Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2022-10-10 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Все ныне существующие комплексные программы воспитания и обучения дошкольников ставят перед собой задачи воспитания дружеских взаимоотношений, положительных привычек, отзывчивости, правдивости, формирования культуры поведения.
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Но только знания правил этикета недостаточно для того, чтобы стать культурным человеком. Опыт работы с дошкольниками показывает: дети правила поведения обычно усваивают быстро, родители эти правила знают, но выполнять их может далеко не каждый. Вопросам этикетного поведения необходимо посвятить специально организованные занятия, чтобы усвоенные нормы поведения в обществе и соблюдение их стало привычкой.
Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду. С ранних лет родители внушают ему определенные нравственно-поведенческие правила. В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для комфортного сосуществования детского коллектива. Воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на взаимоотношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни.
Ребенок дошкольного возраста многое знает из рассказов родителей и бесед с ними, а также из собственных наблюдений за окружающим миром. Наша задача – расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, принятую в обществе и доступную детскому пониманию.
Отличительными особенностями программы дополнительного образования «Этикет для малышей» являются:
1. Систематизация специальных заданий и упражнений;
2. Применение разнообразных видов работы с детьми (воспроизводящей, поисковой, контролирующей);
3. Использование в работе здоровьесберегающих технологий.
4. Доступность методического материала.
Программа дополнительного образования «Этикет для малышей» (далее – Программа) разработана в соответствии с:
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155;
– Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
– Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель Программы – формирование коммуникативных способностей дошкольников, освоение детьми норм нравственности.
Задачи:
1. Познавательные
– познакомить детей с историей возникновения этикета;
– формировать умение свои мысли в общении с окружающими;
– прививать устойчивые нормы поведения;
– научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол; познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте;
– учить сохранять правильную осанку во время еды.
2. Развивающие
– развивать умение вести монологические и диалогические формы речи в общении со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками;
– развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.
3. Воспитательные
– воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим;
– помогать детям, оценивать правильность или неправильность поведения;
– формировать навыки культурного общения;
– формировать коммуникативные навыки.
ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны во ФГОС ДО как основные характеристики развития ребенка.
Предметные результаты:
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение основами норм речевого этикета и культуры поведения.
- применять основные этические нормы, принятые в обществе;
- знать принципы этикета и главные правила хорошего тона;
- уметь компетентно вести себя в бытовых и коммуникативных ситуациях, оценивать и корректировать поведение в соответствии с моральными нормами.
Личностные результаты:
- готовность к нравственному совершенствованию, индивидуально ответственному поведению;
- осознание ценности личности других людей;
- толерантность.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные компетенции:
- умение слушать и вступать в диалог;
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Предметные результаты.
Воспитанники будут знать:
- основы этикета;
- как помочь товарищу и как принять эту помощь;
- понимать сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, наушничество, подлость, обман, черствость души, щедрость души;
- согласно правилам этикета здороваться и прощаться с людьми;
- овладевать культурой поведения в садике, семье, на улице, общественном транспорте, в театре;
- использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования грубых слов.
Воспитанники научатся:
- сохранять здоровье через соблюдение личной гигиены;
- беречь вещи, приводить их в порядок;
- достойно вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке;
- сервировать стол.
Срок реализации Программы
2018- 2019 учебный год (с 1 сентября 2018 года – по 31 мая 2019 года).
Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения Программы проводится 2 раза в год – сентябрь 2018 г.; апрель 2019 г.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Программа ориентирована на детей 3-4 лет.
Форма организации образовательной деятельности – групповая, 2 раза в неделю.
Продолжительность образовательной деятельности - 15 минут, физкультминутка – 5 минут.
Программа реализуется воспитателем. Срок реализации – 1 год.
Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических
играх и упражнениях с использованием здоровьесберегающих технологий - кинезитерапии, аурикулотерапии, фонетической ритмики, пальчиковой гимнастики, с опорой на наглядный демонстрационный и раздаточный материал.
Форма подведения итогов реализации Программы – открытая образовательная деятельность, развлечение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество учебных часов: 72 часа в год
№ п/п | Темы занятий | Количество часов |
1. | Введение «Что такое этикет?» | 2 |
2. | Речевой этикет | 16 |
3. | Семейный этикет | 8 |
4. | Межличностные отношения | 6 |
5. | Культура внешнего вида | 6 |
6. | Гостевой этикет | 8 |
7. | Поведение в общественных местах | 10 |
8. | Поведение в природе | 4 |
9. | Этикет за столом | 10 |
10. | Диагностические занятия | 2 |
ИТОГО: | 72 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На первых занятиях происходит знакомство с понятием этикет. Педагог разъясняет, в поведении важно все: наши действия должны быть красивы, чтобы людям приятно было на нас смотреть и общаться с нами.
