Быть привязанным к сознанию Кришны, как Харидас Тхакур — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Быть привязанным к сознанию Кришны, как Харидас Тхакур

2022-10-27 27
Быть привязанным к сознанию Кришны, как Харидас Тхакур 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада

Лос-Анжелес. 19.12.1968 г.

 

Тамал Кришна: Это вопрос всего лишь понимания и принятия этого факта. Кхатванга Махарадж достиг этого состояния всего за несколько минут до смерти, предавшись Кришне. "Нирвана" значит окончание материальной жизни. Согласно философии Будды, после этой материальной жизни - только пустота. Но Бхагавад-гита учит иначе. После окончания материальной, начинается настоящая жизнь. Для материалиста достаточно знать, что эта материальная жизнь закончится. Но для духовно развитого человека очевидно, что есть другая жизнь после этой материальной. Поэтому если перед завершением этой жизни посчастливилось придти в сознание Кришны, то можно сразу достигнуть уровня "брахма-нирваны". Нет никакой разницы между царством Бога и преданным служением Господу. Так как и то и другое находится на абсолютном уровне. Заниматься трансцендентным любовным служением Господу - это значит достичь духовного царства. В материальном мире - деятельность с целью удовлетворения чувств, в то время, как в духовном мире - деятельность в сознании Кришны. Поэтому достижение сознания Кришны даже в течение этой жизни - это немедленное достижение "Брахмана". И тот, кто в сознании Кришны, безусловно уже вошел в царство Божие. Шрила Бхактивинод Тхакур подитожил вторую главу Бхагавад-гиты, назвав её сутью всего текста. В Бхагавад-гите рассматриваются вопросы "карма-йоги" и "гйана-йоги"...

Прабхупада: "Гйана-йога".

Тамалa Кришна: "...гйана-йога" и "бхакти-йога". Во второй главе "карма-йога" и "гйана-йога" подробно разбираются. Немного о "бхакти-йоге" так же сказано. Так заканчивается комментарий Бхактиведанты ко второй главе Шримад Бхагавад-гиты по вопросу об её содержании.

Прабхупада: Спасибо. Есть вопросы? Да.

Тамалa Кришна: Я всегда путаюсь в... Здесь говорится, что чистый преданный вроде Харидаса Тхакура не падет жертвой искушений Майадеви, но даже Господь Брахма и Господь Шива могут пасть, стать её жертвой. Я всегда думал, что они были чистыми преданными Господа.

Прабхупада: Нет. Да, они чистые преданные, но они - "гунаватара". Господь Брахма - верховная личность этой материальной вселенной. Он - отец всех живых существ. Таким образом, они... Конечно, если очень серьезно изучать, то Харидас Тхакур, в плане преданного служения, даже выше, чем Брахма. Хотя он считается воплощением Брахмы. Брахма Харидас. Не надо беспокоиться из-за того, что Господь Брахма и Господь Шива пали таким образом. Но... надо принять во внимание то, что если Господь Брахма, Господь Шива иногда падут жертвой "майи", то что уж говорить о нас? Поэтому надо быть очень, очень осторожными. Есть шанс падения даже в статусе Брахмы и Шивы. Что уже говорить о простых смертных? Поэтому надо быть очень сильно вовлеченным в сознание Кришны, как Харидас Тхакур. Тогда можно очень легко преодолеть соблазны "майи". Так это надо понимать. Не так, что Брахма проявил слабость, потерял статус, пал. Нет. Все это для того, чтобы наставить нас.

 

«Прабхупада-шикшамрита»

Цитаты Ш.Бхактиведанты Свами

Харидас Тхакур

72-01 Во многих ведических писаниях — в «Агни-пуране», «Кали-Сантарана-упанишад», «Брихан-нарадия-пуране» и многих других — можно найти упоминания о том, что маха-мантра особенно рекомендуется для осознания Бога в эпоху Кали. Харидас Тхакур повторял три лакха имен каждый день, то есть, шестнадцать имен в каждой мантре, 108 умножить на шестнадцать, это 1728 имен на каждом круге малы. Разделить 300 000 на 1728 получается около 175 кругов ежедневно. А нам трудно повторить шестнадцать кругов! Вот почему Харидас Тхакур — это Намачарья. «Чайтанья-чаритамрита» сообщает нам о том, что Господь Чайтанья и Харидас Тхакур были постоянно погружены в повторение харе-кришна-мантры: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. (ПШП Ягьешваре, 2 января 1972).

73-06 Нет, Харидас Пандит не то же лицо, что Намачарья Харидас Тхакур. Харидас Пандит был пуджари в храме. (ПШП Джадурани, 28 июня 1973).

