Причины и способы преодоления девиантного поведения юношей и подростков — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Причины и способы преодоления девиантного поведения юношей и подростков

2022-11-24 47
Причины и способы преодоления девиантного поведения юношей и подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Причины и способы преодоления девиантного поведения юношей и подростков

  • Лигидова Амина Кушбиевна, педагог-психолог

Разделы: Школьная психологическая служба

Введение в проблему.

«Трудные» – это такие дети, не с которыми трудно, а которым трудно.

С каждым годом растёт детская безнадзорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа с девиантным поведением. Отклонения в поведении ребёнка это результат социально–экономической, политической, экологической нестабильности общества, усиления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемия разводов, существенные недостатки в работе образовательных учреждений.

Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями… Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого? Эти и другие вопросы вызывают живой интерес у психологов, врачей, педагогов, социологов, работников правоохранительных органов.

Термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяют синонимом – девиантное поведение (от лат. deviato – отклонение).

Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

  • Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей.
  • Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит ущерб самой личности или окружающим людям.
  • Для отклоняющегося поведения характерно то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.
  • Рассматриваемое поведение можно характеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
  • Для того, чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности.
  • Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы.

Причины отклонений от норм поведения подростков и юношей.

I. Неправильное воспитание

Одной из основных причин отрицательного поведения является неправильное воспитание детей в семье.

«Трудный» подросток, как правило, живёт в трудной семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь тогда, когда с подростком или юношей случается беда, обращается внимание на уклад жизни семьи, на её мораль, на её жизненные ценности, которые и позволяют увидеть корни беды.

К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростков и юношей, относятся:

  • неполная семья, где имеются только матери, реже отцы, или семьи, в которых детей воспитывают прародители (бабушка или дедушка);
  • конфликтная семья, в которой мир и согласие держатся на временных компромиссах и в трудную минуту противоречия вспыхивают с новой силой, существует напряжённость взаимоотношений между родителями, отсутствует взаимопонимание и имеются расхождения во взглядах, установках;
  • «асоциальная семья» - преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречия с законом;
  • формальная семья – отсутствует общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи, семейные обязанности выполняются формально, частро родители находятся на стадии расторжения брака, которому мешают материальные и жилищно-бытовые соображения;
  • «алкогольная семья» - основные интересы членов семьи определяются употреблением спирнтных напитков.

В неблагополучных семьях, как правило, встречаются следующие виды неадекватного воспитания детей:

  • безнадзорность – когда ребенок предоставлен самому себе, лишен родительского внимания, заботы, когда отсутствует систематический интерес к его делам, переживаниям, проблемам;
  • скрытаябезнадзорность – формальное выполнение родителями своих обязанностей, при котором создается видимость какого-либо интереса к воспитанию, однако дальше декларативных внушений и материального обеспечения родители не идут, они требуют выполнения наставлений и указаний;
  • потворствующая безнадзорность – сочетание полной бесконтрольности и некритического отношения к поведению подростка; стремление всегда его оправдать, активное непринятие помощи в воспитании со стороны других лиц, попытки родителей оградить подростка с отклоняющимся поведением от воспитательного воздействия коллектива, педагогов, участковых инспекторов инспекций по делам несовершеннолетних, членов оперативных и педагогических отрядов;
  • эмоциональное отвержение – родители тяготятся ребенком; подросток чувствует, что он обуза в жизни родителей;
  • воспитание по типу «Золушки» – чрезмерная требовательность и строгость к ребенку, когда родители без учета его возраста и возможностей пытаются добиться от него излишне образцового поведения;
  • воспитание в условиях жестких взаимоотношений – суровые расправы и наказания за мелкие проступки сочетаются с безразличным и холодным взаимоотношением между членами семьи;
  • воспитание по типу «кумира семьи» – необоснованное и чрезмерное восхищение ребенком и стремление освободить его от любых трудностей поощрение эгоистических установок, стремление к демонстративности и «жажде признания».

