Практическое занятие (2 ч). Тема: Темперамент, характер, способности — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Практическое занятие (2 ч). Тема: Темперамент, характер, способности

2022-11-24 255
Практическое занятие (2 ч). Тема: Темперамент, характер, способности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие темперамента и его отличительные признаки

2. Проблема классификации и психологическая характеристика типов темперамента в различных теориях (Гиппократ, И.П. Павлов, конституциональные теории, теория темперамента Теплова В.Д.)

3. Основные свойства темперамента (сензитивность, активность-реактивность, темп реакций, ригидность, экстраверсия-интроверсия, уравновешенность-неуравновешенность и т.д.)

4. Понятие характера в литературе. Отличительные признаки характера

5. Понятие и характеристика акцентуаций характера

6. Понятие о способностях. Способности и задатки. Историческая и общественная обусловленность способностей человека

7. Структура и уровни способностей

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. - метод, пособие курсу - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с. (Тема XIII)

2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988. —560 с. (См.c 374-405, глава БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНДАМНТ ЛИЧНОСТИ)

3. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведе­ний /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с. (Раздел IV. Темы 1-3).

4. Щербатых Ю.В. Общая психология. ( Глава 21-22, 27).

 

Задание для самостоятельной работы №5. Решение психологических задач

Проанализируйте 2 психологические характеристики школьни­ков на выбор и заполните таблицу после каждой характеристики.

 

1. Среди получивших золотую медаль после окончания сред­ней школы был и Павел.

Павел — это скромный, прилежный, способный к технике юноша. Он с I по X класс учился удивительно ровно — на «4» и «5».

Павел занят в основном выполнением уроков. Он почти ни­чего не читает сверх программного материала и почти нигде не бывает — некогда. Он член учкома, с большой охотой и добро­совестно относится к своим обязанностям, но постоянно жалу­ется на нехватку времени. Школьный день сильно утомляет его, и, придя домой, пообедав, он почти каждый раз ложится и засы­пает. Выполнение уроков тянется очень долго. Каждое препят­ствие, непредвиденное обстоятельство длительно задерживает его внимание. Он склонен, например, по нескольку раз перепи­сывать работу, потому что в ней каждый раз помарки.

Павлу свойственна отвлекаемость внимания: сидя над рас­крытой книжкой или тетрадкой, он тратит многие минуты на мечтания. Павел не способен быстро отреагировать на мелочи и перестать их замечать. Он довольно часто задерживается на моментах, которые уже отошли в прошлое и не могут иметь кого-либо реального значения. Так, ему нередко кажется, что он недостаточно хорошо изложил свою точку зрения, и он снова возвращается к уже рассмотренному вопросу.

Для Павла взаимоотношения с учителями являются источником сложных переживаний. Он в X классе относится к ним так же, как относился в младших классах, — слегка пугливо. Он крайне внимателен к их репликам, следит за каждым их взглядом.

Нелегко дается Павлу и общение с товарищами. Он реагирует на проявление воли и настроения собеседника невольно приспосабливаясь к характеру того, с кем он общается. От застенчивости и повышенной чуткости к личностным особенностям окружающих он как бы не решается иметь свою манеру поведения. Он склонен иногда загрустить и замкнуться из-за недостаточной отзывчивости кого-либо

Павел с исключительным старанием планирует и организует свою умственную работу. Чуть ли не с VI класса он составляет календарные планы на год и на каждую четверть, часто пишет графики на неделю, на завтрашний день, где перечисляет дела, которые нужно сделать, названия книг, и даже номера страниц, которые следует прочитать.

Говорит он не свободно, а с некоторой осторожностью, как бы отбирая каждый раз подходящие слова и обороты. Он явно не может во время разговора, тут же, вслух творчески мыслить и находить решение. Высказываемые им мысли могут быть интересными и значительными, только если они были уже продуманы заранее.

Павел при длительном умственной работе, даже если эта работа ему нравится, постепенно становится все более вялым, ослабленным. На последних уроках в школе Павел по сравнению с первыми уроками, замедленно, дремотно соображает.