Далее идет знакомство с речевым этикетом. Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др. Задача педагога – расширить и углубить эти знания, создать возможности для их использования. Например, он обращает внимание на такие вопросы: кого и как мы приветствуем при встрече? Какие вежливые слова и почему помогают установлению добрых отношений, проявлению любви к близким и родным людям? Освоение правил происходит и на занятиях по этикету, и в повседневной жизни, не прекращаясь ни на минуту. Дети узнают, в каких случаях уместен тот или иной вид приветствия, кто должен приветствовать первым. Также в тему речевого этикета включаются занятия на обучение правилам знакомства, вежливым словам просьбы, сочувствия, прощания; умение говорить комплименты.
Сейчас велико значение телефона в жизни человека. Дети учатся основным правилам телефонного разговора: пользоваться телефонным аппаратом осторожно, говорить вежливо, не кричать в телефонную трубку, стараться разговаривать недолго. Освоение правил телефонного разговора начинается на занятиях и продолжается в реальной действительности. В любую детскую игру можно ввести ситуацию телефонного разговора: позвонить в поликлинику и вызвать на дом доктора; узнать в кинотеатре, когда будет детский киносеанс; маме позвонить домой и узнать у дочки, чем она занимается, и т.п.
Семейный этикет
В жизни ребенка семья играет очень важную роль. А семейное счастье создается всеми членами семьи. Этому во многом способствует соблюдение правил семейного этикета: доброта и внимание ко всем членам семьи; вежливость и забота друг о друге; приятные сюрпризы и семейные праздники; отсутствие конфликтов и ссор; красивый внешний вид, приятный близким людям. Дети, как правило, с большим интересом играют в семейную жизнь, обучаясь в этих играх умению быть мамами и папами, перенося в игру обычаи и порядки своих семей.
Правила этикета, связанные с родным домом, очень важны. Овладение этими правилами способствует социализации детей. Педагог убеждает их в том, что обстановка в доме, поддерживаемый в нем порядок, характеризует его хозяина. Человек, ухаживающий за своим домом, как правило, внимателен к близким людям и друзьям. Хозяином детской комнаты является ребенок, он и должен отвечать за порядок в ней: в силу своих возможностей не сорить, поддерживать чистоту, после игры класть на место игрушки.
Хозяевами помещения детсадовской группы являются дети – они тоже должны соблюдать эти правила, стремиться сделать место своего пребывания в детском саду как можно красивее. В детском саду детям даются ежедневные поручения по наведению чистоты и порядка.
Этикет за столом
Знание правил столового этикета позволяет человеку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом, а значит, быть приятным участником застольного общения.
Различные игры с посудой, настольное лото, вопросы, задаваемые во время сервировки стола и подготовки к еде, помогают запомнить назначение и виды посуды и столовых приборов.
Умение красиво сервировать стол отрабатывается в детском саду ежедневно. Обращается внимание на культуру еды у детей, отрабатываются навыки красивого и правильного приема пищи, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.
Культура внешнего вида
Ее воспитание начинается уже в младшей группе, когда воспитатель вводит в детскую жизнь культурно-гигиенические требования, добиваясь от своих подопечных чистоты и опрятности, следя вместе с ними за порядком в групповой и туалетной комнатах, на участке детского сада. На занятиях по этикету вводится важное этикетное правило: красиво и опрятно выглядеть – это значит проявлять уважение к окружающим тебя людям.
От внешнего вида ребенка во многом зависят не только его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, но и его собственное внутреннее состояние. Если ребенок хорошо выглядит, он приобретает уверенность в себе, легко вступает в контакты, нравится окружающим, другие дети с удовольствием играют с ним, взрослые отмечают его привлекательный вид.
