Двуперстное и троеперстное сложение пальцев — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двуперстное и троеперстное сложение пальцев

2022-11-24 32
Двуперстное и троеперстное сложение пальцев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Крестное знамение и поклоны

Крестное Знамение («Знак Креста») - молитвенный жест, представляющий собой изображение Креста Господня движением кисти руки. Крестное Знамение совершается в разных случаях, например, при входе и выходе из храма, перед или после произнесения молитвы, во время богослужения, как знак исповедания своей веры.

«…Смысл понимания русскими Крестного Знамения очень точно объяснил путешественнику Адаму Олеарию один из его русских собеседников. «Три пальца знаменуют собою Святую Троицу, поднятие руки ко лбу - Вознесение Христа, приуготовляющего нам место на небе, прикосновение к груди указывает на сердце и на заключение в нем Слова Божия; движение же справа налево (указывает) на свойство Страшного Суда, когда благочестивые будут поставлены направо, а злые налево; первые будут вознесены к блаженству, а вторые низвергнуты в ад». Олеарий справедливо констатировал, что Крестное Знамение русские применяют «при всех своих начинаниях, и в светских и домашних делах так же, как и в духовном; без него они не берутся ни за еду, ни за питье, ни вообще за какое-либо дело». Ведь Крест, по словам Иоанна Златоуста, «небесных и земных соединение и преисподних попрание, крест - твари освящение и небесных благ дарование». Это - символ страданий Иисуса Христа, зримый знак Его великой Искупительной Жертвы. Подтверждение своей правоты, утверждение верности кому-то и чему-то через крестоцелование считалось высшей формой незыблемых обязательств человека. Фактически человек давал клятву не только публично, но что несравненно важнее - перед Лицом Божиим. Потому так строго наказывались те, кто переступал через крестоцелование, кого уличали во лжи. Подобное деяние воспринималось как отступничество от Бога, и преследовалось не только отторжением от Церкви, но и считалось государственным преступлением.» - из книги историка Боханова А. Н. «Царь Алексей Михайлович».

«…Пренебрежение ко Кресту есть пренебрежение к Самому Христу Спасителю. А как многоразлично пренебрегают крестом и знамением креста, как многие христиане небрежно крестятся и не хотят делать на себе порядочно знамение креста, как многие стыдятся креститься! Братие! Орудия ли своего спасения, победного трофея Господа своего - стыдитесь?» - слова св. прв. Иоанна Кронштадского.

«Внешнее без внутреннего ещѐ бывает, но внутреннее без внешнего - никогда» - слова св. свт. Феофана Затворника Вышинского.

«Христианин - это тот человек, который правильно крестится» - слова митр. Леонида Рижского.

Крест - есть печать Христова. Сей печатью печатлеются верные, т.е. христиане. Крест есть эмблема Спасителя, Православной Веры, всемогущий, непобедимый и символ победы над дьяволом. Господь даровал крестное знамение всем христианам, чтобы силою креста побеждать врагов и искушения, для исцеления души и тела. Ослабление почитания Креста есть признак упадка веры среди народа Божия, нового Израиля - христианского народа.

ПОЯСНОЙ ПОКЛОН

Встав перед иконой или другой Святыней сначала перекреститься, не отводя взгляда от неѐ. Пятки вместе (сохранить благодать). Поясной поклон совершается поклонением тела до пояса, голова чуть приподнята (прижимается к спине), смотреть на икону, голову не опускать вниз, смотреть в пол нельзя (тяжкий грех т.к. под землѐй находится ад и смотреть в него - значит жаждать его). Это действие очень ВАЖНОЕ и означает «Отрицаюсь тебе сатана, всех дел твоих, и гордыни твоей и служению тебе, и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» - слова блаж. дев. Пелагеи Рязанской. Опускать тело надо помедленнее. Достигнув пояса, желательно, чтобы тело находилось параллельно пола, голова прижимается к спине, правая рука опущена вниз и пола не касается. Возвращаться в прямое положение надо побыстрее. Молящийся должен стоять прямо, не расставляя ног. Часто в храмах можно наблюдать, что молящиеся совершают поясной поклон простым шейным киванием, что является ошибкой.

БОЛЬШОЙ ЗЕМНОЙ ПОКЛОН

«Коленопреклонение паче прочих подвигов имеет силу утолять гнев Бога и привлекать Его милость» – Амвросий Медиоланский.

Крестное знамение и поклоны

Крестное Знамение («Знак Креста») - молитвенный жест, представляющий собой изображение Креста Господня движением кисти руки. Крестное Знамение совершается в разных случаях, например, при входе и выходе из храма, перед или после произнесения молитвы, во время богослужения, как знак исповедания своей веры.