Люди, стремящиеся извлечь выгоду из дешевой славы, подражают таким великим личностям, как Харидас Тхакур, который сидел в одиночестве и повторял по 300000 Святых Имен ежедневно. Благодаря этому повторению — повторению в одиночестве — он обрел такую духовную силу, что смог проститутку обратить в великую преданную, тогда как обычные люди легко падают жертвами соблазна.

Итак, не надо подражать таким великим личностям, но следует стараться увидеть, какой вкус он [Харидас Тхакур] развил к повторению Святого Имени: просто благодаря повторению он мог пребывать в одиночестве. Если человек способен оставаться в одиночестве, просто занимаясь повторением Святого Имени, это очень хорошо, но это и трудно. Обусловленной душе в обусловленной жизни полностью сосредоточить ум на повторении очень трудно. Лучше заниматься проповедью, и это постепенно приведет к успеху. Кроме того, когда мы по-настоящему заняты проповеднической деятельностью, мы постепенно наращиваем свою духовную силу, не падая. (ПШП Шивананде, 11 ноября 1968).

Это положение высококлассного преданного нельзя имитировать. Такое могли делать только Господь Чайтанья, Господь Нитьянанда или Харидас Тхакур.

Тхакур Харидас был настолько могуществен, что смог обратить даже проститутку. Но мы не должны пытаться имитировать Тхакура Харидаса или Господа Чайтанью. Наше положение — второй уровень. Мы не должны удовлетворяться пребыванием на самом низком уровне. Мы должны стараться подняться на второй уровень. Что же касается высшего уровня, он не достижим собственными усилиями человека, но достичь его все же можно, если мы обретем полную милость Кришны. Это полностью зависит от беспричинной милости Кришны. (ПШП Мадхусудане, 29 июля 1968).

74-06 Да, существуют примеры сознававших Кришну людей, которые совершали своё поклонение в одиночестве, и величайшим из таких примеров является Харидас Тхакур. Харидас Тхакур жил один, в пещере, и посвящал всё своё время повторению харе-кришна-мантры. Подобным образом духовный учитель моего Гуру Махараджи Гауракишора-дас Бабаджи также повторял Святые Имена один, в уединённом месте, чтобы никто не мешал ему размышлять о Кришне. Но этим великим людям нельзя подражать. Если мы станем искусственно имитировать их, из вредности или из желания прослыть святыми, не много блага это нам принесёт. (ПШП Ядунандане, 25 июня 1974).

69-03 Относительно твоего вопроса о Господе Шиве и Тхакуре Харидасе, и их разного отношения к сексуальному возбуждению: Это не значит, что Господь Шива пал с уровня преданности. Даже если преданный иногда оказывается привлечен половой жизнью, это не означает, что он деградировал. Это случайность. Поскольку Господь Шива грихастха, то из-за прошлых привычек иногда кажется, что он привлечен половой жизнью, но это не значит, что он утратил свое положение, деградировал. Никогда нельзя думать о преданном так. Таких историй немало, но эти кажущиеся падения не оказывают влияния на очень-очень развитых преданных. Неофит должен быть предельно осторожен. Нельзя обсуждать так называемые «падения» великих преданных. Как нельзя судачить о солнце, которое выпаривает воду из мочи. Солнце может это делать, и все равно остаться солнцем, но обычный человек, если живет в нечистом месте, заболеет. Итак, Господь Шива или Брахма — это очень возвышенные преданные, и мы не должны пытаться критиковать их поведение, даже если кажется, что они нарушают правила. Все это прекрасно объясняется в Шримад-Бхагаватам в беседе Махараджи Парикшита и Шукадевы Госвами, в Десятой Песни. (ПШП Химавати, 23 марта 1969).

71-09 У тебя есть все возможности распространять Движение сознания Кришны. Это факт. Поэтому трудись с энтузиазмом и терпением, и твои попытки, по милости Кришны, увенчаются успехом. И продолжай программу от двери к двери. Это очень хорошо. Так делал Господь Нитьянанда, так делал Харидас Тхакур, так делали все близкие спутники Господа Чайтаньи. Нам же надлежит следовать за ними. (ПШП Джагадише, 2 сентября 1971).

