Проведения практическогозанятия № 6 — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Проведения практическогозанятия № 6

2022-11-24 32
Проведения практическогозанятия № 6 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Методический блок

Тема: Определение водного баланса

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Дисциплина: ПК 04 МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг

Курс: I (II) Семестр: 2 (4) Количество часов  4

 

Учебные цели:  

Студент должен иметь практический опыт:

– Определить суточный диурез и водный баланс;

– Оказать помощь пациенту в получении достаточного количества жидкости;

– Провести беседу с родственниками пациента о продуктовых передачах;

– Контролировать санитарное состояние тумбочек и холодильника в отделении стационара;

– Определить проблемы пациента, связанные с показателями водного баланса;

Студент должен знать:

– Понятие о водном балансе,

– Процедуре определения и методике подсчета водного баланса;

– Значение оценки функционального состояния пациента (определение водного баланса);

– Методику определения суточного диуреза и водного баланса;

– Понятия «положительный» и «отрицательный» баланс.

– Порядок и сроки хранения пищевых продуктов;

– Правила заполнения медицинской документации (лист учета водного баланса)

Студент должен уметь:

– Определить суточный диурез и водный баланс;

– Оказать помощь пациенту в получении достаточного количества жидкости;

– Провести беседу с родственниками пациента о продуктовых передачах;

– Контролировать санитарное состояние тумбочек и холодильника в отделении стационара;

– Составить порционное требование.

– Определить проблемы пациента, связанные с показателями водного баланса

Развивающие цели:

развитие умений и навыков в профессиональной деятельности;

развитие потребности постоянно пополнять свои знания;

развитие навыков общения;

развитие аналитического и творческого мышления.

Воспитательные цели:

прививать студентам любовь к избранной профессии, доброту, чуткость друг к другу и пациенту;

формировать у студентов чувство высокой ответственности при определении водного баланса;

воспитывать самостоятельность.

 

Формируемые компетенции:

ПК 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5,4.6

ОК 1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10,11,12.

 

 

План и организационная структура практического занятия

Основные этапы занятия и их содержание Учеб. цели в уровн. Методы контроля и обучения Материалы методическ. обеспечения Время
1.     2.   3.   Подготовительный этап Проверка присутствующих, внешнего вида студентов и т.п.   Сообщение темы занятия, ее актуальности, целей, плана занятия     Контроль исходного уровня Знаний, умений, навыков Определение водного баланса     ІІ     Уточняется готовность студентов к занятию, отмечаются отсутствующие студенты, уделяется внимание внешнему виду, форме одежды      Сообщается тема занятия, особое внимание акцентируется на её значимости, сообщается план занятия студента. Определяются цели занятия и основные задачи, которые ставятся при изучении данной темы.   вопросы для активизации познавательной деятельности студентов.       2 мин.   3 мин.   15 мин  
1 2 3 4 5 6
1.   Обучающий этап Формирование профессиональных умений и навыков: – Определить суточный диурез и водный баланс; – Оказать помощь пациенту в получении достаточного количества жидкости; – Провести беседу с родственниками пациента о продуктовых передачах; – Контролировать санитарное состояние тумбочек и холодильника в отделении стационара; – Определить проблемы пациента, связанные с показателями водного баланса; Отработать алгоритм «Перемещение пациента в позицию Фаулера»; Контроль и коррекция уровня профессиональных умений и навыков: - тестовые задания практической (профильной) направленности. - терминологический диктант   ІІІ   Самостоятельная работа под контролем преподавателя   Участие в обсуждении итогов контроля, проведение анализа, приведение доказательных рассуждений, аргументация своей точки зрения, самоконтроль. демонстрация результатов работы преподавателю «на оценку».       Приложение №3 Приложение №4   Приложение №5   Приложение №5     Приложение №1,2,3   Приложение №7     Приложение №6       128мин     20 мин    
  1.   2.     3.   Заключительный этап   Подведение итогов Подводится итог занятия, анализируется степень достижения целей занятия.   Анализ и оценивание деятельности обучающихся на занятии оценивается деятельность группы и каждого студента в отдельности, выставляются оценки в журнал.   Домашнее задание  подготовка к практическому занятию №7 «Кормление тяжелобольного пациента через назогастральный зонд». Лекция №4 «Организация питания в стационаре» Обуховец Т.П., Основы сестринского дела, Практикум. Изд.16-е, Феникс, Р.-на-Д., 2015,                      с. 256 – 268 Т.П.Обуховец, О.В.Чернова, Основы сестринского дела, Уч.пособие, Изд.22-е, Феникс, Р.-на-Д., 2015, с. 566 - 578 Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова, Основы сестринского дела, Феникс, Р.-на-Д., 2015, с. 585 – 590             5мин     5мин   2мин

 

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

 

ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИНСТРУКЦИЯ

УМЕТЬ

– Определить суточный диурез и водный баланс;

– Оказать помощь пациенту в получении достаточного количества жидкости;

– Провести беседу с родственниками пациента о продуктовых передачах;

– Контролировать санитарное состояние тумбочек и холодильника в отделении стационара;

– Составить порционное требование.

