Движения и эксплуатации транспорта — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Движения и эксплуатации транспорта

2022-11-24 43
Движения и эксплуатации транспорта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

§ 1. Понятие и виды преступлений против

безопасности движения и эксплуатации транспорта

 

Научно-технический прогресс, несомненно, является двигателем общественного развития и открывает перед человечеством огромные возможности в достижении общественно полезных целей.

Вместе с тем он порождает мощные силы (так называемые источники повышенной опасности), эксплуатация которых может повлечь причинение серьезного вреда жизни и здоровью людей. К таковым, в частности, относятся транспортные средства. Для предупреждения отрицательных последствий их использования разрабатываются правила безопасности и эксплуатации. За наиболее опасные нарушения таких правил предусмотрена уголовная ответственность нормами гл. 27 УК РФ (так называемые транспортные преступления).

Таким образом, видовым объектом транспортных преступлений является безопасность движения и эксплуатации транспорта (воздушного, водного, железнодорожного, трубопроводного).

Объективная сторона большинства транспортных преступлений предполагает совершение действий или бездействия. Некоторые из этих преступлений могут быть совершены только путем действия (ст. 267 УК РФ), другие - только бездействием (ст. 270 УК РФ).

Характерной чертой большинства составов преступлений, предусмотренных гл. 27 УК РФ, является бланкетность их диспозиций. Поэтому для уяснения их содержания необходимо обращаться к тем законам и другим нормативным правовым актам, которые регламентируют соответствующие правила.

Составы большинства транспортных преступлений сформулированы по типу материального, т.е. предусматривают в качестве обязательного признака объективной стороны наступление общественно опасных последствий. Лишь два состава (ст. ст. 270, 271 УК РФ) по своей конструкции формальные.

Субъективная сторона преступлений с материальным составом характеризуется виной в форме неосторожности, а имеющих формальный состав - в форме умысла.

Субъект рассматриваемых преступлений - вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Исключение составляет ст. 267 УК РФ, субъектом которой признается 14-летний. В большинстве составов предусматривается ответственность специального субъекта (ст. ст. 263, 263.1, 264, 266, 270 УК РФ).

Таким образом, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств - это общественно опасные деяния, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта и причиняющие или способные причинить вред жизни и здоровью граждан, а также крупный материальный ущерб.

Все преступления, предусмотренные гл. 27 УК РФ, можно условно разделить на две группы:

1) преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263, 264, 266, 268 УК РФ);

2) иные преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263.1, 267, 269 - 271 УК РФ).

 

§ 2. Преступления, непосредственно связанные с нарушением

правил безопасности движения

и эксплуатации транспортных средств

 

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации

железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего

водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ)

 

Основным объектом данного преступления является безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена. Дополнительный объект - здоровье и жизнь человека, отношения собственности.

Железнодорожный транспорт в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд этих организаций.

Воздушный транспорт - воздушные суда различного назначения (кроме военных): самолеты, вертолеты, планеры и другие летательные аппараты, принадлежащие как гражданскому воздушному флоту, так и различным организациям и отдельным гражданам.

Морской транспорт - самоходные или несамоходные плавучие сооружения, используемые в целях торгового мореплавания, а также обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения (ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Внутренний водный транспорт включает суда, используемые во внутренних водах, - самоходные или несамоходные плавучие сооружения, используемые в целях судоходства, в том числе суда смешанного (река - море) плавания, паромы, плавучие краны и другие технические сооружения подобного рода (ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

Метрополитен - вид электрифицированного городского внеуличного (подземного, наземного, надземного) пассажирского транспорта.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается альтернативно:

а) в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта; либо

б) в отказе от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом.

В обоих случаях уголовная ответственность обусловлена наступлением указанных в законе последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека или крупного ущерба. В соответствии с примечанием к ст. 263 УК РФ под крупным ущербом понимается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. рублей.

Состав преступления материальный.

При этом необходимо установить наличие причинной связи между фактом нарушения указанных правил (либо отказом от исполнения своих трудовых обязанностей) и наступившими вредными последствиями.

Нарушение указанных правил может быть совершено как путем действия (например, превышение установленной скорости движения, формирование железнодорожного состава из неисправных вагонов), так и бездействия (например, несвоевременная подача предупреждающего сигнала, непринятие мер к устранению неисправности железнодорожного пути, средств связи или сигнализации). Если имело место нарушение правил использования воздушного пространства РФ - содеянное квалифицируется по специальной норме - ст. 271.1 УК РФ.

