Инновационные технологии в школе: интеллект карты в помощь ученику и учителю. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Инновационные технологии в школе: интеллект карты в помощь ученику и учителю.

2022-10-27 42
Инновационные технологии в школе: интеллект карты в помощь ученику и учителю. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оба полушария

Интеллект-карты позволяют представлять информацию таким образом, чтобы ее могли одновременно воспринимать и левое, и правое полушария. Традиционное обучение очень мало ориентируется на правое полушарие. Образы и интуиция, воображение и мечты редко находят свое выражение на стандартных уроках. На сегодняшний день каждый седьмой житель планеты – леворукий. Левшам особенно важно иметь перед глазами целостный образ. Причем, не просто картинку – портрет писателя или фотографию животного, а именно всю тему в ее полноте. Этому могут способствовать различные схемы и таблицы. Но никакая таблица не сможет заинтересовать так, как ИК.

 «Душа не может думать, не рисуя» - считал Аристотель. Недаром на полях рукописей можно часто увидеть рисунки. Так творили Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Маяковский, Леонардо да Винчи и Ньютон и...

Осмысленное запоминание.

Качество запоминания обеспечивается сопровождением эмоций в процессе работы над картой. Хорошо запоминается то, что будит эмоции, вызывает интерес. (То, что трогает сердце, запечатлевается в памяти. (Вольтер)) Невозможно составить интеллект-карту, находясь в состоянии равнодушия, скуки, безразличия. Создание интеллект-карты всегда сопровождается эмоциями, яркими зрительными образами, активным осмыслением информации, большим количеством ассоциаций.

Много информации. Известный эффект края, когда запоминается начало и конец и проваливается середина, на интеллект-картах просто не работает. Ведь в центре карты главная тема, самый яркий образ.

Быстрое запоминание. Экспериментально доказано, что вся­кое запоминание, в том числе и непроизвольное, есть результат действия субъекта с объектом. В опыте испытуемым предлагали классифицировать предметы, изображенные на карточках. На каждой карточке, кроме предмета, было изобра­жено число. После опыта испытуемых просили вспомнить, что они видели на карточках. Оказалось, что в этом случае хорошо запомнились предметы. Что же касается чисел, то некоторые испытуемые утверждали, что вообще их не видели. В другом опыте надо было разложить карточки по порядку изображенных на них чисел, В этом случае все обстояло наоборот: хорошо запоминались числа и почти не замечались картинки. Таким образом, запоминается то, с чем человек действует. И эту задачу с успехом решает ИК.

 

В памяти удерживается лишь то, что мы самостоятельно активно осмыслили, а не бездумно проглотили. К сожалению, иногда учащиеся настолько не вовлечены в процесс осмысления новой темы, что просто даже не в состоянии самостоятельно зафиксировать услышанное, а поэтому обращаются к преподавателю с просьбой о диктовке. ИК невозможно продиктовать.

ИК редко создается за один заход. Обычно она дополняется рисунками и усовершенствуется на протяжении нескольких дней. Значит при работе с ИК вступает в силу и знаменитый эффект Зейгарник: незавершенное действие способствует лучшему запоминанию.

3. Эффективное структурирование материала. Львиная доля информации в учебниках и в ученических тетрадях представлена в виде текста. Рудольф Арнхейм говорил: «Мы систематически душим умственные способности, заставляя нашу молодежь мыслить в основном вербальными и числовыми знаками».

На уроках истории, биологии, обществознания ученикам часто приходится запоминать колоссальные объемы информации. Многие, не справляясь с поставленной задачей, теряют всякий интерес к предмету и веру в собственные силы.

Благодаря ИК, развивается логическое мышление, ведь на карте визуально представлен процесс мышления, все взаимосвязи...

Безусловное преимущество ИК - развитие способностей, мотивации, образного мышления, творчества;

Редкий учащийся будет заглядывать в тетрадь одноклассника с конспектом задания без корыстной цели списать. А ИК вызывают познавательную потребность даже у самых равнодушных. Хорошую ИК  интересно рассматривать, обсуждать, комментировать. Можно устроить конкурс ИК по определенной теме. Задача защитить свою работу будет способствовать развитию целого ряда метапредметных компетенций: когнитивных, креативных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Подготовка к контрольным, к ЕГЭ, обобщение материала.

