Священномученики Иаков (память 16/29 декабря) — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Священномученики Иаков (память 16/29 декабря)

2022-11-27 27
Священномученики Иаков (память 16/29 декабря) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И Михаил

 (память 7/20 ноября) Гусевы

Братья Иаков и Михаил были сыновьями священника Дивеевского монастыря протоиерея Иоанна Феофановича Гусева, потомка первого священника обители – протоиерея Василия Садовского, которому преподобный Серафим поручил «дивеевских сирот».

Иаков Иванович был рукоположен во священника в 1911 году и назначен сначала в село Худошино, а вскоре в Свято-Никольский храм села Елизарьева, расположенного недалеко от Дивеева. Отца Иакова и его семью елизарьевцы очень любили, особенно нравились батюшкины проповеди, немногословные, но доходившие до сердца каждого. Его дом в трудные годы был полон нуждающимися в крове родственниками.

 

Михаил Иванович учился в Варшавском университете на врача, священником стал по благословению своего отца. В Дивеевском монастыре начал служить после рукоположения в 1913 году.

 

Советская власть установилась в тех краях в феврале 1918 года, а весной 1919-го провели передел земли. Земля делилась по едокам и только на тех, кто ее обрабатывал. Тогда же батюшки, как служители религиозного культа, были лишены избирательных прав.

В 1927 году накануне праздника Рождества Богородицы милиционер запретил сестрам звонить ко всенощной. Отец Михаил готовился к службе. Желая знать, почему не благовестят, он подошел к колокольне и тут же был арестован. Его увезли в Арзамасскую тюрьму. Через две недели он был освобожден и вместе с семьей переехал в дом брата в Елизарьево. Братья вместе заботились о гонимых дивеевских сестрах, устраивали их в дома верующих.

Дивеевская монахиня Серафима (Булгакова) писала о братьях-священниках: «Они оба родились около монастыря, любили монашенок как родных, и им хотелось, чтобы побольше нас было в Елизарьеве… Службы в Елизарьеве были только по воскресениям и по праздникам, да накануне сорокоусты, но, чтобы утешить нас, отец Иаков служил гораздо чаще. Мы пели и читали на клиросе в будни… Вместе с нами [они] переживали лишение монастыря и всячески нас поддерживали и духовно, и даже материально». Чуть позже братья благословили перевезти из села Пузо и Дивеевскую блаженную Марию Ивановну (Федину).

 

Вскоре отца Михаила назначили настоятелем храма святителя Николая в Кулебаках, где был крупный металлургический завод. Батюшка отличался добросердечием, справедливостью, пользовался любовью и уважением прихожан и соседей, продолжал помогать сестрам разоренной Дивеевской обители, не забывал детей арестованных священнослужителей.

 

Отец Михаил передал жене записку: «Не плачь, не ропщи – тому времени быть. На нас сбылись слова Спасителя»

 

Перед вторым арестом отца Михаила дважды вызывали в НКВД и предлагали отречься от сана. 31 августа 1937 года он был арестован и обвинен в организации «контрреволюционной церковно-фашистской группы». Перед арестом батюшка оставил жене записку: «Не плачь, не ропщи – тому времени быть. На нас сбылись слова Спасителя». Во время допроса отец Михаил категорически отвергал все обвинения.

Протоиерей Михаил Гусев был расстрелян в Горьком 20 ноября, накануне дня своего ангела – Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных.

Отец Иаков постоянно терпел притеснения со стороны властей. В 1930 году он был арестован и заключен под стражу в Горьковскую тюрьму. Дом был изъят. В 1931 году его снова арестовали и «раскулачили». Через четыре года последовал новый арест. Батюшку обвинили в подстрекательстве прихожан к сбору подписей «за неотдачу церкви под зернохранилище». 20 ноября 1937 года, в день расстрела его брата, отца Иакова арестовали прямо в храме и, не позволив зайти домой, увезли в Арзамасскую тюрьму. Как и отец Михаил, на допросе он держался достойно и мужественно, обвинения отверг.

