М. Горький – Васса Железнова — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

М. Горький – Васса Железнова

2022-11-27 38
М. Горький – Васса Железнова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Васса Борисовна Железнова, в девичестве – Храпова, 42 лет (но выглядит моложе), владелица пароходной компании, очень богатый и влиятельный человек, проживает в собственном доме со спившимся мужем, Сергеем Петровичем Железновым, 60 лет, бывшим капитаном, и братом, Прохором Борисовичем Храповым, беспечным, пьющим человеком, коллекционирующим всевозможные замки (коллекция как бы пародирует собственнические инстинкты сестры). В доме также живут Наталья и Людмила – дочери Вассы и Сергея Петровича; Анна Оношенкова – молодая секретарша и наперсница Вассы и одновременно домашний шпион; Лиза и затем Поля – горничные. В доме постоянно бывают матрос Пятеркин, исполняющий роль шута и втайне приударяющий за Лизой в надежде жениться на ней и разбогатеть; Гурий Кротких – управляющий пароходством; Мельников – член окружного суда и его сын Евгений (квартиранты).

Из-за границы приезжает Рашель – жена умирающего вдали от родины сына Вассы Федора. Рашель – социалистка-революционерка, разыскиваемая полицией. Она хочет забрать своего малолетнего сына Колю, которого Васса прячет в деревне и не хочет отдавать снохе, так как рассчитывает сделать его наследником состояния и продолжателем своего дела. Васса грозит выдать Рашель жандармам, если она будет настаивать на возвращении сына.

Шаткое благополучие дома Вассы держится на преступлении. Она отравляет своего мужа Сергея Петровича, когда тот оказывается замешанным в совращении малолетней и ему грозит каторга. Но сначала она предлагает ему покончить с собой, и, лишь когда он отказывается, Васса, спасая честь незамужних дочерей, подсыпает мужу порошок. Тем самым семья избегает позора суда. На этом череда преступлений не закончилась. Горничная Лиза понесла от брата Вассы и, в конце концов, повесилась в бане (людям сообщили, что она угорела) Васса готова пойти на все, лишь бы сохранить дом и своё дело. Она безумно любит своих неудавшихся детей, которые оказались жертвой прежней разнузданной жизни их отца и его жестокого обращения с их матерью. Федор – не жилец на этом свете. Людмила, в детстве насмотревшись на забавы отца с распутными девками, выросла слабоумной. Наталья постепенно спивается вместе с дядей и не любит мать, на которую тем не менее очень похожа крутостью нрава. Последняя надежда – внук, но он ещё слишком мал.

Между Рашелью и Вассой есть какое-то сходство, которое они обе ощущают. Это цельные, фанатичные характеры – «хозяева жизни»;

Только Васса – вся в прошлом, а за Рашелью – будущее. Они непримиримые враги, но уважают друг друга. Тем не менее Васса приказывает секретарше донести на Рашель жандармам, но делает это исключительно ради внука, финал пьесы неожидан. Васса скоропостижно умирает. В этом чувствуется наказание свыше за нелепую, скоропостижную смерть мужа и насмешка судьбы: часть денег Вассы крадёт Оношенкова, а остальным богатством по закону будет распоряжаться беспутный брат, который несомненно все промотает. Только слабоумная Людмила оплакивает мать. Остальных её смерть ничуть не трогает.

 

 

М. Горький – Мещане

 

В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его жена; сын Петр, бывший студент, выгнанный за участие в недозволенных студенческих собраниях; дочь Татьяна, школьная учительница, засидевшаяся в невестах; воспитанник Бессеменова Нил, машинист в железнодорожном депо; церковный певчий Тетерев и студент Шишкин – нахлебники;

Елена Николаевна Кривцова – молодая вдова смотрителя тюрьмы, снимающая в доме комнаты, и Степанида – кухарка, выполняющая в доме всю чёрную работу с помощью девушки Поли, швеи, дочери дальнего родственника Бессеменова Перчихина, торговца певчими птицами и пьяницы. Кроме них, в доме часто бывает Цветаева, молодая учительница, подруга Татьяны.

Действие пьесы проходит в атмосфере постоянно разгорающихся и затихающих скандалов между Бессеменовым и его детьми. Отец недоволен непочтительностью к нему детей, а также тем, что оба до сих пор не нашли в жизни своего места. По его мнению, оба они стали слишком «образованными» и потому гордыми. Это мешает им жить. Татьяна просто должна выйти замуж, а Петр – выгодно жениться и работать на приумножение богатства отца. По мере развития действия становится понятно, что дети не столько не хотят жить «по-отцовски», сколько просто не могут из-за своей ослабленной воли, потери интереса к жизни и т. д. Образование действительно не пошло им на пользу; оно лишь запутало их, лишило воли к жизни и прочных мещанских корней.

