Тема 9: История МЧС России: от начала зарождения государства до современной России. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема 9: История МЧС России: от начала зарождения государства до современной России.

2022-11-27 85
Тема 9: История МЧС России: от начала зарождения государства до современной России. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция. Зарождение предупредительных, организационных, оборонительных направлений защиты населения и территорий от стихийных бедствий и военной угрозы в Древнерусском государстве. Законодательные меры борьбы с пожарами на Руси. Меры по борьбе с огнем и учреждение государственной пожарной охраны в Московской Руси. Указы Василия II и Ивана III. Реформы Избранной Рады и развитие пожарного дела в XVI в. Опыт России в использовании воинских подразделений в борьбе с пожарами и другими стихийными бедствиями. Зарождение профессиональной пожарной охраны в XVII в. «Наказ о градском благочинии».

Особенности организации пожарной охраны новой столицы - Санкт-Петербурга. Централизация управления российской пожарной охраны при Петре I. Пункты Петра I генерал-полицмейстеру Санк-Петербурга, касавшиеся борьбы с пожарами и наводнениями. Наводнения в Петербурге вXVIII-XIX в.в. Дальнейшее развитие пожарной охраны в XVIII в. после Петра Великого.

Российская пожарная охрана в XIX в. Учреждение Министерства внутренних дел, формирование структур и сил по защите населения и территории Российского государства от чрезвычайных ситуаций. Положение российской пожарной охраны в период реформ 1860-1870 гг. Появление добровольных пожарных объединений. Роль ИРПО в развитии пожарного дела в России. Первая мировая война (1914-1918) и меры защиты населения, армии и территории от опасностей  военного времени.

Становление и первый этап развития Советской пожарной охраны. Декрет СНК от 17.04.1918 «Об организации государственных мер борьбы с огнем». 1920 г. - переход пожарного дела в ведение НКВД. Положение 1927 г. «Об организации государственного пожарного надзора РСФСР». Проблема централизации управления пожарной охраны в СССР в 1930-е годы. Начало создания противовоздушной и противохимической защиты населения и территории в Советской России. 1934 г.: Положением СНК «О противовоздушной обороне территории Союза ССР» было положено начало создания местной противовоздушной обороны (МПВО).

 Войска МПВО и их действия по защите населения и территории страны в годы Великой Отечественной войны. Организация пожарного дела в тылу и на фронте. Защита Москвы, Ленинграда и других городов прифронтовой полосы от пожаров.

Развитие пожарной охраны СССР в послевоенный период. Советская пожарная охрана в период преобразований 1966-1991 гг. Проблемы развития МПВО в послевоенные годы (1945-1961 гг.) Преобразование МПВО в Гражданскую оборону, как средство защиты населения от оружия массового поражения. Три этапа развития ГО СССР в 1960-1980 гг.

Становление и развитие государственной системы защиты населения и территории России при чрезвычайных ситуациях в 90-е годы XX в. Образование Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета 27.12.1990. Переход войск и органов управления ГО в ведение ГКЧС России. 1994 г.: создание Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Состояние пожарной охраны России на рубеже XX-XXI вв.Преобразование Службы противопожарных и аварийно спасательных работ в Государственную противопожарную службу (ГПС). Указ Президента РФ от 30.04.1999 «Об установлении дня пожарной охраны». Вхождение ГПС в состав МЧС России. МЧС России в начале XXI в. Перспективы развития МЧС до 2030 г.

Семинарское занятие. Посещение музея Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

Самостоятельная работа.  Основные решения по организации гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в РФ на рубеже XX-XXI вв.

Рекомендуемая литература.

Основная литература: [2]

Дополнительная литература: [6]

5. Методические рекомендации по организации изучения

учебной дисциплины

При реализации программы учебной дисциплины «Всеобщая история» используются лекционные и практические занятия.

Общими целями занятий являются:

· обобщение, систематизация, углубление, закрепление теоретических знаний по конкретным темам учебного курса;

· формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

· выработка при решении поставленных задач профессионально значимых качеств: самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Целями лекции являются:

- дать систематизированные научные знания по дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных вопросах;

- стимулировать активную познавательную деятельность обучающихся, способствовать формированию их творческого мышления.

