Отношение императора Юстиниана к храму — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Отношение императора Юстиниана к храму

2022-10-10 30
Отношение императора Юстиниана к храму 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Юстиниан стал, наверное, самым знаменитым византийским императором, но, несомненно, и самым противоречивым. Он был эмоциональным человеком, необычайно трудолюбивым, в каждую мельчайшую деталь правления. Он почти никогда не покидал своего дворца и никогда не выезжал из Константинополя. При всей роскоши своего двора Юстиниан вел весьма аскетическую жизнь. Страстью его жизни было богословие. Он был хитрейшим политиком и неутомимейшим администратором, невероятно хорошо умел подбирать людей: не случайно, что на него работали величайшие полководцы, умные юристы, талантливейшие архитекторы, ученейший историк и весьма заслуженно самый ненавидимый сборщик податей во всей Империи.

Политика Юстиниана в отношении церкви характеризуется двумя основными чертами. С одной стороны, он всемерно покровительствовал ортодоксальному духовенству, осыпал его различными привилегиями, щедрыми земельными пожалованиями и богатыми подарками, заботился о строительстве по всей стране множества храмов, монастырей и благотворительных учреждений [7, с. 268].

С другой стороны, в церковной политике Юстиниана чрезвычайно ярко обнаруживаются самодержавные тенденции, рассматриваемые иногда даже как проявление цезарепапизма. Юстиниан был не только ревностным защитником и милостивым покровителем христианской церкви, но и деспотическим владыкой, силой навязывающим ей свою волю. Он всегда и везде самым решительным образом отстаивал примат светской власти перед церковной, подчеркивая, что император – глава не только государства, но и церкви, рассматривая патриархов и пап как своих слуг, порою жестоко третируя их [7, с. 269].

Юстиниан требовал признания своей верховной власти над церковью во всех сферах, в том числе и в области вероучения: он считал, что «император для церкви является верховным учителем веры» [3, с. 88].

Даже в вопросах догматики и литургики Юстиниан сохранял за собой права верховного арбитра. Он направлял по своему произволу деятельность церковных соборов, писал теологические трактаты и сочинял религиозные гимны. Понимая опасность для государства церковных раздоров, он властной рукой устанавливал религиозные догматы, вмешивался в богословские споры, диктуя свою волю там, где нужно было примирить враждующие партии; впрочем, весьма часто его вмешательство лишь усиливало богословские распри.

Первейшей заботой правительства Юстиниана было преумножение богатств церкви и расширение ее влияния на народные массы. В этом отношении Юстиниан сделал так много, как ни один другой византийский император раннего средневековья.

Возведение собора стало делом жизни императора Юстиниана: для этого были использованы силы и средства великого государства, почти восстановившего в это время границы былой Римской империи. По всей земле собирались мастера, заготавливались строительные материалы. Собор построили всего за пять лет. С точки зрения нашего времени, сумма, вложенная в его создание, равнялась бы финансированию крупной военной или промышленной программы, и общество почти наверняка сочло бы эти расходы неразумными. Однако исторически даже с этой позиции строительство собора окупилось с лихвой, ибо его красота принесла Византии больше доходов и союзников, нежели военные кампании.

Юстиниан вошел в историю как царь-строитель. Он покрыл сетью обновленных и вновь построенных городов и укрепленных пунктов как европейскую, так азиатскую и африканскую части империи. Список городов и крепостей, так или иначе затронутых строительством Юстиниана Великого, огромен. Современников и потомков поражали не только размах военных сооружений, но и великолепные монастыри, храмы и дворцы, а также многочисленные благотворительные институты, оставшиеся от времен Юстиниана везде. Многочисленные землетрясения, случавшиеся в империи во времена Юстиниана, вновь и вновь побуждали царя на новые строительные и филантропические начинания. Вершиной этой деятельности является Константинопольский Софийский собор, который до сих пор является одним из величайших сооружений в мире. Ни один иной властитель Восточной Римской империи строительной деятельности таких объемов не вел.

Наиболее значимо наследие Юстиниана для Церкви. При нем в империи окончательно восторжествовало Христианство. Главные церковные праздники были законодательно утверждены повсеместно. Споры о природах Христа, в которых император часто выступал ведущим богословом, привели к более точному выражению православного учения, и монофизитство оказалось оттеснено на окраины империи. С Юстинианом связано множество церковно-административных установлений с тех пор прочно вошедших в церковную жизнь: обязательное безбрачие архиереев, оформление церковного права святителем Иоанном Схоластиком, окончательная формула устройства Вселенской Церкви как «пентархии», церковное летоисчисление по индиктам, торжество киновиальной формы монашества.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.