Понятие, предмет, метод и система КП ЗС. Понятие конституционализма. Основные тенденции развития КП ЗС — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Понятие, предмет, метод и система КП ЗС. Понятие конституционализма. Основные тенденции развития КП ЗС

2022-11-27 37
Понятие, предмет, метод и система КП ЗС. Понятие конституционализма. Основные тенденции развития КП ЗС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие, предмет, метод и система КП ЗС. Понятие конституционализма. Основные тенденции развития КП ЗС

Государственное право зарубежных стран — это область права, предметом которой является юридическое регу­лирование организации и деятельности государства, его отношений с лицами, общественными и религиозными движениями, территориальными образованиями и другими субъектами в связи с осуществлением политической власти. Иными словами, в предмет входит отрасль государственного права, государственно-правовые отношения

Использует три. традиционных метода: 1) дозволение; 2) обязывание; 3) запрещение. Методы чаще всего неравномерно распределяются между субъектами (субъекты неравноправны: один выступает управомоченной стороной, другой — обязанной). Дополнительный — метод компаративистики (сравнительного правоведения).

Систему конституционного права составляют институты права.

Институт конституционного права – система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институты конституционного права в зарубежных странах: институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства, избирательного права, референдума, парламента, главы государства, правительства, основ местного самоуправления и др.

Нередко членения бывают и более дробными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт автономии, правового положения депутата, институт ответственности правительства), которые рассматриваются как подинституты, а последние могут дробиться и дальше.

Названные выше институты существуют не во всех зарубежных странах.

Конституционализм - теория и практика организации государственной и общественной жизни в соответствии с конституцией. В каждой стране эти теория и практика имеют определенные отличия, поэтому наряду с К. вообще можно говорить об американском, российском, польском, индийском К. и т.д.:

Основные тенденции конституционного развития

 

Президентская республика.

Республика — форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми «квалификациями»(определенный возраст, рождение в данной стране от граждан этого государства, обладание полными гражданскими и политическими правами и др.).

Президентская республика.В президентской республике президент, как правило, избирается независимо от парламента. Президент назначает министров, как, например, в США или Бразилии, и в этом случае отдельного от президента правительства нет, существует кабинет президента, где министры имеют только совещательный голос, В некоторых президентских республиках он может назначить также премьер-министра. В этом случае есть правительство во главе с премьером, но фактическим руководителем правительства остается президент. Кроме того, ни премьер, ни министры политической ответственности перед парламентом не несут, не могут быть уволены им в отставку. В большинстве президентских республик нет особой должности премьер-министра, им является президент. Если же такая должность, то это так называемый адми­нистративный премьер. Политику правительства определяет президент, под руководством которого проходят заседания совета министров, где решаются наиболее важные вопросы (менее важные вопросы решаются под,председательством административного премьера). В президентской республике осуществляется «жесткое» разделение властей: президент не вправе досрочно распустить парламент, но и парламент не вправе смещать министров путем вотума недоверия. Ответственность правительства (министров) перед президентом — главный признак президентской республики. Правда, парламент в такой республике имеет определенные полномочия (нередко весьма значительные) по контролю над управлением, но все-таки он не вправе уволить в отставку не угодных ему министров.

Парламентарная республика. Парламентарная республика, особенно в ее «чистом» виде, распространена гораздо меньше, чем президентская. Это Австрия, Германия, Индия, Ирландия, Италия.

 В парламентарной республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа (граждан-избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Применяются различные способы непрямых выборов президента. Он избирается либо парламентом (Греция, Ливан, Турция), либо особой коллегией. Способ выборов президента не является, однако, решающим критерием отличий парламентарной республики от президентской или полупрезидентской. Главное состоит в порядке назначения правительства и его политической ответственности. В парламентарной республике по тексту конституции, как и в республике президентской, правительство назначается президентом. Но в отличие от президентской республики это формальный акт. Глава государства не является главой правительства и не свободен в выборе премьер-министра, который потом определяет состав правительства (кабинета) и вносит его на утверждение парламента. Президенту приходится назначать лидером правительства лицо, которое пользуется доверием парламента (его нижней палаты), иначе правительство не будет утверждено парламентом.

В парламентарной республике президент по конституции нередко наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь по предложению («совету») правительства. В такой республике он не правит, но это не значит, что его роль в государстве незначительна. Некоторые вопросы государственного значения президент решает самостоятельно. В парламентарной республике правительство несет, ответственность только перед парламентом, но не перед президентом.