В ходе практического занятия обеспечивается процесс активного взаимодействия обучающихся с преподавателем; приобретаются практические навыки и умения. Цель практического занятия: углубить и закрепить знания, полученные на лекции; формирование навыков использования знаний для решения практических задач; выполнение тестовых заданий по проверке полученных знаний и умений.

Самостоятельная работа обучающихся направлена на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и других занятиях, выработку навыков самостоятельного активного приобретения новых, дополнительных знаний, подготовку к предстоящим занятиям.

 

6. Оценочные материалы по дисциплине

Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины, проводится в соответствии с содержанием дисциплины по видам занятий в форме опроса, докладов, тестирования, контрольной работы(написание контрольной работы обучающимися является формой допуска к зачету)

Промежуточная аттестация обеспечивает оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине, проводится в форме ответа на вопросы.

 

6.1. Примерные оценочные материалы:

Текущего контроля

Типовые вопросы для устного опроса:

1. История как наука. Основные подходы к изучению истории: их плюсы и минусы.

2. Периодизация мировой истории.

3. Первобытная эпоха. Значение и последствия неолитической революции.

4. Древнейшие цивилизации великих рек: истоки формирования и пути развития.

5. Специфика социального устройства Древней Греции и Древнего Рима.

6. Афины и Спарта: типы полисного устройства, исторические судьбы.

7. Основные этапы истории Древнего Рима: царский, республиканский, имперский периоды. Римская государственная машина.

8. Истоки формирования средневековой цивилизации в Европе.

9. Византия в Средневековом мире: роль и значение.

10. Формирование мусульманского мира, его влияние на развитие мировой истории.

11. Европейская феодальная цивилизация. Характерные черты классического средневековья в Европе.

12. Христианская церковь, государство и общество: проблемы взаимодействия в Средние века.

13. Европа от Средневековья к Новому времени XV-XVII вв.  Процессы и события, которые способствовали изменению социальной, политической, экономической и идеологической сфер.

14. Революции и войны: их место и значение в процессе складывания основ цивилизации Нового времени.

15. Просвещение и влияние его идей на мировое развитие.

16. Великая Французская революция и ее историческое значение. Проблема диктатуры и террора.

17. Колониальный раздел мира в XVIII в.

18. Борьба за независимость США. Рождение американского государства: реализация основных идей Просвещения.

19. Рождение индустриальной цивилизации. Промышленный переворот: истоки, ход и последствия.

20. Наполеоновские войны и народы Европы.

21. Латинская Америка: начало процесса образования национальных государств.

22. Победа Севера в Гражданской войне в США. Путь США к мировому лидерству.

23. Объединительные процессы в Европе: создание Австро-Венгерского Германского и Итальянского государств.

24. Франция и Англия во 2-ой пол. XIX в. - на­чале XX в.

25. Восток в индустриальную эпоху: колониальный раздел.

26. Европа на рубеже XIX-XX вв.: рост напряженности.

27. Первая мировая война (1914-1918 гг.): планы и интересы сторон.

28.  Версальско-Вашингтонская система и заложенные ею противоречия.

29. Социально-экономическая нестабильность в мире в 20-30-е годы XX в. Нарастание противоречий и угроза новой мировой войны.

30. Военные столкновения и взаимодействия противников во II Мировой войны.

31. Послевоенное устройство мира: проблемы и перспективы развития.

32. «Горячие точки» «холодной войны».

33.  Распад колониальной системы. Страны третьего мира: ориентиры развития.

34. Геополитическая ситуация в мире после 1990-х гг.

 

Типовые темы для докладов:

1. Первобытная история человечества.

2. Первые императоры Рима.

3. Эпоха Крестовых походов и ее влияние на развитие Запада и Востока.

4. Диктатор и диктатура: Оливер Кромвель.

5. Наполеон Бонапарт: путь от революционного офицера к императору.

6. Гражданская война в США. Отмена рабства.

7. Мировой экономический кризис и «Великая депрессия» (1929-1934 гг.)

