Расстройства слуха, болезни ушей — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Расстройства слуха, болезни ушей

2022-10-28 27
Расстройства слуха, болезни ушей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Многие специалисты отмечают, что расстройства слуха в первую очередь возникают от нежелания слышать что‑либо, когда человек сознательно создает преграды от ненужной информации, шума, неприятных людей в своей жизни. Практика мудр поможет вам избавиться от привычки сознательной изоляции и соответственно решить проблемы с расстройством слуха.

Шунья‑мудра

Основная мудра, которая помогает справиться с нарушениями слуха, да и вообще с большинством болезней ушей. Длительное применение мудры неба поможет вам расстаться с этими болезнями, а заодно избавиться от упрямства, ухода в себя, исправить какие‑то прошлые ошибки, которые вас тяготят.

Техника выполнения мудры проста: на обеих руках согнутый средний палец кончиком прикасается к основанию большого пальца. Большой палец расположен сверху и слегка прижимает средний палец к ладони. Остальные пальцы выпрямлены (см. рис. 24).

Очень неплохо, если вы будете практиковать эту мудру под легкую расслабляющую музыку с визуализацией картин, в которых вы отпускаете то, что мешает вам жить, прощаете себя за прошлые ошибки и поступки.

Акаша‑мудра (Akasha‑Mudra)мудра эфира и неба

Еще одна мудра, которая решает проблемы, связанные со слухом. Техника ее выполнения проста и симметрична для обеих рук. Соедините кончики большого и среднего пальцев, остальные пальцы выпрямите. Руки свободно положите на колени ладонями вверх (рис. 63). Для медитации лучше использовать любую сидячую позу.

 

Рис. 63. Акаша‑мудра

Если вы применяете эту мудру для снятия болей, нужно выполнять ее в течение 10–20 минут. Для лечения же каких‑то хронических заболеваний мудра практикуется ежедневно по 15–20 минут, также с визуализацией, под медитативную музыку.

 

Суставы

 

Проблемы с суставами возникают при многих заболеваниях: ревматизме, ревматоидном артрите, различных нарушениях обмена веществ (подагра) и др. Но какая бы причина ни приводила к поражению суставов, проявления различных болезней очень схожи – в первую очередь, это боли и ограничение движений в суставах. Часто в состоянии покоя данные проблемы незаметны, а проявляются лишь при физической нагрузке.

Для лечения суставов предназначена джойнт‑мудра (Joint‑Mudra). Сустав на санскрите – «марман», поэтому ее также можно назвать марман‑мудрой (Marman‑Mudra). Практика этой мудры помогает в решении любых проблем с суставами. Она выравнивает потоки энергии в суставах, поэтому ее нужно применять и для снятия напряжения и усталости в любых суставах (например, в коленных после длительной ходьбы или в локтевых после поднятия тяжестей или долгого неподвижного сидения).

Обратите внимание, что в отличие от многих мудр джойнт‑мудра является несимметричной, то есть пальцы на руках складываются по‑разному. На правой руке соедините кончики большого и безымянного пальцев, а на левой – кончики большого и среднего пальцев (рис. 64).

 

Рис. 64. Джойнт‑мудра

Эта мудра, как я уже отметила, выполняется при усталости и необходимости разгрузки суставов до 4 раз в день по 15 минут. При хронических заболеваниях суставов ее необходимо делать 6 раз в день по 30 минут. Практику джойнт‑мудры хорошо подкрепляет следующая визуализация: представляйте себе картины, в которых в полной мере проявляется ваша подвижность, вы легко владеете своим телом, можно представлять себя танцором, гимнастом и т. д.

