ЗВОНКИЕ: б, в, г, д, ж, з, й, л, м. н, р — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

ЗВОНКИЕ: б, в, г, д, ж, з, й, л, м. н, р

2022-10-10 47
ЗВОНКИЕ: б, в, г, д, ж, з, й, л, м. н, р 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДИСЛАЛИЯ

- связана с звуковой стороной речи.

Звукобуквенный (фонетический) анализ- определение количества букв, звуков, ударения в слове, выделение гласных и согласных звуков, их классификация, то есть подробный анализ слова, с точки зрения его правильного произношения 5 годам встаёт у ребёнка

Фонематический анализ -мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. К 5 годам встаёт у ребёнка.

Отличительные особенности произношения гласных и согласных звуков:

Признаки/звуки                                       ГЛАСНЫЕ                                                СОГЛАСНЫЕ_________

Сила воздушной струи                    Слабая                                                       Сильная_______________

Преграда                                            Отсутствие преграды                      Чёткая преграда в ротовой полости

Напряжение речевого аппарата     Разлитая напряжённостьОтсутствие напряжения мышцречевого

                                                                 всего речевого аппарата.аппарата, за исключением места преграды.

Овладение звукопроизношением в онтогенезе:

· Звуки раннего онтогенеза – а, о, у, и, э, м, п, б, т, д, н, к, г, х, в, ф.

· Звуки среднего онтогенеза – ы, дифференциация по твёрдости-мягкости.

· Звуки позднего онтогенеза – р, ш, ж, ч, щ, л, з, ц, с, й.

В 3 года – ребёнок правильно произносит звуки раннего онтогенеза, кроме заднеязычных. Допускается смягчение, шипящие заменяются свистящими, трудно произносится стечение согласных.

В 4 года – исчезает смягчение, появляются шипящие, могут произносится недостаточно чётко.

В 5 лет – правильно произносят все звуки. Могут быт ошибки при дифференциации, недостаточно сформированными остаются соноры.

 

ЗВОНКИЕ: б, в, г, д, ж, з, й, л, м. н, р

ГЛУХИЕ: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ

ТВЁРДЫЕ: ж, ц, ш

МЯГКИЕ: й, ч, щ

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с

Классификация звуков по признакам:

1. Артикуляционным признакам

2. Акустическим признакам

                                                           Артикуляционным признакам   

1.1. Артикуляционная классификация ГЛАСНЫХ звуков:

1) Участие или не участие губ в процессе артикуляции;

Классификация гласных звуков с учётом лабиализации -

- лабиализованные звуки -(о, у),

- нелабиализованные звуки (огублённость) -(а, э, ы, и).

2) Степеньподъёма языка в ротовой полости;

Классификация с учётом степени подъёма языка в ротовой полости –

- звуки верхнего подъёма – (и, ы, у),

- звуки среднего подъёма – (э, о),

- звуки нижнего подъёма – (а).

3) Место подъёма языка – участие артикуляции разных частей языка (в зависимости какая часть языка работает);

Классификация гласных звуков с учётом места подъёма языка в ротовой полости –

- гласные переднего ряда – (и, э),

- гласные среднего ряда – (ы, а),

- гласные заднего ряда – (у, о).

1.2. Артикуляционная классификация СОГЛАСНЫХ звуков:

1) Участие или не участие мягкого нёба в процессе артикуляции;

Классификация звуков по участию в артикуляции мягкого нёба –

- носовые звуки – (м, м’, н, н’, и),

- ротовые звуки – все остальные.

2) Работа голосовых связок;

Классификация звуков по работе голосовых складок –

- сонорные звуки – (м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й),

- звонкие звуки – (в, в’, з, з’, ж, б, б’, д, д’, г, г’),

- глухие звуки – (ф, ф’, с, с’, ш, п, п’, т, т’, к, к’, х, х’, ч, щ, ц).

3) Способ образования;

Классификация звуков по способу образования – Существует 5 типов преград:

1. Смычно-взрывные звуки, смычка взрывается воздушной струёй – (п, п’, б, б’, т, т’, д, д’, к, к’, г, г’),

2. Смычно-проходные звуки, смычка с одновременным проходом потока воздуха – (м, м’, н, н’, л, л’),

3. Щелевые (фрикативные) звуки, щельв кот. проходит струявоздуха – (ф, ф’, в, в’, с, с’, з, з’, ш, ж, щ, й, х, х’),

4. Смычно-щелевые (аффрикаты)звуки, смычка, переходящая в щель – (ц, ч),

5. Дрожащие (вибранты) звуки, преграда образуется дрожащим кончиком языка – (р, р’).

