Глава 1 формирование революционных взглядов — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава 1 формирование революционных взглядов

2022-10-11 22
Глава 1 формирование революционных взглядов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОТ АВТОРА

Книга о формировании марксистских взглядов Г. В. Плеханова вы­ходит в необычное время. Пересматриваются политические и духовные ценности, подвергаются критике революционные этапы нашей истории. Прежде всего это относится к важнейшему для нас событию — Октябрь­ской революции 1917 г., к тем политическим силам, которые действовали тогда, к тем альтернативным возможностям, которые открывались перед Россией после Февральской революции.

Кризис социализма и торжество тоталитарной системы связывают те­перь не только со Сталиным, но и с определенными тенденциями в учении Маркса и особенно Ленина. Входит в традицию при анализе достоинств и недостатков теории научного социализма схематично сближать марк­сизм XIX в и ленинизм эпохи русских революций и рассматривать Ле­нина в качестве прямого и единственного последователя Маркса и Энгель­са без того, чтобы поставить после них их учеников в Германии, Франции и самой России.

Между Марксом и Лениным лежит полоса эволюции марксизма бо­лее чем в 20 лет Хорошо известно, что в начале XX в марксизм разде­лился на два основных направления революционный и реформистский. Если же говорить о международном социалистическом и рабочем дви­жении, то оно и вовсе включало три течения. Правое, приспособлявшее теорию и практику марксизма, как стало видно сейчас, к структурным изменениям в капиталистической экономике и социальным переменам в обществе на рубеже XIX и XX вв. Ортодоксальное, стремившееся сохра­нить учение Маркса и Энгельса в качестве революционного, однако ос­тававшееся на почве реального и не доводившее марксизм до социального экспериментирования. Наконец, левое, продолжавшее углублять ради­кальные тенденции первоначального марксизма и все больше обособляв­шееся как от реформистов, так и от ортодоксальных последователей Марк­са и Энгельса.

Поэтому когда и заслуги в осуществлении Октябрьской революции 1917 г и вину за построение того «реального социализма», который полу­чил теперь название «бесправовой командно административной государ­ственной системы», стараются приписать вообще марксизму, то на это позволительно привести слева самого Маркса, обращенные к некоторым истолкователям его учения: «Это было бы одновременно и слишком лест­но и слишком постыдно для меня». В 1917 г. в России были такие марк­систы, которые вполне точно смогли предсказать результаты октябрьско-

3

го эксперимента Плеханов с самого начала указывал на то, что попытка утвердить социализм в России при отсутствии демократических традиций и культуры в условиях хозяйственной разрухи и войны методом насиль­ственных действий революционной партии не может привести ни к чему иному, как к торжеству тоталитарной системы.

Сегодня нередко приходится читать буквальное повторение мыслей Плеханова 73-летней давности. Так, отмечая, что «опыт социальных пре­образований в XX в. показывает высокую эффективность именно реформ, а не кровавых революций», народный депутат СССР С. С. Алексеев гово­рит: «Может быть, и мы сейчас совсем не думали бы о том, как обеспечить страну необходимыми товарами, если бы с самого начала революции су­мели найти общий язык с другими социальными силами, заинтересованны­ми в коренных преобразованиях. И не в этом ли были по-настоящему ко­ренные интересы рабочего класса?». Российских рабочих Плеханов убеж­дал в этом в 1917 г.

Для выхода из идеологического тупика, в котором мы оказались, не­обходимо трезво осмыслить революционный процесс второй половины XIX и начала XX в. в России и Западной Европе. Требуется возродить демо­кратические традиции российского революционного движения и руковод­ствоваться ими на практике. Следует пересмотреть наше отношение к ис­тории РСДРП со всеми ее направлениями и фракциями. Немало полезно­го для усвоения демократических традиций можно взять у лучших пред­ставителей меньшевизма.

Переосмысления требует идейное наследие Плеханова. С него начи­нается наш российский марксизм, его влияние испытали на себе как пра­вое, так и левое крыло российской социал-демократии. В жизни Плеханова больше печалила не критика в его адрес, какой бы жесткой она ни была, а непонимание. Автор видит свою задачу в том, чтобы внести посильный вклад в научную разработку начального периода его биографии.

 

Часть I. ПЛЕХАНОВ-НАРОДНИК

Глава 3. В «ЗЕМЛЕ И ВОЛЕ»

С оформлением организации «Земля и воля», которое произошло в январе 1877 г. после принятия программы и устава, можно было приступить к реализации планов, связан­ных с созданием сельских поселений.

