Нарушения темпо-ритмической организации речи — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Нарушения темпо-ритмической организации речи

2022-11-24 46
Нарушения темпо-ритмической организации речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 НАРУШЕНИЯ      ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ

 

Направление: 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования: бакалавриат

 

 

                                                        Профильная направленность: логопедия

 

Челябинск, 2014


Лист согласования

 

 


Разработчики:  

 

 

 

   

 

 

 

доцент кафедры СППиПМ  

 

 

Кондратенко В.А.

(занимаемая должность)  

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

   

 

 

 

(занимаемая должность)  

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры

«   »

 

__ Протокол  
   

 

 

 

Заведующий кафедрой  

 

 

Л.А. Дружинина

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

   

 

 

 

Одобрено представителем работодателя

Н.В. Войленко, директор МБСКОУ СОШ школы-интерната № 11

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия, должность, место работы)

Руководитель ОПОП  

 

 

Шереметьва Е.В

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

Декан факультета  

 

 

Н.Г. Сошникова

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

                         

 

 



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«___» _______ 2014 г.

Протокол № __

Зав. кафедрой _______.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Нарушения темпо-ритмической организации речи

 

Направление: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

 

 

          Уровень образования: бакалавриат

 

 

Профильная направленность: логопедия

 

 

Челябинск, 2014г

 



Оглавление

 

1. Пояснительная записка. 5

2. Содержание дисциплины.. 8

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 20

4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации       обучающихся по освоению дисциплины                                                                                                         37

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 44

6. Перечень информационных технологий. 46

7. Описание материально-технической базы.. 46

8. Иные сведения и (или) материалы                                                                                                            48

 



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Нарушение темпо-ритмической организации речи - тяжелые и стойкие формы речевой патологии. Сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние на речевую коммуникацию, на развитие познавательной деятельности и часто препятствует формированию полноценной личности. Студенту-бакалавриата факультета коррекционной педагогики необходимы разносторонние и глубокие знания о данной речевой патологии, основанные на ранее полученных сведениях дисциплин медицинского цикла, психологии, психолингвистики, чтобы в будущей практической деятельности уметь анализировать характер патологии и находить оптимальные пути ее решения.

       В процессе обучения и практической подготовки будущих бакалавров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения ключевая роль принадлежит курсу «Психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушением темпо-ритмической организации речи»

Дисциплина «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением темпо-ритмической организации речи.» (Б1.В.ОД.7) является дисциплиной базовой части основной профессиональной образовательной программы. Трудоемкость дисциплины составляет 5 ЗЕТ (180часа), из них 72 часа – аудиторная (72 часа: 36 часов – лекционные занятия, 36 часов – семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов (63 часа); 45 часов отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается в течение 5 семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается экзаменом в 5 семестре.

1.2. Необходимые для дисциплин ы знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Курс «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением темпо-ритмической организации речи» тесно связан с дисциплинами «Логоритмика», «Фонетическая ритмика», «Заикание», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Специальная педагогика», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей лиц с отклонениями в развитии и возможностями оказания им коррекционной помощи. Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социо-гуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов логопедии, специальной психологии. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

При изучении дисциплины студенты-магистры знакомятся с базовыми понятиями логопедии, основными факторами и видами нарушений психического развития. Благодаря этому курсу у бакалавров должны  актуализироваться и сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности нарушенного развития, его закономерностях и специфических особенностях. Это позволит им понимать психологические механизмы нарушений различных сторон речи и  психики при разнообразных поражениях и применять полученные знания в практической  и научно-исследовательской  деятельности, а также при изучении других дисциплин. Материал излагается в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Курс «Нарушения темпо-ритмической организации речи» тесно связан с дисциплинами: «Логоритмика», «Фонетическая ритмика», для которых сформированные в данной дисциплине знания и умения, помогают овладеть базовыми знаниями и умениями.

1.4. Цели дисциплины:

- Формирование у студентов необходимых представлений о теоретико-методологических основах логопедии, ее базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов, о закономерностях психического развития при различных видах нарушений, правильного понимания сущности нарушений нормального хода развития.