Интеллект-карта на листе формата А3 может содержать информацию 10-15 страниц текста формата А4, написанного 12 размером шрифта Times New Roman. Куда проще и интереснее окинуть взглядом одну ИК, чем погружаться в чтение такой кипы бумаг! Быстрое видение общей картины пройденного материала, высокая степень обобщенности, анализа в сочетании с яркими образами позволяют не только быстро повторить информацию перед экзаменом или контрольной, но и лучше запомнить информацию.

Взгляните, пожалуйста, на ИК, созданную мной для полуторачасовой лекции по 15 стр текста.

6. ИК могут выполнять функцию контроля для учителя, одновременно являясь помощником ученика.

Материал, структурированный с помощью ИК, может стать надежным помощником при подготовке к устному выступлению на уроке. Выступая с докладом, учащиеся становятся зависимыми от текста и часто просто зачитывают его, не решаясь поднять глаза от листочка. Если в качестве опоры и подсказки иметь ИК, то волей неволей придется говорить своими словами, т.к. ИК состоит лишь из ключевых слов, а не целых предложений.

7. ИК могут быть одной из форм обдуманного принятия решения. Например, как один из этапов профориентационной работы.

Перед вами ИК одиннадцатиклассника, гуманитарного склада. Это можно заметить по главным ветвям карты: история, творчество, журналистика, шоу-бизнес, власть.

В процессе размышлений на тему «Кем быть?» выкристаллизовались несколько профессий, которые не связаны в представлении юноши с ограничениями. Это историческое направление в журналистике или интернет СМИ. Все остальные направления, которые до составления карты владели умом и сердцем, подверглись анализу и критике. Так, профессии режиссера и писателя пугают своей сложностью.

Не смотря на заманчивые перспективы карьеры спорт комментатора: возможность путешествий и нахождение в гуще футбольных событий, молодого человека останавливают узкие рамки этой профессии. Ему мало интересоваться только любимым футболом, ему хочется быть в курсе исторических, политических, творческих событий. Заманчивые капиталы медиамагната не могут заглушить голос совести, на уступки с которой придется идти. Шоу-бизнес останавливает публичностью жизни звезды и отсутствием начального капитала. Дисциплина в армии тоже не очень по душе нашему вольному художнику. Политика отвращает своей коррумпированностью и нестабильностью. Кроме того симпатии к оппозиции охлаждает возможность провести жизнь за решеткой, а идти в номенклатуру (вступать в ряды партии большинства, чтобы сделать карьеру) не хочется.

Таким образом, из всего богатства вариантов, которыми были полны мечты молодого человека, осталась одна журналистика и история. Н о ИК сделала свое дело – появился результат, сформировалась цель какие ЕГЭ сдавать, куда идти учиться.

8.  Таким образом, еще одним преимуществом ИК будет повышение результативности, работоспособности, настроения.

А теперь позвольте представить вашему вниманию некоторые примеры ИК, созданные школьниками и студентами.

На экране можно видеть карту семиклассницы по русскому языку, которую она составила пользуясь текстом правил, расположенных на фОрзаце учебника. Мы можем обновить свои знания об употреблении мягкого знака в различных частях речи. Обратите внимание: основные подтемы –существительное, прилагательное и глагол девочка закрасила одним цветом. Это облегчает ориентировку в карте.

Вторая карта привлечет внимание не только учителей английского, но и всех родителей, которые помогают своим детям в изучении языка. Можно заметить, что все ветви карты девочка раскрасила одним цветом, фиолетовым. Мне кажется, что это методически грамотный ход. Когда ветки разноцветные не так видна логика и структура материала. Когда, например, решается вопрос о будущей профессии, это не так важно и на одинаковый цвет ветвей можно не обращать внимания.