Конечно, снять тугоподвижность суставов только с помощью мудры весьма сложно. Я бы рекомендовала вам дополнить «лечение» следующим упражнением: лежа на спине, поднимайте вверх руки и ноги, стараясь сохранить тело абсолютно расслабленным. В этом положении медленно вращайте ступнями и кистями в одну и другую сторону, затем вращайте руки и ноги в коленных и локтевых суставах, затем такое же вращение выполняйте в тазобедренных и плечевых суставах. Старайтесь сохранять ровное, спокойное дыхание и ни в коем случае не доводите до появления боли! Помните о принципе ахимсы – ненасилие, в первую очередь, по отношению к себе. Закончите это упражнение так: легко потрясите руками и ногами и несколько минут отдохните в шавасане.

 

Эндокринная система

 

Мы с вами уже познакомились с решением проблем, возникающих с гормональной системой. Теперь я хочу особо остановиться на тех недугах, которые часто характерны для среднего возраста. Увы, рано или поздно этот период в жизни человека все же случается и часто характеризуется среди прочего проблемами со щитовидной железой – такими, как диффузное увеличение щитовидной железы, узловатый зоб или, наоборот, снижение уровня выработки гормонов.

Акаша‑мудра

Справиться с этими проблемами вам поможет мудра эфира и неба. Мы уже разобрали технику ее выполнения (см. рис. 63).

Если у вас уже имеются проблемы со щитовидной железой – не ленитесь, выполняйте эту мудру ежедневно не менее 15 минут.

Сурья‑мудра

К проблемам среднего возраста можно также отнести сахарный диабет второго типа, инсулиннезависимый. Он проявляется повышением глюкозы в крови при употреблении в питтту большого количества углеводов и, как правило, легко поддается лечению правильной диетой. Снизить остроту проблемы вам поможет практика сурья‑мудры. С санскрита название этой мудры переводится как «мудра огня» либо «мудра солнца». Мы уже познакомились с техникой ее выполнения (см. рис. 57), когда рассматривали проблемы лишнего веса (а сахарный диабет второго типа как раз и приводит к лишнему весу). То есть сурья‑мудра, кроме коррекции глюкозы в крови, уменьшает вес и жировые отложения на животе, а также помогает при заболеваниях печени и поджелудочной железы.

Удобно практиковать ее в сидячих позах не менее 10–20 минут в день. Дыхание при этом должно быть естественным, ровным. Не пренебрегайте выполнением визуализации во время практики: так как это мудра солнца, которая активизирует солнечное сплетение, представляйте солнечный свет, золотой цвет, удерживайте внимание на солнечном сплетении. Неплохо также произносить про себя аффирмации, в которых вы акцентируете внимание на собственной безопасности, причем можете выражать это любыми словами, подчеркивая, что жизнь полностью безопасна и вы доверяете окружающему миру. Выполнение сурья‑мудры можно сопровождать мантрой «Рам», созвучной с манипура‑чакрой.

 

Пранаямы

 

 

Целью занятий йогой является искусство управлять своим дыханием – пранаяма. Слово «пранаяма» пришло к нам из санскрита, оно означает управление энергией (праной) с помощью управления своим дыханием. Считается, что тот, кто научился управлять своим дыханием, может контролировать свое сознание. Я познакомлю вас с основными дыхательными техниками хатха‑йоги.

 

Удджайи‑дыхание

 

Очень широко применяется удджайи‑дыхание. «Удджайи» переводится как «дыхание победы». Йоги говорят, что тот, кто регулярно использует удджайи, навсегда забудет о болезнях. Такое дыхание отличается от обычного: дьттттать необходимо с частично сжатой голосовой щелью, значительно замедляя вдох и выдох и удлиняя дыхательный цикл, заставляя активнее работать свои легкие. Дыхание шумное, его слышно на расстоянии. Вдох сопровождается звуком «с‑с‑с» из‑за напряжения в горле, на выдохе слышен звук «х‑х», который можно сравнить с шумом волны. При удджайи‑дыхании лучше вентилируются все отделы легких, в крови становится больше кислорода (приблизительно в 1,5 раза), за счет чего легче переносится нагрузка (как физическая, так и умственная), к тому же легко можно выкинуть из головы излишние эмоции. Короче, одни плюсы, нужно просто постараться и освоить эту технику.