8. Германский вопрос во 2-й половине XX в.

Типовые темы контрольных работ:

1. 1. Современные подходы к познанию истории.

2. Первобытная эпоха в истории человечества.

3. Древние государства Передней Азии (Шумеры, Вавилон, Ассирия, Персия): сущность, значение.

4. История еврейского народа от появления до начала периода диаспоры (133 г. н.э.).

5. История Древнего Египта.

6. Индия в истории Древнего мира: характерные черты, особенности специфика социальной структуры.

7. Этапы эволюции древнекитайской цивилизации.

8. Афины и Спарта: две модели развития Древнегреческого общества.

9. Александр Македонский: воин и политик.

10. Римское государство. Кризис республики и формирование империи.

11. Античное наследие и истоки европейской раннесредневековой цивилизации.

12. Меровинги и Каролинги в Галлии в V- IX вв. Судьба империи Карла Великого.

13. Византийская империя от расцвета до гибели.

14. Формирование мусульманского мира, его влияние на развитие мировых процессов в Средние века.

15. Индия и Китай в эпоху средневековья.

16. Феодальная Европа: характерные черты классического средневековья.

17. Церковь, папство и светская власть в средневековой Европе.

18. Крестовые походы на Восток конца XI – XIII вв.

19. Монашеские ордена: причины возникновения, значение для Средневекового мира.

20. Столетняя война: социальные потрясения и народные движения эпохи.

21. Возрождение: изменение средневекового мировоззрения. Духовные искания, новое отношение к знанию и культуре в Европе в конце XV – начале XVI вв.

22. Реформация: вызов церкви или религиозному сознанию.

23. Великие географические открытия как начало перехода от замкнутых цивилизаций к мировой системе.

24. Гуситские войны в Чехии и их оценка в исторической науке.

25. Нидерландская революция ХVI в. Образование первой республики нового типа в Европе.

26. Английская буржуазная революция: причины, этапы, итоги.

27. Китай при династии Мин XIV-XVII вв.

28. Турция в эпоху позднего средневековья.

29. Основные идеи Просвещения: утопия или реальность.

30. Великая Французская революция и ее историческое значение.

31. Колониальный раздел мира в XVIII в.

32. Борьба за независимость Америки. Первые президенты США.

33. Англия в авангарде промышленной революции.

34. Наполеоновский режим во Франции: политика, экономика, культура.

35. Латинская Америка в XIX в.

36. Гражданская война в США.

37. Восток в индустриальную эпоху: колониальный раздел.

38. Европа на рубеже XIX-XX вв.

39. Япония революция Мэйдзи: причины и последствия.

40. Первая мировая война (1914-1918 гг.) Её влияние на технический прогресс.

41. Нарастание противоречий в мире в 20-30-е годы XX в. Дипломатические маневры сторон предвоенного десятилетия.

42.  «Новый курс» Ф. Рузвельта

43. Движение сопротивления во Второй мировой войне.

44. «Битва за Англию».

45. Перл Харбор. Что это было?

46. История открытия второго фронта.

47. Нюрнбергский трибунал.

48. Феномен «холодной войны».

49.  Объединенная Европа: проблемы и перспективы развития

50. Глобальные мировые проблемы на рубеже XX-XXI вв.  

 

 

Типовые задания для тестирования:

1. Укажите определяющий признак этнической общности:

a) язык;

b) территория обитания этноса;

c) внутренние экономические связи;

d) этническое самосознание;

e) общая материальная культура.

2. Какое событие считается началом Великого переселения народов?

a) 165-180 г. Маркоманская война Древнего Рима с племенами германцев и сарматов;

b) 375 г. - нашествие гуннов. Разгром остготского племенного союза Эрманариха;

c) 410 г. - взятие Рима вождем вестготов Аларихом;

d) 451 г. - поражение гуннов Атиллы на Каталанских полях;

e) 476 г. - падение Западной Римской империи.

3. Выберите события, относящиеся к раннему средневековью:

a) образование франкского королевства;

b) изобретение книгопечатания;

c) образование централизованных государств;

d) расселение древних германцев на территории Европы;

e) правление Карла Великого;

f) раннее Возрождение.

