Чему учил об аде Иисус Христос? — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Чему учил об аде Иисус Христос?

2022-10-10 214
Чему учил об аде Иисус Христос? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чему учил об аде Иисус Христос?

«Если твой глаз влечет тебя ко греху,— говорит Иисус,— вырви его. Лучше тебе с одним глазом войти в Царство Всевышнего, чем с двумя глазами быть брошенным в ад [«геенну огненную», СП], где „черви... не умирают и огонь не угасает“» (МАРКА 9:47, 48, СмП).

В другом случае, говоря о времени суда, Иисус, обращаясь к неправедным, сказал: «Уйдите прочь от Меня, проклятые, отправляйтесь в огонь вечный, что приготовлен для дьявола и его ангелов» — и добавил, что они «отправятся на вечное наказание [«муку вечную», СП]» (МАТФЕЯ 25:41, 46, СоП).

ЭТИ слова Иисуса Христа могут навести на мысль, что он учил об аде. Но ведь он не стал бы противоречить Божьему Слову, в котором прямо сказано: «Мертвые ничего не знают» (Екклесиаст 9:5, СП).

Что же тогда имел в виду Иисус, сказав, что человек может «быть брошенным в ад»? О каком «огне вечном» он говорил: буквальном или символическом? И в каком смысле неправедные отправятся на «вечное наказание»? Давайте по очереди рассмотрим эти вопросы.

Что имел в виду Иисус, сказав, что человек может «быть брошенным в ад»? Греческое слово ге́енна из Марка 9:47 переведено как «гее́нна огненная» (СП) и «ад» (СмП). Оно происходит от еврейского выражения ге хинно́м и означает «долина Еннома». Долина Еннома находилась за стенами древнего Иерусалима. Во времена израильских царей она служила местом, где приносили в жертву детей. Бог осуждал идолопоклонников за этот мерзкий ритуал и обещал предать их смерти. Он сказал, что долина Еннома будет названа «долиной убийства» и «трупы народа» в этой долине не будут похоронены (Иеремия 7:30—34, СП). Таким образом, Иегова предсказал, что долина Еннома станет местом, куда будут сбрасывать трупы, а не местом, где будут мучить живых людей.

В дни Христа долина Еннома превратилась в свалку, где постоянно поддерживали огонь, на котором сжигали городской мусор и трупы казненных преступников.

Упомянув о неумирающих червях и неугасимом огне, Иисус, очевидно, ссылался на Исаии 66:24, где говорится о «трупах людей, отступивших от... [Бога]» и о том, что «червь их не умрет, и огонь их не угаснет» (СП). Иисус и его слушатели знали, что эти слова пророка Исаии относятся к трупам тех, кто недостоин погребения.

Таким образом, на примере долины Еннома, или геенны, Иисус пояснил, что есть смерть без надежды на воскресение. Он подчеркнул эту мысль, когда предупредил, что Бог «может и душу и тело погубить в геенне» (Матфея 10:28, СП). Как видно, геенна — это символ вечной смерти, а не вечных мучений.

О каком «огне вечном» говорил Иисус: буквальном или символическом? Надо сказать, что «огонь вечный», упомянутый в Матфея 25:41, приготовлен, по словам Иисуса, «для дьявола и его ангелов». Как по-вашему, могут ли ду́хи гореть в буквальном огне? Или Иисус говорил об «огне» в переносном смысле? Стоит заметить, что в этом же контексте упоминается об овцах и козлах, и понятно, что речь идет не о буквальных животных. Это метафора, и обозначает она две категории людей (Матфея 25:32, 33). Поэтому и «огонь вечный», о котором говорил Иисус, не буквальный, и сжигает он нечестивых в символическом смысле.

В каком смысле нечестивые отправятся на «вечное наказание»? В некоторых переводах греческое слово ко́ласин, которое встречается в Матфея 25:46, передано как «наказание», однако его основное значение — «обрезка, подрезка», например, ненужных ветвей деревьев. В то время как «овцы», праведные люди, получают вечную жизнь, «козлы», нераскаивающиеся грешники, обрекают себя на «вечное наказание», то есть оказываются навечно отрезанными от жизни.

А что думаете вы?

Иисус Христос никогда не учил тому, что человек наделен бессмертной душой. Вместе с тем он часто говорил о воскресении мертвых (Луки 14:13, 14; Иоанна 5:25—29; 11:25). Зачем Иисус учил, что мертвые воскреснут, если верил, что их душа не умирает?