Ему особенно нравится повторение. К новому материалу он тоже относится с интересом. Но усвоение нового всегда утомительно для Павла. При объяснении нового он бывает в несколько тревожном состоянии. Другое дело при повторении. Теперь к материалу он привык и чувствует себя хозяином положения. Уже владея в основном фактами и идеями, он удивить ясностью и точностью «отстоявшейся» мысли, любит, чтобы дело «отлежалось» и было знакомо ему деталях, предпочитая длительно обдумывать и совершенствовать его. Характерное для Павла затрудненное преодоление умственной нагрузки имеет и свою положительную сторону: углубленность, тщательность выполнения работы. К Павлу очень подходит определение «глубокий». Он иногда по «взрослостью» суждений, продуманностью и зрелостью ответа.

Ему хочется верить, что он будет выдающимся человеком. Он рассказывает о возможных достижениях своей будущей дея­тельности с некоторым оттенком иронии над самим собой: не­реальность, фантастичность подобных мечтаний понятна и ему самому, но он возвращается к своим мечтам снова и снова. Па­вел полон радостного предчувствия жизни, ожидающей его за порогом школы.

 

Ø Какие свойства темперамента проявились в деятельности и поведении Павла? Приведите примеры из текста, подтверждающие каж­дое из этих свойств.

 

Свойство темперамента Пример из текста характеристики
   

 

2. Среди получивших золотую медаль был Арсений. Арсений — всеми признанный первый ученик. Арсений отлично учил­ся с первых дней пребывания в школе. Выполнение уроков не главное его занятие после школы. Он изучает дополнительные книги по математике и физике. Он самостоятельно прочел ряд трудов классиков марксизма-ленинизма, следит за журналами «Новый мир» и «Знамя», читает «Литературную газету». Он частый посетитель концертов, весьма активный общественник и страстный спортсмен.

Арсений быстро схватывает объяснения преподавателей, столь мгновенно может решать задачи и подавать остроумные реп«лики, что это в отдельных случаях вызывает восхищенное изум­ление в классе. Быстрота, молниеносность его мыслительного про­цесса ярко проявляется в разговоре: собеседник едва успевает п роизнести мысль, как Арсений может подхватить и развить ее, опережая автора.

Для Арсения показательно то, что он легко, без составления для себя каких-либо графиков и расписаний, выдерживает большую нагрузку, заботясь сразу о нескольких делах. Он каждый раз принимает решение или меняет прежнее в соответствии со складывающейся ситуацией, проявляя сво­бодную гибкость, маневренность. Он не склонен заранее плани­ровать свои дела и легко переходит от одного дела к другому, полностью вытесняя из сознания предыдущее.

Самый близкий товарищ Арсения — Павел. Арсений по-своему любит Павла, ценит его преданность. Но он не склонен усту пить, посчитаться с ним или подражать ему в чем-либо.

Утомление у Арсения сказывается, прежде всего, в повышенной раздражительности. Он вообще довольно легко раздражается. Его нервозность лишь едва заметна в начале дня, когда о действует со свежими силами, но после значительной умствен ной нагрузки — после контрольной, заканчивая приготовлении уроков, после двух-трех часов усиленного чтения — он становится взбудораженным и как бы немного озлобленным.

В таки минуты он гримасничает, если ему что-нибудь не нравится, готов огрызнуться. На последних уроках в школе становится болт лив, несдержан, даже получает замечания. Утомившийся Арсений иногда бывает не просто резким, а бурным, судорожны Однажды на собрании комсомольской группы класса, где речь шла о причинах отставания от параллельного класса, Арсений настолько взвинтился, критикуя тех, кто мирился с создавшими положением, что, начав очередную реплику пронзительно гром ко, он неожиданно потерял голос и в течение нескольких мгновений беззвучно и злобно шевелил побледневшими губами.

Показательно, что Арсений — член баскетбольной команды класса; имея хорошие физические данные и достаточную тренировку, считается ненадежным игроком. В наиболее острые момент: игры, когда требуется напряжение всех сил, он иногда «психует», допуская нарушения правил, за что команда расплачивается штрафными бросками. Арсений, который работает и действу, очень интенсивно, способен отдохнуть в короткий срок. Переход от школы до дома, непродолжительный разговор на постороннюю тему, а главное, перемена занятий достаточны, чтобы восстановить его силы. При усвоении учебного материала для Арсения характерно следующее: он с огромным интересом слушает объяснение нового, рад, когда начинается новая тема. Сама трудность усвоения неизвестного материала доставляет ему удовольствие.

