I . Русь удельно-вечевая или дружинно-княжеская — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

I . Русь удельно-вечевая или дружинно-княжеская

2022-11-24 26
I . Русь удельно-вечевая или дружинно-княжеская 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………3

Творческая биография…………………………………………………….3

Концепция…………………………………………………………………..5

Периодизация……………………………………………………………....6

Норманист или Антинорманист? ………………………………………...6

Киевская Русь………………………………………………………………8

Раздробленность…………………………………………………………...9

Образование централизованного государства…………………………..9

Иван Грозный и опричнина………………………………………………..9

Смута………………………………………………………………………..11

Пётр I и его реформы………………………………………………………12

Роль экономики в истории ………………………………………………...13

Генезис крепостного права………………………………………………..13

Классы и классовая борьба в истории……………………………………13

Внешняя политика………………………………………………………….13

Вывод………………………………………………………………………..13

Список литературы………………………………………………………....13

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Отечественная историография богата своими историками. Из них выделим особо Дмитрия Ивановича Иловайского. Непоколебимость его взглядов, светлый ум, который удалось сохранить до глубокой старости, а также, бесценные учебники заставляют нас обращаться к этому имени снова и снова.

Цели: В своей работе я попробую рассмотреть один из трудов Дмитрия Иловайского «Краткие очерки Русской истории, приспособленные к курсу средних учебных заведений» как исторический источник. 

Задачи:

v Вывести методологию историка

v Разобрать историческую концепцию

v Взгляды на основные исторические события

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ

 

Дмитрий Иванович Иловайский родился в маленьком городке Рязанской губернии Раненбурге 11 февраля 1832 года в семье мещанина. Окончив трехклассное раненбургское уездное училище, Дмитрий в 1843 году поступил в Первую городскую гимназию. Из-за недостатка в средствах, Иловайский уже с 4-го класса гимназии начал зарабатывать на жизнь, содержа себя репетиторством. За проявленные в гимназии успехи педагогический совет рекомендовал юноше продолжить свое обучение в Московском университете, на историко-филологический факультет которого Дмитрий Иловайский вскоре и поступил. В университете Д.И.Иловайский также проявил себя как один из лучших студентов.

Окончив университет в 1854 году, несмотря на непреодолимую тягу заниматься наукой, как казеннокоштный студент (т.е. учившийся за государственный счет) Д.И.Иловайский должен был шесть лет отработать полученное образование по назначению учебного округа. Получив назначение "старшим учителем по предмету истории" в свою родную гимназию в Раненбурге, он проработал в ней около четырех лет, параллельно изучая историю края и работая над магистерской диссертацией. В каникулы Иловайский странствовал по Рязанскому краю, внимательно изучал как остатки городищ и курганов, так и записывал рассказы старожилов, отмечая особенности выговора, костюма, черт лиц и т.д. Свои путевые очерки позже он опубликовал на страницах "Московских ведомостей".

Вскоре трудолюбивого учителя заметили в Московском учебном округе и перевели в 3-ю московскую гимназию. В 1858 году Иловайский защитил магистерскую диссертацию по теме "История Рязанского княжества", за которую был удостоен Уваровской премии Академии наук. Получив степень магистра, Дмитрий Иванович некоторое время в качестве адъюнкта преподавал на юридическом факультете Императорского Московского университета по кафедре всеобщей истории, но уже в 1862 году навсегда оставил преподавание, всецело посвятив себя исторической науке, публицистике и изданию гимназических учебников.

Через восемь лет, в 1870 году Д.И.Иловайский с успехом защитил докторскую диссертацию – "Гродненский сейм 1793 г.: Последний сейм Речи Посполитой". С этого времени начинается неуклонный взлет его научной карьеры. Иловайский становится членом целого ряда научных обществ. Большой успех приносит ему изданная пятитомная "История России" (охватывавшая период с древнейших времен до царствования Алексея Михайловича), над которой историк работал более 30 лет. Значительный вклад, несмотря на ряд спорных моментов, Иловайский вносит в изучение славянства.