 

ВИДЫ

Однопартийное правительство в демократическом государстве бывает при парламентарной или смешанной форме правления в том случае, когда одна из политических партий получила в результате выборов абсолютное большинство мест в парламенте или его нижней палате.

 

Коалиционное правительство обычно бывает при парламентарной или смешанной форме правления, когда ни одной из партий в итоге выборов не удалось получить в парламенте такого большинства, которое бы позволило сформировать однопартийное правительство.

Коалиционное правительство - это результат соглашения между партиями об общей правительственной программе.

 

Беспартийное правительство образуется в случае, если партиям в парламенте не удалось договориться о создании коалиции, а распускать парламент нежелательно. Это правительство обычно называется служебным, деловым или чиновничьим.

 

Две основные модели формальной процедуры образования правительства:

 

А. Парламентская модель предусматривает образование правительства на базе итогов парламентских выборов. Это характерно для парламентских республик и монархий и многих смешанных республик.

 

Б. Внепарламентская модель формирования центральной исполнительной власти характерна для президентских республик и дуалистических монархий, а также для некоторых смешанных республик.

 

 

Парламент Великобритании

Парламент – триединое учреждение: монарх (санкционирует закон, вето традиционно не используется, без разрешения не может присутствовать на заседаниях, все акты контрассигнуются Премьером), Палата лордов (только редкие возражения против законов), Палата общин (фактический законодатель, вето палаты лордов преодолевается простым большинством голосов, но лишь на сессии следующего года).

Палата общин (659 чел.) избирается на 5 лет без права отзыва одномандатно (по численности населения в округе), можно – по почте и по доверенности.

Избирательный возраст 18 лет + проживание + регистрация по спискам домовладельцев на 16 января. Исключение – члены Палаты лордов, священники, злостные банкроты, осужденные. Необходимого кворума на выборах нет.

Право избираться – с 21 года. Достаточно 10 подписей и залога (не возвращается при < 5% голосов), но большой список исключений (судьи, адвокаты, военные …) – должны уволиться на момент выдвижения кандидатуры.

Ограниченный иммунитет: только на сессию +/- 40 дней.

Ограниченный индемнитет: не распространяется на клевету, мятежные речи, оскорбление монарха и др. властных лиц (наказание – приостановление мандата).

Самое низкое жалование среди развитых государств (31 тыс.ф.с.), 3 помощника, возмещение транспортных, почтовых, канцелярских расходов, активная работа в регионах.

Кворум для принятия решений – 40 чел.

Заседания – полная рабочая неделя.

Руководящий деятельностью Спикер назначается монархом (фактически избирается палатой), выходит из состава своей партии, голосует только при равенстве прочих голосов, выступать и комментировать выступления не может, полностью административно руководит процессом работы (выступления, прения, лишение слова).

Есть комитеты, следственные комиссии, Комитет всей палаты. Возможно выражение недоверия Правительству.

Свободный переход депутатов между партийными фракциями, но подчинение партийному решению.

Обудсман – назначается Правительством для расследования правонарушений исполнительной власти.

Кнут – член фракции, следящий за участием в голосовании и информирующий о позиции Правительства.

Палата лордов (около 1200 пэров – по наследственному признаку (бароны и выше) + титулованные за заслуги) + 11 пожизненных судей + епископы). Место пэра можно продать, но покупатель не вправе заседать в Палате лордов. Фракции запрещены. Апелляционный Комитет Палаты лордов – высшая судебная инстанция.

Председательствует лорд-канцлер, назначаемый Премьером (формально-монархом).

Кворум – 3 чел. Законопроекты обсуждаются только 1 день в неделю.

Законопроекты – в Палату общин: от имени монарха проекты вносят министры, они же обычно вносят все общие проекты, а частные (персонального характера) поступают в виде петиций. 95% проектов - по инициативе Правительства. Спикер может ставить на голосование один из вариантов поправок комитетов по законопроектам по своему усмотрению, ограничивать время прений. Принятие решения – большинством общего числа членов Палаты общин.

Палата лордов имеет право вето (возврат в Палату общин), преодолеваемое большинством Палаты общин, но только на сессии следующего года. Денежные проекты обязательно принимаются Палатой лордов в течение месяца (иначе – авто-согласие).

