И4. Франкское государство при династии каролингов; генезис феодализма в каролингской державе — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

И4. Франкское государство при династии каролингов; генезис феодализма в каролингской державе

2022-11-24 24
И4. Франкское государство при династии каролингов; генезис феодализма в каролингской державе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 В период Каролингов Франкское государство значительно окрепло и расширилось, превратившись в империю. Это было обусловлено тем, что правители новой династии пользовались поддержкой многочисленного слоя средних и мелких землевладельцев, заинтересованных во внешних завоеваниях и укреплении государственной власти для подчинения и закрепощения свободных крестьян.

Переворот в поземельных отношениях. В VIII в. во франкском обществе шел интенсивный процесс складывания феодальных отношений. Он начался еще в предыдущие столетия вследствие роста крупного землевладения и разорения свободных крестьян-общинников. В результате непрекращающихся междоусобных и внешних войн и тяжелых поборов крестьяне нищали и попадали в зависимость от монастырей, епископов и светских феодалов, которые посредством вымогательств, а нередко и прямого насилия завладевали их аллодами. Оказавшись в поземельной зависимости, крестьяне вынуждены были нести в пользу своих господ феодальные повинности.

 Так складывались две противоположные социальные группы — крупные землевладельцы и зависимые крестьяне, лишенные земельной собственности и подвергавшиеся феодальной эксплуатации. Крупными земельными собственниками являлись галло-римская знать и прелаты церкви, а также разбогатевшие франкские магнаты. Их состав постоянно пополнялся за счет служилой знати, получавшей королевские земельные пожалования и захватывавшей крестьянские аллоды. Зависимое население состояло из потомков галло-римских рабов и колонов, а также, из германских рабов и литов. В его состав вливались потерявшие собственность и свободу крестьяне-общинники германского происхождения.

 Однако франкское общество в это время еще не разделилось на два враждебных класса. Сохранялся значительный слой среднихх и мелкихаллодистовмелковотчинного и крестьянского типа. Их размывание в ходе аграрного переворота привело к окончательному оформлению классовой структуры феодального общества на территории Франкской империи.

КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Каролингское возрождение, «каролингский ренессанс», культурный подъём в империи карла великого и королевствах династии каролингов в 8—9 вв. В основном на территории франции и германии; выразился в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей, внимании к античной литературе и светским знаниям вообще, в развитии изобразительного искусства и архитектуры.каролингское возрождение было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в туре, корби, фульде, реймсе, рейхенау и др.). Центром каролингского возрождения был своеобразный кружок при дворе карла великого, так называемая «академия», которой руководил алкуин. В кружке участвовали карл великий, его биограф эйнгард, поэт ангильберт и др.

 в период каролингского возрождения вырос интерес к светским знаниям, «семи свободным искусствам» (их новое средневековое толкование — применительно к условиям феодально-церковные культуры — стремились дать алкуин, аббат фульдского монастыря рабан мавр и др.). Особое место среди деятелей каролингского возрождения занимали выходцы из ирландии — седулийскотт, знаток греческого языка, поэт и учёный, и иоанн скот эриугена, первый оригинальный философ средневековья, создатель пантеистической системы.

 значительного развития достигла историография. При дворе карла великого были созданы апологетические «королевские анналы»; со 2-й трети 9 в. Развивалось местное летописание («фульдские анналы», «сеи-бертинские анналы» и др.). Выдающимся исторические произведения каролингского возрождения является «история лангобардов» павла диакона. Создаются политические трактаты, биографии (карла великого, написанная эйнгардом, людовика благочестивого, написанная епископом теганом, и др.). Получила развитие литература, формировались народные языки (романские и германские), выработалось новое, легко читаемое письмо — так называемый каролингский минускул. В мастерских (скрипториях) при монастырях переписывались книги, образовавшие ценнейший фонд каролингских рукописей.