4) Место образования;

Классификация звуков по месту образования –

Губные звуки, которые подразделяются на:

- губно-губные - (п, п’, б, б’, м, м’),

- губно-зубные –(ф, ф’, в, в’);

Язычные звуки, которые подразделяются на:

- переднеязычные – кончик языка вверху (т, д, н, л, л’, р, р’, ш, ж, щ, ч) - кончик языка внизу (т’, д’, н’, с, с’, з, з’, ц),

- среднеязычные – (й),

-заднеязычные –(к, к’, г, г’, х, х’).

5) Степень напряжённости средней части спинки языка (дополнительная артикуляция, палатализация).

- Мягкие звуки если есть напряжение,

- Твёрдые звуки если язык не напряжен.

Акустическимпризнакам

2.1. Классификация звуков по акустическим признакам:

1) Тональные гласные звуки – (а, о, у, ы, э, и),

2) Сонорные согласные звуки – (н, н’, м, м’, л, л’, р, р’, й),

3) Шумные согласные звуки– длительные – (в, в’, з, з’, ж, ф, ф’, с, с’, ш, х, х’),

                                        - мгновенные – (б, б’, д, д’, г, г’, п, п’, т, т’, к, к’).

ВЫВОДЫ:

· С опорой на артикуляционные признаки проводится работа по постановке звуков;

· С опорой на акустические признаки проводится работа по противопоставлению звуков на слух, то есть дифференциация.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любого из звуков родного языка. Она связана с звуковой стороной речи.

Преобразование термина ДИСЛАЛИЯ:

1 этап: 1827 год, Франк – термин дислалия и косноязычие синонимичны.

2 этап: в 30 гг. – более узкое понятие.

В 30-50 гг. – выявляют 3 формы дислалии: - Механическая (расщелина нёба);

- Органическая;

                                                                           - Функциональная.

         3 этап: в 60 гг. – Правдина, Смирнова – дислалия от дифференцирована от нарушений звукопроизношения при дефектах слуховой функции, ринолалии, дизартрии.

ЭТИОЛОГИЯ ДИСЛАЛИИ:

Биологические причины

· аномалии зубочелюстной системы;

· общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи;

· недоразвитие фонематического слуха;

· недостаточная подвижность органов речевого аппарата;

· снижение слуха;

· недостаточное умственное развитие ребёнка.

Социальные причины

· неблагоприятное социальное окружение,препятствующее развитию общения ребенка;

· глухие родители или родители с явнымидефектами речи, подражание неправильнымобразцам речи;

· длительная госпитализация;

· ограничение социальных контактов;

· недостатки воспитания;

· отсутствие эмоционально положительногоокружения (эмоциональная депривация);

· сверхшумное окружение;

· психотравмирующая ситуация в семье;

· неправильное воспитание в семье;

· двуязычие в семье;

· социальная запущенность.

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ (симптомы):

1. Пропуск звука (элизия) - полное выпадение звука в начале, в середине либо в конце слова.

Причины – не сформирован артикуляционный уклад звука; дефекты в строении артикуляционного аппарата; слабость мышц артикуляционного аппарата; возрастные несовершенства. Например, КООВА – корова, ЫБА – рыба, ЫЖИ – лыжи. Фонетический дефект - нарушается усвоение артикуляции.

2. Искажение звука (аллофон) – ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка. Например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с]. Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии. Фонетический дефект - нарушается усвоение артикуляции.

Причины – сформирован неправильный артикуляционный уклад; нарушение в строении артикуляционного аппарата; подражание неправильному произношению окружающих.

3. Замена звука – стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по артикуляторным или акустическим признакам. Фонематический дефект - нарушается усвоение системы смыслоразличительныхпризнаков.

Причины – не сформирован артикуляционный уклад необходимого звука, но сформирован артикуляционный уклад другого звука. Например, ХОТ – тот, ТАНКИ – санки.

