Два события Нового времени, которые потрясли мир — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Два события Нового времени, которые потрясли мир

2022-11-27 28
Два события Нового времени, которые потрясли мир 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В исторической литературе уже давно устоялось понятие «Новое время». Это период между закатом Средневековья и началом Первой мировой войны 1914–1918 годов[80]. Новое время – примерно четыре века. Отрезок времени, крайне насыщенный разными событиями, – войнами, революциями, восстаниями, научными открытиями, техническими нововведениями и т. п. Почти все историки, философы и другие интеллектуалы на первое место среди событий Нового времени ставят Французскую буржуазную революцию, обычно датируемую 1789 годом (взятие крепости Бастилия). Она действительно оказала решающее влияние на развитие Европы, ибо установила (можно сказать, узаконила) принципы нового общественного порядка. Самые главные принципы были начертаны на знамени революции: «Свобода, равенство, братство». Но это были скорее лозунги, за которыми скрывались настоящие принципы. Их обычно называют принципами либерализма. Это – права человека (их доминирование над обязанностями), парламентаризм, выборность власти, свобода совести, свобода слова, неприкосновенность частной собственности, свобода торговли и частного предпринимательства, равенство всех граждан перед законом, минимизация участия государства в общественной жизни и т. п. Но принципы Французской революции подобны «матрёшкам». Внутри «матрёшки» этих принципов есть ещё одна «матрёшка». Её принципы уже звучат по-другому: насаждение атеизма и уничтожение Христианства, эксплуатация человека человеком на основе капиталистических отношений, богатство (капитал) как высшая ценность, контроль над «словом» (средствами массовой информации) со стороны капитала, социальный расизм (разделение общества на капиталистов и неимущих), уничтожение семьи, превращение человека в «атом», конкуренция и «закон джунглей» (вместо братства) и т. п.

Главный итог Французской революции: рождённый ею либерализм положил начало массовому освобождению христианской Европы от Бога. Правда, очень немногие историки идут столь далеко в оценках последствий революции (обычно ограничиваются выводом о том, что она дала толчок быстрому развитию капитализма в континентальной Европе). Французская революция 1789 года – яркий пример поговорки: «Благими намерениями дорога вымощена в ад». Можно её несколько скорректировать: «Благими лозунгами дорога вымощена в ад». Если задуматься, то Французская революция с её красивыми лозунгами «Свобода, равенство, братство» вымостила значительный кусок дороги для антихриста, который придёт к власти в последние времена.

А вот насчёт других судьбоносных событий Нового времени мнения историков сильно разнятся. Называют «тридцатилетнюю войну» (1618–1648 гг.) и завершивший её Вестфальский мир, «семилетнюю войну» (1756–1763 гг.), войну Северной Америки за независимость (1775–1783 гг.), наполеоновские войны и Венский конгресс (1814–1815 гг.), июльскую революцию 1830 года («вторая» французская революция), европейские революции 1848–1849 гг., опиумные войны, Крымскую войну (1853–1857 гг.), гражданскую войну в Америке (1861–1865 гг.), англо-бурские войны конца XIX – начала XX веков и даже восстание декабристов в 1825 году. Как видим, сплошные войны, революции и восстания. Плюс к этому называется промышленный переворот конца XVIII – начала XIX веков в Англии, изобретение железных дорог, парохода, телеграфа, электрической лампы и т. п.

Видимо, историки полагают, что общественное развитие осуществляется только под влиянием тех событий, которые можно ощущать всеми органами чувств и которые сотрясают всё общество в момент этого события (кровопролитие, перемещение больших масс людей, разрушение всевозможных военных и гражданских объектов или, наоборот, появление каких-то технических новшеств и материальные преобразования жизни). При таком «материалистическом» подходе к истории в поле зрения историков не попадают события, которые можно назвать «рождением идей». Многие идеи рождаются незаметно, их влияние на жизнь общества поначалу не ощущается. Но долговременные последствия идей могут быть не менее серьёзными, чем последствия войн.

