Глава 1. Татуировки в традициях первобытных культур — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глава 1. Татуировки в традициях первобытных культур

2022-11-27 34
Глава 1. Татуировки в традициях первобытных культур 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Многих людей в наше время интересуют бодимодификации, в частности татуировки. Меня всегда увлекала тема накожных рисунков, а после посещения Археологического музея Южного Тироля, где хранится неолитическая мумия, на теле которой были найдены татуировки, я решила изучить происхождение татуировок(рис.1).

Заинтересовавшись темой, я посетила первобытный отдел Эрмитажа, где оказались удивительные экземпляры татуировок V-III веков до нашей эры, найденных на территории Алтая в Пазырыкских курганах. Данная коллекция поразила меня и на ее основе, а также используя интернет-материалы, книги и статьи, я решила изучить происхождение татуировок, историю их появления водной из интереснейшихпервобытных культур на территории Алтая.

Несмотря на то, что с открытия первой татуировки в погребальных комплексах Алтая прошло без малого семьдесят лет, специальных работ, посвящённых исследованию этой темы, на удивление мало, нередко они носят противоречивый характер, что вызывает вопросы и сомнения. В основномэто публикации описательного материала, сопровождаемые комментариями первооткрывателей; другие авторы, как правило, лишь затрагивают тему татуировокв связи с исследованиями иных материалов.В своей работе я попыталасьобобщить имеющиеся археологические материалы, сопоставить их с данными этнографии, привести примеры современных образцов древнейшей традиции украшения человеком своего тела.

Цель работы: исследование татуировок населения пазырыкской культуры и их особенностей среди народов соседних территорий (V-III веков до н.э.)

Обобщив и проанализировав все собранные мной на момент начала исследования материалы, я поставила перед собой три основные задачи: 

1. Проанализировать татуировки из погребений Пазырыкских курганов в коллекции Эрмитажа и другие опубликованные материалы.

2. Изучить происхождение татуировок пазырыкской культуры.

3. Выявить значение татуировок для населения Горного Алтая  скифского времени и их место среди культур соседних народов

При написании работы я использовала следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий, классификация и систематизация материалов, сравнительный анализ.

Основным материалом для написания работы стала коллекцияпазырыкской культуры,выставленная в залах экспозиции Эрмитажа. В числе множества экспонатов, на экспозиции представлены мужская мумия из Пятого Пазырыкского кургана и татуировка мумии мужчины из Второго Пазырыкского кургана. Также я обращалась к литературным источникам. Наиболее полную информацию об изучении татуировок пазырыкской культуры я нашла в книгах:Л.Л.Баркова, С.В Панкова. «Татуировки на мумиях из Больших Пазырыкских курганов (новые материалы)»[3с.];Н.В.Полосьмак«Татуировка у пазарыкцев»[14с.];Э.Д Раша«История культуры татуировок, пирсинга, скарификации, клеймления и вживления имплантов» [17с.].Помимо литературных источников я пользоваласьинформацией сайтов «Сибирский туристический справочник»[7] и «Sputnikbigобозреватель»[19].

Глава 3. Характеристика татуировок.

Заключение

В процесс работы я познакомилась и изучила материалы экспозиции пазырыкской культуры в Эрмитаже, где представлены мумии с татуировками, а также литературные источники. О том, насколько интересна тема татуировок пазыркских курганов, которых всего-то 7, свидетельствует немало публикаций как научных, так и научно-популярных. Наиболее полными и достоверными являются исследования археологов, опубликованные в монографиях, посвященных пазырыкской культуре.

Мной были изучены особенности погребального обряда пазыркской культуры «скифского времени» - раннего железного века, в могильниках которой сохранились мумии с татуировками и история их находок. Проанализированы татуировки из погребений Пазырыкских курганов и отличительные особенности мужских и женских татуировок. Рассмотреномнение ученых о происхождении рисунков на пазырыкскихтатуировках – индоиранские или китайские. Еще одной важной проблемой, которую я изучила, это назначение татуировок у древних народов, которое вызывает множество предположений. Что касается пазырыкских татуировок, то наиболее распространенной трактовкой, является их предназначение   дляпередачи сакральной информации, возможной защите человека и проведении его в загробный мир.