4. Смешение звуков - ребенок путает два правильно произносимых звука в речевом потоке, то есть употребляет их то уместно, то неуместно. Фонематический дефект - нарушается усвоение системы смыслоразличительныхпризнаков.

Причины - незаконченность усвоения системы фонем; нарушен фонематический слух, то есть недостаточно различает звуки на слух. Например, СЫСКИ – щищки.

ЗВУК МОЖЕТ ЗАМЕНЯТЬСЯ ДРУГИМ ЗВУКОМ, ИМЕЮЩИМСЯ В ФОНЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКА:

1) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д («тулак»-кулак, «дудок»-гудок);

2) замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающихся по способу образования, например фрикативного переднеязычного с переднеязычным взрывным т («танки» вместо санки);

3) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например с губно-зубным ф («фумка» вместо сумка);

4) замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы);

5) замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила).

ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ:

Используются термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса - изм:

ротацизм — дефект произношения р и р',

ламбдацизм — дефект произношения л и л ',

сигматизм —дефект произношения свистящих и шипящих звуков,

йотацизм — дефект произношения йот (й),

каппацизм — дефект произношения к и к',

гаммацизм —дефект произношения г и г',

хитизм — дефект произношения х и х'.

В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку пара:

параротацизм,

парасигматизм и т.д.

УРОВНИ НАРУШЕННОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ:

О. В. Правдина выделяет три уровня нарушенного произношения:

1. звук отсутствует, неумение правильно произносить звук или группу звуков;

2. есть изолированный звук, неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах;

3.недостаточное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука (недостаточно различает звуки).

 

Основные тенденции нарушений звукопроизношения при дислалии:

· Нарушается произношение согласных звуков;

· Нарушается произношение согласных звуков позднего онтогенеза;

· Нарушение звукопроизношения носит постоянный характер.

КЛАССИФИКАЦИИ ДИСЛАЛИЙ:

1. По количеству нарушенных звуков

2. По форме

КЛАССИФИКАЦИИ ДИСЛАЛИЙ ПО КОЛИЧЕСТВУ НАРУШЕННЫХ ЗВУКОВ:

· простая/мономорфная/ – нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки.

· сложная /полиморфная/ - нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (свистящие и соноры).

КЛАССИФИКАЦИИ ДИСЛАЛИЙ ПО ФОРМЕ: Механическая и Функциональная

1. Механическая (органическая) дислалия - нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферического речевого аппарата (органов артикуляции), его костного и мышечного строения. Может возникнуть в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата.

ПРИЧИНЫ МЕХАНИЧЕСКОЙ (ОРГАНИЧЕСКОЙ) ДИСЛАЛИИ:

· Дефекты произношения, обусловленные аномалиями зубочелюстной системы.

· Неправильное строение нёба - узкое, слишком высокое нёбо или, наоборот, низкое, плоское препятствует правильной артикуляции многих звуков.

· Патологические изменения языка: слишком большой (макроглоссия) или маленький (микроглоссия) язык.

· Укороченная уздечка языка (подъязычная связка) - анкилоглоссия.

· Губные аномалии.

Аномалии зубно-челюстной структуры – прикус:

Прикус – взаимоотношение зубных рядов при максимальном контакте и полном смыкании зубов верхней и нижней челюстей. Прикус считается правильным, если он обеспечивает полноценное функционирование зубочелюстной системы.

Ортогнатический прикус – идеально правильный прикус.

ВИДЫ ПРИКУСА:

Временный (молочный) – до 6 лет.

Сменный - до 12 лет (6 – 8 лет – ранний сменныйприкус; 9 – 12 лет – поздний сменный прикус).

Постоянный – с 12-13 лет.

НАРУШЕНИЯ ПРИКУСА:

· Дистальный – неправильное расположение челюстей в ротовой полости, при котором верхняя челюсть выступает над нижней.

· Мезиальный – при смыкании верхней и нижней челюсти, нижняя сильнее выдвинута вперед, чем верхняя, что перекрывает верхние резцы, стачивает на них эмаль и нагружает челюсть.

· Глубокий – вертикальная аномалия, при которой верхние резцы перекрывают нижние на 1/3 и более высоты коронки.

