Методы иппотерапии в разных странах — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Методы иппотерапии в разных странах

2022-11-24 66
Методы иппотерапии в разных странах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В России и других странах СНГ в настоящее время применяются следующие методы иппотерапии для лечения различных состояний:

· Терапия движением лошади. Данная методика заключается в усаживании человека на спину лошади без седла, и последующем ее медленном перемещении по манежу шагом или неспешной рысью (фото 1).

· Лечебная верховая езда. Данная методика заключается в выполнении различных гимнастических упражнений, сидя на спине лошади без седла. Упражнения могут выполняться как при движении, так и на неподвижно стоящей лошади. Кроме того, для выполнения упражнений используются различные снаряды, такие, как круг, скакалка, тонкая и длинная палка и т.д. (фото 2).

· Лечебная вольтижировка. Методика заключается в выполнении акробатических трюков на лошади с целью развития координации движений, преодоления страха и выработки правильных моторных стереотипов (фото 3).

· Психо- и лечебно-педагогический контакт с лошадью. Данная методика заключается в выполнении требований инструктора для установления контакта с животным, например, поглаживание шеи, расчесывание гривы и хвоста, взятие за повод и ведение в поводу, самостоятельное управление животным и т.д. Метод применяется для совершенствования интеллектуальных, эмоциональных и познавательных навыков взрослого или ребенка (фото 4).

Помимо указанных методик, к иппотерапии в странах СНГ также часто причисляют конный спорт инвалидов, что не совсем корректно и не соответствует мировым стандартам. Дело в том, что конный спорт инвалидов – это не терапевтическая дисциплина и методика, а полноценный вид спорта, который позволяет людям с ограниченными возможностями проявить себя, достичь успеха, самореализоваться и т.д. Поэтому в Европе и США конный спорт инвалидов относят именно к сфере спортивных разделов, а не к иппотерапии, являющейся медицинском методом лечения.

В странах Европы и США принято разделение иппотерапии на четыре основные методики:

· Собственно иппотерапия. В методике используется пассивный шаг лошади, а пациент просто сидит на спине животного без седла, удерживая равновесие и стараясь не упасть. Данная методика соответствует принятой в странах СНГ терапии движением лошади.

· Лечебная верховая езда. Как по названию, так и по содержанию и сути полностью соответствует российской методике лечебной верховой езды.

· Терапевтическая и развивающая вольтижировка. По названию и сути соответствует российской методике вольтижировки.

· Верховая езда. Методика, предполагающая овладение сложными способами управления лошадью в группах.

Как видно, зарубежные школы иппотерапии включают в себя 4 основные методики, одна из которых отсутствует среди способов, практикуемых в странах бывшего СССР (верховая езда). Однако в странах СНГ также имеется 4 методики иппотерапии, одна из которых (психо- и лечебно-педагогический контакт) в Европе и США выделена в отдельное направление и существенно лучше разработана и развита.

Лошади для иппотерапии

Лошадей для занятий иппотерапией подбирают по особенностям экстерьера, движениям и темпераменту.

Нрав лошади имеет решающее значение для ее отбора для иппотерапии, поскольку для занятий с больными людьми подходят только добронравные и смелые животные с уравновешенным типом высшей нервной деятельности, которые не будут пугаться шума, возни, разнообразных предметов и т.д. Кроме того, лошадь должна быть терпеливой, послушной, покладистой, надежной, не вялой и не игривой, а также легко идущей на контакт с любым человеком.

Категорически не подходят лошади "нервных" пород, со взрывным темпераментом, такие, как ахалтекинская, арабская, чистокровная верховая. Пугливые и плохо идущие на контакт лошади любых пород также не подходят для иппотерапии – они могут шарахаться, лягаться копытами, кусаться и совершать иные действия, которые только усугубят состояние пациента.

Экстерьер лошади. Для иппотерапии оптимально подходят лошади с прямоугольным строением туловища, поскольку ее продолговатая спина удобнее всего для сидения. Голова лошади по отношению к туловищу должна иметь маленький или средний размер, чтобы животное могло заносить ее назад и этой массой балансировать положение своего тела и придавать устойчивость всаднику. Глаза лошади должны быть широко посаженными для обеспечения максимального поля зрения. В области холки и на гривной части шеи должны быть хорошо развиты мышцы – это необходимо для удержания всадника на спине без седла.