 в каролингском искусстве, воспринявшем как торжественную импозантность позднеантичного и византийского искусства, так и местные варварские традиции, сложились основы европейского средневекового феодального искусства. Интенсивное строительство этой эпохи известно во многом по литературным источникам (обширные комплексы монастырей и резиденций-«пфальцев» с дворцом и капеллой; укреплениях бурги»; базиликальные церкви с развитой объёмной композицией и динамическим силуэтом). Среди немногих сохранившихся построек — многоугольная центрическая капелла императорской резиденции в ахене (до 798—805), капелла-ротонда санкт-михаэль в фульде (около 820—822), 3-нефная церковь с вестверком, трансептом и башнями в корвее (822—885), надвратная постройка влорше (около 774). Храмы и дворцы широко украшались мозаиками (ораторий в жерминьи-де-пре, после 806) и фресками (фрагменты росписей в церквах мюнстера, около 800, и осера, 841—858). Наряду с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объёма в монументальной живописи 9 в. Наблюдаются черты порывистости, экспрессии. Ещё сильнее они проявились в книжной миниатюре (изображения евангелистов, библейских сцен, монархов каролингской династии). В некоторых миниатюрах («евангелие годескалька», около 781—783, национальная библиотека, париж; «евангелие ады», начало 9 в., городская библиотека, трир) античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой, другие («евангелие эббо», около 816—835, городская библиотека, эперне; «утрехтская псалтырь», 9 в., библиотека университета в утрехте) поражают страстной взволнованностью, непосредственностью наблюдений, свободой и динамикой композиции и рисунка. Различается ряд местных школ миниатюры (дворцовая в ахене, реймсская, турская и др.). Скульптура представлена главным образом изделиями из слоновой кости (оклады книг, складни, гребни, ларцы и т.д.); развиты были литьё, чеканка и гравировка по металлу, украшение изделий эмалью и камнями, резьба по камню и алебастру. Примитивные формы деревянной статуи святой веры (10 в., сокровищница монастыря в конке), обитой листами золота и усыпанной драгоценностями, свидетельствуют о живучести варварской традиции.

ВИЗАНТИЯ IV-VI ВВ.

Создание византийской культуры было сложным, порою противоречивым процессом. Византийская цивилизация в отличие отзападноевропейской во времена варварских нашествий во многом осталась последним оплотом греко-римских традиций. Как византийская государственность устояла под натиском варваров, так и византийская культура сумела противостоять волне варварства.

 Византийская культура впитала художественные традиции, созданные многочисленными народами, населявшими империю. Не только греки, но и сирийцы и копты, армяне и грузина, малоазийские племена и славяне, народности Крыма и латинское население Иллирика – в разной, конечно, степени – внесли свою лепту в формирование собственно византийской культуры.

 Первые столетия существования византийского государства можно рассматривать как важный этап мировоззренческого переворота, когда не только формировались основные тенденции мышления, но и складывалась его образная система, опирающаяся на традиции языческого эллинизма и обретшего официальный статус христианства. Христианство противопоставило свой богословско-философский синтез последнему философскому синтезу античности – неоплатонизму, подводившему итог многовековому эллинско-римскому идейному развитию. В IV-V вв. появляется целая плеяда блистательных философов-неоплатоников: Прокл Диадох, Псевдо-Дионисий Ареопагит. Последние защитники язычества – император Юлиан Отступник, риторы Фемистий и Ливаний, историки АммианМарцеллин и Зосим тщетно пытаются возродить идеи язычества.

 Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения той эпохи – иудаизма, манихейства, а также неоплатонизма. В патристической литературе ранневизантийской эпохи: в трудах Василия Кесарийского, ГририяНазиазина, в речах Иоанна Златоуста, где закладывался фундамент средневекового христианского богословия, мы видим сочетание идей христианства и неоплатонизма, переплетение античных риторических форм с новым идейным содержанием.

 В IV-V вв. в империи развернулись ожесточенные философско-богословские споры: христологические – о природе Христа и тринитарные – о месте его в Троице. В этих спорах ставился вопросы о смысле человеческого существования, месте человека во вселенной, в них выразилась идейная борьба между антропологическим максимализмом, поднимавшем человека до невиданных в античном мире высот, и антропологическим минимализмом, всецело подчинявшим человека божеству.