4. В XIV в. в связи с быстрым ростом городов и изменениями в сельском хозяйстве:

a) стали вновь широко использовать в хозяйстве труд рабов;

b) ускорилось освобождение крестьян от личной зависимости;

c) возросла потребность во внешних колониях;

d) был нарушен экологический баланс в природе;

5. Какое святотатство (с точки зрения верующих христиан) совершили крестоносцы в 1204 г.?

a) вернули Иерусалим сарацинам;

b) отняли Иерусалим у мусульман;

c) перестали соблюдать обед безбрачия;

d) разграбили храм Святой Софии в Константинополе;

6. Расположите события Позднего средневековья в хронологической последовательности:

a) Вестфальский мир;

b) открытие Америки Христофором Колумбом;

c) начало Нидерландской революции;

d) падение китайской династии Мин;

e) «Славная революция» в Англии;

f) конец Ливонской войны.

7. «Декларация прав человека и гражданина» была принята:

a) 1789 г. в США;

b) 1905 г. в России;

c) 1789 г. во Франции;

d) 1778 г. в Англии.

8. Основное значение «Битвы народов» под Лейпцигом:

a) отступление Наполеона на территорию Франции, укрепление антифранцузской коалиции;

b) создание антифранцузской коалиции - России, Англии, Пруссии, Австрии;

c) распад антифранцузской коалиции, укрепление господства Наполеона в Европе;

9. Период работы Вашингтонской конференции:

a) ноябрь 1920 - февраль 1921 гг.;

b) ноябрь 1920 - февраль 1922 гг.;

c) ноябрь 1923 - февраль 1923 гг.;

d) ноябрь 1923 - февраль 1924 гг.

10. * «Новый курс» Ф. Рузвельта:

a) был направлен на выход США из экономического кризиса.;

b) предполагал усиление роли государства в регулировании экономики;

c) способствовал обострению социальной напряженности в американском обществе;

d) способствовал усилению роли крупных корпораций в экономической системе США;

e) привел к снижению уровня безработицы в США.

11. Операция германского генштаба под названием «Морской лев» предполагала:

a) вторжение немецко-фашистских войск на Гавайские острова;

b) вторжение на Британские острова;

c) захват Дании;

d) вторжение в Португалию.

12. Как назывался документ, подписанный 1 января 1942 г. представителями 26 государств - участников Вашингтонской конференции против блока фашистских агрессоров?

a) «Договор о военном сотрудничестве и взаимопомощи»;

b) «Декларация объединенных наций»;

c) «Манифест антифашистской коалиции».

13. С кем из указанных государственных деятелей связывают начало «холодной войны»?

a) И.В. Сталин;

b) Г. Труман;

c) У. Черчель;

d) Ф. Рузвельт;

e) Дж. Кеннеди.

14. Единая Германия на политической карте Европы появилась:

a) 1991 г.;

b) 1945 г.;

c) 1989 г.;

d) 1990 г.

e) 2000 г.

15. Когда был издан «Наказ о градском благочинии» - первый общегосударственный документ, утвердивший и развивающий пожарную безопасность в России:

a) 1649 г.;

b) 1667 г.;

c) 1675.

16. Когда и каким документом было принято решение о преобразовании ГПС МВД РФ в ГПС МЧС России:

d) Закон «О пожарной безопасности» 1994 г.;

e) Указ президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» 2001 г.;

f) Закон «О внесении в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пожарной безопасности» 2006 г.

 

Примерный перечень теоретических вопросов, выносимых на зачёт

1. Место Всеобщий истории в системе социогуманитарных наук. Объект и предмет исторической науки, ее теория, методология и функции.

2. Происхождение человеческого сообщества. Основные периоды первобытной истории. Материальная и хозяйственная культура первобытного общества.

3. Значение перехода от присваивающего к производящему типу хозяйства в первобытном обществе. Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных знаний.

4. Типы государств на древнем Востоке: зоны их размещения, характерные черты, особенности.

