Опыт организации внеурочной деятельности по истории — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Опыт организации внеурочной деятельности по истории

2022-11-24 34
Опыт организации внеурочной деятельности по истории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Надо создать на уроке ощущение отдалѐнности древних культур, поясняя хронологическую отдалѐнность на более близких для детей примерах. Отцы детей родились в те времена, когда наши города были гораздо меньше, чем теперь, когда в них было мало высоких домов и т.д. Деды родились во времена, когда на дорогах конные повозки встречались чаще, чем автомобили, когда ещѐ практически не было самолѐтов. Перед Первой мировой войной, когда родился прадедушка, не было электрического света и редко встречались водопроводы. Прапрадеды видели, как сооружались железные дороги, как возникали первые фабрики. Так, прослеживая жизнь пяти поколений, можно заметить, как грандиозные изменения, происшедшие за 150 лет, преобразили лицо мира». [9]

Кстати, подобный приѐм использовал историк и писатель Н.Эйдельман в книге «Твой ХVIII век». Приглашая школьников сосчитать, сколько в предыдущем веке у каждого из них осталось прапрадедушек и бабушек, учѐный доказывал, что история — не такой уж отдалѐнный и бесстрастный предмет изучения, каким может показаться вначале.

Как помочь детям с их коротким жизненным опытом осознать масштабы ожидающего их на уроках истории путешествия в глубь времени? Тот же немецкий педагог К.Линденберг советует: «Если же весь класс встанет в ряд и каждый ученик представит одно поколение, то 33 ученика позволят нам совершить путешествие назад как раз на тысячелетие. Тогда мы дойдѐм до времѐн, когда Германия была почти полностью покрыта лесами, когда ещѐ и в помине не был городов, и лишь кое-где появились дороги, когда только изредка встречались каменные церкви. Так возникает представление о временном и духовном расстоянии. При этом создаѐтся почва для того, чтобы показать своеобразие чувств, переживаний и представлений каждой отдалѐнной эпохи.

 Почему это важно сегодня?.. Расширение временного кругозора учащихся позволяет привить им понимание других культур, существующих в наши дни. И ещѐ кое-что проясняется для нас в нашей действительности: неповторимость, особенность нашей эпохи обрисовывается лишь на фоне истории».

Но зачастую в школьной практике просто не хватает времени на полноценное объяснение исторических событий и создания картины исторической эпохи, нужно глубокое её объяснение, и именно в этой ситуации учителю истории на помощь приходит такой вид образовательной деятельности, как внеурочная деятельность

Внеурочная работа ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе внеурочной работы приобретаются умения работать с книгой и справочной литературой, реферировать и рецензировать, готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией. Открываются возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках. Внеклассная работа по истории носит добровольный характер, неограниченна временем, способствует развитию познавательных способностей и наклонностей учеников, учитель при этом свободен в выборе содержания внеклассной работы..

Вряд ли сегодня много школ, в которых есть музеи, но практически в каждой можно выпустить историческую газету или провести неделю истории. Широко распространенной формой работы стали олимпиады, викторины и конкурсы по истории. Экскурсии практически проводил каждый учитель истории. Однако вряд ли все соблюдают методические требования к экскурсионной работе. Они могут быть сведены к следующему: определение цели и темы экскурсии, выбор места и объектов, разработка маршрута, который должен быть компактным, формирование «портфеля экскурсовода», подготовка учащихся к экскурсии, постановка групповых и индивидуальных заданий, разнообразие приемов экскурсии, подведение итогов и оформление результатов.

В осуществлении внеурочной деятельности можно выделить два направления: а) расширение исторических знаний, приобретаемых на уроках; б) получение новых знаний краеведческого характера. Второе направление связано с «оживлением» исторического материала путем ознакомления с историей родно" го края: изучение истории города, села, поселка; культурного прошлого родного края.

 По длительности виды внеурочной работы по истории подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (внеклассные чтения, кружки) и эпизодические (походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических журналов)..

Во время внеурочной деятельности учитель должен давать ученикам не только факты, события, процессы и деятельность людей, но и оценивать их с точки зрения стремления учеников, их потребностей, интересов, сформированных под воздействием разных жизненных обстоятельств и в ходе предшествующего изучения исторического прошлого. Ценностное отношение человека к историческому опыту отражает такая категория как историческое сознание. Историческое сознание - это ценностное отношение человека к историческому прошлому, система ориентации в мире под углом зрения истории, способ рационального воспроизведения и оценивания социумом и личностью движения общества во времени.

Как и другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру и, согласно И.Я. Лернеру, включает в себя следующие компоненты: систему исторических знаний и представлений; историческое осмысление современных социальных явлений; методологию исторического познания; эмоционально-ценностное отношение к прошлому.

Индивидуальное историческое сознание, являясь результатом приобщения к знанию о прошлом, осмыслением прошлого и генерации чувства сопричастности к нему, представляет собой способность (готовность) ребенка ориентироваться в историческом прошлом и использовать его для оценки, анализа современности.

Основными объектами отношений выступают вселенная, космос, предметный мир, мир общества, мир природы и собственный мир. Основными ценностями являются: ценность жизни, бытия, добра, истины, красоты, гармонии, свободы, природы, Отечества.

Историческое сознание, отражая ценностное отношение человека к историческому опыту, выступает как цель, средство и результат целенаправленного приобщения личности к истории.



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.