В этом главная трагедия семьи Бессеменовых. В случае с Петром, по мнению Тетерева, выполняющего в пьесе своеобразную роль резонёра, эта трагедия должна решиться в пользу отца: Петр оставит Кривцову, в которую пока влюблён против воли родителей, неизбежно пойдёт по пути отца и тоже станет примерным мещанином. В случае с Татьяной, которая безнадёжно влюблена в Нила, уже связанного обоюдной любовью с Полей, – вопрос открыт: скорее всего, Татьяна так и останется несчастной жертвой противоречия между своими мещанскими корнями и новыми веяниями времени.

Эти веяния отчётливей всех выражает Нил, наиболее «прогрессивный» герой и, очевидно, будущий социалист-революционер, на что намекает Бессеменов. Нил отражает близкую Горькому эстетику борьбы и труда, неразрывно между собой связанных. Например, он любит ковать, но не потому, что любит труд вообще, а потому, что любит как бы сражаться с металлом, подавляя его сопротивление. В то же время воля и целеустремлённость Нила имеют обратную сторону: он безжалостен к влюблённой в него Татьяне и к воспитавшему его Бессеменову.

Попутно в пьесе разворачиваются окраинные сюжеты: любовь Тетерева к Поле, в которой он видит своё последнее спасение от пьянства и скуки жизни; судьба Перчихина, человека не от мира сего, живущего только любовью к птицам и лесу; трагедия Кривцовой, влюблённой в жизнь, но потерявшей в ней своё место. Наиболее интересный из второстепенных персонажей – Тетерев. Этот человек слишком огромен (и физически, и духовно) для той убогой жизни, хозяевами которой пока являются Бессеменов и ему подобные. Но ему вряд ли найдётся место и в той жизни, хозяевами которой будут люди вроде Нила. Его образ – образ вечного изгнанника жизни.

Пьеса заканчивается на трагической ноте. После неудавшейся попытки покончить с собой Татьяна понимает свою обречённость и ненужность среди людей. В последней сцене она падает на клавиши рояля, и раздаётся нестройный громкий звук...

 

 

Н. В. Гоголь– Ревизор

 

МИКРОПЕРЕСКАЗ: В городе узнали о приезде ревизора и приняли за него случайного чиновника. Того всячески ублажали, давали взятки. Выручив хорошую сумму, чиновник спешно уехал. И тут в город приехал настоящий ревизор.

 

Очень краткое содержание

В одном уездном городе узнали о скором приезде ревизора с проверкой. Все чиновники переполошились: за каждым имелись грехи. Увидев в гостинице чиновника из Петербурга, Хлестакова, его приняли за ревизора.

 

Иван Александрович Хлестаков – молодой человек, 23 года, зани­мает пустейший чин в канце­лярии, худой, глупо­ватый, без царя в голове, мысли его скачут, речь отры­ви­стая, чисто­сер­дечен и прост, шатен, хорош собой, одет по моде.

Городничий Сквозник-Дмухановский посоветовал срочно привести все учреждения в порядок.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – город­ничий уезд­ного города, поста­ревший на службе неглупый человек, взяточник, солидный и серьёзный, черты лица грубые, волосы короткие с проседью, одет в мундир с петли­цами и в ботфорты со шпорами.

Раздав указания, городничий отправился в гостиницу разузнать о Хлестакове. Тот не мог покинуть город, пока не расплатится за проживание, но последние деньги он проиграл.

Впервые увидев друг друга, городничий с Хлестаковым испугались. Хлестаков стал оправдываться, что ждёт, когда ему пришлют денег. Городничий воспринял его слова за намёк на взятку. Хлестаков деньги взял. Городничий поселил его в своём доме, показал город.

Хлестаков перепугал местных, сочиняя небылицы о своих высоких полномочиях на службе в Петербурге. Местные чиновники дали ему взятки. Хлестаков радовался своей удаче, и только его слуга сразу понял, что барина приняли за другого, и уговорил его уехать, пока обман не раскрылся.

Открылась страшная правда: это был не ревизор. Приезд настоящего ревизора поверг всех в шок.

 

Подробный пересказ по действиям

Названия действий – условные.

 

Действие 1.

Ревизор в городе

 

Городничий собрал всех в своём доме.

Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор.

Ляпкин-Тяпкин, заведующий больницей Земляника, смотритель училищ, частный пристав – все были шокированы.

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин – судья, прочи­тавший 5-6 книг воль­но­думец, гордец, охотник на догадки, начи­нает разго­ва­ри­вать хрипом-сапом, потом пере­ходит на бас, растя­гивая слова.

