Диагностика показателей межполушарного взаимодействия — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Диагностика показателей межполушарного взаимодействия

2022-11-24 24
Диагностика показателей межполушарного взаимодействия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак– ребро–ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга:

# ладонь на плоскости,

# сжатая в кулак ладонь,

# ладонь ребром на плоскости стола,

# снова распрямленная ладонь на плоскости стола.

Ребенок выполняет первую пробу вместе со взрослым, затем повторяет ее по памяти 8–10 раз. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками вместе.

Задание доступно детям 6 лет и старше. Данный тест чувствителен к двум видам ошибок. В первом случае страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребенок повторяется или делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них.

Степень сохранности премоторной зоны

Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: ребенок на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний).

Критерии оценки:

5 баллов – правильно и быстро;

4 балла – правильно, но медленно;

3 балла – дезавтоматизация движений на истощении;

2 балла – персеверации (повторение) на истощении;

1 балл – выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).

Проба на пальцевый гнозис и праксис

Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за взрослым воспроизводить различные позы пальцев:

# все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;

# 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;

# указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;

# 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы V;

# 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;

# 2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;

# 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»);

# 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.

Оценивается положение каждой позы в штрафных баллах:

# поза не выполнена – 1 балл,

# поза воспроизведена неточно – 0,5 балла,

# замедленное воспроизведение позы (поиск нужных движений) – 1 балл,

# поиск нужных движений продолжается от 10 до 30 с – 2 балла,

# поиск нужных движений продолжается более 30 с – 3 балла.

Исследование орального праксиса

Ребенку предлагается по подражанию выполнить 11 действий: 1) улыбнуться, 2) надуть щеки, 3) сделать губы трубочкой (как при звуке «У»), 4) сделать губы как при звуке «О», 5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка), 6) высунуть язык лопаткой (широким), 7) поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу, 8) опустить кончик языка вниз и положить его на нижнюю губу, 9) поместить кончик языка в правый угол рта, 10) то же – в левый угол рта, 11) высунуть язык и сделать кончик узким.

Оцениваются точность движений и способность к переключению в баллах:

# невозможность выполнить движение штрафуется оценкой – 1 балл,

# неточно выполненное движение – 0,25 балла,

# наличие синкинезий (сопутствующих движений губами, челюстью) – 0,5 балла за каждую пробу,

# асимметрично выполненные движения – 0,5 балла.

Нарушения в выполнении этого упражнения свидетельствуют о незрелости отдельных участков головного мозга (центрально-теменных отделов коры).

Наглядный вариант пробы Хеда

Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив него взрослым: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т.д. Задание может быть использовано для детей 9 лет и старше. Его выполнение требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности.

Речевой вариант пробы Хеда

1) Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет – прекращают.

2) Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой – за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Критерии оценки:

# 3 балла – выполнены оба задания;

# 2 балла – выполнена только простая ориентировка;

# 1 балл – не выполнено ни одного задания.

Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислексией.

Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Предлагаемые упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5–10 до 20–35мин в день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45–60 дней. Желательно делать перерыв (две недели) между комплексами.

 

КОМПЛЕКС № 1

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

 

2. Кулак–ребро–ладонь. Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола; выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8–10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении ребенок помогает себе командами («кулак–ребро–ладонь»), произнося их вслух или про себя.

 

3. Лезгинка. Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук. Упражнение выполняют 6–8 раз. Следует добиваться высокой скорости смены положений.

 

4. Зеркальное рисование. Положить на стол чистый лист бумаги. Попросить ребенка взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Попросить его рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (по предложенному образцу).

5. Ухо–нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменяй положение рук «с точностью до наоборот.

6. Змейка. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, на который укажут. Палец должен двигаться точно и четко, прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны последовательно участвовать все пальцы обеих рук.

 

 

КОМПЛЕКС № 2

1. Инструкция: «Постучи по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки».

2. Инструкция: «Опираясь на стол ладонями, полусогни руки в локтях. Встряхивай по очереди кистями».

3. Инструкция: «Соедини концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажми на пальцы левой, затем наоборот. Отработай эти движения для каждой пары пальцев отдельно».

4. Инструкция: « Постучи каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1–2, 1–2–3 и т.д.».

