Мыслительные процессы: Анализ, синтез, сравнение, обобщение — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Мыслительные процессы: Анализ, синтез, сравнение, обобщение

2022-11-24 40
Мыслительные процессы: Анализ, синтез, сравнение, обобщение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ — выделение в объекте тех или иных сторон элементов, связей, отношений. Это расчленение познавательного объекта на различные компоненты.

Синтез — объединение выделенных анализом компонентов в целое.

Анализ и синтез всегда взаимосвязаны, неразрывно. Это единство выступает в самом познавательном процессе.

Сравнение на начальном этапе знакомства с объектом или с окружающим миром познаются, прежде всего, путем сравнения этих объектов, а сравнение ведет к обобщению.

В ходе обобщения в сравниваемых объектах, предметах, в результате их анализа выделяется нечто общее двух видов: сходные признаки и существенные признаки. Существенные признаки могут быть сходные, а сходные — никогда не бывают существенными (why?).

Чтобы перенести решение с одной задачи на другую надо вскрыть то существенное общее, что между ними имеется. Раскрытие общего принципа решения в результате анализа обеих задач и является психологическим условием — переносом.

Виды мышления (общепризнанные):

1) Наглядно-действенное. В ходе исторического развития люди решали задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась теоретическая деятельность. В древние времена землю измеряли шагами, в результате появилась геометрия как теоретическая наука. У детей до 3-х лет в основном наглядно-действенное (ребенок разбирает игрушки).

2) Наглядно-образное и практическое. В простейшей форме возникает у дошкольников 4—7 лет. В этом возрасте дети мыслят наглядными образами. Здесь проявляется практическое мышление. Далее начинает формироваться отвлеченное теоретическое мышление (продуктивное). При продуктивном мышлении задача имеет одно решение. Практическое мышление, в отличие от теоретического мылшления, направленного на решение отвлеченных теоретических задач; практическое мышление связно с практикой. Оно может иметь сложную элементарную форму. Решение практических задач требует использование результатов отвлеченной теоретической деятельности.

3) Отвлеченное (теоретическое) мышление. При теоретическом мышлении задача имеет множество решений. Оно связано с решением проблемных, новых, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач. Теоретическое мышление не означает, что при этом отсутствует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

К индивидуальным особенностям мышления относятся такие качества познавательной деятельности, как:

· Гибкость ума — умение изменять способы решения задачи в соответствии с изменяющимися условиями.

· Самостоятельность — умение самому увидеть проблему и самому ее решить.

· Инертность мышления —(компенсируется правильной организацией мыслительной деятельности).

· Быстрота мышления — необходимо для принятия решения в короткое время и в экстремальных условиях

· Критичность мышления — умение не поддаваться чужим мыслям, уметь их правильного оценивать, увидеть слабые и сильные стороны.

· Глубина ума —умение проникнуть в суть вопроса, вскрыть причинно-следственные связи, понять суть происходящего.

· Широта мысли — охват большого круга знания, вопросов. Заключается в умение охватить широкий круг вопросов, то есть мыслить в разных областях.

· Последовательность мысли. Логическая упорядоченность мысли. Выражается в соблюдении логического порядка.

Мыслительный творческий процесс

Стадии мыслительного творческого процесса:

1) Возникновение темы— на этой стадии возникает чувство необходимости начать работы, чувство напряженности, которое мобилизует творческие силы.

2) Восприятие темы

3) Анализ ситуации

4) Осознание (осмысление) проблемы — происходит кристаллизация проблемы, подлежащая решение.

5) Мучительная работа над решением проблемы. Представляет собой «причудливую» смесь осознаваемых и неосознаваемых усилий (продолжаете делать усилия, когда не заняты этой проблемой, то есть проблема не отпускает).

6) Возникновение идеи решения (инсайд).

7) Исполнительная стадия— по сути, техническая стадия, не требующая особых усилий.