Первые поселения стали появляться с конца 1876 г. Одним из основных опорных пунктов землевольцев стал Сара­тов. Саратовская губерния еще до этого, в период «хожде­ния в народ», оказалась в сфере деятельности народников. Там они завели первые революционные связи с местной ин­теллигенцией и учащейся молодежью, а также имели неко­торые связи с либеральными кругами общества. Несмотря на аресты 1874 и 1875 гг., связь с центром не была пол­ностью нарушена. Когда в 1877 г. в Саратов отправились чле­ны «Земли и воли», там существовали местные революцион­ные кружки.

Первыми весной 1877 г. для устройства конспиративном квартиры в Саратов прибыли члены Петербургского основно­го кружка О. А Натансон и В. Ф. Трощанский. Они должны были завязать знакомство с местными влиятельными лицами, от которых зависело устройство на земские и иные долж­ности землевольцев, изъявивших желание расселиться по деревням.

Успешно начатое дело было неожиданно прервано (пос­ле ареста М. А. Натансона 3 июня 1877 г.) сообщением, что Ольга Натансон и Трощанский нужны в Петербурге. Созда­вать новый «центр» и заново налаживать связи пришлось в условиях, когда в Саратове собралось довольно много зем­левольцев. Это одна из причин, почему не всем землеволь­цам удалось устроиться в деревне. Кроме того, опытных и

30

энергичных О. Натансон и В. Трощанского не смогли заме­нить пришедшие им на смену в качестве нового саратовского «центра» М А. Брещинская и А. Богомаз.

Приезд землевольцев произвел большое впечатление на местных деятелей. Как вспоминал один из них, приезжие из Петербурга революционеры были людьми опытными, «за весьма редкими исключениями все это были люди серьезные; разговоры их с молодежью всегда носили идейный характер; каких-нибудь мелких слабостей, при знакомстве не вполне близком, в таких людях нельзя было сразу же приметить» 1.

Плеханов приехал в Саратов в составе новой группы зем­левольцев, отправившейся из Петербурга в конце июля 1877 г. Кроме Плеханова в нее входили А. Д. Михайлов, Н. П. Мо­щенко, О. Е. Николаев и трое петербургских рабочих, согла­сившихся поселиться в деревнях2. Спустя некоторое время туда прибыли О. В. Аптекман, С А. Харизоменов, А. А Хо­тинский и Н. И. Сергеев.

Плеханов появился вСаратове, по воспоминаниям того же местного деятеля, «с соблюдением всех требований кон­спиративного этикета». Когда он вместе с рабочим Григорье­вым, участником Казанской демонстрации, явился на квар­тиру к автору воспоминаний гимназисту И. Майнову3 и пред­ставился, последний сразу же оценил в нем крупного деяте­ля «Земли и воли»: «На вид лет 26—27-ми (Плеханову тог­да шел 21-й год. — А Б.), среднего роста, стройный, прилич­но одетый. У него было чрезвычайно интеллигентное лицо ров­ного матового цвета, умные карие глаза, густые и длинные темно-каштановые волосы, заброшенные прямо назад, à 1а Помяловский или Чернышевский (на старых карточках); ок­ладистая каштановая борода придавали гражданину Наба­тову4 вид солидный, а в общем он производил впечатление столичного литератора или молодого адвоката»5.

Основная цель, которую ставил перед собой Плеханов, отправляясь в Саратов, — принять активное участие в но­вом походе в деревню, в устройстве деревенских поселений. Так как ремесла он не знал, то единственной возможностью устроиться в деревне было для него место учителя 6. Вскоре открылась такая вакансия в Аткарском уезде, и Плеханов, воспользовавшись документами А. Д. Михайлова, попытался устроиться учителем от земства. Однако попытка окончилась неудачно. Саратовский губернатор еще с 1873 г. обращал осо­бое внимание уездных исправников и уездных училищных со­ветов на необходимость «ознакомиться как с служебною дея-

31

тельностью, так и с образом мыслей лиц, занимающих долж­ности учителей, учительниц, акушерок и т. п.» и обо всем, что будет ими открыто не в пользу указанных должностных лиц, немедленно доносить ему 7.