 

Л.А.Тихомиров

 

Между прочим, наш русский мыслитель Лев Тихомиров (1852–1923) полагал, что историю трудно или даже невозможно постичь через осмысление отдельных событий и фактов. Более того, накопление дополнительных фактов не только не помогает пониманию логики и движущих сил истории, но порой ещё более запутывает общую картину. С его точки зрения, историю можно понять лишь как борьбу и смену идей. Именно такой подход он применил в своей книге «Религиозно-философские основы истории» (она написана столетие назад, в годы Первой мировой войны). С моей точки зрения, это одна из наиболее серьёзных работ по историософии[81].

Тут нельзя не вспомнить известные слова Карла Маркса, что «теория становится материальной силой, как только она овладевает массами». Это фраза из его статьи «К критике гегелевской философии права», написанной в 1844 году. Видимо, такое понимание роли теории в мировой истории подтолкнуло Маркса к написанию в 1848 году «Манифеста коммунистической партии». Классик явно надеялся на то, что идеи Манифеста овладеют массами и изменят вектор мирового развития. Конечно, в мире рождается бесконечно большое число идей и теорий, но выживает и возрастает в своём влиянии лишь одна из миллиона. И вот такими выжившими и начавшими победное шествие по планете оказались в Новое время всего несколько идей. В XIX веке таких идей было всего две: марксизм и дарвинизм. Те историки, которые понимают, что идеи оказывают на мировое развитие столь же сильное воздействие, как революции и войны, обычно вспоминают марксизм. А вот про дарвинизм забывают. С моей точки зрения, дарвинизм оказал и продолжает оказывать на человечество даже большее влияние, чем марксизм. После краха СССР и мировой системы социализма в конце ХХ века марксизм вошёл в стадию серьёзнейшего кризиса. Нет, он не умер, но он сегодня стал маргинальной идеей. А вот с дарвинизмом этого не произошло. Он продолжает своё победное шествие по планете.

Возвращаясь к вопросу о самых важных событиях Нового времени, я предлагаю рядом с Французской революцией 1789 года поставить дарвинизм, который родился через семьдесят лет (в 1859 г., когда вышла книга «Происхождение видов»). Это два события, которые потрясли и продолжают потрясать мир.

Неожиданно для себя буквально подобное же мнение (о двух величайших событиях Нового времени) встретил у иеромонаха Евфимия (Саморукова) в его книге «Два пути»: «Эти два явления не просто дали мировой сигнал о скором наступлении эпохи господства мирового зла, а были глобальной закваской, ложно освобождающей совесть людей – от Божия страха, от Библии, от веры в Бога и от Церкви. Мировая закулиса – «тайна беззакония» – быстро вставила Дарвиновскую теорию и демократию в глобальный школьный и правительственный механизм жизни на всей этой планете.

Французская революция не только во Франции заместила монархический строй демократическим и не только отделила государство от Церкви, а и всем тяготящимся Божиим страхом дала пагубный рецепт, как освобождаться от Божия закона. Дарвиновская теория дала людям способ освобождаться от веры в Библейскую историю, где необходимо веровать, что Бог всё создал, а не само всё произошло. Дарвиновская теория открыла путь к освобождению веры от христианского учения, где необходимо верить: что человек совершенно отличен от всех животных, что он Богоподобный, что он призван в Небесное Царствие, – взамен того внушили, что человеку можно жить без закона Божия – по законам животных.

Эта теория приравняла человека к скотам и дала людям повод к ложной мысли, что они могут жить как скоты, погрязая в скотских грехах, и что не будет наказания, что нет высших ценностей, а только земные. И революция, и Дарвиновская теория – это две ветви одного и того же корня – древнего змия, который после райского поражения человека не перестал внушать людям клевету на Бога через поругания Его образа и подобия – человека»[82].

 

 

Часть IV

Социал-дарвинизм

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.