Воображение

1. Раскрытие понятия воображения

2. Роль воображения в творчестве

3. Виды воображения

Воображение — психический процесс, в результате которого, у человека возникают образы, вызванные не прямым воздействием внешних стимулов, как это имеет место при восприятии, а теми процессами, которые происходят в нем самом. Мысленное представление того, что в прошлом не воспринималось, создание образов предметов, явлений, с которыми человек раньше не встречался, возникновение идей того, что еще будет создано - всё это составляет особую форму человеческой деятельности - воображения.

Воображение - это создание нового в форме образа, представления, образа. Создание нового, сначала в виде идеального, и есть воображение. Воображение иначе называется фантазией.

Воображение играет огромную роль в планировании и управлении деятельности человека.

Чем богаче фантазия человека, тем детальнее и на более длительный срок он может планировать свою жизнь.

Можно ли воображение развивать? Есть разные версии. Марианна Матвеевна: от 3 лет развивается в зависимости от родителей.

Виды воображения:

1. Произвольное воображение – проявляется, например, в ходе в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем.

2. Непроизвольное воображение— наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д.

Кроме этого выделяется:

1. Воссоздающее воображение — создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Возникает, например, в учебной деятельности, при чтении литературы. Кто-то описывает, а ты представляешь образ. Воссоздавая образ, человек наполняет знаковую систему (словесную, цифровую, нотную, графическую), имеющимися у него знаниями.

2. Творческое воображение — выражается в создании нового, оригинального образа, идеи (как объективного, так и субъективно нового). Модель созданного образа не существует в действительности, а формируется в виде идеального образа. Новые представления возникают на основе того, что было уже в сознании, благодаря анализу и синтезу.

Творчество — несплошное, непрерывное движение. В нем чередуется подъемы, спады. Высшей кульминационной точкой творчества является вдохновение. Однако психологи выявили, что вдохновение (иными словами, продуктивность творческого воображения) зависит главным образом от волевых усилий, является результатом напряженной работы.

И. Е. Репин: вдохновение – это награда за каторжный труд.

Рубинштейн:

1. Конкретное воображение — единичные образы (вещные), зрительные образы (напр., букет роз), слуховые представления (пение птиц), осязательные (укол иглы, ожог), обонятельные (бензин, духи), вкусовые (лимон, кофе), двигательные (качание на качелях).

2. Абстрактное воображение – это образы обобщенных схем, символов, и т. д.

Психология личности студента

1. Индивид и личность

2. Личность и индивидуальность. Узловые моменты личности

3. Сущность индивидуального и личностного подхода к учащимся

4. Структура личности

5. Направленность личности

Человек рождается на свет индивидом. По сумме своих возможностей он отличается от детеныша животного, который ни при каких условиях не может обрести такого рода качеств, как у младенца. Следовательно, индивид – это родовая принадлежность человека. Животное остается особью до конца жизни.

Появляясь на свет, индивид получает особое социальное качество. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он осознает уже готовой. Социальные качества индивида формируются в совместной деятельности и в общении. Личность формируется в ходе деятельности.

Личность — социальное качество, которое возникает через труд и общение.

Узловые моменты личности:

1) Ядро личности – совокупность отношений человека к миру, к действительности, реализуемых в деятельности и обнаруживающих себя в ее мотивах. Поэтому основой личности (ядром) ее иерархическая структура мотивов. При этом выделяются доминирующие социальные мотивы, регулирующие поведение личности с другими людьми

2) Самосознание —ведет к тому, что человек начинает сознательно и целенаправленно «строить себя», появляется избирательное отношение к своему прошлому опыту. Что-то от него отвергается, что-то является нейтральным, а что-то утверждается в качестве наивысшей ценности.

Личность и индивидуальность

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Это своеобразие отличает одного человека от другого (характер, воображение, память, воля, мотивы, мотивированность, привычки, интересы, познавательные процессы, способности, индивидуальный стиль деятельности).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.