Вот как описывает эту попытку О. В. Аптекман: «Пле­ханов в Аткарске. Подает прошение председателю училищ­ного совета. Последний, принимая прошение, просит его по­дождать ответа в приемной. Но тут-то случился неожиданно один курьез, который дорого стоил бы Плеханову, если бы он вовремя не овладел собою. Дело вот в чем. Священник, член училищного совета, ознакомившись с бумагами Плеха­нова, вдруг заорал во все горло: — «Да, ведь, это Дмитрия Михайлова, моего большого приятеля, сын — как же!.. Дмит­рий Михайлов — почтенный человек». Восхищенный своим открытием «батюшка» выскакивает в приемную и кричит: «Михайлов! Михайлов! Где же этот Михайлов?» Наш Пле­ханов встрепенулся было, но, быстро овладев собой, спокой­но заявляет: «Я!» «Батюшка» удивился: как «вырос», каким «молодцом стал!» И стал расспрашивать о его родителях, общих знакомых, разных прочих делах, вникая с видимым благожелательством во все подробности. Наш «оратор», не моргнув глазом, выложил все, как по-писаному «Ладно, лад но, молодой человек, буду хлопотать за вас!» — и ринулся обратно в совет. Но тут-то нашла коса на камень: исправник уперся, как бык — не согласен да и только. Дмитрий Михай­лов-де, может быть, и благомыслящий человек, а сын его, тем не менее, может, и социалист — «не согласен на то!» 8. Пришлось ему возвратиться в Саратов и заняться привычной работой среди рабочих, а также местной молодежи и интел­лигенции.

Среди революционеров Саратова преобладали тогда лавристские настроения, т. е. местные народники считали не­обходимым среди рабочих и молодежи вести предваритель­ную, подготовляющую к революции пропагандистскую рабо­ту. То, что решили для себя землевольцы осенью и зимой 1876 г., предстояло разрешить саратовцам. В спорах между бакунистами и лавристами Плеханов сыграл видную роль.

Началось с того, что Плеханов был назначен руководить рабочим кружком, но так как с рабочими занимались мест­ные революционеры, то ему пришлось прийти в довольно резкие столкновения с последними. Аптекман вспоминал, как для нужд местного кружка молодежи Плеханову пришлось в письменной форме изложить программу «Земли и воли», ко-

32

торая тогда была мало известна и имела, главным образом, устное распространение. Он отмечал, что Плеханов блестяще справился с этой задачей 9. Яркие выступления Плеханова в защиту бунтарства создали ему «известный ореол как среди молодежи, так и среди рабочих» 10 Саратова. Следствием яви­лось то, «что местная рабочая группа, а с нею и часть мест­ного кружка интеллигентов, перешла на сторону «Земли и воли» 11.

Однако недолго пришлось Плеханову находиться в Са­ратове. Политическая атмосфера в стране все больше нака­лялась. В апреле 1877 г. Россия вступила в войну с Турцией. Официальная пропаганда пыталась представить ее как вой­ну во имя освобождения братьев славян. Вместе с тем вой­на яснее обнажала бесправное положение народа в самой России. Оживлялось либеральное движение. Летом 1877 г. произошел известный эпизод с истязанием А. П. Боголюбо­ва (Емельянова), устроенный по указанию градоначальника Петербурга Ф. Трепова 12. Он имел своим последствием уси­ление боевых настроений среди революционной интеллиген­ции. Глубокое впечатление произвела весть об истязании и на саратовских землевольцев. Боголюбова Плеханов хорошо знал и высоко ценил его практический опыт работы в народе. Аптекман вспоминал, что, узнав о надругательстве над ним, «Плеханов был бледнее обыкновенного, в глазах его то и де­ло загорались огоньки, зловещие, боевые...» 13.

26 ноября 1877 г. произошел разгром полицией централь­ной квартиры саратовских землевольцев на Камышенской улице, которую содержали М. А. Брещинская и А Богомаз. Были арестованы А. А. Хотинский, Н. П. Мощенко, Н. И. Сергеев и др. 14 На квартире была устроена засада, куда на следующий день попали еще некоторые землевольцы, не знав­шие о провале «центра». В их числе был Плеханов.

«Плеханов был арестован на квартире Брещинской, — вспоминал Аптекман, — где была устроена засада. В сопро­вождении двух городовых его повели в участок. В кармане у Плеханова было два паспорта, один — его, а другой — за­пасной. По пути Плеханов выбросил запасной паспорт, но, как назло, проходивший мимо него господин заметил упав­шую на землю бумажку, поднял ее и любезно передал ее Пле­ханову со словами: «Господин, это вы изволили уронить?»

В участке Плеханов пробыл почти весь день, причем вос­пользовался подходящим моментом, чтобы окончательно от­делаться от лишнего паспорта.

33

Помощник пристава, которому наскучило держать Пле­ханова в участке (день был воскресный и пристав, должно быть, загулял), отправился с Плехановым на его квартиру, осмотрел ее бегло и взял с него подписку явиться в участок на следующий день» 15. Успев предупредить о провале квар­тиры оставшихся на свободе товарищей, Плеханов немедлен­но выезжает через Москву в Петербург.