69-03 В обусловленном состоянии мы повторяем харе-кришна-мантру формально, без привязанности и стараемся побыстрее закончить свои круги. Иногда мы забываем прочитать предписанное количество кругов. А вот Шрила Харидас Тхакур даже в конце жизни повторял мантру 300 000 раз, хотя Господь Чайтанья лично просил его не надрываться так. Но Харидас Тхакур ответил Ему на это, что будет продолжать делать это до конца своей жизни. Такова картина духовного вкуса. Поэтому, пожалуйста, повторяй искренне мантру, сохраняя свое теперешнее умонастроение, и Кришна будет проливать на тебя все больше и больше благословений в понимании секрета духовной вибрации. Конечно, иногда окружающие могут не понять этих слез блаженства, поэтому нам лучше скрывать их от взора обычных людей. Так что когда ты увидишь снова необычные цвета и т.д., лучше пой и слушай, и тогда тебе легче будет понять, что это такое. (Это ведь может быть и следствием твоих прежних привычек, связанных с наркотиками). (ПШП Джаяпатаке, 11 марта 1969).

70-01 Шестнадцать слов маха-мантры — не человеческое изобретение. В различных Пуранах — авторитетных ведических писаниях — можно найти авторитетные мантры. В Кали-сантара-упанишад говорится, что эти шестнадцать слов маха-мантры являются святыми именами Верховного Брахмана, предназначенными для спасения падших душ. Чайтанья Махапрабху пел и повторял маха-мантру, Харидас Тхакур повторял ее круглосуточно, все Госвами и ачарьи повторяли святые имена, мой Гуру Махараджа повторял, и мы, следуя всем этим примерам, тоже повторяем мантру. Так что все это подтверждается авторитетом ученической преемственности, и все мы должны повторять по меньшей мере шестнадцать кругов ежедневно, чтобы поддерживать себя на духовном уровне сознания Кришны. (ПШП Ранадхире, 24 января 1970).

68-11 Люди, желающие достичь дешевой славы, подражают великим личностям, Харидасу Тхакуру, который сидел в одиночестве и повторял ежедневно 300 000 имен. С помощью этого повторения — повторения в одиночестве — он достиг такой духовной силы, что смог даже проститутку превратить в великую преданную, тогда как обычный человек на его месте легко пал бы жертвой такого искушения. Не следует подражать таким великим личностям, но надо стараться увидеть, какой сильный вкус они приобрели к повторению святых имен — настолько сильный, что он позволил им жить в одиночестве, занимаясь лишь повторением. Если человек способен жить один, просто занимаясь повторением святого имени, это очень хорошо, но это и трудно. Для обусловленной души, ведущей обусловленную жизнь, полностью сосредоточить ума на повторении — задача невероятной трудности. Лучше заниматься проповедью, и это постепенно приведет нас к успеху. Кроме того, когда мы по-настоящему занимаемся проповеднической деятельностью, мы постепенно наращиваем свою духовную силу без падений. (ПШП Шивананде, 11 ноября 1968).

68-02 Мой тебе совет: продолжай придерживаться той же линии, что сейчас, и это само по себе поможет тебе продвигать твое дело сознания Кришны. Да, это будет большое благо, если ты сможешь повторять по целому лакху имен ежедневно, и читать писания. Это прекрасная для тебя возможность научиться петь все стихи Шримад-Бхагаватам, как ты это начинал делать в Сан-Франциско. Это будет хорошо. Когда намачарья Харидас Тхакур попал в тюрьму, он сказал заключенным: «О, как вам повезло, что вы можете сидеть и повторять святые имена, и майя не отвлекает вас прелестями внешнего мира!» Ты должен размышлять примерно так же и воспользоваться временем своего заключения как величайшей возможностью духовного прогресса. Заметь, что обратная сторона этой страницы появилась в очень популярном журнале «Нью-йоркер», и хотя они повторяют «Харе Кришна» в насмешку, это роли не играет. Поскольку они произносят «Харе Кришна», это успех нашей миссии. Люди Кази разбили группы киртана, созданные Господом, и некоторые из них, глумясь, произносили «Харе Кришна», а после они не могли удержать свои языки, которые продолжали и продолжали произносить «Харе Кришна». Наши языки должны стать такими же, чтобы мы не могли остановиться и все пели и пели бы славу Господу. Мы практикуем, и настанет день, когда так оно и будет. (ПШП Упендре, 5 февраля 1968).

70-07 Что касается преследований преданных, то да, это не ново в истории. Проповедники часто подвергаются преследованию. Но при нынешнем уровне цивилизации я не думаю, чтобы кто-нибудь подвергся распятию, как Господь Иисус Христос. Хираньякашипу преследовал собственного сына, которому было всего пять лет. Демоны и безбожники всегда готовы причинять вред преданным. Иногда демоны, такие как Камса, например, готовы даже убить Господа. Во времена Господа Чайтаньи преследованию подвергался Тхакур Харидас и был даже заключен в тюрьму. Более того, его избивали бичами на 22 рыночных площадях, но демоны не преуспели, им не удалось заглушить движение Харе Кришна. Не беспокойся об этом. Занимайся своим делом. Кришна окажет тебе всяческую помощь, будь уверен. Просто погрузись в свое занятие серьезно и искренне. (ПШП Упендре, 15 июля 1970).