– Определить проблемы пациента, связанные с показателями водного баланса

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:

Приложение №1

ОТЕКИ

Отеки – это избыточное скопление жидкости в тканях и полостях организма.

Виды отеков:

  По происхождению:

· посттравматические;

· аллергические;

· связанные с нарушением оттока крови или лимфы;

· вызванные гормональными нарушениями;

· сердечного происхождения;

· почечного происхождения.

По локализации, распространенности:

· местные – на каком-либо участке тела;

· анасарка - общий отек всего организма.

По выявляемости:

· явные – определяются на глаз или пальпаторно;

· скрытые – невидимые, а выявляемые инструментальными методами, по массе тела, суточному диурезу:

ü асцит – скопление жидкости в брюшной полости,

ü гидроперикард - скопление жидкости в полости перикарда,

ü гидроторакс - скопление жидкости в плевральной полости.

Появлению явных отеков может предшествовать скрытый период, когда в тканях может накопиться до 4-6л жидкости. Обращает внимание уменьшение количества мочи и нарастание массы тела.

Приложение №2

Приложение №3

АЛГОРИТМ                                                                                                            «Измерение суточного диуреза и определение водного баланса».                 Показания. Нарушение процессов кровообращения и мочевыделения.                               Цель. Изучение водного обмена в организме.                                   

Этапы Примечание

Подготовка к процедуре

1 Убедиться в способности пациента Проводить учет жидкости  
2 Объяснить необходимость соблюдения Обычного водно-пищевого режима и Двигательного режима Специальной подготовки не требуется
3 Убедиться в том, что пациент не принимал диуретики в течение 3 дней до исследования  
4 Дать подробную информацию о порядке записей в листе учета водного баланса. Убедиться в умении Заполнять дист.  
5 Объяснить примерное процентное содержание воды в продуктах питания для учета поступившей в организм жидкости (энтерально + парэнтерально) В твердых продуктах 60-80% воды.Выделенной жидкостью считаются моча, кал и рвотные массы

Выполнение процедуры

1 Объяснить, что в 6.00 утра необходимо выпустить мочу в унитаз.  
2 Каждый раз собирать мочу в мерную емкость, измеряя ее количество.  
3 Фиксировать количество выделенной жидкости в листе учета С указанием времени введения и выведения жидкости в течении следующих суток до 6.00
4 Фиксировать количество поступившей жидкости в листе учета  
5 В 6.00 следующих суток сдать лист учета медсестре  

Окончание процедуры

1 Медсестре определить норму количества выделенной мочи; сообщить пациенту Формула: Количество выделенной мочи х 0,8 (80%) = Кол-во мочи в норме
2 Сравнить результат с нормой  
3 Считать водный баланс «отрицательным», если выделенной жидкости < на 5-10%  
4 Считать «положительным», если выделено > расчетной нормы Возможные причины: диуретики, мочегонное действие некоторых продуктов питания, низкая температура окружающей среды
5 Заполнить лист учета, оценить результат  

Оценка: положительный водный баланс – лечение отеков эффективно; отрицательный – неэффективность диуретической терапии. Примечание: Если пациент преклонного возраста или ослаблен, то учет выпитой жидкости ведет медсестра.

 

                                                                                                                            Образец                                         Лист учета водного баланса Дата______________ Наименование больницы _____________________ Отделение ____________ Палата № ___________ Ф.И.О. Иванов Петр Сергеевич Возраст 45 лет Масса тела 70 кг Диагноз Обследование.
Время Выпито Кол-во жидкости Время Выделено мочи в мл (диурез)
9.00 Завтрак 250,0 10.40 220,0
10.00 В/в капельно 400,0 12.00 180,0
14.00 Обед 350,0 17.00 150,0
16.00 Полдник 100,0 20.00 200,0
18.00 Ужин 200,0 3.00 170,0
21.00 Кефир 200,0 6.00 150,0
За сутки Всего выпито 1500,0 Всего выделено 1070,0

Расчет. В нашем примере суточный диурез должен составлять: 1500x0,8 (80% от кол-ва выпитой жидкости) = 1200 мл, а он на 130 мл меньше. Значит, водный баланс отрицательный, что указывает на неэффективность лечения или нарастание отеков.

Разница между количеством выпитой жидкости и суточным количеством мочи составляет величину водного баланса организма.