Серия занятий, в которых детей знакомят с правилами искусства нравиться, культурой внешнего вида, культурно-гигиеническими навыками, преследуют цель – создать единство внешнего облика и внутреннего состояния личности ребенка. Правила, которым детей обучают на этих занятиях, требуют постоянного применения в реальной жизни. Педагог говорит детям комплименты по поводу их поведения и внешнего вида («Как ты красиво выглядишь»; «Какая у тебя добрая улыбка»; «Как приятно на вас поглядеть»; «Спасибо тебе за то, что ты так внимателен»). Отрабатывается умение детей красиво ходить, стоять, сидеть, постоянно напоминая о том, что корпус тела нужно держать прямым.
Обсуждая с детьми значение одежды и обуви в жизни человека, отмечается, что главное – это их чистота и опрятность. Быть аккуратно и чисто одетым – значит уважать окружающих тебя людей. С таким человеком приятно общаться, с ним хочется дружить, играть…
Межличностные отношения
Умение устанавливать и сохранять со сверстниками доброжелательные отношения – важное коммуникативное качество, которое помогает дошкольнику познавать мир, комфортно себя в нем чувствовать, развивать свой ум, способности и душевные качества. Воспитатель обязан заботиться о дружеских взаимоотношениях детей, развитии их товарищеского коллектива. Этому подчинена жизнь группы и каждого отдельного воспитанника в ней. Ежедневно во время различных режимных моментов тем успешнее решается задача межличностного общения, чем более осознанно и четко воспитатель обучает детей правилам соблюдения этикета дружбе и товариществе.
Уже в дошкольном возрасте дети знают, что мальчики будут мужчинами, папами, а девочки – женщинами, мамами. У детей формируются представления о понятиях «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». Настоящий мужчина никогда не обидит женщину, всегда готов оказать ей помощь и защитить ее от опасностей и неприятностей, взять на себя самые трудные дела. В детском коллективе мы учим мальчиков «рыцарскому» поведению по отношению к девочкам: не обижать, быть великодушными и добрыми. Настоящая женщина всегда красива и обаятельна, добра и приветлива, она готова поддержать мужчину в трудную минуту. Мы учим девочек поведению «принцесс»: не кричать и не плакать по любому поводу, быть вежливыми и отзывчивыми, с готовностью и добротой приходить на помощь.
Поведение в природе
Особенностью дошкольного возраста является эмоционально окрашенное восприятие материала, эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоты и неповторимости. Педагог показывает детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и потому должны беречь ее и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку.
Посредством бесед, игр, игровых упражнений воспитатель формирует основы экологически грамотного поведения в природе, умение прогнозировать свои поступки по отношению к природе и людям.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагоги-ческой работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и развивающей предметно-пространственной
среды.
Организация воспитания и обучения правилам поведеня дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы развивающей работы. Для большинства детей с ОВЗ характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня.
Приемы и методы организации образовательной деятельности
а) Методы по источнику познания:
– словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, предварительная, итоговая, обобщающая беседы);
– практический (упражнение, подражательно-исполнительское выполнение, занимательные упражнения: загадки);
– наглядный (демонстрация, иллюстрирование, показ образца задания, способа действия).
б) По степени продуктивности, по характеру познавательной деятельности:
– объяснительно-иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации);
– репродуктивный (работа по образцам);
– проблемный (беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение);
– частично-поисковый (выполнение вариантных заданий);
в) На основе структуры личности:
– методы формирования сознания, понятий, взглядов, идеалов, убеждений (рассказ, беседа, показ иллюстраций, индивидуальная работа и т.д.);
– методы формирования опыта общественного поведения (упражнения, игра, поручение и т.д.);
– методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации).
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗНЫХ ВИДОВ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
Программа направлена на формирование общей культуры личности воспитанников 3-4 лет, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Так для детей дошкольного возраста (3-4 лет) – это ряд видов деятельности, таких как:
В дошкольном возрасте выделены следующие виды деятельности:
· игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие ее виды);
· коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
· восприятие художественной литературы и фольклора (беседа по художественному произведению, драматизация, заучивание и др.);
· познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
· самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
· конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
· изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
· музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
· двигательная (овладение основными движениями).
С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Система работы с родителями (законными представителями) воспитанников второй младшей группы № 1 «Радуга» включает:
1. ознакомление семей воспитанников с результатами работы на родительских собраниях, на сайте Детского сада, через открытую образовательную деятельность;
2. ознакомление родителей (законных представителей) с содержанием работы группы, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;
3. участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях;
4. ознакомление с конкретными приемами и методами воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на консультациях.
