Государственно-правовые основы социальной работы — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Государственно-правовые основы социальной работы

2022-11-27 30
Государственно-правовые основы социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приоритетные направления современной социальной политики в рф

Социальная политика - совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений между людьми.

Основополагающим документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики». В ней отмечается, что всякая политика должна прежде всего направляться на достижение благосостояния населения, а также на поощрение его стремлениях социальному прогрессу.

Конституция Российской Федерации опирается на основные положения Конвенции МОТ № 117. В статье 7 Конституции РФ сказано: «Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Существует три основных направления социальной политики:

 

1. Создание условий для трудовой активности, регулирование занятости и зарплаты, совершенствование трудовых качеств работника

Функция - Активная

Объект - Экономически активное население

2. Прямая поддержка доходов через систему социального обеспечения

Функция - Защитная

Объект - Наиболее нуждающиеся, экономически не защищенные слои населения

3. Развитие человеческой личности, поддержание здоровья, повышение культурного уровня, предоставление «натуральных» услуг через систему социальной инфраструктуры

Функция - Конструктивная

Объект - Все слои населения

Экономический рост в России начался только во второй половине 1999 г. Очевидно, что такая продолжительность и глубина спада привели к резкому падению реальных доходов населения нашей страны;

Наиболее острой социальной проблемой современной России является бедность, принявшая огромные масштабы. В первом квартале 2010 г. 20,6 млн чел. (14,7 % от общей численности населения) имели доходы ниже величины прожиточного минимума. Следует отметить, что эти цифры в полной мере не характеризуют истинных масштабов бедности в нашей стране, поскольку, по мнению экспертов, величина прожиточного минимума занижена в 1,5-2 раза.

предусматривается: значительное увеличение размеров оплаты труда работников образования и здравоохранения в целях стимулирования повышения качества образовательных и медицинских услуг, широкое развитие ипотечного кредита для ускорения решения жилищной проблемы, комплекс мер по поддержке отечественных производителей сельскохозяйственной продукции. Реализация этих проектов, начавшаяся в 2006 г., будет иметь огромное значение для кардинального повышения уровня и качества жизни всех граждан нашей страны.

 

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Социальные работники все активнее участвуют в процессе социализации и формирования личности. В нашей стране в системе образования трудятся социальные работники, которые помогают детям и взрослым преодолевать определенные жизненные трудности.

 

Осуществляя деятельность в условиях образовательного учреждения любого уровня, любой формы и подчиненности, социальный работник должен быть осведомлен, кто, в силу каких причин и в какой социальной помощи нуждается (социальная помощь носит адресный характер); в какой части право человека оказалось ущемленным.

 

Роль и место социального работника в сфере образования целесообразнее определять в зависимости от специфики образовательных учреждений.

В период включения ребенка в систему дошкольного образования чаще всего впервые выявляются его отклонения в развитии – физическом, эмоциональном, познавательном. В таких случаях социальный работник должен организовать помощь своему подопечному, привлекая соответствующих специалистов – медицинских работников, психолога, социального педагога и т.д., и таким образом своевременно устранить симптомы неблагополучия.

 

Социальная работа в школах обеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при получении ими начального общего (1–4 кл.), основного общего (5–9 кл.) и среднего (полного) общего образования (10–11 кл.). В поле зрения социального работника находятся динамика посещаемости школы учащимися, успеваемости, материального и социального положения учащихся «группы риска», в первую очередь из малообеспеченных семей, а также их отношения со сверстниками, учителями и родителями.

 

Процесс профессионального функционирования специалиста по социальной работе состоит из нескольких этапов: изучение условий жизни учащихся, оформление социальных паспортов, формирование системы адресной социальной помощи нуждающимся.

 

Свою специфику имеет социальная работа в системе начального и среднего профессионального образования. Социальный работник должен: учитывать возрастные особенности своих клиентов (как правило, это подростки и молодежь в возрасте 15–19 лет); понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в сфере труда и, что самое главное, должен организовать помощь. Составление социального паспорта на каждого учащегося учебного заведения, изучение житейских проблем подростков, ориентация в ситуации на рынке труда, налаженная система профессионального взаимодействия со специалистами ряда социальных сфер – вот необходимые условия оказания адресной социальной помощи молодым семьям, получающим среднее профессиональное образование.

 

Социальная работа в вузах – еще одно из возможных направлений профессионального функционирования социальных работников в области образования. Организованный в вузе социально-психологический центр, поддерживающий связи с другими учебными заведениями, предприятиями и социальными организациями, может оказать существенную помощь молодым семьям, желающим избавиться от нужды и самостоятельно зарабатывать.

Социальная педагогика - обучение и воспитание детей и взрослых в социуме и для социума.

Социальная педагогика рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека в масштабах планеты, страны и места его проживания (региона, города, села, микрорайона), какую роль играют в его жизни и воспитании средства массовой коммуникации, семья, общение с окружающими людьми и некоторые другие факторы.

В социальной педагогике две дополняющих друг друга стратегии: проактивная стратегия достижения (как воспитать людей, которых мы хотим) и реагирующая на проблемы, защитная стратегия избегания (как предотвратить проблемы в естественном процессе воспитания).

Структура социальных служб

В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения РФ" комплексная система социального обслуживания населения, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других).

Социальная служба - это предприятие, учреждение, организация и другие юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.

 

1.Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:

- центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

- центр социальной помощи семье и детям;

- социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

- социальная гостиница;

- социальный приют для детей и подростков.

