Симфония (1957) – «1905 год» соль-минор в 4 частях — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Симфония (1957) – «1905 год» соль-минор в 4 частях

2022-11-24 33
Симфония (1957) – «1905 год» соль-минор в 4 частях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УдостоенаЛенинской премии. Написана к 40-летию Октябрьской революции, повествует о событиях Кровавого воскресенья. В ней использует 6 революционных песен и темы из собственной хоровой поэмы «9 января». Жанр – песенная.

1 часть «Дворцовая площадь». Вступление - это тема Дворцовой площади в Петербурге, мертвенный и бездушныйобраз. Холодные пустые квинты у струнных, затем триольная тема судьбы у литавр и военный сигнал у трубы. Потом в оркестре появляются интонации песен «Слушай» и «Арестант» (песни политических каторжников).

2 часть «9 января» Аллегро. Часть состоит из двух резко контрастных эпизодов — «сцены крёстного хода» и «сцены расстрела». Две ее основные темы взяты из написанных Шостаковичем ранее хоровых поэм на тексты революционных поэтов «9 января» «Гой, ты, царь, наш батюшка!» и суровый, хорального склада напев «Обнажите головы!». Вдруг гул толпы смолкает – звучит т.Дворцовой площади, судьбы и военного сигнала. 2 раздел – грандиозное фугато расстрела мирной демонстрации на 2х темах 1 раздела. Завершается т. военного сигнала и Дворцовой площади.

3 часть «Вечная память» — реквием по погибшим. Медленная, скорбная часть начинается песней «Вы жертвою пали» в суровом, размеренном ритме траурного шествия. Далее звучат обрывки песен «Смело, товарищи, в ногу» и «Здравствуй, свободы вольное слово». Широкое движение приводит к кульминации, на которой возникает, подобно призыву, мотив «Обнажите головы» из предшествующей части.

Финал «Набат» — картина народного гневаначинается с решительной фразы песни «Беснуйтесь, тираны». В кульминации звучит мотив «Обнажите головы». В среднем разделе господствует «Варшавянка». В коде финала мощные удары набата выносят на поверхность темы «Гой, ты, царь, наш батюшка!» и «Обнажите головы!», звучащие грозно и утверждающе.

Ни одна из частей не написана в сон.форме, все в слож.3ч.форме, кроме 2 части. Все части в тональности соль-минор, кроме 4 части (си-минор).

12 симфония (1961) – «Памяти Ленина» в 4 частях: «Революционный Петроград», «Разлив», «Аврора», «Заря человечества».

13 симфония (1962) – вокальная симфония на стихи Евтушенко для баса, мужского хора и оркестра в 5 частях: «Бабий яр», «Юмор», «В магазине», «Страхи» и «Карьера».

Симфония(1969)

Вокальная симфония для баса, сопрано и камерного оркестра в 11 частяхна стихи поэтов разных времен и народов: Федерико Гарсиа Лорки (1,2), Гийома Аполлинера (3-8), Вильгельма Кюхельбекера (9) и РайнераМариа Рильке (10, 11). Задумана как продолжение «Песен и плясок смерти» Мусоргского. Композитор использует долекафонию, атональность, кластеры, сонористику.

1 часть - «Сто горячо влюбленных сном вековым уснули» (Deprofiindis) — лирико-философский, с одиноко звучащей печальной мелодией струнных — лейттема смерти.

2 часть - трагический танец «Малагенья», жесткий, быстрый, с атональными созвучиями. Картина разгула инстинктов в таверне, где хозяйничает смерть. 3-ч.форма: А –«Смерть вошла…», В – «Черные кони…», А1 – «А смерть все уходит…»

3 часть - «Лорелея» — романтическая баллада о столкновении красоты с фанатизмом. Острейший конфликт возникает между образами прекрасной, чистой девушки и жестокого епис­копа с его неумолимой стражей. Начинающаяся ударами бича, баллада включает в себя диалог епископа и Лорелеи, а затем — ее лирическое высказывание, далее — ее осуждение, изгнание и падение в волны Рейна.

4 часть - скорбная элегия «Самоубийца» в форме рондо, рефрен – «Три лилии».

5 часть - жесткий гротескный марш «Начеку» - бойкий военный мотивчик, марш смерти, играющей с человеком как кошка с мышью» (ксилофон).

6 часть — горько-иронический дуэт «Мадам, по­смотрите» смех, переходящий в рыдания.

7 часть - «В тюрьме Санте» — монологе узника, трагически безысходном,

8 часть - «Ответ запорожцев турецкому сул­тану» полон сарказма, гнева и беспощадной насмешки. В оркестровой интермедии появ­ляется ритм пляски.

9 часть - «О, Дельвиг, Дельвиг» — прекрасная, возвышенная элегия в духе русского романса 19 века в куплетной форме.

10 частьСмерть поэта» размышление о предназначении художника, вновь тема смерти.

11 часть«Заключение» — дуэт баса и сопрано. Маршевый ритм, сухие удары каста­ньет и томтома, раздробленная, прерывистая вокальная линия. Но затем меняются краски — звучит возвышен­ный хорал. Музыка угасает постепенно, слов­но отступая вдаль.

15 симфония (1971) – это повествование о вечных, непреходящих ценностях. Композитор отказывается в ней от программности, но вводитцитаты: 1ч. - фрагмент увертюры к опере «Вильгельм Телль» Россини. 2ч. – траурный марш.3ч. — мрачно-механистические образы. 4ч. - открывается лейтмотивом рока из вагнеровского «Кольца нибелунга».


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.