Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2022-10-10 | 46 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Форма работы: групповая
Прочитайте текст.
Камбоджийская девочка джунглей
Рочом Пьенгенг (Rochom P'ngieng) потерялась и загадочно исчезла в возрасте 8 лет, когда она пасла буйвола в джунглях Камбоджи. Через 18 лет, в 2007 году, житель деревни увидел голую женщину, которая кралась к его дому в попытке украсть рис. После того, как в женщине узнали потерянную девочку Рочом Пьенгенг по отличительному шраму на спине, оказалось, что девочка каким-то чудесным образом выжила в условиях густых джунглей.
Девушка не смогла выучить язык и адаптироваться к местной культуре и опять исчезла в мае 2010 года.
Какие выводы вы можете сделать из прочитанного? Какие изменения произошли у этих детей? Есть ли шансы стать нормальным человеком у «детей Маугли»? Отметьте положительные и отрицательные черты детей Маугли? Что доказывают данные примеры? Какие факторы помимо биологических играют роль в антропогенезе? Заполните таблицу.
Социальные факторы и их роль в антропогенезе
Социальные факторы | Их роль в антропогенезе |
Исследование №2 Где протекает тонкая грань между животными и людьми?
Форма работы: групповая
Прочитайте текст.
Украинская девочка-собака
Оставленная в конуре своими нерадивыми родителями в возрасте от 3 до 8 лет, Оксана Малая выросла в окружении других собак. Когда ее нашли в 1991 году, она не умела говорить, выбрав собачий лай вместо речи и бегала на четвереньках. Сейчас в возрасте двадцати с лишним лет, Оксану научили говорить, но у нее осталась задержка психического развития. Сейчас она ухаживает за коровами, которые находятся на ферме возле интерната, в котором она живет.
|
Какие выводы вы можете сделать из прочитанного? Какие изменения произошли у этих детей? Есть ли шансы стать нормальным человеком у «детей Маугли»? Отметьте положительные и отрицательные черты детей Маугли? Что доказывают данные примеры? Какие факторы помимо биологических играют роль в антропогенезе?
Обсуждение, заполнение таблицы (слайд14)
Выводы:
Морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, а способности к мышлению, речи, коллективной трудовой деятельности по наследству не передаются. Эти специфические качества человека исторически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого человека в процессе онтогенеза только в обществе благодаря воспитанию и образованию. Что доказывают выше перечисленные примеры изоляции ребенка с раннего возраста от человеческого общества. Слайд 15.
• Если у человека не сформированы какие-либо из функций, то позже восполнить их практически невозможно!
• все дети, воспитывавшиеся среди животных приобретали навыки тех животных, с которыми они находились в постоянном контакте (хождение на четырёх конечностях, неразвитая речь или её отсутствие, боязнь людей и др.)
• попытки приобщить детей с «синдромом Маугли» к жизни в социуме заканчивались трагически, либо дети оставались недееспособными на всю жизнь…
• В процессе развития человека есть возрастная граница, порог, в который закладывается та или иная функция. Например, умение говорить, навыки прямохождения. Кроме того, существует и переходный период, в среднем, 12-13 лет. До этого возраста мозг ребенка достаточно пластичен, а к 12-13 годам мозг человека набирает интеллектуальный потенциал. Несмотря на то, что и в течение дальнейшей жизни происходит развитие, основное закладывается именно к подростковому возрасту.
Социальные факторы и их роль в антропогенезе (слайд 16)
|
Социальные факторы | Их роль в антропогенезе |
Общественный образ жизни | передача опыта старших поколений последующим и воспитания человека |
Изготовление орудий | Снижение зависимости человека от природы, преобразование природы |
Речь | Усиление общения, развитие общественных отношений, |
Абстрактное мышление | Преемственность трудового опыта в поколениях |
Двигательная и речевая активность не даны человеку изначально. Развитие этих функций у каждого индивидуально и неравномерно. В определенный момент происходит синхронизация, и создается целостный ансамбль речевой деятельности, который способен адекватно реагировать на определенные требования окружающей обстановки.
Итак, мы с вами назвали социальные факторы эволюции человека: общественный образ жизни, речь, мышление.
Вопрос: Действие какого фактора оказало превращение стадности обезьяньих предков в общественность (трудовая деятельность)
Учитель: Главный фактор эволюции видов в природе – естественный отбор, в эволюции человека был направлен на лучшую орудийную деятельность; именно это и имел в виду Ф.Энгельс, отмечая, что труд создал человека.
Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ними членораздельная речь сделали необходимым условием жизни передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества-хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур и т.д.)
В процессе труда, как совместной деятельности, люди теснее сплачивались, как члены общества, и яснее сознавали пользу совместных действий. Коллективный труд вызывал у них потребность в речи, так как без речевого общения он не мог осуществляться. «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству». Это привело к возникновению и развитию языка, а вместе с тем и к развитию мышления людей, которое с самого начала, имея свою материальную основу в языке, явилось и по форме и по содержанию общественным продуктом.
|
Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный рост индивидуума.
Каждой взрослое поколение передает молодому опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.
Учитель обобщает: появление человека разумного означает качественный скачок в переходе от биологической эволюции к социальной истории.
Подведем итоги, заполнив схему
Прямохождение - свободные руки- орудийная деятельность- развитие интеллекта.
Стадный образ жизни - совместная деятельность – речь- обмен информацией, опытом, обучение.
Как результат: меняется стратегия выживания, кроме мускульной силы преимущество получил интеллект, на поздних этапах эволюции от развития мозга зависело, какие из гоминидов выживут, а какие вымрут.
Появление человека разумного означает качественный скачок в переходе от биологической эволюции к социальной истории.
Задание: Создайте опорную схему:“Движущие факторы антропогенеза”.
Обсуждение. Слайд 19
Вопросы.
1. Как вы думаете, какие факторы оказывают решающее влияние на развитие человеческого общества на ранних этапах антропогенеза и в настоящее время?
2. Отменило ли возникновение социальной сферы действие биологических законов для современного человечества? (нет, лишь изменило их проявление).
3. Можно ли считать, что эволюция человека прекратилась?
Тестирование:
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!