В целом тема изученияпазырыкских татуировок имеет много «белых пятен». Она остается до сих пор не полностью изученной, и большое значение имеет её дальнейшее исследование.Это важно, потому что рисунки татуировок дают важную информацию об их происхождении, социальномустройствеобщества пазырыкцев и его иерархии, направлению внешних связей и взаимоотношениюс соседями.


 

 

Л итература:

1. Азбелев П.П. К изучению пазырыкских татуировок // Древности Сибири и Центральной Азии. – 2013. - №5(17). – С.78-82.

2. Азбелев П.П. Пазырыкские татуировки как художественное свидетельство древних войн и бракосочетаний // Актуальные проблемы теории и истории искусства. - СПб, 2017. – Вып. 7.– С.51-60.

3. Баркова Л.Л., Панкова С.В. Татуировки на мумиях из Больших Пазырыкских курганов (новые материалы) // АЭАЕ. – 2005. - №2 (22). – С.48-59.

4. Баркова Л.Л., Панкова С.В. Татуировки на мумиях из Пазырыкских курганов в инфракрасных лучах // Вестник истории, литературы, искусства. – 2006. – Т.3. – С.31-42.

5. Дайсон Х.У. История татуировки. Знаки на теле: ритуалы, верования, табу. – М.: Центрполиграф, 2014.

6. Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., Тишкин А.А. Погребально-поминальные комплексы Пазырыкской культуры // Скифская эпоха Горного Алтая. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003.- 234 с.

7. Кузнецов А.Л. Пазырыкцы: Кто такие пазырыкцы: [сайт]. – URL: https://sib-guide.ru/siberia/ar/72(дата обращения: 27.02.2008)

8. Лим С.Ч. История татуировки айнов Сахалина и Хоккайдо // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2013. - №3(23). – С.105-112.

9. Лейн Б. Энциклопедия пыток и казней. – 2018.

10. Молодин В.И., Парцингер Г., Цэвээндорж Д. Глава 1. Изучение курганов пазырыкской культуры с мерзлотой в горах Алтая // Замёрзшие погребальные комплексы пазырыкской культуры на южных склонах Сайлюгема (Монгольский Алтай). - М.: Триумфпринт, 2012.

11. Медникова М.Б. Неизгладимые знаки: татуировка как исторический источник. – 2007.

12. Марсадов Л.С. Археологические памятники IX-III веков до н. э. горных районов Алтая как культурно-исторический источник: Феномен Пазырыкской культуры. – СПб,2000. – 336 с.

13. Население Горного Алтая в эпоху раннего железного века как этнокультурный феномен: происхождение, генезис, исторические судьбы. По данным археологии, антропологии, генетики: монография / Молодин В.И., Воевода М.И., Чикишева Т.А., Ромащенко А.Г., Полосьмак Н.В., Шульгина Е.О., Нефедова М.В., Куликов И.В., Дамба Л.Д., Губина М.А., Кобзев В.Ф.— Новосибирск: Изд-во Сибирского отделения РАН, 2003. — 286 с.

14. Полосьмак Н.В. Татуировка у пазарыкцев // АЭАЕ. – 2000. - №4. - С.95-102.

15. Полосьмак Н.В. Пазырыкская культура: Реконструкция мировоззренческих и мифологических представлений: диссертация доктора исторических наук. – Новосибирск, 1997.

16. Пазырыкская культура (курганы Чуи и Урсула): монография / Кубарев В.Д., Шульга П.И. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. - 282 с.

17. Пелих Г.И. Происхождение селькупов. – Томск,1972.

18. Раш Э.Д. История культуры татуировок, пирсинга, скарификации, клеймления и вживления имплантов. – СПб.: ИГ «Весь», 2011. – 192 с.

19. Татуировки и украшения Алтайской принцессы:[сайт]. – URL: http://sputnikbig.ru/mezhdunarodnoe-obozrenie/tatuirovki-i-ukrasheniya-altajskoj-printsessy-ochen-bolshaya-statya(дата обращения 27.02.2019).

20. Социальная структура и система мировоззрений населения Алтая скифской эпохи:монография / Тишкин А.А., Дашковский П.К. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. - 430 с.