Отказ от исполнения своих трудовых обязанностей - это бездействие, причем бездействие, которое запрещено на законодательном уровне. Так, например, ст. 413 Трудового кодекса РФ объявляет незаконным проведение забастовок в организациях авиационного, железнодорожного и водного транспорта, в случаях, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Аналогичный запрет содержится в ст. 52 Воздушного кодекса РФ и ст. 26 Федерального закона от 10 января 2003 г. 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".

Для признания преступления оконченным необходимо реальное наступление указанных последствий.

Статья 263 УК РФ - норма бланкетная. Основными нормативными актами, регулирующими безопасность движения железнодорожного и воздушного транспорта, являются Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Воздушный кодекс РФ, принятый 19 февраля 1997 г. (далее - ВК РФ).

Безопасность на морском транспорте регламентируется, в частности, Конвенцией ООН по морскому праву (1982 г.) и Международной конвенцией об охране человеческой жизни на море (1974 г.), Кодексом торгового мореплавания РФ. Правила безопасного использования внутреннего водного транспорта установлены Кодексом внутреннего водного транспорта РФ.

С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной виной: лицо предвидит возможность причинения вредных последствий в виде тяжкого вреда здоровью, или крупного ущерба, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие) либо не предвидит эти последствия, хотя должно было и могло их предвидеть (преступная небрежность).

Субъектом преступления (субъект специальный) может быть только работник железнодорожного, водного морского и внутреннего или воздушного транспорта, а также метрополитена, на которого непосредственно возложена обязанность по соблюдению правил безопасности движения и эксплуатации этого транспорта. Это прежде всего лица, непосредственно управляющие транспортным средством (машинисты, помощники машиниста, капитаны судов, пилоты), а также иные лица, отвечающие за соблюдение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (диспетчеры, стрелочники, механики).

Часть 2 ст. 263 УК РФ предусматривает ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а ч. 3 - смерть двух или более лиц.

 

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации

транспортных средств (ст. 264 УК РФ)

 

Основной объект преступления - безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект - здоровье и жизнь человека.

С объективной стороны данное преступление состоит в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, влекущем наступление тех или иных (установленных ч. ч. 1, 3 и 5 ст. 264 УК РФ) общественно опасных последствий. Между деянием и последствиями должна быть установлена причинная связь. Состав преступления материальный.

Статья 264 имеет бланкетную диспозицию. Поэтому для уяснения признаков состава предусмотренного ею преступления необходимо обратиться к нормам, устанавливающим правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. К ним прежде всего относятся Правила дорожного движения РФ и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по безопасности дорожного движения, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" <1>.

--------------------------------

<1> САПП РФ. 1993. N 47. Ст. 4531.

 

Состав преступления охватывает нарушение правил движения и эксплуатации определенных видов механических транспортных средств. К ним относятся автомобили, трамваи либо другие механические транспортные средства. Под другими механическими транспортными средствами согласно примечанию к ст. 264 УК РФ понимаются троллейбусы, тракторы, самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. Иные механические транспортные средства - это любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.).

Не относятся к механическим транспортным средствам мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения").

К нарушению Правил дорожного движения относятся, например, превышение установленной скорости, неправильный обгон, выезд на встречную полосу, управление автомобилем в состоянии опьянения. Нарушения правил эксплуатации транспортных средств выражаются в выезде на технически неисправном транспортном средстве, перевозке людей на необорудованном для этого транспорте, в превышении тоннажа и габаритов перевозимых грузов и т.п.

Ответственность по ст. 264 УК РФ обусловлена наступлением тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Таковым признается любой участник дорожного движения (за исключением лица, управляющего транспортным средством). При отсутствии этих последствий состав преступления отсутствует, однако возможно привлечение лица, причинившего вред, к административной, дисциплинарной, а также гражданско-правовой ответственности.

В случае причинения указанных последствий в результате нарушения иных правил, например погрузки или выгрузки грузов, ремонта транспортного средства, производства строительных, дорожных, сельскохозяйственных и иных работ, содеянное не должно квалифицироваться по ст. 264 УК РФ. Подобные деяния в зависимости от формы вины следует рассматривать как соответствующие преступления против личности либо как нарушение правил при производстве различного вида работ (ст. 216 УК РФ).

В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях против личности (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения").

Особое внимание при анализе состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, следует обратить на установление причинной связи между нарушением указанных правил и наступлением вредных последствий. Неисследованность этого важного обстоятельства приводит к ошибкам в квалификации.

Субъективная сторона преступления - вина в форме неосторожности. Определяющим моментом при установлении субъективной стороны состава преступления является психическое отношение лица, управляющего транспортным средством, к наступившим вредным последствиям. Преступление может быть совершено в результате как преступного легкомыслия, так и преступной небрежности.