- Формирование у студентов системы знаний и умений, связанных с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, вопросами коррекции, компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации детей, подростков и взрослых с ограниченными возможностями здоровья.

- Формирование понимания сущности нарушения темпа и ритма речи, как речевой патологии;

- Формирование понимания сущности заикания как наиболее сложной формы нарушения темпо-ритмической организации;

-  Формирование умений и навыков по выявлению причино-комплекса нарушения темпа и ритма речи, заикания;

-   Формирование умения организовывать коррекцию нарушений темпо-ритмической стороны речи у детей разных возрастных групп;

 

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
1 ОПК-3 Способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся       З.1 – общие и специфические закономерности темпо-ритмической организации речи 3.2-причины нарушения темпо-ритмической стороны речи, механизмы заикания с точки зрения различных теоретических обоснований;  3.3 –адекватную методику обследования при различных формах темпо-ритмических нарушений; З.4 – формы коррекционной работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая;   У.1 – реализовывать умения и навыки по выявлению причино-комплекса нарушения темпа и ритма речи, заикания; У.2 – обосновывать теоретическое и практическое значение темпо-ритмической организации речи для диагностики и коррекционно-логопедической работы В.1 – навыками анализа основополагающих исследований в области логопедии; В.2 – навыками анализа причин и механизмов формирования темпо-ритмической стороны речи.  
2 ПК-3 Готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ          
3 ПК-1 Способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ   З.5 – современные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей с нарушением темпо-ритмической стороны речи; З.6 – специфику использования методов психологической, логопедической диагностики при проведении психолого-педагогического обследования лиц с нарушением темпо-ритмической стороны речи.   У.4 – осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с нарушением темпо-ритмической стороны речи с учетом структуры нарушений У.5 – определять условия проведения психолого-педагогического обследования лиц с нарушением темпо-ритмической стороны речи на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития   В.4 – приемами адаптации диагностических методик с учетом структуры нарушений

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
I Раздел I.Клинико-физиологическая характеристика темпо-ритмической организации речи.   10 - 10 12 32
I.1 Общие сведения о нарушениях темпо-ритмической организации речи: объект, предмет, цель, задачи 4 - 2 4 10
I.2 Виды нарушений темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера. 4 - 4 4 12
1.3 Характерисника тахилалии, брадилалии. Баттаризм.  Полнерн. Прерывистый темп речи. Физиологические итерации. 2 - 4 4 10
.            
             
II Раздел II Этиология и патогенез заикания. 8 - 8 18 34
II.1 Предрасполагающие и производящие причины. 2 - 4 6 12
II.2 Симптоматика заикания. 2 -   6 8
II.3 Классификации нарушений темпо-ритмической стороны речи. 4 - 4 6 14
             
III Раздел III. Обследование нарушений темпо-ритмической стороны речи. 6 - 6 18 30
III. 1 Сбор анамнестических данных. Психолого-педагогические сведения. Логопедическое заключение. 2 - 2 6 10
III. 2 Клиническое обследование. Параметры  дизонтогенеза 2 - 2 6 10
III. 3 Формы нарушения темпо-ритмической стороны речи.Симптоматика. 2 - 2 6 10
IV Раздел IV. Коррекционно-логопедическая работа по устранению  заикания. 12 - 12 15 39
IV.1 Мероприятия по оздоровление  психосоматики и нервной системы заикающегося. 4 - 4 4 12
IV.2 Требования к содержанию логопедического занятия. Методика проведения занятия. 4 - 4 4 12
IV.3 Методики коррекционно-логопедической работы  по устранению заикания у детей дошкольного,  школьного возраста Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми. 4 - 4 7 15
  ИТОГО: 36 - 36 63 135
  Контроль         45
  ВСЕГО:         180

 


2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел I.Клинико-физиологическая характеристика темпо-ритмической организации речи.  (32часа)

Требования к результатам освоения раздела: ОПК-3: З.1; З.2;  З.3; У.2; В.1;В.2

                                                         ПК-1: З.5; З.6; У.4; У.5; В.4      ПК-3

Содержание раздела

Лекция 1

Кол-во часов: 4

План:

1. История изучения нарушений темпо-ритмической стороны печи.