 

Примечание:

· 1 стакан жидкости = 250мл;

· 1 порция первого блюда = 150мл;

· масса фруктов и овощей, молочных продуктов принимается полностью за количество потребленной жидкости.

Приложение № 4

Пример расчета водного баланса

 

За сутки пациент принял с пищей и лекарствами 1000мл жидкости, внутривенно капельно ему было введено 0,9%раствора натрия хлорида 200мл. Суточный диурез составил 650мл.

 

1. 1000мл + 200мл = 1200мл – общее количество принятой за сутки жидкости.

2. Поскольку известно, что вся принятая жидкость = 100%, можно определить % выделенной за сутки мочи:

1200мл – 100%

650мл - Х %

    Х= 54% 

3. Сравнить: 54% <80% (ВБ здорового человека)

Заключение: ВБ у данного пациента отрицательный, отеки нарастают, лечение не эффективно.

Особого внимания при уходе за пациентами с отеками следует уделять уходу за кожей: кожа над отечными тканями истончается, становится малочувствительной, легко ранимой, защитные свойства кожи уменьшаются, появляется склонность к образованию пролежней

Приложение №5

Форма N 1-84

к Инструкции по организации лечебного питания
в лечебно-профилактических учреждениях

                                         Порционник

                  на питание больных "__"__________20__ г.

Наименование отделения

Количество больных

Стандартные диеты

         
             

Зав. Отделением (подпись)

Приложение №6

ГЛОССАРИЙ

Анасарка – общий отек организма.

Асцит – отек в брюшной полости.

Водный баланс – процентное соотношение количества поступившей в организм за сутки жидкости с выделенной за сутки мочой.

Гидроторакс – отек в плевральной полости.

Ренин – вещество, участвующее в регуляции АД в организме

ОЦЕНКА ВОДНОГО БАЛАНСА (НОРМО-, ГИПЕР-, ГИПЕРГИДРАТАЦИЯ) РАСЧЕТ ОЦК

 

  для мужчин: ОЦК = 0,417 * рост3 + 0,045 * МТ - 0,03 для женщин: ОЦК = 0,414 * рост3 + 0,0328 * МТ - 0,03, где МТ - масса тела в кг, рост3-рост в метрах в третьей степени, ОЦК-объём циркулирующей крови в литрах.  

также можно использовать такую формулу:

  ОЦК = М * k, где М - масса тела в кг, k - коэффициент, равный для мужчин 65 и для женщин 60, ОЦК - объём циркулирующей крови в миллилитрах.  

 

Вода — основная составная часть организма человека. Кроме того, в организме содержатся белки, минеральные вещества, жир и небольшое количество углеводов. Общее содержание воды (ОСВ) в организме в процентах от массы тела в разном возрасте различно. У плода ОСВ очень велико; к моменту рождения у доношенных детей этот показатель снижается примерно до 75 %. У недоношенных он более высок. В течение первого года жизни общее содержание воды в организме продолжает снижаться и к концу года составляет около 60% массы тела; на этом уровне ОСВ остается до начала периода полового развития. В этом периоде содержание жира в организме У девочек увеличивается в большей степени, чем у мальчиков, у которых, напротив, нарастает масса мышц. Поскольку жир содержит очень мало воды, а мышцы — много, то к окончанию полового развития ОСВ у мальчиков остается на уровне 60%, а у девочек снижается примерно до 50% массы тела. При ожирении процент ОСВ снижается и у мальчиков. При обезвоживании ОСВ составляет меньший процент массы тела.

Общее содержание воды в организме взрослого человека составляет 55%.На долю внеклеточной жидкости приходится 20-25 % массы тела, а на долю внутриклеточной — около 30-40 %

 

Приложение №7

I. Методический блок

Тема: Определение водного баланса

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Дисциплина: ПК 04 МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг

Курс: I (II) Семестр: 2 (4) Количество часов  4

 

Учебные цели:  

Студент должен иметь практический опыт:

– Определить суточный диурез и водный баланс;

– Оказать помощь пациенту в получении достаточного количества жидкости;

– Провести беседу с родственниками пациента о продуктовых передачах;

– Контролировать санитарное состояние тумбочек и холодильника в отделении стационара;

– Определить проблемы пациента, связанные с показателями водного баланса;

Студент должен знать:

– Понятие о водном балансе,

– Процедуре определения и методике подсчета водного баланса;

– Значение оценки функционального состояния пациента (определение водного баланса);

– Методику определения суточного диуреза и водного баланса;

– Понятия «положительный» и «отрицательный» баланс.

