Послание из гробницы китайского императора — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Послание из гробницы китайского императора

2022-10-28 38
Послание из гробницы китайского императора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В марте 1974 года три молодых крестьянина из небольшой деревушки, располагавшейся в нескольких километрах от Сианя (административного центра китайской провинции Шэнь‑си), отправились в поле рыть колодец и случайно наткнулись на туннель, ведущий в гробницу императора Цинь Ши‑хуанди. Древний китайский историк Сыма Цянь в своих трудах сообщает, что как только Цинь Ши‑хуанди пришел к власти, он начал проводить государственные мероприятия крутыми мерами. Всех, кто выказывал недовольство, казнили, соучастников по закону круговой поруки превращали в рабов. Далекие походы, сооружение Великой стены, ирригационных каналов, проведение дорог, широкое градостроительство – все это требовало колоссальных материальных затрат и… человеческих жертв.

Цинь Ши‑хуанди – «Первый император Цинь» – приказал устроить в толще горы Лишань склеп, для чего со всей Поднебесной империи было согнано свыше 700 000 рабов и каторжников. Они углубились до третьих вод, залили стены бронзой и спустили вниз саркофаг. Склеп заполнили редкими вещами, необыкновенными драгоценностями и изготовленными из глины фигурами чиновников всех рангов. Из ртути были сделаны большие и малые «моря и реки», на потолке склепа изобразили небо, а на полу – поверхность земли. Мастерам повелели изготовить луки‑самострелы, чтобы поразить любого, кто осмелится проникнуть в усыпальницу императора.

После смерти Цинь Ши‑хуанди его наследник повелел умертвить и захоронить вместе с покойным всех многочисленных обитателей его дворца. Когда гроб с телом императора уже опустили в склеп, появилось опасение, что мастера, изготовившие тайные устройства усыпальницы, могут проговориться о скрытых в ней сокровищах. Поэтому после завершения церемонии похорон их наглухо замуровали в склепе. Чтобы замаскировать могилу, на вершине горы посеяли траву и посадили деревья. Первоначально высота горы Лишань достигала 115 метров, сейчас этот курган возвышается на 76 метров. В древности гору окружал парк, но до нашего времени он не сохранился.

Обширное захоронение погребальных статуй воинов и коней – это своего рода «гвардия», охраняющая особу императора в потустороннем мире. Всего таких захоронений четыре, и в самом большом из них – 6000 глиняных статуй (немецкие источники приводят цифру 8000). Сейчас в целях сохранения единого комплекса от непогоды и для удобства дальнейших раскопок над ним сооружен павильон со сводчатым потолком, по форме напоминающий крытый стадион или бассейн.

Захоронение расположено на глубине пяти метров: в нем множество коридоров, вдоль которых уже стоят отреставрированные фигуры воинов, а также лошадей, запряженных в боевые колесницы. Впереди них в три ряда выстроился головной отряд стрелков – по 70 фигур в каждом ряду. По мнению китайских ученых, все войско построено не в боевом порядке, а для учения. Статуи, изготовленные из обожженной глины и внутри полые, сделаны очень тонко и тщательно. Древним мастерам удалось даже передать национальные особенности воинов и различные выражения их лиц. Специалисты утверждают, что все солдаты разные и в терракотовой армии не найти и двух воинов с одинаковыми лицами. По форме одежды и разным позам воинов можно судить о различии их рангов и даже о принадлежности к разным родам войск. Вот, например, солдат, одетый в короткую тунику и нагрудный панцирь без украшений. Волосы его уложены узлом, на ногах – обмотки и обувь с прямоугольным носком. На другом воине «надет» длинный стеганый халат, третий облачен в латы и шлем… На офицерах – высокие шапки и нагрудные латы с украшениями, на ногах – сапоги. Генералы тоже стоят в чешуйчатых латах с украшениями и в шапках в виде двух птиц.

Есть в армии императора и всадники, и ездовые (управляющие колесницами), и стрелки с луками и самострелами. Один, в нагруднике и короткой тунике, встал на колено и натягивает лук; другой, готовясь к стрельбе, повернулся в сторону… Третий, ездовой, держит в вытянутых руках невидимые вожжи… Тут же полутораметровые керамические кони под желтыми седлами, как бы застывшие в ожидании стремительного броска. Они напоминают низкорослых, но отличающихся выносливостью и резвостью монгольских лошадей.