Учиться проще при дыхании ртом. Попробуйте зевнуть и почувствовать напряжение, возникающее в горле. Запомните данное состояние – это и есть напряжение голосовой щели. Попытайтесь сделать вдох, сохраняя напряжение; одновременно с напряжением горла вы почувствуете легкое напряжение мышц брюшного пресса. С первого раза все может не получиться, это дело тренировки. Выдох делаем так: представьте, что у вас болит горло, вы пытаетесь крикнуть, но вместо крика только напрягаете горло и выдыхаете воздух. Другой вариант выдоха – вы шепотом тянете звук «а‑а‑а», сильно напрягая при этом голосовую щель. Когда вы сможете удерживать сжатую голосовую щель на вдохе и на выдохе, переходите к дыханию носом. Мышцы лица и шеи при выполнении данной пранаямы должны быть расслаблены, напряжение голосовой щели тоже незначительное и поддерживается в течение всего упражнения.

Как и при практике мудр, лучше сесть в удобную позу, с ровным позвоночником. Сначала я рекомендую выполнять 5‑10 циклов этого дыхания, в дальнейшем расширяя практику. Когда удджайи‑дыхание станет для вас привычным, можно практиковать мудры, используя его.

 

Капалабхати

 

Капалабхати – это техника очистительного дыхания. Слово «капалабхати» дословно переводится как «очистка черепа». При таком дыхании очищаются легкие, верхние дыхательные пути, нос и, как красиво говорится в древних трактатах, «происходит очистка головы от дурных мыслей». В отличие от обычного дыхания при использовании капалабхати активным процессом является выдох, который производится мышцами брюшной стенки и диафрагмы, при этом воздух с силой выталкивается из легких, мышцы пресса и диафрагмы при выдохе напрягаются, диафрагма поднимается. Вдох происходит пассивно, при расслаблении мышц. Скорость такого дыхания достаточно высока – 1–3 раза в секунду.

Обучение происходит в обычной позе, с прямым позвоночником. Сильно напрягая мышцы живота и подтягивая их к позвоночнику достаточно резким движением, одновременно поднимаем диафрагму, при этом воздух удаляется из легких толчкообразными движениями передней брюшной стенки и диафрагмы. Расслабляем мышцы – происходит вдох. Грудная клетка при данном виде дыхания остается практически неподвижной. Этой дыхательной технике лучше обучаться у инструктора йоги.

Капалабхати – серьезное упражнение, к которому организм должен привыкнуть. Не стоит доводить себя до усталости. Начинать обучение этой практике следует с малой скоростью, значение, в первую очередь, имеет количество повторов дыхательных циклов за один раз. Сначала рекомендуется делать по 10 циклов, затем следует отдых с восстановлением дыхания и повтор. Скорость дыхания нарабатывается в процессе практики и может доходить до 150–180 раз в минуту.

 

Бандхи

 

 

В переводе с санскрита слово «бандха» означает «соединение вместе», «зажим». Фактически бандха представляет собой разнообразные мышечные замки, выполнение которых влияет на работу нервной системы, эндокринных желез, органов кровообращения. Бандхи, как правило, направлены на осуществление контроля над отверстиями тела. Иногда бандхи определяют как специальные асаны, в которых отдельные органы сокращены и находятся под контролем. Бандхи способствуют правильному распределению энергии (праны) в организме. В йоге бандхи помогают управлять праной – энергией, присутствующей в теле человека.

Важное значение придается следующим бандхам, которые часто делаются одновременно: джаландхара‑, уддияна‑, мула‑бандха.

 

Джаландхара‑бандха

 

Джаландхара‑бандха имеет большое значение в практике пранаям, практически все более или менее выраженные задержки дыхания выполняются в сопровождении этой бандхи. Слово «джала» переводится с санскрита как «сеть», «паутина», «сплетение». Выполняется бандха сидя, как при практиках пранаямы. Позвоночник должен быть выпрямлен, лопатки сведены вместе. Подбородок устанавливается в яремную впадину, грудная клетка при этом слегка подается вперед.