Наоборот, повторение пройденного не вызывает у него энтузиазма. На таких уроках он склонен заниматься посторонними делами, скучает. Конечно, быстрота реакций возможность перехода ко все новой умственной нагрузке —ценнейшее свойство. Но Арсений сразу же, «с места» выявляет максимум своих возможностей: сколько бы дней ни дать ему раздумье, его понимание останется в сущности на том же уровне глубины и остроумия, что и в первый день. Арсений может высказать меткие и остроумные замечания о ком-либо, но он склонен и не способен разобрать то или иное поведение во всей ­его сложности.

Арсений нисколько не сомневается в том, что он будет выдающимся физиком и что вообще он очень способный чел он; которого ждет большое будущее. Он не склонен предаваться мечтаниям: он слишком занят настоящим, чтобы упреждать события. Его здоровая и активная натура всю свою энергию расходует в деятельности. Юноша живет напряженной, насыщенной жизнью.

 

Ø Какие свойства темперамента проявились в деятельности и поведении Арсения? Приведите примеры из текста, подтверждающие каж­дое из этих свойств.

 

Свойство темперамента Пример из текста характеристики
   

 

З. По рассказам родных, Виталий в детстве был исключительно деятельным и неутомимым ребенком. Когда семья жила на бе­регу реки, Витя, которому было 5—6 лет, долгие часы проводил, катаясь на «коньках» собственного изготовления. «Домой он приходил измученный, — рассказывает мать, — расшибленный, а поест что-нибудь — и снова на свои деревяшки, до вечера».

Виталий отличался и умственной работоспособностью. В те­чение учебного дня он работал с полным вниманием и напряже­нием и на 6-х уроках не обнаруживал никаких признаков вяло­сти или снижения активности. Придя из школы и пообедав, он сразу же садился за выполнение домашних заданий. Никакого отдыха перед работой в виде послеобеденного сна или в какой- либо другой форме у Виталия нет. «Даже во время еды, — жа­луется мать, — он с книжкой. И спать ложится — обязательно книгу берет. Бывает, часов до трех прочитает, а утром — в школу».

В 6 лет, когда семья переехала на новое место жительства, расположенное на берегу реки, Виталий не проявил никакого страха по отношению к воде, сразу пошел в речку, быстро на­учился плавать и затем плавал в любую погоду. Не боялся маленький Виталий и незнакомых людей, легко шел к ним на руки,     будучи в гостях, не дичился, вел себя свободно и непринуж­денно. Темнота и одиночество тоже никогда не пугали мальчи­ка. Единственное, что вызывало у Вити страх в детстве, — это вид крови. Порезанный палец приводил мальчика в слезы. Дале­ко не боязливым показал себя Виталий в детстве и во взаимоотношениях со сверстниками. Виталию в эти годы были свойст­венны черты чрезмерной «воинственности» и даже «агрессивно­сти».

Смелое, безбоязненное поведение в разнообразных обстоя­тельствах и связанное с этим чувство уверенности, несомненно, присущи Виталию и сейчас. Занимаясь гимнастикой, он, по словам тренера, не боится выполнять новые и опасные элемен­ты в упражнениях, не испытывает страха перед соревнованиями.

Неудачи в учебной деятельности также не действует на Виталия подавляющим образом. Тройка или даже двойка не тают его бодрости и веры в свои силы. Рассказывая дома о своем конфузе, он всегда бодро добавляет, что быстро исправит не удовлетворяющую его отметку.

В семье Виталия всегда считали «не капризным», «не нервным ребенком». Родные с трудом могут вспомнить два-три случая, когда Виталий проявил вспыльчивость. Даже в таких противодействующих проявлениям выдержки ситуациях, как гол или дурное настроение, Виталий не обнаруживает сколько-нибудь заметных симптомов раздражительности. «Только молчаливый становится, — рассказывает мать. — Спросишь — не отвечает, вижу — сердитый». Даже в подростковом возрасте ему были свойственны раздражительность и вспыльчивость. Учительница физкультуры рассказывает, что она не раз с удивлением восхищением следила за тем, как терпеливо, без тени раздражения объяснял Виталий своим «непонятливым» товарищам выполнение того или иного упражнения (он иногда ассистировал учителю на уроках физкультуры).

Сила выдержки у Виталия находит свое выражение в е общей дисциплинированности. Очень живой, подвижный, умеет ввести проявления этих своих качеств в такие рамки, что почти не получает замечаний на уроках. Учителя школы помнят случая за последние два-три года, когда бы из уст Виталия вырвалось бранное или просто грубое, дерзкое слово. Он терпелив при выполнении всякой мелкой кропотливой работ требующей точных дифференцировок.