Артемий Филиппович Земляника – попе­чи­тель бого­угодных заве­дений, в том числе боль­ницы, толстый, непо­во­рот­ливый, неук­люжий человек, но проныра и плут, очень услужлив и суетлив.

Горожане не любили городничего за превышение полномочий. За каждым имелись грешки. Ляпкин-Тяпкин считал, что «грешки грешкам рознь», и не скрывал, что берёт взятки борзыми щенками. Он также предположил скорую войну. Но городничий ответил, что их город не приграничный: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».

Городничий стал советовать, какие принять меры, чтобы обмануть ревизора. Землянике он посоветовал сократить число больных, Ляпкину-Тяпкину – убрать из здания суда личные вещи и следить за вечно пьяным заседателем, смотрителю училищ – присматривать за странностями учителей.

Появился почтмейстер, которого городничий попросил «всякое письмо, которое прибывает… этак немножко распечатать и прочитать». Почтмейстер признался, что постоянно так делает из любопытства.

В дом к городничему прибежали Бобчинский с Добчинским.

Пётр Иванович Бобчинский – помещик, низенький, любо­пытный, с небольшим брюшком, говорит скоро­го­воркой, сильно жести­ку­лируя, очень походит на Добчин­ского, но развязнее и живее.

Пётр Иванович Добчинский – помещик, низенький, любо­пытный, с небольшим брюшком, говорит скоро­го­воркой, сильно жести­ку­лируя, очень походит на Бобчин­ского, но немного выше ростом и серьёзнее.

Они наперебой стали рассказывать, что в гостинице видели Хлестакова. Помещики решили, что это и есть ревизор. Городничий распорядился срочно вымести улицу и сделать видимость ремонтных работ, а про непостроенную церковь сказать, что сгорела во время строительства.

Городничий отправился с Добчинским к Хлестакову, узнать «не терпят ли проезжающие неприятностей». Когда он уезжал, появились его жена и дочь. Жена ругала дочь за долгие сборы перед зеркалом и очень хотела узнать последние новости.

 

Действие 2.

Знакомство с ревизором. Первая взятка

 

Маленькая, бедно обставленная комната в гостинице. Слуга Хлестакова размышлял вслух, что его барин с деньгами не умеет обходиться: пришлёт отец Хлестакову деньги, а тот их прокутит за неделю. Вот и теперь, по дороге из Петербурга домой, Хлестаков спустил все деньги, последние – проиграл, и нечем было заплатить за комнату и еду.

Вошёл Хлестаков и спросил про обед. Слуга ответил, что больше в долг не дают. В конце концов им обед дали, но всего из двух блюд: суп и жаркое. Хлестаков возмущался плохими блюдами и отсутствием соуса, но съел, поделившись со слугой.

В гостиницу приехал городничий. Хлестаков решил, что хозяин гостиницы на него донёс, и теперь боялся тюрьмы. Городничий вошёл в комнату Хлестакова, и они несколько минут испуганно смотрели друг на друга. Хлестаков стал говорить, что обед ему плохой принесли, что он не хочет в тюрьму, что будет жаловаться министру. Городничий понял его слова по-своему, начал оправдываться, предлагал переселить Хлестакова в лучшую квартиру, а когда услышал про министра, испугался ещё больше.

Вскоре Хлестаков признался, что у него нет ни копейки, городничий принял эти слова за намёк на взятку. Хлестаков попросил дать ему взаймы 200 рублей. Городничий всучил ему 400, думая, что дело «пойдёт теперь на лад».

Когда Хлестаков сказал, что едет в Саратовскую губернию к отцу, городничий окончательно поверил, что перед ним ревизор: он знал, что ту местность собираются проверять. Городничий разобрался с долгами Хлестакова за гостиницу, переселил его в свой дом, предложил показать гостю больницу и училище, написал записки Землянике и жене и попросил сопровож­давшего его Добчинского их отнести.

В больнице Хлестакова угостили губернской мадерой, которая «неказиста на вид, а слона повалит с ног».

 

Действие 3.

Ревизор в доме городничего

 

Добчинский передал жене городничего записку с поручением обустроить комнату для Хлестакова. Мать с дочкой стали расспрашивать о ревизоре, а потом поссорились из-за выбора платьев.

Вслед за своим слугой, который принёс чемодан барина, в дом городничего явился Хлестаков, сопровождаемый чиновниками. Городничий рассказывал Хлестакову о своих выдуманных достижениях в городе, врал, что всё делает не ради почестей, но для благополучия горожан. Земляника про себя отметил умение городничего красиво говорить.

Эка, бездельник, как расписывает! дал же бог такой дар!