 

2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:

- центр психолого-педагогической помощи;

- центр экстренной психологической помощи по телефону;

- реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями

(в том числе для детей и подростков);

- комплексные молодежные центры военно-патриотической, культурно-досуговой и спортивной направленности.

 

3. Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайоннные учреждения, куда входят:

- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

- дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;

- общежития для лиц с ограниченными возможностями.

 

Социальная работа с семьей

Социальная работа в семьях должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

 

Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

- диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

- охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

- организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

- социально-психолого-педагогическую (психолoго·- педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

- прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

.- координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб)

 

Социальная работа с семьей состоит из:

1. Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

2. Социальная поддержка семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д. она включает медицинское страхование, а так же различные формы (моральную, психолог - педагогическую, материальную и физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы и т. п.

 

Нет(

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Социальная политика и социальная работа опираются на Конституцию Российской Федерации как Основной закон Российской Федерации, на законы и нормативно-правовые акты.

Для осуществления социальной работы основную роль играет ст. 7 Конституции, по которой Российская Федерация провозглашается социальным государством. В ст. 37 Конституции содержится право «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы».

Правовой статус – это правовое положение личности в обществе, установленное Конституцией и другими законами.

Субъективное право – это право человека распоряжаться принадлежащими ему экономическими и духовными благами.

Гражданство – устойчивая правовая связь лица с определенным государством.

Субъективные права и обязанности граждан закреплены Конституцией РФ:

1. Личные права и свободы.

2. Политические права и свободы.

3. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина.

4. Основные обязанности граждан.

Закрепленные Конституцией права, свободы и обязанности составляют правовую основу социальной работы с населением.

Льготы – это преимущества, устанавливаемые законом дополнительные права. Например, материальная и моральная поддержка материнства, льготы многодетным семьям, инвалидам и участникам войн, семьям погибших воинов.

Государство осуществляет правовое регулирование социальной работы. Так, в Законе РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.) определена сущность отрасли социального обслуживания. Это оказание социальными службами социальной поддержки, социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Закон дает определение понятия «трудная жизненная ситуация». Это такая ситуация, которая нарушает жизнедеятельность граждан (инвалидность, болезнь, безнадзорность, малообеспеченность, безработица и т.п.) и которую человек не может разрешить самостоятельно.

Закон определяет государственные службы по основным видам услуг: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, предоставление временного приюта, консультативная помощь, реабилитационные услуги инвалидам, лицам с ограниченными возможностями и гражданам с асоциальным поведением.

Ст. 17 Закона определяет перечень учреждений социального обслуживания, на деятельность которых он распространяется.

Это центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, дома ночного пребывания.

В порядке, установленном законодательством, социальные службы обеспечиваются земельным участком, имуществом и финансируются из федерального бюджета, государственные – из бюджетов субъектов Федерации, муниципальные из местного бюджета. Закон разрешает использовать дополнительные средства, поступающие от целевых социальных фондов, доходы от предпринимательской деятельности, плату за социальные услуги, благотворительные взносы.

В 1995 году вышел Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В Законе предусмотрены формы социального обслуживания:

1. Социальное обслуживание на дому.

2. Полустационарное социальное обслуживание (дневное или ночное пребывание).

3. Стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (дома-интернаты, пансионаты и др.).

4. Срочное социальное обслуживание.

5. Социально-консультативная помощь.

Социально-правовой основой для социальной работы с инвалидами является Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.). Издан Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (1993 г.). Приняты нормативно-правовые акты по регулированию социальной работы с мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами, безработными. Следовательно, социальному работнику необходима юридическая компетентность, знание Конституции как Основного закона государства и нормативно-правовых актов для защиты прав и законных интересов людей.

Социальная зашита населения – это составная часть государственной социальной политики, гарантия социально-экономических прав, которые имеют свои особенности, а также структура государственных служб и государственных учреждений.

 

2.О́рган опе́ки и попечи́тельства в России — орган государственной исполнительной власти[ HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D0%B8_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8"1 HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D0%B8_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8"] субъекта Российской Федерации[ HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D0%B8_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8"2 HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D0%B8_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8"], на который возложены функции по опеке и попечительству. Действуют в рамках федерального закона «Об опеке и попечительстве»[ HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D0%B8_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8"3 HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D0%B8_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8"], который в редакциии 2009 года позволяет передавать данные функции органам местного самоуправления(ст. 6, п. 1).

Обязанности и права органа опеки распространяются на сферу взаимоотношений связанных в первую очередь с опекой и попечительством над несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, а также совершеннолетними недееспособными (ограниченно дееспособными) лицами.

К функциям органов опеки и попечительства относятся также надзор за правами несовершеннолетних (в том числе и имеющих родителей), урегулирование споров между родителями, отнесённых к компетенции органов опеки (споры о воспитании детей, об установлении имени ребёнка и некоторые другие), контроль за управлением имуществом подопечных и некоторые другие вопросы.

Российское законодательство защищает права несовершеннолетних детей и при проведении сделок с недвижимостью, в том числе и ипотечных сделок. Такая защита приводит к небольшим ограничениям при проведении сделок и необходимости совершать дополнительные действия. Эти действия заключаются в необходимости согласования сделки с органами опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства вправе отбирать детей у любых лиц, включая родителей, для защиты жизни и здоровья ребёнка, выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют устройство таких детей в семьи или специализированные учреждения. Органы опеки и попечительства дают гражданам заключения о возможности быть усыновителями, опекунами, приёмными родителями, патронатными воспитателями.

Органы опеки и попечительства, как правило, имеют территориальные подразделения в каждом муниципальном районе (либо во внутригородском муниципальном образовании).


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.