76-03 В зарубежных странах мы организуем свои центры именно на этом принципе. Здесь мы делаем то же самое — в Майяпуре, и сейчас мы взяли еще одно новое место, Харидаспур, место, связанное с Харидасом Тхакуром. Там 6 бигхов земли (чуть больше 9 с половиной Га.), которую нам пожертвовали, и мы пытаемся осуществлять там вышеописанную программу. (ПШП Каши Бабу, 24 марта 1976).

75-09 По поводу беспокойств, причиняемых преданными-женщинами: это тоже живые существа. Они тоже идут к Кришне. Поэтому я не могу сознательно их отвергнуть. Если преданные-мужчины, брахмачари и санньяси утвердятся в сознании Кришны, проблем не будет. Быть очень стабильными и осторожными — обязанность преданных-мужчин. Этого можно достичь, если регулярно повторять мантру, как это делал Харидас-Тхакур. Видя молодую женщину, мы должны вспоминать Харидаса Тхакура и просить его, чтобы он милостиво защитил нас, мы должны думать, что все эти красавицы-гопи предназначены для наслаждения Кришны. Перед нашим Обществом стоит дилемма: мы не можем отвергнуть этих девушек, но в то же время они представляют собой большую опасность и соблазн для молодых ребят. Да, ты прав, что я никогда не думаю о своих учениках как об индийцах или американцах. Я отношусь ко всем вам как к неотъемлемым частичкам Кришны. (ПШП Гаргамуни Свами, 29 сентября 1975).

74-11 Да, соблюдение правил и предписаний — истинная квалификация члена Джи-Би-Си. Мы предельно упростили условия соответствия этому положению, но и они не соблюдаются. Харидас Тхакур принял лишь один вид преданного служения, и он очень любил Господа Чайтанью. Он ничего не делал, просто повторял святые имена, но это означает, что он делал всё. Твой вывод очень хорош, и я очень ценю, что как Джи-Би-Си, или как Икс-Игрек-Зед — ты всегда остаешься слугой Кришны. Это и требуется. (ПШП Киртанананде Свами, 12 ноября 1974).

68-04 Теперь, относительно твоего вопроса о Брахме: он может быть избран из числа как свободных, так и обусловленных душ. В данном случае Брахма является с самого начала свободной душой, поэтому нет никакого противоречия в том, что Брахма может быть Харидасом Тхакуром. Обусловленные души вечно таковы, это означает, что невозможно проследить, как давно началось их обусловленное существование. (ПШП Шивананде, 19 апреля 1968).

68-04 Одно ты должен сообщить всем преданным: майя не может коснуться чистого преданного. Если ты видишь, что преданный, как будто, в опасности, это дело рук не майи, а Господа, Который действует через посредство Своей личной внутренней энергии. Разнообразные невзгоды, преследовавшие Пандавов, уход Господа Рамачандры в лес, похищение Его жены Раваной, смерть Господа Кришны от стрелы охотника, избиение Харидаса Тхакура на 22 рыночных площадях, распятие Господа Иисуса Христа — все это дела лично Господа. Мы не всегда понимаем всю сложность происходящего. Иногда такие сцены разыгрываются, чтобы сбить с толку демонов. Поэтому на иштагоштхи ты должен обсуждать текущие темы на основе Бхагавад-гиты и Шримад-Бхагаватам. (ПШП Сатсварупе, 3 апреля 1968).

51-06 Шри Р. Пракашу МА: «Тхакур Харидас, который, волею судьбы, появился на свет в мусульманской семье, был одним из ближайших спутников Шри Чайтаньи Махапрабху, Чье духовное движение охватывает людей самых разнообразных типов — от самых эрудированных и ученых брахманов до тех, кто рождается в семьях яванов и чандалов».

68-02 Мой тебе совет: продолжай придерживаться той же линии, что сейчас, и это само по себе поможет тебе продвигать дело сознания Кришны. Да, это будет очень хорошо, если ты сможешь повторять по целому лакху имен ежедневно, и читать писания. Это прекрасная для тебя возможность выучить все стихи Шримад-Бхагаватам, как ты это начинал в Сан-Франциско. Это будет хорошо. Когда намачарья Харидас Тхакур попал в тюрьму, он сказал заключенным: «О, как вам повезло, что вы можете сидеть и повторять святые имена, и майя не отвлекает вас прелестями внешнего мира!» Ты должен размышлять примерно так же и воспользоваться временем своего заключения как великолепной возможностью духовного прогресса. Заметь, что обратная сторона этой страницы появилась в очень популярном журнале «Нью-йоркер», и хотя они повторяют «Харе Кришна» в насмешку, это роли не играет. Поскольку они произносят «Харе Кришна», это успех нашей миссии. Люди Кази разогнали группы киртана, созданные Господом, и некоторые из них, глумясь, выкрикивали «Харе Кришна», а после они не могли удержать свои языки, которые продолжали и продолжали произносить «Харе Кришна». Наши языки должны стать такими же, чтобы мы не могли остановиться и все пели и пели бы славу Господу. Мы упражняемся в этом, и настанет день, когда так оно и будет. (ПШП Упендре, 5 февраля 1968).