· Открытый –отсутствие контакта в области фронтальных или боковых зубов при смыкании челюстей.

· Перекрёстный – деформация зубного ряда верхней или нижней челюсти, при которой наблюдается неправильное смыкание зубов между собой.

Последствия неправильного прикуса:

• Переднее положение головы

• Нарушения осанки

• Нарушение эстетики лица

• Нарушение речи!

 

АНКИЛОГЛОССИЯ - врождённая аномалия, характерно частичное или полное укорочение уздечки.

 

ПРИЧИНЫ АНКИЛОГЛОССИИ:

· Генетические причины.

· Врожденные причины:

ü отсутствие или несвоевременность терапии у будущей матери вирусного заболевания в 1 и 2 триместрах;

ü Лечение антибиотиками.

ü Работа с химическими реактивами (красками, лаками, растворами).

ü Частые стрессовые состояния.

ü Возраст будущей мамы (старше 35 лет).

ü Неблагоприятная экология.

Виды уздечек:

 

o ТОНКАЯ, ПОЛУПРОЗРАЧНАЯ, НОРМАЛЬНО ПРИКРЕПЛЕННАЯ, НО ОГРАНИЧИВАЮЩАЯ ПОДВИЖНОСТЬ ЯЗЫКА В СВЯЗИ С ЕЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ПРОТЯЖЕННОСТЬЮ.

o ТОНКАЯ, ПОЛУПРОЗРАЧНАЯ, ПРИКРЕПЛЕННАЯ БЛИЗКО К КОНЧИКУ ЯЗЫКА И ИМЕЮЩАЯ НЕДОСТАТОЧНУЮ ПРОТЯЖЕННОСТЬ.

o МАЛОЗАМЕТНЫЙ ТЯЖ, ВОЛОКНА КОТОРОГО ПЕРЕПЛЕТАЮТСЯ С МЫШЦАМИ ЯЗЫКА И ОГРАНИЧИВАЮТ ЕГО ПОДВИЖНОСТЬ.

Внешние признаки аномалии уздечки языка:

· Подвижность языка ограничена, ребенок не может высунуть язык, не получается облизать губы;

· Проблема с вскармливанием: ребенок не может правильно захватить грудь ртом;

· Ребенок нечетко выговаривает звуки. При попытке произнести «р», «щ», «ш», «ж», «ч» язык поднимает к небу. Затруднено произношение звуков, в артикуляции которых задействованы губы, например, «о», «у»;

· Формирование неправильного прикуса, смещение зубных рядов;

· При высовывании кончик языка раздваивается.

В зависимости от наличия внешних признаков укорочения уздечки определяют степень ограничения функции языка – АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ.

Признаки ограничения функций языка:

- абсолютные –затруднение или невозможность высовывания и подъёма языка, облизывания губ, нарушения произношения язычных звуков - Ш, Ж, Р, Л и т. д.

- относительные - раздвоенность кончика языка, образование углубления на поверхности языка при вытягивании, разворот центральных нижних резцов.

Существует 3 степени ограничения подвижности языка:

· Легкая - длина более 15 мм, сочетается с наличием относительных признаков и сопровождающаяся нарушением звукопроизношения. Может корректироваться логопедом.

· Средняя - до 15 мм., абсолютные признаки и/или относительные признаки. Хирургическая коррекция и/или речевая терапия.

· Тяжелая - 5-10 мм и абсолютные признаки. Только хирургическая коррекция и обязательная речевая терапия.

Логопедические методы:

ü Логопедический массаж

ü Зондовый массаж

ü Артикуляционная гимнастика (пассивная, активная)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ

Комплекс артикуляционных упражнений:

1. Качели. Открыть рот в улыбке. Попеременно касаться кончиком языка верхнего и нижнего ряда зубов.

2. Футбол. Попеременно толкать языком, то левую щеку, то правую.

3. Маляр. Открыть рот в улыбке. Двигать языком вдоль неба от зубов к гортани. Челюсть должна быть

неподвижна.

4. Котенок. Положить на блюдце варенье или другое лакомство. Ребенку надо его слизать без помощи губ. Это задание укрепляет мышечные связки языка.

5. Барабан. Упереться в верхний ряд зубов языком, четко и быстро повторять букву «д» с открытым ртом. Чтобы ребенок не закрывал рот, необходимо помочь каким-либо предметом, например карандашом, держать его открытым.