На 2018-2019 учебный год
№ п/п | Мероприятия | Дата |
1 |
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ | |
1.1 | Общее родительское собрание Тема: «О приоритетных направлениях деятельности учреждения в 2018-2019 учебном году» | сентябрь |
1.2 | «Итоги 2018-2019 учебного года. Перспективы на следующий учебный год. Организация летнего периода» | май |
1.3 |
ПАПКИ-ПЕРЕДВИЖКИ, РЕКОМЕНДАЦИИ, ПАМЯТКИ | |
3.1 | Тема: «Возрастные особенности детей» | сентябрь |
3.2 | Тема: «Адаптация ребенка в детском саду» | сентябрь |
3.3 | Тема: «Закаливание малышей» | октябрь |
3.4 | Тема: «Колючие опасности!» | ноябрь |
3.5 | Тема: «Досуг ребенка в новогодние праздники» | декабрь |
3.6 | Тема: «Убираем игрушки с желанием» | январь |
3.7 | Тема: «Физическая культура для малышей» | февраль |
3.8 | Тема: «Наблюдаем весной» | март |
3.9 | Тема: «Безопасность ребенка в быту» | апрель |
3.10 | Тема: «Как уберечь ребенка от травм?» | май |
4 |
Семейные конкурсы, выставки | |
6.1 | Выставка поделок из овощей «Волшебный сундучок Осени» | сентябрь |
6.2 | Конкурс кормушек из бросового материала «Птичья столовая» | ноябрь |
6.3 | Выставка елочных игрушек «Новогодняя сказка» | декабрь |
6.4 | Конкурс поделок из бросового материала «Папа может, папа может все что угодно…» | февраль |
6.5 | Конкурс поделок из бумаги «Покорение космоса» | апрель |
6.6 | Выставка рисунков «Рисуем всей семьей «Как хорошо на свете без войны» | май |
7 |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Методические пособия 1. С.В. Исханова. «Уроки хорошего поведени с Машей и Мишей», Феникс, Р-н-Д, 2015 2. Метенова Н.М. «Уроки вежливости» Я.2000 3. Мирошниченко С. «Хорошие манеры» Мой Мир М.2007 4. Шорыгина Т.А. «Беседы о хорошем и плохом поведении» Сфера М.2010 5. Шорыгина Т.А. «Общительные сказеи» Сфера М. 2017
Методические рекомендации Главным содержанием занятий по основам современного этикета являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них можно включать беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещение театра, музей, кафе, библиотека и т.п. – все это создает условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения. Практические упражнения, применяемые в процессе занятий, помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент и т.п. Игры в процессе занятий дают возможность интересно и показательно обучить детей; они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе. Чтобы каждый ребенок мог активно участвовать в играх и упражнениях, необходимо проводить занятия с небольшой группой (10-12 человек). Для активизации деятельности детей можно использовать положительные оценки их участия, награждения призами победителей и проигравших. Утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях. Следует активно вводить детское творчество, используя рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы. Для дошкольника немаловажно значение имеет позитивный конец этикетной сказки, когда поссорившиеся герои помирились, неумехи научились что-то делать, незнайка многое узнал и понял, нарушители исправились. Для усиления эмоциональной направленности занятий используются литературные, музыкальные и живописные произведения. В конце занятия следует подвести итог. Дети сами могут сделать необходимые выводы, рассказывая о том, что узнали и как относятся к тому или иному поведенческому правилу. Воспитатель еще раз четко указывает на самое главное, что следует усвоить их занятия. Для закрепления правила можно рекомендовать простейшие домашние задания: придумать сказку, накрыть праздничный стол, сделать и подарить близким подарки. Игра – одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей. Она является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр. Например, в подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее обежит вокруг детского сада, кто дальше бросит мячик. Однако, встречаются ситуации, когда один бежит и падает, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но останавливается и спешит на помощь упавшему. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения этого малыша. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало. В играх со строительным материалом, когда дети заняты созиданием архитектурных сооружений (домов, мостов и т.п.), также присутствует правила поведения. Воспитатель похвалил строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Рады ли все дети, услышав похвалу своему товарищу? Дети наблюдают за воспитателем каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у него определенному поведению. Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовят постановку сказки «Репа». В ходе ее разбора обращают внимание на правила семейного этикета. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело – помочь деду-кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах. Затрагивают правила поведения зрителей в театре. Вспоминаются привила гостевого этикета: в гости пришли родители, их надо принять и развлечь. Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что современный этикет базируется на народных обычаях и традициях. Например, игра «Бояре, а мы к вам пришли». Красивый русский текст дает детям сведения, что в прошлом были бояре; во все времена люди ходили в гости и принимали гостей с радостью. Дети играют вместе и дружно, стремятся к победе своей команды, но не обижают и представителей другой. Можно выбирать друга; тогда воспитатель обращает внимание на дружеские отношения между ребятами. В свободное время проводят сюжетно-ролевые игры. