Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2022-11-27 | 39 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Механицизм против витализма
В предшествующий написанию этой книге период я считал, что человек - это машина. Сегодня эта точка зрения более не является предметом обсуждения. Следует лишь обратить наше непосредственное внимание на вопрос: "К какому роду машин относится человек?" (См.: Глава 5). Не так давно я написал рецензию[4] на книгу Дж. Рейнера "Организм как адаптивная система управления"[5]. Определение жизни, данное этим автором, является более содержательным, чем представление о живом как о "машине". Оно, сразу же после своего появления, оттолкнуло от себя многих биологов. И, тем не менее, понимание жизни как адаптивной системы управления, предложенное Рейнером, остается на позиции механицизма, в виду использования старых аргументов спора между механистической и виталистической концепциями жизни и человека. Время от времени мы слышим, что механистическая теория человека старомодна, больше никем не поддерживается, незаконна с точки зрения новых знаний и т. д. и т.п., но по всего лишь безосновательные заявления. Мы обязаны спросить: "Во что же в действительности верят механицисты и виталисты?" и "Если человек - это машина, то какого рода эта машина?".
Здесь вновь необходимо подчеркнуть, что я являюсь приверженцем механистической теории и противопоставляю себя тем, кто ее критикует. В качестве аргумента для дальнейшего развития этого положения, мне хочется принести слова Нобелевского лауреата Ф. Крика, который сказал: "... Относительно тех, кто считает себя виталистами, то я хотел бы вам предсказать следующее: то, во что вы все верили вчера и верите сегодня, завтра будут верить только чудаки"[6].
Углубленный анализ точек зрения механицистов и виталистов показывает, что они основаны на вере, точнее, на противоположных ее видах. По сути, механицисты утверждают: "жизнь объяснима в терминах химии и физики, доступных разуму человека и ничем более того"; виталисты же говорят: "жизнь нельзя объяснить с позиций только химии или физики, ибо ее необходимые составляющие выходят за пределы знания, доступного человеческому разуму". Механицист уверен, что все неизвестные сегодня факты, в будущем будут открыты и объяснены. Я думаю, что виталист боится именно этого и, возможно, надеется (вероятно, правильно), что этот день никогда не наступит. Мир находится в опасности и катится в пропасть, а мы в это время выясняем "вмешиваться ли нам в этот процесс или нет". Это главный тезис, который аргументировано доказывают или опровергают механицисты и виталисты. Очевидно, что большинство тех, кто противостоит науке и мероприятиям по планированию защиты окружающей среды, - это люди, верящие в существование хорошо продуманного плана управления миром. Они отрицают любые попытки его препарирования, как основы механицизма и считают, что это ложный путь человека в его длительном историческом движении. Как прагматичный механицист я считаю, что на вопрос: "Является деятельность человека успешной или неудачной?" еще не получен однозначный ответ, но решение о том, какую позицию по отношению к окружающей среде должен занимать человек, уже принято. Культурная эволюция предопределила, что человек будет вмешиваться в окружающую его естественную среду и изменять собственную биологическую природу. Исторические масштабы такого вмешательства колоссальны, но в настоящее время мы больше не можем продолжать подобную бесцеремонную политику. Отныне нам следует быть более разумными, консервативными и ответственными, взаимодействуя с окружающей нас средой. Мы должны выступать не за мораторий на новые знания, а за соединение биологических знаний и человеческих ценностей, или, другими словами, за междисциплинарность и биологически обоснованную этику.
Я уже отмечал, у меня нет уверенности в правильности механистического подхода в его крайней форме выражения, предполагающей абсолютную доступность мира теоретическому познанию. Я подозреваю, что разум человека может не достигнуть необходимой для этого социальной мудрости. Как профессиональный биохимик, "решающий" проблему рака и интересующийся дилеммой науки и технологии (вмешиваться или нет), я прихожу к выводу, что мы все же должны исходить из предпосылок механицизма. Но при этом нам, еще в большей степени, чем это было ранее, необходимо осознать значение человеческих ценностей и этики. Следует продолжать двигаться так, как если бы мы верили, что решение главных проблем человека не включает ничего "непостижимого для человеческого разума", с добавлением такой составляющей как смирение ("страх перед Господом"). Оно допускало бы возможность влияния сил Природы на наши попытки построить Утопию. Вопросы: "Продолжаем ли мы свое движение со смирением или с высокомерием?", "Уважаем ли мы силы Природы или считаем, что наука может все?", "Обращаемся ли мы к своему этическому наследию или игнорируем его?" для меня не менее важны, чем вопрос: "Веруем ли мы в Бога?".