Но настоящую славу Дмитрию Ивановичу принесли составленные им гимназические учебники, по которым несколько десятилетий подряд училась вся Россия. Его учебники по русской и всеобщей истории неуклонно переиздавались из года в год, достигнув по количеству выдержанных переизданий рекордных отметок. Так, до 1917 года его пособие по русской истории для среднего возраста переиздавали 44 раза, для старшего – 36 раз, по всеобщей истории для среднего возраста – 35 раз и для старшего – 30 раз! Такой успех учебников привел к полной материальной независимости историка, что было не характерно для человека из ученой среды.

Заслуги Иловайского были отмечены не только научным миром, но и Государем Императором. К 25-летию ученой деятельности он был произведен в действительные статские советники, что было особой монаршей милостью, поскольку историк Иловайский практически не находился на государственной службе.

По своим политическим взглядам в зрелые годы Дмитрий Иванович становится сторонником твердой самодержавной власти, опирающейся на Православие и единение сословий. Сам себя он относил к приверженцам "здорового консерватизма" (или "патриотичного консерватизма", как он выразился в одной из своих статей), имея в виду верность основам русского государственного быта при признании необходимых новшеств русской жизни. Иловайский также заявлял себя сторонником "великодержавного национализма" и противником привлечения иностранного капитала в русскую экономику.

Не в силах находиться в стороне от борьбы, происходившей в конце XIX – начале XX века между сторонниками различных политических направлений, Д.И.Иловайский проявляет себя еще и как публицист. Со статьями охранительного содержания он печатается в таких известных консервативных изданиях как "Русский архив", "Русский вестник", "Русское обозрение", "Московские ведомости", "Новое Время". Однако с 1897 года на доходы от своих учебников, он взялся за издание собственной православно-патриотической газеты "Кремль" (с конца 1907 г. – "Кремль Иловайского"), состоящей преимущественно из его собственных публикаций.

Начавшаяся в 1905 году революционная смута была воспринята Иловайским с негодованием. Все обилие, возникающих как грибы политических партий, Иловайский делил лишь на два лагеря: "национальное и антинациональное, русское и противорусское". В 1918 году 86-летний старец "за убеждения" и "за германскую ориентацию" был арестован ЧК и около трех недель просидел в заключении. На допросах ЧК старик Иловайский вел себя достойно и мужественно. Во-первых, как только он сел, одна следовательница ему прямо чуть ли не на голову со шкафа – пять томов судебного уложения. Когда  ей было сделано замечание: "Вы все-таки поосторожнее, ведь так убить можно!" –Иловайский ответил: "Не беспокойтесь, смерти я не страшусь, а книг уж и подавно – я их за свою жизнь побольше написал". Начинается допрос. "Каковы ваши политические убеждения?" Историк после некоторого времени ответил: "А мои труды читали? Был монархист, есть монархист. Вам сколько, милостивый государь, лет? Тридцать первый небось? Ну, а мне девяносто первый. На десятом десятке, сударь мой, не меняются".  Благодаря хлопотам внучки Марины Цветаевой Иловайского выпустили. Работавший до последнего дня, Дмитрий Иванович Иловайский скончался 15 февраля 1920 года, немного не дожив до 88 лет.

В начале 1990-х годов школы, да, в общем, и читательская публика, обратили свой интерес к уже, отчасти, забытому историографическому наследию Дмитрию Ивановичу Иловайскому.

КОНЦЕПЦИЯ

 

Характерное направление в историографии с начала XVIII века и вплоть до 1917 года дворянско-монархическое. Именно в этом ключе проводил свои исследования Дмитрий Иванович.  Сопутствующей методологией служила методология рационализма, прагматизма.

Иловайский был убежденным монархистом, славянофилом и своим убеждением в течение жизни не изменял, даже не смотря на острую революционную обстановку в России.