За счет давления на синокаротидную зону активизируется парасимпатический отдел вегетативной нервной системы, при этом отмечается снижение артериального давления и частоты сердцебиения. Мышцы шеи при удержании шейного замка – джаландхара‑бандхи – остаются сжатыми, напряженными, дыхание сопровождается характерным для удджайи‑дыхания звуком. Бандха часто используется при задержках дыхания (но мы не будем обучаться этому процессу – его необходимо выполнять только с инструктором йоги!!!).

Джаландхара‑бандха при регулярной практике очищает носовые проходы, регулирует кровоток головы и эндокринных желез, расположенных в области шеи (щитовидной и паращитовидных).

Выполнение джаландхара‑бандхи мягко растягивает шейный отдел позвоночника, действуя на продолговатый мозг, где расположены дыхательный и сосудодвигательный центры. Кроме того, бандха замыкает нади (вы еще помните об энергетических каналах в нашем теле?), проходящий вокруг шеи, препятствуя холодному потоку энергии ида течь вниз, не дает рассеиваться энергии солнечного потока пингалы. Эта бандха, как написано в Прадипике хатха‑йоги, препятствует старению и смерти.

 

Уддияна‑бандха (брюшной замок)

 

Уддияна‑бандха выполняется только на пустой желудок с задержкой дыхания после выдоха. Слово «уддияна» на санскрите означает «полет ввысь», «подъем». Метод заключается в следующем: после полного выдоха вы должны поднять диафрагму, которая заодно поднимает органы брюшной полости. Это на самом деле не так просто – диафрагма не относится к тем мышцам, которые нас легко слушаются. Просто нужно пробовать раз за разом, и в конце концов все получится. Используйте любую сидячую позу, лучше падмасану или сукхасану, колени по возможности разверните к полу. Тело расслабьте и слегка наклоните вперед. После полного выдоха диафрагма поднимется, при этом движении органы брюшной полости тоже поднимаются и прижимаются к позвоночнику, визуально живот исчезает, «проваливается» внутрь. Следует учесть, что напряженный брюшной пресс скорее мешает выполнению уддияна‑бандхи.

Брюшной замок удерживается в течение времени, пока сохраняется комфортная задержка дыхания на выдохе, затем мышцы живота расслабляются, диафрагма опускается, производится вдох. Когда нормальное дыхание восстанавливается, можно повторить бандху. Рекомендуется выполнять эту практику в сочетании с пранаямой и мудрами.

Противопоказанием к уддияна‑бандхе является наличие заболеваний сердца, желудочно‑кишечного тракта (в частности, язвенной болезни желудка и 12‑перстной кишки), недостаточности кровообращения, колита, беременности, менструации.

К положительным эффектам этой практики относится массаж органов брюшной полости (за счет смещения происходит массаж печени, селезенки, поджелудочной железы, почек). Также происходит улучшение работы надпочечников и стимуляция симпатических нервов солнечного сплетения. За счет увеличенной амплитуды диафрагмы улучшается эластичность легких, что благотворно влияет на функцию дыхательной системы в целом.

Считается, что уддияна‑бандха и ее вариант агнисара‑дхаути являются идеальным средством для коррекции «болезни цивилизованных людей», которая связана с сидячим образом жизни.

Слово «агнисара» можно перевести как «огонь, получаемый через пищеварение», а «дхаути» означает «процесс очистки».

Практика агнисара‑дхаути представляет собой многократное повторение уддияна‑бандхи – во время одной задержки дыхания на выдохе диафрагма поднимается, живот втягивается и вновь возвращается на место. Мышцы брюшного пресса во время всей практики сохраняются в расслабленном состоянии, не препятствуя движению диафрагмы. Работа диафрагмой выполняется такое количество времени, сколько удается задержать дыхание на выдохе. Эта практика оказывает воздействие на все органы брюшной полости, массируя и нормализуя их функции, улучшая кровоток. Кроме того, ускоряются процессы пищеварения, улучшается обмен веществ.

