Тема 1. Теоретические основы методики развития речи — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема 1. Теоретические основы методики развития речи

2022-11-24 29
Тема 1. Теоретические основы методики развития речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Т.Ф. Бабынина

Теория и

Методика

Развития речи

Детей дошкольного возраста

в схемах и таблицах


Т.Ф. Бабынина

Теория и

Методика

Развития речи

Детей дошкольного возраста

в схемах и таблицах

2006


Печатается по решению кафедры педагогики и методики дошкольного образования Альметьевского муниципального института

УДК

ББК

Рецензенты:

Хабибулина И.З., кандидат педагогических наук,

Харисова Н.И., кандидат педагогических наук

 

Бабынина Т.Ф.

Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. В схемах и таблицах – …….. 2006. – 54 с.

 

Методическое пособие содержит информацию об основных разделах курса «Теории и методики развития речи детей дошкольного возраста», согласно Госстандарта. Материал сконцентрирован по основным задачам методики развития речи.

 


Тема 1. Теоретические основы методики развития речи

Методика развития речи – это наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.

 

Таблица 1

 

 

     
 


Методика развития речи

 

 

 

фундаментальная Методика развития речи решает научные проблемы, связанные: а). с исследованием процессов овладения детьми родным языков, речью, речевым общением;   б). изучением закономерностей обучения родной речи;   в). определением принципов и методов обучения   прикладная Методика развития речи решает проблемы, связанные: а). с изучением речевых умений и языковых форм, которые должны усвоить дети дошкольного возраста (чему учить?); б). с изучением условий, форм, средств, методов, приемов развития речи детей дошкольного возраста (как учить?); в). с обоснованием методики развития речи (почему именно так учить, а не иначе?).  

 


Таблица 2

 

             
     


Научные основы методики развития речи

 

 

Методоло-гические основы – материалистическая философия о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения – социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением   Естествен-но-научные основы   – учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизмы фор-мирования речи   Психологи-ческие основы   – теория речи и речевой деятельности   Лингвис-тические основы – учение о языке как знаковой системе

 

Таблица 3

 

Цель развития речи детей дошкольного возраста  

 

 

  Формирование правильной и хорошей устной речи  

 


Таблица 4

 

 

Функциональные характеристики

Родного языка

(по И.А. Зимней)

 

Группа характеристик   Функциональные характеристики родного языка
    1. Характеристики, отражающие социальные функции человека 1. Средство общения, форма социального взаимодействия 2. Средство присвоения общественно-исторического опыта, социализации личности 3. Средство приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка)  
  2. Характеристики, посредством которых реализуются интеллектуальные функции 1. Средство соотнесения с предметной действительностью через номинацию, индикацию 2. Средство обобщения, формирования, дифференциации, уточнения понятийного аппарата 3. Средство опосредования высших психических функций человека 4. Средство развития познавательного интереса 5. Средство решения коммуникативных, познавательных задач  
  3. «Личностные» характеристики языка 1. Средство осознания собственного «Я», рефлексия 6. Средство выражения себя (самовыражения) и саморегуляции  

 


Таблица 5

Методы исследования

В методике развития речи

 

Группы методов   Виды методов Значение метода

Теоретические

Изучение и анализ теоретической литературы Выясняет степень изученности, состояние интересующего исследователя вопроса в теории
Моделирование Воспроизводит характеристики объектов на другом предмете, специально созданном для их изучения. Используется при выработке рабочей гипотезы, при проектировании учебно-воспитательного процесса или его фрагментов
Анализ и обобщение материала Позволяет сделать выводы по результатам каждого из них и работе в целом

Эмпирические

Наблюдение Помогает выявить особенности речи детей в разных ситуациях общения, степень овладения речевыми умениями и навыками
Изучение и анализ педагогической документации Позволяет определить состояние работы по интересующей проблеме в массовой практике
Беседа (с детьми, педагогами, родителями) Используется для изучения постановки процесса обучения и выяснения проблем по ходу исследования
Опытно-педагогическая работа Дает общие, суммарные представления об эффективности той или иной системы работы
Эксперимент Направлен не только на проверку гипотезы, установление причинно-следственных связей в учебном процессе, но и на выявление механизма действия этих связей, то есть на более глубокое проникновение в сущность учебно-воспитательного процесса

 


Таблица 6

Таблица 7

 

 