В зиму 1877—1878 г. организация «Земля и воля» наби­рала силы. Помимо основной задачи — устройства поселе­ний — она привлекала в свои ряды новые кадры. Обстанов­ка этому благоприятствовала. Осенью 1877 г. после длитель­ной подготовки правительство начало большой процесс, по­лучивший впоследствии название «процесса 193-х». Многие из сидевших в тюрьмах ко времени процесса были освобож­дены или отданы на поруки и привлекались в качестве сви­детелей. Суд, длившийся несколько месяцев, внес новое ожив­ление в обществе. Землевольцы активизируют пропаганду среди революционной молодежи. Свои силы они пополняли как за счет продолжавшейся идейной борьбы с лавристами, все более сходившими с общественной арены, так и за счет выпущенных на свободу революционеров первого призыва, ходивших в парод. Несмотря на различие их программных взглядов на практике они делали одно дело: выступали про­пагандистами социалистических идей, т. е. вели преимущест­венно пропаганду среди народа. Теперь, оказавшись на сво­боде, они порой продолжали отстаивать свои старые взгляды, отвергнутые землевольцами.

На многочисленных и небывалых до тех пор по разме­рам сходках землевольцы развернули критику «лавризма». «Главной темой дебатов являлась защита нового направле­ния, бунтарского народничества. Оппонентами... выступали лавристы, к которым примыкали вышедшие из продолжи­тельного тюремного заключения на волю подсудимые по «про­цессу 193-х». Попав в тюрьму в 1874—1875 гг., когда преоб­ладало пропагандистское движение, эти лица сохранили поч­ти без изменения взгляды, с которыми были арестованы. Для них поэтому указанные дебаты были не только чрезвычайно интересны, но и очень поучительны» 16. Многих, вышедших на свободу, землевольцы пугали своей революционностью, а глав­ное, в их программе и тактике они видели отход от того идеа­ла социализма, к которому стремились прийти столь же иде­альными средствами. В этом отношении характерно, что да­же такому яркому стороннику политической борьбы в буду-

34

щем, как А. И. Желябов, выпущенному по «большому процес­су», взгляды землевольцев казались слишком радикальными. Но это было временным явлением. Постепенно все больше «старых» революционеров принимало их программу.

Видную роль в это время на сходках играл Г. В. Плеха­нов. Впервые увидевшая его тогда лавристка Р. М. Боград, ставшая впоследствии его женой и другом, вспоминала об од­ной вечеринке с выпущенными, состоявшейся в ноябре или де­кабре 1877 г.: «Эта сходка состоялась на квартире в доме Николаева на Песках. Был горячий турнир. Председателем схода был «наш» Аннуковский, очень влиятельный в студен­ческих и революционных кругах; в споре принимал участие Семяновский, Рагуза и др. Со стороны бунтарей помню толь­ко молодого Плеханова, который с большой страстью ста­рался довести своих противников до сокрушения» 17.

Подробный рассказ о другой сходке, состоявшейся в на­чале 1878 г. на квартире Е. П. Дубровиной в ее особняке на Каменноостровском проспекте, имеется в воспоминаниях Н. С. Русанова. Со стороны лавристов в споре принимали участие Л. С. Гинзбург, А. А. Бубнов, А. А. Мурашкинцев и др., со стороны бунтарей — О. И. Каблиц и Плеханов. В то время как лавристы предостерегали молодежь от активных действий будь то демонстрация, шествие или даже участие в стачках рабочих, считая их преждевременными, искусствен­ными и т. д., Каблиц доказывал с цифрами в руках и ссыл­ками на разных авторов, что народ подготовлен для револю­ции и «ему недостает только упражнения революционных ин­стинктов». В момент, когда казалось, что победа в споре дос­танется лавристам, явился Плеханов, и его яркая, образная, местами саркастическая речь склонила чашу весов в сторону землевольцев 18.

Появлялся в это время Плеханов и в Москве. Об одной из таких сходок, которая привлекла выступлением на ней Плеханова большое количество народа (стояли даже на по­доконниках), рассказывает С. А. Викторова-Вальтер. Сход­ка состоялась на квартире-коммуне в районе Лефортово, в Демидовском переулке, в доме Шильдбаха, по-видимому, на квартире С. Я. Елпатьевского, которая была явочным пунк­том землевольцев в Москве 19. Сходка состоялась где-то в конце марта 1878 г. На ней присутствовали Саблин, А. и П. Ивановские, Н. Армфельд и др. радикалы, студенты, рабочие. «Изложив идеологию бунтарства, Плеханов завел жи­вой спор с лавристами, которые в ответ напустились на него