Было бы неверным недооценивать при анализе основных причин отклонений от норм поведения подростков и юношей роль учебных и внеучебных, учреждений. Ошибки и недостатки в учебно-воспитательной работе этих учреждений, их недостаточная связь с семьей поддерживают формирование педагогической запущенности юношей и подростков, возникшую в условиях неблагоприятного семейного воспитания. Отношение школьников и студентов к учебной деятельности является ведущим фактором, который способствует формированию личности в определенном направлении в период обучения. Подавляющее большинство подростков и юношей, имеющих отклонения от норм поведения, учатся плохо, не имеют и не выполняют общественных поручений. Отношение таких детей и подростков к учебному заведению, как правило, отрицательное. Неуспеваемость приводит к развитию конфликтов с классом, группой, учителями, родителями. Подростки, юноши постепенно выбывают из сферы общения своего коллектива. Хотя именно школа, лицей, колледж для таких ребят должны стать тем местом, где они могли бы удовлетворять свою потребность в положительном общении.

III. Психические факторы

Подростковый возраст – период завершения формирования характера. Нарушение этого формирования характера, происходящее подчас в данном возрасте, сопровождается различными негативными характерологическими реакциями, которые нередко выходят далеко за рамки нормы и могут приводить к различным формам асоциального поведения, переходящим в юношеский возраст

Наиболее распространенными негативными характерологическими реакциями являются:

  • реакции активного протеста, возникающие в кризисных для подростка ситуациях, проявляются в виде агрессивного поведения, грубости, непослушания, имеют четкую направленность против определенных лиц, создавших конфликтную ситуацию;
  • реакции пассивного протеста, обусловленные стремлением избавиться от трудной для подростка или юноши ситуации, всегда сопровождаются чувством обиды, утратой эмоэмоционального контакта и проявляются в виде уходов из дома, бродяжничества, отказов от приемов пищи, отказов от речевого общения;
  • реакции отказа, связанные с чувством отчаяния, проявляются в активном уклонении от контактов с окружающими, отказом от привычных желаний и увлечений, страхом перед всем новым;
  • реакции имитации – подражания формам поведения окружающих, которые пользуются авторитетом у подростков и могут играть отрицательную роль, если имитируется асоциальный лидер или неприемлемые для нашего общества модели поведения – не лучшие образцы массовой культуры;
  • реакции компенсации и гипер-компенсации (сверх-компенсации) – обычно маскируют ту или иную слабую сторону личности, а также играют роль защитных личностных реакций и подчас принимают карикатурный, утрированный характер (в основе многих безрассудных поступков лежит стремление показать свое «бесстрашие» окружающим);
  • реакции эмансипации – повышенное стремление подростка, юноши к независимости, самоутверждению (отражается в определенном отрицании социально-положительного опыта старшего поколения и в переоценке значения своих жизненных наблюдений);
  • реакции увлечения – тесно связаны с влечениями, наклонностями и интересами и проявляются в удовлетворении каких-либо потребностей (увлечения, сопровождающиеся пустым бессодержательным времяпрепровождением на улице; увлечения, связанные с азартными играми; эгоцентрические увлечения, проявляющиеся в стремлении быть в центре внимания любой ценой);
  • реакции группирования – составляют важнейшую черту подростков и проявляются в стремлении образовать неформальные группы сверстников, обычно отличающиеся определенной стойкостью (в большей мере склонны к объединению в группы педагогически запущенные безнадзорные подростки, юноши);
  • реакции, обусловленные формирующимся сексуальным чувством – связаны с повышенным половым влечением и разнообразными формами его удовлетворения (сюда относятся не только проявления непосредственной сексуальной активности- онанизм, ранние сексуальные связи, подростковый гомосексуализм, демонстрация своих половых органов, но и некоторые другие случаи агрессивного садистического поведения).

Только на основе учета и анализа основных причин отклонения подростков и юношей от норм поведения определяются содержание, формы и методы воспитательной работы с ними.

Причины и способы преодоления девиантного поведения юношей и подростков

  • Лигидова Амина Кушбиевна, педагог-психолог

Разделы: Школьная психологическая служба

Введение в проблему.

«Трудные» – это такие дети, не с которыми трудно, а которым трудно.

С каждым годом растёт детская безнадзорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа с девиантным поведением. Отклонения в поведении ребёнка это результат социально–экономической, политической, экологической нестабильности общества, усиления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемия разводов, существенные недостатки в работе образовательных учреждений.

Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями… Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого? Эти и другие вопросы вызывают живой интерес у психологов, врачей, педагогов, социологов, работников правоохранительных органов.

Термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяют синонимом – девиантное поведение (от лат. deviato – отклонение).

Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

  • Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей.
  • Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит ущерб самой личности или окружающим людям.
  • Для отклоняющегося поведения характерно то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.
  • Рассматриваемое поведение можно характеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
  • Для того, чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности.
  • Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы.

Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.