Тщательность, с которой вылеплены все фигуры, свидетельствует о таланте и высоком уровне мастерства древних умельцев. Их согнали сюда великое множество и организовали в группы по принципу разделения труда: кто месил глину, кто лепил только руки и ноги воинов и т. д. Отдельные «мастерские» занимались производством туловищ воинов в боевом облачении и лошадей, большая группа мастеров собиг рала готовые части и передавала фигуры художникам для раскраски.

«Глиняная армия» императора Цинь Ши‑хуанди представляла собой весьма живописную картину. Когда‑то воины были выкрашены в желтый, зеленый и фиолетовый цвета, но, к сожалению, под воздействием неумолимого времени многие краски сильно поблекли. И ныне первоначальную окраску воинов можно увидеть лишь в экспозиции музея, где на искусно сделанном макете представлен весь процесс их изготовления.

Довольно хорошо сохранились две колесницы, сделанные почти в натуральную величину из бронзы, серебра и золота. Одна из них представляет собой крытую двухколесную повозку для переездов императора. Сзади – дверца, по бокам и спереди – окна с задвигающимися ставнями, в которых прорезаны маленькие отверстия, чтобы император и при закрытых окнах мог видеть все, что делается снаружи. Очень искусно выполнена конская упряжь, украшенная золотом и серебром.

Старинное китайское выражение гласит, что «жизнь и смерть – два лика одной сути». Не забывали об этом и императоры, потому Цинь Ши‑хуанди и взял с собой в могилу готовое к сражению «войско». Хотя в III веке до н. э. человеческие жертвоприношения в Китае не практиковались, Цинь Ши‑хуанди «увел» с собой в загробный мир несколько тысяч человек. Убить 8000 опытных воинов, требовавшихся для охраны собственного покоя, даже этому императору, привыкшему ни во что ставить человеческую жизнь, показалось напрасной тратой людских ресурсов государства. Ограничиться же охраной из нескольких десятков умерщвленных солдат повелитель Поднебесной империи не мог, поэтому и взял с собой терракотовую гвардию.

Однако английский ученый М. Коттерелл утверждает, что китайским императором двигали совсем другие мотивы. Отдавая приказ о создании «глиняных воинов», он будто бы хотел в таком зашифрованном виде донести до потомков чрезвычайно важную информацию. Археологи с самого начала обратили внимание на то, что выражения лиц воинов удивительным образом напоминают китайские иероглифы, но не все 10 516 символов, а только десять из них. Один из них, например, призывает «повнимательнее приглядеться», другой означает «тоннель или крытый коридор», третий – «солнце» и т. д.

Ученые утверждают, что уже сейчас сумели в общих чертах разгадать смысл послания первого китайского императора. Начинается оно примерно так:

«Внимательно посмотри на воинов в потайных коридорах. Прочитай иероглифы каждый в отдельности, воспользуйся своим умом и постарайся вникнуть в суть времени, охватывающего период от начала жизни до сегодняшнего дня, понять сущность солнца и бога.»

Помимо алфавитного шифра, ученые обнаружили еще четыре, которые основываются на цифрах и астрономических явлениях. Каждая деталь в глиняных солдатах имеет глубокое значение и смысл, начиная от их количества и порядка построения и кончая числом заклепок на их глиняных доспехах. В шифре чаще всего встречаются священные для китайцев цифры «6» и «9»: число «999» означало в Древнем Китае добро и рай. Даже количество колечек в замысловатых прическах глиняных воинов чаще всего кратно 6 и 9. Таким образом при помощи терракотовых солдат Цинь Ши‑хуанди хотел объяснить будущим поколениям, как знаки Зодиака влияют на жизнь людей, как правильно предсказывать плохие и хорошие времена, и многое другое…

 

В КЕДРОНСКОЙ ДОЛИНЕ

 

К югу от Гефсимании открывается участок древней Кедронской долины и обращенный к святому граду Иерусалиму склон Елеонской (Масличной) горы. Когда‑то по дну долины струился поток, а теперь его узкое и глубокое ложе и склоны Елеонской горы представляют собой кладбище, на котором наслаиваются друг на друга гробницы разных времен и народов. Название долины связано с библейским пророчеством Страшного суда: именно здесь прозвучит грозная труба архангела, при звуках которой долина расширится, восставшие из своих могил грешники предстанут перед судом Господа, и огненная река потечет по Кедрону. Евреи и мусульмане указывают на Царскую долину (она носит еще и это название) как на место последнего суда, поэтому те и другие устроили здесь свои кладбища. Этот тысячелетний некрополь с древнейших времен существовал под названием гробы сынов людских.