Большинство из принимаемых ежегодно около 100 законов – частные. Голосование – возгласами, выходом в разные двери («за» и «против»).

Лидер партии большинства становится Премьер-министром (если большинства голосов Палаты общин за одного Премьера нет ввиду разногласий в партии, то его назначает монарх). Правительство формируется заново при каждых выборах Парламента.. При требовании отставки министра решение принимает Премьер. Вотум недоверия Правительству – только по запросу самого Правительства в связи с конкретным законопроектом. Однако есть право запросов Премьеру и министрам (выделены определенные минуты несколько раз в неделю). Каждый министр выступает ежемесячно в дебатах по общим вопросам политики, организуемым оппозицией. Право контроля за Правительством - также у «специализированных» омбудсманов (по здравоохр., по Уэльсу …), омбудсманы назначаются монархом при контрассигнатуре Премьера.

 

 

Судебная система ФРГ

Судебная система состоит из 5 основных областей юстиции: общей, трудовой, социальной, финансовой и административной — и утверждает соответствующие им 5 систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим судебным органом. Суды общей юрисдикции: 1. Верховный суд возглавляет систему общих судов. В состав Верховного суда входят 11 сенатов по гражданским делам, 9 сенатов по уголовным делам, а также 7 сенатов по рассмотрению специальных вопросов, т.е. по делам картелей, адвокатов, нотариусов. В компетенцию Верховного суда по уголовным делам входит рассмотрение кассационных жалоб на приговоры высших судов земель, а также на приговоры судов присяжных и больших палат судов земель. Федеральный суд может пересмотреть дело по вновь открывшимся обстоятельствам. В компетенцию Федерального суда по гражданским делам входит рассмотрение кассационных жалоб на решения, вынесенные высшими судами земель (сумма иска до 30 тыс. евро). Из всех общих судов только Верховный суд является общефедеральным учреждением, а все нижестоящие суды являются судами земель. 2. Высшие суды земель выступают в качестве кассационных и апелляционных инстанций и в качестве судов первой инстанции. Они образованы во всех землях и рассматривают апелляционные жалобы на решения и определения нижестоящих судов. 3. Суды земель выступают как суды первой или второй инстанции, рассматривая жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов. В составе каждого суда земли образовывается палата по гражданским (в том числе торговым) и уголовным делам. Заседают в составе трех профессиональных судей и председателя. Если дела не очень сложные, они могут рассматриваться единолично. Торговые дела могут рассматриваться в составе председательствующего и равноправных с ним двух непрофессиональных судей (например, могут быть из коммерсантов). Некоторые категории споров разрешаются председателем единолично. Суды по трудовым делам: 1. Федеральный суд по трудовым делам, который состоит из пяти сенатов. 2. В судах земель по трудовым делам образовываются коллегии в составе одного профессионального и двух или четырех «почетных» судей. 3. Низшей ветвью являются суды по трудовым спорам. Суды по социальным вопросам созданы для рассмотрения вопросов, связанных с социальным страхованием, выплатой пособий безработным, вернувшимся на Родину гражданам, оказания льготной помощи. Финансовые суды созданы главным образом для рассмотрения дел по вопросам уплаты налогов и таможенных сборов. Эта система включает Федеральный финансовый суд и еще 15 финансовых судов (по одному в каждой земле). Система административной юстиции существует для рассмотрения жалоб физических и юридических лиц на акты органов государственного управления. Все системы судов независимы по отношению друг к другу. В случае возникновения противоречия между системами судов может быть созван общий сенат Федеральных судов, чье решение обязательно для всех.

 

Судебная система США

Две судебные системы: федеральная и судебная система штатов. Возглавляются Верховными судами федерации и штата. По закону о судоустройстве 1789г. (федеральная) судебная система США состоит из 3-х звеньев:

- Верховный суд США (9 членов, назначает Президент с согласия Сената; только последующий конст.контроль (толкует Конституцию США, проверяет конституционные законы США и штатов, законность нормативных актов исполнительной власти, устанавливает нормы общего права - судебные прецеденты), но только по конкретным делам; 1-ая инстанция по делам по дипломатам иностранных государств, а в основном - апелляционная инстанция.

- Апелляционные суды (их 12)

- Окружные суды в специальных судебных округах (их 94).

