Второй год обучения (8–9 классы) — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Второй год обучения (8–9 классы)

2022-11-24 21
Второй год обучения (8–9 классы) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОДОБРЕНА

решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

(протокол от 26 октября 2020 г. № 4/20)

 

ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Школа волонтёра»

предметной области «Общественно-научные предметы»

для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования

Год

 

Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному курсу «Школа волонтёра» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

Указ Президента Российской Федерации от 06 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

Примерная программа воспитания одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20);

Концепция развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950-р).

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

План мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждён заместителем председателя Правительства РФ Т. А. Голиковой 20 июня 2019 г. № 5486п-П44).

Указ Президента РФ от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2018 г. № 469-ФЗ) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)».

 

Примерная программа (далее программа) разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Обществознание», входящему в образовательную область «Общественно-научные предметы».

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения учебного курса «Школа волонтёра», даётся общая характеристика курса, определяется место курса в учебном плане.

Программа устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования при реализации учебного курса «Школа волонтёра», примерное содержание курса.

Программа определяет примерное содержание учебного курса по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного курса ««Школа волонтёра».

Программа учебного курса «Школа волонтёра» разработана с учётом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся, их возрастных особенностей и возможностей, а также условий, которые необходимы для развития личностных и познавательных качеств.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Общая характеристика курса

Программа учебного курса «Школа волонтера» призвана помочь школам создать и реализовать собственные рабочие программы, направленные на формирование активной гражданской позиции школьников путём включения в добровольческую (волонтёрскую) деятельность. Программа показывает, каким образом педагоги (учитель, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, старший вожатый, воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т.п.) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми волонтёрской деятельности и тем самым сделать свою школу воспитывающей организацией.

В центре программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования находится личностное развитие обучающихся, освоение социальных норм в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Одним из результатов реализации программы станет участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовности обучающихся к саморазвитию и осознанному выбору будущей профессии; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; активное участие в социально-значимой деятельности; формирование коммуникативной компетентности и ценностей здорового и безопасного образа жизни.

Развитие волонтерского движения в общеобразовательной школе направлено на вовлечение обучающихся в проекты социальной направленности (экологические, гражданско-патриотические, краеведческие, культурные, а также нацеленные на здоровьесбережение, помощь малообеспеченным слоям населения и т. д.). В условиях ХХI в. именно различные формы добровольчества формируют систему ценностей человека с её специфическим содержанием и иерархической структурой.

В современной школе развитие добровольчества (волонтёрства) является показателем социально-педагогической работы школы, готовности педагогов, учащихся и родителей к сотрудничеству и непосредственному участию в жизни местного сообщества, а волонтёрские практики становятся важнейшим инструментом формирования у школьников активной гражданской позиции и ответственности.

Учебный курс «Школа волонтёра» следует рассматривать как важный практический элемент системы воспитательной работы в общеобразовательной организации.

Место учебного курса «Школа волонтера» в учебном плане

Курс реализуется за два года обучения из расчёта 1 час в неделю (в 5—7 классах — 34 часа; в 8—9 классах — 34 часа). Курс реализуется за счёт вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности. В программе учтено 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется участниками образовательных отношений.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Волонтёрская деятельность

Определение понятий «доброволец» и «волонтёр». Сущность волонтёрского (добровольческого) труда. Основные причины для занятия волонтёрством (добровольчеством). История развитии волонтёрства (добровольчества). Развитие волонтёрства в мире. Развитие волонтёрства в России. Волонтёрство (добровольчество) в социальной сфере. Волонтёрство (добровольчество) в сфере физической культуры и спорта. Волонтёрство (добровольчество) в сфере культуры. Волонтёрство (добровольчество) в сфере охраны природы. Волонтёрство (добровольчество) в сфере здравоохранения. Волонтёрство (добровольчество) в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Медиаволонтёрство. Киберволонтёрство (интернет-волонтёрство, е-волонтёрство).

Основные принципы волонтёрского труда. Принцип добровольности. Принцип безвозмездности. Принцип добросовестности. Принцип законности. Принцип вежливой активности. Личные качества волонтёра.

Основные трудности волонтёрского труда. Общение с незнакомыми и малознакомыми людьми. Выстраивание приоритетов: важные и срочные дела, неважные и несрочные дела. Правильные представления о содержании порученной работы и её результатах. Работа в команде. Связь волонтёрского труда с будущей профессией.