Следующая карта выполнена по параграфу «Культура эпохи Возрождения» из учебника истории за 7 класс Ведюшкин, Бурин История нового времени. Девочка увлеклась и захотела воспользоваться дополнительной литературой.

Систематизация обширного материала с помощью ИК может быть видом домашнего задания, творческой работы.

Наш вебинар рекомендован учителям средней и старшей школы. Но вводить методику можно и нужно и в начальной школе.

На экране ИК, выполненная четвероклассником на тему «Падежи».

Начать знакомство младших школьников с интеллект-картами можно с простого упражнения. Учитель показывает схему мини карты с любым словом в центре (например, «лето», «каникулы», «праздник», «Новый год» и т.д.). Дети рисуют первую ассоциацию рядом с главным словом и подписывают печатными буквами 5-7 первичных ветвей любыми ассоциациями, воспоминаниями, мечтами. Хорошо, если ребята смогут не только подписать ветви, но и сделать простые зарисовки. Можно дать подобное задание на дом, а потом попросить рассказать о событии, которому посвящена карта.

Отчет о посещении музея или экскурсии в формате интеллект-карт не только станет прекрасным подведением итогов, но и украшением класса. По материалам индивидуальных карт каждого ученика, иногда следует сделать групповую карту всего класса. Она может быть очень больших размеров: рулон обоев, несколько листов ватмана. Важно найти место для всех ассоциаций, предложенных каждым участником группы.

Следующим этапом работы с картами может быть задание заполнить пустую интеллект-карту первого порядка по пройденному материалу (по русскому и английскому языку, литературному чтению, окружающему миру). В процессе обсуждения учитель на доске создает обобщающую карту, а дети ее перерисовывают. Затем дается задание восстановить по памяти материал. Дома ученики дополняют карту рисунками.

После того как подобная форма работы станет привычной, можно переходить к аналогичной работе, но только с многоярусной картой. Высшим уровнем освоения технологии для учеников начальной школы будет создание собственной разветвленной карты по определенному тексту и выступление.

А это мои студенты, которые уже освоили технологию. В руках у каждого своя карта на одну и ту же тему. Но каждая карта уникальна.

ИК невозможно списать. Это сразу будет заметно. Ведь природа ассоциаций сугубо индивидуальна. Много лет подряд проводим со студентами простое упражнение, описанное Т. Бьюзеном. В течение одной минуты, не подвергая критике и осмыслению, записать первые 10 ассоциаций со словом «счастье». Затем делаем прогноз: сколько будет абсолютных совпадений у трех добровольцев, которые готовы огласить свои списки. Обычно предполагают не менее 50 % совпадений (т.е. 5 слов). И всегда оказывается, что в лучшем случае найдется лишь одна общая ассоциация, часто таких совпадений для группы из трех человек не случается вовсе. Если же продолжить упражнение и написать ассоциации к слову-совпадению, то мы опять получим такие же результаты. Следовательно, в так называемой общности коренится фундаментальная разница! Это нехитрое задание демонстрирует уникальность работы мысли каждого.

Именно поэтому можно разрешить пользоваться собственной ИК во время контрольных работ и тестов. Самостоятельное составление интеллект-карт гарантирует активное осмысление информации, исключает механическую зубрежку и надежду на списывание, и, в конечном счете, приводит к прочному усвоению материала. Как показала практика, такой способ проверки знаний является весьма перспективным при соблюдении нескольких условий. Первое – это должен быть действительно продукт собственного творчества, а не заимствованный вариант (для этого можно попросить учеников подписывать свои работы, а учитель их может фотографировать). Второе условие – это должна быть настоящая интеллект-карта, а не просто яркая шпаргалка.

Для того чтобы научиться отличать одно от другого, рассмотрим основные отличительные признаки ИК. Давайте нарисуем ИК «Законы составления ИК». Потом эта карта может быть началом знакомства учеников с меодом.

Законы содержания и оформления интеллект-карты

Главная тема – в центре листа. Обязательное условие сделать не только надпись, но и зарисовать ассоциацию. Центральный рисунок – самая яркая часть ИК, ее якорь. Именно поэтому минимальное количество цветов для раскрашивания центрального образа - три.