Иисус не учил тому, что Богу доставляет удовольствие жестоко мучить нечестивых, причем вечно. Наоборот, он говорил: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16, СП). Почему же тогда Иисус дал понять, что те, кто не поверит в него, умрет? Если он на самом деле имел в виду, что они будут жить вечно, претерпевая мучения в адском огне, наверняка он так бы и сказал.

Учение о том, что ад — место вечных мук, не основано на Библии. Оно пришло из язычества и выдается за христианское. (Смотрите рамку «Истоки учения об аде» на странице 6.) На самом же деле Бог никого не подвергает вечным мучениям в аду. Как знание истины об аде может повлиять на вас?

[Рамка, страница 6]

ИСТОКИ УЧЕНИЯ ОБ АДЕ

ЯЗЫЧЕСКИЕ КОРНИ. Древние египтяне верили в существование загробных мучений в огне. В книге «Амдуат», датированной 1375 годом до н. э., говорится об осужденных: «Будете брошены вниз головой в полные огнем ямы... не убежите оттуда и... не спасетесь от пламени». Древнегреческий философ Плутарх (ок. 46—120 н. э.) писал о находящихся в преисподней: «[Они] плакали и кричали, подвергаясь страшным мучениям и позорным, мучительным наказаниям».

АДСКИЙ ОГОНЬ ПРОНИКАЕТ В ИУДЕЙСКИЕ СЕКТЫ. Историк Иосиф Флавий (37— ок. 100 н. э.) писал об иудейской секте ессеев, которые верили, что «душа... всегда остается бессмертной», и добавляет, что «подобно эллинам... они отводят [злым] мрачную и холодную пещеру, полную беспрестанных мук».

ОХВАТЫВАЕТ ХРИСТИАНСКИЙ МИР. Вот что было сказано во II веке н. э. в апокрифической книге «Откровение Петра» об участи нечестивых: «Погонит их пламя неугасимое». В ней также говорится: «Другие мужи и женщины стояли по воле ангела гнева Эсраила до середины своего тела в пламени, и были бросаемы в мрачное место и бичуемы злыми духами». В это же время Феофил Антиохский цитирует эллинскую пророчицу Сивиллу, которая предрекает наказание нечестивым: «Пламень горящего огня придет на вас: будете гореть в огне вечно». По словам Феофила, сказанное этой пророчицей «истинно, полезно, справедливо и достолюбезно для всех людей».

СЛУЖИТ ОПРАВДАНИЕМ ЖЕСТОКОСТИ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Английской королеве Марии Тюдор (1553—1558), вошедшей в историю как «Мария Кровавая», за то что сожгла на костре около 300 протестантов, приписывается следующее высказывание: «Поскольку души еретиков в потусторонней жизни будут вечно гореть в аду, не может быть ничего более уместного для меня, чем подражать божественному возмездию и сжигать их на земле».

  ПЕРЕСМОТРЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Некоторые религиозные конфессии в последние годы пересмотрели свои взгляды на учение об аде. Вот, например, что говорилось в 1995 году в отчете комиссии Англиканской церкви по вопросам вероучения: «Ад — это не место вечных мук, а окончательный и бесповоротный выбор пути, полностью противопоставленного Богу, так что единственное, к чему приведет этот путь,— полное небытие».

[Рамка/Иллюстрация, страница 7]

ЧТО ТАКОЕ «ОЗЕРО ОГНЕННОЕ»?

В Откровении 20:10 (СП) говорится, что Дьявол будет брошен в «озеро огненное» и будет «мучиться день и ночь во веки веков». Чтобы муки Дьявола длились всю вечность, Богу пришлось бы сохранить ему жизнь. Однако в Библии пишется, что Иисус Христос должен «через Свою смерть погубить того, кто имеет власть над смертью, то есть дьявола» (Евреям 2:14, СоП). «Озеро огненное» символизирует «смерть вторую» (Откровение 21:8, СП). Это не смерть вследствие греха Адама, о которой впервые упоминается в Библии,— смерть, после которой можно вернуться к жизни, или воскреснуть (1 Коринфянам 15:21, 22). Так как в Библии не говорится, что «озеро огненное» освободит находящихся в нем, значит «смерть вторая» — это смерть другого рода, смерть, из которой нет возврата.

В каком смысле находящиеся в «озере огненном» будут мучиться во веки веков? Иногда «мучить» может означать «ограничивать (кого-либо в чем-либо)». Однажды, когда Иисус изгонял демонов, они закричали: «Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас [ограничить нас в бездне]» (Матфея 8:29, СП; Луки 8:30, 31, СП). Итак, всех находящихся в «озере огненном» постигнут «муки» вечных ограничений, или «смерть вторая».