2. Теоретический и практический аспект изучения нарушений темпо-ритмической стороны речи.

3. Предмет, объект, цель и задачи изучения нарушений темпо-ритмической стороны речи.

 

Список литературы:

[ 1; 3;13; 14;18;22;24; 26]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Нарушения темпо-ритмической стороны речи»

Практическое занятие. Тема 1.1Общие сведения о нарушениях темпо-ритмической стороны речи.

Кол-во час: 2

Форма проведения: семинар

Изучаемые вопросы:

1.Проблема нарушений темпо-ритмической стороны речи в историческом аспекте.

2.Вклад отечественных ученых в проблему изучения нарушений темпо-ритмической стороны речи.

3.Теория И.Сикорского, Г.Гутцмана, их аналитико-синтетического метода изучения заикания.

Список л-ры: [1;3;13; 14; 18; 22; 24;26]

Информационное сопровождение:1.Мультимедийная презентация «Нарушения темпо-ритмической стороны речи»

 

Лекция 2

Кол-во часов: 2

План:

1. Научно-теоретические основы исследования проблемы заикания.

2. Рече-моторные нарушения вследствие замедленной обработки слуховой информации.

3. Нарушение темпо-ритмической стороны речи вследствие расстройств последовательности артикуляционных движений.

4. Заикание и особенности синтеза речи.

 

Список литературы:

[1;2; 3; 10;18; 20]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Нарушения темпо-ритмической стороны речи».

  Практическое занятие. Тема 1.2 Виды нарушений темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера.

Кол-во час. 4

Форма проведения:семинар

Изучаемые вопросы:

1.Заикание и функциональная ассиметрия полушарий

2.Психологический аспект изучения нарушений темпо-ритмической стороны речи.

3.Психические особенности, проявляющиеся в ограничении речи. Логофобии.

Список л-ры: [ 1; 10; 18; 22 ]

Информационное сопровождение: «Фильм о заикании»

                        Лекция 3

Тема: Характеристика тахилалии, брадилалии. Баттаризм.Полтерн. Прерывистый темп речи. Физиологические латерации

Кол-во часов:2

План:

1.Симптоматика тахилалии и брадилалии.

2.Баттаризм, полнерн, симптоматика, причины, диагностика.

3.Физиологические латерации.

Список л-ры: [ 4;10;13;14; ]

Информационное сопровождение:

1.Мультимедийная презентация: «Характеристика заикания у детей»

Практическое занятие 1.3

Кол-во часов: 4

Форма проведения: выполнение творческого задания «Сравнительная схема нарушений темпо-ритмической стороны речи:тахилалия, брадилалия, баттаризм, полтерн.»

Изучаемые вопросы:

1. Причины, симптомы, диагностика тахилалии и брадилалии.

2. Баттаризм, как синтаксическое растройство речи.

3. Полтерн. Характеристика.

Список литературы:

[2; 5; 9; 11; 13; 15; 16; 18; 26; 28; 35; 38;39]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийные презентации;

2. Схемы: «Сравнение нарушений темпо-ритмической стороны речи. Симптоматика»

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Список литературы:                                                               

 3 балла

[2; 5; 9; 11; 13; 15; 16; 18; 26; 28; 35; 38;39]

Список литературы:

Балла

Практическое занятие 4

Кол-во часов: 4

Форма проведения: дискуссия.

Изучаемые вопросы:

1. Эндогенные факторы возникновения различных отклонений в развитии.

2. Экзогенные факторы возникновения различных отклонений в развитии.

Список литературы:

[2; 3; 5; 9; 12; 15; 16; 20; 22; 24; 26; 28; 29; 30; 35; 38]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Причины возникновения заикания».

2. Видеофрагменты, подготовленные студентами «Причины возникновения заикания».

Лекция 5

Кол-во часов: 2

План:

1. Социально-психологические симптомы

2. Виды судорог:форма, локализация, частота.

3. Фонетико-фонематичческие нарушения.

4. Лексико-грамматические нарушения.

5. Нарушения формирования фразовой речи.