21. Сакральные татуировки маори: винтажные снимки коренных жительниц Новой Зеландииконца XIX-начала ХХ вв.: [сайт]. – URL: https://kulturologia.ru/blogs/150717/35286/(датаобращения 27.02.2019)

22. Яценко С.А. Загадочные монстры пазырыкцев и китайская мифология эпохи Чжоу //Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. – СПб, 1996. – С.154-158.

23. https://ria.ru/20160506/1427799500.html (дата обращения 27.02.2019)

24. http://www.iceman.it/en/(дата обращения 27.02.2019)


25.

Приложение

Рис. 1. Татуировки на теле Эци. 3300 г.д.н.э. Тирольский музей археологии; Больцано, Италия.Источник: http://www.iceman.it/en/

Рис. 2. Татуировки на теле жрицы Хатор. Второе тысячелетие д.н.э. Источник: https://mazayka-urza.livejournal.com/38563.html

Рис. 3. Расположение татуировок на теле Жрицы Хатор. Источник: https://mazayka-urza.livejournal.com/38563.html

 

Рис. 4. Татуировка на теле вождя из Второго Пазырыкского кургана. Государственный музей Эрмитаж. Фото автора.2018 г.

Рис.5. Мумия мужчины из Второго Пазырыкского кургана. Государственный Музей Эрмитаж. Фото автора.2018 г.

Рис.6. Карта памятниковПазырыкской культуры. Источник: http://www.archaeology.nsc.ru/ru/otdel/metal/metal12pict.aspx?ID=1

 

Рис. 7. Татуировки на руке женской мумии из пятого Пазырыкского кургана. Из книги Н.В Полосьмак «Татуировка у Пазырыкцев», рис. 14:

Рис. 8. Татуировки на пальцах женской мумии из пятого Пазырыкского кургана. Из книги Н.В Полосьмак «Татуировка у Пазырыкцев», рис.13

Рис. 9. Татуировка на теле мужчины из Астаны.Источник: http://newskif.su/2014/%D0%B2- %D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D1%8B-%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8-%D0%B2-%D1%81/

 

Введение

Многих людей в наше время интересуют бодимодификации, в частности татуировки. Меня всегда увлекала тема накожных рисунков, а после посещения Археологического музея Южного Тироля, где хранится неолитическая мумия, на теле которой были найдены татуировки, я решила изучить происхождение татуировок(рис.1).

Заинтересовавшись темой, я посетила первобытный отдел Эрмитажа, где оказались удивительные экземпляры татуировок V-III веков до нашей эры, найденных на территории Алтая в Пазырыкских курганах. Данная коллекция поразила меня и на ее основе, а также используя интернет-материалы, книги и статьи, я решила изучить происхождение татуировок, историю их появления водной из интереснейшихпервобытных культур на территории Алтая.

Несмотря на то, что с открытия первой татуировки в погребальных комплексах Алтая прошло без малого семьдесят лет, специальных работ, посвящённых исследованию этой темы, на удивление мало, нередко они носят противоречивый характер, что вызывает вопросы и сомнения. В основномэто публикации описательного материала, сопровождаемые комментариями первооткрывателей; другие авторы, как правило, лишь затрагивают тему татуировокв связи с исследованиями иных материалов.В своей работе я попыталасьобобщить имеющиеся археологические материалы, сопоставить их с данными этнографии, привести примеры современных образцов древнейшей традиции украшения человеком своего тела.

Цель работы: исследование татуировок населения пазырыкской культуры и их особенностей среди народов соседних территорий (V-III веков до н.э.)

Обобщив и проанализировав все собранные мной на момент начала исследования материалы, я поставила перед собой три основные задачи: 

1. Проанализировать татуировки из погребений Пазырыкских курганов в коллекции Эрмитажа и другие опубликованные материалы.

2. Изучить происхождение татуировок пазырыкской культуры.

3. Выявить значение татуировок для населения Горного Алтая  скифского времени и их место среди культур соседних народов

При написании работы я использовала следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий, классификация и систематизация материалов, сравнительный анализ.