В нашем случае предлагаю зарисовать схему ИК, можно усложнить образ и поместить его в голову.

Итак, мы нарисовали центральный образ. Что дальше?

 Рисуем ветви. В нашем случае их будет 5, т.к. мы выделим 5 законов/правил

2.1. Если мы работаем со структурированной информацией, например, представленной в учебнике, можно рискнуть создать карту без черновика. Тогда зафиксируйте первую подтему в верхнем левом углу, проведите к ней от центрального образа первичную ветвь и начинайте раскрывать ее с помощью ассоциаций вторичного уровня.

2.2. Если мы используем ИК для поиска лучшего решения или в процессе творчества (написания сочинения, статьи и др.) – лучше сначала провести мозговой штурм. Запишите се идеи, которые появились у вас по теме. Структурируйте информацию, выстройте иерархию. Так, при поиске ответа на вопрос: «Что такое счастье?»- часто возникают следующие ассоциации: здоровье, любовь, семья, красота, дети, отдых, путешествие, деньги, радость, карьера. Многое в этом списке можно сгруппировать, т.е. перейти от хаоса идей к порядку. После этого можно набросать черновой вариант ИК.

 

1. Правило Выделяйте главное,

а) Всегда используйте центральный образ. Графический образ автоматически помещается в фокус зрения, а значит, и нашего мозга. Он дает рождение многочисленным ассоциациям и чрезвычайно эффективен в качестве фактора, содействующего лучшему запоминанию. Кроме того, образ привлекает, бросается в глаза, притягивает внимание.

б) Как можно чаще используйте рисунки.

Каждый раз, когда возможно поместить рисунок, это нужно сделать. Образ запоминается намного лучше, чем слово. Бьюзен описывает потрясающий эксперимент. На первом этапе показывали 10 000 фотографий со скоростью 1 фото в секунду. Оказалось, что на втором этапе испытуемые вспоминали 98 % фотографий!

Этот пункт чаще всего вызывает сопротивление. «Я не умею рисовать!» - прикрываясь как щитом этой фразой, мы отказываемся от эффективного инструмента. Однако вопрос здесь вовсе не в умении, а только в желании. Нет ничего проще, чем перерисовать пиктограмму по запросу интернет-поисковика. В конце концов можно пользоваться наклейками, вырезками из журналов и т.д.

в) Для центрального образа используйте три и более цветов. Цвета стимулируют память помогают избежать монотонности.

г) Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы. В се, что выглядит выпуклым, лучше воспринимается и запоминается. Таким образом, самые важные элементы вашей интеллект-карты можно подчеркнуть особо, нарисовав объемно или написав выпуклыми печатными буквами.

д) Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики., Объект крупного размера бросается в глаза и легче запоминается.

е) Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте. Это помогает организации иерархий, делает интеллект-карту открытой для дополнений.

Ж) Расстояние.

 Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим. пустое пространство вокруг элементов может иметь не меньшее значение, чем сами элементы. Так, например, знаменитая Пятая симфония Бетховена начинается с паузы, или немой ноты.

Продолжаем создавать ИК, двигаясь по часовой стрелке. Подтемы лучше оформлять в едином стиле, тогда поиск информации по ИК будет молниеносным.

Если ИЕ сильно насыщена информацией, удобно ассоциации, касающиеся подтемы, оформлять одним цветом. Тогда даже при очень плотном заполнении карты, слова не будут сливаться

2 правило. Стремитесь к ясности в выражении мыслей Если вы ведете записи своим обычным беглым почерком, это скорее помеха, нежели помощь вашей памяти; при этом вы скорее мешаете, нежели содействуете ассоциативной природе вашего мышления, а равно тому, чтобы ваши мысли являлись ясными и для вас, и для других людей.

А) Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию. Каждое отдельно взятое слово способно породить тысячи ассоциаций. Помечая линию одним словом, вы обеспечиваете себе ассоциативную свободу, подобно тому как рычагу можно предоставить дополнительную свободу перемещения в пространстве, снабдив его дополнительными шарнирами. Важные для вас формулировки при этом не теряются, и все возможные их варианты тоже.