Мне кажется, что у нас нет другого выбора, кроме понимания опасности, сопровождающей поиск новых знаний (Глава 5). Мы уже приняли решение о вторжении в систему Природы, и далее мы можем продвигаться только со смирением, уважением к ее силам и нашему этическому наследию ("доказывать все положения; быстро постигать, что есть добро"). Разрешение сложившейся кризисной ситуации не терпит отлагательства. Различные аспекты наших экологических проблем показывают нам, что нет "возврата к прежним целям человека". Вероятнее всего, мы нуждаемся в быстром раскрытии наиболее слабых связей в сложной системе Природы и исправлении наших прошлых ошибок.
Биология и мудрость в действии
Человечеству срочно требуется новая мудрость, которая бы являлась "знанием о том, как использовать знание" для выживания человека и улучшения его жизни. Концепция мудрости как руководство к действию и знание, необходимое для достижения социального блага и улучшения качества жизни, называется Наукой выживания. Я считаю, что эта наука должна строиться на знании биологии и в то же время выходить за границы ее традиционных представлений; включать в сферу своего рассмотрения наиболее существенные элементы социальных и гуманитарных наук, среди которых особое значение принадлежит философии, понимаемой как "любовь к мудрости". Наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента - биологическое знание и общечеловеческие ценности. Исходя из этого, я предлагаю для ее обозначения новый термин - "Биоэтика".
В век специализации мы, похоже, редко вспоминаем истину, которая ежедневно постигалась нашими предками: человек не может жить без сбора растений или убийства животных. Если растения высохнут и погибнут, а животные не смогут размножаться, то и человек вскоре заболеет и умрет, не сможет продолжить свой род. Мы, как уважающие себя личности, не можем доверить нашу судьбу ученым, инженерам, технологам и политикам, забывшим (или никогда не помнившим) эту простую истину. Большинство современных ученых-специалистов, например, в области ботаники, изучающей растения, или зоологии, исследующей животных, не стремятся к расширению своих ограниченных знаний. В то время как сегодня мы нуждаемся в биологах, не только уважающих хрупкую ткань жизни, но и расширяющих свои знания вплоть до понимания природы человека и его отношения к биологическому и физическому миру. Нам необходимы биологи, которые могут объяснить: что мы можем, что должны и что нам не следует делать для выживания, если мы надеемся поддерживать жизнь на Земле и улучшать ее качество в течение последующих трех десятилетий. /…/
Биология - это больше, чем просто ботаника и зоология. Она является основанием для строительства экологии, науки о взаимоотношениях растений, животных, человека и неорганической среды. Биология включает также и генетику, имеющую дело со всеми аспектами наследственности, и физиологию, изучающую функции индивидов. В течение тысячелетий своей истории люди вообще не имели никакого представления о своей химической природе. И хотя зависимость человека от естественной среды осознавалась всеми, вместе с тем, щедрость Природы рассматривалась как неограниченная, а ее способность к восстановлению после использования человеком как вполне достаточная. Внезапно стало ясно, что человек, так интенсивно эксплуатирующий Землю, все больше нуждается в науке и технологиях, точно также как и в богатейших источниках железа и меди. Человечество последовательно перешло к использованию ресурсов планеты за счет уменьшения числа и разнообразия "бесполезных" и увеличения количества полезных для себя биологических видов (например, пшеницы, крупного рогатого скота и др.). Я, как онколог, обратил внимание на слова Нормана Берилла, ставшие достаточно известными и неоднократно цитировавшиеся различными учеными (правда, без упоминания автора). В работе "Зарождающийся разум человека" (1955 г.) он пишет: "Мы обеспокоены тем, что осталось от природы, точно также как рак, который обеспокоен тем, что еще что-то осталось от организма. Раковые клетки размножаются без ограничений, безжалостно требуя того питания, которое необходимо всему телу. Аналогично, и тело сообщества, подобно телу человека, пораженному раковыми клетками, может истощиться от голода и умереть, если не будут найдены механизмы предотвращения своего неограниченного роста". Другими словами, мы спрашиваем: "Неужели предназначение человечества в том, чтобы стать для земного шара тем же, что и рак для человека?". /…/
Извечный вопрос о природе человека и его отношении к миру становится все более важным при рассмотрении перспектив последних трех десятилетий нашего столетия (XX века - ред.), когда политические решения принимаются без учета биологических знаний (или даже им вопреки). Эти решения подвергают опасности будущее мировых биоресурсов, необходимых человеку и, тем самым, будущее человека. Как индивиды мы придерживаемся "инстинкта выживания", но общая сумма всех наших отдельных инстинктов недостаточна для того, чтобы гарантировать выживание человеческого рода в той форме, которую любой из нас охотно бы принял. Одного инстинкта выживания не достаточно, необходимо развивать науку выживания, в основе которой должна лежать новая этика - Биоэтика. Новая этика может быть определена как междисциплинарная этика, где под междисциплинарностью подразумевается объединение естественных и гуманитарных наук. Это определение, однако, в силу его не очевидности, не может быть введено без обсуждения.