 В IV в. возникло особое религиозное течение – арианство, получившее название по имени своего основателя – священника Ария. Он и его сторонники считали, что Христос в Троице занимает подчиненное место, так как он творение Бога-Отца и следовательно не единосущен ему. Проповеди Ария сначала имели успех в Александрии и других городах Востока, но господствующая церковь обвинила его в ереси. В 325 г. на Вселенском соборе учение Ария было осуждено, а после временной амнистии при Константине I в 381 г. окончательно предано анафеме.

 В христологических спорах V в. принимали участие несториане, монофиситы и халкедониты. Несториане отстаивали идею о двух «неслиянных» природах Христа – божественной и человеческой, которые, по их мнению, находятся лишь в относительном соединении, никогда полностью не сливаясь. Монофоситы признавали только божественную природу Христа. Халкедониты защищали ставшее ортодоксальным определение единосущности первого и второго лиц Троицы, «неслиянности» и «нераздельности» двух естеств Христа.

 Запад, принявший горячее участие в церковной борьбе, стремясь укрепить позиции римского престола, остался равнодушным к философии христологических споров. На Западе идейная борьба развернулась в связи с трактовкой свободы воли. Пелагианство – религиозное течение, получившее название по имени его главы диакона Пелагия, — отстаивало независимость человеческой воли от божественного предопределения, свободный выбор человеком своего пути и плодотворность его усилий по восхождению к совершенству. Оно встретило самое суровое осуждение со стороны западного богослова Аврелия Августина, отводившего определяющую роль в спасении человека провидению, божественной благодати и христианской церкви. В этих спорах уже проявились различия в философской направленности Востока и Запада в рамках одной мировоззренческой системы – христианства. С течением времени эти разногласия приведут к обособлению восточной — православной и западной – католической церквей.

 Серьезные изменения в идеологической жизни ранней Византии породили новые жанры византийской историографии: появились новые жанры церковных историй и всемирных хроник. Новой идеологии – христианству – было необходимо создать не только свою богословскую и церковную традицию, но и свою историю. Но главное – идеологам христианства необходима была новая историко-философская концепция всемирного исторического процесса, основанная на Библии. На смену античной теории цикличности исторического развития приходит концепция линейного времени, отсчет которого ведется от сотворения мира.

 Первыми создателями такой концепции были Евсевий Кесарийский (около 265-340) на Востоке Римской империи и Аврелий Августин (354-430) на Западе. В исторических построениях и того, и другого мы находим еще немало родимых пятен античности, причудливого смешения христианской догматики и неоплатонизма. Историческая концепция Евсевия весьма оптимистична, он признает поступательный ход истории человека, происходящее, по его мнению, под влиянием христианства. От Платона и неоплатоников Евсевий воспринял философское представление о вечности. Концепция Аврелия Августина напротив глубоко пессимистична. Историческое время у Августина отражает движение по прямой линии, но он не верит в прогресс человечества в земной жизни. От античности Августин воспринял деление истории по аналогии с возрастами человека, истолковав его в христианском духе.


 

7. Правление Юстиниана I. Рабовладельческая реакция. Располагая огромными средствами, накопленными путем жесточайшей эксплуатации, господствующий класс империи в первой половине VI в. перешел к политике реакции внутри страны и агрессии вне ее. Император Юстиниан I (527—565), блестяще образованный, необычайно трудолюбивый, решительный, жестокий и фанатично упрямый, приступил к выполнению грандиозного плана — утверждению незыблемости рабовладения и восстановлению империи в ее прежних границах. Основной целью его политики было обеспечить поместья и мастерские государства и знати дешевой рабочей силой, а казну — непрерывными денежными поступлениями. По его законам колоны водворялись на свои участки независимо от времени их бегства; к земле прикреплялись и их дети, и дети свободных арендаторов.

 Целям укрепления рабовладения служила и проведенная при Юстиниане кодификация римского права («Свод гражданского права»). Кроме основной части — «Кодекса Юстиниана» '- соб-рания законов римских императоров, в него вошли «Дигёсты», отрывки из сочинений юристов, и «Институции», руководство к пользованию «Кодексом». Особую часть свода составляли «Новеллы» — императорские повеления, изданные после кодификации.