 

 

Кто находится в геенне?

13 Сравним то, что произошло с Давидом, с тем, что испытал Больший Давид, Иисус. Один из 12 апостолов Христа, Иуда Искариот, стал предателем, как Ахитофел. Грех Иуды был куда более серьезным, чем грех Ахитофела. Он предал единородного Сына Бога. В молитве в конце своего служения на земле Божий Сын сказал о своих последователях: «Когда я был с ними, то оберегал их ради имени твоего, которое ты дал мне; и я сохранил их, и ни один из них не погиб, кроме сына погибели, чтобы исполнилось Писание» (Иоанна 17:12). Назвав Иуду «сыном погибели», Иисус показал, что у Иуды нет надежды на воскресение. После смерти он не остался в памяти Бога. Он низошел не в шеол, а в геенну. Но что такое геенна?

14 Иисус осуждал религиозных руководителей за то, что каждого из своих учеников они делали «человеком... заслуживающим геенны» (Матфея 23:15). В то время людям была знакома долина Еннома — мусорная свалка, куда бросали трупы казненных преступников, считавшихся недостойными погребения. Иисус уже упоминал геенну ранее, в Нагорной проповеди (Матфея 5:29, 30). Поэтому люди прекрасно понимали, что он имел в виду. Геенна символизировала полное уничтожение, которое не оставляло надежды на воскресение. А кто, кроме Иуды Искариота, жившего во дни Иисуса, умерев, попал не в шеол, или гадес, а в геенну?

15 Первые люди, Адам и Ева, были сотворены совершенными. Их грех был намеренным. У них был выбор: вечная жизнь или смерть, но они не послушались Бога и заняли сторону Сатаны. Адам и Ева не могли быть искуплены жертвой Христа. Умерев, они попали в геенну.

16 Первенец Адама, Каин, убил своего брата Авеля и затем жил в изгнании. Апостол Иоанн сказал, что Каин «был от Злого» (1 Иоанна 3:12). Логично заключить, что после смерти он, как и его родители, попал в геенну (Матфея 23:33, 35). С праведным Авелем все было совсем иначе. «Верой Авель принес Богу жертву более ценную, чем Каин; благодаря вере он получил о себе свидетельство, что праведен, как свидетельствует Бог о его дарах,— писал Павел,— и благодаря вере он все еще говорит, хотя и умер» (Евреям 11:4). Сейчас Авель находится в шеоле и ожидает воскресения.

 

Точка зрения Библии

Жарко ли в аду?

«ЧЕЛОВЕК будет гореть, гореть, гореть!» В затемненном помещении оратор, простерши руки, подходит поближе к своим изумленным слушателям — в горящей рубашке. К счастью, демонстрация длится лишь несколько секунд. Но при помощи горючего порошка проповеднику удалось произвести большое впечатление на зрителей и вызвать убедительное воображение адского огня.

Как он, многие другие религиозные учителя, особенно в христианском мире, говорят, что такова вечная судьба, которую Бог предусмотрел для злых. Но учит ли этому Библия на самом деле?

Добрые и злые в одном месте

«Да обратятся нечестивые в ад, все народы, забывающие Бога» (Псалом 9:18). В более современных переводах, например, в Lamsa и The Jerusalem Bible не употребляется слово «ад», а сохраняется подлинное еврейское слово «шеол». Но что именно подразумевается под выражениями «ад» или «шеол»?

Дальнейшие сведения о шеоле можно найти в книге Библии Екклесиаст. Там говорится: «Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле [шеоле, НМ ], куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екклесиаст 9:10). Если находящиеся в аду или шеоле не могут ни думать, ни знать, ни действовать, они, конечно, не могут испытывать мук.

Потому и не удивительно, что даже верные служители Бога попали в шеол. Иаков думал, что он, когда умрет, попадет туда, и Иов надеялся, что Бог укроет его там и таким образом прекратит его страдания (Бытие 42:38; Иов 14:13). Надеялись или просились бы эти двое верных служителей вместе со злыми отправиться в горящий, огненный ад? Нет, конечно!

Что это за «огонь»?

Но как следует понимать слова Иисуса, которые выражают, что люди, не творящие волю Бога, попадут в «огонь неугасимый» или в „печь огненную, где будет плач и скрежет зубов“? (Марка 9:43—48; Матфея 13:42).

Описывая это место, Иисус не употреблял слово «гадес», т. е. греческий эквивалент еврейского слова «шеол». Он употреблял слово «геенна». Этим словом обозначалась мусорная свалка близ Иерусалима, так называемая долина Еннома, где поддерживали огонь для уничтожения мусора. При помощи этого меткого выражения Иисус заставлял Своих слушателей думать не о вечном страдании, а о полном уничтожении, об истреблении огнем.