Хлестаков стал рассказывать о своей службе в Петербурге, значительно всё преувеличивая. Доврался до того, что сказал, будто бы с министрами в карты играет и во дворец каждый день ездит. Все в страшном изумлении разошлись по домам.

Мать с дочкой были от гостя в восторге, а городничий решил, что хоть Хлестаков и прихвастнул, а всё же человек он серьёзный, несмотря на внешний облик. Пока Хлестаков отдыхал, городничий с женой и дочкой расспрашивали его слугу, который раньше своего барина догадался, что того принимают за другого человека. Слуга тоже приврал и получил деньги «на чай… на баранки».

Полицейским было поручено не впускать в дом городничего просителей.

 

Действие 4.

Взятки чиновников. Жалобы просителей. Сватовство и отъезд ревизора

 

В доме городничего появились чиновники в мундирах.

Первым к Хлестакову зашёл Ляпкин-Тяпкин, у которого из руки в момент разговора выпали деньги. Судья перепугался, а Хлестаков просто попросил у него взаймы. Ляпкин-Тяпкин отдал деньги и раскланялся. Хлестаков решил, что «судья хороший человек!».

Следующим вошёл почтмейстер. Хлестаков и у него попросил взаймы. Тот дал и ушёл. Его Хлестаков тоже посчитал хорошим человеком.

Смотритель училищ так боялся, что толком не мог говорить, дал деньги и вылетел вон.

Вошёл Земляника, присел поближе к Хлестакову и вполголоса рассказал всю правду о городе и его жителях. Тоже дал взятку.

Пришли Бобчинский с Добчинским. Хлестаков сразу попросил «взаймы рублей тысячу». У них в карманах набралось всего 65. Эти деньги Хлестаков тоже забрал. Добчинский попросил Хлестакова помочь узаконить рождение старшего сына. А Бобчинский – рассказать всем вельможам, что «живёт в таком-то городе Пётр Иванович Бобчинский».

Когда все ушли, Хлестаков решил написать письмо своему другу, пишущему статьи, и рассказать о глупых местных жителях.

Слуга стал уговаривать барина уехать, предостерёг, что скоро может появиться настоящий ревизор. Хлестаков с ним в итоге согласился, попросил отнести на почту письмо для друга и там заказать курьерскую тройку лошадей.

К дому пришли купцы с подарками, стали жаловаться на городничего. Слесарша жаловалась, что её мужа в солдаты забрали вместо сына купчихи. Унтер-офицерша рассказала, как её по ошибке высекли. Им Хлестаков наобещал помощи, а остальных просителей прогнал, потому что надоели.

Вошла дочь городничего, Хлестаков стал перед ней рисоваться, говорить про любовь и красивые глаза. Она кокетничала, но, когда Хлестаков поцеловал её в плечо, возмутилась. Хлестаков стал на колени, моля о прощении и говоря, что сделал это от любви.

Пришла жена городничего, увидела Хлестакова на коленях перед дочкой и выгнала её из комнаты. Хлестаков бросился на колени уже перед ней, находя мать тоже ещё аппетитной. В этот момент вбежала дочь. Мать набросилась на дочь с ругательствами, но Хлестаков вдруг схватил дочь за руку и попросил их благословить. Разочарованная мать опять отругала дочку.

Вбежал городничий и сказал, будто купцы и женщины его оклеветали. Жена заметила, что их дочери сделано предложение. Городничий сначала не поверил, но потом очень обрадовался.

Ай Антон! Ай городничий! Вона как дело-то пошло!

С почты вернулся слуга Хлестакова и доложил, что лошади готовы. Городничий удивился, а Хлестаков сказал, что ему надо уехать всего на один день к богатому дяде. Городничий дал Хлестакову ещё денег.

 

Действие 5.

Это был не ревизор

 

Городничий с семьёй предвкушал скорые перемены: он мечтал о наградах, его жена – о самом лучшем доме в Петербурге.

Пришли важные горожане, помещики, чиновники, поздравляли городничего с привалившим счастьем. Появился запыхавшийся почтмейстер.

Удивительное дело, господа! Чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор.

Почтмейстер рассказал о письме Хлестакова. Все жалели потерянных денег и вспомнили, что именно Добчинский с Бобчинским приняли Хлестакова за ревизора.

Появившийся жандарм возвестил о приезде ревизора, который потребовал городничего к себе в гостиницу. Воцарилась немая сцена: кто-то был в шоке, кто-то – растерян, нашлись и те, кто обрадовался бедам городничего.