 

2 декабря последовал приговор: расстрелять, имущество конфисковать. На выписке из протокола стоит запись: «Расстрелян в Горьком 29 декабря 1937 года».

 

Отцу Михаилу было 47, отцу Иакову – 50 лет. Семьи братьев-новомучеников долгое время не знали об их судьбе, лишь в 1950-х годах они получили ложные сообщения об их смерти по причине болезни.

 

Священномученики Михаил и Иаков Дивеевскиепричислены к лику святых 6 октября 2001 года и 30 июля 2003-го соответственно.

 

Преподобномученицы Пелагии

(память 21 октября / 3 ноября)

И Марфа

(память 13/26 апреля) (Тестовы)

Преподобномученицы Марфа и Пелагия были сестрами, родились в бедной крестьянской семье в деревне Арга Тамбовской губернии и обе решили посвятить жизнь служению Господу. В 1901 году в возрасте 14 лет младшая сестра Пелагия поступила в Дивеево, а вскоре за ней последовала и старшая.

В конце лета 1919 года монастырю, преобразованному в трудовую артель, было предложено послать часть монахинь на уборку полей, принадлежавших семьям красноармейцев. Монастырский совет справедливо указал, что сестры истощены голодом, идти на полевые работы не могут, да и свой урожай не убран. Инокиня Пелагия несла послушание портнихи и косца, была членом совета и «заведующей рабочими силами монастыря». Она пыталась защитить сестер и отказалась исполнить требования представителя власти, за что была арестована и приговорена к трехлетнему заключению.

 

Для расследования «контрреволюционности» обители в Дивеево была послана комиссия, которая установила невиновность инокинь. Сестры были освобождены, совет монастыря восстановлен в своих правах. Под видом артели обитель просуществовала еще восемь лет.

 

После ликвидации монастыря, как и другие дивеевские сестры, находившие пристанище у верующих, Пелагия и Марфа стали жить при храмах. Инокиня Марфа поселилась в сторожке при церкви села Развилье Борского района, а инокиня Пелагия – при церкви села Воробьева Арзамасского района. В их дальнейшем жизненном пути есть очень много общего, хотя больше они не встречались. Главным занятием матушек было чтение в храме и молитва. Верующие с уважением относились к сестрам, приходили просить совета и молитв о себе и близких. Они помогали матушкам выжить, делясь с ними продуктами и деньгами.

 

Независимо друг от друга, обе сестры были арестованы в ноябре 1937 года по обвинению в контрреволюционной агитации и антисоветской деятельности. На допросах они давали прямые и ясные ответы, виновными себя не признали. Через три недели, 13 и 14 декабря, инокини были приговорены к заключению в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь (в Казахстане) сроком на 8 лет.

 

Новомученицы не знали, что отбывают срок в одном лагере. Им так и не довелось встретиться

 

Новомученицам так и не довелось встретиться: лагерь большой, пункты назначения сестер не совпадали. Вряд ли они даже знали о том, что находятся рядом друг с другом. Обе использовались на общих работах. Несмотря на изнуряющий каторжный труд и тяжкие болезни, они добросовестно работали, терпеливо неся свой крест ради Господа. Даже лагерное начальство отмечало хорошее качество работы каждой из сестер, бережное отношение к инструментам и выполнение трудовых норм.

 

Лагерь стал последним местом их земной жизни, последним испытанием верности и любви к Богу. Инокиня Марфа прожила в лагере три года. Измученная болезнями и трудами, она скончалась в лагерной больнице 26 апреля 1941 года от декомпенсации сердечной деятельности и была похоронена на кладбище лагерного пункта Спасский. Матушка Пелагия скончалась в лагерной больнице от рака 3 ноября 1944 года и была погребена на лагерном кладбище у поселка Жартас.

 

Имя преподобномученицы Пелагии включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской 6 октября 2001 года, а преподобномученицы Марфы – 7 октября 2002 года.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.