Волонтёрское объединение

Волонтёрское объединение. Виды волонтёрских объединений: волонтёрская группа (звено), волонтёрский отряд, волонтёрский центр (движение). Объекты волонтёрской деятельности. Направления работы волонтёрского объединения. История тимуровского движения. Лидер волонтёрского объединения. Качества лидера. Имидж волонтёрского объединения. Миссия деятельности. Общественное мнение. Бренд. Внутренняя культура. Организационная культура. Дружба в волонтёрском объединении. Соревнование в волонтёрском объединении. Квест как форма волонтёрского мероприятия. Виды квестов. Социальный квест. Методы привлечения новых волонтёров. Принципы организации мероприятий. Технологии проведения мероприятий. Проблема, которую призвано решить мероприятие. Участники мероприятия. Дата и место проведения. Необходимый реквизит. Информирование участников. Анализ итогов мероприятия. Партнёрские отношения с другими объединениями. Виды взаимодействия с другими объединениями.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание курса Тематическое планирование Виды учебной деятельности

Первый год обучения (5–7 классы)

Волонтёрская деятельность  (17 часов)  (Определение понятий «доброволец» и «волонтёр». Сущность волонтёрского (добровольческого) труда. Основные причины для занятия волонтёрством (добровольчеством). История развитии волонтёрства (добровольчества). Развитие волонтёрства в мире. Развитие волонтёрства в России. Волонтёрство (добровольчество) в социальной сфере. Волонтёрство (добровольчество) в сфере физической культуры и спорта. Волонтёрство (добровольчество) в сфере культуры. Волонтёрство (добровольчество) в сфере охраны природы. Волонтёрство (добровольчество) в сфере здравоохранения. Волонтёрство (добровольчество) в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Медиаволонтёрство. Киберволонтёрство (интернет-волонтёрство, е-волонтёрство). Основные принципы волонтёрского труда. Принцип добровольности. Принцип безвозмездности. Принцип добросовестности. Принцип законности. Принцип вежливой активности. Личные качества волонтёра. Основные трудности волонтёрского труда. Общение с незнакомыми и малознакомыми людьми. Выстраивание приоритетов: важные и срочные дела, неважные и несрочные дела. Правильные представления о содержании порученной работы и её результатах. Работа в команде. Связь волонтёрского труда с будущей профессией.. Осознавать понятия «волонтёр», «доброволец». Обсуждать примеры того, почему люди занимаются волонтёрством. Определять этапы истории развития волонтёрства в мире и России. Давать характеристику видам волонтёрской деятельности. Характеризовать основные принципы добровольного труда. Применять изученные принципы, совершая доброе дело (помощь другу, родственнику). Характеризовать формы участия в волонтёрских акциях. Приводить примеры для каждой формы. Определять трудности волонтёрской деятельности. Выбирать способы преодоления трудностей. Преодолевать неуверенность в общении с малознакомыми людьми. Соотносить свои желания со своими возможностями. Определять приоритеты деятельности. Формулировать ожидаемый результат работы. Договариваться с членами команды.
Волонтёрское объединение (17 часов) Волонтёрское объединение. Виды волонтёрских объединений: волонтёрская группа (звено), волонтёрский отряд, волонтёрский центр (движение). Объекты волонтёрской деятельности. Направления работы волонтёрского объединения. История тимуровского движения. Лидер волонтёрского объединения. Качества лидера. Имидж волонтёрского объединения. Миссия деятельности. Общественное мнение. Бренд. Внутренняя культура. Организационная культура. Дружба в волонтёрском объединении. Соревнование в волонтёрском объединении. Квест как форма волонтёрского мероприятия. Виды квестов. Социальный квест. Методы привлечения новых волонтёров. Принципы организации мероприятий. Технологии проведения мероприятий. Проблема, которую призвано решить мероприятие. Участники мероприятия. Дата и место проведения. Необходимый реквизит. Информирование участников. Анализ итогов мероприятия. Партнёрские отношения с другими объединениями. Виды взаимодействия с другими объединениями. Давать характеристику волонтёрского объединения. Определять возможные виды деятельности такого объединения. Находить примеры волонтерских объединений в своём регионе. Определять понятие «руководитель волонтёрского объединения». Давать характеристику лидерских качеств, обязанностей руководителя. Классифицировать направления работы волонтерских объединений. Получать опыт участия в волонтерской деятельности. Определять понятие «имидж волонтёрского объединения». Участвовать в создании имиджа волонтёрского объединения: формулировать миссию, правила поведения, разрабатывать логотип и другие элементы символики волонтёрского объединения. Определять понятие «социальный квест». Приводить примеры квестов из жизненного опыта, из литературных источников (А. П. Гайдар «Тимур и его команда»). Обсуждать подходы к организации и проведению мероприятий. Организовывать рабочую группу, составлять план мероприятия, формулировать ожидаемые результаты мероприятия. Определять приёмы привлечения новых волонтёров: проведение уроков добровольчества, распространение материалов, создание информационных стендов. Проводить волонтёрское мероприятие. Давать характеристику партнёрским отношениям с другими организациями. Договариваться о взаимодействии. Проводить волонтёрское мероприятие вместе с другими организациями. Проводить сравнение ожидаемых результатов мероприятия и реальными результатами.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493).

