Раздел 2. 1 общие и специальные функции документа — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Раздел 2. 1 общие и специальные функции документа

2022-10-28 43
Раздел 2. 1 общие и специальные функции документа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Общие функции документа: информационная, социальная, коммуникативная.

2. Специальные функции документа: управленческая, правовая, функция исторического источника.

3. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.

РАЗДЕЛ 2.2 ТИПЫ ТЕКСТОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОКУМЕНТА

 

1. Состав и схемы расположения реквизитов, принятых в РФ.

2. Жанры деловой документалистики и типы текстовой организации: трафарет, анкета, таблица.

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ МОДУЛЯ 2

ЗАДАНИЕ 1. Рассмотрите, как выражаются основные черты официально-делового стиля в текстах-образцах документов (см. Приложение): высокая степень терминированности лексики, именной характер речи, развитие собственно канцелярских значений, связанное с переходом причастий в класс прилагательных и местоимений, стандартизация лексической сочетаемости, стандартизация синтаксических единиц, формально-логический принцип текстовой организации, узкий диапазон речевой экспрессии, максимальная степень этикетных требований.

ЗАДАНИЕ 2. Сравните два приведенных ниже текста заявлений об отпуске — устный и письменный. Одинаково ли их содержание? Какие особенности служебно-деловых отношений нашли в них проявление?

1) А. Слушай, а что если я сейчас поеду? Отпустишь?

Б. Пиши заявление.

А. Дней бы надесять, а?

Б. Неделя максимум.

2) «Прошу разрешить мне отпуск без сохранения содержания на семь рабочих дней».

 

ЗАДАНИЕ 3. Представьте какой-либо разговор между вами и вашим руководителем (научным руководителем, заведующим отделом, начальником цеха, директором фирмы), в котором можно обнаружить мотивирующий эффект. Какими приемами он достигается: использованием критики, оценкой вашей работы, формой постановки задания, формой ответа на ваши вопросы, чем-то еще? Опишите эти приемы.

ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте следующий текст. Оцените содержащееся в нем сообщение с точки зрения его соответствия требованиям, предъявляемым к речевой коммуникации в деловой среде.

Секретарь заместителю директора: Иван Петрович уехал в 10 часов, не дождавшись вас. Огорчился, что вы задержались и он не смог поговорить с вами лично. Просил передать, что если он не вернется к обеду (это будет зависеть от того, сколько времени он будет в главке, согласовывая вопрос о поставке нам нового оборудования, кстати, возможно, импортного), то совещание в 15 часов надо начать без него и, главное, не забыть объявить, что руководители среднего звена должны пройти тестирование у психолога в комнате 20 главного корпуса в удобное для них время, но обязательно до 10 нюни.

ЗАДАНИЕ 5. Определите (смотреть Приложение) состав реквизитов по образцам договоров, приказов, деловых писем.

ЗАДАНИЕ 6. Найдите в текстах-образцах глаголы-перформативы, обозначающие речевое действие.

ЗАДАНИЕ 7. Найдите в текстах-образцах контрактов, постановлений и деловых писем стандартные фразы, обозначающие мотивацию действия.

ЗАДАНИЕ 8. Определите, соблюден ли порядок расположения композиционных частей в приведенном ниже договоре.

Договор о сотрудничестве №______

1. «ВУЗ» имеет право:

—осуществлять контроль за проведением набора и получать всю интересующую информацию;

—расторгнуть настоящий договор при несоблюдении «Школой» своих обязательств.

2. «Школа» обязана:

—соблюдать правила внутреннего распорядка, установленного «ВУЗом»;

—по окончании срока проведения набора составить протокол, в котором «Школа» должна указать количество поступивших в нее человек и окончательную сумму, причитающуюся к оплате «ВУЗу».

3. Региональный агент Школы бизнеса Ф.И.О., именуемый в дальнейшем «Школа», с одной стороны, и

___________________________________________________________________

(название вуза)

в лице_____________________________________________________________

(должность, Ф.И.О.)

именуемый(ая) в дальнейшем «ВУЗ», сдругой стороны, заключили настоящий договор и условились о следующем:

4.Вопросы, возникающие в процессе сотрудничества, могут регулироваться дополнительными соглашениями к договору.

5.Настоящий договор начинает действовать с момента его подписания.

Срок действия договора до «_»________2003 года.

6.«ВУЗ» предоставляет «Школе» помещение или место для проведения набора абитуриентов, не поступивших в «ВУЗ», сроком до«»______2003 года.

7.Адреса сторон.

 

ЗАДАНИЕ 9. Рассмотрите на примерах текстов-образцов, какие типы текстовой организации используются в разных жанрах деловой документалистики: анкетный метод, табличная форма, трафарет.

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛАМ МОДУЛЯ 2

1. Веселов П.В. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки. — М.: Маркетинг, 1993.

2. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. Учебное пособие для вузов. — М.: «Экономическая литература», 2002.

3. Организация работы с документами: Учебник для вузов. М., 1998.

4. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. — М.: Высшая школа, Инфра-М, 1997.

5. Рогожин М. Ю. Документы делового общения. М., 1999.

6. Якокка Ли. Карьера менеджера. — М.: Прогресс, 1991.

ЗАДАНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ К РАЗДЕЛАМ МОДУЛЯ 2

1. Какие сферы общественных отношений обслуживает официально-деловой стиль? (5 баллов за ответ)

2. Что можно считать доминантой официально-делового стиля? (5 баллов за ответ)

3. Какие два типа точности характерны для языка документов? (5 баллов за ответ)

4. Что такое документ, бланк, реквизиты? (5 баллов за ответ)

5. Назовите основные реквизиты документов для внутреннего и внешнего пользования. (5 баллов за ответ)

6. Что такое коммерческая тайна и какие сведения к ней относятся? (5 баллов за ответ)

30-28 баллов — «отлично»; 27-23баллов — «хорошо»; 22-15 баллов «удовлетворительно»; ниже 14 баллов — «неудовлетворительно».

 

МОДУЛЬ 3. ТИПЫ ДОКУМЕНТОВ

Комплексная цель модуля 3 — приобретение студентами следующих профессиональных компетенций, складывающихся из знаний о языковых особенностях жанров письменной деловой речи, умений и навыков составления текстов распространенных жанров письменного делового общения, предназначенных для внешнего и внутреннего пользования.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.