Величественная архитектура склепов свидетельствует о том, что в них погребались члены знатных и богатых семейств Иерусалима. Самым древним памятником этого восточного некрополя является Силоамский монолит, представляющий собой прислонившийся к скале небольшой дом с плоской крышей. Обращенный фронтоном к обрыву, памятник доступен только с западной стороны. Когда‑то вход в гробницу был значительно ниже, но в V–VI веках в Силоамском монолите, как и в других иерусалимских гротах, жили отшельники, которые и расширили вход, разрушив при этом бывшие над ним древние надписи. От них остались сейчас только верхние части нескольких букв древнееврейского (или финикийского) письма.

Внутри гробницы, в ее восточной и северной стенах, на высоте около 80 сантиметров от пола высечены две небольшие ниши, но никаких следов лож для гробниц здесь нет. Поэтому даже трудно сказать, был ли вообще Силоамский монолит гробницей или каким‑нибудь другим памятником. Французский археолог Сольси считал, что это был храм, возведенный по египетскому образцу и посвященный божеству супруги царя Соломона – египтянки, не пожелавшей и в Иерусалиме расстаться с культом своих предков. Однако для храма монолит отделан довольно просто, особенно если это был монументальный храм супруги царя; к тому же он был чрезвычайно удален от города. Но отделка его действительно напоминает характер обработки египетских храмов, поэтому арабское предание и называет его «гробницей египетской царицы». Иерусалимские же евреи считали, что памятник этот принадлежит пророку Обадии, хотя и это сомнительно, так как Блаженный Иероним видел гробницу этого пророка в Севастии вместе с мавзолеем пророка Елисея.

К северу от Силоамского монолита расположилась гробница Захарии. Она представляет собой высеченный в скале монолитный куб со сторонами 5,5 метра, но от предыдущего памятника отличается тем, что отсечена от скалы со всех сторон. Так что при ее возведении образовался широкий проход, заполненный могилами евреев, считавших за счастье быть похороненными по соседству с могилой великого праведника.

Вместо плоской крыши на гробнице Захарии установлена небольшая пирамида, из‑за которой местные арабы называют этот памятник «гробницей жены фараона». Однако гробница эта не имеет входа в погребальные камеры, так что прах великого праведника должен и сейчас покоиться здесь, если только гроб его остался неприкосновенным, так как многие искатели сокровищ делали попытки раскопать этот памятник. Однако не было даже намека на дверь или спуск, и своей загадочной неприступностью этот памятник выдержал многое, но никому не открыл хранящегося в нем саркофага.

О времени сооружения гробницы Захарии предания так противоречивы, что могут только сбить исследователей с толку. Евреи и христиане тоже несогласны между собой относительно лица, которому принадлежит гробница. Христиане утверждают, что памятник принадлежит Захарии, отцу Иоанна Предтечи, убитому за пророчества о разрушении Иерусалима. Евреи же считают, что это был тот Захария, о котором упоминается во второй книге Паралипоменон. В IV веке, например, вообще указывалось, что это гробница пророка Исайи. Памятник Беньямин Тудела передает предание, согласно которому памятник называется гробницей царя Озии, но большинство исследователей называет его памятником отца Иоанна Предтечи. Считается, что убийцы первосвященника возвели его как искупительную жертву для умиротворения невинно пролитой крови.

В некоторых местах гробницы, особенно в закрытых от дождя углах, уцелела древняя штукатурка огненно‑красного цвета, покрывавшая некогда весь монолит. Таким образом, уже самим своим цветом памятник горел очень ярко, напоминая о невинной крови праведника.

К югу Кедронская долина сужается, так что под конец представляется уже пропастью, слева от которой, на крутом обрыве, стоит Столп Авессалома. Он сделан из монолита, вырубленного в горной скале, и украшен ионическими пилястрами и дорическим фризом. Нижняя часть столпа представляет собой куб со сторонами 6,8 м, хотя в настоящее время он с южной и восточной сторон завален. Этот монолитный куб служит основанием для второй части памятника – уже не монолитной, а сложенной из огромных тесаных камней в меньших размерах, чем нижняя часть (со сторонами 6,33 м). Над второй частью возвышается третья – цилиндрическая, сложенная уже из гладких камней. Она имеет очень красивый карниз, высеченный из камня и напоминающий слабо сплетенный канат. Венчает Столп Авессалома круглая крыша со шпицем, так что весь памятник похож на небольшую колокольню деревенской русской церкви.