5. Инструкция: «Зафиксируй предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьми карандаш со стола, приподними и опусти его. Сделай то же левой рукой».

6. Инструкция: «Раскатывай на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой».

7. Инструкция: «Вращай карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону)».

8. Инструкция: «По команде «Ухо!» возьмись за ухо, по команде «Нос!» – за нос». Взрослый не только подает эти команды, но и выполняет движения вместе с ребенком, допуская порой намеренные ошибки и провоцируя его на неправильные движения.

 

КОМПЛЕКС № 3

1. Инструкция: «Стоя опусти руки, сделай быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опусти руки вдоль тела ладонями вниз».

2. Инструкция: «Стоя сделай несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закрой глаза, представь себе, что летишь, размахивая крыльями».

3. Инструкция: «Бегай по комнате, размахивай руками и громко кричи. По команде остановись и расслабься». Упражнение можно выполнять, сидя или лежа на полу, размахивая руками и ногами.

4. Инструкция: «Лежа на спине на расстоянии вытянутой руки перед глазами хаотично двигай какой-нибудь яркий предмет. Следи за предметом глазами, не двигая головой».

5. Инструкция: «Отработай такие движения языка, как щелканье, цоканье, посвистыванье. Затем выполни последовательность: два щелканья, два цоканья, два посвистывания и т.д.»

6. Инструкция: «Прижми ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимай пальцы по одному и называй их».

7. Инструкция: «Встань на четвереньки и ползи, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставь крест-накрест».

8. Инструкция: «Сидя на полу, вытяни ноги перед собой. Совершай движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавь синхронные движения кистями рук».

 

Для занятия с группой детей может быть предложена групповая гимнастика.

Групповая гимнастика

(по материалам И.О. Карелиной)

 

Дети выходят на середину комнаты. Ведущий говорит им: «Сегодня мы выполняем необычную гимнастику. Каждый из вас может хорошо управлять своим телом. Начали!»

1. Разминка в круге. Дети выполняют движения, стоя в круге:

# Вы проснувшиеся котята потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки.

# А сейчас вы крадущиеся в джунглях тигры идем на носочках бесшумно, осторожно.

# А теперь вы осенние листочки – покачаемся на ветру легко, воздушно: руки разведены в стороны, выполняются легкие покачивания из стороны в сторону.

# Подул ветер и оторвал листочки – полетели легко, плавно: выполняется бег на носках по кругу и легкое покачивание кистями разведенных в сторону рук.

# Вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики – подпрыгиваем и мягко, плавно взлетаем, тянемся вверх, к солнышку: руки поднимаются через стороны вверх, подъем на носках.

# Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать ловкими и сильными: выполняются легкие прыжки, руки согнуты в локтях, кисти рук свободно опущены.

# А теперь мы маятники – тяжелые, громоздкие – покачаемся из стороны в сторону: ноги на ширине плеч, руки на поясе, выполняются наклоны с отрывом пятки от пола.

# А сейчас мы пилоты – заведем мотор самолета, расправим крылья и полетаем: выполняется бег по кругу, руки разведены в стороны.

# Течет прозрачная вода – мягко, плавно: выполняются «волны» поочередно правой и левой руками, взмахи руками в центр круга, «волны» впереди себя.

# Идем через чащу резко, четко дети маршируют с высоким подниманием колен и размашистыми движениями рук.

# Превращаемся в тряпичную куклу дети поднимают руки через стороны вверх. Последовательно расслабляют кисти рук, сгибают руки в локтях, свободно опускают руки вдоль корпуса, опускают голову. Затем наклоняют корпус, колени чуть согнуты.

# Летаем, как бабочки, – легко, изящно: легкий бег на носках, кружение, кружение в парах.

# Отдыхаем – дети стоят без движений, взявшись за руки, глаза закрыты.

 

Часть упражнений можно для разнообразия заменять на следующие:

# Покапаем, как мелкий и частый дождик, – быстро, легко: выполняется бег на носках.

# Полетаем, как озорной воробей, – мелкие и частые взмахи рук, легкий бег на носках.

# А теперь полетаем, как орел, – неторопливо: голова приподнята, спина выпрямлена, выполняются неторопливые взмахи разведенными в стороны руками, бег по кругу в умеренном темпе.

# Походим, как старая бабушка: спина согнута, одна рука на пояснице, другая опирается на воображаемую палку, неторопливая походка.

