Место произведения в творчестве А.Гайдара — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Место произведения в творчестве А.Гайдара

2022-11-24 35
Место произведения в творчестве А.Гайдара 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В своём дневнике Гайдар достаточно подробно отмечал создание сценария. В целом он был закончен в конце 1940 года (именно это год указан в самом произведении), в дневнике есть множество записей за декабрь, ещё в середине декабря появляются важные сюжетные ходы. Окончательно сценарий был готов в середине января 1941 года; так, в дневниковой записи от 14 января 1941 года указано: «Сегодня и завтра доделываю последнюю поправку к „Коменданту“. Больше не буду».

Где и когда происходит действие

Киносценарий советского детского писателя А. П. Гайдара написан в 1940 году, и впервые изданный в 1941 году.

Место действия чудесным образом изменилось – вместо Москвы и Тимур, и Женя Александрова, и Коля Колокольчиков со своим дедом живут в Ленинграде. Вероятно, Гайдар сделал это, чтобы приблизить место действия к фронту финской войны.

«Война в произведениях Гайдара оказывается фоном, на котором разворачивается действие в "Тимуре и его команде" и "Коменданте снежной крепости". Поскольку война носит непрекращающийся и всеобщий характер, все члены общества или являются солдатами, или готовятся в солдаты». Солдатами готовятся стать и главные герои повестей о Тимуре. Качества идеального героя Тимура и его друзей, прямо подпадающих под его влияние, во многом сходятся с теми, какими должен владеть настоящий солдат, защитник Родины. Отмечено, что автором создаётся некая специальная модель поведения для всех персонажей в условиях войны, причём как для детей, так и для родителей. Маленького героя готовят к сражениям, маленькую героиню – к готовности ждать и оказывать всяческую поддержку.

Средства создания художественного образа времени

Той незабвенной атмосферы лета и предчувствия грядущей большой беды больше нет. Как нет и крестового похода против зла и хулиганов. Есть снежная крепость, построенная Тимуром в одном московском дворе. Есть его соратники и противники - мальчишки, которые день за днём пытаются эту крепость взять штурмом, но им не везёт, потому что их предводитель Саша болен, а Тимур дьявольски упрям и умеет убеждать. Команда Тимура по очереди дежурит в крепости у костра и готовит завоевателям сюрприз, а Саша тоскует у окна и ждёт вестей от отца с границы. Интрига не слишком замысловатая: Тимур снова совершает проступок-преступление во имя добра, а потом обманывает во имя того же добра.
Пространство каждой из снежных крепостей, и для Тимура и для Саши является авторским, сотворённым собственным трудом. Однако второму коменданту труднее контролировать свою территорию, так как сам он болен, к тому же его воины озабочены больше захватом чужой крепости, чем преобразованием и совершенствованием своей.

Сюжет и композиция

Композиция линейная, все произведение изобилует диалогами. Сюжет: Линейно-параллельный. Сюжетные ходы: Становление/взросление героя. Здесь затрагиваются проблемы войны, семейно-бытовые, приключенческое.

Тимур — комендант снежной крепости. Он отдаёт приказ: часовые у крепости будут сменяться через час, днём и ночью.

Капитан артиллерии Максимов разговаривает по телефону с сыном Сашей, называя того «генералом», и даёт советы по штурму. Саша болен, у него температура и кашель. К нему заходит друг Вовка, сообщает об успехах в штурме — отряд подступил к самым стенам крепости. Заходит соседка Нина, она влюблена в капитана. Вскоре домой возвращается капитан Максимов, сообщая, что не может остаться на рождественскую. Приходит Тимур, предлагает Саше перемирие, тот отказывается.

Тимур проверяет караулы. Смена караула, Коля Колокольчиков ругает часовых за не замеченную ими «бомбу».

Внутри полуразрушенного финского дота два красноармейца и шофёр Максимова Коля пьют чай. Входит посыльный лыжник штаба батальона Егоров, подаёт Максимову пакет, телеграмму из дома. Через лес пробираются два дозорных финских лыжника. Услышав шум, они направились к дороге, по которой едут в штаб капитан Максимов и шофёр Коля, нападают на машину. Отряд лыжников окружает машину, финны бросают гранаты. Коля падает навзничь. Максимов расстрелял все патроны. На помощь приходят советские самолеты, они расстреливают лыжников. Перевязав и укутав шинелями финнов Колю, Максимов на лыжах идёт через лес. Лыжа ломается.