В Откровении, данном апостолу Иоанну, говорится об «озере, горящем огнем и серою», куда будут низвержены все творящие зло (Откровение 21:8). Так как злые попадают в это озеро, оно, должно быть, тождественно с „огненным адом“ — при условии, что такой ад вообще существует. Однако та же библейская книга объясняет, что унаследованная от Адама смерть и ад [греч.: гадес] будут повержены как раз в это озеро. Могут ли эти два абстрактные понятия страдать? Нет. Но упомянутый здесь огонь может символизировать и символизирует их исчезновение после того, как они „отдадут мертвых, которые были в них“, т. е. после воскресения мертвых (Откровение 20:13, 14).

Эти последние примеры показывают, что огонь является лишь символом истребления или вечного уничтожения. Следовательно, в огненном озере или геенне нет никакого страдания, как и нет страданий в гадесе (или шеоле), куда попадают как верные служители Бога, так и злые люди. Однако при ближайшем рассмотрении этого вопроса мы еще лучше поймем, почему невозможно верить одновременно в Библию и в существование адского огня.

Влияние на живущих

Сама мысль об огненном аде вызывала несказанные душевные мучения. Автор книги Pilgrim‘s Progress Джон Баньен писал, что он, будучи ребенком в возрасте лишь девяти или десяти лет, страдал «от страшных снов и... трепетал при мысли о страшных мучениях адского огня». То же самое испытывали многие другие. Один мужчина из Дурбана (Южная Африка) вспоминает: «Когда я был мальчиком, мне снились ужасные кошмары об аде, и я кричал по ночам. Мои любвеобильные родители старались утешать меня, но не могли».

В течение столетий догма об адском огне вдалбливалась в восприимчивый ум детей и громко проповедовалась с кафедры. Как повлияло это представление на сердце людей? Заставило оно их быть более добрыми, любвеобильными и сострадательными по отношению к другим?

В книге A History of the Inquisition of the Middle Ages (История инквизиции в средние века) историк Хенри С. Леа упоминает, что, по мнению участников позорной инквизиции, еретиков «можно было спасти от вечного пламени при помощи временного огня». Дальше он пишет: «Если справедливый и всемогущий Бог совершает свое возмездие над созданиями, которые оскорбляют Его, то человеку не следует оспаривать правильность Его путей, а следует смиренно подражать Его примеру и радоваться, когда ему милостиво дается к этому возможность».

Также испанский историк Фелипе Фернандес-Арместо говорит: «Конечно, нельзя отрицать, что инквизиторские суды для получения показаний безжалостно применяли пытки; но и тут варварские пытки надо взвесить, сравнивая их с мучениями, которые ожидали еретика в аде, если бы он не признался» (курсив наш).

Из-за учения о вечном мучении многие лица, которые раньше посещали церковь, стали атеистами. Сам Билли Грэм признал, что это является «учением христианства, которое труднее всего принять». Но действительно ли Библия поддерживает это учение?

Учение христианства?

«Конечно, оно находится в Библии», скажут многие. Библия действительно говорит о людях, которых бросают в огонь. Однако в Библии часто встречаются символизмы. Спрашивается: идет ли речь о буквальном или о символическом огне? И если огонь является символом, то что же он означает?

Например, в Откровение, глава 20, стих 15, говорится: «Кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». Но стих 14 гласит: «И смерть и ад повержены в озеро огненное». Странно! Разве сам ад будет подвергнут мучениям? И как может смерть, т. е. состояние, быть брошена в буквальный огонь? В стихе 14 говорится дальше: «Это [озеро огненное] смерть вторая». Этот пункт повторяется в Откровение 21, стих 8. Что такое «смерть вторая»? Относительно «второй смерти» в католическом переводе Jerusalem Bible имеется следующее подстрочное примечание: «Вечная смерть. Огонь... символический». Правильно, ибо он означает полное уничтожение или истребление.

Как интересно! «Ад» будет уничтожен! Следует, однако, заметить, что здесь употребляется греческое слово гадес, которое, согласно труду Exhaustive Concordance of the Bible Стронга, означает «могила». Имеют ли мертвые сознание или страдают ли они в аде, т. е. гадесе? Библия отвечает: «Мертвые ничего не знают,... потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екклесиаст 9:5,10).