  Методические принципы развития речи    

 

  Взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей  
Коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи  
 
Развития языкового чутья  
 
Формирования элементарного осознания явлений языка  
 
  Взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования  
Обогащения мотивации речевой деятельности  
Обеспечения активной речевой практики  

 


Таблица 8

 

Средства развития речи

 

  Общение взрослых и детей       Речь воспитателя
     
  Культурная языковая среда       Обучение родной речи и языку на занятиях  
     
    Художественная литература         Различные виды искусства (изобразительное, музыкальное, театр)  

 


Таблица 9

В зависимости от применения

Наглядного

Материала

Занятия с использованием предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (осмотры, наблюдения, экскурсии) Занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками, картинами Занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение, рассказывание, пересказ, словесные игры)    

По дидактическим целям

Занятия по сообщению нового материала Занятия по закреплению знаний, умений и навыков Занятия по обобщению и систематизации знаний Итоговые занятия или учетно-проверочные Комбинированные занятия (смешанные, объединенные)     Комплексные Занятия по комплексному решению задач развития речи     Интегративные Занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития    

По количеству

Участников

Фронтальные занятия Индивидуальные занятия

 


Таблица 10

 

Таблица 11

 


Методы развития речи

     
 

 

 


Наглядные

  Словесные   Практические

непосредственные:

-наблюдение

-экскурсии

-осмотры помещений

опосредованные:

-рассматривание картин, игрушек, фотографий

-описание картин и игрушек

рассказывание по игрушкам и картинам

 

- чтение и рассказывание художественных произведений

-заучивание наизусть

-пересказ

-обобщающая беседа

-рассказывание без опоры на наглядность

 

-дидактические игры

-пластичес-кие этюды

-хороводные игры

   

 


Задачи словарной работы

 

Обогащение словаря - новыми неизвестными словами (названия предметов, признаков и качеств действий, процессов; наречия, числительные, синонимы, антонимы, эпитеты, фразеологизмы)   Закрепление, уточнение словаря - собирательные существительные - отвлеченные существительные - трудные в произношении слова
     
Активизация словаря - увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком   Устранение из речи нелитературных слов - диалектных - просторечных - жаргонных

Таблица 14

 

Методы словарной работы

 

Методы

возраст методы возраст
1. Непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря Рассматривание и обследование предметов   Наблюдение за животными, растениями, деятельностью взрослых Осмотры помещения детского сада, целевые прогулки   Экскурсии (социальное окружение, природа) Во всех группах     Начиная со средней группы Рассматривание игрушек     Рассматривание картин знакомого содержания   Дидактические игры с игрушками, предметами, картинками Словесные игры Во всех группах     Во всех группах   Во всех группах   В средней и старших группах
2. Опосредованнное ознакомление с окружающим и обогащение словаря Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием   Чтение и рассказывание литературных произведений Показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач Главным образом в старших группах     Во всех возрастных группах Лексические (словарные) упражнения   Загадывание и отгадывание загадок   Рассказывание детьми (разные типы связны высказываний на разном материале) Во всех группах, чаще в старших     Во всех группах     Преимущественно в средней и старшей группах

Таблица 15

 

 


Приемы словарной

Работы

 

 

 

 


Называние слова

 

 
Показ объекта
 
Толкование слова
 
Включение слова в предложение  
 
Повторение слова
 
Объяснение этимологии слова
 
Вопросы к детям

Таблица 16

 

Наблюдение

 

  Осмотр помещений   Экскурсии     Рассматривание предметов     Рассматривание картины  

 

 

 


Таблица 17

 

 

 

 

 
ú экскурсии и осмотры должны проводиться так, чтобы они вызывали у детей интерес     ú следует отбирать небольшое количество объектов, которые дети должны наблюдать     ú не нужно перегружать внимание детей многочисленными подробностями – это отвлекает внимание детей от главного и существенного, утомляет детей     ú необходимо обеспечить активность восприятия: воспитатель задает вопрос, дети отвечают, им разрешается трогать вещь, подержать, а малышам поиграть, если это возможно  

 

 

Таблица 18

 

 

Задачи звуковой

Культуры речи

 

Формирование правильного звукопроизношения  
Воспитание орфоэпически правильной речи  
Формирование выразительности речи  
Выработка дикции  
Воспитание культуры речевого общения  
Формирование фонематического слуха  