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т.п. Атрибуты к игре можно сделать самим, и тогда все раз убедятся, что можно сделать поделки и отлично ими играть. Если же поделки принесет воспитательница, то дети поймут: во-первых, она хочет порадовать своих воспитанников, во-вторых, она прекрасная рукодельница и все умеет делать. Дидактические игры, главная цель которых – развитие ребенка. Они очень хороши при от- работке правил и норм этикета. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточках подарок маме, другу, бабушке. Эти игры можно сделать самим, обязательно вкладывая в комплект игры записи о ее содержании, целях и задачах. Это свидетельствуют об осознанном создании и применении игры, а также облегчает другим возможность ее использования. Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида игра «Настольный телефон», в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора, укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения. Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут в разнообразии игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Роль воспитателя в самой игре может быть различна. В одном случае он подскажет ее сюжет, в другом – будет играть в ней ведущую роль, в третьем – принесет необходимый для нее материал, в четвертом – станет наблюдать за детьми и делать педагогические заметки. Воспитатель и дети – соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самодеятельности и инициативе, надо только направлять их для обучения правильному поведению. РЕЖИМ ДНЯ Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду. При этом ребенка не следует принуждать, надо предоставить ему свободный выбор - слушать либо заниматься своим делом. Часто дети, играя рядом с воспитателем, незаметно для себя увлекаются процессом слушания. Гибкий режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Безгина О.Ю. «Речевой этикет»:Мозака-Синтез М.2004 2. Белая В.Г. «Ребенок за столом»: Сфера М.2006 3. Беспалова О.Н. «Методика обучения детей дошкольного возраста правилам хорошего тона»: Скит В.1994 4. Курочкина И.Н. «Дошкольнику о хороших манерах и этикете» М. «Просвещение» 2007 5. Петрова В.И. «Нравственное воспитание в детском саду» Издательство Мозаика-Синтез М.2006
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Все ныне существующие комплексные программы воспитания и обучения дошкольников ставят перед собой задачи воспитания дружеских взаимоотношений, положительных привычек, отзывчивости, правдивости, формирования культуры поведения. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Но только знания правил этикета недостаточно для того, чтобы стать культурным человеком. Опыт работы с дошкольниками показывает: дети правила поведения обычно усваивают быстро, родители эти правила знают, но выполнять их может далеко не каждый. Вопросам этикетного поведения необходимо посвятить специально организованные занятия, чтобы усвоенные нормы поведения в обществе и соблюдение их стало привычкой. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду. С ранних лет родители внушают ему определенные нравственно-поведенческие правила. В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для комфортного сосуществования детского коллектива. Воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на взаимоотношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Ребенок дошкольного возраста многое знает из рассказов родителей и бесед с ними, а также из собственных наблюдений за окружающим миром. Наша задача – расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, принятую в обществе и доступную детскому пониманию. Отличительными особенностями программы дополнительного образования «Этикет для малышей» являются: 1. Систематизация специальных заданий и упражнений; 2. Применение разнообразных видов работы с детьми (воспроизводящей, поисковой, контролирующей); 3. Использование в работе здоровьесберегающих технологий. 4. Доступность методического материала. Программа дополнительного образования «Этикет для малышей» (далее – Программа) разработана в соответствии с: – Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155; – Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; – Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Цель Программы – формирование коммуникативных способностей дошкольников, освоение детьми норм нравственности. Задачи: 1. Познавательные – познакомить детей с историей возникновения этикета; – формировать умение свои мысли в общении с окружающими; – прививать устойчивые нормы поведения; – научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол; познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте; – учить сохранять правильную осанку во время еды. 2. Развивающие – развивать умение вести монологические и диалогические формы речи в общении со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками; – развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими. 3. Воспитательные – воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим; – помогать детям, оценивать правильность или неправильность поведения; – формировать навыки культурного общения; – формировать коммуникативные навыки. |
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!