6. Гармошка. С усилием упереться языком в небо и, не двигая им, поочередно, то открывать, то закрывать рот.

7. Лошадка. Производить щелчки языком, копируя звук цокота копыт. Нижняя челюсть обездвижена.

8. Грибок. Прижать язык к небу с усилием (язык – это шляпка грибка, а перепонка – ножка).

9. Открыть рот в улыбке. Коснуться языком носа, а затем опустить к верхней губе. При этом губами не двигать.

10. Коснуться языком подбородка. Чем ниже получится это сделать, тем скорее перепонка растянется.

При совершении такой гимнастики можно использовать дополнительные предметы (чайная ложка, трубочки, карандаши),чтобы помочь малышу быстрее достичь результата.

МЕДИЦИНСКИЕ МЕТОДЫ:

Подрезание короткой уздечки языка (френулотомия) —операция с местной анестезией. Почти сразу после

вмешательства можно есть, пить, разговаривать.

• Хирургическое лечение (френулопластика) - необходимо при тяжелом ограничении подвижностиязыка. В случае среднего ограничения целесообразностьоперации определяет лечащий врач.

 

МАКРОГЛОССИЯ

Макроглоссия — аномально большой язык. Увеличение тканей языка может захватывать равномерно весь орган или частично — кончик языка, спинку, боковые поверхности. Язык не помещается во рту, выступает наружу, на нём определяются отпечатки зубов. Речь затруднена. Впоследствии развивается деформация зубочелюстной системы.

Макроглоссия - может быть врожденным дефектом развития (в случае недостаточной функции щитовидной железы; она также может развиваться в результате опухоли, возникать вследствие нарушения проходимости лимфатических сосудов. Макроглоссия встречается у новорожденных, реже у детей более старшего возраста.

МИКРОГЛОССИЯ

• микроглоссия - когда размеры языка не соответствуют определенной стандартной норме, то есть, его размеры гораздо меньше, чем принято.

• Может быть врождённой, ввиду первичного недоразвития закладок челюстно-лицевых органов вследствие генетических особенностей организма

• Может быть приобретённой - заболевания, возникшие после рождения (приобретенная микроглоссия).

2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ - дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) приотсутствии органических нарушений в строенииартикуляционного аппарата.

Причины возникновениябиологические и социальные:

· общая физическая ослабленность ребенка вследствиесоматических заболеваний, особенно в период активногоформирования речи;

· задержка психического развития, избирательноенарушение фонематического восприятия;

· неблагоприятноесоциальное окружение, (ограниченность социальных контактов,подражание неправильным образцам речи, недостаткивоспитания («язык нянь»).

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА:

Классификация функциональной дислалии О. В. Правдина, М. Совак, О.А.Токарева, М. Е. Хватцев:

МОТОРНАЯ: не формируется моторнаяготовность органовартикуляции у ребенка.

• СЕНСОРНАЯ: наблюдаются затруднения вдифференциации звуков,различающихся между собой

тонкими акустическимипризнаками.

• СЕНСО-МОТОРНАЯ - смешанный вариант.

Классификация функциональной дислалии Б.М. Гриншпун:

Акустико-фонематическая –основная причина - недостаточная сформированностьфонематического слуха.

Артикуляторно-фонематическая –трудности подобрать правильное артикуляторно-фонематическое движение. Фонематический слух сохранен.

Артикуляторно-фонетическая -неправильно сформировавшиесяартикуляторные позиции, в результате искажения звуков. ФМС, как правило, сохранен.

ВЫВОДЫ:

Дислалия - нарушение звуковой стороны речи.

• При дислалии нарушаются, преимущественно, согласные звуки позднегоонтогенеза.

• Классификация дислалии – по количеству нарушенных звуков (мономорфная - полиморфная), по форме (механическая -функциональная).

• Виды нарушения произношения: пропуски, искажения, замены, смешения.

Три уровня нарушения произношения - звук отсутствует, естьизолированный звук, наблюдается смешение звуков.

• Причины механической дислалии – нарушения ЗЧС, особенности строения языка,твердого неба, губ.