 

 

Н. В. Гоголь – Женитьба

 

Надворный советник Подколесин, лёжа на диване с трубкою и размышляя, что не мешало бы все же жениться, призывает слугу Степана, коего расспрашивает как о том, не заходила ли сваха, так и о посещении им портного, о качестве пущенного на фрак сукна и не спрашивал ли портной, для чего барину фрак такого тонкого сукна и не хочет ли, дескать, барин жениться. Перейдя затем к ваксе и обсудив ее столь же детально, Подколесин сокрушается, что женитьба такая хлопотливая вещь. Появляется сваха Фекла Ивановна и рассказывает о невесте Агафье Тихоновне, купеческой дочери, ее внешности («как рафинад!»), ее нежелании выходить за купца, а только за дворянина («такой великатес»). Удовлетворённый Подколесин велит свахе прийти послезавтра («я полежу, а ты расскажешь»), она упрекает его в лености и говорит, что скоро он уж будет негоден для женитьбы. Вбегает друг его Кочкарев, бранит Феклу за то, что та его женила, но, поняв, что и Подколесин думает жениться, принимает в этом самое живое участие. Выспросив у свахи, где живёт невеста, он выпроваживает Феклу, собираясь женить Подколесина сам. Он живописует не уверенному ещё другу прелести семейной жизни и уж было убеждает его, но Подколесин вновь задумывается о странности того, что «все был неженатый, а теперь вдруг женатый». Кочкарев объясняет, что сейчас Подколесин просто бревно и никакого значения не имеет, а то будут вокруг него «этакие маленькие канальчонки», и все на него похожи. Уж совсем собравшись ехать, Подколесин говорит, что лучше завтра. С бранью Кочкарев его увозит.

Агафья Тихоновна с тёткою, Ариной Пантелеймоновной, гадает на картах, та поминает покойного батюшку Агафьи, его величие и солидность, и тем пытается склонить внимание племянницы к торговцу «по суконной линии» Алексею Дмитриевичу Старикову. Но Агафья упрямится: он и купец, и борода у него растёт, и дворянин завсегда лучше. Приходит Фекла, сетует на хлопотность своего дела: все дома исходила, по канцеляриям истаскалась, зато женихов сыскала человек шесть. Она описывает женихов, но недовольная тётка вздорит с Феклою о том, кто лучше – купец или дворянин. В двери звонят. В страшном смятении все разбегаются, Дуняша бежит открывать. Вошедший Иван Павлович Яичница, экзекутор, перечитывает роспись приданого и сличает с тем, что в доступности. Появляется Никанор Иванович Анучкин, субтильный и «великатный», ищущий в невесте знания французского языка. Взаимно скрывая истинную причину своего появления, оба жениха ожидают дальше. Приходит Балтазар Балтазарович Жевакин, отставной лейтенант морской службы, с порога поминает Сицилию, чем и образует общий разговор. Анучкин интересуется образованием сицилианок и потрясён заявлением Жевакина, что все поголовно, включая и мужиков, говорят на французском языке. Яичница любопытствует комплекцией тамошних мужиков и их привычками. Рассуждения о странностях некоторых фамилий прерывается появлением Кочкарева и Подколесина. Кочкарев, желающий немедля оценить невесту, припадает к замочной скважине, вызывая ужас Феклы.

Невеста в сопровождении тётки выходит, женихи представляются, Кочкарев рекомендуется родственником несколько туманного свойства, а Подколесина выставляет едва ли не управляющим департаментом. Появляется и Стариков. Общий разговор о погоде, сбитый прямым вопросом Яичницы о том, в какой службе желала бы видеть Агафья Тихоновна мужа, прерывается смущённым бегством невесты. Женихи, полагая прийти вечером «на чашку чая» и обсуждая, не велик ли у невесты нос, расходятся. Подколесин, решив уж, что и нос великоват, и по-французски вряд ли она знает, говорит приятелю, что невеста ему не нравится. Кочкарев без труда убеждает его в несравненных достоинствах невесты и, взяв слово, что Подколесин не отступится, берётся остальных женихов спровадить.

Агафья Тихоновна не может решить, которого из женихов ей выбрать («Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...»), и хочет кинуть жребий. Появляется Кочкарев, убеждая взять Подколесина, и решительно только его, потому что он чудо человек, а остальные все дрянь. Объяснив, как отказать женихам (сказав, что не расположена ещё замуж, или уж просто: пошли вон, дураки), Кочкарев убегает за Подколесиным. Приходит Яичница, требуя прямого ответа: да или нет. Жевакин и Анучкин являются следом. Растерянная Агафья Тихоновна выпаливает «пошли вон» и, устрашённая видом Яичницы («Ух, прибьёт!..»), убегает. Входит Кочкарев, оставивший Подколесина в прихожей поправить стремёшку, объясняет опешившим женихам, что невеста дура, приданого за ней почти нет и по-французски она ни бельмеса. Женихи распекают Феклу и уходят, оставив Жевакина, не раздумавшего жениться. Кочкарев отсылает и его, посулив своё участие и несомненную удачу в сватовстве. Смущённой же невесте Кочкарев аттестует Жевакина дураком и пьяницей. Жевакин подслушивал и изумлён странным поведением своего заступника. Агафья Тихоновна не желает с ним говорить, множа его недоумения: семнадцатая невеста отказывает, а почему?