Колю подбирают на броневике, доставляют в лазарет. Он, считая Максимова погибшим, обиняками и намёками пишет об этом его семье. Саша случайно сбрасывает письмо в окно, пытается его найти, вошедшая Нина укладывает его в постель, обещает найти письмо. Его находит Коля Колокольчиков, отдаёт Тимуру.

Саша с Вовкой разрабатывают план штурма. Женя и девочки из школы планируют ёлку. Тимур подводит Женю Максимову к снежной крепости, заводит внутрь, показывает «автопушку», стреляющую снежками.

В коридоре военного учреждения Тимур спрашивает какого-то командира: «если человек убит, ранен или пропал без вести… об этом с фронта в письме писать можно?». Получив утвердительный ответ, и увидев няню Саши, он поспешно уходит. Няне сообщают, что Максимов пропал без вести.

Вечером на штурм крепости собирается «Дикая дивизия». В руках у мальчишек крюки, палки, верёвки. Через одну из бойниц на них пристально смотрит Тимур. Рядом с ним трубач, Коля Колокольчиков. У автопушки выстроился артиллерийский расчёт. Штурмующие волокут салазки, тащат через сугробы лестницы. Саша, взлохмаченный, без шапки и без пальто, бежит к крепости. Начинается атака, обороняющиеся стреляют из автопушки, но Тимур, видя больного Сашу, приказывает вывесить белый флаг. Ворота крепости раздвигаются, Тимур бежит к Саше. Ворвавшись под командой Вовки, «Дикая дивизия» громит крепость.

Утром внутри крепости всё разворочено и засыпано золой. Женя Александрова спрашивает Тимура, зачем тот сдал крепость. Женя Максимова, спрятавшаяся в крепости, слышит этот разговор. После ухода тёзки она задаёт тот же вопрос. «Твой брат был болен. Кроме того… Есть ещё одна причина, но я тебе её не скажу», — отвечает Тимур. Тимур тихонько выдёргивает телеграмму от капитана Максимова из-за обшлага шубки Жени, переклеивает текст на другую телеграмму, получив: «Ленинград, Красноармейская, 119, Максимовым. Жив. Здоров. Поздравляю с Новым годом. Папа». Он относит «телеграмму» Максимовым.

Ребята веселятся на ёлке. Женя говорит Саше, что крепость сдали намеренно. Нина понимает, что телеграмма поддельная. Саша предлагает восстановить и отремонтировать крепость, и начать войну сначала, Тимур отказывается, предлагая взять крепость «Дикой дивизии». Входит шофёр Коля, сообщает, что капитан жив и даже не ранен.

Нина берёт конверт, читает: «Саша волнуется, почему не пишешь, все целуем. Жена Нина», говорит, что это ошибка, надо: «Женя, Нина», но Коля говорит, что капитан сказал, что ошибки нет и текст передан совершенно точно.

Войско Саши у стен крепости прощается и с почётом провожает куда-то уходящее на лыжах войско бывшего коменданта Тимура.

Герой в системе образов

Тимур — комендант снежной крепости. Мальчик смелый, решительный, отважный герой рассказа Гайдара. Тимур –верный и надежный друг, хороший товарищ.

Пространство каждой из снежных крепостей, и для Тимура и для Саши является авторским, сотворённым собственным трудом. Однако второму коменданту труднее контролировать свою территорию, так как сам он болен, к тому же его воины озабочены больше захватом чужой крепости, чем преобразованием и совершенствованием своей.

Труд Тимура предстаёт перед нами с первых страниц, именно статность, величие и красота его крепости, а также забота о крепком гарнизоне отражают, насколько собственная работа и труд его товарищей важны для коменданта.

«Над стройной снежной крепостью с фортами, зубчатыми стенами и башнями развевается флаг — звезда с четырьмя лучами. У открытых ворот выстроился крепостной гарнизон.

Из ворот выходит Тимур — комендант снежной крепости. Он оборачивается к Коле Колокольчикову и твёрдо говорит:

– С сегодняшнего числа часовые у крепости будут сменяться через час, днём и ночью.

– Но... если которых дома не пустят?

– Мы подберём таких, которых всегда пустят».

Караулы сменяются по графику, комендант наравне со всеми проверяет и обходит крепость, это поддерживается даже в самый трескучий мороз, хотя у солдат деревянное оружие.

«– Порядок! — говорит первый часовой.— Комендант молодец! Комендант знает, что делает!