6. Нарушение ударения, интонации, ритма.

7. Нарушение моторики: общей, мелкой, артикуляционной.

8. Характерологические особенности заикающегося. (феномен фиксированности)

Список литературы:

[2; 4; 10; 29; 15; 22]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Понятие нормы и патологии в современной науке о человеке».

2.Симптоматика заикания в работах:Сикорского И.А., Шкловского В.М. для сравнительного анализа

 

Лекция 6

Кол-во часов: 4

План:

1. Классификация как один из методов познания общих закономерностей темпо-ритмической организации речи.

2. Принципы построения классификаций при изучении заикания.

3. Степени заикания: легкая, средняя, тяжелая.

4. Типы течения заикания:постоянный, волнообразный, рецидивирующий.

Список литературы:

[2; 24; 26; 29]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Классификации нарушений темпо-ритмической стороны речи».

 

Практическое занятие 5.

Кол-во часов: 4

Форма проведения: семинар

Изучаемые вопросы:

1. Этиологический признак с учетом клинической картины нарушения.

2. Церебро-органический признак.

3. Формообразующий признак.

4. Фонологический признак.

Список литературы:

[2; 24; 26; 29]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Критерии и сущность классификаций нарушений  темпо-ритмической стороны речи».

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Балла

Балла

Балла

Баллов

1. Видеофрагменты по теме «Причины возникновения нарушений темпо-ритмической стороны речи»             – 3 2. Обзор материалов сайтов по проблеме                          – 5

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-1: З.1 Знать как организовать коррекционно-развивающую образовательную среду,быть готовым к выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты ребенка с ОВЗ ПК-1: В.3 Владеть навыками анализа психики ребенка с ОВЗ на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения

- Схемы «Нарушение темпо-ритмической стороны речи разной этиологии.».

- Конспект «Предрасполагающие и производящие причины заикания».

- Индивидуальное собеседование.

- Коллоквиум по теме 2.4.

- Контрольная работа.

  ПК-3: У.4 Осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений  

- Мультимедийная презентация «Причины возникновения нарушений темпо-ритмической стороны речи»

- Видеофрагменты по теме «Причины возникновения заикания»

- Схемы «Нарушение темпо-ритмической стороны речи разной этиологии.».

- Коллоквиум по теме 2.4.

- Контрольная работа.

  ПК-3: У.5 Определять условия проведения психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития

- Конспект параграфа учебника «Логопедия»; «Критерии и сущность классификаций нарушений темпо-ритнической организации речи» с последующим анализом.

- Схемы «Заикание при различных вариантах дизонтогенеза».

- Коллоквиум по теме 2.4.

- Контрольная работа.

       

 

Раздел III.Обследование темпо-ритмической стороны речи (30 часов)

Требования к результатам освоения раздела:

 

ОПК-3, ПК-1: З.4;

ПК-3

Содержание раздела

Тема III. 1Сбор анамнестических данных. Психолого-педагогические сведения. Логопедическое заключение.

Сбор анамнестических данных. Психолого-педагогические сведения. Данные клинического обследования. Логопедическое заключение. Обоснованность понимания невротического и неврозоподобного заикания и их дефференциация. Появление первых признаков заикания. Отношение ребенка к своему дефекту. Оказание первоначальной помощи. Психомоторное обследование. Импрессивная и экспрессивная речь. Уровень речи свободной от заикания. Уровень фиксированности на запинках.Контактность с окружающими. Наличие защитных реакций. Оценка собственной речи. Метод Роршаха. Тематический апперцепционный тест.(ТАТ) Методика Розенцвейга. Учет формы заикания, виды судорог, степени заикания, сочетанность речевого нарушения, наличие и выраженность психических симптомов, логофобия, двигательные и речевые уловки, эмболофразия, Индивидуальные психологические особенности заикания. Дифференциальная диагностика. Определение формы заикания. Симптоматика.

 

План лекций

План семинарских занятий

                 Лекция 7

Кол-во часов: 2

План:

Анамнестические сведения.

Параметры дизонтогенеза.

3 Логопедическое заключение.