Кочкарев приводит Подколесина и принуждает его, оставшись с невестою наедине, открыть ей сердце. Беседа о приятностях катания в лодке, желательности хорошего лета и близости екатеринингофского гуляния оканчивается ничем: Подколесин откланивается. Однако он возвращён Кочкаревым, уже заказавшим ужин, сговорившимся о поездке в церковь через час и умоляющим приятеля жениться, не откладывая. Но Подколесин уходит. Наградив приятеля множеством нелестных прозвищ, Кочкарев поспешает его вернуть. Агафья Тихоновна в размышлении, что и двадцати семи лет не провела в девках, ожидает жениха. Водворённый в комнату пинком Подколесин не может приступиться к делу, и наконец сам Кочкарев просит за него руки Агафьи Тихоновны. Все устраивается, и невеста спешит одеться. Подколесин, уж довольный и благодарный, остаётся один, поскольку Кочкарев отлучается взглянуть, готов ли стол (шляпу Подколесина, впрочем, он благоразумно прибирает), и размышляет, что он был до сих пор и понимал ли значение жизни. Он удивлён, что множество людей живёт в такой слепоте, и, доведись ему быть государем, он повелел бы всем жениться. Мысль о непоправимости того, что сейчас произойдёт, несколько смущает, а затем и страшит его не на шутку. Он решается бежать, пусть бы и через окно, коли нельзя в дверь, пусть и без шляпы, раз ее нет, – выскакивает в окно и уезжает на извозчике.

Агафья Тихоновна, Фекла, Арина Пантелеймоновна и Кочкарев, появляясь один за другим, в недоумении, кое разрешается призванной Дуняшкой, видевшей весь пассаж. Арина Пантелеймоновна осыпает бранью Кочкарева («Да вы после этого подлец, коли вы честный человек!»), он убегает за женихом, но Фекла почитает дело пропащим: «коли жених да шмыгнул в окно – уж тут, просто моё почтение!»

 

 

Ф. М. Достоевский– Идиот

 

Конец 1867 года. Князь Лев Николаевич Мышкин приезжает в Петербург из Швейцарии. Ему двадцать шесть лет, он последний из знатного дворянского рода, рано осиротел, в детстве заболел тяжёлой нервной болезнью и был помещён своим опекуном и благодетелем Павлищевым в швейцарский санаторий. Там он прожил четыре года и теперь возвращается в Россию с неясными, но большими планами послужить ей. В поезде князь знакомится с Парфеном Рогожиным, сыном богатого купца, унаследовавшим после его смерти огромное состояние. От него князь впервые слышит имя Настасьи Филипповны Барашковой, любовницы некоего богатого аристократа Тоцкого, которой страстно увлечён Рогожин.

По приезде князь со своим скромным узелком отправляется в дом генерала Епанчина, дальним родственником жены которого, Елизаветы Прокофьевны, является. В семье Епанчиных три дочери – старшая Александра, средняя Аделаида и младшая, общая любимица и красавица Аглая. Князь поражает всех непосредственностью, доверчивостью, откровенностью и наивностью, настолько необычайными, что поначалу его принимают очень настороженно, однако с все большим любопытством и симпатией. Обнаруживается, что князь, показавшийся простаком, а кое-кому и хитрецом, весьма неглуп, а в каких-то вещах по-настоящему глубок, например, когда рассказывает о виденной им за границей смертной казни. Здесь же князь знакомится и с чрезвычайно самолюбивым секретарём генерала Ганей Иволгиным, у которого видит портрет Настасьи Филипповны. Её лицо ослепительной красоты, гордое, полное презрения и затаённого страдания, поражает его до глубины души.

Узнает князь и некоторые подробности: обольститель Настасьи Филипповны Тоцкий, стремясь освободиться от неё и вынашивая планы жениться на одной из дочерей Епанчиных, сватает её за Ганю Иволгина, давая в качестве приданого семьдесят пять тысяч. Ганю манят деньги. С их помощью он мечтает выбиться в люди и в дальнейшем значительно приумножить капитал, но в то же время ему не даёт покоя унизительность положения. Он бы предпочёл брак с Аглаей Епанчиной, в которую, может быть, даже немного влюблён (хотя и тут тоже его ожидает возможность обогащения). Он ждёт от неё решающего слова, ставя от этого в зависимость дальнейшие свои действия. Князь становится невольным посредником между Аглаей, которая неожиданно делает его своим доверенным лицом, и Ганей, вызывая в том раздражение и злобу.

