История создания романа И.С. Тургенева «Рудин» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания романа И.С. Тургенева «Рудин»

2022-10-10 27
История создания романа И.С. Тургенева «Рудин» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пейзаж в романе.

Основным художественным средством эмоционального состояния героев служит пейзаж. Вечер первого свидания был прекрасен. Но все описание его построено на переходах от тонов светлых и ясных к тонам темным и мрачным: «В далекой и бледной глубине неба только что проступали звездочки; на западе еще алело — там и небосклон казался ясней и чище, полукруг луны блестел золотом сквозь черную сетку плакучей березы. Другие деревья либо стояли угрюмыми великанами, с тысячью просветов, наподобие глаз, либо сливались в сплошные мрачные громады». Первые, ясные тона преобладают и дают колорит всей картине, но упоминание о «черной сетке плакучей березы», о деревьях — «угрюмых великанах», которые сливаются «в сплошные мрачные громады», нарушает стройную гармонию кроткого и тихого вечера и звучит, как едва намеченный музыкальный перевод к сцене у Авдюхина пруда. «Серые остовы громадных деревьев», которые окружали «унылыми призраками» Авдюхин пруд, невольно напоминают «угрюмых великанов» возле сиреневой беседки. Правда, деревья в саду полны жизни и только в темноте кажутся мрачными громадами. У Авдюхина же пруда они совсем мертвы, как оказалось мертвым и то яркое чувство, которое ненадолго вспыхнуло в Рудине. Каждое из описаний природы, встречающееся в романе, имеет определенный художественный смысл. В русской литературе Тургенев является одним из лучших живописцев природы. Живопись природы у Тургенева обладает следующими свойствами: во-первых, природа в его изображениях представляется не в виде неподвижной, застывшей картины. Тургенев всегда изображает ее в движении, он «слышит, как она дышит, живет и творит» (Цабель); во- вторых, описания природы у Тургенева отличается «необыкновенно чутким пониманием влияний, которые она обнаруживает на душу человека». (Введенский). Первое свойство можно видеть во всех описаниях природы в «Рудине». В описании летнего утра, которым начинается роман, рожь представлена «зыбкою», она «переливается то серебристо-зеленой, то красноватою рябью», по ней бегут «с мягким шелестом длинные волны». В описании ночи в III главе деревья «дышат», ночь «нежится». В изображении утра в VII главе трава «переливает» изумрудом и золотом, листья «прилипают» друг к другу и т. д. Эта оживляющая природу точка зрения в описании Авдюхина пруда переходит в олицетворение: «Редкие серые остовы громадных деревьев высились какими-то унылыми призраками над низкой порослью кустов. Жутко было смотреть на них, казалось, злые старики сошлись и замышляли что-то недоброе». Второе свойство тургеневской живописи природы выясняется из художественного смысла отдельных ее описаний в «Рудине». Роман начинается изображением тихого летнего утра, это – манера многих писателей, в том числе Тургенева, пользоваться пейзажем как вступлением в произведение. Так, описанием природы начинаются у Тургенева «Бежин луг», «Певцы», «Дворянское гнездо», «Дым» и др. Но описание утра в начале «Рудина» имеет еще другое художественное значение. Изображая блеск росы, «душистую свежесть», веселое пение птиц, разнообразные краски ржи, автор создает эффект контраста с «тесною, душною и дымною» избою и умирающею в ней старушкою. Этот контраст усиливает впечатление неприглядности крестьянского мира, которому далее противопоставляется мир барской усадьбы с ее чуждыми народу интересами. Второе, очень короткое, описание ночи (III глава) в сцене, изображающей ораторское выступление Рудина в салоне. Он — артист и умеет выбирать для себя подходящие декорации. Он становится у раскрытого окна, в которое смотрится летняя ночь, с «душистою мглою», с «дремотною свежестью» деревьев, с «тихо теплящимися» звездами. На таком фоне «музыка красноречия» Рудина достигает наивысшего эффекта. Таким образом, данное описание ночи художественно связано с целями характеристики героя. Описанием утра начинается VII глава. Художественный смысл его — в заключительных словах: от сада «веяло свежестью и тишиной, той кроткой и счастливой тишиной, на которую сердце человека отзывается сладким томлением сочувствия и неопределенных желаний». В следующей за описанием сцене, в разговоре с Натальей, Рудин изображает себя вечным странником, человеком, для которого не может быть уже личных наслаждений, но остается блаженство деятельности, и Наталья проникается сочувствием к нему: «Разве женщина не в состоянии оценить такого человека?» Наконец Рудин признается в своей любви к Наталье, и она не скрывает своего чувства к нему. Так проявляется «томление тайного сочувствия и неопределенных желаний». Следовательно, здесь природа является элементом действия романа, усиливающим настроение героев. Такое же значение придается автором природе в изображении сцены вечернего свидания Рудина с Натальей: «Кроток и тих был вечер, но сдержанный, страстный вздох чудился в этой тишине. Полным соответствием этому «сдержанному, страстному вздоху» природы является признание Натальи на вопрос Рудина, любит ли она его: «Мне кажется … да … — прошептала она». IX глава, в которой изображается поражающий героиню удар быстрого разочарования в Рудине, начинается описанием Авдюхина пруда. Описание этого «голого, глухого и мрачного» места, с двумя огромными соснами, в тощей зелени которых «ветер вечно шумел и угрюмо гудел», с остовами вымершего леса, кажущимися «унылыми призраками», «злыми стариками», описание «невеселого» утра, с нависшими над землею «сплошными тучами», со свистом и визгом ветра — является своего рода увертюрой к изображению печального для героини последнего свидания с Рудиным, разбившего ее первую любовь. В конце романа находится небольшое описание долгой осенней ночи. Осенним пейзажем Тургенев пользуется как параллелью грустным настроениям человека. Таково описание осени в «Свидании» и в «Нови»: в ненастный осенний день, под заунывные звуки завывающего ветра Нежданов кончает самоубийством. Беседа Лежнева и Рудина растрогала их обоих. Состарившийся бесприютный Рудин уезжает. «Бедняк!» — говорит вслед ему Лежнев. В это время «на дворе поднялся ветер и завыл зловещим завыванием, тяжело и злобно ударяясь в звенящие стекла. Наступила долгая осенняя ночь». Это описание должно усилить сочувственный тон по отношению к Рудину, которым проникнут эпилог, И является художественным подходом к заключительному аккорду автора: «Да поможет господь всем бесприютным скитальцам».