Список литературы: [ 6:8;9;10; 12;14;48 ]

Информационное сопровождение:

1.Мультимедийная презентация:

«Психолого-педагогическое обследование заикающегося ребенка».

2.Схемы «Онтогенез речевого развития заикающегося ребенка при различных вариантах дизонтогенеза».

 

 

Практическое занятие 6 Тема III. 1Обследование темпо-ритмической стороны речи. Кол-во часов: 2 Форма проведения: деловая игра «Сбор анамнестических данных». Изучаемые вопросы: 1. Психолого-педагогические сведения. 2.  Клиническое обследование. 3. Параметры дизонтогенеза. 4. Логопедическое заключение. 5. Составление таблицы-схемы «Обследование заикающегося ребенка»: - Анкетные данные - Анамнез - Речевое развитие в онтогенезе - Логопедическое заключение Список литературы: [2-13; 15; 16; 21; 23; 26; 28; 29; 30; 31; 33; 35] Информационное сопровождение: 1. Материалы для заполнения таблицы «Обследование заикающегося ребенка», подготовленные студентами. 2. Схемы «Онтогенез речевого развития заикающегося при различных вариантах дизонтогенеза». 3. Конспект параграфа учебника: Логопедия «Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии заикающегося ребенка».

 

 

 

Лекция 8

Кол-во часов: 2

План:

Кол-во часов: 2

План:

Балла

Баллов

6. Контрольная работа по разделу.

Баллов

Содержание раздела

IV.2 Требования к проведению логопедического занятия. Методика проведения занятия.

Основные принципы к проведению логопедического занятия при заикании. Специфика занятия. Структурные компоненты занятия. Методика построения логопедического занятия при заикании и его проведения. Логоритмика, как основа комплексной коррекции заикания. Содержание речевого материала. Требования к организации логопедического занятия. Оснащенность логопедического занятия наглядностью и ТСО. Учет структуры нарушения. Учет возрастно-характерологических особенностей. Учет отношения заикающегося к своему дефекту. Коррекция и развитие чувства ритма. Коррекция и развитие пространственной ориентировки. Развитие всех видов моторики. Коррекционно-психическое воздействие.Разнообразие прийомов и методик в коррекционно-логопедической работе.

 

Лекция 11

Тема IV.2Логопедические занятия с заикающимися детьми и методические требования к ним.

К-во часов:4

План:

План-схема логопедического занятия.

                Лекция 12

----------------------------------------------------------------

Кол-во часов:4

План:

  1. Методики устранения заикания у дошкольников.
  2. Методики устранения заикания у детей школьного возраста.
  3. Методики устранения заикания у подростков.
  4. Методики устранения заикания у взрослых заикающихся.

Список литературы: [ 2;4;5;12;15;17;20;24;26 ]

Информационное сопровождение:

Баллов

Баллов

Баллов

1. Конспект параграфа учебника «Логопедия» «Ме тодики устранения заикания у детей дошкольного возраста.                                    -3 2. Конспект параграфа учебника «Логопедия» «Методики устранения заикания у детей школьного возраста»                                                              - 3 3. Конспект параграфа учебника «Логопедия» «Устранение заикания у подростков и взрослых – 3 4. Анализ методики Богомоловой                      -3

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ОПК-3: В.3 Способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Владеть готовностью к организации корреционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-логопедической работы.  

- Участие в разработке логопедических занятий (индивидуальных и фронтальных)

- Проверка разработок логопедических занятий.

- Проверка конспектов по темам.

- Индивидуальное собеседование.

- Проверка таблицы «Виды коррекционных средств»

- Контрольная работа по разделу.

ПК-1: З.5 Знать современные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ ПК-3: З.6 Знать специфику использования методов психологической диагностики при проведении психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ ПК-3: У.5 Уметь определять условия проведения психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития ПК-3: В.4 Владеть приемами адаптации диагностических методик с учетом структуры нарушений

- Проверка таблицы «Специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии».

- Проверка умения владеть методикой Богомоловой.

- Участие в деловой игре.

- Групповое собеседование по темам самостоятельной работы.

- Контрольная работа по разделу.