«Русский самодержавный строй создан и выработан русским народом, проведен им сквозь ряд веков и великих событий до самого настоящего времени. Этот строй незыблемо покоится на том обаянии царской идеи, которым проникнуты многие миллионы русских людей, на той трогательной вере, которую русский народ питает в своего царя, как высшее идеальное выражение своей народности. В минуты тяжелых испытаний в нем одном он привык видеть свое спасение и свои надежды на лучшие времена»

Иловайский вёл идеологическую борьбу с представителями демократического и либерального направления исторической науки. В сложный период конца XIX начала XX вв. активно поддерживал власть. Как учитель гимназии, Дмитрий Иванович последовательно проводил монархические установки в образовании и воспитании учащихся. А для министерства просвещения стал настоящей находкой. В его «Руководстве для всеобщей истории» относительно немного места уделяет новой истории, чем обезопасил головы студентов и учащихся от революционных идей запада.

Николай Львович Рубинштейн считает, что Дмитрий Иванович Иловайский получил несколько одностороннюю оценку в историографической литературе. В отличии «Истории России», где историк стоит на защите официально-охранительной идеологии, в ряде монографий стоит на уровне современного исторического знания, следуя за его ростом.

По мнению Иловайского, историческим является только народ, имеющий государство: «История, по преимуществу, имеет дело с лицами, стоящими во главе государства». Вся схема русской истории по Иловайскому, превращается в историю смены властей, столиц. Какова же периодизация Иловайского?

 

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

III. Русь - Империя

Пётр I – первая половина XIX века

Каждый из этих периодов в «Кратких очерках Русской истории, приспособленных к курсу средних учебных заведений» делиться на множество частей. Листая пособия, глаз читателя схватывает имена князей, царей и других руководителей государства. Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что Дмитрий Иванович определял роль личности в истории, как главенствующую.

Скандинавские саги.

Скандинавские саги, столь много рассказывающие о народах Норманнов, совершенно молчат об их плавании по Днепру и его порогам. Стоит заметить, что в русских летописях и в скандинавских сагах нашлось несколько сходных преданий. Например, о смерти Олега от своего коня, о взятии Коростена Ольгой при помощи воробьев и голубей, и пр. Интересно, что русские саги по-видимому древнее исландских! Сходные мифические мотивы постоянно встречаются не только у родственных народов, но также у народов весьма отдаленных друг от друга. Между тем есть целые ученые трактаты, толкующие о заимствовании русскими песен, сказок и пр. то с востока, то с запада. Остается только предположить, что и весь Русский народ откуда-нибудь заимствован!

КИЕВСКАЯ РУСЬ

 

Политический строй Киевской Руси Дмитрий Иванович видит таким образом: Верховная власть принадлежит князю, судом и сбором дани в областях занимался наместник. Для решения общих дел собирались на вече или на сходку. Князь считал всю землю своею собственностью или «отчиною», поэтому раздавал её своим дружинникам и духовенству.

Относительно социального строя Иловайский выразился так: «Население княжества распадалось главным образом на три части: княжескую дружину, смердов и людей несвободных». Несостоятельные должники переходили в рабство.

В городах сосредотачивалась промышленная и торговая деятельность.

1Иловайский Д. И. Краткие очерки русской истории, приспособленные к курсу средних учебных заведений. – М.; Типография В. И. Грачева и комп., 1865, с. 30

РАЗДРОБЛЕННОСТЬ

 

Причины раздробленности Иловайский определяет таким образом:

 

1) Несовершенная система передачи власти

2) Размножение рода Рюриковичей

3) Междоусобица

 

ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

 

Основным фактором образования централизованного государства Иловайский считает возвышение Москвы. В своём учебнике, он выделяет ряд обстоятельств, способствующих возвеличиванию Москвы:

 

1) Выгодное географическое положение – вдали от сильных внешних врагов

2) Целый ряд даровитых личностей на Московском престоле; Их искусная, настойчивая политика и расчётливая хозяйственная деятельность

3) Покровительство и помощь Золотой Орды

4) Усердное содействие духовной власти и боярского сословия

5)  Малочисленность княжеской фамилии (сравнительно с другими отраслями Рюриковичей) и отсутствие внутренних междоусобий до Василия Тёмного.