Вход в него ведет со всех сторон, но наиболее удобен в южной части, с самого начала для этого и предназначавшейся. Внутренняя часть памятника представляет собой небольшую четырехугольную камеру, некогда тщательно отделанную, но теперь на ее стенах видны следы разрушений, сделанных искателями сокровищ. Этот памятник сам себе воздвиг мятежный Авессалом – третий сын царя Давида.

Он умертвил своего сводного брата Амнона и убежал от отца. Но потом был снова позван, хотя длительное время и не был принят царем Давидом. Впоследствии примирение состоялось в ущерб истинной праведности без какого‑либо покаяния со стороны Авессалома. Давиду же пророк Нафан сказал, что его наследник еще не родился, и, вероятно, это стало известно Авессалому. Но поскольку старшие братья – Амнон и Далуиа – были умерщвлены, он, естественно, думал, что престол должен отойти ему. Притворной снисходительностью Авессалом завоевал сердца народа и затем в Хевроне провозгласил себя царем. Мятеж его был так силен, что царю Давиду даже пришлось бежать из Иерусалима, но потом он собрал войска, и война продолжилась. Авессалом, проезжая лес, запутался своими волосами в ветках дуба, и был убит Иоавом.

У Авессалома было три сына и дочь, но после того как у него не осталось сыновей, он и поставил колонну: «Прежде своей смерти… воздвигнул себе в царской долине мраморный столп, в расстоянии двух стадий от Иерусалима, который и назвал монументом Авессалома, говоря: когда погибнет мое потомство, тогда, по крайней мере, в памятнике будет памятно мое имя». Так сказано об этом в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия, а во второй книге Царств (18,18) говорится так: «Нет у меня сына, так пусть будет памятник».

Столп Авессалома стоит отдельно от окружающих его гор, и входа в него теперь нет. Евреи, проходя мимо этого памятника, считают своим долгом бросить в него камень, говоря при этом: «Сын, вышедший из повиновения отцу, будь побит камнями». Так что теперь памятник завален камнями почти наполовину.

В стене, окружающей памятника Авессалома с востока, находится высеченный в Елеонской горе мавзолей, известный под названием гробницы Иосафата. Над входом в ее внутренние покои и галереи высечен роскошно украшенный архитрав. На памятнике до сих пор сохранились древние еврейские надписи и остатки живописи; последние свидетельствуют о том, что в первые века христианства здесь, вероятно, была христианская церковь.

В 1842 году один католический миссионер нашел в гробнице Иосафата манускрипт Пятикнижия Моисеева и скрытно увез его в Европу. Когда местные евреи узнали об этом, они стали требовать возвращения своей реликвии, даже предлагали за нее большой выкуп, но без особых успехов. Поэтому впоследствии евреи и закрыли гробницу Иосафата. По рассказам путешественников и паломников, побывавших в гробнице до ее закрытия, внутри она представляет собой вид капеллы с фресками на стенах. Из нее есть проход в две другие камеры, в которых осталось множество костей.

Само название дано этой гробнице произвольно, потому что по Библии царь Иосафат был погребен не отдельно, а в гробнице своих отцов, то есть в царских гробницах. Вследствие особенного уважения к этой гробнице и всю Кедронс‑кую долину часто называют Иосафатовой, так как этот царь иудейский отличался благочестием и был ревностным просветителем еврейского народа. Евреи считали за большую честь устраивать свои погребальные пещеры в соседстве с гробницей Иосафата, принося ей в дар священной тефилим и теллес усопшего, а также его список Библии.

Катакомбы открываются в Кедронской долине гробницами пророков, расположенными не доходя до вершины Елеонской горы. Довольно крутой спуск шириной 3 метра ведет в образованную самой природой ротонду, вход в которую пробит в скалистом своде. В соответствии с необыкновенно круглым преддверием и сами гробницы имеют особую форму. От центра ротонды идут высеченные в скале коридоры (ширина их – 1,6 м, высота около 3 м), обложенные довольно хорошо сохранившимся цементом, на котором пестреют имена паломников и путешественников.