Субъект преступления - любое лицо, достигшее 16 лет, управляющее транспортным средством. Как указано в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения" им признается как водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, так и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

Частью 3 ст. 264 УК РФ предусмотрена ответственность за те же действия, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, а частью 5 - за причинение смерти двум или более лицам. Если нарушение правил дорожного движения повлекло причинение последствий, предусмотренных разными частями ст. 264 УК РФ (тяжкого вреда здоровью и смерти), нескольким потерпевшим, содеянное следует квалифицировать только по той части ст. 264 УК РФ, которая предусматривает ответственность за наиболее тяжкое из них.

В ч. ч. 2, 4 и 6 установлена ответственность за деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения и повлекшим по неосторожности причинение соответственно тяжкого вреда здоровью, смерти, смерти двух и более лиц.

Таким образом, в данной статье совершение преступления в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или вызванного употреблением других одурманивающих веществ) рассматривается в качестве обстоятельства, влекущего более строгое наказание (квалифицирующего признака).

 

Недоброкачественный ремонт транспортных средств

и выпуск их в эксплуатацию

с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ)

 

Основной объект преступления - безопасность эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект - здоровье и жизнь человека.

Предмет преступления - все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, морской, речной и воздушный), пути сообщения, средства сигнализации или связи или иное транспортное оборудование.

Объективная сторона преступления может заключаться в любом из двух указанных в законе способов его совершения, а именно:

а) в недоброкачественном ремонте транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования;

б) в выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.

Под недоброкачественным следует понимать такой ремонт, после которого транспортное средство, пути сообщения, средства связи и сигнализации предъявляются заказчику с неустраненными неисправностями, препятствующими его использованию по назначению.

Под выпуском транспортного средства в эксплуатацию понимается выдача компетентным лицом, которому известно о неисправности транспортного средства, разрешения или предписания выехать в рейс, дача заключения о его технической исправности, непринятие мер к запрещению его эксплуатации. То есть необходимо, чтобы транспортное средство было неисправным. Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, содержится в приложении к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090.

Обязательными признаками состава рассматриваемого преступления являются последствия в виде тяжкого вреда здоровью, а также причинная связь между деянием и этими последствиями. Состав преступления материальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет. Пленум Верховного Суда РФ в п. 18 Постановления от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения" разъяснил, что субъектами данного преступления могут быть как работники автотранспортных организаций, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть.

Часть 2 ст. 266 УК РФ предусматривает ответственность за те же деяния, повлекшие смерть человека, а ч. 3 этой статьи - смерть двух и более лиц.

 

Нарушение правил, обеспечивающих

безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ)

 

Данная статья устанавливает ответственность пассажира, пешехода, другого участника движения (кроме лиц, указанных в ст. ст. 263 и 264 УК РФ) за нарушение правил безопасности движения или эксплуатации любых видов транспорта, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью или гибель одного или нескольких лиц.

Основной объект преступления - безопасность движения и эксплуатации транспорта. Дополнительный объект - здоровье и жизнь человека.

Диспозиция ст. 268 УК РФ - бланкетная: в ней не содержится конкретный перечень правил, нарушение которых влечет ответственность. Эти правила устанавливаются специальными нормативными правовыми актами, к числу которых относятся, например, Правила дорожного движения РФ, а также правила поведения пассажиров на различных видах транспорта.

Объективная сторона преступления состоит в нарушении указанных правил и может выразиться, например, в переходе улицы в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора, в посадке или высадке пассажиров при движении транспорта, в езде на велосипеде без тормозов или с превышением установленного расстояния от обочины (тротуара) и т.п.

Уголовная ответственность наступает при наличии указанных в статье последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека, а также причинной связи между этими последствиями и конкретным нарушением действующих правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Состав преступления материальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности (как легкомыслием, так и небрежностью).

Субъектом преступления (субъект специальный) являются пешеходы, пассажиры, велосипедисты, водители скутеров (мотороллеров), погонщики скота и иные лица, за исключением перечисленных в ст. ст. 263 и 264 УК РФ.

По ч. 2 ст. 268 УК РФ квалифицируется то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а по ч. 3 - смерть двух и более лиц.

 

§ 3. Иные преступления в сфере безопасности движения

и эксплуатации транспорта

 

Неисполнение требований по обеспечению транспортной

безопасности на объектах транспортной инфраструктуры

и транспортных средствах (ст. 263.1 УК РФ)

 

Основной объект преступления - транспортная безопасность. Дополнительный объект - здоровье и жизнь человека, отношения собственности.

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" <1> определяет понятие "транспортная безопасность" как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837.