6) Утверждение нового порядка престолонаследия – от отца к сыну (или старшинство племянника над дядей), и сочувствие населения к этому новому порядку

7) Раздробление и слабость соседних княжеств, неустройство и разъединение вечевых общин северной Руси.

ИВАН ГРОЗНЫЙ И ОПРИЧНИНА

 

Данный период озаглавлен в учебнике как «Эпоха казней и торжество монархии». Ему посвящён один из самых больших разделов – 15 страниц. Особенно подробно Иловайский разбирает характер Иоанна IV, ища причины опричнины, будущих казнь и репрессий в детстве царя.

«Иоанн имел от природы необыкновенно живые способности и пылкий впечатлительный характер; к несчастью, никто не заботился дать ему хорошее воспитание. Бояре обходились с ним грубо, делали его свидетелем позорных сцен, часто оскорбляли самолюбие дитяти и тем ожесточили сердце»1.

«С ранних лет Иоанн начал обнаруживать большую жестокость, которая проявлялась и в самых детских его забавах. Так он находил удовольствие мучить животных или, разъезжая иногда с толпою сверстников по улицам Москвы, со смехом давил конями встречавшихся людей и т.п.»2

«Бояре нисколько не старались исправлять дурные наклонности Иоанна, напротив, поощряли его к подобным забавам, лишь бы отклонить его от вмешательства в их управление. Таким образом, они сами себе приготовили угрозу»3.

Из этого можно сделать вывод, что Дмитрий Иванович основной причиной считает неразумное поведение бояр, но тем временем не оставляет в стороне крутой нрав Грозного. 1547 год называет «замечательным годом Иоаннова царства». То есть Иловайский поддерживает царя, как реформатора, но не исключает значительной роли его советников и Земского собора.

Период опричнины Иловайский описывает под заголовком «Мрачная эпоха опал и казней». Историк выделяет следующие причины учреждения опричнины:

 

1) 1533 год - начало изменений во внутренней политике Иоанна IV. Во время тяжкой болезни, после Казанского похода, царь назначает наследником своего сына – младенца Дмитрия. Значительная часть двора отказывается присягать царевичу, среди них – советники и близкие друзья Адашев и Сильвестр.

2) 1560 год -  смерть любимой жены Анастасии, отдалении от двора близких друзей, но строгих смотрителей Адашева и Сильвестра. Итог – полная свобода для разгульного характера Иоанна, шумные пиры, порочные забавы

3) Предательство близкого друга князя Курбского. Итог – подозрительность царя достигла своих пределов, всюду мерещатся козни наместников, тайны, предательства

 

 

Последующие события историк описывает, как «Буйство и мрак опричнины». Этот новый двор царя находился на содержании отдельных частей Москвы и доходах с 20 городов. Опричники безнаказанно буйствовали, обижали мирных граждан, чем наводили на себя народную ненависть и считались наравне с разбойниками. Апогеем жестокости стали разгромы городов Новгород, Псков, Тверь. Но в отличие от М. Н. Карамзина, Иловайский не считает опричнину бессмысленной. По его мнению, это было проявлением желания укрепить  самодержавие.

1Иловайский Д. И. Краткие очерки русской истории, приспособленные к курсу средних учебных заведений. – М.; Типография В. И. Грачева и комп., 1865, с. 131

2Там же, с. 132

3Там же, с. 133

СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Раздел, посвящённые смуте Дмитрий Иванович начинает с описания личности Бориса Годунова.