35

с резкой критикой самой идеи бунтарства, называя вызовы постоянных бунтов крестьян в деревнях, к которым призы­вали бунтари, вспышкопускательством, а не серьезным прие­мом агитации. Особенно кипятился Гамов (лаврист). Он, волнуясь, говорил о том, что вкоренять в крестьян идею о веч­ных бунтах под всяким предлогом — значит заранее погубить дело социальной революции, когда пробьет ее час. Плеханов сердился и забрасывал Гамова своими доводами со свойст­венной ему логичностью суждений, а также и полемически­ми софизмами, которыми изобиловала его речь. Он доводил Гамова до бешенства, но тот с яростью продолжал защиту своих тезисов. Образовались две группы спорящих, и шум поднялся такой, что с трудом слышно было говорящих. Га­мов совсем охрип.

«Вы, верно, думаете вечно пробавляться пропагандой и никогда не переходить к действиям. Поговорите с мужиками, ведь редко какой из них почерпнул что-нибудь от вас. Ког­да же он увидит, как всякий бунт крестьян отражается и под­нимает на ноги подлую деревенскую администрацию, часто заставляя ее идти даже на уступки, он поймет тогда, что ему надо делать», — волновались анархисты, тоже наступая на Гамова» 20.

Вместе с привлечением в свою организацию новых чле­нов и пропагандой землевольческого бунтарства, а также свя­занной с ней критикой поздних лавристов, организация «Зем­ля и воля» не упускала возможности вести агитацию, что считалось несравненно» более важной формой деятельности Агитация понималась как пропаганда действием, а револю­ционное действие закаляет не только ум, но и волю. Поэто­му землевольцы прибегали к агитации во всех случаях, когда они соприкасались с массой: во время похорон, суда над политическими и вынесения приговора, шествий, собраний и т. д.

27 декабря 1877 г умер Н. А. Некрасов. Его поэзия ока­зала очень заметное влияние на революционное движение 60—70-х гг. Плеханов писал, что «интеллигенция не только зачитывалась стихами Некрасова, но и ставила его талант вы­ше таланта Пушкина и Лермонтова: он давал поэтическое выражение ее собственным общественным стремлениям; его «муза мести и печали» была ее собственной музой» (т. 10, с. 387). Известно, что позже Плеханов несколько пересмотрел свое отношение к поэтическому таланту и А. Некрасова и уже не ставил его талант выше таланта Пушкина и Лермон-

36

това, но зато и позже подчеркивал, что «Некрасов явился поэтическим выразителем целой эпохи нашего общественного развития» (там же, с. 379). В поэзии Некрасова, отмечал Плеханов, впервые наиболее полно нашли отражение мысли и чувства народные, и основное внимание уделено изображе­нию народного героя.

В похоронах поэта решили принять участие землеволь­цы. Вот как описывает похороны сам Г. В. Плеханов: «Как раз в то время... в Петербурге собралось немало виднейших представителей южнорусского «бунтарства». Тут находились Фроленко, Волошенко, Валериан Осинский, Чубаров («Ка­питан») и еще многие другие. Все это был народ «нелегаль­ный», смелый, энергичный, прекрасно владевший оружием и весьма склонный к рискованным выступлениям. Заручившись содействием этих испытанных удальцов, общество «Земля и воля» решило открыто явиться на похороны в качестве рево­люционной социалистической организации. С этой целью оно заказало венок с надписью: «От социалистов». Не могу при­помнить, кем именно исполнен был этот заказ, но я хорошо помню, что он был исполнен. Вокруг социалистического венка тесным кольцом сомкнулись южнорусские бунтари и земле­вольцы вместе с членами рабочих кружков, уже весьма не­редких тогда на разных петроградских фабриках и заводах. Бунтари и землевольцы захватили с собой револьверы, твер­до вознамерившись пустить их в дело, если полиция вздумает отнять венок силой.

Не знаю почему — может быть, потому, что, слишком поздно догадавшись о намерении революционеров сделать демонстрацию, она не приготовилась к отпору, — полиция не сделала попытки захватить социалистический венок. Он бла­гополучно достиг до Волкова кладбища21, и только в тамош­ней церкви, куда внесли тело Некрасова для отпевания, с на­шим венком произошло какое-то замешательство.

Я не знаю в чем оно состояло, так как в церковь вошли только немногие из нас. Все же остальные — за исключением «сигнальных», которые должны были поднять тревогу в слу­чае, если бы полиция захотела арестовать лиц, приставлен­ных к венку, — отправились к приготовленной для Некрасо­ва могиле и расположились около нее сомкнутыми рядами. Нам было известно, что у гроба Некрасова будут произне­сены речи, и общество «Земля и воля» нашло нужным со сво­ей стороны выдвинуть оратора, который должен был, не стес­няясь присутствием тайной и явной полиции, высказать то,

37

что думала об авторе «Железной дороги» тогдашняя револю­ционная интеллигенция. Выбор пал на пишущего эти стро­ки. Я не помню, много ли ораторов говорило передо мной. Помню только, что в их числе были Засодимский и Достоев­ский.