У местного населения эти гробницы не пользовались таким уважением, как бы следовало, а среди исследователей нет единства по вопросу о происхождении этого лабиринта. Сольси, например, отождествляет его с «голубятней», о которой в «Иудейской войне» Иосифа Флавия сказано: «Тит, проведя вокруг Иерусалима линию осадных работ, направил их по склону Елеонской горы до скалы… и соседнего с нею холма, возвышающегося над Силоамской деревней». Другие археологи тоже отмечали, что гробницы со множеством ниш напоминали птичьи гнезда и «что для древних гробовые кельи были гнездами, откуда души, по распадению земной оболочки, под образом птиц вылетают в небесные пространства».

Для евреев погребальные камеры, освященные законом и обычаем, должны были иметь четырехугольную форму. Допускались круглая арка и круглая колонна, но круглое здание, не имеющее длины и ширины, было для них образцом языческих капищ. Поэтому ротонда, окруженная полукругами, напоминала древним евреям языческие храмы, посвященные Ваалу – Богу Солнца.

А. Олесницкий предполагал, что ротонда первоначально имела совсем другое назначение и являлась подземным святилищем Ваала, воздвигнутым одним из иудейских царей‑язычников. Круглая ротонда – образ самого Солнца, а идущие от нее коридоры‑радиусы – животворные солнечные лучи. Отверстие в своде ротонды открывало вход небесному светилу в посвященное ему жилище. Только после Вавилонского плена этот подземный храм Ваала был обращен в гробницы пророков. По другим сведениям, это гробницы то Осии прокаженного, то Манассии и Аммона…

Вторая по величине катакомба Кедронского некрополя известна как гробница Иакова. Низкий и грубо высеченный вход в нее находится в северной стене скалы, окружающей памятник Захарии. Гробница Иакова состоит из двух помещений, одно из которых является преддверием погребальных камер, со всех сторон окружающих ее. Подземелья эти к концу XIX века занимали местные пастухи, но, по преданию VI века, в одной из галерей гробницы Иисус Христос по Воскресении Своем явился во плоти брату своему, апостолу Иакову, скрывавшемуся здесь без питья и пищи и скорбевшему о смерти Спасителя. По другим преданиям, здесь был погребен святой апостол Иаков, после того как евреи сбросили его с крыла Соломонова храма и побили камнями.

Уже будучи на распятии, Иисус Христос поручил Свою мать одному из апостолов, «…и с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19, 27). На Сионской горе, возле горницы Тайной вечери, находился дом Иоанна Богослова, и в одной из его комнат Дева Мария однажды заснула и больше не проснулась. По преданию, во время похоронной процессии недалеко от Сионских ворот, которые называются также Давидовыми, толпа евреев, движимых злобой и ненавистью, хотела сбросить пречистое тело Богородицы на землю. Но как только один из дерзнувших прикоснулся к одру, у него тотчас отнялась рука, а остальные ослепли. Пораженные таким чудом, они сразу же раскаялись и по молитве апостолов были исцелены.

Погребли Пресвятую Богородицу в Кедронекой долине, и на ее погребение со всех концов земли на облаках были принесены одиннадцать апостолов. Апостол Фома был принесен с опозданием на три дня, и, когда он прибыл, Богоматерь была уже погребена. Чтобы Фома мог проститься с Ней, гробницу вскрыли, но Пресвятой Богородицы в ней уже не было – она вознеслась на небо.

Впоследствии над гробницей Девы Марии был сооружен храм, и предание приписывает его возведение равноапостольной царице Елене. Об этом, в частности, написано у Никифора Каллиста, основывавшегося на житии святой царицы и приложенном к нему списке построенных ею храмов. Уверенно можно утверждать, что храм существовал во времена правления императрицы Пульхерии, так как он упоминался в сказаниях о перенесении во Влахернскую церковь Константинополя Святой раки. В начале VII века храм был разорен персами, однако они разрушили только его верхнюю часть, а не пещерное отделение. Персы считали, что Богоматерь – персиянка, так как на поклонение рожденному Ею Божественному Младенцу приходили волхвы‑персы.[8] Храм впоследствии, видимо, был восстановлен, так как уже патриарх Со‑фроний около 630 года воспевал светлый храм Гефсиманский, в котором находилось место погребения Пресвятой Богородицы.

Греческие хронисты (например Феофан) сообщают, что халиф Абдул‑Мелек хотел использовать колонны этого храма для укрепления мечети в Мекке. Однако намерение его осталось неисполненным по ходатайству влиятельных и приближенных ко двору христиан.