 В «Кодексе» были узаконены колонат и ряд других перемен в жизни империи. Однако все ее население по-прежнему делилось на рабов и свободных. Раб, как и в античное время, считался вещью и не мог обладать имуществом. Смерть раба от руки господина не осуждалась; порицалось лишь изуверство, но действительными закон признавал только те показания раба, которые тот давал под пыткой. Юридический статус рабов переносится и на колонов, «ибо и те и другие находятся во власти господина».

 Грандиозные планы Юстиниана требовали огромных средств.эпибола взыскивалась с жестокой неумолимостью. Были введены новые налоги. С V в. резко ухудшилось положение горожан.

ведя государственные монополии на торговлю основными про-ДУктами, Юстиниан отдавал их на откуп, что вызвало рост дорого-изны. Процветал произвол чиновной бюрократии. Церковь являть важнейшей опорой трона. Ей принадлежало до 1/ю всех "езных земель страны. Еретики и язычники подвергались гонениям. В 529 г. в Афинах была закрыта высшая школа — последний оплот античной науки и культуры.

 Не останавливаясь ни перед какими жертвами, Юстиниан начал отвоевание Западной Римской империи. В 533—534 гг. было захвачено Вандальское королевство в Северной Африке, в 535- 555 гг. разгромлено Остготское государство и завоеваны Италия и Сицилия, а в 554 г. — Юго-восточная Испания, Сардиния и

Корсика.

 С энергией и упорством Юстиниан реставрировал рабовладельческие порядки на отвоеванных землях. Рабов и колонов возвращали их господам. В западные провинции хлынул поток корыстолюбивого чиновничества и бежавших в свое время оттуда крупных землевладельцев; население было подвергнуто тяжелой налоговой эксплуатации.

8. ВойныЮстиниана. Юстиниан никогда не принимал личного участия в войнах, поручая руководство боевыми действиями своим военачальникам. К моменту его восшествия на престол неразрешенным вопросом оставалась извечная вражда с Персией, вылившаяся в 527 в войну за господство над кавказским регионом. Полководец Юстиниана Велисарий одержал блестящую победу при Даре в Месопотамии в 530, но в следующем году потерпел от персов поражение при Каллинике в Сирии. Царь Персии Хосров I, пришедший на смену Каваду I в сентябре 531, заключил в начале 532 «мир на вечные времена», по условиям которого Юстиниан должен был выплатить Персии 4000 фунтов золота на содержание кавказских крепостей, противостоявших набегам варваров, и отказаться от протектората над Иберией на Кавказе. Вторая война с Персией разразилась в 540, когда поглощенный делами на Западе Юстиниан допустил опасное ослабление своих сил на Востоке. Боевые действия велись на пространстве от Колхиды на побережье Черного моря до Месопотамии и Ассирии. В 540 персы разграбили Антиохию и ряд других городов, однако Эдессе удалось от них откупиться. В 545 Юстиниану пришлось выплатить за перемирие 2000 фунтов золота, что, однако, не коснулось Колхиды (Лазики), где военные действия продолжались до 562. Окончательное урегулирование было похоже на предыдущие: Юстиниан должен был платить 30 000 aurei (золотых монет) ежегодно, а Персия обязалась защищать Кавказ и не преследовать христиан.

Гораздо более значительные кампании были предприняты Юстинианом на Западе. Некогда Средиземное море принадлежало Риму, но теперь Италией, южной Галлией, а также большей частью Африки и Испании владели варвары. Юстиниан вынашивал честолюбивые планы возвращения этих земель. Первый удар был направлен против вандалов в Африке, где правил нерешительный Гелимер, сопернику которого Хильдерику Юстиниан оказывал поддержку. В сентябре 533 Велисарий без помех высадился на африканском побережье и вскоре вошел в Карфаген. Приблизительно в 30 км к западу от столицы он выиграл решающее сражение и в марте 534, после длительной осады на горе Паппуа в Нумидии, вынудил Гелимера сдаться. Однако кампанию все еще нельзя было считать законченной, поскольку предстояло справиться с берберами, маврами и мятежными византийскими войсками. Умиротворить провинцию и установить контроль над горным массивом Орес и восточной Мавританией поручили евнуху Соломону, что он и исполнил в 539–544. Из-за новых восстаний в 546 Византия едва не лишилась Африки, однако к 548 Иоанн Троглита установил в провинции прочную и долговременную власть.