Речь народника Засодимского преисполнена была высо­чайшим сочувствием к поэзии Некрасова. Мы вполне разде­ляли это сочувствие, однако, к речи Засодимского отнеслись довольно холодно. Она была неудачна по форме. У него все как-то выходило, что Некрасов нам «дорог, ибо симпатичен, и симпатичен, ибо дорог». И он никак не мог выбраться из заколдованного круга взаимодействия психологических мо­тивов. Зато речь Ф. М. Достоевского вызвала в наших рядах большое оживление... Между прочим он сказал, что по свое­му таланту Некрасов был не ниже Пушкина. Это показалось нам вопиющей несправедливостью.

— Он был выше Пушкина! — закричали мы дружно и
громко 22. Бедный Достоевский этого не ожидал. На мгно­вение он растерялся. Но его любовь к Пушкину была слиш­ком велика, чтобы он мог согласиться с нами. Поставив Не­красова на один уровень с Пушкиным, но дошел до крайнего предела уступок «молодому поколению».

— Не выше, но и не ниже Пушкина! — не без раздра­жения ответил он, обернувшись в нашу сторону. Мы стояли на своем: «Выше! Выше!». Достоевский, очевидно, убедился, что нас не переговорит, и продолжал свою речь, уже не от­зываясь на наши замечания». Видимо, одними репликами зем­левольцы ограничиться не захотели, и от имени молодежи небольшую речь произнес Плеханов. «Я оттенял революцион­ное значение поэзии Некрасова, — пишет далее Плеханов. — Я указывал на то, какими яркими красками изображал он бедственное положение угнетаемого правительством народа. Отметил я также и то, что Некрасов впервые в легальной рус­ской печати воспел декабристов, этих предшественников революци-онного движения наших дней... Каково бы ни было содержание моей речи, факт тот, что я говорил языком, недопустимым с точки зрения полиции. Это сразу почувствова­ла присутствовавшая на похоронах публика. Не знаю, по ка­кой причине полиция не пыталась арестовать меня. Прекрас­но сделала. Тесным кольцом окружавшие меня землевольцы и южнорусские бунтари ответили бы на полицейское насилие дружным залпом из револьверов. Это было твердо решено еще накануне похорон...

Так почтили тогдашние революционеры память своего любимого поэта, собравшись на его могиле»23.

Не менее важной была деятельность Плеханова среди рабочих Петербурга зимой и весной 1877—1878 г. Как из­вестно, самостоятельного значения рабочему классу земле­вольцы не придавали, считая его лишь частью трудового на­рода, притом — в смысле революционных стремлений — не самой лучшей. Чем ближе к крестьянской массе стоял ра­бочий, тем больше он ценился землевольцами. В этом отно­шении рабочих они делили на заводских и фабричных. Пос­ледние ближе стояли к деревне и им уделялось больше вни­мания. Однако обойти первых они тоже не могли, так как их революционная программа требовала использовать лю­бое недовольство масс на почве имеющихся стремлений. А наиболее способными к организации и массовому выражению недовольства были именно заводские рабочие.

К таким относились рабочие казенного патронного завода на Васильевском острове. В то время завод был одним из са­мых передовых предприятий столицы, он дал в свое время ос­новные кадры членов в тот кружок заводских рабочих, где в 1872—1874 гг. вели пропаганду «чайковцы». Рабочие на за­воде выпускали свой рукописный журнал. В одном из документов III отделения, относящемся к марту 1877 г., сказано: «Нельзя пройти молчанием особенного значения для Петер­бурга военного патронного завода, рабочие коего, в свою оче­редь, наиболее подвергаются гибельному влиянию агитато­ров» 24.

7 декабря 1877 г на патронном заводе произошел взрыв, в результате которого погибло девять рабочих. Виновато бы­ло заводское начальство, пренебрегавшее элементарными тре­бованиями технической безопасности. Рабочие решили во время похорон погибших товарищей на Смоленском кладби­ще, состоявшихся двумя днями позже, устроить демонстра­цию. Землевольцы и находившиеся в Петербурге южные «бун­тари» приняли в ней участие.