 

Мула‑бандха

 

Чем вам может помочь мула‑бандха? Если не вдаваться в подробности насчет чакр и жизненных энергий, то с ее помощью стимулируются нервы и мышцы тазовой области, укрепляются сфинктерные мышцы ануса и активизируется перистальтика кишечника, что способствует избавлению от запоров и геморроя. Если же брать шире, то в тазовой области находится не только кишечник с задним проходом, но и еще несколько органов, из которых некоторым людям наиболее важными кажутся половые. В общем, используя мула‑бандху и сопутствующие ей практики, мужчины избавят себя от импотенции, а женщины получат возможность укрепить промежность на случай беременности и родов (оргазмам, между прочим, это тоже способствует). Дно полости таза состоит из мягких тканей, которые формируют дно брюшной полости, служат опорой и основанием для органов малого таза. Для укрепления мышц тазового дна служат мула‑бандха и ашвини‑мудра – упражнение, которое является подготовительной стадией для выполнения мула‑бандхи. Ашвини‑мудра (поза кобылы) представляет собой сокращение мышц тазового дна, сопровождающееся сжатием и подтягиванием ануса. Регулярная практика ашвини‑мудры учит контролировать мышцы этой области.

Обучаться рассматриваемой практике проще лежа на полу с прижатой поясницей и согнутыми коленями. В этом положении легко расслабить мышцы брюшного пресса, чтобы они не препятствовали работе мышц тазового дна. Упражнение проще первоначально осваивать в ритме дыхания, на выдохе напрягая и подтягивая анус, на вдохе расслабляя. Освоив ашвини‑мудру в таком режиме дыхания, можно усложнить практику, напрягая мышцы ануса на вдохе и расслабляя на выдохе.

Ежедневная практика ашвини‑мудры предотвращает опущение органов малого таза, особенно полезна после родов, является идеальным методом для коррекции проблем с прямой кишкой и мочеполовой системой. Ашвини‑мудра рекомендуется во время беременности, так как эластичность и сила мышц тазового дна обеспечивают правильное течение родового процесса, обезболивают роды. Выполнять практику всегда рекомендуется с контролем дыхания.

Во время выполнения мула‑бандхи сокращение мышц более длительное, оно включает: ♦ сокращение тазовой диафрагмы, как при ашвини‑мудре;

♦ сокращение нижней части брюшного пресса, при этом органы малого таза отодвигаются к крестцу;

♦ по возможности удержание задержки дыхания с полными легкими.

В дальнейшем нужно научиться удерживать мула‑бандху в течение нескольких минут, на вдохе и выдохе.

Научившись делать эти бандхи изолированно, можно переходить к практике бандха‑трайи, объединяя все три упражнения вместе. Оптимальный режим выполнения бандха‑трайи – на задержке дыхания после выдоха. Последовательность выполнения такова: сначала мула‑бандха, затем уддияна‑бандха и в последнюю очередь джаландхара‑бандха. Удержание бандха‑трайи соответствует времени комфортной задержки дыхания, после чего идет расслабление в обратном порядке: первой расслабляется джаландхара‑бандха, затем уддияна и в последнюю очередь мула‑бандха.

 

Наули

 

Существует еще такая практика, как наули. Она очень важна в плане правильного распределения энергии в организме, служит мощной очистительной практикой, предупреждает и излечивает многие болезни. Но учитывая ее сложность, пожалуй, не будем тратить время на ее рассмотрение в этой книге. Если вы всерьез займетесь йогой, то освоите и наули, если же нет – значит, это не ваша практика…

 

Випарита‑карани‑мудра

 

В заключение мне хочется познакомить вас с асаной, которая также называется мудрой. При этом она не имеет отношения к йоге пальцев. Это полноценная асана, эффект от выполнения которой просто неоценим. Скажу только, что у нее есть такое красивое название, как поза молодости и красоты.