Храм Успения Пресвятой Богородицы весь находится под землей, снаружи остаются только двери в него. Вход в гробницу – с левой стороны от Масличной горы, которая возвышается к востоку от Иерусалима и представляет собой известковый хребет, идущий с севера на юг. На небольшой площадке, на три ступени ниже поверхности земли, и расположен сводчатый вход с железной дверью, за которой начинается крутой спуск в 50 ступенек, высеченных в скале. На двадцатой ступеньке, в левом углублении стены находится могила святого Иосифа Обручника, в правом – гробницы праведных Иоакима и Анны. В конце лестницы устроен придел святого Николая, а чуть дальше к востоку открывается подземная галерея, в которой мерцают огоньки множества лампад и свечей.

Посреди галереи отдельно стоит пещера в виде небольшой часовни, высеченной в скале. Внутри часовни, в углублении стены, виден высеченный в скале выступ. Это и есть погребальное ложе, на котором покоилось пречистое тело Богоматери. Сейчас оно не видно, так как покрыто белой мраморной плитой, к которой с благоговением прикладываются паломники. Стены погребальной пещеры увешаны шелковыми и парчовыми тканями, а мраморная плита над камнем во время богослужений служит престолом. Перед ним поставлен иконостас, по обе стороны которого расположены двери.

Пещерный храм Успения Богородицы принадлежит православным грекам, но и армяне имеют здесь свой престол, который находится перед иконостасом. Имеют престол и копты, он находится у западной стены часовни. Здесь же у коптов находится источник святой воды и крипта, некогда служившая входом в храм. Турки тоже почитают Пресвятую Богородицу, поэтому у них здесь устроена небольшая молельня.

В день Успения Пресвятой Богородицы совершается торжественное соборное богослужение. За несколько дней до праздника из Гефсиманского подворья приносят чудотворную икону Успения Богородицы, перед которой и совершается торжественное богослужение. По окончании литургии патриарх с духовенством совершают отпевание Пресвятой Богородицы по особому чину. Чин этот содержит статьи, которые поют в честь Пренепорочной Девы Марии – по примеру тех статей, которые поют в Великую субботу над святой плащаницей с изображением лика Богоматери. Плащаница тоже приносится из Гефсиманского подворья, причем аначале она следует на гору Сион, а оттуда – путем, каким апостолы несли в Гефсиманию для погребения пречистое тело Девы Марии.

 

«ГРОБНИЦА ХРИСТИАНКИ»

 

Среди многообразия художественного наследия Алжира есть одно из самых значительных сооружений древности в Северной Африке, которое запоминается своей необычностью. Это величественный мавзолей, расположенный между городами Типазой и Шершель и известный под названием «Гробница христианки». Конусообразный мавзолей стоит на высоком морском берегу: своим слегка оплывшим силуэтом, сливающимся с очертаниями гор и созвучным выдающемуся в море массиву Шенуа, издали он напоминает гигантскую копну сена. Вблизи оказывается, что мощное каменное сооружение окружностью в 185, диаметром 61 и высотой больше 32 метров. Бурая, насчитывающая 32 ступеньки «шапка» гробницы покоится на широком цилиндрическом основании, которое украшают 60 ионических полуколонн, профилированный карниз, а по четырем сторонам света – ложные двери с рельефным крестообразным переплетом. На редкость внушительна поверхность «фасада» – то залита солнцем, то погружена в глубокую тень. К востоку от гробницы археологи обнаружили основание небольшого святилища – возможно, заупокойного храма, который являлся частью целого комплекса.

Узкий и низкий вход, скрытый в основании гробницы, ведет в погребальную камеру. Справа открывается следующий вход, над которым помещен плоский рельеф с геральдическим изображением льва и львицы, охраняющих усопших. На первый взгляд может показаться, что внутри гробницы существуют только переходы и маленькие камеры с системой каменных заслонов. Тем неожиданней предстает просторная длинная обходная галерея, в которую надо подняться по короткой, но очень узкой лестнице. Крытая ровным сводом прекрасной тесаной кладки и мощенная крупными плитами, галерея эта мягко круглится, образуя почти полную окружность длиной более 40 метров. Движение по ней воссоздает образ дороги, долгого пути, который словно не имеет конца и потому кажется ирреальным. Но в каменном теле гробницы почти не ощущаешь себя сжатым, лишь у западных ложных дверей 10‑метровый шурф, пробитый в древности искателями сокровищ в самую «сердцевину» монумента, служит красноречивым – и довольно‑таки жутким! – напоминанием о том, что все сооружение – не что иное, как гора из огромных каменных глыб. В стенах галереи высечено более 50 плоских ниш, в которых укреплялись светильники, на камнях видны следы копоти. Можно представить себе, как в неровном мерцании горящих масляных лампад направляется к склепу царской семьи торжественная и скорбная процессия.