     

 

Максимальное количество баллов по дисциплине 105 (задания инвариантной части) + 60 (выступления на практических занятиях) = 165 баллов


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН Ы

Список литературы

 

 

3.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы           обучающихся по дисциплине

1. Абелева И.Ю., Голубева Л.П., Евгенова А.Я., Синицына Н.Ф., Смирнова М.В. В помощь взрослым заикающимся. Пособие для самостоятельной работы над речью. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1969. - 327 с.

2. Андронова Л.З. Факторный анализ рецидивов заикания у детей 8-12 лет // Расстройства речи и методы их устранения. Сборник трудов /Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1975. - 195 с. - 106-125.

3. Андронова Л.З. Коррекция интонационной стороны речи заикающихся //Дефектология. - 1988. - №6. - С. 63-67.

4. Андронова Л.З., Арутюнян М.А. Анализ временных характеристик видов речи, применяемых при коррекции заикания // Дефектология. - 1984. - № 4. - С. 14-17.

5. Арутюнян Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. М., 1990.

6. Арутюнян Л.З. (Андронова) Как лечить заикание. М., 1993.

7. Арутюнян Л.З. Основные положения комплексной методики устойчивой нормализации речи при заикании /Заикание: проблемы теории и практики. - М., 1992.

8. Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О., Мозговая Е.Л. Клинико-физиологическая характеристика детей дошкольного возраста, страдающих невротическим и неврозоподобным заиканием //Дефектология. - 1978. - № 1. - С. 25-30.

9. Асатиани Н.М., Казаков В.Г., Фрейдин Ю.Л. Некоторые вопросы клинической классификации заикания // Дефектология. - 1988. - № 1 - С. 28-32.

10. Белякова Л.И. Заикание М., 2001.

11. Белякова Л.И. К вопросу о механизмах возникновения заикания //Дефектология. - 1974. - № 5. - С. 10-17.

12. Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания //Заикание: проблемы теории и практики. - М., 1992.

13. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности "Логопедия" - М.: В. Секачев, 1998. - 304 с.: ил.

14. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Третий международный конгресс по проблеме заикания // Дефектология. - 2001. - № 1. - С. 75-76.

15. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Основы логопедической технологии формирования плавной речи у заикающихся //Дефектология 2001, № 4, с. 49 -52.

16. Белякова Л.И., Лубенская А.И. Прием угашения страха речи у взрослых заикающихся //Дефектология.-1975. - № 3. - С. 86-89.

17. Белякова Л.И., Саитбаева Э.Р., Дьякова Е.А. Психо-физиологический анализ заикания // Международная конференция по аномальному развитию детей и подростков 11-13 мая 1984 г. Сборник тезисов научных докладов / Отв. ред. Б.П. Пузанов. - М.: МПГУ, 1994. - 72 с. - С. 29.

18. Белякова Л.И., Кумалья И. Сравнительный анализ состояния двигательных и речедвигательных функций у заикающихся дошкольников //Дефектология. - 1985. - № 1 - С. 69-74.

19. Блескина М.П., Висленева М.Г. Методические указания по логопедической работе со взрослыми заикающимися (в условиях стационара) // Методические материалы по лечению расстройств речи / Отв. ред. Н.В. Чепурная. - Л.: Ленинградский НИИ по болезням уха, горла, носа и речи, 1966. - 75 с. - 18-29.

20. Богданова Е.В., Жихарева Н.Б. Основные направления дифференцированной коррекционной работы с заикающимися подростками в условиях стационара // Расстройства речи и методы их устранения. Сборник трудов / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1975. - 195 с. - С. 135-149.

21. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1977. - 96 с.

22. Боксер Р. И. Из опыта преодоления заикания у подростков // Дефектология. - 1973. - № 2. - С. 46-50.

23. Болдырева Т.А. Динамика формирования личности заикающихся //Заикание: проблемы теории и практики. - М., 1992.

24. Болдырева Т.А., Ваниева В.Ю. Эффективность логопедической работы и особенности личности заикающихся // Международная конференция по аномальному развитию детей и подростков 11-13 мая 1994 г. Сборник тезисов научных докладов


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.206 с.