Традиционная биология, как научная дисциплина, достигла такого уровня развития, на котором ее можно изучать в виде принципов (однако нужно помнить при этом, что никому не дано ознакомиться со всеми доступными примерами, иллюстрирующими эти принципы). Биоэтика может быть бесполезной, если рассматривать ее только как облегченную версию современной биологии. Более того, в 12-й главе я приводу фундаментальные биологические концепции, которые мне, биологу-механицисту, кажутся важными в связи с моим представлением о биоэтике. Она, по моему мнению, должна быть основана на современных биологических концепциях, а не на размышлениях, которые не имеют под собой основания. /…/
Редукционизм [2] против холизма [3] в биологии
/…/ Критики молекулярных биологов считают их редукционистами за утверждения, что клетки могут быть объяснены исключительно через понятие молекулы, а животные и человек только через клетку и т. д. Они автоматически объясняют энтузиазм и дерзость новых биологов их верой в то, что клетки могут быть объяснены, исходя из их молекулярной структуры и ничем более того. Более точно, следовало бы говорить об их вере в то, что клетки должны объясняться, исходя из понятия молекулы, а люди - из клетки, то есть принципы высшей организации становятся для нас ясными только тогда, когда понятна структура низших уровней. И действительно, эти принципы сегодня лежат в основе использовании языка обратной связи между отдельными частями молекул. Идея о том, что вся биология может быть объяснена химическими и физическими терминами, доступными разуму человека, и более ничем, может оказаться рабочей, даже если она по-прежнему требует доказательства. Ее главный недостаток отсутствие скромности и элементарной осмотрительности в использовании ограниченных биологических знаний для решения, невиданных по масштабу, проблем окружающей среды. Мы должны понимать, что, возможно, всю биологию (в том числе экологию и знания о действии неблагоприятных факторов среды), можно объяснить и предсказать, доступным человеческому разуму, языком. Но я не верю, что вся необходимая для этого информация может храниться в памяти отдельного человека; при этом я серьезно сомневаюсь, может ли она быть компьютеризирована или организована каким-либо другим способом для обеспечения доступа к ней отдельных (или групп) людей с целью безошибочного предсказания побочных эффектов. Я ранее определил мудрость, как знание о применении знания, а также как приведение в состояние равновесия науки и другого знания с целью достижения социального блага (См.: Глава 3). Здесь я хочу напомнить древнего евангелиста, который сказал: "Страх перед Богом есть начало мудрости". В современных условиях, эта истина указывает на то, что силами Природы нельзя манипулировать в угоду насущным потребностям человека. Необходимо учитывать возможность отдаленных последствий для общества, которые не всегда можно предвидеть. Во многих случаях мы учимся на своих ошибках, но наиболее трагичной для нас становится безуспешность обучения. Начало мудрости (в смысле, который имел в виду евангелист и в его современной версии) может проявиться в нас, как подобающее уважение к широко раскинувшемуся пространству жизни, и как наша скромность, связанная с ограниченной способностью понимания последствий нашего технологического высокомерия. /…/
/…/ Организм как целое представляет нечто большее, чем простую сумму частей, возникающую из факта взаимодействия между клетками. Это взаимодействие происходит на уровне молекул и наилучшим способом представлено редукционистами; в то же время, оно формирует сеть обратных связей и структурную интеграцию, которые делают холистический механизм понимания реальностью. Таким образом, каждый иерархический уровень формируется обратными связями, которые интегрируют его подсистемы в высшие уровни организации. Для выживания и преуспевания человека мы должны соединить биологический редукционизм и холизм, а затем двигаться в направлении экологического и этического холизма. Но такому интегративному движению препятствует стремление отождествлять редукционизм с механистическим взглядом на жизнь, а холизм - с витализмом. Эти тенденции не обсуждаются в данной книге.
Механицизм против витализма
В предшествующий написанию этой книге период я считал, что человек - это машина. Сегодня эта точка зрения более не является предметом обсуждения. Следует лишь обратить наше непосредственное внимание на вопрос: "К какому роду машин относится человек?" (См.: Глава 5). Не так давно я написал рецензию[4] на книгу Дж. Рейнера "Организм как адаптивная система управления"[5]. Определение жизни, данное этим автором, является более содержательным, чем представление о живом как о "машине". Оно, сразу же после своего появления, оттолкнуло от себя многих биологов. И, тем не менее, понимание жизни как адаптивной системы управления, предложенное Рейнером, остается на позиции механицизма, в виду использования старых аргументов спора между механистической и виталистической концепциями жизни и человека. Время от времени мы слышим, что механистическая теория человека старомодна, больше никем не поддерживается, незаконна с точки зрения новых знаний и т. д. и т.п., но по всего лишь безосновательные заявления. Мы обязаны спросить: "Во что же в действительности верят механицисты и виталисты?" и "Если человек - это машина, то какого рода эта машина?".