Завоевание Африки было только прелюдией к завоеванию Италии, в которой теперь господствовали остготы. Их король Теодат убил Амаласунту, дочь великого Теодориха, которой покровительствовал Юстиниан, и этот инцидент послужил предлогом для начала войны. К концу 535 была оккупирована Далмация, Велисарий занял Сицилию. В 536 он овладел Неаполем и Римом. Теодата сместил Витигис, который с марта 537 по март 538 осаждал Велисария в Риме, однако был вынужден ни с чем отступить на север. Затем византийские войска заняли Пицен и Милан. Равенна пала после осады, длившейся с конца 539 по июнь 540, и Италия была объявлена провинцией. Однако в 541 отважный молодой король готов Тотила взял дело отвоевания былых владений в свои руки, и к 548 Юстиниану принадлежали только четыре плацдарма на побережье Италии, а к 551 к готам перешли также Сицилия, Корсика и Сардиния. В 552 в Италию прибыл талантливый византийский командующий евнух Нарсес с хорошо оснащенной и снабженной армией. Стремительно двигаясь от Равенны на юг, он разбил готов при Тагине в центре Апеннин и в последнем решающем сражении у подножия горы Везувий в 553. В 554 и 555 Нарсес очистил Италию от франков и алеманнов и подавил последние очаги сопротивления готов. Территория к северу от По была частично возвращена в 562.

Остготское королевство перестало существовать. Равенна стала центром византийской администрации в Италии. Нарсес правил там как патрикий с 556 по 567, а после него здешний наместник стал называться экзархом. Юстиниан более чем удовлетворил свои честолюбивые замыслы. Ему покорилось также западное побережье Испании и южное побережье Галлии. Однако основные интересы Византийской империи находились все же на Востоке, во Фракии и Малой Азии, так что цена приобретений на Западе, которые не могли быть долговечными, возможно, оказалась чересчур высокой.

9. ВИЗАНТИЯ В VII–XI ВВ. Переход от античности к феодализму. В течение всего VII в. Византия терпела крупнейшие военные поражения. К концу VII в. арабы завоевали всю византийскую Северную Африку, вторглись на территорию Малой Азии, утвердили свое господство на море.В VII в. продолжалось заселение славянскими племенами Балканского полуострова, завершившееся образованием Болгарского царства (681 г.).

К концу VII в. территория Византии уменьшилась втрое по сравнению с VI в. В самой Византии происходили серьезные изменения. В середине VII в. большинство византийских крестьян стали свободными. Исчез колонат.

Крестьянин в VIII в. выступал уже не только как лично свободный, но и как собственник земли. Укреплялось положение византийской общины. Государство считалось с общинами как основными налогоплательщиками и оказывало им поддержку.

Крестьянское хозяйство было поликультурным. В нем сохранились основные виды плодовых и огородных культур, выращивался виноград и оливки. Общими усилиями обеспечивалось поддержание и строительство оросительных сооружений. Если крестьянин не использовал долю общинных угодий, но ею пользовался кто-то другой, то общинник получал соответствующее вознаграждение. Крестьянин мог отдать часть земли в аренду соседу на условиях уплаты морты, составлявшей 1/4 урожая. Арендатор-мортит – зажиточный крестьянин, обрабатывающий землю более бедного односельчанина. Существовала аренда исполу (половничество).

Община охраняла права собственности крестьянина и обеспечивала хозяйственное использование земли, получение от нее доходов и уплату государственных поборов. Крестьяне кроме поземельной подати платили подымное, выполняли разнообразные строительные повинности.

Постепенно менялось место городов в хозяйстве Византии. Из центров торговли и ремесла они превращались преимущественно в торговые центры. На смену крупным купцам, богатым судовладельцам и ростовщикам приходили мелкие торговцы. Сокращение внутриимперской торговли привело к тому, что город превратился в центр местного обмена, зависимый от сельской округи. Исчезла система принудительных ремесленно-торговых корпораций. Ремесло стало свободным. Но численность ремесленников сократилась. Сохранились лишь немногие крупные города как производственные, административные и военные центры, а также окраинные города, занятые обменом с соседними регионами. Возросло значение Константинополя, где сконцентрировалось крупное ремесленное производство, объединенное и контролируемое государственными корпорациями. В массовом производстве получили развитие кинонии – добровольные временные объединения отдельных лиц на основе договоров в целях достижения общей выгоды. Обычно кинонии были сообществами двух-трех лиц, объединявших капиталы, труд, имущество. Город перестал господствовать над деревней. По условиям жизни городское население мало чем отличалось от сельских жителей, исключение составляли лишь жители Константинополя.