Почти описав круг, галерея внезапно поворачивает к центру монумента. В гладких стенах небольшого помещения, крытого сводом, расположены три плоские ниши. Возможно, в них когда‑то стояли урны с прахом усопших. Однако эта центральная камера выглядит очень неприметной, даже если предположить, что весь погребальный инвентарь из нее был похищен еще в древности. Не случайно у ученых возникло предположение: уж не существует ли здесь, как в египетских пирамидах, потайная камера. Именно такую скрытую сокровищницу и могли искать давние грабители, долбившие гробницу из внутренних помещений в глубину. Однако археологические исследования опровергли версии о существовании потайной камеры. «Гробница христианки» таит в себе немало и других загадок, например, до сих пор неизвестно, когда и для кого она была построена.

После гибели Карфагена правителем зависимой Мавретании (запад Алжира и север Марокко) стал Юба II, с младенческих лет воспитывавшийся в Риме в императорской семье. В жены ему выбрали Клеопатру‑Селену – дочь Марка Антония и египетской царицы Клеопатры, после гибели родителей взятую в Рим в числе заложников. Путешественник, ученый, меценат и страстный поклонник греческого искусства, Юба II был человеком в высшей степени примечательным и противоречивым. Одну из своих столиц он назвал Цезареей – в честь Августа, застроил ее прекрасными зданиями и превратил в крупнейший художественный центр своего государства.[9]

Между тем захватническая политика римских императоров расширялась, и они перестали нуждаться в поддержке и преданности местных правителей. Наследник Юбы II был убит по приказу императора Калигулы, а в 42 году произошел раздел Мавретании на две императорские провинции. Возведение римлянами новых городов и зданий сопровождалось истреблением местной архитектурной традиции, и старые мавретанские поселения были сметены с лица земли. Однако время сохранило некоторые сооружения мемориального характера, которые и стали выразителем целой художественной эпохи в истории Магриба. Создатели африканских памятников исходили из местного прототипа берберских базин, распространенных в древнем Магрибе и представлявших собой простую груду камней, сложенную на поверхности земли. Основание таких базин имело круглую форму диаметром от пяти до 150 метров. Само погребение – небольшой каменный ящик – было «спрятано» внутри кургана. Взяв за основу этот прообраз, зодчие Мавретании стремились обогатить его архитектурную форму использованием древнеегипетских, этрусских и греческих традиций. Памятником такого стиля и предстает алжирская «Гробница христианки».

Единственное древнее упоминание об этом «мавзолее царской семьи» встречается в описании побережья Северной Африки римского автора Помпония Мела (около 40 года). Однако анализ архитектурных форм гробницы позволил ученым отнести возведение монумента к более ранней эпохе. Возможно, что Юба II приказал использовать древнее сооружение для собственного мавзолея, но и это только одно из предположений.

В середине I века мавзолей стал называться по‑арабски «Кбур ар‑Румия», что в переводе (сначала на испанский, а потом на французский языки) и означает «Гробница христианки». Однако это название не имеет никакого отношения к христианству, так как выше уже говорилось о крестообразных переплетах ложных дверей. И хотя изображение креста встречается у многих древних народов за тысячи лет до возникновения христианства, в алжирской гробнице рельефные переплеты служили лишь декоративным украшением. Таким образом, ученые пришли к выводу, что название это ошибочно, однако именно «Гробница христианки» оказалась окруженной самыми фантастическими легендами. И конечно же, здесь присутствуют предания о несметных волшебных сокровищах, хранящихся в недрах каменной громады. Некоторые легенды имели конкретных авторов, например, Луис Мармоль (солдат армии испанского короля Карла V), взятый в плен в Тунисе, в 1573 году издавший в Гранаде «Общее описание Африки». В этом труде встречается испанская средневековая легенда о Флоринде (или Каве) – дочери коменданта Сеуты, обесчещенной вестготским королем Родриго. Согласно Л. Мар‑молю, в «Гробнице христианки» и похоронена прекрасная Флоринда. Желая отомстить за поруганную дочь, отец призвал мавров на Пиренейский полуостров…

Эта романтическая версия имела под собой очень любопытную политическую основу и в годы религиозного фанатизма в Испании еще раз напомнила о том, что завоевание полуострова арабами произошло якобы в результате трагической случайности. Однако испанская корона устремилась на завоевание Северной Африки, где на высоком морском берегу хорошо был виден монумент с прахом «испанской христианки».