Лошади для иппотерапии должны иметь некрутые плечи, поскольку при крутых плечах у животного короткий шаг с более резкими движениями. Форма корпуса животного – вертикально-овальная, так как она лучше подходит под анатомическое строение человека. Ноги лошади должны быть прямыми и достаточно широко расставленными.

Возраст лошади для иппотерапии должен быть не менее 5, но и не более 16 лет, поскольку слишком молодые животные энергичны и недостаточно тренированны, а старые утеряли гибкость и плавность движений.

Размер лошади для занятий иппотерапией должен быть средним – около 150 – 160 см в холке. Причем в некоторых европейских школах считают, что самыми лучшими для иппотерапии лошадьми являются пони.

Пол лошади. Для иппотерапии лучше всего подходят мерины (кастрированные кони) – они спокойны, миролюбивы, не подвержены гормональным циклам и не выдают непроизвольных реакций в периоды охоты. Если меринов нет, то для иппотерапии используют кобылиц, но никогда не берут жеребцов, которые могут проявлять немотивированную агрессию.

Породы лошадей для иппотерапии. Хорошо подходят для работы в лечебных программах лошади вятской, башкирской пород, помеси тяжеловозов и пони.

Программа иппотерапии

Программа иппотерапии состоит из последовательных и обязательных модулей, применяющихся в терапии любого заболевания или состояния. Во-первых, каждая лошадь должна иметь свою амуницию, щетки, скребки, расчески и шампуни. Перед каждым занятием лошадь следует чистить, расчесывать гриву и хвост. Эти действия может выполнять больной для обеспечения тесного эмоционального контакта с животным и усиления психологического фактора иппотерапии. Чистка лошади, расчесывание гривы и хвоста с последующим взнуздыванием выполняются под присмотром и контролем коновода и инструктора-иппотерапевта.

Первое знакомство с лошадью. Человека не следует подводить к животному в деннике и предлагать почистить ее или расчесать гриву, поскольку сам вид лошади, которая значительно больше и ребенка, и взрослого, может испугать. Для первого знакомства рекомендуется ввести человека в манеж для занятий, куда привести предварительно выгулянную лошадь. Далее рекомендуется предложить погладить животное, взять его в повод и постоять рядом. Если ребенок или взрослый слишком боится, то можно посадить на лошадь его сопровождающего, чтобы продемонстрировать дружелюбие животного. Но обычно негативная реакция на лошадь встречается редко. Чаще сам вид животного вызывает восторг. Когда человек спокойно подойдет к лошади, его можно сажать на спину животного.

Посадка на лошадь может производиться принудительно инструктором или путем медленного установления контакта между человеком и животным. Как правило, посадка осуществляется принудительно и почти во всех случаях вызывает положительные эмоции, которые перекрывают страх и позволяют сразу включиться в работу. По мере улучшения состояния взрослого или ребенка его следует не полностью усаживать на лошадь, а только слегка подсаживать, предоставляя возможность вскарабкаться на круп самому. Напряжение сил, необходимое для усадки на лошадь, позволяет донести до сознания человека, что результат возможен только в результате усиленной работы.

Вводно-диагностическое занятие. Первое занятие по иппотерапии является вводным, поскольку дает возможность человеку привыкнуть к животному и ощутить положительные эмоции, а специалисту-иппотерапевту оценить его состояние, подобрать оптимальные упражнения для последующих тренировок, а также продолжительность и частоту занятий.

Регулярные занятия проводятся по определенной инструктором методике с оптимальной для больного частотой. После каждого занятия иппотерапевт при необходимости корректирует программу, добавляя, убирая или усложняя элементы и добиваясь максимального эффекта и работы человека с полной отдачей.

Упражнения для иппотерапии

Основные упражнения, выполняемые взрослыми и детьми при иппотерапии, одинаковы при различных заболеваниях, поскольку они оказывают достаточное эмоциональное и биомеханическое воздействие с терапевтическим эффектом. Однако если занятия проводятся с человеком, страдающим психо-эмоциональными расстройствами, то упор делается на эмоциональный фактор терапевтического действия иппотерапии. В этом случае инструктор больше времени уделяет контакту с лошадью, давая человеку управлять животным, гладить его, хвалить, чистить, чесать и т.д. Если же занятия проводятся с человеком, страдающим двигательными расстройствами, то упор делается на биомеханический фактор иппотерапии. В этом случае инструктор уделяет максимальное внимание правильному выполнению всех упражнений и старается добиться исполнения всей предварительно намеченной программы.