В VIII в. в связи с постоянной угрозой внешнего вторжения коренным образом изменилось административное устройство Византийского государства. Старые провинции заменялись новыми военно-административными округами – фемами. Из свободных византийских крестьян, а также представителей других племен – славян, армян, сирийцев – в VIII в. создавалось особое воинское сословие стратиотов. За несение военной службы они получали от правительства в наследственное владение земельные наделы, освобожденные от всех налогов, кроме поземельного. Стратиоты составили главную силу войска и основу нового строя. Во главе фем стояли командиры войска – стратиги, которые сосредоточивали в своих руках всю полноту военной и гражданской власти в этих административных структурах. Фемы возникли в Малой Азии, где существовала постоянная угроза арабского нашествия. Формирование фемного строя растянулось на два столетия и было тесно связано с деятельностью иконоборцев.

Иконоборчество возникло стихийно как движение против почитания икон. С 726 г. оно стало официальной государственной политикой. Проведенная секуляризация церковных и монастырских земель дала государству средства на строительство укреплений и флота, производство оружия, выплату стратигам денежных пособий. Все эти мероприятия позволили создать боеспособную, стабильную армию, которая могла противостоять арабской коннице.

10. СТАНОВЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВИЗАНТИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА IX–XI ВВ.). Начало массового разорения византийского свободного крестьянства приходится на вторую половину IX в., что было связано с ростом податного гнета и повинностей. Государство уже не ограничивалось только учетом площади обрабатываемой подворной земли. Оно все более тщательно учитывало качество и количество тяглового и домашнего скота, используемых лугов и пастбищ, птицы, ульев– все источники доходов крестьянского хозяйства.

 

Натуральная подать, которая в X в. отчасти собиралась уже в денежной форме, дополнялась денежным подворным обложением, которое взималось даже с безземельных крестьян – собственников только своего жилья, судебными пошлинами. Многочисленные государственные повинности, личные отработки тяжелым бременем ложились на крестьян. Их руками велось массовое строительство военных укреплений, государственных сооружений, дорог, мостов, осуществлялась перевозка строительных материалов. С X в. началось взимание налога в пользу церкви – каноникон. К тяжести государственных поборов добавлялись грабежи и вымогательства многочисленного чиновно-фискального аппарата. В Византии действовала бесчисленная армия учетчиков и сборщиков, ведавших определением размера поборов и осуществлявших их. Каждый вид поборов взыскивался отдельно, особыми ведомствами, в пользу которых взимался определенный процент от уплаченной плательщиком суммы. Несмотря на то что правительство при обложении учитывало различия в стоимости имущества и доходах, процесс имущественной дифференциации и обеднения крестьянства резко ускорился. В законодательстве X в. постоянной категорией крестьян становятся «бедные» и «убогие». В связи с ростом неплатежеспособности многих крестьянских хозяйств в X в. вводится податная ответственность общины за односельчан.

 

В IX–X вв. резко усилилась имущественная дифференциация стратиотов. Верхушка стратиотского сословия постепенно выделялась в низший слой господствующего класса.

 

Важным источником дохода византийского государства являлась обширная государственная земельная собственность, которая росла за счет завоеванных территорий, выморочных и заброшенных земель.

11. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВИЗАНТИИ В VII—IX ВВ. В VII—IX вв. внешнеполитическое положение Византии было сложным: она одновременно вела оборонительные войны с тремя грозными противниками — арабами, славянами и болгарами.

 Особенно тяжелой была борьба с арабами. В 70-х гг. VII в. арабы достигли Константинополя и осадили его с суши и с моря. Тогда впервые византийцы употребили новое оружие — жидкий «греческий огонь». Горючий состав из нефти выбрасывался с помощью особых труб на суда врагов или осадные орудия, обращая их в пепел. Нельзя было спастись и вплавь: состав горел также на воде. Грозное оружие не раз (в течение многих веков) приносило византийцам победу. Секрет его изготовления тщательно охранялся.