# Попрыгаем, как веселый клоун, задорно, радостно: дети, двигаясь по кругу, выполняют поскоки.

# Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке: идем на носочках бесшумно, вкрадчиво, мягко.

# Пощупаем кочки на болоте – аккуратно, осторожно: руки на поясе, выполняется приставной шаг.

# Полетаем, как Баба-Яга на метле, лихо, быстро: дети бегают по комнате, придерживаясь за воображаемую метлу.

# Радостно побежим навстречу маме: дети быстро подбегают к ведущему.

2. Маленькое семечко. Ведущий предлагает детям превратиться в маленькое семечко.

# Дети сжимаются в комочек на полу, убирают голову и закрывают ее руками.

# «Садовник» очень бережно относится к семенам, поливает их – гладит детей по голове.

# С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти, растет стебелек: дети по знаку ведущего поднимают головы и выпрямляются.

# Появляются веточки с бутонами: дети разводят руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки.

# Наступает радостный момент – бутоны раскрываются: дети разжимают кулачки, и росток превращается в прекрасный цветок, потом цветок хорошеет, улыбается цветам-соседям – по примеру ведущего дети друг другу улыбаются.

# Цветок кланяется своим соседям, слегка дотрагивается до них своими лепестками:ведущий предлагает детям кончиками пальцев дотронуться до своих товарищей.

# Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой: дети выполняют наклоны вправо-влево, ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны, кисти рук свободно опущены.

# Ветер срывает лепестки и листья: дети сгибают руки в локтях, затем свободно опускают их вдоль корпуса, опускают голову. Цветок сгибается, клонится к земле: наклон вниз, руки свободно опущены.

# Пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко: дети снова приседают, закрывают голову руками. Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет.

 

3. Самолеты

# «Мотор». Исходное положение – ноги параллельно, руки внизу. Поднять руки вперед, вращать согнутыми в локтях руками одна вокруг другой, вернуться в исходное положение.

# «Насос». Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед, попеременно поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, вернуться в исходное положение.

# «Ремонт колес». Исходное положение – ноги параллельно, руки внизу. Поднять правое колено, хлопнуть по нему обеими руками, опустить. Выполнить то же движение, но поднимать левое колено.

# «Самолеты взлетают». Исходное положение – то же. Присесть, руки вытянуть в стороны, встать.

# «Самолеты летят». Исходное положение – то же. Поднять руки в стороны. Опустить.

 

4. Цапля

# «Цапля достает лягушку из болота». Исходное положение: ноги на ширине плеч, левая рука на поясе, правая внизу. На 1–2 – наклониться, дотронуться правой рукой до носка левой ноги, колени не сгибать, на 3–4 – вернуться в исходное положение. То же для другой ноги.

# «Цапля стоит на одной ноге». Исходное положение: руки на поясе, на 1–2 – развести руки в стороны, поднять правую ногу, на 3–4 – вернуться в исходное положение. То же для другой ноги.

# «Цапля глотает лягушку». Исходное положение: присесть на коленях или на пятках. На 1 – поднять руки вверх и хлопнуть над головой, одновременно приподняться на коленях, на 2 – вернуться в исходное положение.

# «Цапля стоит в камышах». Исходное положение: руки на поясе. На 1–2 – наклониться вправо, на 3–4 – вернуться в исходное положение. То же влево.

# «Цапля прыгает». Исходное положение: руки на поясе. На 1 – прыжком правая нога вперед, левая назад. На 2 – вернуться в исходное положение. На 3 – прыжком левая нога вперед, правая назад. На 4 – вернуться в исходное положение. На 4 счета – ходьба на месте.

 

5. Повторялки. Ведущий выполняет простые движения, например хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой и др. Дети повторяют все движения вслед за ведущим, стараясь как можно скорее отреагировать на смену им движений. Тот, кто вовремя не заметил смены движения, выбывает из игры.

Заключительная часть. Дыхательные упражнения: на 4 счета – глубокий вдох, на 4 счета – медленный выдох («спущенный мяч»); на 2 счета – резкий глубокий вдох, на 4 счета – медленный глубокий выдох; на 4 счета – глубокий вдох («всей грудью»), на 2 счета – резкий выдох («животом»).

 

Раздел 3


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.