Останутся ли умершие в гадесе? Нет. Сам Иисус был в гадесе или аде, но «воскрес в третий день», чему учат и Библия, и церковные вероисповедания (1 Коринфянам 15:4; Деяния 2:29—32; Псалом 15:10). Кроме того, через Него «будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Деяния 24:15). Таким образом, гадес будет в конце концов опорожнен и перестанет существовать; он будет „повержен в озеро огненное“.

Но кто-либо спросит: «Почему в Откровение 20, стих 10, говорится, что дьявол будет мучиться в озере огненном?» Если огненное озеро, как мы видели, является символом, то логично, что и мучения являются символом.

В библейские времена часто бывало, что тюремщики жестоко мучили своих узников, почему их и называли «истязателями». В одной из Своих притчей Иисус рассказал о том, как некого жестокого раба отдали «истязателям» (по-гречески: базанистес) или, согласно другим переводам, «тюремщикам» (Матфея 18:34, НМ). Итак, если Откровение говорит о том, что дьявол и другие будут «мучиться... во веки веков» в огненном озере, то это значит, что они будут навсегда «заключены в тюрьму» второй смерти, т. е. будут полностью уничтожены. Дьявол, унаследованная от Адама смерть и некающиеся грешники будут навсегда уничтожены — будут «заключены» в огненном озере. (Сравни Евреям 2:14; 1 Коринфянам 15:26; Псалом 36:38.)

Знакомство с библейским символизмом помогает нам понять, что подразумевал Иисус, когда Он говорил, что грешники будут ввержены «в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает» (Марка 9:47, 48). Греческое слово «геенна» (в других переводах: «адский огонь») обозначает долину в непосредственной близости Иерусалима, которая служила мусорной свалкой. Для уничтожения городского мусора там день и ночь горел огонь. Порой туда бросались и трупы преступников, которых считали недостойными приличного погребения или воскресения. В долине находились также черви, питавшиеся остатками, но они определенно не были бессмертными. Наглядным примером, причем хорошо понятным для иудеев, Иисус просто пояснил, что некающиеся грешники будут навсегда уничтожены. Следовательно, геенна тождественна с «озером огненным» она изображает вторую смерть, вечное уничтожение.

Догма о вечных муках основывается на теории бессмертной души. Однако Библия совершенно ясно говорит: «Душа согрешающая, та умрет» (Иезекииль 18:4, 20; смотри также Деяния 3:23). Проповедники адского огня изображают истинного Бога Иегову как изверга — жестокое чудовище, — а не таким, какой Он есть на самом деле: Бог любви, «человеколюбивый и милосердый... и многомилостивый» (Исход 34:6).

Любящим образом Бог позаботился о том, чтобы спасти людей, не от мучений, а от погибели. Иисус сказал: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16).

[Вставка на странице 22]

Инквизиторы верили, что их страшные пытки избавляли грешников от худшей судьбы.

[Иллюстрация на странице 21]

Не так давно в христианском мире почти все верили в подобное место.

 

 

Ад

Определение. Слово «ад» встречается во многих переводах Библии. Есть Библии, в которых вместо слова «ад» используются слова «могила», «преисподняя», «мир мертвых» и другие. В некоторых Библиях соответствующие слова просто транслитерируются с языков оригинала, то есть передаются буквами языка, на который делается перевод. Что это за слова? Это еврейское слово шео́л и греческие слова ха́дес и ге́енна. Как шео́л, так и ха́дес обозначают не отдельное место погребения, а общую могилу человечества. Ге́енна служит символом вечного уничтожения. Однако во многих христианских и нехристианских религиях под адом понимается место, где обитают демоны и где нечестивые после смерти подвергаются наказанию, часто мучительному.

Чему учил об аде Иисус Христос?

«Если твой глаз влечет тебя ко греху,— говорит Иисус,— вырви его. Лучше тебе с одним глазом войти в Царство Всевышнего, чем с двумя глазами быть брошенным в ад [«геенну огненную», СП], где „черви... не умирают и огонь не угасает“» (МАРКА 9:47, 48, СмП).

В другом случае, говоря о времени суда, Иисус, обращаясь к неправедным, сказал: «Уйдите прочь от Меня, проклятые, отправляйтесь в огонь вечный, что приготовлен для дьявола и его ангелов» — и добавил, что они «отправятся на вечное наказание [«муку вечную», СП]» (МАТФЕЯ 25:41, 46, СоП).

ЭТИ слова Иисуса Христа могут навести на мысль, что он учил об аде. Но ведь он не стал бы противоречить Божьему Слову, в котором прямо сказано: «Мертвые ничего не знают» (Екклесиаст 9:5, СП).