 

 Военные суды - особое звено федеральной системы. Федеральные суды создаются по решению Конгресса, их судьи назначаются Президентом с согласия Сената пожизненно (но возможен импичмент). Дела первой инстанции рассматривают окружные суды общей юрисдикции (по уголовным и гражданским делам).

 Существуют специальные суды: налоговые, таможенные. Апелляционные суды (3-8 штатов) рассматривают жалобы на решения судов 1-ой инстанции.

 Суды штатов - рассматривают дела по законам штатов, по федеральным законам (по обычным делам последняя инстанция Верховный суд штата, по вопросам конституционности - Верховный Суд США). Фактически 50 судебных систем штатов (разные).

 Судебная система штатов - общие суды, мировые судьи, полицейские суды (по уголовным делам), специальные суды (трудовые, по делам несовершеннолетним). Обычно в штатах 3 звена: мировые судьи, суды общих юрисдикции, верховный суд штата.

Суды штатов формируются по-разному: судьи низших судов избираются населением, всех судов – могут назначаться губернатором, мэрами городов, председателями вышестоящих судов. Кроме низшей инстанции везде – профессиональные юристы.

 Общая картина: прецедентное право (выигрывает более сильный адвокат), огромное количество судов, в том числе специализированных, быстрое рассмотрение дел; есть возможность получить заранее мнение судьи о целесообразности подачи иска и о его форме (часть исков просто не подается). Допускается письменное рассмотрение дел (без вызова участников и свидетелей), если стороны с этим согласны.

 

Судебная система Италии

Особое место среди высших государственных учреждений занимает Конституционный суд. Согласно Конституции он вправе принимать решения о неконституционности законодательных норм и тем самым их отменять. Он решает споры о пределах компетенции между различными органами власти, государством и областями, между областями и ряд других.

 

Общую систему судов возглавляет Высший кассационный суд. В этом суде существуют три палаты по гражданским делам и три – по уголовным. Палаты возглавляются председателями. Дела заслушиваются в составе 7 судей. Вторым звеном выступают апелляционные суды (на территории Италии их 23). Они заседают в главных городах страны (суды округов). Дела рассматриваются коллегиально в составе трех судей. Следующей ступенью судебной системы выступают трибуналы (на территории Италии их около 160). Они рассматривают уголовные и гражданские дела в качестве второй инстанции – апелляционные жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов коллегиально в составе трех профессиональных судей. Дела о наиболее серьезных уголовных преступлениях входят в компетенцию судов присяжных (на территории Италии их примерно 94). Суд присяжных состоит из двух профессиональных судей и шести присяжных заседателей, которые называются народными судьями.

 

Мировые судьи рассматривают дела единолично (их около 10 тыс.). Они обладают весьма ограниченной компетенцией: рассматривают дела только с небольшой суммой иска. Они не являются профессиональными судьями и не получают жалованья. Самостоятельная система административной юстиции. Судьи этой структуры назначаются Президентом по представлению министра юстиции. Защиту по уголовным делам осуществляют адвокаты, которые либо назначаются государством, либо осуществляют свою деятельность за плату. В процессе возможно иметь не более двух защитников.

 

Судебная система Испании

Высшей судебной инстанцией является Верховный суд, в том числе и для судов региональных автономных объединений. Руководит им назначаемый Королем председатель.

Верховный суд состоит из 5 палат:

1) по гражданским делам;

2) по уголовным делам;

3) по административным спорам;

4) по социальным делам;

5) военной.

Имеются также Особая палата и Палата по вопросам управления. В составе каждой из палат — 10—12 членов и председатель.

Ниже Верховного суда находится Национальный суд в составе пленума и 3 палат (по уголовным делам, административным спорам и социальным вопросам). Коллегия по уголовным делам в первой инстанции рассматривает дела по обвинению в преступлениях против монарха, наследника Короны и высших органов и должностных лиц государства. Наряду с этим в ее компетенцию входит слушание дел, возбужденных по фактам фальшивомонетничества, крупных финансовых махинаций, контрабанды наркотиков и в отношении лиц, совершивших преступления за границей, а также вопросы экстрадиции.

В испанских автономных образованиях действуют высшие суды правосудия. Они имеют в своем составе по 3 палаты — по гражданским и уголовным делам; по административным спорам; по социальным вопросам. Эти суды расположены в больших городах (в Мадриде — 3 суда) и рассматривают, главным образом, жалобы на решения нижестоящих судов по гражданским и административным делам, а также по первой инстанции гражданские дела с большой суммой иска, споры по делам о патентах и торговых марках и др. Дела в них обычно слушаются коллегией из 5 судей.

