Части речи. Категориальные признаки части речи. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Части речи. Категориальные признаки части речи.

2022-11-24 35
Части речи. Категориальные признаки части речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Части речи – грамматические группировки лексических единиц языка (Маслову не нравится этот термин, правильным было бы по его мнению назвать все это безобразие «классы слов»).

Понятие частей речи присутствовало еще в древних временах, но языковедов 19 и 20 века традиционная систематизация частей речи устраивать перестала. Спор пошел на тему «по каким принципам нужно выделять части речи»:

 

Точка зрения раз: Фортунатов и его ученики разрабатывали формальное направление ( классификация слов, построенная на учете только синтетических, различающихся окончаниями форм словоизменения). Эта классификация не принимала во внимание аналитических форм, смысловых и синтаксических функций частей речи.

 

Точка зрения два: Верный путь наметил, кто вы думаете, Леввладимировичщерба: «в языке форма и значение неразрывно связаны друг с другом». Знак не может не иметь значения! Нужно учитывать лексические значения, т.к. выразитель могут быть разными (куда бы вы слово какаду отнесли не зная его лексического значения??). Ошибка формальной школы – не учтение формы (форма понималась узко и не связывалась с содержанием). Какаду не имеет падежных окончаний, что же, теперь у него нет категорий падежа и числа? Глупые формалисты так и считали, а умница Щерба просто ставил слово в контекст, и все прояснялось.

 

Грамматические категории (система оппозиций), которые различны в разных языках, вытекают из общего грамматического значения. Например, ОГЗ существительного – предмет, категории – падеж, род, число. Синтаксические же функции частей речи в предложении во многих языках сходны. Принцип ОГЗ – основной принцип системы частей речи, но он не совершенен, поэтому главная задача вскрыть логику противопоставлений, сделать систему противопоставлений чистой и отделить глубинное (общее в языках) от частных случаев (свойственного отдельным языкам).

 

Собственно, об итоге выделения:

1 - Самые крупные классы слов: знаменательные (имена, глагол и вербоиды, наречие) и служебные (предлоги, артикли, вспомогательные глаголы, слова степени, частицы).

2 - Знаменательные в свою очередь делятся на слова-названия и указательно-заместительные слова (местоимения и местоименные наречия). К знаменательным частям речи также относят междометия..

3 – между служебными и знаменательными словами располагаются модальные слова (выражают оценку достоверности факта – вводные элементы предложения кажется, может быть, якобы, к счастью)

27) Фонема и варианты фонемы. Дополнительная дистрибуция и свободное варьирование.

Фонема реализуется в речи неодинаково. Срежи возможных реализаций фонемы сторонники ЛФШ различают обязательные аллофоны (назыв., так же оттенками и вариантами), факультативные варианты и индивидуальные варианты.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ-каждый из низ в соотвств., фонетич., позиции строго обязателензамена невозможна и воспринималась бы как акцент.

Все обязательные аллофоны 1 фонемы равноправна,тк их употр., определяется фонетич., правилами языка.

Но есть основной аллофон-самый типичные представитель данной фонемы.Это наименее зависимый от окр. Условий аллофон.

Есть КОМБИНАТОРНЫЕ и ПОЗИЦИОННЫЕ аллофоны-

-КОМБИНАТОРНЫЕ-возникают под действием соседних звуко(в р язе это например лабиализованные)

-ПОЗИЦИОННЫЕ-выбор позиционного диктуется позицией-положением ударения.

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ- или «свободное варьирование» фонемы-огда в любом слове,где данная фонема встречается в некоторой опред., позиции она может иметь несколько вариантов реализации.

ДИСТРИБУЦИЯ ФОНЕМЫ-совокупность всех возможных аллофонов данной фонемы. Аллофоны 1 фонемы находятся в отношениях доп дистрибуции.2 разных аллфона 1 фонемы не могут существовать в 1 позиции.

ВИДЫ ДИСТРИБУЦИИ:

1)КОНТРАСТНАЯ-2 единицы способны появляться в одинаковой позициии и при этом различать знаковые единицы языка(как минимум морфемы)bal-mal,tak-tok

Отношение контраст. Дистрибуции говорит о том,что мы имеем дело с разными фонемами.