<…> – Комендант проверяет караулы...— говорит, выходя из-за куста, Тимур и, заметив смущённое лицо третьего часового, жмёт ему руку: — Ты пришёл, ты не подвёл, Гриша. — Он выпрямляется. — Встаньте по уставу! Плечи не гни! Стой свободно и гляди в оба!

<…> – Он сошёл с ума! Такой мороз... <…>А у них опять сменяются часовые...»

Вот и первое выражение того, что для Тимура всё ещё важно сохранить человечность и ровные отношения с товарищами, ценить свои старания наравне с другими.

По сравнению с Тимуром у Саши другие цели: первый хочет сохранить свою крепость, второй – захватить чужую. Тот факт, что цель Тимура человечнее и благороднее цели Саши обозначен с первых глав.

«Товарищ командир дивизии, вы генерал, я же только капитан. Но я осмелюсь напомнить, что неоднократно предупреждал: дисциплина в ваших войсках хромает на обе ноги <...>

— Генерал, я высоко ценю ваше личное мужество и вашу храбрость, но одного этого в современной войне для победы — увы! — никак не достаточно... Прошу извинить за прямоту...»

Но и Саша ценит достоинства своих бойцов, хотя они не проявляются так положительно, как у «тимуровцев». И в этом командире можно отметить человечные и благородные черты. Более того, противники при всей разнице присвоенных себе званий говорят на равных, когда того требует ситуация. Это значит, что сохранить своё равноправие для них не малозначимо.

Приемы создания персонажей

Ярче всего гармония детского и взрослого мира проявляется в конце повести, когда сквозь ёлку для раненых виднеется большая чёрная лесная ель на месте военных действий:
«И вот через эту блестящую ёлку под нарастающий гул проступает другая — большая чёрная ель на снежной поляне. На нижних ветвях её висят два котелка, три винтовки, белый халат, сигнальный флаг».
Эта сцена переселяет нас из детского мира во взрослый, как будто, природное пространство объединяет оба эти мира. Таким образом, мы наблюдаем гармонию во всём, в объединении детей, взрослых и природы.
Дети проявляют признание друг друга, даже притом, что Тимур идёт навстречу Саше, сталкиваясь с его ожесточением, он вынужден ему отвечать на равных тем же. Он признаёт его достойным соперничества, но предлагает ему перемирие, так как Саша болен и «Дикая дивизия» не может достойно сражаться без него. Даже перед врагами Тимур проявляет себя человечно, входя в их положение как друг. Однако гордость мешает Саше понять благородство Тимура. Женя Максимова проявляет себя достойно, так как равноправно проявляет понимание и к своему брату, и к своему другу.
Удивительно, какое понимание присутствует между всеми героями повести. Коля, Саша и капитан Максимов понимают друг друга как военные и мужчины, Нина и Женя – как женщины, сердечно любящие одного человека, хотя их любовь имеет не одинаковый характер. Даже няня объясняет девушке своё к ней отношение, между ними тоже может быть взаимопонимание, так как у них общие беды – болезнь Саши и уход из дома на фронт капитана Максимова.
Герои-подростки между собой проявляют гуманное понимание, они считают себя вправе поучать и обличать товарища, если он что-то сделал не так. Женя Максимова дразнит и осуждает Вовку, потому что он расстраивает её брата, когда тот болен. Тимур указывает ему же на гнев в своих глазах, вызванный нечестным боем и стремлением неблагородными методами захватить крепость.
Тимур, комендант снежной крепости. Тимур хороший и добрый парень. Он с человечностью относится даже к казалоси бы противника. Когда он видит что в бое участвует командир, он говорит, чтобы его друзья поднимали белый флаг. Всё потому что он понимал, что Саша болен и вряд ли этот бой пойдет ему на пользу, наверняка это может сильно навредить ему. («– Труби отбой! Белый флаг наверх! — кричит Тимур.– Какой отбой? — злобно восклицает Коля.— Смотри, они отступают!– Вперёд!... Вперёд, трусы!!! — кричит Саша отступающим мальчишкам. Бросается к крепости, но оступился, зашатался и падает в сугроб.Тимур вырывает трубу у Коли: – Я комендант! Даю отбой! Прожектор на флаг!!! Белый флаг наверх!!! — Он трубит отбой.») это как раз таки и показывает Тимура добросердечным.
Коля Колокольчиков, зам Тимура. Коля в ситуации с отступлением проявил себя иначе. Он не хотел сдаваться до последнего. Коля не понимал, почему они должны сдаваться, если побеждают.
Степан Петрович Максимов, капитан артиллерии. Степан Петрович является отцом Саши и Жени. Он хороший капитан и знает дело в бою,это мы можем понять по тому как он подсказывает как поступать в бою Саше. То, что он ему когда либо подсказывал, было выигрышным. Он любит своих детей и Нину. Это можно понять по тому моженту, когда в теллеграмме он, зная что это опечатка, признаёт за действительность.(«Как завороженная берёт Нина конверт. На нём адрес: «Ленинград, Красноармейская, 119, Максимовым. Для моей жены Нины». В конверте развёрнутая телеграмма: «Саша волнуется, почему не пишешь, все целуем. Жена Нина».– Это ошибка, надо: Женя, Нина...— растерянно говорит Нина. – Всё правильно,— отвечает Коля.— Ваша телеграмма летала по телефону с батареи на батарею... Но капитан сказал, что ошибки нет и текст передан совершенно точно.В повести из-за сломанных лыж, мужчина,увы, остается в лесу. Позже его находят товарищи.»).
Саша Максимов, его сын. Сын капитана артиллерии. У Саши есть качества, которые нужны при командовании на поле боя. Саша ценит достоинства своих бойцов, хотя они не проявляются так положительно, как у «тимуровцев». И в этом командире можно отметить человечные и благородные черты. Более того, противники