Что же тогда имел в виду Иисус, сказав, что человек может «быть брошенным в ад»? О каком «огне вечном» он говорил: буквальном или символическом? И в каком смысле неправедные отправятся на «вечное наказание»? Давайте по очереди рассмотрим эти вопросы.

Что имел в виду Иисус, сказав, что человек может «быть брошенным в ад»? Греческое слово ге́енна из Марка 9:47 переведено как «гее́нна огненная» (СП) и «ад» (СмП). Оно происходит от еврейского выражения ге хинно́м и означает «долина Еннома». Долина Еннома находилась за стенами древнего Иерусалима. Во времена израильских царей она служила местом, где приносили в жертву детей. Бог осуждал идолопоклонников за этот мерзкий ритуал и обещал предать их смерти. Он сказал, что долина Еннома будет названа «долиной убийства» и «трупы народа» в этой долине не будут похоронены (Иеремия 7:30—34, СП). Таким образом, Иегова предсказал, что долина Еннома станет местом, куда будут сбрасывать трупы, а не местом, где будут мучить живых людей.

В дни Христа долина Еннома превратилась в свалку, где постоянно поддерживали огонь, на котором сжигали городской мусор и трупы казненных преступников.

Упомянув о неумирающих червях и неугасимом огне, Иисус, очевидно, ссылался на Исаии 66:24, где говорится о «трупах людей, отступивших от... [Бога]» и о том, что «червь их не умрет, и огонь их не угаснет» (СП). Иисус и его слушатели знали, что эти слова пророка Исаии относятся к трупам тех, кто недостоин погребения.

Таким образом, на примере долины Еннома, или геенны, Иисус пояснил, что есть смерть без надежды на воскресение. Он подчеркнул эту мысль, когда предупредил, что Бог «может и душу и тело погубить в геенне» (Матфея 10:28, СП). Как видно, геенна — это символ вечной смерти, а не вечных мучений.

О каком «огне вечном» говорил Иисус: буквальном или символическом? Надо сказать, что «огонь вечный», упомянутый в Матфея 25:41, приготовлен, по словам Иисуса, «для дьявола и его ангелов». Как по-вашему, могут ли ду́хи гореть в буквальном огне? Или Иисус говорил об «огне» в переносном смысле? Стоит заметить, что в этом же контексте упоминается об овцах и козлах, и понятно, что речь идет не о буквальных животных. Это метафора, и обозначает она две категории людей (Матфея 25:32, 33). Поэтому и «огонь вечный», о котором говорил Иисус, не буквальный, и сжигает он нечестивых в символическом смысле.

В каком смысле нечестивые отправятся на «вечное наказание»? В некоторых переводах греческое слово ко́ласин, которое встречается в Матфея 25:46, передано как «наказание», однако его основное значение — «обрезка, подрезка», например, ненужных ветвей деревьев. В то время как «овцы», праведные люди, получают вечную жизнь, «козлы», нераскаивающиеся грешники, обрекают себя на «вечное наказание», то есть оказываются навечно отрезанными от жизни.

А что думаете вы?

Иисус Христос никогда не учил тому, что человек наделен бессмертной душой. Вместе с тем он часто говорил о воскресении мертвых (Луки 14:13, 14; Иоанна 5:25—29; 11:25). Зачем Иисус учил, что мертвые воскреснут, если верил, что их душа не умирает?

Иисус не учил тому, что Богу доставляет удовольствие жестоко мучить нечестивых, причем вечно. Наоборот, он говорил: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16, СП). Почему же тогда Иисус дал понять, что те, кто не поверит в него, умрет? Если он на самом деле имел в виду, что они будут жить вечно, претерпевая мучения в адском огне, наверняка он так бы и сказал.

Учение о том, что ад — место вечных мук, не основано на Библии. Оно пришло из язычества и выдается за христианское. (Смотрите рамку «Истоки учения об аде» на странице 6.) На самом же деле Бог никого не подвергает вечным мучениям в аду. Как знание истины об аде может повлиять на вас?

[Рамка, страница 6]

ИСТОКИ УЧЕНИЯ ОБ АДЕ

ЯЗЫЧЕСКИЕ КОРНИ. Древние египтяне верили в существование загробных мучений в огне. В книге «Амдуат», датированной 1375 годом до н. э., говорится об осужденных: «Будете брошены вниз головой в полные огнем ямы... не убежите оттуда и... не спасетесь от пламени». Древнегреческий философ Плутарх (ок. 46—120 н. э.) писал о находящихся в преисподней: «[Они] плакали и кричали, подвергаясь страшным мучениям и позорным, мучительным наказаниям».

