Учение православной церкви о Триедином Боге — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Учение православной церкви о Триедином Боге

2022-11-24 26
Учение православной церкви о Триедином Боге 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Веровах, темже и возглаголах» (Пс.115.1)

«Трие суть свидетельствующии на небеси:

Отец, Слово и Святый Дух, и сии три едино суть» (1 Ин. 5,7.)

 

Каждому православному человеку известен один из главных догматов Святой Церкви, что Бог Един; но в трёх Лицах. Этот догмат у одних людей вызывает недоумение, и они обвиняют нас в многобожии (напр. ислам). Другая категория людей прилагает множество усилий, чтобы осознать глубину этой тайны, но к познанию так и не приходит. Ибо невозможно своим умом постичь то, что может о себе открыть Сам Бог.

Один Бог в трёх Лицах, что это и откуда такое неподдающееся логическому осмыслению явление? Православному человеку известна одна непреложная истина, что самый простой и в тоже время самый верный метод познания Бога – это Божественное откровение. Непреложным источником для человечества, такового откровения, есть ничто иное, как Священное Писание. Из этого откровения мы многое узнаём в правдивой и неискажённой форме. Из Священных текстов мы черпаем точные познания о сотворении мира, о тайне Пресвятой Троицы, учение о человеке, учение о последних судьбах человеческого рода и учение о вселенной вообще.

Какое познание из книг Ветхого и Нового Завета мы приобретаем о Творце неба и земли видимого всего и невидимого. Что нам Бог открыл о Самом Себе?

В Священном Писании Ветхого Завета мы не находим столь ясных указаний на тайну Пресвятой Троицы, так как ветхозаветные иудеи были очень склоны к многобожию и не могли должным образом уразуметь это величайшее таинство. По этой причине тайна Троичности Божества была от них прикровенна. Но при свете Нового Завета мы ясно видим, во многих текстах, указание на Троичность Лиц Единого Божества.

В книге бытия указывается на множественность Лиц в Боге, которые между собой совещаются и совместно действуют: «В начале сотвори Бог небо и землю; Дух Божий ношашеся верху воды; И рече Бог сотворим человека по образу Нашему и по подобию; И рече Бог: се Адам бысть яко един от Нас, еже разумети доброе и лукавое» (Быт. 1, 1.2. 26. 3, 22.). В других местах ясно различаются Лица Святой Троицы: «и Господь одожди на Содом и Гомор жупел и огнь от Господа с небес» (Быт. 19,24.). «Господь рече ко мне: Сын мой еси ты: Аз днесь родих тя» (Пс.2, 7.). «Помаза тя Боже, Бог твой елеем радости, паче причастников твоих» (Пс. 44, 8.).

Трисвятая песнь ангелов, слышанная пророком Исаией, вокруг престола Господа Саваофа: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис. 6, 3.). «Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их» (Пс. 32, 6.). «ДухГосподен на Мне, егоже ради помаза мя, благовестити нищим посла Мя» (Ис. 61, 1.). Последние три цитаты с особой ясностью указывают нам на различие трёх Лиц Единого Божества. Из этого мы, несомненно, заключаем, что хотя и прикровенно, но из текстов Священного Писания и Ветхого Завета мы ясно видим указания на Триипостасность Единого Божества.

Новый Завет полностью приоткрывает нам эту великую Тайну. Во время Крещения Второго Адама (нашего Спасителя и Господа) разверзаются небеса закрытые для нас первым Адамом (нашим праотцем) и голос Отца небесного свидетельствует: «Ты еси Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (Мк. 1, 11.). По причине того, что народ на то время еще не знал Спасителя мира, то слова, прогремевшие с небес, справедливо были бы восприняты народом относительно Иоанна Крестителя.