Обычно инструкторы применяют набор стандартных упражнений, усложняя или варьируя их в зависимости от состояния и успехов больного. Нестандартные упражнения разрабатываются строго индивидуально инструктором, с учетом особенностей человека и точного знания биомеханики его движений, поэтому привести их в данном обзоре не представляется возможным. В силу этого приведем стандартные упражнения иппотерапии, применяющиеся в лечении различных моторных и психо-эмоциональных расстройств у детей и взрослых.

Комплекс упражнений иппотерапии при ДЦП и различных двигательных нарушениях

Исходное положение №1 – сидя верхом лицом к голове лошади с руками, свободно опущенными вдоль туловища (рис. 1). Далее коневод начинает вести лошадь, которая идет медленным шагом, а человек просто удерживается на ее спине, сохраняя равновесие и прямое положение спины. Коневод ведет лошадь попеременно длинными и короткими шагами, а также периодически делает остановки.


Рисунок 1 – Исходное положение №1.

Далее человек принимает исходное положение №2 (рис. 2) – сидя верхом лицом к хвосту лошади. Для этого нужно спешиться и вновь вскарабкаться на лошадь. Человек должен удерживаться в данном исходном положении, пока коневод также ведет лошадь медленным шагом, изменяя длину ее шагов и делая периодические остановки.


Рисунок 2 – Исходное положение №2.

Следующим шагом является принятие исходного положения №3 (рис. 3) – сидя на лошади боком, лицом влево или лицом право. Сторону, в которую должно быть повернуто лицо, определяет иппотерапевт на основании особенностей человека. В этой позиции человек удерживается на лошади, которую в поводу ведет коневод, чередуя длинные и короткие шаги с остановками.


Рисунок 3 – Исходное положение №3.

Следующее – исходное положение №4 (рис. 4) – человек лежит своей спиной на крупе лошади головой к хвосту (4б) или к шее (4а), лицом в потолок, а руки свисают вдоль ребер животного. Сначала всадник принимает исходное положение 4а, а затем 4б. В этой позиции тренируется широкое разведение бедер и подвижность суставов плечевого пояса. Задача всадника – удерживаться в исходном положении во время шагового движения лошади, ведомой коневодом с чередованием длинных и коротких шагов, с остановками.


Рисунок 4 – Исходное положение №4 (справа – 4а, слева 4б).

Следующим упражнением является принятие исходного положения №5 (рис. 5). Причем сначала человек принимает исходное положение 5а (лежа животом на спине лошади, опираясь согнутыми в локтях руками в круп и обнимая ногами бедра задних ног), после чего коневод ведет лошадь шагом, а больной удерживает позу. После прохождения нескольких кругов всадник меняет положение на 5б (лежа животом на спине лошади, опираясь согнутыми в локтях руками в круп и обнимая ногами шею) и удерживает его, пока коневод ведет лошадь неспешным шагом.


Рисунок 5 – Исходное положение №5 (справа 5а, слева 5б).

Следующим шагом человек принимает исходное положение №6 (рис. 6) – лежа поперек лошади лицом вниз. В этом положении человек удерживается, пока коневод ведет лошадь шагом.


Рисунок 6 – Исходное положение №6

Данные простые упражнения оказывают следующие терапевтические эффекты:

Человек переживает состояние прямохождения, что дает мощный импульс к ЦНС и в дальнейшем поддерживать это ощущение;

· Стимулируется выпрямляющий рефлекс на голову и туловище;

· Нормализуется мышечный тонус;

· Развивается мышечно-суставное чувство;

· Тренируются и растягиваются мышцы;

· Нормализуются двигательные стереотипы через купирование патологической моторики;

· Тренируется способность удерживать равновесие и статодинамическая устойчивость;

· Формируется правильная осанка;

· Человек учится ориентироваться в пространстве;

· Разрабатываются суставы и увеличивается объем движений в них;

· Формируется двигательный стереотип при движении спиной вперед (в исходном положении №2);

· Улучшается координация движений;

· Тренируются механизмы восприятия (кожные, зрительные, слуховые, обонятельные ощущения, вестибулярная чувствительность).

Иппотерапия младенцев

Дети, имеющие неврологическую или ортопедическую патологию (в том числе ДЦП, параличи и др.), могут заниматься иппотерапией с рождения. Однако данными методиками не владеют иппотерапевты в странах СНГ, поэтому, к сожалению, в бывшем СССР такие занятия не проводятся. Весьма успешно иппотерапия младенцев проводится в Венгрии, Новой Зеландии и Австралии.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.