«Фёдор был человек кроткий, слабый здоровьем и характером, более склонный к иноческой жизни, нежели к занятиям государственными делами…Ближе всех к царю стал хитрый Борис Годунов, брат супруги Фёдоровой Ирины; он происходил от одного татарского мурзы, вступившего в Московскую службу»1

Иловайский представляет перед нами отнюдь не самый красивый портрет  Бориса Фёдоровича Годунова. Хитрый, способный, ради своей выгоды на любые, даже самые подлые поступки человек. Например:

«У Бориса были соперники, принадлежащие к знатнейшим боярским фамилиям, которые старались помешать его возвышению. Душою враждебной партии сделались князья Шуйские. Вместе с митрополитом Дионисием они от лица всего народа составили челобитную грамоту к царю о том, чтобы он развёлся и женился на другой. Годунов поспешил предупредить опасность: он уговорил Дионисия не подавать челобитной; а потом устроил так, что Шуйские были обвинены в измене и вместе со своими друзьями отправлены в дальние города на заточение. Митрополит Дионисий вскоре низвержен, и на место его поставлен преданный Годунову ростовский архиепископ Иов»2.

Иловайский также предполагает, что подчинённые Годунову чиновники насильно пригнали народ, который рыдал в Новодевичьем монастыре и просили занять престол. Объявление об угрожавшем нашествии Крымского хана историк называет «преувеличенными слухами».

Отношение народа к Годунову начало усугубляться после убийства в Угличе царевича Дмитрия – единственного соперника Бориса Годунова. Народная молва быстро разнесла весть, что он и есть убийца. После венчания на царство в нём стали развиваться мелочность и подозрительность. Начались тайные убийства, казни, заточение, что привело к распространению уныния. В это же время в России начался страшный голод, появилось огромное количество нищих и бродяг. Ко всем этим бедам добавлялись набеги многочисленных разбойничьих шаек, от которых также сильно страдало население. Это привело к народной молве о том, что на самом деле царевич Дмитрий жив и скоро придёт за отцовским наследием.

 

Таким образом, можно сказать, что Иловайский выделяет следующие причины смуты:

1) Политику Бориса Годунова

2) Тяжёлое наследие опричнины

3) Моральное падение и угнетенное состояние народа

4) Разрозненность областей

 

Положительными последствиями смуты можно считать укрепление русского духа, объединение народа под общей бедой, появление новой династической линии.

 

1Иловайский Д. И. Краткие очерки русской истории, приспособленные к курсу средних учебных заведений. – М.; Типография В. И. Грачева и комп., 1865, с. 148

2Там же, с. 149

ПЁТР I  И  ЕГО РЕФОРМЫ

Касаясь такой значительной личности как Пётр, Иловайский вначале описывает детство, а точнее воспитание юного царевича. Об этом он пишет как о факторе, повлиявшим на будущую политику императора, западную направленность.

«Младший сын Алексея Михайловича рос под надзором своей матери и получил воспитание, совершенно непохожее на то, которое прежде давалось Московским царевичам.… Рано лишившись отца, Пётр в царствование брата и правление сестры находился в некотором удалении от придворной жизни, и пользовался гораздо большею свободою, нежели его предшественники. С детства он обнаружил необыкновенную деятельность, пылкую натуру, гениальные способности и чрезвычайную любознательность…Царевич сам нашёл себе учителей, между обитателями Немецкой слободы, т.е. между иностранцами, состоявшими в русской службе»1

«Детские забавы Петра отличались военным характером: он окружил себя сверстниками из детей придворных служителей, и, проводя, большую часть времени в царских подмосковных сёлах, играл с ними в солдаты»2.

Несмотря на восхищение умом и талантами Императора, Иловайский, как славянофил, многие реформы Петра, проведённые по Европейскому образцу и подобию, считал неуместными в нашем государстве. Последствиями некоторых из них стали развитие бюрократии, источником зависти и хитрости среди родственников, беспорядки и судебные процессы. Тем не менее Дмитрий Иванович считает, что Пётр I внёс неоценимый вклад в развитие России и её возвеличивание на европейской арене, как мощной и сильной державы.