68-02 Мой тебе совет: продолжай придерживаться той же линии, что сейчас, и это само по себе поможет тебе продвигать твое дело сознания Кришны. Да, это будет большое благо, если ты сможешь повторять по целому лакху имен ежедневно, и читать писания. Это прекрасная для тебя возможность выучить все стихи Шримад-Бхагаватам, как ты это начинал делать в Сан-Франциско. Это будет хорошо. Когда намачарья Харидас Тхакур попал в тюрьму, он сказал заключенным: «О, как вам повезло, что вы можете сидеть и повторять святые имена, и майя не отвлекает вас прелестями внешнего мира!» Ты должен размышлять примерно так же и воспользоваться временем своего заключения как величайшей возможностью духовного прогресса. Заметь, что обратная сторона этой страницы появилась в очень популярном журнале «Нью-йоркер», и хотя они повторяют «Харе Кришна» в насмешку, это роли не играет. Поскольку они произносят «Харе Кришна», это успех нашей миссии. Люди Кази разогнали группы киртана, созданные Господом, и некоторые из них, глумясь, выкрикивали «Харе Кришна», а после они не могли удержать свои языки, которые продолжали и продолжали произносить «Харе Кришна». Наши языки должны стать такими же, чтобы мы не могли остановиться и все пели и пели бы славу Господу. Мы учимся этому, и настанет день, когда так оно и будет. (ПШП Упендре, 5 февраля 1968).

Тхакур Харидас
(часть 1)

Статья из журнала «The Harmonist», издаваемого под редакцией

Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в 20–30-е годы XX столетия

(Из первого номера XXV тома за июнь 1927 г.)

 

Со всем возможным почтением мы постараемся описать здесь деяния Харидаса Тхакура, посвятившего всего себя без остатка служению Шри Хари. Следуя по стопам Харидаса Тхакура, чья гордость всецело связана со служением Всевышнему, мы тем самым непременно ощутим удовлетворение, косвенным образом почтив и себя тоже, и надеемся, что уважаемый читатель разделит с нами эту радость. Этот великий преданный Бога появился на свет в деревне Будхан, округа Джассор, в конце XIV столетия.

Чтобы в полной мере осознать величие явления Тхакура Харидаса, необходимо получить некое представление о социальном укладе жизни в Бенгалии того времени. Кастовая система в ту эпоху уже полностью утратила свою значимость, и под религиозной чистой деятельностью стали понимать деспотичные и жестокие обряды, являющиеся грубым нарушением принципов ведического общества. Представление о самой сути религии, бытовавшее среди так называемых религиозных сообществ, было ничем иным, как проявлением сектантской нетерпимости и ненависти. С другой стороны, нравственно разложившееся индийское общество, раздувшееся от гордыни за свое благородное положение в высших кастах, выказывало презрение всем, кто занимал более низкий социальный статус, а религию использовало лишь для осуществления своих честолюбивых замыслов. Такая псевдо-религиозная практика приняла форму открытой враждебности к вайшнавам и постоянных нападок на санатана-дхарму (вечную религию всех джив). Убожество и низость подобных эгоистических оскорблений истинной веры, а также ничем не обоснованная жестокость, принявшая крайнюю степень злобы и неприязни, подобно хронической болезни поразила саму элиту индийского общества. Более того, охваченная множеством предрассудков явана-сампрадая открыто притесняла всех индусов, выставляя напоказ свою ненависть, вражду и нетерпимость. Сообщество яванов даже не пыталось понять подлинное величие индуизма, ничем не ограничивая свои многочисленные нападки на религию индусов. Арийцы и яваны Бенгалии строили свои взаимоотношения на основе убеждения, что суть дхармы людей состоит в обоюдной вражде, неизбежно приводящей к непростительным оскорблениям метода религиозного поклонения друг друга. Их непримиримое противостояние стало источником бесконечных страданий для всего бенгальского общества. Большинство людей не имело даже маломальского духовного общения и было полностью деморализовано примерами роскошной жизни, практически начав преклоняться перед наслаждениями этого мира и мирской властью. Показная обрядовость стала настолько преобладать во всей религиозной деятельности индусов, что не было бы преувеличением сказать, что не осталось ни одного человека, склонного к искреннему и чистосердечному поклонению Богу. Приравнивая достижение духовного царства в потустороннем мире к трудностям преодоления высочайших горных вершин, люди пытались следовать многочисленным практикам, таким как различные методы йоги, изнуряющим обетам (чандраяне и другим), а также строгой и аскетичной жизни в воздержании или монашестве, пытаясь обрести наслаждения (бхукти) или совершить духовное самоубийство (мукти). И поскольку индусы сомневались в том, что, приняв воспевание Святого Имени Бога на начальной стадии оскорблений, они достигнут преходящих плодов дхармы, артхи и камы, а, приняв Святое Имя Бога на стадии смутного отражения1, они достигнут мукти (цели практики так называемых ведантистов), ни у кого из них не осталось и толики почтения и доверия к пути преданности Богу.