 

Этот же нормативный акт дает и понятие "объект транспортной инфраструктуры". Под ним понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Объективная сторона выражается в бездействии - неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, наступлении последствий в виде тяжкого вреда здоровью или крупного ущерба и причинной связи между ними. Состав по конструкции материальный.

В примечании к ст. 263.1 УК РФ дается понятие крупного ущерба: под ним понимается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. рублей.

Статья 263.1 УК РФ - норма бланкетная. Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и различных видов транспорта утверждены Приказами Минтранса России от 8 февраля 2011 г. N 40 - 43, от 29 апреля 2011 г. N 130, от 5 августа 2011 г. N 209<1>.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".

 

Неисполнение соответствующих требований может, например, выражаться в отсутствии реагирования (несвоевременном реагировании) на проявление угроз транспортной безопасности Российской Федерации; в приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления; невоспрепятствовании проникновению лиц в зону транспортной безопасности вне установленных (обозначенных) КПП (постов); непроведении досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности и т.п.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект преступления специальный - лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, т.е. лицо, в обязанности которого должностными инструкциями вменена указанная функция. Это могут быть как должностные лица, так и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях.

Часть 2 ст. 263.1 УК РФ предусматривает ответственность за те же деяния, повлекшие смерть человека, а ч. 3 этой статьи - смерть двух и более лиц.

 

Приведение в негодность транспортных средств

или путей сообщения (ст. 267 УК РФ)

 

Основной объект преступления - безопасность движения и эксплуатации транспорта. Дополнительный объект - здоровье и жизнь человека, отношения собственности.

Предметом преступления могут быть транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо другое транспортное оборудование, а также транспортные коммуникации.

С объективной стороны преступление выражается в:

а) разрушении;

б) повреждении;

в) приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования;

г) блокировании транспортных коммуникаций.

Разрушение означает, что транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо другое транспортное оборудование, а также транспортные коммуникации приведены в полную непригодность, после чего они не могут быть восстановлены и использованы по назначению.

Повреждение их - это такая порча (поломка), в результате которой они приводятся лишь в частичную негодность, сохраняя в известной мере свою хозяйственную ценность и полезность.

Разрушение и повреждение указанных предметов могут совершаться различными способами (поджог, механическое разрушение, затопление, разборка рельсов и т.п.). Эти способы не влияют на квалификацию, но могут быть учтены при назначении наказания.

Под иным способом приведения в негодность предметов преступления понимается совершение действий, которые по сути не являются ни разрушением, ни повреждением, но приводят к невозможности их использования по назначению (например, удаление сигнальных знаков, предназначенных для обеспечения безопасности движения).

Блокирование транспортных коммуникаций представляет собой создание на путях и маршрутах движения транспортных средств значительных препятствий, исключающих их нормальное функционирование. Для этого могут быть использованы самые разные предметы, в том числе и сами транспортные средства. Блокированием является также перекрытие коммуникаций людьми.

По своей конструкции состав рассматриваемого преступления - материальный. Его обязательными признаками являются наступление указанных в законе последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, а также причинная связь между преступным деянием и наступившими последствиями.

Согласно примечанию к ст. 267 УК РФ крупный ущерб определяется суммой, превышающей 1 млн. рублей.

Субъективная сторона - вина в форме неосторожности по отношению к наступившим вредным последствиям.

Субъект - как работники транспорта, так и другие лица, достигшие 14 лет.

Квалифицирующим признаком данного преступления (ч. 2 ст. 267 УК РФ) является наступление смерти человека, а особо квалифицирующим (ч. 3 ст. 267 УК РФ) - смерть двух и более лиц.

 

Нарушение правил безопасности при строительстве,

эксплуатации или ремонте

магистральных трубопроводов (ст. 269 УК РФ)

 

Основным объектом преступления является безопасность магистральных трубопроводов в процессе строительства, ремонта и эксплуатации. Дополнительный объект - жизнь и здоровье человека.

Предмет преступления - магистральный трубопровод, по которому передается природное сырье (нефть, иные нефтепродукты, газ), а также технологически жестко связанные с ним различные объекты и сооружения, средства автоматики и связи.

Трубопроводный транспорт, предназначенный для передачи на расстояние различных жидких и газообразных материалов, получил в последнее время значительное развитие. Выведение его из строя в результате нарушения различных правил безопасности может привести к гибели людей, заражению окружающей среды и огромному материальному ущербу.

Объективная сторона преступления заключается в нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации и ремонте магистральных трубопроводов. Диспозиция статьи - бланкетная, поэтому для уяснения признаков состава преступления необходимо обратиться к нормативным правовым актам ведомственного характера.