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

3. Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р).

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г.

№ 996-р).

5. Указ Президента РФ от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».

6. Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтёрства)» (последняя редакция).

7. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

8. Волонтёрские программы как ресурс развития и системной поддержки здорового образа жизни российской молодёжи: научно-методическое пособие / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др.; под ред. В. В. Семикина и др. — Тверь, 2012.

9. Инновационные проекты системной поддержки молодёжного добровольчества: научно-методическое пособие / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др.; под ред. В. В. Семикина, Т. Н. Арсеньевой. — Тверь: ООО «СФК-офис», 2009.

10. Менеджмент молодёжных добровольческих программ: проблемы внедрения инновационных проектов на региональном уровне: методическое пособие / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др.; под ред. В. В. Семикина, Т. Н. Арсеньевой. — Тверь, 2011.

11. Методические рекомендации по развитию волонтёрства (добровольчества) в школе / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др.; отв. ред. Е. В. Крутицкая. — М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2015.

12. Волонтерское движение в общеобразовательной организации: методическое пособие / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др. – М., 2016.

13. Методическое пособие для волонтёра-инструктора ЗОЖ / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др. / под ред. Т. Н. Арсеньевой, Х. Т. Загладиной. — М., 2015.

14. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др.; под ред. В. В. Семикина, Т. Н. Арсеньевой. — Саратов: «Научная книга», 2009.

15. Рабочая тетрадь инструктора ЗОЖ и ГТО / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др.; под ред. Т. Н. Арсеньевой, Х. Т. Загладиной. — Тверь, 2014.

16. Технологии развития гражданской активности и создания социальных проектов: практическое пособие / под ред. Т. Н. Арсеньевой, А. В. Коршунова. – Тверь: Полиграфическая компания «Печатня», 2017.

 

Интернет-источники

1. Ассоциация волонтёрских центров: авц.рф

2. Всероссийский конкурс социальных квестов «Флагман»: flagman.tversu.ru

3. Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности»: ruor.org/school-of-safety

4. Всероссийское общественное движение «Волонтёры-медики»: волонтерымедики.рф

5. Единая информационная система «Добро»: dobro.ru

6. Как не попасться на удочку мошенников в сфере добровольчества / РИА «Новости»: ria.ru/sn_volunteers_school/20180626/1523420991.html

7. Материалы по добровольчеству для разработки тематических мероприятий Федеральной программы «Ты решаешь»: тырешаешь.рф/material

8. Общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (РДШ): рдш.рф

9. Портал «К добру» благотворительного общества «Невский Ангел» (в пункте меню «Онлайн-сервисы» есть большая библиотека материалов по теме добровольчества): portal.kdobru.ru/resources

10. Программа по развитию волонтёрства «Волонтёры культуры»: veb.

roskultproekt.ru/volunteers

11. Проект РИА «Новости» «Школа волонтёра»: ria.ru/sn_volunteers

12. Группа «Юные добровольцы РДШ» в социальной сети «ВКонтакте»: vk.com/ skm_volunteers

 

Оборудование

1. Аудитория на 25–30 человек со следующим оборудованием: подвижными стульями и партами; персональным компьютером с доступом в сеть Интернет для педагога; мультимедийным проектором и экраном, либо интерактивной доской.

2. Компьютерный класс с доступом в сеть Интернет для учащихся.

 

Программное обеспечение

1. Текстовый редактор MS Word или аналоги.

2. Редактор презентаций MS PowerPoint или аналоги.

3. Интернет-браузеры Internet Explorer, Chromium, Google Chrome илианалоги.

4. Видеоредакторы AVS Video Editor, Windows Movie Maker илианалоги.

 

ОДОБРЕНА

решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

(протокол от 26 октября 2020 г. № 4/20)

 

ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Школа волонтёра»

предметной области «Общественно-научные предметы»

для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования

Год

 

Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному курсу «Школа волонтёра» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

Указ Президента Российской Федерации от 06 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

Примерная программа воспитания одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20);

Концепция развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950-р).