В это темное для Бенгалии время, примерно за тридцать или тридцать пять лет до всеблагоприятного явления Бхагавана Шри Чайтаньядева, четырехглавый Биринчи (Брахма) явился в селении Будхан в семье яванов для того, чтобы служить трансцендентным деяниям Господа Гаурасундара, являющегося воплощением Божественной Любви. К сожалению, подлинное место расположения селения Будхан в настоящее время неизвестно, хотя несколько мауджев, принадлежащих к Будхан-паргане, вспомнили обитателей этой местности. У нас также нет никаких заслуживающих доверия сведений о детстве Тхакура Харидаса. Также нет никакой веры в появившиеся недавно книги, якобы принадлежащие перу древних авторов и при этом содержащие множество вымыслов. По мнению одних Брахма явился в семье яванов, чтобы искупить тем самым вину за воровство телят. По мнению других под именем Харидаса пришел Шри Прахлад Махарадж.

Так или иначе, по достижению зрелого возраста Тхакур Харидас оставил все социальные обычаи и правила яванов и стал непрестанно воспевать святые имена Господа Хари. Летописцы тех дней не называют имени того, кто побудил Тхакура Харидаса превзойти принципы сообщества яванов и начать воспевать Святое Имя Господа, а также имени того, от кого он получил посвящение в это воспевание. Поэтому мы до некоторой степени опасаемся предоставлять какие-либо подтверждения бытующих гипотез событий по прошествии столь долгого времени. Очевидно одно – Харидас искренне молил Господа очистить его от всех мирских ожиданий и побуждений ради единственного предназначения в своей жизни. Обретя такое устремление еще в юном возрасте, Тхакур Харидас покинул Будхан и обосновался в уединенном месте близ Бенаполя, где стал громко взывать к имени Кришны.

………………………………

Автор текста неизвестен
Переводчик на русский язык: Вриндаван Чандра дас.
Редактор: Традиш дас.

 

Тхакур Харидас
(часть 2)

Статья из журнала «The Harmonist», издаваемого под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в 20–30-е годы XX столетия

(из первого номера XXV тома за июнь 1927 года)

 

Тарак Брахма, состоящая из шестнадцати имен Всевышнего и тридцати двух слогов, представлена в форме молитвы2. Хотя Харидас родился в семье яванов, он не ограничивал свое поклонение Богу лишь родным языком; подобные предрассудки никогда не сковывали его великодушное сердце. Он обосновался в маленькой хижине в уединенном месте около Бенаполя, приняв принципы высочайшего вселенского милосердия, и непрестанно воспевал Святое Имя Господа во весь голос. Однако такая искренняя целеустремленность Харидаса в принятии Имени Бога вызвала враждебное отношение со стороны определенной группы завистливых индусов. Чистые сердцем люди с радостью слушали рассказы о небывалой любви Харидаса к Святому Имени, тогда как нашлось много и тех, кто был не способен подчинить разнузданные животные инстинкты в своем черством сердце. Один из лидеров этих ненавистников преданных Бога решил во что бы то ни стало опорочить религиозное поклонение Харидаса. Этого человека звали Рамачандра Кхан, и он был хорошо известен в этой местности. Огромное материальное состояние и толпы последователей сделали его гордым и самодовольным. Прислушиваясь к советам своих бесчестных друзей, он вознамерился совершить безбожный поступок. Харидас не принадлежал к провинции, где жил Рамачандра. Он был чужеземцем, пришедшим в его деревню. Вместо того, чтобы содействовать порочным поступкам Рамачандры, Харидас непрерывно воспевал имена Господа Хари. Родившись в семье яванов, он молился Богу на санскрите. Громкое повторение имен Бога резало слух Рамачандре и его сторонникам. Посчитав все это оскорбительным преступлением против канонов священных писаний, он вызвался проучить Харидаса. Рамачандра воспринимал Харидаса как недалекого юношу, который загорелся воспеванием имен Господа Хари под влиянием мимолетного побуждения и стал садху только потому, что живет в уединении и не видит объектов чувственных желаний, однако стоит ему столкнуться с сильным искушением, как он легко оставит путь святости. Рассуждая так, Рамачандра посулил одной проститутке большое вознаграждение и направил ее к уединенной хижине Харидаса.