 

 

Таблица 24

 

Виды монологической речи

     
 

 

 

Таблица 28

 

 

виды рассказывания

 

По форме

По форме

 

Описательные

 

Сравнительные

 

Объяснительные

 

Сюжетные

По содержанию

 

По содержанию

 

 

Фактические

 

По памяти

Из личного опыта
Из коллективного опыта

 

По восприятию

По картинкам
По игрушкам
По натуральным предметам

 

Творческие

 

По воображению

По игрушке
По картине
На предложенный сюжет
На собственный сюжет

 


 

Таблица 29

 

Методика обучения пересказу

 

Структура занятия

 

Вводная часть Ведется подготовка детей к восприятию нового произведения, его идеи, оживляется опыт детей, дается эмоциональный настрой
Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе   Обеспечивается свободное художественное восприятие текста
Вторичное чтение с установкой на запоминание   Дается установка на запоминание и последующий пересказ
Разбор произведения Уточняется содержание текста, идея, характеристика героев, привлекается внимание к языку произведения, ведется подготовка к выразительному пересказу  
Повторное чтение   Суммируются результаты разбора
Пауза   Ведется подготовка детей к ответам для запоминания текста
Пересказ детей   Заслушиваются пересказы 3 – 7 детей

Таблица 30

 

 

Литературой

 

Ознакомление с художественной литературой

   

Главная цель:

Формирование будущего большого «талантливого читателя»,

культурно образованного человека

       

Задачи ознакомления дошкольников с художественной

Литературой

  Воспитать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него   Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы; о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке   Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух  

 


Таблица 34

 

ознакомление с художественной литературой  
 
  чтение воспитателя по книге или наизусть  
 
  рассказывание воспитателя  
 
  инсценирование  
 
  заучивание наизусть  

Таблица 35

 

 


В соответствии

С разработанными критериям

 

 

Определение программного содержания –

Литературной

И воспитательной задач

 

 

 

Литературный анализ художественного текста

Подготовка воспитателя к чтению произведения

 

 

Работа по выразительности передачи

 

 

 

Подготовка к восприятию литературного текста

Подготовка детей

Подготовка к осмыслению содержания и форм текста

 

Объяснение незнакомых слов
     

 


Таблица 37

 

 

 

 

    Не рекомендуется заучивать стихи хором     Стихотворение заучивать целиком, а не по частям   Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии     В процессе заучивания следует учитывать индивидуальные особенности детей     Необходимо создавать «атмосферу поэзии»

 

 


Тема 7. Подготовка детей к обучению грамоте

 

Таблица 38

 

задачи подготовки к обучению грамоте  

     
Продолжать знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений. Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в с лове произносятся в определенной последовательности, с тем, что слова бывают короткие и длинные. Формировать на слух различать твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учить выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, называть изолированно
Учить производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины
 
Знакомить со звуковым строением слова, формировать действия звукового анализа, обучать началам грамоты
Формировать умение вслушиваться в звучание слова. Знакомить (практически) с терминами «слово», «звук»

 


Таблица 39

 

 


направления работы по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

 

ознакомление детей со словом: Вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи
 
ознакомленние с предложением: Выделение его как смысловой единицы из речи
 
ознакомление со словесным составом предложения: Деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений
   
ознакомление со слоговым строени ем слова: Членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов
 
ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: Определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы

Таблица 40

 

 

  приемы ознакомления детей со словом  
  · Использование художественной литературы Бр. Гримм «Горшок каши», р.н.с. «По щучьему веленью», К.И. Чуковский «Айболит», «Жил на свете человек…», В.И. Осеева «Волшебное слово», А.Л. Барто «Игра в слове. Серова а», «Подскажи словечко», Я. Козловский «О словах разнообразных, одинаковых и разных»   · Игры и игровые действия «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот»   · Сравнение слов со звукосочетаниями  

 


Таблица 41

 

приемы ознакомления с предложением  
  · Выделение воспитателем предложений из потока речи   · Подсчет предложений в рассказе   · Составление детьми предложений по картинкам, игрушкам   · Графическое изображение предложений   · Придумывание предложений с заданным словом   · Придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова   · Составление предложений по двум картинкам   · Придумывание названия к картине   · Придумывание «веселого предложения»   · Сочинение короткой сказки о хитрой лисе   · Составление предложений по живым сценкам»   · Анализ смыслового содержания предложения  

 


Таблица 42

 

приемы ознакомления со словесным составом предложения  
  · Четкое произнесение предложения   · Выделение слов голосом   · Счет слов в предложении (количественный и порядковый)   · Пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, табло)   · Использование схем слова   · Графическое изображение слова   · Составление предложений из разного количества слов   · Называние слов последовательно   · Называние слов вразбивку   · Игра «Живые слова»   · Игра «Хор»   · Игра «Путаница»   · Четкое произнесение слов с паузой   · Произнесение слов под хлопки и т.д.  

