Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2022-10-10 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Тема:«Средства выразительности языка»
Дата проведения: 08.02.2022
Цели занятия:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.
Ход занятия.
– Еще в 19 веке немецкий философ Гегель сказал: «Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».
– Посмотрите видеосюжет и ответьте на вопрос «Почему мы так говорим?» («Ералаш»: «Почему мы так говорим?»).
– Так почему же мы так говорим?
– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения и пользоваться при этом всеми богатствами языка.
Сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие в нашем обществе. А ведь наш родной язык, по определению Паустовского, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный язык. И он явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое…
Продолжите ряд противопоставлений: выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое.
Проблемный вопрос
Составление интеллект-карты (прилагательные и глаголы)
РЕЧЬ
– Прочитайте, что у вас получилось.
-Какую речь мы называем выразительной?
- Как достигается выразительность речи?
-С помощью чего, каких средств?
– Мы говорим сегодня о средствах выразительности речи в текстах определенного стиля.
Повторение изученного.
Стиль – это разновидность языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. При этом каждая разновидность обладает определёнными языковыми особенностями и противопоставлена другим таким же разновидностям языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями.
-Определите стили речи. (Приложение)
1) Ветер – перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления.
2) -Мама, мама! Ты посмотри, какой сильный ветер, деревья так и гнутся к земле.
-Пойдем, Машенька, скорее домой.
3) Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистим закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли рокот, по дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце.
- Какие стили не назвали? (Публицистический, официально-деловой)
- Назовите сферу их употребления. (Газета, интервью, СМИ, официальные бумаги)
Воспитание «талантливого читателя», вдумчивая и кропотливая работа над текстом в литературной мастерской великих художников слова и, наконец, подготовка Вас как грамотных образованных людей- основные задачи, которые призвано решить на данном занятии.
I. Актуализация темы.
В словесности есть особые способы употреблении слов, их называют средствами художественной изобразительности. Они помогают ярко нарисовать картину, выразить мысль и чувство. Все изобразительно-выразительные средства делятся на тропы и фигуры. Мы уже знаем, что тропы – это лексические средства, основанные на переносном значении слова. Фигуры – это синтаксические выразительные средства.
- Назовите известные вам тропы..
– Для чего могут использоваться средства выразительности? (Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности).
Повторяем средства выразительности.
Тропы очень разнообразны. Давайте вспомним определения этих понятий.
Работа с текстом
Обратимся теперь к стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро».
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь.
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
- Выделите все средства выразительности
В «Зимнем утре» последовательно даны два пейзажа. Это вчерашний пасмурный, вьюжный день, и сегодняшнее восхитительное солнечное утро. То есть в основе пушкинского взгляда на природу лежит противопоставление. А следовательно, и изобразительно-выразительные средства поэт подчинил воплощению своего замысла.
2-я строфа:
Вьюга злилась – метафора, точнее – ее разновидность – олицетворение.
Мутное небо – изобразительный эпитет.
Мгла носилась – олицетворение.
Луна, как бледное пятно – сравнение.
Мрачные тучи – изобразительный эпитет.
Ты печальная сидела – лирический (индивидуально-авторский) эпитет.
3-я строфа:
Голубые небеса, прозрачный лес – изобразительные эпитеты.
Великолепные ковры – лирический эпитет.
-Если бы вы были художниками каким цветом изобразили 2, 3 строфу?(Предметное рисование)
Оригинальность пушкинской колористики. Во второй строфе главным цветом был мутно-желтый. Третью строфу Пушкин «раскрасил» в голубой, черный и зеленый цвета. Интересно, что автор ни разу не употребляет слова «белый». В этом нет необходимости, ведь его успешно заменяет слово «снег». Причем основным зрительным ощущением зимнего пейзажа становится блеск (дважды повторяются слова с этим корнем: блестя и блестит).
Статичность дневного пейзажа дает возможность рассмотреть его красоту в подробностях: она как будто бы запечатлена кистью художника. У Пушкина – это «живопись словом».
Онлайн тест
Тема:«Средства выразительности языка»
Дата проведения: 08.02.2022
Цели занятия:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.
Ход занятия.
– Еще в 19 веке немецкий философ Гегель сказал: «Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».
– Посмотрите видеосюжет и ответьте на вопрос «Почему мы так говорим?» («Ералаш»: «Почему мы так говорим?»).
– Так почему же мы так говорим?
– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения и пользоваться при этом всеми богатствами языка.
Сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие в нашем обществе. А ведь наш родной язык, по определению Паустовского, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный язык. И он явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое…
Продолжите ряд противопоставлений: выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое.
Проблемный вопрос
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!