 Арабы были отброшены от столицы, но к концу VII в. они завоевали все владения империи в Африке, а в начале VIII в. — и в Армении. В середине VIII в. Византии удалось вернуть некоторые владения в Азии, но в конце этого столетия арабы снова усилили натиск: в первой трети IX в. они захватили Крит и часть Сицилии. Лишь с середины IX в. империя смогла положить конец успехам арабов.

 С переменным успехом шли войны с протоболгарами. В 681 г. Византия вынуждена была признать образованное протоболгарами совместно со славянами Болгарское государство и согласиться на выплату дани. Правители Болгарии вмешивались во внутренние смуты империи. В VIII-начале IX в. Болгария стала опасной соперницей Византии на Балканах.

 Более благоприятным для Византии был ход борьбы с союзами славян, не вошедшими в состав Болгарии. В VIII в. походы византийцев против славян были особенно частыми. Покоренные славянские племена обязаны были платить налоги и нести повинности (в том числе воинскую). Часть славян победители насильственно переселили в Малую Азию. Славяне нередко поднимали восстания, осаждали даже крупные города, опустошая их окрестности.

 Некоторые славянские союзы (близФессалоники и на Пело-поннесе) сохраняли значительную самостоятельность даже в начале Х столетия.


12. Ранневизантийская культура. С IV до середины VII в. (т.е. в ранневизантийский период) совершалось формирование основ византийской культуры как целостной системы проявлений духовной жизни общества. Рождалась принципиально новая культура, пронизанная христианским миросозерцанием. В острой идейной борьбе христианский монотеизм приходил на смену языческому политеизму. Приверженность христианству стала идеологическим императивом — необходимым условием самого существования индивида как полноправного члена общества и подданного империи.

До конца существования империи византийское общество сохраняло древние традиции уважения к знанию. Восточнохристи-анскому богослову VIII в. Иоанну Дамаскину принадлежит распространенное и поныне изречение: «Ученье — свет, а неученье — тьма». В городах империи знание грамоты (чтения и счета) было обычным не только в высших, но и в средних и низших по достатку слоях населения. Резкое падение уровня образования и сокращение числа грамотных людей имели место лишь в «темные века», т.е. в VII—VIII столетиях, в условиях всеобщего кризиса и нашествия варваров. Тягу к учебе стимулировал стойкий спрос государства на образованных людей, необходимых для пополнения штата многочисленного чиновничества. Уже в IX в., в условиях упрочения аппарата власти, начался новый подъем образования.

Как и в других странах средневековья, Византия не знала единой всеобщей системы образования, хотя сеть школьных учреждений была здесь гораздо более широкой. Организация школы, состав дисциплин и порядок обучения были унаследованы от античности. Школы делились на две ступени: начальную и среднюю. В начальной дети с 6-9 лет изучали цикл наук, обозначаемый по традиции как «тривиум» (некогда он включал грамматику, рито­рику и диалектику). На деле круг дисциплин в разных школах был различным и изучались в них лишь начатки знаний. Общим было обучение в течение двух-трех лет чтению, письму, счету, основам христианского вероучения и элементам светской и библейской истории. Вместо Гомера читали теперь «Псалтирь» - главный учебник школяров. Школы были как платными — частными, так и бесплатными — монастырскими, церковными, городскими, доступными даже для бедняков. В круг дисциплин школы средней ступени — «квадривиум» — входили арифметика, геометрия, музыка (гармония) и астрономия. Но и здесь царило разнообразие в выборе наук. На более высоком уровне изучали грамматику, риторику и логику (диалектику). Всю совокупность наук определяли как философию — чисто теоретическое знание. К практическим относили этику, политику, юриспруденцию. Знания же физических или химических свойств веществ, приобретаемые опытным путем, считались не наукой, а ремеслом. С победой христианства науку делили также на священную и светскую («внешнюю»), причем первая объявлялась госпожой, а вторая ее служанкой. Сколь ни избирательным был подход к наследию античной литературы, ее изучению отдавалось много сил. По старой традиции совершенным литературным (письменным) языком считался только аттический диалект, уже мало понятный большинству населения. Именно его, однако, изучали, на нем образованные люди говорили друг с другом и создавали свои сочинения. Между языком культуры и живой речью народа увеличивался разрыв. Попытки его преодоления начались в конце XII в., но полностью он был ликвидирован только в новое время.