Провинциальные суды созданы во всех 50 провинциях страны (15 из них считаются палатами соответствующих высших территориальных судов). Они рассматривают в коллегиях из 3 профессиональных судей либо дела о тяжких уголовных преступлениях в качестве судов первой инстанции, либо апелляционные жалобы на приговоры, вынесенные нижестоящими судами по уголовным делам.

В соответствии с Органическим законом № 7, в 1988 году была введена новая судебная инстанция — судьи по уголовным делам. Эти судьи рассматривают единолично уголовные дела, за которые может быть назначено наказание до 6 лет лишения свободы (в ряде случаев допускается и заочное разбирательство дела с согласия обвиняемого). В каждой провинции имеется, как правило, несколько судей по уголовным делам, а в Мадриде — несколько главных судей этой категории, полномочных рассматривать наиболее сложные дела в любой части Испании.

Следственные суды ведут дознание и следствие по уголовным делам, которые в дальнейшем передаются в провинциальные суды или суды по уголовным делам. Помимо этого они разбирают мелкие правонарушения и могут пересматривать решения мировых судей. В Мадриде действуют несколько центральных следственных судов, юрисдикция которых распространяется на всю Испанию.

В каждой провинции учреждаются также суды первой инстанции, совмещающие в себе функции следственных судов; суды по административным спорам; по социальным вопросам; пенитенциарные и по делам несовершеннолетних. Систему этих судов возглавляет Высший совет защиты несовершеннолетних в Мадриде. Согласно Закону 1980 г. о Высшем совете, апелляционные жалобы на решения судов по делам несовершеннолетних рассматриваются образуемыми им комиссиями в составе 7 профессиональных судей.

В тех муниципальных округах, где отсутствуют суды первой инстанции, назначаются мировые судьи, представляющие собой низшую судебную инстанцию. В отличие от других категорий судей, мировые судьи избираются сроком на 4 года Высшим судом правосудия данного административного сообщества.

Дела о преступлениях против личности, чести, свободы и безопасности человека, о должностных преступлениях и о поджоге ведет суд присяжных.

Состав трибунала включает председательствующего профессионального судью, 9 присяжных заседателей и 2 запасных.

Конституционный суд, учрежденный Конституцией 1978г., призван контролировать деятельность всех 3 ветвей государственной власти. Он решает вопрос о конституционности законов и актов правительства, имеющих силу закона, разбирает конфликты по вопросам компетенции между государством и региональными автономными объединениями, а также жалобы отдельных лиц (физических и юридических) на нарушение их конституционных прав и свобод. Обратиться в Конституционный суд может и судебный орган. Решения Конституционного суда имеют обязательную силу и обжалованию не подлежат. Конституционный суд состоит из 12 членов. Они назначаются Королем по предложению каждой из обеих палат (по 4), Правительства (2) и Генерального совета судебной власти (2) из числа опытных судей и прокуроров, юристов — профессоров университетов, государственных служащих и адвокатов. Члены суда назначаются на 9 лет (предусмотрена процедура обновления состава Суда каждые 3 года на 1/3). Председатель назначается Королем на 3 года по предложению членов Суда.

 

 

Судебная система Японии

Включает Верховный суд, высшие, территориальные, семейные и первичные суды. Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, наделенный самыми широкими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и органа руководства всеми ниже стоящими судами. Верховный суд устанавливает правила для работы не только судов, но и адвокатов. Его правилам обязаны следовать прокуроры. Он заседает в Токио и состоит из председателя и 14-ти членов суда. Верховный суд рассматривает в качестве окончательной инстанции жалобы на решение и приговоры ниже стоящих судов по гражданским и уголовным делам, как правило, в коллегиях из 5-ти судей. К разбирательству Верховным судом принимается жалобы по вопросам права, а не по оценке фактических обстоятельств дела. Верховный суд рассматривает обязательно в полном составе жалобы на неконституционность законодательных или административных актов, а также дела, по которым возникает необходимость толковать конституцию или внести в неё изменения либо требуется изменить прежние решения самого Верховного суда.

