновское кладбище с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы, но сведений о нем почти не сохранилось.

 

[53] К началу XX века погребение при церквах стало дозволяться лишь в виде исключения, по особому разрешению, и только лицам, оказавшим церкви большие услуги.

 

[54] Для сравнения: корова в те времена стоила 5 рублей.

 

[55] В 1930‑е годы при создании музея‑некрополя «Литературные мостки» прах И.С. Тургенева и надгробный памятник писателя перенесли в некрополь, так как территория Спасского собора была отведена под завод «Монументальная скульптура».

 

[56] Ныне город Ногинск.

 

[57] «Лев Гурыч Синичкин», «Война с тещей», «Стряпчий под столом» и еще 40 водевилей.

 

[58] Все галереи, ведущие в бывшее бомбоубежище, сейчас замурованы. В нем находится научный центр, где ведутся исследования, требующие подземных условий.

 

[59] В память о деятеле революции Марате и тех днях, когда он в самом начале своей карьеры (зимой 1789) искал в его каменоломнях убежище.

 

[60] «Мулен де ля Галет» просуществовала до 1925 года. Сейчас на ее месте выстроены уже настоящий танцевальный зал и новая, декоративная мельница.

 

[61] Прах писателя в июле 1908 года перенесли в Пантеон.

 

[62] Снималась в фильме Жана Люка Годара «На последнем дыхании».

 

[63] В компьютерной картотеке кладбища имя князя А.Н. Волконского не значится.

 

[64] После морского сражения при Свенсксунде в плен попало около 700 русских воинов.

 

[65] В память о них Русское посольство в Швеции намеревается установить мемориальный камень.

 

[66] Сейчас один квадратный метр на Реколете стоит столько же, сколько на фешенебельной Пятой авеню в Нью‑Йорке.

 

[67] X Д. Перон обещал поместить их в предполагавшемся внутри монумента музее, чтобы они служили гарантией займов, предоставляемых бедным семействам для строительства собственных жилищ.

 

[68] Этой массой была шелковая вата, которой была выложена внутренность гроба.

 

[69] Первым историком, который на основании фактов пытался доказать, что в Доме инвалидов покоится двойник Наполеона, был П. Газобон. В 1964 году версию о двойнике Наполеона взялся обосновать в своей книге «Страннее всего» английский писатель Ф. Эдварде. С кратким изложением их версий читатель может ознакомиться по публикации журнала «Знак вопроса» (1999, № 1).

 

[70] Излагая данную версию, Ж.Р. де ла Бретонн при всей категоричности своих утверждений не ссылается на какие‑либо конкретные исторические источники. На основании документов его предположения попытался проанализировать советский ученый Э.А. Натансон, о чем читатель может подробнее узнать в журнале «Вопр. истории» (1969, № 8). Рекомендуем прочитать работу этого же автора «Двойники Наполеона» (Вопр. лит‑ры. 1966, № 10).

 

[71] На месте злодейского убийства И. Г. Чавчавадзе был установлен обелиск с барельефом поэта.

 

[72] В 1868 году с галереи Арлингтон‑хауза был впервые объявлен День поминовения.

 

[73] До 1955 года в доме, который построил Джон Вашингтон Парк Кастис, располагались кладбищенские конторы, а сейчас в нем разместился Мемориал генералу Роберту Ли.

 

[74] Ветераны, ушедшие в отставку, и члены их семей могут претендовать лишь на захоронение в Арлингтонском колумбарии.

 

[75] После Второй мировой войны останки русских воинов были еще раз перенесены, и теперь они покоятся рядом с советским воинским мемориалом.

 

[76] РОА – Русская Освободительная Армия.

 

[77] Впоследствии родные и друзья М.И. Глинки приложили много сил и хлопот, чтобы перевезти дорогой прах на родину. В мае 1857 года Людмила Ивановна Шестакова, сестра композитора, и несколько близких друзей встретили в Кронштадте пароход с гробом, и в конце месяца гроб с останками великого русского композитора опустили в родную землю Александро‑Невской лавры.

 

[78] В свою очередь и русские с уважением отнеслись к могилам погибших японцев. Когда на Перепелиной горе был открыт памятник японским воинам, к нему были возложены венки от русской армии и флота.

 

[79] При расследовании обстоятельств гибели царской семьи с Н А Соколовым был тесно связан Р. А. Вильтон – корреспондент газеты «Тайме» в Петербурге. Он вникал во все подробности следствия и участвовал в таких действиях, к которым следователь допускал особо доверенных лиц. Р. А. Вильтон сделал снимки многих мест и вещей, касавшихся преступления, и сберег с опасностью для жизни один из экземпляров следственного дела.

 

[80] А. Авдонин попутно закопал в царскую, как он полагал, могилу свой бытовой мусор – старый чайник, ржавый таз и другую рухлядь.

 

[81] За годы советской власти Ипатьевский дом повидал немало хозяев. Сначала в нем разместился музей, а после Великой Отечественной войны в особняке было областное отделение «Союзпечати», затем центр по подготовке учителей из соседнего Челябинска. В ночь с 17 на 18 сентября 1977 года дом снесли, а перед этим там проводил свои репетиции молодежный театр.

 

[82] По дороге в овин только трем детям удалось скрыться Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу.

 

[83] Выжили тогда только три человека Виктор Желобкович, Антон Барановский и Иосиф Каминский.

 

[84] В Норвегии издан четырехтомный биографический «Словарь узников Грини».

 

[85] Книги эти можно получить в любой публичной библиотеке Норвегии.

 

[86] По древним канонам нельзя возводить здания, высота которых превышала бы императорские сооружения.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.148 с.