 

при всей разнице присвоенных себе званий говорят на равных, когда того требует ситуация. Это значит, что сохранить своё равноправие для них не малозначимо.
Женя Максимова, его дочь. Дочь капитана артиллерии. Женя Максимова дразнит и осуждает Вовку, потому что он расстраивает её брата, когда тот болен. Она хорошая девочка, которая любит своего брата. Хоть на первый взгляд она может показаться врединой, но на самом деле она не так и плоха.
Анна Егоровна, нянька Саши Она имеет плохие отношения с Ниной, он считает что дети уже взрослые и им нужна тоже взрослая мать, а Нина совсем ещё девчёнка. Но и в этом есть доля заботы и переживания.
Нина, студентка, соседка Максимовых. Нина любит отца Жени и Саши. Да, Анна Егоровна против этого, но разве любить запретишь. У Нины хорошие тношения с детьми. Саша слушается её даже лучше чем няню.
Женя Александрова, подруга Тимура. Женя - девчонка лет тринадцати, одна из дочерей командира Красной армии. Дружит с Тимуром. У Жени Александровой плохие отношения с Женей Максимовой. Но всё изменилось, благодаря сцене с шубой («Женя Максимова рвёт крючки, пытаясь снять шубу, но, прежде чем она успела это сделать, Женя Александрова набрасывает свою шубу на плечи Саше. При этом она говорит Жене Максимовой:– Оставь! У тебя кофта, у меня свитер... Теперь моя очередь — пальто не в очередь!.»)

Пафос

Пафос проявляется в гуманности и душевной независимости.      
Герои-подростки между собой проявляют гуманное понимание, они считают себя вправе поучать и обличать товарища, если он что-то сделал не так. Женя Максимова дразнит и осуждает Вовку, потому что он расстраивает её брата, когда тот болен. Тимур указывает ему же на гнев в своих глазах, вызванный нечестным боем и стремлением неблагородными методами захватить крепость.
В решении ребят устроить ёлку для раненых проявляется гуманизм. При этом слово «человек» имеет для них важное значение, они называют себя так, когда хотят доказать свою надёжность, благородство или любое другое положительное качество.
«– Я, братцы, никому... Я человек-камень... Человек-могила!»
Если говорить о проявлении в данном произведении душевной независимости у героев-подростков, то она проявляется в их трезвом принятии решений в требующих того ситуациях. Главные герои делают это умно, достойно, как взрослые люди. Душевная независимость детей проявляется и в том, что их советам следуют взрослые, взрослые принимают их точку зрения, как это делает Коля Башмаков, прославляя Сашиного солдатика.

Педагогическое значение

Киноповесть учит быть надежными, благородными, честными. Учит детей осмысленно принимать решения, достойно, как взрослые люди. Дети должны быть смелыми, благородными, гуманными. Только сообща можно добиться поставленных целей.
Взрослые чувствуют и поддерживают стремление детей в сохранении равновесия с окружающими.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.