– Порядок и сроки хранения пищевых продуктов;

– Правила заполнения медицинской документации (лист учета водного баланса)

Студент должен уметь:

– Определить суточный диурез и водный баланс;

– Оказать помощь пациенту в получении достаточного количества жидкости;

– Провести беседу с родственниками пациента о продуктовых передачах;

– Контролировать санитарное состояние тумбочек и холодильника в отделении стационара;

– Составить порционное требование.

– Определить проблемы пациента, связанные с показателями водного баланса

Развивающие цели:

развитие умений и навыков в профессиональной деятельности;

развитие потребности постоянно пополнять свои знания;

развитие навыков общения;

развитие аналитического и творческого мышления.

Воспитательные цели:

прививать студентам любовь к избранной профессии, доброту, чуткость друг к другу и пациенту;

формировать у студентов чувство высокой ответственности при определении водного баланса;

воспитывать самостоятельность.

 

Формируемые компетенции:

ПК 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5,4.6

ОК 1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10,11,12.

 

 

План и организационная структура практического занятия

Основные этапы занятия и их содержание Учеб. цели в уровн. Методы контроля и обучения Материалы методическ. обеспечения Время
1.     2.   3.   Подготовительный этап Проверка присутствующих, внешнего вида студентов и т.п.   Сообщение темы занятия, ее актуальности, целей, плана занятия     Контроль исходного уровня Знаний, умений, навыков Определение водного баланса     ІІ     Уточняется готовность студентов к занятию, отмечаются отсутствующие студенты, уделяется внимание внешнему виду, форме одежды      Сообщается тема занятия, особое внимание акцентируется на её значимости, сообщается план занятия студента. Определяются цели занятия и основные задачи, которые ставятся при изучении данной темы.   вопросы для активизации познавательной деятельности студентов.       2 мин.   3 мин.   15 мин  
1 2 3 4 5 6
1.   Обучающий этап Формирование профессиональных умений и навыков: – Определить суточный диурез и водный баланс; – Оказать помощь пациенту в получении достаточного количества жидкости; – Провести беседу с родственниками пациента о продуктовых передачах; – Контролировать санитарное состояние тумбочек и холодильника в отделении стационара; – Определить проблемы пациента, связанные с показателями водного баланса; Отработать алгоритм «Перемещение пациента в позицию Фаулера»; Контроль и коррекция уровня профессиональных умений и навыков: - тестовые задания практической (профильной) направленности. - терминологический диктант   ІІІ   Самостоятельная работа под контролем преподавателя   Участие в обсуждении итогов контроля, проведение анализа, приведение доказательных рассуждений, аргументация своей точки зрения, самоконтроль. демонстрация результатов работы преподавателю «на оценку».       Приложение №3 Приложение №4   Приложение №5   Приложение №5     Приложение №1,2,3   Приложение №7     Приложение №6       128мин     20 мин    
  1.   2.     3.   Заключительный этап   Подведение итогов Подводится итог занятия, анализируется степень достижения целей занятия.   Анализ и оценивание деятельности обучающихся на занятии оценивается деятельность группы и каждого студента в отдельности, выставляются оценки в журнал.   Домашнее задание  подготовка к практическому занятию №7 «Кормление тяжелобольного пациента через назогастральный зонд». Лекция №4 «Организация питания в стационаре» Обуховец Т.П., Основы сестринского дела, Практикум. Изд.16-е, Феникс, Р.-на-Д., 2015,                      с. 256 – 268 Т.П.Обуховец, О.В.Чернова, Основы сестринского дела, Уч.пособие, Изд.22-е, Феникс, Р.-на-Д., 2015, с. 566 - 578 Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова, Основы сестринского дела, Феникс, Р.-на-Д., 2015, с. 585 – 590             5мин     5мин   2мин

 

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

 

ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИНСТРУКЦИЯ

ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГОЗАНЯТИЯ № 6

 

ТЕМА: Определение водного баланса

ОСНАЩЕНИЕ: методическая разработка практического занятия, халат; колпак; практические тетради; ручки; температурный лист; лист учета водного баланса;

 

КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ:

ЗНАТЬ:

– Понятие о водном балансе,

– Процедуре определения и методике подсчета водного баланса;

– Значение оценки функционального состояния пациента (определение водного баланса);

– Методику определения суточного диуреза и водного баланса;

– Понятия «положительный» и «отрицательный» баланс.

– Порядок и сроки хранения пищевых продуктов;

– Правила заполнения медицинской документации (лист учета водного баланса)

УМЕТЬ

– Определить суточный диурез и водный баланс;

– Оказать помощь пациенту в получении достаточного количества жидкости;

– Провести беседу с родственниками пациента о продуктовых передачах;

– Контролировать санитарное состояние тумбочек и холодильника в отделении стационара;

– Составить порционное требование.

– Определить проблемы пациента, связанные с показателями водного баланса

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.