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

План мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждён заместителем председателя Правительства РФ Т. А. Голиковой 20 июня 2019 г. № 5486п-П44).

Указ Президента РФ от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2018 г. № 469-ФЗ) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)».

 

Примерная программа (далее программа) разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Обществознание», входящему в образовательную область «Общественно-научные предметы».

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения учебного курса «Школа волонтёра», даётся общая характеристика курса, определяется место курса в учебном плане.

Программа устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования при реализации учебного курса «Школа волонтёра», примерное содержание курса.

Программа определяет примерное содержание учебного курса по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного курса ««Школа волонтёра».

Программа учебного курса «Школа волонтёра» разработана с учётом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся, их возрастных особенностей и возможностей, а также условий, которые необходимы для развития личностных и познавательных качеств.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Цели изучения учебного курса «Школа волонтера»

    Программа учебного курса «Школа волонтера» разработана для организаций, реализующих программы основного общего образования.

Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к предметной области «Общественно-научные предметы». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Обществознание», входящего в предметную область «Общественно-научные предметы».

Программа призвана способствовать формированию активной гражданской позиции учащихся путём включения в добровольческую (волонтёрскую) деятельность, формирование коммуникативных, социальных, профессиональных компетенций.

В соответствии с этим курс «Школа волонтера» направлен на достижение следующих целей:

· формирование базовых представлений об основах российского добровольчества (волонтёрства), истории (начиная с благотворительности) и особенностях его развития;

· формирование базовых представлений об идейных принципах добровольчества, о связи волонтерства с различными формами патриотического воспитания;

· формирование базовых представлений об организационных формах волонтёрского движения в России; о видах школьного добровольчества;

· формирование осознанного отношения к волонтерству как социально значимой деятельности;

· формирование ответственного отношения к участию в волонтёрских проектах, способствующих профессиональному самоопределению;

· совершенствование умения разработки и проведения проектов социальной направленности на примере создания и реализации добровольческих проектов в школе;

· воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Общая характеристика курса

Программа учебного курса «Школа волонтера» призвана помочь школам создать и реализовать собственные рабочие программы, направленные на формирование активной гражданской позиции школьников путём включения в добровольческую (волонтёрскую) деятельность. Программа показывает, каким образом педагоги (учитель, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, старший вожатый, воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т.п.) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми волонтёрской деятельности и тем самым сделать свою школу воспитывающей организацией.

В центре программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования находится личностное развитие обучающихся, освоение социальных норм в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Одним из результатов реализации программы станет участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовности обучающихся к саморазвитию и осознанному выбору будущей профессии; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; активное участие в социально-значимой деятельности; формирование коммуникативной компетентности и ценностей здорового и безопасного образа жизни.

Развитие волонтерского движения в общеобразовательной школе направлено на вовлечение обучающихся в проекты социальной направленности (экологические, гражданско-патриотические, краеведческие, культурные, а также нацеленные на здоровьесбережение, помощь малообеспеченным слоям населения и т. д.). В условиях ХХI в. именно различные формы добровольчества формируют систему ценностей человека с её специфическим содержанием и иерархической структурой.

В современной школе развитие добровольчества (волонтёрства) является показателем социально-педагогической работы школы, готовности педагогов, учащихся и родителей к сотрудничеству и непосредственному участию в жизни местного сообщества, а волонтёрские практики становятся важнейшим инструментом формирования у школьников активной гражданской позиции и ответственности.

Учебный курс «Школа волонтёра» следует рассматривать как важный практический элемент системы воспитательной работы в общеобразовательной организации.

Место учебного курса «Школа волонтера» в учебном плане

Курс реализуется за два года обучения из расчёта 1 час в неделю (в 5—7 классах — 34 часа; в 8—9 классах — 34 часа). Курс реализуется за счёт вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности. В программе учтено 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется участниками образовательных отношений.

 

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

В результате освоения учебного курса «Школа волонтёра» должны быть достигнуты личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

 • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

• формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 

Предметные результаты:

 • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

• раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

• выявлять причинно-следственные связи между общественными явлениями и характеризовать основные направления общественного развития; • осознанно содействовать защите природы;

• раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

• различать отдельные виды социальных норм;

• характеризовать основные нормы морали;

• раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

• раскрывать сущность процесса социализации личности;

• оценивать социальную значимость здорового образа жизни;

• учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;

• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

• описывать основные социальные роли подростка;

• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи;

• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

• раскрывать достижения российского народа;

• использовать знания и умения для формирования способности уважительно


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.