2)ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ-2 ед никогда не встречаются в одинаковом положении. Они всегда явлю вариантами 1 и той эе фонемы.

3)СВОБОДНОЕ ВАРЬИРОВАНИЕ-2 единицы способны появл., в 1 и той же позиции, но не способны различать знаковых единиц данной яз системы. Эти единицы явл., вариантами одной и той же единицы.

СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ-отношения, в которые вступают единице одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня.

Фонема – кратчайшая звуковая единица данного языка, способная быть в нем единственым внешним различителем экспонентов морфем и слов.

Функции, выполняемые фонемами

1) Конститутивная, или тектоническая. В этой функции фонемы выступают как строительный материал, из которого создается звуковая оболочка языковых единиц, наделенных значением (морфем, слов и их форм)
2)Различительная, или дистинктивная. Фонемы могут выступать как в словоразличительной функции, напр. кора - нора, или в форморазличительной, напр. рука - руке.

Дистрибуция фонемы - это совокупность всех возможных аллофонов данной фонемы. Аллофоны одной фонемы находятся в отношениях дополнительной (непересекающейся) дистрибуции (т.е. первый элемент встречается в тех окружениях, где невозможен второй).

Дистибуция факультативных вариантов фонемы носит иной характер: зоны их возможного употребления совпадают. Этот тип называют свободным варьированием или неконтрастивным параллелизмом.

(дополнительно)

1. Функциональный аспект в изучении звуков языка – фонология. Фонология изучает звуки языка с ориентацией на выполняемую ими в языке функцию. Поэтому функциональный или фонологический аспект в изучении звуков является самым важным в языковедении. Единицей фонологии является фонема. Фонема - это кратчайшая социально выделимая единица звуковой системы языка, служащая средством различения и выражения экспонентов значимых единиц языка.

2. Ученые с древних времен оперировали звуковыми единицами. Это наблюдалось, в частности, при составлении алфавитов. И.А.Боруэн де Куртенэ, первым создавший теорию фонемы (1854 г.), прежде всего, разграничил 2 аспекта изучения звуков: антропологический (акустико-артикуляционный) и психологический, рассматривающий звуки речи с точки зрения языкового мышления. Продолживший его учение Н.С.Трубецкой, определил фонетику как науку о звуках речи, а фонологию - как науку о звуках языка. Однако, поскольку язык и речь - это две стороны одного объекта лингвистики, фонетику и фонологию следует рассматривать как раздел языкознания, изучающий звуковую материю в различных аспектах: с антропологической (акустико-артикуляционной) и с лингвистической (функциональной).

3. Выделение фонем путем устранения различий или путь организации минимальных пар: В оппозиции находятся кротчайшие, дальше неделимые части слова. ДОМ_ДАМ, ДАМ-ДЫМ. О-А являются фонемами, потому что они помогают различать значения слов, находящихся в оппозиции. Фонема - крат­чайшая звуковая единица данного языка, способная сама по себе различать слова и их формы. Ы в русском языке не самостоятельная фонема, а видоизменение И после твердых согласных.

Выделение фонем путем усиления различий.

- дополнительная дистрибуция

-свободное варьирование

ДД. Каждая фонема возможна только в своей дистрибуции (окружении). Например, в русском языке [æ] возможно в окружении мягких (сядь), но невозможно в окру­жении твердых, в то время как [а] встречается в окружении твердых (сад), но не в окружении мягких. Из отношения дополнительной дистрибуции следует вывод, что данные единицы суть варианты одной и той же фонемы. Так, русские [æ] и [a] суть варианты фонемы /а/.

Свободное варьирование — это такое отношение единиц, когда они поддаются взаимозамене: вместо одной всегда может быть употреблена другая. Слова значения не меняют, но произносятся по-разному. Например, начальный [э] в русском языке можно всегда заменить на [Öэ], гласный со смычногортанным началом и наоборот: [эта] и [Öэта] –  эта.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.