Высшие суды (их 8, они расположены в крупнейших городах в разных частях страны) выступают, главным образом, в качестве судов апелляционной инстанции и рассматривают в коллегиях из 3 судей жалобы на решения и приговоры ниже стоящих судов по гражданским и уголовным делам, в том числе и на решения, вынесенные по 2-й инстанции. Кроме того, в коллегию из 5 судей. Они рассматривают дела о некоторых государственных преступлениях.

 

Важнейшие звено судебной системы Японии — территориальные суды, которые расположены в центрах каждой из 47 префектур (многие из них имеют свои отделения и в других городах). В них рассматривается по первой инстанции основная масса гражданских и уголовных дел. В территориальных судах дела рассматриваются либо единоличным судьей (как правило), либо коллегией из трех судей, если речь идет о большой сумме иска или обвинении в таком преступлении, которое наказывается лишением свободы на срок свыше одного года. В составе территориальных судов имеются младшие судьи с ограниченной компетенцией.

 

Особое место в судебной системе Японии отводится семейным судам. Они считаются судами того же уровня, что и территориальные, и создаются в тех же городах. В их компетенцию входит разбирательство споров имущественного и неимущественного характера между супругами, дел о наследстве, а также дел о правонарушениях лиц в возрасте до 20 лет.

 

Первичные суды - низшая судебная инстанция (их около 600) - рассматривают гражданские дела с небольшой суммой иска, пределы которой периодически пересматриваются Верхним судам, и уголовные дела, по которым может быть назначено наказание в виде штрафа, а также дела о некоторых категориях преступлений, караемых лишением свободы (эти суды а праве приговорить не более чем к трем годам заключения). Дела в первичных судах рассматривают только единоличные судья. Ни в одном из японских судов нет присяжных заседателей.

 

Конституционный контроль, т.е. проверка любых законодательных или административных актов на предмет их соответствия Конституции, может осуществляться не только Верховным, но и нижестоящими судами; некоторые из них неоднократно выносили весьма прогрессивные решения о неконституционности важнейших правительственных постановлений внутри- и внешнеполитического характера.

 

Все судьи назначаются на свои должности сроком на 10 лет. Назначения осуществляет Кабинет министров, обычно на основании списка кандидатов, составленного Верховным судом (председатель Верховного суда назначается императором). Спустя 10 лет судья может быть назначен на свой пост повторно, и так до тех пор, пока он не достигнет возраста, установленного законом для выхода в отставку (65 или 70 лет). Конституция предусматривает ряд мер, направленных на повышение судейского авторитета. В Японии корпорация профессиональных юристов сознательно ограничивают число своих коллег: в стране с населением свыше 120 млн. человек насчитывается примерно 2000 судей, 2100 прокуроров и около 12000 адвокатов, что значительно меньше, чем в других капиталистических странах. При этом сквозь фильтр курсов подготовки работников юстиции - основного источника новых кадров - ежегодно проходит не более 500 человек.

 

Понятие, предмет, метод и система КП ЗС. Понятие конституционализма. Основные тенденции развития КП ЗС

Государственное право зарубежных стран — это область права, предметом которой является юридическое регу­лирование организации и деятельности государства, его отношений с лицами, общественными и религиозными движениями, территориальными образованиями и другими субъектами в связи с осуществлением политической власти. Иными словами, в предмет входит отрасль государственного права, государственно-правовые отношения

Использует три. традиционных метода: 1) дозволение; 2) обязывание; 3) запрещение. Методы чаще всего неравномерно распределяются между субъектами (субъекты неравноправны: один выступает управомоченной стороной, другой — обязанной). Дополнительный — метод компаративистики (сравнительного правоведения).

Систему конституционного права составляют институты права.

Институт конституционного права – система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институты конституционного права в зарубежных странах: институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства, избирательного права, референдума, парламента, главы государства, правительства, основ местного самоуправления и др.

Нередко членения бывают и более дробными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт автономии, правового положения депутата, институт ответственности правительства), которые рассматриваются как подинституты, а последние могут дробиться и дальше.

Названные выше институты существуют не во всех зарубежных странах.

Конституционализм - теория и практика организации государственной и общественной жизни в соответствии с конституцией. В каждой стране эти теория и практика имеют определенные отличия, поэтому наряду с К. вообще можно говорить об американском, российском, польском, индийском К. и т.д.:

Основные тенденции конституционного развития

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.