В случае необходимости Виталий может без большого тру преодолеть возникшее у него неадекватное увлечение или неподобающую привязанность. Так было, например, с увлечением азартной игрой. Так было и в другом случае, когда отец потребовал, чтобы Виталий перестал курить.

 

Ø Какие свойства темперамента проявились в деятельности и поведении Виталия? Приведите примеры из текста, подтверждающие каж­дое из этих свойств.

 

Свойство темперамента Пример из текста характеристики
   

 

4. Аида росла здоровой, спокойной, в основном некапризной и неплаксивой девочкой. «Посадишь ее, бывало, — рассказывает бабушка, — маленькую на пол, истопишь печь, сваришь обед — она все сидит на одеяле, играет». «Она была жизнерадостной, — говорит мать, — но я не помню ее резвым ребенком. Она даже в дошкольном возрасте редко бегала и смеялась.

Но бывало, в гостях, — говорит бабушка, — если она развеселится, ее не скоро успокоишь». Аида — смелая девочка.

У Аиды проявлялась способность к длительному напряжению сил: несмотря на свойственную ей лень, она учила уроки долго, по 3—4 часа.

Если в I—IV классах отличная успеваемость Аиды была результатом повседневных усилий, то в VII—IX классах она за­нимались преимущественно в конце четверти. Работала она в эти «сжатые сроки» усиленно, ежедневно, иногда даже по но­чам. В результате она догоняла товарищей и переходила в сле­дующий класс. Неутомимость Аиды проявлялась в том, что она не уставала после занятий в школе, после продолжительного похода. По сведениям родителей и учителей, она отличалась устойчивостью и сосредоточенностью внимания.

Класс, в котором училась Аида, был шумным, но девочка отличалась спокойным, сдержанным поведением. Например, урок географии. На уроке очень шумно. Многие учащиеся пере­сели со своих обычных мест. Аида, как всегда, сидит прямо, по­ложив руки на парту. Она на своем месте. Ее соседка почти весь урок разговаривает с девочками. Аида молчит. Аида быва­ет солидна и деловита не только на уроке, но и в перемену, не только в среде сверстников, но и среди взрослых. Настроение девочки тоже почти всегда бывает одинаково ровным.

Только в годы семейных неурядиц (разлад между матерью и отцом и по­следовавший их развод) и болезни она иногда бывала дома нетерпеливой, раздражительной. В школе Аида не бывает гру­бой, резкой или нетерпеливой.

Аида не любила смеяться по пустякам. Она смеялась редко, но от души, долго. Чувства у Аиды возникают медленно. Те факты, которые у большинства учащихся вызывают сильные и бурные эмоции, у Аиды или очень слабую реакцию или никакой эмоциональной реакции не вызывают.

Для Аиды характерны медлительность и однообразие моторики. С младенческого возраста Аида была «неповоротливым ребенком». «В детстве она не любила суетиться, бегать, — гово­рила мать, — даже ходила медленно. За курицей полдня бега­ ет— догнать не может». У Аиды однообразная мимика, панто­мимика. На уроках она сидит почти всегда в одной и той же юзе, с одним и тем же выражением лица.

В среднем и старшем возрасте Аида сохранила присущую ей в прошлом медлительность: медленно пишет, рисует, вышивает, и даже плачет медленно. Например, когда она вспоминала об обиде, которую ей нанесли товарищи, у нее слезы капали из глаз (именно капали, медленно, долго, капля за каплей), а лицо было спокойным, обычным. Для Аиды характерна одно­тонность речи: «Она и до восьми лет говорила медленно, размеренно». Аида медленно засыпала и просыпалась. Аиде нелег­ко прекратить начатое дело, если даже обстановка требует этого, нелегко переключиться. В настоящее время и в прошлом она с большим трудом бралась за новое дело. Например, если она читала книгу или даже ничего не делала, ей нелегко былосразу «взяться за уроки». На уроках Аида медленно отвечает на вопросы учителя. Иногда на обращение учителя она вообще не реагирует.

 

Ø Какие свойства темперамента проявились в деятельности и поведении Аиды? Приведите примеры из текста, подтверждающие каж­дое из этих свойств.

 

Свойство темперамента Пример из текста характеристики
   

 

 



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.