Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2022-11-24 | 29 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Т.Ф. Бабынина
Теория и
Методика
Развития речи
Детей дошкольного возраста
в схемах и таблицах
Т.Ф. Бабынина
Теория и
Методика
Развития речи
Детей дошкольного возраста
в схемах и таблицах
2006
Печатается по решению кафедры педагогики и методики дошкольного образования Альметьевского муниципального института
УДК
ББК
Рецензенты:
Хабибулина И.З., кандидат педагогических наук,
Харисова Н.И., кандидат педагогических наук
Бабынина Т.Ф.
Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. В схемах и таблицах – …….. 2006. – 54 с.
Методическое пособие содержит информацию об основных разделах курса «Теории и методики развития речи детей дошкольного возраста», согласно Госстандарта. Материал сконцентрирован по основным задачам методики развития речи.
Тема 1. Теоретические основы методики развития речи
Методика развития речи – это наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.
Таблица 1
Методика развития речи
|
фундаментальная Методика развития речи решает научные проблемы, связанные: а). с исследованием процессов овладения детьми родным языков, речью, речевым общением; б). изучением закономерностей обучения родной речи; в). определением принципов и методов обучения | прикладная Методика развития речи решает проблемы, связанные: а). с изучением речевых умений и языковых форм, которые должны усвоить дети дошкольного возраста (чему учить?); б). с изучением условий, форм, средств, методов, приемов развития речи детей дошкольного возраста (как учить?); в). с обоснованием методики развития речи (почему именно так учить, а не иначе?). |
|
Таблица 2
Научные основы методики развития речи
|
Методоло-гические основы – материалистическая философия о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения – социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением | Естествен-но-научные основы – учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизмы фор-мирования речи | Психологи-ческие основы – теория речи и речевой деятельности | Лингвис-тические основы – учение о языке как знаковой системе |
Таблица 3
Цель развития речи детей дошкольного возраста |
Формирование правильной и хорошей устной речи |
Таблица 4
Функциональные характеристики
Родного языка
(по И.А. Зимней)
Группа характеристик | Функциональные характеристики родного языка |
1. Характеристики, отражающие социальные функции человека | 1. Средство общения, форма социального взаимодействия 2. Средство присвоения общественно-исторического опыта, социализации личности 3. Средство приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка) |
2. Характеристики, посредством которых реализуются интеллектуальные функции | 1. Средство соотнесения с предметной действительностью через номинацию, индикацию 2. Средство обобщения, формирования, дифференциации, уточнения понятийного аппарата 3. Средство опосредования высших психических функций человека 4. Средство развития познавательного интереса 5. Средство решения коммуникативных, познавательных задач |
3. «Личностные» характеристики языка | 1. Средство осознания собственного «Я», рефлексия 6. Средство выражения себя (самовыражения) и саморегуляции |
|
Таблица 5
Методы исследования
В методике развития речи
Группы методов | Виды методов | Значение метода |
Теоретические | Изучение и анализ теоретической литературы | Выясняет степень изученности, состояние интересующего исследователя вопроса в теории |
Моделирование | Воспроизводит характеристики объектов на другом предмете, специально созданном для их изучения. Используется при выработке рабочей гипотезы, при проектировании учебно-воспитательного процесса или его фрагментов | |
Анализ и обобщение материала | Позволяет сделать выводы по результатам каждого из них и работе в целом | |
Эмпирические | Наблюдение | Помогает выявить особенности речи детей в разных ситуациях общения, степень овладения речевыми умениями и навыками |
Изучение и анализ педагогической документации | Позволяет определить состояние работы по интересующей проблеме в массовой практике | |
Беседа (с детьми, педагогами, родителями) | Используется для изучения постановки процесса обучения и выяснения проблем по ходу исследования | |
Опытно-педагогическая работа | Дает общие, суммарные представления об эффективности той или иной системы работы | |
Эксперимент | Направлен не только на проверку гипотезы, установление причинно-следственных связей в учебном процессе, но и на выявление механизма действия этих связей, то есть на более глубокое проникновение в сущность учебно-воспитательного процесса |
Таблица 6
Таблица 7
Методические принципы развития речи |
Взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей |
Коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи |
Развития языкового чутья |
Формирования элементарного осознания явлений языка |
Взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования |
Обогащения мотивации речевой деятельности |
Обеспечения активной речевой практики |
Таблица 8
|
Средства развития речи
Общение взрослых и детей | Речь воспитателя | |
Культурная языковая среда | Обучение родной речи и языку на занятиях | |
Художественная литература | Различные виды искусства (изобразительное, музыкальное, театр) |
Таблица 9
В зависимости от применения
Наглядного
Материала
По дидактическим целям
По количеству
Участников
Таблица 10
Методы развития речи
Наглядные | Словесные | Практические | |||
непосредственные: -наблюдение -экскурсии -осмотры помещений | опосредованные: -рассматривание картин, игрушек, фотографий -описание картин и игрушек рассказывание по игрушкам и картинам | - чтение и рассказывание художественных произведений -заучивание наизусть -пересказ -обобщающая беседа -рассказывание без опоры на наглядность | -дидактические игры -пластичес-кие этюды -хороводные игры | ||
Задачи словарной работы
Обогащение словаря - новыми неизвестными словами (названия предметов, признаков и качеств действий, процессов; наречия, числительные, синонимы, антонимы, эпитеты, фразеологизмы) | Закрепление, уточнение словаря - собирательные существительные - отвлеченные существительные - трудные в произношении слова | |
Активизация словаря - увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком | Устранение из речи нелитературных слов - диалектных - просторечных - жаргонных |
Таблица 14
|
Методы словарной работы
Методы | возраст | методы | возраст | ||
1. Непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря | Рассматривание и обследование предметов Наблюдение за животными, растениями, деятельностью взрослых Осмотры помещения детского сада, целевые прогулки Экскурсии (социальное окружение, природа) | Во всех группах Начиная со средней группы | Рассматривание игрушек Рассматривание картин знакомого содержания Дидактические игры с игрушками, предметами, картинками Словесные игры | Во всех группах Во всех группах Во всех группах В средней и старших группах | |
2. Опосредованнное ознакомление с окружающим и обогащение словаря | Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием Чтение и рассказывание литературных произведений Показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач | Главным образом в старших группах Во всех возрастных группах | Лексические (словарные) упражнения Загадывание и отгадывание загадок Рассказывание детьми (разные типы связны высказываний на разном материале) | Во всех группах, чаще в старших Во всех группах Преимущественно в средней и старшей группах |
Таблица 15
Приемы словарной Работы
|
Называние слова
| |||
Показ объекта | |||
Толкование слова | |||
Включение слова в предложение | |||
Повторение слова | |||
Объяснение этимологии слова | |||
Вопросы к детям |
Таблица 16
Наблюдение
Таблица 17
Таблица 18
Задачи звуковой Культуры речи
| Формирование правильного звукопроизношения | |||||||||||
Воспитание орфоэпически правильной речи | ||||||||||||
Формирование выразительности речи | ||||||||||||
Выработка дикции | ||||||||||||
Воспитание культуры речевого общения | ||||||||||||
Формирование фонематического слуха |
Таблица 24
Виды монологической речи
Таблица 28
виды рассказывания
Таблица 29
Методика обучения пересказу
Таблица 30
|