«Своими административными и сословными реформами он довершил развитие московского самодержавия и двинул вперёд государственную централизацию. Он облегчил для России дальнейшее сближение с Западной Европой и непосредственное заимствование европейской науки. Быстрым развитием военных сил он успел поднять Россию на высокую степень могущества, и положил начало её влиянию на систему общей европейской политики»3.

 

 

1Иловайский Д. И. Краткие очерки русской истории, приспособленные к курсу средних учебных заведений. – М.; Типография В. И. Грачева и комп., 1865, с. 270,271

2Там же, с. 271

2Там же, с. 296

РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В ИСТОРИИ

Во всех своих научных работах Дмитрий Иванович Иловайский практически не затрагивает проблему влияния экономического фактора на историю России. Из этого следует, что Иловайский не считал роль экономики значительной, а более важную уделял деятельности князей.

ГЕНЕЗИС КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Высказывая свою политическую позицию, Иловайский подчёркивал, что он выступает за единение сословий. Правда, какое-то время историк был участником либерального кружка, где обсуждались грядущие реформы по отмене крепостного права.  Вообще в «Кратких очерках русской истории» Иловайский, как сторонник официально-охранительной идеологии, деликатно обходил этот столь щепетильный вопрос.

КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА

Историк довольно подробно расписывает деление на классы, и уделяет внимание классовой борьбе в особенно острые периоды истории России. Из этого можно вывести, что Иловайский считал разделение на классы и борьбу между ними, как естественный фактор, сопутствующий жизни любого государства. Иловайский через весь свой труд провёл главную мысль – настоящее государство состоит из сословий и скрепляется властью монарха.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Внешнюю политику Дмитрий Иванович характеризовал как охранно-оборонительный процесс. Защита земель от захватчиков и посягателей на русские просторы являлся главным фактором, характеризовавшем внешнюю политику стоявшего во главе государства князя или монарха.

ВЫВОД

Дмитрий Иванович сумел оставить серьёзный след в истории отечественной историографии, а свои гимназические учебники бессмертными и актуальными в любое время. В этом сыграли свою роль простой, доступный язык, подробное изложение, с различными историческими фактами, способными заинтересовать читателя. Именно это делало его учебники особенными и способными переиздаваться ежегодно в течении практически 50 лет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

v Краткие очерки Русской истории, приспособленные к курсу средних учебных заведений / Иловайский Дмитрий Иванович -  М.; Типография В. И. Грачева и комп., 1865 год, Издание пятое, дополненное.

v Русская историография/ Рубинштейн Николаев Львович – ОТИЗ; Госполитиздат, 1941 год.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………3

Творческая биография…………………………………………………….3

Концепция…………………………………………………………………..5

Периодизация……………………………………………………………....6

Норманист или Антинорманист? ………………………………………...6

Киевская Русь………………………………………………………………8

Раздробленность…………………………………………………………...9

Образование централизованного государства…………………………..9

Иван Грозный и опричнина………………………………………………..9

Смута………………………………………………………………………..11

Пётр I и его реформы………………………………………………………12

Роль экономики в истории ………………………………………………...13

Генезис крепостного права………………………………………………..13

Классы и классовая борьба в истории……………………………………13

Внешняя политика………………………………………………………….13

Вывод………………………………………………………………………..13

Список литературы………………………………………………………....13

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Отечественная историография богата своими историками. Из них выделим особо Дмитрия Ивановича Иловайского. Непоколебимость его взглядов, светлый ум, который удалось сохранить до глубокой старости, а также, бесценные учебники заставляют нас обращаться к этому имени снова и снова.

Цели: В своей работе я попробую рассмотреть один из трудов Дмитрия Иловайского «Краткие очерки Русской истории, приспособленные к курсу средних учебных заведений» как исторический источник. 