Дневное светило давно уже миновало зенит и грозило спрятаться за горы, постепенно все вокруг стало погружаться в ночную тьму. Шри Харидас воспевал Святое Имя Господа с неослабным вниманием, благодаря чему почти перестал воспринимать окружающий мир и внутренне полностью погрузился в служение Богу. Таким и нашла его проститутка, подосланная Рамачандрой Кханом. Эта падшая женщина была способна очаровать любого мужчину своей ослепительной красотой и завлекающими жестами, порожденными страстью ее распутного сердца. Увидев Харидаса, она употребила все свое очарование, чтобы отвлечь его от служения Богу. Так прошли три ночных поры (сумерки, глухая ночь и предрассветные часы), но в сердце Харидаса не произошло никаких перемен. Оставаясь беспристрастным, он не поддался обворожительным чарам проститутки. Чувственные искушения, которыми так стремится насладиться человеческий ум, проявились перед Харидасом в его уединенной хижине, но не смогли никак помешать его поклонению Богу. Сердце вайшнава не подвластно тем соблазнам, перед которыми не в силах устоять сердца обычных людей. Проститутка использовала все виды обольщения, но так и не достигла успеха и была вынуждена вернуться на рассвете к Рамачандре Кхану, чтобы рассказать ему обо всем.

Бессердечный Рамачандра повелел ей снова прийти ночью к Харидасу и еще раз попытаться покорить его сердце. Повинуясь воле бездушного нанимателя, эта женщина, потеряв всякий стыд, продолжила свои попытки соблазнить Харидаса и тем самым разрушить его духовную практику. Три ночи подряд она приходила к нему, но непорочное сердце Харидаса не отвлеклось от служения Господу Хари, сокрушив самонадеянные замыслы проститутки и Рамчандры. В ответ на все усилия падшей женщины Шри Харидас Тхакур непрестанно отвечал, что он дал обет воспевать определенное количество имен Бога каждый день и не может остановиться, пока не закончит свое ежедневное поклонение. Те, кто непрестанно взывает к Святому Имени, не затрагиваются грехом, даже когда подвергаются атакам различных соблазнов, тогда как карми не способны противостоять таким искушающим порокам.

Соприкоснувшись с неподдельной святостью и целеустремленностью Харидаса, сердце распутной женщины дрогнуло. Припав к стопам Тхакура Харидаса, она искренне раскаялась: «Я погрязла в грехе, осквернившись вожделением многих мужчин. Ты же – величайший из преданных, занятых служением Шри Хари. Все порочные наклонности моего сердца разрушились от соприкосновения с величием твоей трансцендентной силы. Я молю тебя о благословении встать на путь следования стопам бхагават, подобных тебе. Будь милостив ко мне и направь меня на путь преданности!» Эти слова затронули великодушное сердце Харидаса. Он позабыл о греховном прошлом проститутки, оскверненной множеством соприкосновений с мужской похотью, и посчитал ее достойной принять маха-мантру, Святое Имя Господа Хари, тем самым очистив от оскорблений и вызволив ее из глубокого колодца сладострастия. Подобная милость присуща исключительно лишь сердцу вайшнава. Вся слава Харидасу Тхакуру! Да оценят люди всего мира величие твоего сострадания, твое беспрецедентное милосердие, разрушившее иллюзии распутной женщины, пришедшей отвлечь твой ум от служения Кришне.

Невозможно даже сравнить положение человека, вынужденного пожинать плоды своих поступков, и святого вайшнава, достойного преклонения всех небожителей. Шуддха-бхакты, стоящие на страже служения Святому Имени Бога, бережно хранящие в своих сердцах бесподобные деяния Тхакура Харидаса, освобождаются от оскорблений при повторении имен Кришны, тем самым призывая на себя милость Харидаса, ачарьи воспевания Имени Бога. Любые усилия сбить преданных Бога с духовного пути шестью пороками, начиная с вожделения, неизменно терпят крах.

……………………………………………

Автор текста неизвестен
Переводчик на русский язык: Вриндаван Чандра дас.
Редактор: Традиш дас.

