Слайд. Исследование №2  Где протекает тонкая грань между животными и людьми? — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Слайд. Исследование №2  Где протекает тонкая грань между животными и людьми?

2022-10-10 46
Слайд. Исследование №2  Где протекает тонкая грань между животными и людьми? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Форма работы: групповая

Прочитайте текст.

 

 

Камбоджийская девочка джунглей

Рочом Пьенгенг (Rochom P'ngieng) потерялась и загадочно исчезла в возрасте 8 лет, когда она пасла буйвола в джунглях Камбоджи. Через 18 лет, в 2007 году, житель деревни увидел голую женщину, которая кралась к его дому в попытке украсть рис. После того, как в женщине узнали потерянную девочку Рочом Пьенгенг по отличительному шраму на спине, оказалось, что девочка каким-то чудесным образом выжила в условиях густых джунглей.

Девушка не смогла выучить язык и адаптироваться к местной культуре и опять исчезла в мае 2010 года.

 

  Какие выводы вы можете сделать из прочитанного? Какие изменения произошли у этих детей?  Есть ли шансы стать нормальным человеком у «детей Маугли»? Отметьте положительные и отрицательные черты детей Маугли? Что доказывают данные примеры? Какие факторы помимо биологических играют роль в антропогенезе? Заполните таблицу.

                    Социальные факторы и их роль в антропогенезе

Социальные факторы Их роль в антропогенезе
     
     
     
     

 

Исследование №2  Где протекает тонкая грань между животными и людьми?

Форма работы: групповая

Прочитайте текст.

 

               Украинская девочка-собака

Оставленная в конуре своими нерадивыми родителями в возрасте от 3 до 8 лет, Оксана Малая выросла в окружении других собак. Когда ее нашли в 1991 году, она не умела говорить, выбрав собачий лай вместо речи и бегала на четвереньках. Сейчас в возрасте двадцати с лишним лет, Оксану научили говорить, но у нее осталась задержка психического развития. Сейчас она ухаживает за коровами, которые находятся на ферме возле интерната, в котором она живет.

  Какие выводы вы можете сделать из прочитанного? Какие изменения произошли у этих детей?  Есть ли шансы стать нормальным человеком у «детей Маугли»? Отметьте положительные и отрицательные черты детей Маугли? Что доказывают данные примеры? Какие факторы помимо биологических играют роль в антропогенезе?

Обсуждение, заполнение таблицы (слайд14)

Выводы:

Морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, а способности к мышлению, речи, коллективной трудовой деятельности по наследству не передаются. Эти специфические качества человека исторически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого человека в процессе онтогенеза только в обществе благодаря воспитанию и образованию. Что доказывают выше перечисленные примеры изоляции ребенка с раннего возраста от человеческого общества. Слайд 15.

     Если у человека не сформированы какие-либо из функций, то позже восполнить их практически невозможно!

• все дети, воспитывавшиеся среди животных приобретали навыки тех животных, с которыми они находились в постоянном контакте (хождение на четырёх конечностях, неразвитая речь или её отсутствие, боязнь людей и др.)

•  попытки приобщить детей с «синдромом Маугли» к жизни в социуме заканчивались трагически, либо дети оставались недееспособными на всю жизнь…

• В процессе развития человека есть возрастная граница, порог, в который закладывается та или иная функция. Например, умение говорить, навыки прямохождения. Кроме того, существует и переходный период, в среднем, 12-13 лет. До этого возраста мозг ребенка достаточно пластичен, а к 12-13 годам мозг человека набирает интеллектуальный потенциал. Несмотря на то, что и в течение дальнейшей жизни происходит развитие, основное закладывается именно к подростковому возрасту.

      Социальные факторы и их роль в антропогенезе (слайд 16)

Социальные факторы Их роль в антропогенезе
Общественный образ жизни   передача опыта старших поколений последующим и воспитания человека
Изготовление орудий Снижение зависимости человека от природы, преобразование природы
Речь   Усиление общения, развитие общественных отношений,
Абстрактное мышление Преемственность трудового опыта в поколениях

 

Двигательная и речевая активность не даны человеку изначально. Развитие этих функций у каждого индивидуально и неравномерно. В определенный момент происходит синхронизация, и создается целостный ансамбль речевой деятельности, который способен адекватно реагировать на определенные требования окружающей обстановки.

Итак, мы с вами назвали  социальные факторы  эволюции человека: общественный образ жизни, речь, мышление.

Вопрос:   Действие какого фактора оказало превращение стадности обезьяньих предков в общественность (трудовая деятельность)

Учитель:   Главный фактор эволюции видов в природе – естественный отбор, в эволюции человека был направлен на лучшую орудийную деятельность; именно это и имел в виду Ф.Энгельс, отмечая, что труд создал человека.

Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ними членораздельная речь сделали необходимым условием жизни передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества-хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур и т.д.)

В процессе труда, как совместной деятельности, люди теснее сплачивались, как члены общества, и яснее сознавали пользу совместных действий. Коллективный труд вызывал у них потребность в речи, так как без речевого общения он не мог осуществляться. «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству». Это привело к возникновению и развитию языка, а вместе с тем и к развитию мышления людей, которое с самого начала, имея свою материальную основу в языке, явилось и по форме и по содержанию общественным продуктом.

Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный рост индивидуума.

Каждой взрослое поколение передает молодому опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.

Учитель обобщает: появление человека разумного означает качественный скачок в переходе от биологической эволюции к социальной истории.

Подведем итоги, заполнив схему

Прямохождение - свободные руки- орудийная деятельность- развитие интеллекта.

Стадный образ жизни - совместная деятельность – речь- обмен информацией, опытом, обучение.

Как результат: меняется стратегия выживания, кроме мускульной силы преимущество получил интеллект, на поздних этапах эволюции от развития мозга зависело, какие из гоминидов выживут, а какие вымрут.

Появление человека разумного означает качественный скачок в переходе от биологической эволюции к социальной истории.

Задание: Создайте опорную схему:“Движущие факторы антропогенеза”.

Обсуждение. Слайд 19

Вопросы.

1. Как вы думаете, какие факторы оказывают решающее влияние на развитие человеческого общества на ранних этапах антропогенеза и в настоящее время?

2. Отменило ли возникновение социальной сферы действие биологических законов для современного человечества? (нет, лишь изменило их проявление).

3. Можно ли считать, что эволюция человека прекратилась?

 

Тестирование:


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.