Между тем князю предлагают поселиться не где-нибудь, а именно в квартире Иволгиных. Не успевает князь занять предоставленную ему комнату и перезнакомиться со всеми обитателями квартиры, начиная с родных Гани и кончая женихом его сестры молодым ростовщиком Птицыным и господином непонятных занятий Фердыщенко, как происходят два неожиданных события. В доме внезапно появляется не кто иной, как Настасья Филипповна, приехавшая пригласить Ганю и его близких к себе на вечер. Она забавляется, выслушивая фантазии генерала Иволгина, которые только накаляют атмосферу. Вскоре появляется шумная компания с Рогожиным во главе, который выкладывает перед Настасьей Филипповной восемнадцать тысяч. Происходит нечто вроде торга, как бы с её насмешливо-презрительным участием: это её-то, Настасью Филипповну, за восемнадцать тысяч? Рогожин же отступать не собирается: нет, не восемнадцать – сорок. Нет, не сорок – сто тысяч!..

Для сестры и матери Гани происходящее нестерпимо оскорбительно: Настасья Филипповна – продажная женщина, которую нельзя пускать в приличный дом. Для Гани же она – надежда на обогащение. Разражается скандал: возмущённая сестра Гани Варвара Ардалионовна плюёт ему в лицо, тот собирается ударить её, но за неё неожиданно вступается князь и получает пощёчину от взбешённого Гани. «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» – в этой фразе весь князь Мышкин, вся его бесподобная кротость. Даже в эту минуту он сострадает другому, пусть даже и обидчику. Следующее его слово, обращённое к Настасье Филипповне: «Разве вы такая, какою теперь представлялись», станет ключом к душе гордой женщины, глубоко страдающей от своего позора и полюбившей князя за признание её чистоты.

Покорённый красотой Настасьи Филипповны, князь приходит к ней вечером. Здесь собралось разношёрстное общество, начиная с генерала Епанчина, тоже увлечённого героиней, до шута Фердыщенко. На внезапный вопрос Настасьи Филипповны, выходить ли ей за Ганю, он отвечает отрицательно и тем самым разрушает планы присутствующего здесь же Тоцкого. В половине двенадцатого раздаётся удар колокольчика и появляется прежняя компания во главе с Рогожиным, который выкладывает перед своей избранницей завёрнутые в газету сто тысяч.

И снова в центре оказывается князь, которого больно ранит происходящее, он признается в любви к Настасье Филипповне и выражает готовность взять её, «честную», а не «рогожинскую», в жены. Тут же внезапно выясняется, что князь получил от умершей тётки довольно солидное наследство. Однако решение принято – Настасья Филипповна едет с Рогожиным, а роковой свёрток со ста тысячами бросает в горящий камин и предлагает Гане достать их оттуда. Ганя из последних сил удерживается, чтобы не броситься за вспыхнувшими деньгами, он хочет уйти, но падает без чувств. Настасья Филипповна сама выхватывает каминными щипцами пачку и оставляет деньги Гане в награду за его муки (потом они будут гордо возвращены им).

Проходит шесть месяцев. Князь, поездив по России, в частности и по наследственным делам, и просто из интереса к стране, приезжает из Москвы в Петербург. За это время, по слухам, Настасья Филипповна несколько раз бежала, чуть ли не из-под венца, от Рогожина к князю, некоторое время оставалась с ним, но потом бежала и от князя.

На вокзале князь чувствует на себе чей-то огненный взгляд, который томит его смутным предчувствием. Князь наносит визит Рогожину в его грязно-зелёном мрачном, как тюрьма, доме на Гороховой улице, во время их разговора князю не даёт покоя садовый нож, лежащий на столе, он то и дело берет его в руки, пока Рогожин наконец в раздражении не отбирает его у него (потом этим ножом будет убита Настасья Филипповна). В доме Рогожина князь видит на стене копию картины Ханса Гольбейна, на которой изображён Спаситель, только что снятый с креста. Рогожин говорит, что любит смотреть на неё, князь в изумлении вскрикивает, что «...от этой картины у иного ещё вера может пропасть», и Рогожин это неожиданно подтверждает. Они обмениваются крестами, Парфен ведёт князя к матушке для благословения, поскольку они теперь, как родные братья.

Возвращаясь к себе в гостиницу, князь в воротах неожиданно замечает знакомую фигуру и устремляется вслед за ней на тёмную узкую лестницу. Здесь он видит те же самые, что и на вокзале, сверкающие глаза Рогожина, занесённый нож. В это же мгновение с князем случается припадок эпилепсии. Рогожин убегает.