Информация должна быть представлена максимально кратко. Рекомендуется стремиться к одному слову. Это конечно высший пилотаж. На первых порах стараться хотя бы сокращать развернутые предложения до уровня словосочетаний.

Мотиватором данного утверждения может стать результаты эксперимента доктора Хоуи из Эксетерского универсиитета с 52 Исследование было посвящено оценке эффективности различных типов конспектирования. Оказалось, что шестое (последнее место) досталось полному, развернутому конспекту, продиктованному преподавателем. Первое место получили краткие записи с выделением ключевых слов, выполненные самостоятельно.

Когда мы читаем лишь ключевые слова, а не законченные предложения, мы заставляем мозг работать. Вступает в действие эффект Зейгарник – незавершенное действие запоминается лучше.

Б) Используйте печатные буквы. У добочитаемая форму дает возможность вашему мозгу с большей легкостью их «фотографировать». Время, которое тратится на написание печатных букв, с лихвой компенсируется теми выгодами, которые они приносят, а именно более стремительное формирование ассоциаций и скорейшее вспоминание. Использование печатных букв также стимулирует стремление к лаконичности и краткости. Кроме того, то обстоятельство, какими буквами, прописными или строчными, написано слово, может служить индикатором относительной значимости слов в составе интеллект-карты.

В) Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий. Когда блок информации окаймлен замкнутой линией, это наделяет его границей, имеющей свою неповторимую форму. Эта форма может затем использоваться в качестве мощной ассоциации, помогающей вспомнить информацию, содержащуюся в рассматриваемом блоке.

Г) Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении ландшафт. предоставляет вам больше свободы и пространства для создания интеллект-карты, нежели при вертикальном (портретном) расположении листа бумаги.

Д) Старайтесь располагать слова горизонтально. Если вы будете проводить преимущественно горизонтальные линии, вашу карту будет гораздо легче прочесть. При проведении линий старайтесь, чтобы максимальный угол их отклонения от горизонтали не превышал 45.

Е) Используйте номерную последовательность в изложении мыслей. Если мы хотим донести свои мысли до слушателей в определенном порядке, достаточно пометить соответствующими порядковыми номерами ветви карты. Вместо номеров можно использовать буквы алфавита.

3. Ассоциируйте Ассоциации помогают соотносить наши текущие восприятия с предыдущим опытом, иотпирать двери к тайникам памяти и мышления.

А) Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.. Стрелки могут быть однонаправленными, двунаправленными, варьироваться по длине, толщине, форме; могут использоваться также объемные стрелки. Их главное назначение – задавать направление мыслям.

Б) Используйте цвета. Цвет играет роль одного из важнейших средств совершенствования памяти и творческих возможностей.

В) Используйте кодирование информации. Кодами могут быть галочки, крестики, кружки, треугольники и т. П Коды позволяют экономить массу времени. Например, можно разработать собственную систему простых для запоминания кодов и использовать ее во всех своих записях и конспектах, с тем чтобы обозначать часто упоминаемых вами людей, явления, процессы и т. п.

Г) Любите абсурд! Особенно на начальной, самой творческой, стадии создания интеллект-карты следует записывать и/или зарисовывать все абсурдные и бредовые идеи, давая возможность новым идеям пустить от них ростки. Это связано с тем, что идеи, на первый взгляд абсурдные и бредовые, далекие от нормы, впоследствии оказываются переворотом в науке, а переворот далек от нормы по определению

Соблюдайте иерархию мыслей

Классический эксперимент, проведенный Бауэром, Кларком, Лесгольдом и Винценцем в 1969 г., продемонстрировал значение иерархической организации информации для улучшения работы памяти. В данном эксперименте испытуемых разделили на две группы. Вниманию каждой группы предложили четыре карточки, на каждой из которых содержался перечень из 28 слов.