Основным материалом для написания работы стала коллекцияпазырыкской культуры,выставленная в залах экспозиции Эрмитажа. В числе множества экспонатов, на экспозиции представлены мужская мумия из Пятого Пазырыкского кургана и татуировка мумии мужчины из Второго Пазырыкского кургана. Также я обращалась к литературным источникам. Наиболее полную информацию об изучении татуировок пазырыкской культуры я нашла в книгах:Л.Л.Баркова, С.В Панкова. «Татуировки на мумиях из Больших Пазырыкских курганов (новые материалы)»[3с.];Н.В.Полосьмак«Татуировка у пазарыкцев»[14с.];Э.Д Раша«История культуры татуировок, пирсинга, скарификации, клеймления и вживления имплантов» [17с.].Помимо литературных источников я пользоваласьинформацией сайтов «Сибирский туристический справочник»[7] и «Sputnikbigобозреватель»[19].

Глава 1. Татуировки в традициях первобытных культур

Практика украшения своего тела — это одно из самых древних выражений творческих способностей человека.Распространение искусства татуировки поражает: различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием.

Татуировались все - разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки, и жители Океании [5].

Когда точно возникло татуирование- неизвестно. Джон Э. Раш и многие другие исследователи считают, что татуировки возникли еще в палеолите, однако самые древние татуировки датируются IVтысячелетием до нашей эры. Причины возникновения обычая татуировки тоже не совсем ясны. По одной теории, которой придерживается Джон Э. Раш,— это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми каменного века. Заметив, что после ожогов и порезов, в которые случайно попала сажа или любая краска, кроме шрамов, на коже образуются несмываемые узоры, люди начали наносить повреждения намеренно.Теории, касающиеся происхождения и стимулов для развития татуировки, естественно, варьируются в зависимости от изучаемого региона. Самое распространенное мнение, если речь не шла о табу и ритуалах или о каких-то особых верованиях, то желание украсить себя – поверхностное, но зато самое легкое объяснение нанесения знаков на тело[5].

Ниже я привожу примеры нахождения мумий с татуировками, которые были распространены в более древних культурах, чем пазырыкская.

Самой древней татуированной мумией считается мумифицированное тело мужчины, который умер в возрасте около 45 лет. Исследователи назвали егоЭци или Отси, сейчас тело хранитсяв Южном Тирольском музее археологии. Мумия была найдена во льдах Альп в 1991 году и отлично сохранилась благодаря низким температурам в горах.Радиоуглеродныйанализ показал, что она датируется 3300 г. до н.э., что делает её самойраннеймумией, найденной в Европе. На теле Эци было обнаружено около 57 татуировок из точек, линий и крестов. Четыре линии находятся слева от позвоночника, одна справа и три на левой икре, на правой стопе и на внутренней и внешней стороне правой лодыжки соответственно. На внутренней стороне правого колена и в области возле левого ахиллова сухожилия есть татуировка в форме креста. В отличие от современных татуировок, тату Эци были сделаны не с помощью иголок, а способом нанесения небольших надрезов, в которые потом засыпался древесный уголь(рис.1).

По мнению австрийских ученых, главным назначением татуировок «ледяного человека» была забота о здоровье.Большая часть нанесенных на тело рисунков находится непосредственно на точках акупунктуры, и порядок их расположения такой, какой мог бы выбрать врач, практикующий иглоукалывание, при лечении артрита. Наличие этого заболевания у Эци было обнаружено по анализу костных тканей практически сразу после того, как мумия была извлечена из ледника. Также Эци страдал болями в позвоночнике[24].

Чуть позже появились египетские татуировки.Их отличие от татуировок Эци заключается в том, что египетские татуировки состояли не просто из геометрических фигур, но уже имели сюжет и более сложные изображения, к примеру, рисунки животных. Считается, что в Египте татуировка была известна уже в 3 тысячелетии до н.э. [18,с.23-24]. Эту точку зрения подтверждают найденные скульптуры в виде женщин, на теле которых были изображены орнаменты. Однакособственно татуировки сохранились лишь на телах, датированныхII тысячелетием до н.э. Самой известной из них является мумия Амунет- жрицы богини Хатор, найденная в Фивах и хранящаяся в Британском национальном музее. На теле мумии было обнаружено более 30 изображений. Практически каждая часть ее тела была украшена одним или несколькими рисунками(рис.2,3). По мнению одной из исследователей мумии,ЭнныОстин,рисунки могли отражать социальный статус их обладательницы, являвшейся жрицей богини Хатор. Татуировки священных животных могли подчеркивать ее движения и действия во время религиозных обрядов, а глаза Гора – подчеркивать ее священный статус [23].


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.