Задачи:

v Вывести методологию историка

v Разобрать историческую концепцию

v Взгляды на основные исторические события

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ

 

Дмитрий Иванович Иловайский родился в маленьком городке Рязанской губернии Раненбурге 11 февраля 1832 года в семье мещанина. Окончив трехклассное раненбургское уездное училище, Дмитрий в 1843 году поступил в Первую городскую гимназию. Из-за недостатка в средствах, Иловайский уже с 4-го класса гимназии начал зарабатывать на жизнь, содержа себя репетиторством. За проявленные в гимназии успехи педагогический совет рекомендовал юноше продолжить свое обучение в Московском университете, на историко-филологический факультет которого Дмитрий Иловайский вскоре и поступил. В университете Д.И.Иловайский также проявил себя как один из лучших студентов.

Окончив университет в 1854 году, несмотря на непреодолимую тягу заниматься наукой, как казеннокоштный студент (т.е. учившийся за государственный счет) Д.И.Иловайский должен был шесть лет отработать полученное образование по назначению учебного округа. Получив назначение "старшим учителем по предмету истории" в свою родную гимназию в Раненбурге, он проработал в ней около четырех лет, параллельно изучая историю края и работая над магистерской диссертацией. В каникулы Иловайский странствовал по Рязанскому краю, внимательно изучал как остатки городищ и курганов, так и записывал рассказы старожилов, отмечая особенности выговора, костюма, черт лиц и т.д. Свои путевые очерки позже он опубликовал на страницах "Московских ведомостей".

Вскоре трудолюбивого учителя заметили в Московском учебном округе и перевели в 3-ю московскую гимназию. В 1858 году Иловайский защитил магистерскую диссертацию по теме "История Рязанского княжества", за которую был удостоен Уваровской премии Академии наук. Получив степень магистра, Дмитрий Иванович некоторое время в качестве адъюнкта преподавал на юридическом факультете Императорского Московского университета по кафедре всеобщей истории, но уже в 1862 году навсегда оставил преподавание, всецело посвятив себя исторической науке, публицистике и изданию гимназических учебников.

Через восемь лет, в 1870 году Д.И.Иловайский с успехом защитил докторскую диссертацию – "Гродненский сейм 1793 г.: Последний сейм Речи Посполитой". С этого времени начинается неуклонный взлет его научной карьеры. Иловайский становится членом целого ряда научных обществ. Большой успех приносит ему изданная пятитомная "История России" (охватывавшая период с древнейших времен до царствования Алексея Михайловича), над которой историк работал более 30 лет. Значительный вклад, несмотря на ряд спорных моментов, Иловайский вносит в изучение славянства.

Но настоящую славу Дмитрию Ивановичу принесли составленные им гимназические учебники, по которым несколько десятилетий подряд училась вся Россия. Его учебники по русской и всеобщей истории неуклонно переиздавались из года в год, достигнув по количеству выдержанных переизданий рекордных отметок. Так, до 1917 года его пособие по русской истории для среднего возраста переиздавали 44 раза, для старшего – 36 раз, по всеобщей истории для среднего возраста – 35 раз и для старшего – 30 раз! Такой успех учебников привел к полной материальной независимости историка, что было не характерно для человека из ученой среды.

Заслуги Иловайского были отмечены не только научным миром, но и Государем Императором. К 25-летию ученой деятельности он был произведен в действительные статские советники, что было особой монаршей милостью, поскольку историк Иловайский практически не находился на государственной службе.

По своим политическим взглядам в зрелые годы Дмитрий Иванович становится сторонником твердой самодержавной власти, опирающейся на Православие и единение сословий. Сам себя он относил к приверженцам "здорового консерватизма" (или "патриотичного консерватизма", как он выразился в одной из своих статей), имея в виду верность основам русского государственного быта при признании необходимых новшеств русской жизни. Иловайский также заявлял себя сторонником "великодержавного национализма" и противником привлечения иностранного капитала в русскую экономику.