• Причины функциональной дислалии – общая физическая ослабленность;задержка развития, избирательное нарушение фонематическоговосприятия; неблагоприятное социальное окружение; подражаниенеправильным образцам речи.

Подготовительный этап

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении. (ИСКЛЮЧЕНИЯ)

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

1) автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

2) автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

3) автоматизация звука в предложениях;

4) автоматизация звука в чистоговорках и стихах;

5) автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

6) автоматизация звука в разговорной речи.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ:

§ Насыщен автоматизируемым звуком (разные позиции).

§ Не содержит дефектных звуков.

§ Соответствует возрасту, пониманию ребенка.

§ Развивает словарь ребенка, грамматический строй речи.

§ В работу по автоматизации обычно вовлекается один звук. В случаях сложных дислалий могут вовлекаться и два звука, если они артикуляционно контрастны; в противном случае может возникнуть интерференция.

§ Необходимым условием быстрейшей автоматизации звука является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений. От неторопливого, утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию слов, затем к еще более ускоренному произнесению предложений и, наконец, скороговорок.

§ Если в процессе автоматизации звук включается в речь и не смешивается с другими, то работа по дифференциации не нужна.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ. При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков. Если необходимо большее количество звуков одной артикуляционной группы, их все равно объединяют попарно. Например, при смешиваниях ц, ч, щ звуки объединяются в пары: цч, чщ, цщ.

3. ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Цель — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. Тексты, творческие задания, игры, различные виды речи ит.д. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ!!!

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, СРОКИ:

• Выраженность, тяжесть нарушения (механическая, функциональная, простая, сложная, есть ли нарушения ФМП).

• Возраст.

• Участие семьи.

 • Компетентность специалиста.

• Систематичность занятий.

• Адекватность методики.

РЕЧЕВАЯ КАРТА

- обязательный документ для логопеда, ведёт всё время работы с ребёнком.

Крупенчук: Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста;

Серебрякова: Для общего недоразвития речи;

Нищева: Речевая карта для детей с ОНР (4 – 7 лет).

Для начальной школы в логопедии: Ястребова, Бессонова.

Речевая карта представляет собой бланки, которыезаполняет логопед, когда ребенок попадает влогопедический детский сад (или логопедическую группуобычного детского сада).

Речевая карта ведется логопедом на протяжении всеговремени, пока с ребенком работает логопед (в зависимостиот проблем со звукопроизношением, от 1 года до 3 лет). В неёвносятся данные о ребенке, результаты тестированиялогопедом до начала занятий, после, заключение ПМПК,рекомендации логопеда и т.п.

Форма речевой карты может быть разработанасамостоятельно и утверждена в образовательнойорганизации.

 

Серебрякова Н. В. Схема обследования ребенкас общим недоразвитием речи // Диагностиканарушений речи у детей и организациялогопедической работы в условиях дошкольногообразовательного учреждения / Н. В.Серебрякова, Л. С. Соломаха. - СПб., 2000.

Автор-составитель Наталия ВалентиновнаНищева, Учебное издание. Речевая картаребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до7 лет) 2-е изд. доп. и перераб.

Логопедическое занятие

 Это основная форма логопедического воздействия, в ходе реализации которой осуществляется систематическое развитие всех компонентов речи и подготовка ребенка к школе.

Логопедическое занятие (НОД)

ВИД                                                                                                     ТИП___________________________________________

фронтальное                                                                                  Формирование ЛГ средств_________________________

подгрупповое                                                                                Развитие связной речи____________________________

индивидуальное                                                                            Формирование произносительной стороны

                                                                                                           Обучение грамоте________________________________

Какие направления актуальны для дислалии?

Первоначально направление при ДИСЛАЛИИ: - формирование произносительной стороны;        

- обучение грамоте.     

 

ДИДАКТИКА: ПРИНЦИПЫ – МЕТОДЫ - ПОДХОДЫ.