Народ любил Иоанна и почитал как пророка, многие говорили, что он и есть Мессия. Поэтому Дух Святой в виде голубя сошёл на Христа Спасителя, и таким образом явил народу, относительно Кого было это небесное свидетельство. Вот почему праздник Крещения Господня ещё называется «Богоявление». В этот день впервые за всю историю человечества, так ясно была явлена народу тайна Святой Троицы.

Сын принимает Крещение от Иоанна во Иордане, и о Нём с небес свидетельствует Отец, и Дух Святой, в виде голубя сходит с небес и почивает на Сыне. При внимательном изследовании Св.Писания мы находим множество мест свидетельствующих, что Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, равен Единороден и Единосущен Богу Отцу, и Богу Святому Духу. «Вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам Свет и разум, да познаем Бога истиннаго: и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный» (1 Ин. 5, 20.).

Сам Иисус Христос называет Себя бывшим прежде Авраама и прежде сотворения мира: «Аминь, аминь глаголю вам, прежде даже Авраам не бысть, Аз, есмь. И ныне прослави Мя Ты Отче у Тебе Самаго Славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть» (Ин. 8, 58. 17, 5.). Ап.Павел восклицает: «но омыйтеся, но освятитеся, но оправдитеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 11.).

Спаситель мира, посылая святых своих учеников, на всемирную проповедь повелевает им: «Шедше научите все языки (народы), крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа: Учаще их блюсти вся елика заповедах вам» (Мф. 28, 19.20.). Обратим особое внимание на это повеление нашего Спасителя и Господа. Повелевает крестить не во имя одного или двух, четырёх или пяти, но во имя «Отца и Сына и Святаго Духа». И далее повелевает «блюсти вся елика заповедах вам» т.е. неуклонительно исполнять всё то, что повелело Слово Божие, вторая ипостась Св.Троицы, Богочеловек воплотивыйся нас ради и нашего ради спасения.

Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый, различаются собою как Лица, но по существу являются Единным Божеством, и поэтому не суть три Бога, но Единый Бог «Аз во Отце и Отец во Мне; вся елика имать Отец, Моя суть; Аз и Отец едино есма» (Ин. 14, 10. 16, 15. 10, 30.).

Почему мы так глубоко вынуждены затронуть тайну Единого Триипостасного Божества. Об этом уразумеем позже.

Из множества Церковных определений учение о Пресвятой Троице, самое ясное и полное и чётко выраженное есть Св. Афанасия Александрийского: «Вера кафолическая сия есть: да Единаго Бога в Троице и Троицу во единице почитаем, ниже сливающее ипостаси, ниже существо разделяющи. Ина бо есть ипостась Отча, ина Сыновня, ина Святаго Духа. Но Отчее и Сыновнее и Святаго Духа едино есть Божество, равна слава, соприсносущно величество. Яков Отец, таков Сын, таков и Дух Святый: тако: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый: обаче не три бози, но един Бог. Равне: Господь Отец, Господь Сын, Господь и Дух Святый, обаче не три Господие, но един есть Господь. Отец, ни от кого есть сотворен, ни создан, ниже рожден; Сын от Отца Самаго есть не сотворен, ни создан, ни рожден; Дух Святый от Отца не сотворен, ни создан, ниже рожден, но исходящ. И в сей Святой Троице, ничтоже первое или последнее: ничтоже более или менее: но целы три Ипостаси соприсносущны суть себе и равны. Хотяй убо спастися, тако о Святей Троице да мудрствует».

Этот догмат ясно выражен в Никео-Цареградском символе веры: «Верую во Единого Бога…». Исповедание нашей веры мы произносим как минимум один раз в день, когда читаем утренние молитвы. И через наше исповедание мы духовно приобщаемся Триипостасному Божеству, и таким образом, мы в Боге пребываем и Бог почивает в нас. И так из Божественного откровения мы узнаем о том, что во всем мире существует «Едино Божество» и нет во вселенной «инаго бога». И это Триипостасное Единое Божество является Творцом всего мира видимого и не видимого.

Часть 2


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.