Для участников группы № 1 слова были расположены иерархически. Например, слово «инструмент» размещалось вверху, а под ним шли два ответвления, обозначенные словами «струнные» и «ударные». Еще ниже шли ответвления от слова «струнные» к словам «скрипка», «альт», «виолончель», а от слова «ударные» к словам «гонг», «литавры», «цимбалы» и т. д. Участникам группы № 2 предложили запомнить в точности те же слова, однако они были расположены на карточках в случайном порядке. Обе группы затем проверили на способность перечислить по памяти изученные слова. Как вы можете догадаться, участники группы № 1, которые запоминали слова, расположенные в иерархическом порядке, показали гораздо лучший результат, нежели участники группы № 2, которые запоминали произвольно расположенные слова.

Именно использование иерархий и категорий отличает полную интеллект-карту от описанной ранее мини-интеллекткарты, в которой первые десять ассоциаций имели значение ровно постольку, поскольку первыми пришли вам на ум. В полной интеллект-карте их следует расположить в соответствии с их истинным «идейным» значением. Простой способ обнаружения основных базовых идей состоит в том, чтобы задать себе следующие вопросы:

• Какие знания я хотел бы приобрести?

• Если бы я писал об этом книгу, какими были бы названия ее глав?

• В чем состоят мои конкретные цели?

• Каковы семь важнейших категорий информации по рассматриваемому вопросу?

• На какие основные вопросы необходимо ответить? Вопросы типа «почему?», «что?», «где?», «кто?», «как?», «который?» и «когда?» нередко способны прекрасно подойти в качестве главных ветвей интеллект-карты.

• К какой более обширной категории можно отнести те или иные категории по рассматриваемому вопросу?

Или же можно обратиться к технике составления мини интеллект-карт, записать десять первых ассоциаций, которые приходят в голову, затем задать себе вопрос, какие из них можно объединить в более емкие понятия.

Итак, мы нарисовали интеллект-карту иллюстрирующую основные правила ее составления.

Итак, ИК помогают анализировать, структурировать, запоминать информацию, развивают творческие возможности, помогают принимать решения. Они даже могут стать семейным ритуалом. Завершая лекционную часть вебинара, хочу поздравить всех с наступающим Новым годом и поделиться идеей семейной традиции. Каждый год 31 декабря мы, как и большинство, провожаем уходящий год. Подводя итоги, мы записываем в специальную тетрадь все хорошие события, которые произошли с членами нашей семьи за прошедший год. Очень интересно потом перелистывать эту тетрадь полную позитива. Можно попробовать провести обсуждение в формате интеллект-карты. Рассматривать карту во много раз интереснее, чем рукопись. Это будет настоящая семейная реликвия.

Желаю всем объединения в творчестве и позитиве!

А теперь пришло время вопросов.

Вопросы

Инновационные технологии в школе: интеллект карты в помощь ученику и учителю.

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы сегодня собрались для того, чтобы обсудить один из интереснейших методов современного образования. Интеллект-карты.

Известна легенда об изобретателе шахмат, который попросил «скромную» награду. Всего-то одно зерно на клетку шахматной доски, два на вторую, четыре на третью и т.д. Оказалось, чтобы рассчитаться с 64 клеткой не хватило запасов всего королевства! Похожая ситуация происходит сейчас с объемами информации. Они обрушиваются на нас как снежные лавины. Каждые 10 лет вся информация удваивается. «Информационный взрыв» потряс и основы образования. Уже давно стало ясно, что невозможно опираться лишь на заучивание. С этой функцией прекрасно справляется искусственный интеллект. В наш стремительный век меняющихся технологий и увеличения знаний все чаще раздается вопрос: «Как человек может конкурировать с роботами?» Предлагаются разные ответы. Нас отличают от машин эмоции, мотивация, коммуникация и творчество. А значит необходимо вводить творческие элементы в само усвоение знаний.

Интеллект-карта с успехом решает эту задачу. Интеллект-карты - это яркий и эффективный инструмент, который повышает результативность обучения. Происходит развитие мотивации, творчества, способностей к осмыслению, анализу и запоминанию материала. 