История создания романа И.С. Тургенева «Рудин»

В январской и февральской книжках «Современника» за 1856 год был напечатан первый роман И.С.Тургенева «Рудин». Это было очень значительное событие в общественно-литературной жизни середины 50-х годов XIX века. Дворянский период освободительного движения продолжался до 60-х годов XIX века. Социальный состав передовой интеллигенции в 30-40-е годы оставался преимущественно дворянским. Это обстоятельство, а также неудача первого революционного выступления и тридцатилетие николаевской реакции были причиной того, что передовой человек времени оказался не только в противоречии с окружающей действительностью, но и в противоречии с самим собой. В русской общественности складывался тип «лишнего человека». Люди такого типа не принимали существовавшего социального строя, горячо протестовали против угнетения личности, страстно пропагандировали идею свободы, искренне желали для себя большой деятельности во имя народа и, в то же время оставались мечтателями, плохо знали и понимали действительные нужды народа, туманно представляли подлинные пути преобразовательской деятельности, общую мечту о свободе не перерабатывали в последовательно практическую программу. Обеспеченное существование не закаляло их характера, они терялись в борьбе с трудностями, отстранялись от практической жизни. Главный герой первого романа Тургенева Дмитрий Рудин занимает очень значительное и своеобразное место в галереи типов «лишних людей».

Роман писался в переломную эпоху истории России. Крепостнические отношения стали уже таким тормозом экономической жизни и настолько усилили народное недовольство, что правительство оказалось больше не в состоянии сохранять незыблемым старый строй. Александр 11, вступивший на престол в конце 1855 года, объявляет о подготовке крестьянской реформы. В процессе острой идеологической борьбы формируется революционно-демократический лагерь, начинается второй этап освободительного движения. В условиях переходного времени с новой силой встает вопрос о передовом деятеле эпохи. Вступающее в борьбу молодое поколение разночинной интеллигенции должно было, прежде всего, выяснить, какое идейное наследие оно получает от лучших людей предшествующих десятилетий, на какие традиции оно может опереться. В этой связи вновь привлекает внимание тип «лишнего человека». Но время диктует несколько иной, чем в 30-40-е годы поворот этой темы. Необходимо подвести итоги, четко сказать о положительных началах передовой дворянской интеллигенции, противостоявшей николаевской реакции, и в то же время со всей трезвостью и суровостью оценить ее слабости, произнести беспощадный приговор над тем, что новым поколением должно быть критически преодолено и отброшено. Тургенев сумел ответить своим романом «Рудин» на эту общественную потребность. Тема «лишнего человека» привлекла Тургенева с первых лет творческой деятельности. С ней связан ряд произведений 40 – начала 50-х годов (поэмы, рассказы, повести, пьесы). В этот период Тургенева, в первую очередь, интересует психологический образ «лишнего человека». Писатель сосредоточивает внимание на его душевной неуравновешенности, рефлексии, нерешительности, как определяющей черте его характера. Показывает, как герой, широко образованный человек, страдает и от сознания практической ненужности тех сведений, которыми наполнена его голова, и от чувства отчужденности от общества, в котором он живет. Участь его печальна. Он не может устроить свое личное счастье, потому, что рефлексия, сомнения в себе, боязнь решительных поступков парализуют его действия, не дают возможности прямо и просто идти к цели. Написан «Рудин» был быстро. Первый вариант был закончен в 7 недель. В общей сложности на создание произведения ушло полгода. Столь скорое его завершение, при сознании всей серьезности задачи, возможно, было лишь при условии больших предварительных размышлений, при использовании опыта работы над более ранними повестями. Роман «Рудин», написанный в 1855 году, состоит из 12 глав и эпилога. Содержание его взято из помещичьей жизни сороковых годов XIX столетия. Эта жизнь уже во многом отличается от помещичьей жизни, описанной Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Видно, что молодое поколение далеко шагнуло вперед и вполне осознало ненормальность прежней затхлой, замкнутой жизни.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.