 


Таблица 43

 

приемы ознакомления со слоговым составом слова  
  · Количественный и порядковый счет слогов в слове   · Подсчет прикасаний тыльной стороной ладони к подбородку при произнесении слова   · Схематическое изображение слогового состава слова   · Моделирование слогового состава слова с помощью слоговой линейки   · Игра «Живые слоги»   · Подбор слов с заданным количеством слогов   · Подбор слов с заданным слогом   · Дополнение слога до полного слова   · «Превращение» коротких слов в длинные и наоборот   · Намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой   · Трансформация слов (перестановка слогов в слове)   · Игровые приемы  

 


Таблица 44

 

приемы ознакомления со звуковым составом слова  
  · Количественный и порядковый счет слогов в слове   · Подсчет прикасаний тыльной стороной ладони к подбородку при произнесении слова   · Схематическое изображение слогового состава слова   · Моделирование слогового состава слова с помощью слоговой линейки   · Игра «Живые слоги»   · Подбор слов с заданным количеством слогов   · Подбор слов с заданным слогом   · Дополнение слога до полного слова   · «Превращение» коротких слов в длинные и наоборот   · Намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой   · Трансформация слов (перестановка слогов в слове)   · Игровые приемы  

 


Тема 8: Методическое руководство работой по развитию речи детей в дошкольных учреждениях и органах управления образованием

Таблица 45

 

 

 

 

 


 


Таблица 46

Ф О Р М Ы М Е Т О Д И Ч Е С К О Й Р А Б О Т Ы
Контроль и методическая помощь

Посещение групп
Беседы с детьми
Изучение письменных материалов
Индивидуальные и групповые беседы с воспитателями
Индивидуальные и групповые консультации
Работа с методической литературой

Распространение передового опыта

Взаимопосещения
Коллективные наблюдения и анализ работы по развитию речи
Педагогический совет
Обобщение результатов работы воспитателей

Таблица 47

 

         
Урок по сообщению новых знаний
  Семинарские занятия
 
Типы уроков
    Практические занятия
   
  Урок смешанного школьного типа

 

Содержание

 

Татьяна Федоровна Бабынина

Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста

в схемах и таблицах


 

Т.Ф. Бабынина

Теория и

Методика

Развития речи

Детей дошкольного возраста

в схемах и таблицах


Т.Ф. Бабынина

Теория и

Методика

Развития речи

Детей дошкольного возраста

в схемах и таблицах

2006


Печатается по решению кафедры педагогики и методики дошкольного образования Альметьевского муниципального института

УДК

ББК

Рецензенты:

Хабибулина И.З., кандидат педагогических наук,

Харисова Н.И., кандидат педагогических наук

 

Бабынина Т.Ф.

Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. В схемах и таблицах – …….. 2006. – 54 с.

 

Методическое пособие содержит информацию об основных разделах курса «Теории и методики развития речи детей дошкольного возраста», согласно Госстандарта. Материал сконцентрирован по основным задачам методики развития речи.

 


Тема 1. Теоретические основы методики развития речи

Методика развития речи – это наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.

 

Таблица 1

 

 

     
 


Методика развития речи

 

 

 

фундаментальная Методика развития речи решает научные проблемы, связанные: а). с исследованием процессов овладения детьми родным языков, речью, речевым общением;   б). изучением закономерностей обучения родной речи;   в). определением принципов и методов обучения   прикладная Методика развития речи решает проблемы, связанные: а). с изучением речевых умений и языковых форм, которые должны усвоить дети дошкольного возраста (чему учить?); б). с изучением условий, форм, средств, методов, приемов развития речи детей дошкольного возраста (как учить?); в). с обоснованием методики развития речи (почему именно так учить, а не иначе?).  

 


Таблица 2

 

             
     



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.205 с.