АДСКИЙ ОГОНЬ ПРОНИКАЕТ В ИУДЕЙСКИЕ СЕКТЫ. Историк Иосиф Флавий (37— ок. 100 н. э.) писал об иудейской секте ессеев, которые верили, что «душа... всегда остается бессмертной», и добавляет, что «подобно эллинам... они отводят [злым] мрачную и холодную пещеру, полную беспрестанных мук».

ОХВАТЫВАЕТ ХРИСТИАНСКИЙ МИР. Вот что было сказано во II веке н. э. в апокрифической книге «Откровение Петра» об участи нечестивых: «Погонит их пламя неугасимое». В ней также говорится: «Другие мужи и женщины стояли по воле ангела гнева Эсраила до середины своего тела в пламени, и были бросаемы в мрачное место и бичуемы злыми духами». В это же время Феофил Антиохский цитирует эллинскую пророчицу Сивиллу, которая предрекает наказание нечестивым: «Пламень горящего огня придет на вас: будете гореть в огне вечно». По словам Феофила, сказанное этой пророчицей «истинно, полезно, справедливо и достолюбезно для всех людей».

СЛУЖИТ ОПРАВДАНИЕМ ЖЕСТОКОСТИ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Английской королеве Марии Тюдор (1553—1558), вошедшей в историю как «Мария Кровавая», за то что сожгла на костре около 300 протестантов, приписывается следующее высказывание: «Поскольку души еретиков в потусторонней жизни будут вечно гореть в аду, не может быть ничего более уместного для меня, чем подражать божественному возмездию и сжигать их на земле».

  ПЕРЕСМОТРЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Некоторые религиозные конфессии в последние годы пересмотрели свои взгляды на учение об аде. Вот, например, что говорилось в 1995 году в отчете комиссии Англиканской церкви по вопросам вероучения: «Ад — это не место вечных мук, а окончательный и бесповоротный выбор пути, полностью противопоставленного Богу, так что единственное, к чему приведет этот путь,— полное небытие».

[Рамка/Иллюстрация, страница 7]

ЧТО ТАКОЕ «ОЗЕРО ОГНЕННОЕ»?

В Откровении 20:10 (СП) говорится, что Дьявол будет брошен в «озеро огненное» и будет «мучиться день и ночь во веки веков». Чтобы муки Дьявола длились всю вечность, Богу пришлось бы сохранить ему жизнь. Однако в Библии пишется, что Иисус Христос должен «через Свою смерть погубить того, кто имеет власть над смертью, то есть дьявола» (Евреям 2:14, СоП). «Озеро огненное» символизирует «смерть вторую» (Откровение 21:8, СП). Это не смерть вследствие греха Адама, о которой впервые упоминается в Библии,— смерть, после которой можно вернуться к жизни, или воскреснуть (1 Коринфянам 15:21, 22). Так как в Библии не говорится, что «озеро огненное» освободит находящихся в нем, значит «смерть вторая» — это смерть другого рода, смерть, из которой нет возврата.

В каком смысле находящиеся в «озере огненном» будут мучиться во веки веков? Иногда «мучить» может означать «ограничивать (кого-либо в чем-либо)». Однажды, когда Иисус изгонял демонов, они закричали: «Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас [ограничить нас в бездне]» (Матфея 8:29, СП; Луки 8:30, 31, СП). Итак, всех находящихся в «озере огненном» постигнут «муки» вечных ограничений, или «смерть вторая».

 

 

Кто находится в геенне?

13 Сравним то, что произошло с Давидом, с тем, что испытал Больший Давид, Иисус. Один из 12 апостолов Христа, Иуда Искариот, стал предателем, как Ахитофел. Грех Иуды был куда более серьезным, чем грех Ахитофела. Он предал единородного Сына Бога. В молитве в конце своего служения на земле Божий Сын сказал о своих последователях: «Когда я был с ними, то оберегал их ради имени твоего, которое ты дал мне; и я сохранил их, и ни один из них не погиб, кроме сына погибели, чтобы исполнилось Писание» (Иоанна 17:12). Назвав Иуду «сыном погибели», Иисус показал, что у Иуды нет надежды на воскресение. После смерти он не остался в памяти Бога. Он низошел не в шеол, а в геенну. Но что такое геенна?

14 Иисус осуждал религиозных руководителей за то, что каждого из своих учеников они делали «человеком... заслуживающим геенны» (Матфея 23:15). В то время людям была знакома долина Еннома — мусорная свалка, куда бросали трупы казненных преступников, считавшихся недостойными погребения. Иисус уже упоминал геенну ранее, в Нагорной проповеди (Матфея 5:29, 30). Поэтому люди прекрасно понимали, что он имел в виду. Геенна символизировала полное уничтожение, которое не оставляло надежды на воскресение. А кто, кроме Иуды Искариота, жившего во дни Иисуса, умерев, попал не в шеол, или гадес, а в геенну?