С утра 9 декабря к зданию завода стали собираться сот­ни рабочих. В отличие от Казанской демонстрации выступить при виде тысячной, празднично одетой толпы землевольцы не осмелились. Она, как писал Плеханов, «показалась им слиш­ком «буржуазною» (т. 3, с. 156), и они не рассчитывали встре­тить с ее стороны сочувствия. Видимо, год спустя после Ка­занской демонстрации «агитировать» в любом случае они уже не решались.

39

Собравшись, рабочие двинулись к кладбищу. На всем пути их сопровождали городовые. После панихиды с речью к присутствовавшим обратился один из рабочих. Тогда на тол­пу бросилась полиция, чтобы разогнать ее и арестовать ора­тора. Однако рабочие и присутствовавшие на похоронах ре­волюционеры, которые по этому случаю были хорошо воо­ружены, дали ей решительный отпор. Окружив оратора тес­ным кольцом, рабочие вывели его за ворота кладбища и на извозчике отправили домой. В это время другая часть рабо­чих блокировала полицейских и не дала им возможности выйти за пределы кладбища. Особенно энергично наброси­лись на полицейских, как вспоминал Аптекман, С. Халтурин, В. Осинский и Плеханов 25.

Так был учтен опыт полицейской расправы с участни­ками Казанской демонстрации. В результате демонстрация за кончилась удачно, и «известие об этих похоронах в связи с столкновением с полицией имело большое агитационное влия­ние на рабочую массу» 26. Как отмечал Плеханов, она яви­лась второй после Казанской демонстрации практической попыткой осуществить агитацию среди петербургских рабо­чих. О. В. Аптекман называл ее «первой чисто рабочей и оп­ределенно революционной демонстрацией» 27.

Однако в большей степени, чем заводские, внимание зем­левольцев привлекали фабричные рабочие как наиболее по­датливый для агитации, с их точки зрения, слой рабочего класса. К тому же в конце 70-х гг. значительно усиливается стачечное движение фабричных рабочих, особенно текстиль­щиков, на базе которого землевольцы надеялись найти бла­годатную почву для осуществления своих планов.

Отстаивание самих по себе экономических требований рабочих, разумеется, не входило в программу землевольцев. Наоборот, чем хуже было экономическое положение рабочих тем, как они считали, активнее и бескомпромисснее должна была быть их борьба против существовавшего экономическо­го и социального строя. Уместно здесь привести следующие слова П. Б. Аксельрода: «Крайняя нищета и «чрезмерное раб­ство» масс казались наиболее могучими импульсами и необ­ходимейшими условиями активного стремления народа к со­циалистической революции. Всякое улучшение в жизни тру­дящихся слоев рассматривалось поэтому как величайшее средство отклонения их от социалистических идеалов, а стрем­ление к организации этих слоев для борьбы за подобные улуч­шения считалось чуть не изменой народному делу» 28.

40

Стачки должны были быть лишь средством развертыва­ния революционной агитации. Однако вопреки программе землевольцам приходилось включаться в экономическую борь­бу рабочих, во-первых, для налаживания революционных свя­зей с народом, а, во-вторых, из-за конкуренции, которую они испытывали со стороны лавристов, пытавшихся использо­вать стачки в своих целях. И здесь надо отметить одну су­щественную черту, отличавшую землевольцев от лавристов. Экономическим стачкам они старались придать, если можно так выразиться, «политический характер», что сближает их с социал-демократами. Именно так следует понимать слова Плеханова о том, что в практической деятельности «социал-демократ вовсе не так далек от народника», что «в этом отношении у народника гораздо больше общего с социал-демо­кратом, чем, например, с «народовольцем»29 и, добавим, с лавристом. Правда, «политический характер» стачек сводил­ся к стремлению отучить рабочих заниматься политикой и по­этому в теоретическом плане это означало «не развивать, а запутывать его классовое сознание» (т. 3, с. 140). В этом от­ношении землевольцы уступали лавристам, несмотря на не последовательность последних, заключавшуюся в том, что, «отрицая «политику», они с величайшим сочувствием относи­лись к немецкой социальной демократии» (там же).

Хорошей иллюстрацией сказанного являются стачки тек­стильщиков 1878 и 1879 гг., особенно стачка на Новой бу­магопрядильне, к которой Плеханов имел самое прямое от­ношение. Стачка началась 27 февраля 1878 г. Причиной ее явилось снижение поштучных расценок, приведшее к значи­тельному уменьшению заработной платы. Рабочие прекрати­ли работу, вышли на фабричный двор и потребовали дирек­тора 30. Вместо него явился частный пристав, но уговоры пос­леднего начать работу ни к чему не привели. На следующий день на фабрику прибыл исполняющий должность градона­чальника Петербурга генерал Козлов, которому рабочие зая­вили, что расценки были изменены без предварительного из­вещения рабочих, и поэтому они отказываются работать. В свою очередь, они выдвинули требования о сокращении ра­бочего дня с 13 ¾ до 11 ½ часов, об уничтожении одних штра­фов и уменьшении других и т д. Козлов обещал рабочим рас­смотреть их требования и просил начать работу. Стачка про­должалась.