 

1. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА:

1. Учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип).
Первоначально необходимо выявить причину появления логопатологии и устранить ее. Если причиной картавости является укороченная подъязычная связка(уздечка) необходимо подрезать уздечку. Нарушение речи может быть вызвано и недостаточным вниманием окружающих, в этом случае коррекционная работа направлена на нормализацию коммуникации ребенка, формирование артикуляции, фонематических процессов.
2. Комплексность
При коррекции нарушений речи требуется работа не только логопеда, но и других специалистов (детского психиатра, невропатолога, психолога), ведь мозг – единое целое, и нарушение звукопроизношения может быть одним из симптомов более сложного речевого расстройства.
3. Воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода).
Часто родители акцентируют внимание на одной речевой проблеме ребенка, не подозревая, что речь недоразвита в целом. Нельзя ограничиваться только коррекцией неправильного звукопроизношения; такие нарушения как пропуски и перестановки звуков и слогов в словах, бедность словарного запаса, неправильное согласование слов в предложение также заслуживают внимания.
4. Опора на сохранное звено.
Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом постепенно подключают нарушенное «звено» к активной деятельности.
5. Учет закономерностей нормального хода речевого развития.
В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать. Основная задача логопедической работы – максимально приблизить ход речевого развития ребенка, страдающего нарушением речи, к нормальному порядку.
6. Учет ведущей деятельности.
Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть речевое нарушение.Для школьников ведущая деятельность учебная. На этой основе и строиться вся программа логопедической работы. Однако, игровые моменты остаются.
7.Поэтапность.
Логопедический процесс длительный и целенаправленный. Выделяются следующие этапы:
диагностика
- обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции;
коррекция - мотивирование обучаемого, подготовка органов артикуляции, отработка правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи,дифференциация смешиваемых звуков;
оценка и контроль - оцениваем динамику в обучении, проверяем отсутствие рецидивов.
8. Учет индивидуальных особенностей.

Каждый ребенок индивидуален. Логопед должен суметь, учитывая индивидуальные особенности, найти подход к любому ребенку, установить с ним доверительные отношения, заинтересовать, внушить уверенность в обретении нормальной речи. найти индивидуальный подход к ребенку – залог успеха логопедической работы.
9. Тесное сотрудничество с родителями.
Роль родителей в устранении речевой проблемы ребенка – одна из ведущих. С логопедом ребенок проводит пару часов в неделю, тогда как становление речи процесс постоянный. Только родительское участие, заинтересованность, изобретательность, энергичность и постоянный контроль над процессом способны довести сдвинутое с места логопедом дело до конца. А совместное преодоление проблемы способно сплотить родителей и ребенка, ведь оно подразумевает обучение через игру!

 

2. Методы - способы взаимосвязанной деятельности логопеда и ребенка, применяемые для достижения целей коррекционной работы.

Методы логопедического воздействия:

§ СЛОВЕСНЫЕ (беседа, рассказ, объяснение)

§ ПРАКТИЧЕСКИЕ (игры, упражнения, моделирование)

§ НАГЛЯДНЫЕ (наблюдение, рассматривание, демонстрация образца)

3. Подходы к проектированию НОД:

§ ТЕМА

§ ЦЕЛЬ (тема и цель связаны между собой).

§ ЗАДАЧИ (коррекционно-развивающие, коррекционно-образовательные, коррекционно-воспитательные).

Коррекционно-развивающие задачи – формирование ФФ и ЛГ сторон речи, развитие компенсаторных механизмов развития психики ребенка, преодоление и предупреждение вторичных отклонений познавательной сферы и поведения.

Коррекционно-образовательные задачи – формирование системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.

Коррекционно-воспитательные задачи – вопросы социализации ребенка, повышения его самостоятельности.

Основные позиции анализа НОД:

• Тема, цель

• Этапы, их взаимосвязь и последовательность

• Последовательное усложнение лингвистического материала (лексико-грамм., синтаксического, фонетического)

• Использование игровых приемов

• Коммуникативная насыщенность

• Индивидуальный и дифференцированный подход

• Инструкции логопеда

• Наглядность

• Эмоциональный комфорт

Занятия по формированию звуковой стороны речи:

Задачи: формирование произносительных навыков, фонематических процессов, речевого дыхания, просодических компонентов.

Рекомендации: усвоение произношения поставленных звуков во всех позициях и формах речи; подготовка к фронтальным занятиям ведется на индивидуальных; лексический материал насыщается изучаемыми звуками; исключаются нарушенные звуки; чаще не связаны с лексической темой.

Структура:

Организационный этап:

• Организационный момент.

• Сообщение темы занятия.

Основной этап:

• Характер


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.215 с.