Нарушение указанных правил может быть признано преступлением лишь при условии, если оно повлекло причинение тяжкого вреда здоровью. Обязательным признаком объективной стороны является также наличие причинной связи между фактом нарушения соответствующих правил и наступившими последствиями.

Состав преступления материальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины по отношению к наступившим последствиям.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 269 УК РФ, являются работники, обеспечивающие эксплуатацию (ремонт, строительство) магистральных трубопроводов (субъект специальный). Так, по ч. 3 ст. 269 УК РФ был осужден Л., работавший прорабом и руководивший бригадой рабочих, проводивших ремонт магистрального нефтепровода "Александровское - Анжеро-Судженск" <1>.

--------------------------------

<1>Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2008 N 88-О08-38 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Часть 2 ст. 269 УК РФ содержит квалифицированный состав и устанавливает ответственность за те же действия, повлекшие смерть человека, а ч. 3 ст. 269 УК РФ - особо квалифицированный состав, охватывающий смерть двух и более лиц.

 

Неоказание капитаном судна

помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ)

 

Объектом преступления является безопасность движения морского и речного транспорта.

Объективная сторона преступления состоит в бездействии - неоказании капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути.

Обязанность капитана принять необходимые меры для спасения терпящих бедствие людей вытекает из ряда международных конвенций (например, Конвенции ООН по морскому праву) и национальных нормативных правовых актов (например, КВВТ РФ).

Ответственность наступает за непринятие мер по оказанию помощи именно людям, терпящим бедствие вместе с судном либо вне его. Место совершения преступления - не только море (акватория, причал, рейд), но и иной водный путь.

Условием наступления ответственности является то, что помощь терпящим бедствие людям могла быть оказана без серьезной опасности для собственного судна, его экипажа и пассажиров. Оценка конкретной сложившейся обстановки и возможностей капитана по оказанию помощи производится путем экспертизы с учетом соответствующих судоходных правил, профессиональных и моральных норм, а также морских обычаев.

Последствия неоказания помощи на квалификацию влияния не оказывают. По конструкции состав рассматриваемого преступления формальный.

Преступление считается оконченным с момента непринятия необходимых мер по оказанию помощи людям, терпящим бедствие.

С субъективной стороны преступление может быть совершено только умышленно. Виновный сознает, что люди терпят бедствие, им необходима помощь, которая может быть оказана без серьезной опасности для собственного судна, экипажа и пассажиров, и никаких мер по оказанию помощи не предпринимает.

Субъект преступления - специальный. Им может быть только капитан судна или лицо, в установленном порядке исполняющее его обязанности.

 

Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ)

 

Объект преступления - установленный порядок международных полетов, обеспечивающий безопасность движения воздушного транспорта.

Международным полетом признается полет, во время которого судно последовательно находится в воздушном пространстве более чем одного государства. Правила международных полетов изложены в Воздушном кодексе РФ, а также международных договорах о воздушном сообщении, заключенных РФ с другими государствами.

Объективная сторона преступления может быть выполнена как путем действия, так и бездействия и характеризуется:

а) несоблюдением указанных в полетном задании маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета;

б) иным нарушением правил международных полетов.

К иным нарушениям следует отнести, например, полет другого типа воздушного судна, нежели обозначено в разрешении; отсутствие надлежащих опознавательных знаков; сбрасывание на землю без соответствующего разрешения грузов или парашютистов и т.д.

Состав преступления по своей конструкции - формальный.

Оконченным преступление будет считаться с момента совершения любого из вышеуказанных действий.

Нарушение правил полета в силу крайней необходимости, например, в связи с метеорологической обстановкой или неисправностью воздушного судна, не образует состава данного преступления.

С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

Субъект преступления специальный - лицо, управляющее воздушным судном (члены экипажа).

 

Нарушение правил использования воздушного пространства

Российской Федерации (ст. 271.1 УК РФ)

 

Основной объект преступления - общественные отношения в сфере безопасного использования воздушного пространства РФ. Дополнительный объект - жизнь и здоровье человека.

Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над ее территорией, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем РФ (ст. 1 ВК РФ).

Объективная сторона состоит в использовании воздушного пространства без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения (ч. 1 ст. 11 ВК РФ).

Диспозиция рассматриваемой нормы - бланкетная. В соответствии со ст. 16 ВК РФ порядок использования воздушного пространства (он может быть разрешительным или уведомительным) устанавливается Федеральными правилами использования воздушного пространства (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138).

Обязательными признаками состава рассматриваемого преступления являются последствия в виде тяжкого вреда здоровью или смерти человека, а также причинная связь между деянием и <


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.171 с.