«…Смысл понимания русскими Крестного Знамения очень точно объяснил путешественнику Адаму Олеарию один из его русских собеседников. «Три пальца знаменуют собою Святую Троицу, поднятие руки ко лбу - Вознесение Христа, приуготовляющего нам место на небе, прикосновение к груди указывает на сердце и на заключение в нем Слова Божия; движение же справа налево (указывает) на свойство Страшного Суда, когда благочестивые будут поставлены направо, а злые налево; первые будут вознесены к блаженству, а вторые низвергнуты в ад». Олеарий справедливо констатировал, что Крестное Знамение русские применяют «при всех своих начинаниях, и в светских и домашних делах так же, как и в духовном; без него они не берутся ни за еду, ни за питье, ни вообще за какое-либо дело». Ведь Крест, по словам Иоанна Златоуста, «небесных и земных соединение и преисподних попрание, крест - твари освящение и небесных благ дарование». Это - символ страданий Иисуса Христа, зримый знак Его великой Искупительной Жертвы. Подтверждение своей правоты, утверждение верности кому-то и чему-то через крестоцелование считалось высшей формой незыблемых обязательств человека. Фактически человек давал клятву не только публично, но что несравненно важнее - перед Лицом Божиим. Потому так строго наказывались те, кто переступал через крестоцелование, кого уличали во лжи. Подобное деяние воспринималось как отступничество от Бога, и преследовалось не только отторжением от Церкви, но и считалось государственным преступлением.» - из книги историка Боханова А. Н. «Царь Алексей Михайлович».

«…Пренебрежение ко Кресту есть пренебрежение к Самому Христу Спасителю. А как многоразлично пренебрегают крестом и знамением креста, как многие христиане небрежно крестятся и не хотят делать на себе порядочно знамение креста, как многие стыдятся креститься! Братие! Орудия ли своего спасения, победного трофея Господа своего - стыдитесь?» - слова св. прв. Иоанна Кронштадского.

«Внешнее без внутреннего ещѐ бывает, но внутреннее без внешнего - никогда» - слова св. свт. Феофана Затворника Вышинского.

«Христианин - это тот человек, который правильно крестится» - слова митр. Леонида Рижского.

Крест - есть печать Христова. Сей печатью печатлеются верные, т.е. христиане. Крест есть эмблема Спасителя, Православной Веры, всемогущий, непобедимый и символ победы над дьяволом. Господь даровал крестное знамение всем христианам, чтобы силою креста побеждать врагов и искушения, для исцеления души и тела. Ослабление почитания Креста есть признак упадка веры среди народа Божия, нового Израиля - христианского народа.

Двуперстное и троеперстное сложение пальцев

Еще в XIX веке профессор Московской духовной академии Н.Ф. Каптерев (1847–1918) заключил, что на «основании вполне веских и достаточных, по нашему мнению, данных мы пришли к убеждению, что двуперстие не есть «новосочиненный» в половине XV века русскими обычай, а обычай древний, практиковавшийся и в Греческой церкви вместе с троеперстием и ею нам переданный при Крещении Руси и потому ставший у нас обычаем господствующим». Как констатировал историк Церкви, «с начала VIII и по начало IX столетия первоначальное единоперстие для изображения Крестного Знамения заменено было у греков двоеперстием… В продолжение столетия, обнимающего последнюю четверть XII и три четверти XIII века вместо двоеперстия у них вошло в употребление троеперстие, и только уже это последнее стало их окончательным перстосложением».

Вообще, следует сказать, что обряды - это не догматы! Догматы должны быть святы и нерушимы, обряды могут меняться, что на Руси происходило не раз, и при том без особых потрясений.

По времени Господь через двуперстных и троеперстных святых показал равную духовную действенность этих знамений против духов злобы поднебесной, запечатлев эти перстосложения в нетленных мощах святых разных эпох.

На основании новой догматической формулы, принятой в Неделю Торжества Православия 1656 года по указу патриарха Никона, в Московском Успенском соборе была торжественно провозглашена анафема на тех, кто крестится двумя перстами, т. е. без соборного обсуждения было отменено решение Стоглавого Собора в 1551 г., на котором соборно было узаконено двоеперстие. В результате, в последующем произошли вопиющие случаи деканонизации святых. Так, при Патриархе (1675–1690) Иоакиме, случилось с Анной Кашинской (1280–1368) и с Евфимием Архангелогородским (†1527), у которых при обретении мощей пальцы были сложены двоеперстно. (Собор РПЦ МП 1971 г. отменил все никонианские прещения и проклятия на старообрядцев, узаконил и уравнял в благодатности троеперстие и двоеперстие, а также старообрядческие церковные службы и книги).

Блаж. Пелагеей было сказано своему крестнику (р. Б. Петру) ехать в г. Киев в пещеры Киево-Печерской Лавры, найти мощи св. прп. Спиридония и посмотреть на его кисть руки, которое запечатлело трехперстное перстосложение, что он и сделал. Это перстосложение сохраняется до сего времени. Туда можно приехать и убедиться самим!

В результате произошло некое упорядочение в применении этих символов, а именно двуперстное сложение пальцев (старообрядческое) стало символизировать благословение Господа нашего Иисуса Христа – Архиерея («Аз есмъ Первосвященник» как изображено на иконе «Благословляющий Христос») через священнослужителей (архиерея или священника), а троеперстное сложение – как исповедание Пресвятой Троицы Единосущной и Нераздельной.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.