Не в силах находиться в стороне от борьбы, происходившей в конце XIX – начале XX века между сторонниками различных политических направлений, Д.И.Иловайский проявляет себя еще и как публицист. Со статьями охранительного содержания он печатается в таких известных консервативных изданиях как "Русский архив", "Русский вестник", "Русское обозрение", "Московские ведомости", "Новое Время". Однако с 1897 года на доходы от своих учебников, он взялся за издание собственной православно-патриотической газеты "Кремль" (с конца 1907 г. – "Кремль Иловайского"), состоящей преимущественно из его собственных публикаций.

Начавшаяся в 1905 году революционная смута была воспринята Иловайским с негодованием. Все обилие, возникающих как грибы политических партий, Иловайский делил лишь на два лагеря: "национальное и антинациональное, русское и противорусское". В 1918 году 86-летний старец "за убеждения" и "за германскую ориентацию" был арестован ЧК и около трех недель просидел в заключении. На допросах ЧК старик Иловайский вел себя достойно и мужественно. Во-первых, как только он сел, одна следовательница ему прямо чуть ли не на голову со шкафа – пять томов судебного уложения. Когда  ей было сделано замечание: "Вы все-таки поосторожнее, ведь так убить можно!" –Иловайский ответил: "Не беспокойтесь, смерти я не страшусь, а книг уж и подавно – я их за свою жизнь побольше написал". Начинается допрос. "Каковы ваши политические убеждения?" Историк после некоторого времени ответил: "А мои труды читали? Был монархист, есть монархист. Вам сколько, милостивый государь, лет? Тридцать первый небось? Ну, а мне девяносто первый. На десятом десятке, сударь мой, не меняются".  Благодаря хлопотам внучки Марины Цветаевой Иловайского выпустили. Работавший до последнего дня, Дмитрий Иванович Иловайский скончался 15 февраля 1920 года, немного не дожив до 88 лет.

В начале 1990-х годов школы, да, в общем, и читательская публика, обратили свой интерес к уже, отчасти, забытому историографическому наследию Дмитрию Ивановичу Иловайскому.

КОНЦЕПЦИЯ

 

Характерное направление в историографии с начала XVIII века и вплоть до 1917 года дворянско-монархическое. Именно в этом ключе проводил свои исследования Дмитрий Иванович.  Сопутствующей методологией служила методология рационализма, прагматизма.

Иловайский был убежденным монархистом, славянофилом и своим убеждением в течение жизни не изменял, даже не смотря на острую революционную обстановку в России.

«Русский самодержавный строй создан и выработан русским народом, проведен им сквозь ряд веков и великих событий до самого настоящего времени. Этот строй незыблемо покоится на том обаянии царской идеи, которым проникнуты многие миллионы русских людей, на той трогательной вере, которую русский народ питает в своего царя, как высшее идеальное выражение своей народности. В минуты тяжелых испытаний в нем одном он привык видеть свое спасение и свои надежды на лучшие времена»

Иловайский вёл идеологическую борьбу с представителями демократического и либерального направления исторической науки. В сложный период конца XIX начала XX вв. активно поддерживал власть. Как учитель гимназии, Дмитрий Иванович последовательно проводил монархические установки в образовании и воспитании учащихся. А для министерства просвещения стал настоящей находкой. В его «Руководстве для всеобщей истории» относительно немного места уделяет новой истории, чем обезопасил головы студентов и учащихся от революционных идей запада.

Николай Львович Рубинштейн считает, что Дмитрий Иванович Иловайский получил несколько одностороннюю оценку в историографической литературе. В отличии «Истории России», где историк стоит на защите официально-охранительной идеологии, в ряде монографий стоит на уровне современного исторического знания, следуя за его ростом.

По мнению Иловайского, историческим является только народ, имеющий государство: «История, по преимуществу, имеет дело с лицами, стоящими во главе государства». Вся схема русской истории по Иловайскому, превращается в историю смены властей, столиц. Какова же периодизация Иловайского?

 

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

I. Русь удельно-вечевая или дружинно-княжеская

IX век – Иоанн III (объединение вокруг Москвы)


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.