Психологическая характеристика учебной деятельности — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Психологическая характеристика учебной деятельности

2022-11-24 22
Психологическая характеристика учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебная деятельность - деятельность субъекта по овладению обобщенными способами решения учебных задач, специально поставленных преподавателем на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Функции уч.деятельности:

О Содержательная, связанная с освоением учащимися учебного материала. С] Инструментальная, заключающаяся в овладении учащимися средствами и

способами действия при решении учебных, житейских задач. О Гностическая, ориентирующая учащихся на продукт учебной деятельности, как на результат усилий, которые он приложил с целыо познания картины мира

Структура учебной деятельности представляет собой поэтапную последовательность действий учащегося в соответствии с деятельностью педагога и включает в себя подготовительный этап, этап усвоения знаний и этап ожидания результатов деятельности.

На подготовительном этапе осуществляется проектировочная деятельность включающая в себя: целеполагание и мотивацию своей учебной деятельности на основе проектирования ближайшего или отдаленного будущего. Деятельность направлена на развитие след. умений и личностных качеств: целеустремленность, мечтательность, интерес к своему социальному статусу, к новым неизведанным знаниям и ощущениям. Умение фантазировать, развивать воображение, представление, потребность в ожидании результатов своей деятельности. На этапе усвоения знаний осуществляется познавательная деятельность включающая в себя принятие или непринятие организационных форм обучения, выбор способов учения,. Освоение способам действия,. Деятельность по решению учебных задач, овладение учебными действиями, усвоение содержания образования. Деятельность направлена на развитие след. умений и личностных качеств: наблюдательность, организованность, дисциплинированность, выдержка, умение управлять событиями, концентрация внимания. Необходимый и достаточный уровень развития познавательных качеств: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и пр.

Этап ожидания результатов деятельности предполагает самоконтролирующую и самооценночную деятельность. Она включает в себя сличение проектируемой модели с полученной по итогам деятельности. Самоконтроль и самооценка, работа над ошибками, повторение пройденного материала. Деятельность направлена на развитие след. умений и личностных качеств: способность к анализу и обобщению, способность к рефлексии.

 

33. Психологическая характеристика педагогической деятельности

Психологическая характеристика педагогической деятельности включает рассмотрение следующих сторон:

□ Направленность педагогической деятельности- рассматривает понимание педагогом позиции, которую он занимает по отношению к объекту или субъекту образовательной деятельности. И в зависимости от этого складывается между учеником и педагогом многообразие отношений. Попытка современной педагогической психологии разрешить проблему взаимоотношений между педагогом и учеником способствовали развитию новых технологий в обучении: развивающей, личностно-ориентированной и др. направления обучения. Однако, проблемы субъективности ученика, т.е. когда он становиться активным участником учебной деятельности так и остается нерешенной, т.к. ученик не организует и не управляет учебно- педагогической деятельностью. О Содержание педагогической деятельности является выполнением управленческой функцией, обеспечивающей с одной стороны, собственную организованность, а с другой, организацию учащихся через управление их деятельностью. Второй функцией педагога составляющей содержание его деятельности, является передача информации, которая эффективно может осуществляется, если использовать поэтапную теорию усвоения знаний П. Гальперина:                                     1этап-мотивационный-обеспечивает    формирование

мотивационной основы действия, тем самым создает условия приобретения знаний. 2 этап-ориентировочный-обеспечивает ориентировку в сознаваемых, объектах. 3 этап-формирование умственных действий направленных на освоение действия с предметом. 4 этап-внешнеречевой - освоение действий в плане громкой речи. 5-действие в речи про себя-действие осуществляется в форме проговаривания про себя. 6-мысленный-окончательное становление действия в умственном плане. Третья функция педагога заключается в рефлексии результатов собственной деятельности и деятельности учащихся.

Чтобы понять какие приемы и средства используются педагогом для выполнения выше отмеченных функций, необходимо рассмотреть структуру педагогической деятельности.

1. Подготовительный этап. Компоненты педдеятельности (по Кузьминой): проекгивная деятельность вкл. в себя формирование педцелей, выбор содержания учебного материала будущих занятий, выбор методов обучения, проектирование своих действий и действий учеников. Педагогические умения (по Марковой): умение увидеть в педситуации проблему и сформулировать ее, умение работать с содержанием учебного материала, умение строить планы развития своей педдеятельности.

2. Процессуальный этап. Компоненты педдеятельности: 1) Организаторская деятельность вкл.в себя установление дисциплины, рабочей обстановки на занятиях; стимулирование деятельности учеников; организация своей деятельности по изложению учебного материала; организация своего поведения в реальных условиях; организация деятельности учеников, организация контроля результатов педвоздейетвий и корректировка. Педумения: умение управлять своим эмоциональным состоянием, умение управлять настроением коллектива, умение быстро ориентироваться в обстановке и гибко менять свое поведение, умение управлять своим телом, голосом, мимикой, жестами. 2) Коммуникативная деятельность вкл.в себя установление правильных взаимоотношений с учениками, руководство доверительно-диалогическим стилем общения. Педумения: умение создавать условия психологической безопасности общения, умение понять позицию другого, умение доступно, логически, последовательно, эмоционально объяснять учебный материал, умение импровизироватьи применять разные средства психологии. воздействия.

3. Этап анализа результатов деятельности: гностическая деятельность: анализ результатов обучения, выявление отклонения результатов от поставленной цели, анализ причин этих отклонний, проектирование мер по устранению недостатков, творческий поиск новых методов обучения. Педумения: умение выявлять показатели обученности, умение стимулировать личностное развитие, умение оценивать результативность своей педдеятельности.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.