Взгляните, пожалуйста, на план нашего разговора, который выполнен в формате карты. Карту читаем с левого верхнего угла по часовой стрелке.

1. Определение, Немного истории

2. Преимущества. Достоинства

3. Примеры интеллект-карт. 

4. Законы составления

Обратите внимание на последний пункт «Законы составления». Планируется, что сегодня все желающие смогут не только услышать об особенностях метода, но и создать свою карту. Поэтому приготовьте, пожалуйста, лист бумаги. Лучше формата А3, но можно ограничиться и А4 и несколько фломастеров или карандашей.

5. По традиции завершится вебинар вопросами.

Оригинальное название технологии - mind map. Переводиться может по-разному: «интеллект карты», «карты памяти», «ментальные карты», «карты мыслей», «карты мышления».

 

Эта технология в той или иной степени была известна давно, но активно разрабатывать, применять и популяризировать ее стал только в конце прошлого века Тони Бьюзен.

Тони Бьюзен предположил, что мысли лучше фиксировать не линейно, одномерно (как мы привыкли), а в виде связей в пространстве, радиально, многомерно. Интеллект-карта - это графическое выражение процесса радиантного мышления. Создатель и популязатор карт Тони Бьюзен (британский психолог, 1942 г.р.) Автор и соавтор более 100 книг. называет их графическим выражением нашего мышления.

Все началось с публикации книги Тони Бьюзена «Работай головой» (1974). Тогда-то технология интеллект-карт и стала быстро набирать популярность, доказывая свою применимость на практике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач.

Однажды второкурсник Тони Бьюзен искал в университетской библиотеке книги об эффективном использовании способностей мозга. Ему предстояло справиться с огромным количеством учебного материала, и он хотел узнать, как такие функции мозга, как запоминание, восприятие и анализ, могут быть наилучшим образом использованы в учебном процессе. Ему посоветовали обратиться в отдел медицинской литературы. В ответ на слова о том, что он не хочет делать операции на мозге, а только хочет научиться правильно его использовать, библиотекарша сказала, что таких книг не существует. Это и стало толчком для Бьюзена. Он все-таки пошел в отдел медицинской литературы, нашел книги по физиологии мозга и использовал новые знания для создания своего метода интеллект-карт.

Он достиг потрясающих результатов, став одним из лучших студентов. Тони Бьюзен превратил процесс обучения в увлекательное и, что главное, очень эффективное занятие. Потом он стал факультативно заниматься с неуспевающими школьниками, которых все считали безнадежными, и с каждым из них достиг потрясающих результатов. Один из таких школьников воскликнул: «Я не был неспособным к учению — у меня просто не было настоящего учения!»1

Тони Бьюзен вспомнил про Ньютона, Эйнштейна, которые в школе перебивались с двойки на тройку, и задал важные вопросы: «Умеем ли мы учиться? Правильно ли мы используем свой мозг?» Применив свой метод на практике, автор решил, что его можно эффективно использовать в любой интеллектуальной деятельности. Так родилась книга «Работай головой». В ней Бьюзен популярно описал метод интеллект-карт. В его основу он положил основные принципы работы человеческого мозга, объяснил, что мы используем наш биологический компьютер под названием «мозг» неэффективно, и предложил способ повысить эту эффективность.

Итак, дадим определение ИК:

· Графическое отражение естественной структуры мозга

Действительно, если мы посмотрим на карту, то можем заметить ее сходство с нейронами и нейронными цепями. Как известно, мозг человека состоит из нервных клеток, которые соприкасаются друг с другом благодаря своим отросткам – дендритам. Интеллект-карта похожа на сильно увеличенную фотографию наших мыслительных процессов. Каждый нейрон напоминает осьминога, интеллект-карта тоже часто вызывает подобные ассоциации. Mind map – это рисунок с центральным образом (темой, проблемой, целью), от которого в разные стороны отходят ветви-ассоциации, пути решения этой проблемы, подразделы темы.  Сложную цепь ассоциаций, мыслительных процессов упорядочивает мозг. Потоки информации, нужной и второстепенной, приводим в порядок мы с помощью интеллект-карт.