5. Особенности античной цивилизации: природно-географическое положение, экономика, социальный строй, культура. Роль и место Античности в мировой истории.

6. Периодизация истории Древней Греции. Специфика социально-политического и экономического развития.

7. Основные этапы истории Древнего Рима: специфика социально-политического развития в царский, республиканский, имперский периоды.

8. Великое переселение народов: причины, движение миграционных потоков. Гибель Западной Римской империи и образование королевств варваров.

9. Христианство в эпоху позднего Рима и раннего средневековья.

10. Особенности раннесредневековой Европейской истории.

11. Понятие «феодализм»: возникновение, генезис. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории.

12. История Византийской империи: характеристика основных этапов.

13. Период классического средневековья в Европе: основные черты и достижения.

14. Крестовые походы: причины и последствия. 

15. Столетняя война и ее влияние на развитие Англии и Франции. 

16. Возникновение сословных монархий (парламент, Генеральные штаты, кортесы, рейхстаг): общее и особенное.

17. Арабо-мусульманский мир в Средние века. Арабский халифат: политическое, экономическое, социальное развитие. Арабская культура, ее роль в развитии мировой культуры.

18. Османская империя и ее роль в системе международных отношений в Средние века.

19. Монгольская империя: взлет и падение.

20.   Великие географические открытия: предпосылки «цивилизационного прорыва» Европы.

21. Становления абсолютистской системы в эпоху позднего средневековья.  Специфика абсолютизма во Франции, Англии, Испании и др.

22. Эпоха Возрождения как социально-культурный феномен.

23. Реформация и контрреформация в Европе. Создание национальных церквей.

24. Ранние буржуазные революции в Европе.

25. Тридцатилетняя война: причины, ход, итоги, последствия.

26. Просвещение и Абсолютизм в XVIII в.

27. Война за независимость Североамериканских колоний. Конституция США 1787 г.: история подготовки и содержание.

28. Общественно-политические взгляды просветителей: Дж. Локк, Ш. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро.

29. Великая французская революция: периодизация, лидеры. Экономические и политические изменения 1789-1794 гг.

30. Наполеоновские войны. Венский конгресс и новая система отношений в Европе.

31. Складывание колониальной системы. Колониальная политика европейских держав.

32. Начало промышленного переворота в Европе и Америке. Общие черты и особенности.

33. Революции 1848-1849 гг. в Европе.

34. Борьба за свободу Латинской Америки в XIX в.

35. Гражданская война в США. Реконструкция Юга.

36. Объединения Австро-Венгрии, Германии и Италии. Общие черты и особенности.

37. Англия и Франция во второй половине XIX в.: основные тенденции развития.

38. Развитие колониальной экспансии передовых стран Европы и США в последней трети ХIХ в. Колониальный раздел мира к началу XX в.

39. Европа на рубеже ХIХ-ХХ вв.: основные черты развития и события.

40. Первая мировая война: причины, этапы, участники, последствия.

41. Мировой экономический кризис конца 20-х-начала 30-х гг. ХХ в.

42. Возникновение фашизма и нацизма в Европе: причины, идеология, последствия.

43. Вторая мировая война: причины, этапы, участники, последствия.

44. Роль стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.

45. Основные этапы социально-экономического и политического развития стран Центрально-Восточной Европы в 1945-2000 гг.

46. Интеграционные процессы в Западной Европе в 1950-2000 гг.

47. Политика правящих кругов стран Европы и Америки в 1960-2000 гг. (на примере США и Великобритании).

48. Образование и развитие Пятой республики во Франции.

49. Основные этапы социально-экономического и политического развития Китая в 1945-2000-е гг.

50. Колониальный распад. Страны третьего мира.

51. Основные этапы социально-экономического развития Японии 1945-2000-е гг.

52. «Информационное общество»: понятие, положительные и отрицательные характеристики.

53. Основные этапы развития пожарного дела в России до начала XX в.

54. Становление и развитие Советской пожарной охраны.

55. Создание МПВО и преобразование ее в ГО (1918-1991 гг.)

56. История становления МЧС России и перспективы ее развития.

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.