Средняя, платная школа, создаваемая обычно частным образом самими преподавателями (грамматиками), была редкостью даже в крупных городах. Продолжали образование главным образом в столице. Самого по себе понятия «высшее образование» византийцы не знали, хотя среди них было немало высоко образованных людей. Высших ступеней знания они достигали порой самостоятельно, но чаще через обучение по частному соглашению у известных эрудитов (риторов, философов, правоведов). В IV—VI вв. своими учеными славились Афины, Антиохия, Бейрут, Газа, Александрия — крупнейшие очаги высшей образованности, центры античного знания. Однако во второй половине VI—VII в. они пришли в упадок. В V в. сгорела дотла богатейшая библиотека в Александрии и была убита фанатичными монахами известная ученая — математик Ипатия. Особым эдиктом Юстиниан I закрыл прославленную в империи школу философов-неоплатоников в Афинах, еще одним своим актом подводя черту под позднеантичной эпохой. Единственным крупным рассадником учености надолго стал Константинополь, а с XII в. также Фессалоника и Трапезунд, и лишь в XIII—XV вв. многие другие города.

Философия в ту эпоху была неотделима от богословия: оба понятия были почти синонимами. Разрабатывая христианскую богословскую доктрину, способную выстоять в идейной борьбе с язычеством, иными культами и ересями, византийские богословы были вынуждены опираться на логику и идеалистические учения античности. Как и западные схоласты, византийские мыслители уделяли особое внимание логике Аристотеля, однако они изучали и комментировали труды не только Аристотеля, а широкого круга философов древности. В создание христианского вероучения как системы основополагающий вклад внесли в IV в. «три великих каппадокийца», канонисты-эрудиты Василий Великий (Кесарийский), Григорий Богослов (Назианзин) и Григорий Нисский, а также патриарх Константинополя в 398—404 гг. Иоанн Златоуст. Помимо чисто теологических концепций, они рассмотрели немало важных и поныне проблем христианской антропологии, психологии, этики, возлагавшей главную ответственность за социальный мир на государственную власть и состоятельные круги общества.

Разработка богословских тонкостей сочеталась с примитивизацией позитивного античного знания о мироздании и окружающем материальном мире: ничто не должно было противоречить Священному писанию. Гигантский культурный переворот, сопутствовавший торжеству христианства, захватил практически все сферы духовной жизни общества, основу которой составляла отныне религиозная идея. Примером замещения античной космогонии библейским мифом о сотворении и устройстве вселенной является «Христианская топография» КосьмыИндикоплова (греч. «плававшего в Индию»). Сообщая правдивые данные о путях сообщений, о народах, которых они связывали (а в этих данных всегда нуждались дипломаты и купцы империи), о флоре и фауне Восточной Африки, Аравии и Индии, Косьма пишет о Земле как о плоском четырехугольнике, окруженном водой и накрытом твердым небесным сводом.

Вопреки принципиальному недоверию к познаниям древних о материи, нужды сельского хозяйства, ремесла, ирригации, судостроения, зодчества, фортификации, медицины и т.д. диктовали необходимость хранить и развивать знания, добытые путем опыта. Византийцы не только изучали труды Галена и Гиппократа -они совершенствовали диагностику, хирургию, антисептику, расширяли набор лекарств растительного происхождения. Подобным было положение дел в производстве стекла, мозаичной смальты, красок, керамики, эмалей, в металлургии, ювелирном деле — во всем этом мастерство византийцев нашло международное признание. Но подобные знания не считались научными, ибо относились к сфере приземленных забот человека не о духовном, а о материальном.

Богословские труды были преобладающим жанром литературы во все века истории империи. Сопоставимой с ним, однако, по общественному значению была историография, продолжавшая как никакой иной жанр византийского литературного творчества богатые традиции античного


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.