Вопрос №1Социальная перцепция — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Вопрос №1Социальная перцепция

2022-10-10 20
Вопрос №1Социальная перцепция 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

1. Социальная перцепция.

2. Содержание и эффекты межличностного восприятия.

3. Механизмы взаимопонимания в общении.

4. Трудности и дефекты межличностного общения.

 

Литература

1. Теория и практика общения: учеб, пособие для студ. сред, учеб, заведений / А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 288 с.

Основные понятия: социальная перцепция, межличностная перцепция, каузальная атрибуция.

 

1. Изучите темузанятиясоставьте кластер с подробным описанием (пример оформления на картинке к записи занятия) по теме и кроссворд из 10 вопросов по предложенному материалу.

2. Оценивание по двум критериям:

- оформление кластера и кроссворда;

- качество поставленных вопросов в кроссворде.

 

Теоретический материал

 

План

1. Социальная перцепция.

2. Содержание и эффекты межличностного восприятия.

3. Механизмы взаимопонимания в общении.

4. Трудности и дефекты межличностного общения.

 

Литература

1. Теория и практика общения: учеб, пособие для студ. сред, учеб, заведений / А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 288 с.

Основные понятия: социальная перцепция, межличностная перцепция, каузальная атрибуция.

 

1. Изучите темузанятиясоставьте кластер с подробным описанием (пример оформления на картинке к записи занятия) по теме и кроссворд из 10 вопросов по предложенному материалу.

2. Оценивание по двум критериям:

- оформление кластера и кроссворда;

- качество поставленных вопросов в кроссворде.

 

Теоретический материал

 

Вопрос №1Социальная перцепция

Каждый человек познает не только окружающую действитель­ность, других людей, но и самого себя. От того, как люди воспри­нимают и оценивают друг друга, какие при этом возникают у них образы и впечатления, зависят складывающиеся отношения, пони­мание друг друга и эффективность взаимодействия. Вот почему од­ной из важных функций общения является перцептивная функция.

Перцепция (от лат. психологическое восприятие) — процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участ­ников общения. Под восприятием в социальной психологии пони­мается целостный образ другого человека, формируемый на ос­нове его оценки. Термин «социальное восприятие», или «соци­альная перцепция», впервые был введен американским психоло­гом Дж. Брунером, который показал, что восприятие других лю­дей зависит не только от личностных, но и от социокультурных факторов. При оценке самого себя и других людей обычно учиты­вается социальный статус, роль и влияние в обществе, причем замечено, что чем выше социальный статус, тем благоприятнее образ человека.

Перцептивная функция общения направлена на решение следу­ющих задач:

- формирование содержания межличностного восприятия;

- содействие установлению взаимопонимания;

- обеспечение влияния участников общения друг на друга. В коммуникации перцептивная функция выступает в роли регулятора общения, а выбор человеком той или иной линии пове­дения в каждой конкретной ситуации предполагает восприятие оценку основных ее элементов, а именно: партнеров по взаимодействию; самого себя', ситуативного контекста общения в целом. Откуда мы знаем, как нас воспринимают и оценивают люди? Об этом говорит их реакция на наше поведение, а также анализ этих реакций, сопоставление с тем, что их вызвало. В итоге анализа оценок и реакций других мы можем косвенно судить о своих личностных качествах, об уровне оценки другими нашего поведения.

Межличностная перцепция есть процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга. Навыки адекватной оценки собеседника проявляются, как правило, в умении понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению.

Например, для определения параметра превосходства, оценки статуса собеседника в распоряжении каждого из нас имеется как  минимум два основных источника информации:

внешний вид, т. е. физические характеристики человека (красо­та, рост, цвет глаз), одежда и ее адекватность ситуации общения, эстетика и вкус, а также такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, аксессуары, а в определенных случаях — ма­шина, обстановка кабинета и т.п.;

поведение, манеры и стиль — предпринимаемые действия, со­вершаемые поступки; экспрессивные реакции, а также то, как человек входит, садится, разговаривает, куда направлен его взгляд и как он смотрит, каков язык его тела, тембр и громкость голоса. Вместе с тем необходимо помнить о том, что эти источники реально значимы лишь потому, что информация заложена в них в соответствии с исторически сложившимися стереотипами воспри­ятия других («По одежке встречают, по уму провожают»).

Восприятие другого человека может быть адекватным (т.е. со­ответствующим действительности) и (или) искаженным из-за приписывания личности некоторых свойств. Зачастую отражение другого бывает неадекватным в силу индивидуальных особенно­стей партнера и отсутствия навыков общения, а также неумения «читать» характер или намерения других по элементам физиогно­мики или невербальным сигналам. Так, по данным психологов (например, Е.Е.Смирновой), правильно оценить род занятий по первому впечатлению умеют лишь 50 % человек. Как правило, также поверхностно запоминается внешний облик людей. Каждый пятый неверно запоминает рост (высокий, средний, низкий), каждый четвертый — цвет глаз и волос, почти половина людей не могут правильно воспроизвести тип и выражение лица, форму носа. Лишь один из десяти способен довольно точно обрисовать прическу, одежду, осанку, своеобразие голоса и жестикуляции.

Оценка другого основывается также на определенной инфор­мации об элементах ситуации общения, которую ее участники получают либо заранее, либо непосредственно в процессе взаи­модействия. Анализ литературы по проблемам восприятия людь­ми друг друга показывает, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В пер­вом случае восприятие осуществляется на основе психологиче­ских механизмов межгруппового общения, во втором — механиз­мов межличностного общения.

К психологическим механизмам восприятия в процессе обще­ния относятся:

- в межгрупповом, деловом общении — социальнаястереотипизация на основе превосходства, привлекательности, отноше­ния;

- в межличностном общении — идентификация, эмпатия, реф­лексия, аттракция, каузальнаяатрибуция.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.