15 Первые люди, Адам и Ева, были сотворены совершенными. Их грех был намеренным. У них был выбор: вечная жизнь или смерть, но они не послушались Бога и заняли сторону Сатаны. Адам и Ева не могли быть искуплены жертвой Христа. Умерев, они попали в геенну.

16 Первенец Адама, Каин, убил своего брата Авеля и затем жил в изгнании. Апостол Иоанн сказал, что Каин «был от Злого» (1 Иоанна 3:12). Логично заключить, что после смерти он, как и его родители, попал в геенну (Матфея 23:33, 35). С праведным Авелем все было совсем иначе. «Верой Авель принес Богу жертву более ценную, чем Каин; благодаря вере он получил о себе свидетельство, что праведен, как свидетельствует Бог о его дарах,— писал Павел,— и благодаря вере он все еще говорит, хотя и умер» (Евреям 11:4). Сейчас Авель находится в шеоле и ожидает воскресения.

 

Точка зрения Библии

Жарко ли в аду?

«ЧЕЛОВЕК будет гореть, гореть, гореть!» В затемненном помещении оратор, простерши руки, подходит поближе к своим изумленным слушателям — в горящей рубашке. К счастью, демонстрация длится лишь несколько секунд. Но при помощи горючего порошка проповеднику удалось произвести большое впечатление на зрителей и вызвать убедительное воображение адского огня.

Как он, многие другие религиозные учителя, особенно в христианском мире, говорят, что такова вечная судьба, которую Бог предусмотрел для злых. Но учит ли этому Библия на самом деле?

Добрые и злые в одном месте

«Да обратятся нечестивые в ад, все народы, забывающие Бога» (Псалом 9:18). В более современных переводах, например, в Lamsa и The Jerusalem Bible не употребляется слово «ад», а сохраняется подлинное еврейское слово «шеол». Но что именно подразумевается под выражениями «ад» или «шеол»?

Дальнейшие сведения о шеоле можно найти в книге Библии Екклесиаст. Там говорится: «Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле [шеоле, НМ ], куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екклесиаст 9:10). Если находящиеся в аду или шеоле не могут ни думать, ни знать, ни действовать, они, конечно, не могут испытывать мук.

Потому и не удивительно, что даже верные служители Бога попали в шеол. Иаков думал, что он, когда умрет, попадет туда, и Иов надеялся, что Бог укроет его там и таким образом прекратит его страдания (Бытие 42:38; Иов 14:13). Надеялись или просились бы эти двое верных служителей вместе со злыми отправиться в горящий, огненный ад? Нет, конечно!

Что это за «огонь»?

Но как следует понимать слова Иисуса, которые выражают, что люди, не творящие волю Бога, попадут в «огонь неугасимый» или в „печь огненную, где будет плач и скрежет зубов“? (Марка 9:43—48; Матфея 13:42).

Описывая это место, Иисус не употреблял слово «гадес», т. е. греческий эквивалент еврейского слова «шеол». Он употреблял слово «геенна». Этим словом обозначалась мусорная свалка близ Иерусалима, так называемая долина Еннома, где поддерживали огонь для уничтожения мусора. При помощи этого меткого выражения Иисус заставлял Своих слушателей думать не о вечном страдании, а о полном уничтожении, об истреблении огнем.

В Откровении, данном апостолу Иоанну, говорится об «озере, горящем огнем и серою», куда будут низвержены все творящие зло (Откровение 21:8). Так как злые попадают в это озеро, оно, должно быть, тождественно с „огненным адом“ — при условии, что такой ад вообще существует. Однако та же библейская книга объясняет, что унаследованная от Адама смерть и ад [греч.: гадес] будут повержены как раз в это озеро. Могут ли эти два абстрактные понятия страдать? Нет. Но упомянутый здесь огонь может символизировать и символизирует их исчезновение после того, как они „отдадут мертвых, которые были в них“, т. е. после воскресения мертвых (Откровение 20:13, 14).

Эти последние примеры показывают, что огонь является лишь символом истребления или вечного уничтожения. Следовательно, в огненном озере или геенне нет никакого страдания, как и нет страданий в гадесе (или шеоле), куда попадают как верные служители Бога, так и злые люди. Однако при ближайшем рассмотрении этого вопроса мы еще лучше поймем, почему невозможно верить одновременно в Библию и в существование адского огня.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.