· Вид записи в виде радиантной структуры то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части

· Схематическое изображение информации

· Прогрессивный метод работы с информацией, который стимулирует воображение и ассоциативное мышление, подстегивает креативность, ускоряет память и позволяет исследовать те идеи и решения, которые раньше оставались вне поля зрения.

Интеллект-карты завоевали популярность во всем мире. Более 250 млн человек уже оценили его по заслугам. Но в чем его сила? Давайте разбираться. На экранах ИК о достоинствах метода.

Оба полушария

Интеллект-карты позволяют представлять информацию таким образом, чтобы ее могли одновременно воспринимать и левое, и правое полушария. Традиционное обучение очень мало ориентируется на правое полушарие. Образы и интуиция, воображение и мечты редко находят свое выражение на стандартных уроках. На сегодняшний день каждый седьмой житель планеты – леворукий. Левшам особенно важно иметь перед глазами целостный образ. Причем, не просто картинку – портрет писателя или фотографию животного, а именно всю тему в ее полноте. Этому могут способствовать различные схемы и таблицы. Но никакая таблица не сможет заинтересовать так, как ИК.

 «Душа не может думать, не рисуя» - считал Аристотель. Недаром на полях рукописей можно часто увидеть рисунки. Так творили Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Маяковский, Леонардо да Винчи и Ньютон и...

Осмысленное запоминание.

Качество запоминания обеспечивается сопровождением эмоций в процессе работы над картой. Хорошо запоминается то, что будит эмоции, вызывает интерес. (То, что трогает сердце, запечатлевается в памяти. (Вольтер)) Невозможно составить интеллект-карту, находясь в состоянии равнодушия, скуки, безразличия. Создание интеллект-карты всегда сопровождается эмоциями, яркими зрительными образами, активным осмыслением информации, большим количеством ассоциаций.

Много информации. Известный эффект края, когда запоминается начало и конец и проваливается середина, на интеллект-картах просто не работает. Ведь в центре карты главная тема, самый яркий образ.

Быстрое запоминание. Экспериментально доказано, что вся­кое запоминание, в том числе и непроизвольное, есть результат действия субъекта с объектом. В опыте испытуемым предлагали классифицировать предметы, изображенные на карточках. На каждой карточке, кроме предмета, было изобра­жено число. После опыта испытуемых просили вспомнить, что они видели на карточках. Оказалось, что в этом случае хорошо запомнились предметы. Что же касается чисел, то некоторые испытуемые утверждали, что вообще их не видели. В другом опыте надо было разложить карточки по порядку изображенных на них чисел, В этом случае все обстояло наоборот: хорошо запоминались числа и почти не замечались картинки. Таким образом, запоминается то, с чем человек действует. И эту задачу с успехом решает ИК.

 

В памяти удерживается лишь то, что мы самостоятельно активно осмыслили, а не бездумно проглотили. К сожалению, иногда учащиеся настолько не вовлечены в процесс осмысления новой темы, что просто даже не в состоянии самостоятельно зафиксировать услышанное, а поэтому обращаются к преподавателю с просьбой о диктовке. ИК невозможно продиктовать.

ИК редко создается за один заход. Обычно она дополняется рисунками и усовершенствуется на протяжении нескольких дней. Значит при работе с ИК вступает в силу и знаменитый эффект Зейгарник: незавершенное действие способствует лучшему запоминанию.

3. Эффективное структурирование материала. Львиная доля информации в учебниках и в ученических тетрадях представлена в виде текста. Рудольф Арнхейм говорил: «Мы систематически душим умственные способности, заставляя нашу молодежь мыслить в основном вербальными и числовыми знаками».

На уроках истории, биологии, обществознания ученикам часто приходится запоминать колоссальные объемы информации. Многие, не справляясь с поставленной задачей, теряют всякий интерес к предмету и веру в собственные силы.

Благодаря ИК, развивается логическое мышление, ведь на карте визуально представлен процесс мышления, все взаимосвязи...


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.