Здесь вновь необходимо подчеркнуть, что я являюсь приверженцем механистической теории и противопоставляю себя тем, кто ее критикует. В качестве аргумента для дальнейшего развития этого положения, мне хочется принести слова Нобелевского лауреата Ф. Крика, который сказал: "... Относительно тех, кто считает себя виталистами, то я хотел бы вам предсказать следующее: то, во что вы все верили вчера и верите сегодня, завтра будут верить только чудаки"[6].
Углубленный анализ точек зрения механицистов и виталистов показывает, что они основаны на вере, точнее, на противоположных ее видах. По сути, механицисты утверждают: "жизнь объяснима в терминах химии и физики, доступных разуму человека и ничем более того"; виталисты же говорят: "жизнь нельзя объяснить с позиций только химии или физики, ибо ее необходимые составляющие выходят за пределы знания, доступного человеческому разуму". Механицист уверен, что все неизвестные сегодня факты, в будущем будут открыты и объяснены. Я думаю, что виталист боится именно этого и, возможно, надеется (вероятно, правильно), что этот день никогда не наступит. Мир находится в опасности и катится в пропасть, а мы в это время выясняем "вмешиваться ли нам в этот процесс или нет". Это главный тезис, который аргументировано доказывают или опровергают механицисты и виталисты. Очевидно, что большинство тех, кто противостоит науке и мероприятиям по планированию защиты окружающей среды, - это люди, верящие в существование хорошо продуманного плана управления миром. Они отрицают любые попытки его препарирования, как основы механицизма и считают, что это ложный путь человека в его длительном историческом движении. Как прагматичный механицист я считаю, что на вопрос: "Является деятельность человека успешной или неудачной?" еще не получен однозначный ответ, но решение о том, какую позицию по отношению к окружающей среде должен занимать человек, уже принято. Культурная эволюция предопределила, что человек будет вмешиваться в окружающую его естественную среду и изменять собственную биологическую природу. Исторические масштабы такого вмешательства колоссальны, но в настоящее время мы больше не можем продолжать подобную бесцеремонную политику. Отныне нам следует быть более разумными, консервативными и ответственными, взаимодействуя с окружающей нас средой. Мы должны выступать не за мораторий на новые знания, а за соединение биологических знаний и человеческих ценностей, или, другими словами, за междисциплинарность и биологически обоснованную этику.
Я уже отмечал, у меня нет уверенности в правильности механистического подхода в его крайней форме выражения, предполагающей абсолютную доступность мира теоретическому познанию. Я подозреваю, что разум человека может не достигнуть необходимой для этого социальной мудрости. Как профессиональный биохимик, "решающий" проблему рака и интересующийся дилеммой науки и технологии (вмешиваться или нет), я прихожу к выводу, что мы все же должны исходить из предпосылок механицизма. Но при этом нам, еще в большей степени, чем это было ранее, необходимо осознать значение человеческих ценностей и этики. Следует продолжать двигаться так, как если бы мы верили, что решение главных проблем человека не включает ничего "непостижимого для человеческого разума", с добавлением такой составляющей как смирение ("страх перед Господом"). Оно допускало бы возможность влияния сил Природы на наши попытки построить Утопию. Вопросы: "Продолжаем ли мы свое движение со смирением или с высокомерием?", "Уважаем ли мы силы Природы или считаем, что наука может все?", "Обращаемся ли мы к своему этическому наследию или игнорируем его?" для меня не менее важны, чем вопрос: "Веруем ли мы в Бога?".
Мне кажется, что у нас нет другого выбора, кроме понимания опасности, сопровождающей поиск новых знаний (Глава 5). Мы уже приняли решение о вторжении в систему Природы, и далее мы можем продвигаться только со смирением, уважением к ее силам и нашему этическому наследию ("доказывать все положения; быстро постигать, что есть добро"). Разрешение сложившейся кризисной ситуации не терпит отлагательства. Различные аспекты наших экологических проблем показывают нам, что нет "возврата к прежним целям человека". Вероятнее всего, мы нуждаемся в быстром раскрытии наиболее слабых связей в сложной системе Природы и исправлении наших прошлых ошибок.
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!