Випарита‑карани‑мудра по праву считается одной из ключевых, знаковых асан. Скорее ее можно определить как мистическую практику, которая изменяет течение внутреннего времени. Все древние источники утверждают, что регулярная практика данной мудры сохраняет и даже возвращает молодость физического тела.

На уровне физиологии столь мощный оздоровительный и омолаживающий эффект этой практики объясняется следующими факторами:

♦ перевернутое положение тела уменьшает нагрузку на сердечно‑сосудистую систему, улучшает кровообращение верхней части тела, в том числе головного мозга;

♦ усиление кровотока гипофиза и шишковидного тела улучшает работу эндокринной системы, что в конечном счете приводит к омолаживающему эффекту;

♦ практика оказывает выраженное омолаживающее действие на позвоночник, укрепляет мышцы брюшного пресса, спины и ног, тренирует дыхательную систему.

В общем, если вы хотите остаться молодым навсегда – эта практика для вас. В классических трактатах говорится, что человек, практикующий асану в течение 3 часов в день, побеждает смерть и приобретает бессмертие. Понятно, что лишние 3 часа на дороге не валяются, но уделить хотя бы 5‑15 минут в день нашей молодости и здоровью вполне реально!

Этим и ограничимся – избавимся от болезней, а заодно и от возраста. Для этого нужно практиковать випарита‑карани‑мудру дважды в день, начиная с малой продолжительности (30–40 секунд) и постепенно увеличивая время.

Техника выполнения випарита‑карани‑мудры в целом похожа на всем известную березку – сарвангасану. Главное отличие от березки – различный наклон спины по отношению к полу. Если в березке спина и ноги расположены перпендикулярно к полу, то в випарита‑карани‑мудре спина находится под углом 45 градусов к полу и ногам.

Для выполнения этой асаны нужно лечь на пол, под голову и плечи можно ничего не подкладывать. Прямые руки расположены ладонями вниз, по бокам. Попробуйте поднять ноги до угла 30–40 градусов. Затем необходимо помочь себе руками: отталкиваясь ими от пола, продолжите поднимать ноги – при этом движении таз отрывается от пола. Затем нужно подхватить себя под поясницу руками, а локти поставить на пол, вес тела при этом переносится на руки. Ноги следует выровнять вертикально (за счет сгибания в тазобедренных суставах, а не в пояснице!).

В течение всего выполнения асаны удерживается легкая мула‑бандха, дыхание в классическом варианте – удджайи. Если вы не знакомы с этой практикой, на начальных стадиях можно просто соблюдать ровное ритмичное дыхание.

Еще раз повторю: хотите остаться (или вновь стать) молодыми, красивыми и здоровыми – научитесь делать эту мудру, или асану. И выполняйте ее хотя бы 5 минут в день!

 

Заключение

 

 

Мы с вами закончили знакомство с очень важным (хотя и непривычным для многих людей) направлением йоги – мудрами, или йогой пальцев. Дальше все зависит от вашей настойчивости, целеустремленности и желания изменить свою жизнь в лучшую сторону.

На использовании именно стимуляции активных точек основаны методы лечения многих восточных школ, такие как акупунктура и су‑джок терапия.

Начните управлять своей энергией и энергетическими потоками в теле, практикуя мудры, и уже через несколько дней ваша жизнь изменится к лучшему. В случаях острых заболеваний действие мудр проявляется в течение 2–3 дней, при хронических заболеваниях времени потребуется больше, от нескольких недель до нескольких месяцев. Только помните, что, как и в любом другом направлении йоги, да и вообще в любом начинании, здесь нужна регулярная практика. Тогда будет результат.

Энергия, которая дарит нам жизнь, не стареет. Возрасту поддаются клетки и органы нашего тела – но мы‑то уже знаем, что наш ум и тело состоят из вечной энергии, которая не подвержена действию времени.

С помощью мудр мы имеем возможность пробудить ее силу. Практикуйте мудры, ожидайте изменений к лучшему в вашей жизни и вашем здоровье, оставайтесь уверенными и искренними, радуйтесь каждому дню!

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.