Через три дня после припадка князь переезжает на дачу Лебедева в Павловск, где находится также семейство Епанчиных и, по слухам, Настасья Филипповна. В тот же вечер у него собирается большое общество знакомых, в том числе и Епанчины, решившие навестить больного князя. Коля Иволгин, брат Гани, поддразнивает Аглаю «рыцарем бедным», явно намекая на её симпатию к князю и вызывая болезненный интерес матери Аглаи Елизаветы Прокофьевны, так что дочь вынуждена объяснить, что в стихах изображён человек, способный иметь идеал и, поверив в него, отдать за этот идеал жизнь, а затем вдохновенно читает и само стихотворение Пушкина.

Чуть позже появляется компания молодых людей во главе с неким молодым человеком Бурдовским, якобы «сыном Павлищева». Они вроде как нигилисты, но только, по словам Лебедева, «дальше пошли-с, потому что прежде всего деловые-с». Зачитывается пасквиль из газетки о князе, а затем от него требуют, чтобы он как благородный и честный человек вознаградил сына своего благодетеля. Однако Ганя Иволгин, которому князь поручил заняться этим делом, доказывает, что Бурдовский вовсе не сын Павлищева. Компания в смущении отступает, в центре внимания остаётся лишь один из них – чахоточный Ипполит Терентьев, который, самоутверждаясь, начинает «ораторствовать». Он хочет, чтобы его пожалели и похвалили, но ему и стыдно своей открытости, воодушевление его сменяется яростью, особенно против князя. Мышкин же всех внимательно выслушивает, всех жалеет и чувствует себя перед всеми виноватым.

Ещё через несколько дней князь посещает Епанчиных, затем все семейство Епанчиных вместе с князем Евгением Павловичем Радомским, ухаживающим за Аглаей, и князем Щ., женихом Аделаиды, отправляются на прогулку. На вокзале неподалёку от них появляется другая компания, среди которой Настасья Филипповна. Она фамильярно обращается к Радомскому, сообщая тому о самоубийстве его дядюшки, растратившего крупную казённую сумму. Все возмущены провокацией. Офицер, приятель Радомского, в негодовании замечает, что «тут просто хлыст надо, иначе ничем не возьмёшь с этой тварью!», в ответ на его оскорбление Настасья Филипповна выхваченной у кого-то из рук тросточкой до крови рассекает его лицо. Офицер собирается ударить Настасью Филипповну, но князь Мышкин удерживает его.

На праздновании дня рождения князя Ипполит Терентьев читает написанное им «Моё необходимое объяснение» – потрясающую по глубине исповедь почти не жившего, но много передумавшего молодого человека, обречённого болезнью на преждевременную смерть. После чтения он совершает попытку самоубийства, но в пистолете не оказывается капсюля. Князь защищает Ипполита, мучительно боящегося показаться смешным, от нападок и насмешек.

Утром на свидании в парке Аглая предлагает князю стать её другом. Князь чувствует, что по-настоящему любит её. Чуть позже в том же парке происходит встреча князя и Настасьи Филипповны, которая встаёт перед ним на колени и спрашивает его, счастлив ли он с Аглаей, а затем исчезает с Рогожиным. Известно, что она пишет письма Аглае, где уговаривает её выйти за князя замуж.

Через неделю князь формально объявлен женихом Аглаи. К Епанчиным приглашены высокопоставленные гости на своего рода «смотрины» князя. Хотя Аглая считает, что князь несравненно выше всех них, герой именно из-за её пристрастности и нетерпимости боится сделать неверный жест, молчит, но потом болезненно воодушевляется, много говорит о католицизме как антихристианстве, объясняется всем в любви, разбивает драгоценную китайскую вазу и падает в очередном припадке, произведя на присутствующих болезненное и неловкое впечатление.

Аглая назначает встречу Настасье Филипповне в Павловске, на которую приходит вместе с князем. Кроме них присутствует только Рогожин. «Гордая барышня» строго и неприязненно спрашивает, какое право имеет Настасья Филипповна писать ей письма и вообще вмешиваться в её и князя личную жизнь. Оскорблённая тоном и отношением соперницы, Настасья Филипповна в порыве мщения призывает князя остаться с ней и гонит Рогожина. Князь разрывается между двумя женщинами. Он любит Аглаю, но он любит и Настасью Филипповну – любовью-жалостью. Он называет её помешанной, но не в силах бросить её. Состояние князя все хуже, все больше и больше погружается он в душевную смуту.

Намечается свадьба князя и Настасьи Филипповны. Событие это обрастает разного рода слухами, но Настасья Филипповна как будто радостно готовится к нему, выписывая наряды и пребывая то в воодушевлении, то в беспричинной грусти. В


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.