«На следующий день, — писал Плеханов, — все улицы вокруг фабрики были переполнены городовыми и отчасти

41

жандармами. Ночью разъезжали казаки и жандармские патрули для наблюдения за рабочими. Полиция, убежденная, ве­роятно, в том, что «сыр-бор загорелся» от подстрекательства арестовала несколько рабочих и интеллигентов, показавших­ся ей почему то подозрительными, и вся вина которых зак­лючалась в хождении по той улице, где находилась фабрика. Из них, впрочем, большинство на другой же день было вы­пущено из под ареста» (т. 3, с. 425)

3 марта Козлову снова пришлось приехать на фабрику и уверить рабочих, что их требования будут выполнены; надо только подождать до 15 марта и приняться за работу. Рабо­та возобновилась в понедельник 6 марта31. Однако новые правила, вывешенные на фабрике 15 марта, ничем существен­ным не изменяли положения рабочих. Тогда рабочие реши­ли продолжать стачку и рядом с фабричными правилами вы­весили свои требования. Этим они не ограничились. По их просьбе землевольцы составили прошение на имя наследни­ка престола.

М. Р. Попов пишет, что идея о прошении возникла с са­мого начала стачки и принадлежала Плеханову, который при обсуждении вопроса о стачке в основном кружке высказал­ся за немедленное превращение ее в уличную демонстрацию с подачей петиции наследнику. Был принят план Попова — продолжать стачку. Однако бунтарский дух, а также боязнь потерять рабочих, если бы администрация пошла на уступ­ки, возобладали у землевольцев, и они поспешили с осущест­влением демонстрации 32.

Прошение было одобрено собранием рабочих, состояв­шимся во дворе фабрики, и 16 марта 200 человек отправи­лись к Аничкову дворцу. Их встретил Козлов, принял проше­ние, а затем потребовал разойтись. Помощи от цесаревича не последовало, зато усилились репрессии. Обессиленные ра­бочие, которым хозяева фабрики пошли на незначительные уступки, вынуждены были 20 марта прекратить стачку.

Можно согласиться с М. Р. Поповым, что такой исход стачки был неожиданным для землевольцев. Их устроило бы иное: разгон демонстрации или, на худой конец, расправа с теми, кто передавал петицию Козлову. Тогда можно было бы призывать рабочих к новой демонстрации, т. е. продолжать бунтарскую тактику. В этом смысле их мало устроила бы и победа рабочих в стачке.

А между тем, как позже писал Плеханов, по мере того как в отношения между рабочими и управляющим фабрикой

42

все больше вмешивалась полиция, землевольцам «представ­лялся прекрасный случай выяснить им великое значение по­литической свободы. Они хорошо запомнили бы наши сло­ва, так как всякая общая мысль, схваченная ими во время та­ких движений, чрезвычайно прочно укрепляется в их головах. Но мы сами презирали еще тогда «буржуазную свободу» и сочли бы себя изменниками, если бы вздумали восхвалять ее перед рабочими. В этом заключалась самая слабая сторона нашей тогдашней «агитации». Возбуждая рабочих против «властей» и «государства», она не сообщала им определен­ных политических взглядов и потому не придавала созна­тельного характера их неизбежной борьбе против современ­ного полицейского государства» (т. 3, с. 170).

Во время забастовки на Новой бумагопрядильне были арестованы группа студентов и рабочих, а также землеволь­цы Тютчев и Плеханов. Произошло это при следующих об­стоятельствах. Стачка вызывала большое сочувствие среди студенчества и всей либеральной части общества. Не доволь­ствуясь денежной помощью, оказанной рабочим, небольшая группа студентов захотела поближе познакомиться с басто­вавшими рабочими. «Довольно взволнованные добрались мы до той улицы, где находилась фабрика, — вспоминал один из студентов. — Толпа рабочих запружала улицу, масса поли­цейских разгоняла и удерживала любопытную публику и за­ботилась о водворении «порядка».

Подойти к забастовщикам не было возможности. Мы решили пообождать и вошли в трактир на одной из прилегаю­щих улиц, полагая, что мы сможем в ней найти тоже рабочих с забастовавшей фабрики.

Пивная была почти пуста. За одним из столов, невдале­ке от нашего, сидел за ста


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.