 

Тхакур Харидас
(часть 3)

Статья из журнала «The Harmonist», издаваемого под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в 20–30-е годы XX столетия

(из первого номера XXV тома за июнь 1927 года)

 

Этот случай показал великодушному Харидасу Тхакуру, что большинство жителей деревни, во главе с Рамачандрой Кханом, были настроены против его поклонения Богу. Почувствовав, что для этой женщины правильней будет полностью изменить свою прежнюю мирскую жизнь, неблагоприятную для практики преданности, Харидас Тхакур даровал ей Святое Имя Кришны, а также передал в ее распоряжение свою хижину, а сам отправился в другое место. Женщина полностью оставила свою порочную профессию и раздала все свое состояние на служение брахманам. По милости Харидаса она проникла в суть Святого Имени Господа Хари и обрела глубокий почет в обществе.

В результате жестокого обращения со Шри Харидасом Тхакуром, сердце Рамчандры Кхана без остатка пропиталось ненавистью к Господу и Его преданным. Спустя несколько дней в его мандапу прибыл Господь Нитьянанда вместе со Своими спутниками-вайшнавами. Рамачандра Кхан встретил их без радушия, с презрением сказав, что его просторный мандап не подходит для Господа Нитьянанды и Его гоштхи (последователей), и что он подготовил им место в своей «гоштхе» (коровнике). Услышав такие оскорбительные слова, Господь тотчас же ушел в другую деревню.

Тяжесть совершенных грехов Рамчандры вскоре ужасным образом разрушила всю его жизнь. Побуждаемый жадностью, он задержал уплату налогов, и в качестве наказания мусульманский царь этой провинции силой захватил его мандапу, осквернив все убийством животных и другими безбожными поступками, расхитил все богатство Рамчандры, а в завершение всего ударил его по лицу и заставил проглотить кровь и плоть животных. Рамачандре стало ясно, что все его преходящее величие ничего не стоило. Если подобное величие может быть уничтожено в любой момент, то с его помощью нельзя и надеяться обрести высшее благо.

Оставив свою хижину в Бенаполе, Тхакур Харидас отправился в Фулию, селение в округе Надия, расположенную примерно посередине между Ранагхатом и Шантипуром. Шри Адвайта Прабху в то время жил в Шантипуре. Обретя общение со Шри Адвайтой Прабху, Тхакур Харидас продолжал воспевать Святое Имя Господа с сердцем, исполненным радости. Позабыв о всех мирских наслаждениях, он проводил дни, постоянно погруженный в блаженство Имени Кришны.

В то время в деревне Фулия сообщество брахманов обладало большим влиянием. Многие из них оказывали всестороннюю помощь Тхакуру в его поклонении Святому Имени. Однако, по воле провидения, несколько фулийских брахманов выступило против его поклонения Имени Кришны. На западном берегу Бхагиратхи находился мулук Амбуа. Там располагалась резиденция могущественного Кази, царского чиновника, который заведовал этим мулуком. Эти индийские брахманы, ставшие врагами преданных Бога, вступили в сговор с местными мусульманами с целью обвинить Харидаса перед Кази мулука Амбуа, выставив его зачинщиком социальных беспорядков. По приказу Кази Харидаса привели к нему. Как управляющий всего округа, Кази держал под стражей множество преступников. Поэтому у Харидаса Тхакура появилась возможность близко пообщаться с этими заключенными. Многие из них ощутили надежду, что благодаря вмешательству Харидаса они смогут выйти на волю. Желая им блага, Харидас выразил желание быть заключенным под стражу вместе с ними, однако узники стали опасаться, что в этом случае Харидас не сможет выполнить свои обещания. Видя, что заключенные опечалены и не понимают сути его добрых намерений, Харидас поведал им истину, благодаря которой для них стали бы ясны его устремления: «Высочайшее благо дживы (души) состоит исключительно лишь в Имени Кришны и поклонении Кришне. Материальные объекты обманывают дживу каждое мгновение, и поэтому она отворачивается от Господа Хари. Но те, кто сидит в тюрьме, в действительности удачливы, поскольку у них нет возможности укрепиться в этом безбожном настроении. Так как в настоящее время все желаемые материальные объекты наслаждений для них недостижимы, у этих джив появляется прекрасная возможность повторять Святое Имя Кришны на протяжении всего времени, проведенного в тюрьме. Освободившись, они непременно окажутся под диктатом своих желаний и снова обретут желанные материальные объекты. Я нисколько не хочу увеличить срок вашего заключения, а просто молю вас воспевать имена Господа Хари, позабыв о мирских наслаждениях. Если Святое Имя Господа Хари низойдет на ваш язык, то вы очень скоро освободитес


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.