Легенды и предания пагубно сказались на судьбе самой гробницы. В поисках сокровищ турецкие правители Алжира не раз предпринимали самые варварские акции, в частности, в 1555 году паша Салах Руис приказал стрелять по мавзолею из пушек, в результате чего была пробита брешь под ложной восточной дверью. Искателей сокровищ особенно привлекало то, что гробница представляла собой закрытый со всех сторон цельный каменный массив с тщательно замаскированным входом. Как показали археологические раскопки, еще в древности здесь побывали грабители, оставившие после себя пробитые шурфы, забытые монеты и т. д. И когда экспедиции А. Бербрюггера, главного инспектора исторических памятников Алжира, в 1865 году удалось проникнуть в гробницу, она оказалась пустой, а каменные заслоны дверей во внутренних помещениях – разломанными.

Впоследствии долгие годы «Гробница христианки» не привлекала к себе никакого внимания и постепенно разрушалась. Большой вклад в исследование и восстановление памятника внес М. Кристофль, бывший в первой половине XX века главным архитектором исторических памятников Алжира. В современном Алжире это доримское сооружение получило новое название – «Гробница мавретанских царей».

 

РИМСКИЕ КАТАКОМБЫ

 

В последний майский день 1578 года во время работ на Саларийской дороге обнаружили вход в христианское подземное кладбище, украшенное надписями и живописью. Весть об этой неожиданной находке сразу же облетела Рим и его окрестности, и возбуждение местных жителей было накалено до предела.

Римских катакомб очень много, и самые древние из них относятся к 107 году. Они идут вокруг города, образуя огромные подземные галереи с углублениями в стенах, в которых первые христиане хоронили своих единомышленников. Катакомбы высечены в туфе или в огромных пластах гравия, состоявшего из остатков пемзы, извести и вулканического пепла. Галереи‑коридоры располагаются в 3–5 уровней – одна над другой, и длина их весьма значительна. Ученый Марчи вычислил, что если все катакомбы вытянуть в одну линию, то длина ее составила бы более 500 километров.

Большие споры в ученом мире вызвал вопрос о том, являлось ли строительство катакомб делом рук самих христиан, или они нашли их уже готовыми и только приспособили для своих нужд. Одни исследователи полагали, что древние каменоломни, откуда римляне долгое время добывали туф, христиане нашли уже готовыми. Добраться до этих каменоломен им было нетрудно, так как новая вера сначала распространялась среди бедняков и рабов – то есть среди тех, кого, собственно, и заставляли работать в этих каменоломнях. Поэтому впоследствии они стали проводниками для своих собратьев, так как знали каждый уголок и поворот в покинутых галереях, которые первые христиане решили превратить в свои кладбища. Для этого достаточно было проделать в стенах горизонтальные ниши, чтобы в них упокоились тела умерших.

Такое мнение держалось в течение двух веков, и сторонникам этой версии трудно было даже предположить, что первые христиане могли тайно, у ворот Рима, рыть целые коридоры и выбрасывать наружу такое огромное количество земли, что она могла засыпать весь город и изменить рельеф его окрестностей. Однако впоследствии выяснилось, что катакомбы и каменоломни по своему виду очень отличаются друг от друга. В частности, в каменоломнях углубления большие, проходы – шире, и все в них было приспособлено для промышленной эксплуатации того времени. Из катакомб же нельзя было извлекать никакие материалы, пригодные для строительства. Правда, христиане использовали для своих нужд и оставленные каменоломни, но это было исключением.

Защитники версии о христианском происхождении катакомб считают, что первые христиане действительно сами рыли длинные галереи и вытаскивали на поверхность землю, хотя у древних авторов свидетельств об этом мало Собственно, о катакомбах не упоминается ни в одной языческой летописи, но зато в них часто встречается название Arenanum (или Агепапае), означающее место, где добывали песок или вообще любой строительный материал. Цицерон, например, рассказывает, что некий молодой человек был увлечен женщиной в одно из таких мест и чуть было не поплатился жизнью. У Светония можно прочитать, что императору Нерону, когда загово


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.