Этапы многолетней тренировки. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Этапы многолетней тренировки.

2022-10-10 29
Этапы многолетней тренировки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы и формы ЛФК

• Утренняя гигиеническая гимнастика – переход от сна кбодрствованию и активной работе организма, начиная смелких мышечных групп, темп медленный, можно начинать впостели.

• Терренкур – дозированное восхождение.

• ЛГ – основная форма лфк, состоит из вводной (дыхательныеупражнения, разминка, упражнения с предметами, ору),основной(основное тренирующее воздействие) изключительной (дыхательные упражнение, снижениеобщего физического напряжения) части.

• Прогулки.

• Экскурсии.

• Ближний туризм.

• Двигательная рекреация.

• Урок – форма занятия проводится индивидуально или вгруппе. В группе используется (фронтальный, поточныйспособ).

 

14. Методы оценки эффективности применения различных средств и форм и методов ЛФК в процессе занятий циклическими видами спорта (адаптивная гребля, велоспорт, лыжные гонки, плавание).

Весоростовой индекс Кетле получают от деления массы тела в граммах на рост в сантиметрах. У мужчин на каждый сантиметр роста должно приходиться примерно 350-400 г веса, у женщин - 325-375 г. Если индекс больше, то необходимо выяснить, за счет чего это происходит: значительного увеличения жировой клетчатки или хорошо развитой мускулатуры.

Жизненный индекс получают от деления жизненной емкости легких ЖЕЛ (мл) на вес тела (кг), он характеризует функциональные возможности дыхательного аппарата и должен быть не менее 55-60 мл/кг.

Силовые индексы определяют развитие силы отдельных групп мышц относительно веса: тела; получают от деления показателей силы на вес и выражают в %. Средними величинами силы кисти у мужчин считаются 70-75% веса, у женщин - 50-60%; для становой силы средние значения у мужчин - 200-220%, у женщин - 135-150%.

Пропорциональность телосложения. Для того чтобы определить, к какому конституционном типу телосложения относится пациент, необходимо разделить окружность грудной клетки на величину роста и выразить в процентах. Если результат выше 55% - гиперстеник, 50-55% - нормостеник, ниже 50%- астеник. Рекомендуемый вес тела в зависимости от роста, пола и ширины грудной клетки для мужчин - при узкой грудной клетке вес = 0,83 х рост-80, принормаль грудной клетке вес = 0,74 х рост - 60, при широкой грудной клетке вес = 0,89 х рост - 75. Для женщин при узкой грудной клетке вес = 0,72 х рост - 65, при нормальном телосложении вес = 0,73 х рост - 62, при широкой грудной клетке вес = 0,69 х рост - 48.

Исследование функционального состояния органов дыхания. Проводят пробы: с задержкой дыхания на вдохе после глубокого выдоха (проба Штанге), в норме 40-55 секунд; с задержкой дыхания после обычного выдоха (проба Генчи), в норме не менее 25-30 секунд. Если есть отклонения сердечно-сосудистой системы, то задержка дыхания сокращается на 50%.

Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы (проба с 20 приседаниями). Эту пробу проводят у лиц с заболеваниями внутренних органов в стадии полной компенсации. После измерения пульса (за 10 сек.) и АД в покое исследуемый делает 20 приседав за 30 секунд. После окончания приседаний подсчитывается пульс за первые 10 секунд, в оставшиеся 50 секунд измеряется АД. Исследования длятся в течение 5 минут. При оценке результата учитывается оценка показателей в покое, а также их реакция на нагрузку. После нагрузки пульс увеличивается на 50-70% у тренированных лиц, а у нетренированных - на 100-120%. Время восстановления ЧСС и АД до исходных величин у здоровых людей не должно превышать трех минут.

Для оценки физического развития (измерения проделанной работы и изменения ее интенсивности) применяют субмаксималъные тесты, которые требуют усилий в пределах 75% максимальной аэроспособности организма: степэргометрия и велоэргометрия. Степэргометрия - это тест со ступеньками. Обычно используют двойную ступеньку. Исследуемый поднимается на нее в течение четырех минут. Разработана таблица, по которой определяют уровень аэробной способности обследуемого с учетом возраста и пола (40%, 60%, 75%, 100%) по ЧСС после этой нагрузки. По другой таблице определяют субмаксимальное потребление кислорода для лиц средне 1 физического развития мужчин и женщин определенной возрастной группы то же по ЧСС. Субмаксимальный уровень потребления кислорода - 75%. Если ЧСС будет отличаться менее чем на 10 ударов в минуту от приведенной в таблице величины, то физическое развитие считают удовлетворительным; если на 10 ударов и менее, - то выше среднего, а если частота пульса выше этой величины, то физическая способность низкая.

Прогнозирование в спорте

В на­стоящее время проблема научного прогнозирования актуальна для многих сфер общественной жизни, в том числе и для физической культуры и спорта. Важность разработки проблемы прогнозирования в области спорта обусловлена необходимостью поиска новых путей подготовки квалифицированных спортсменов.

Прогноз - вероятностное научно обоснованное суждение относительно возможных путей достижения состояния спортсмена, опреде­ленного в качестве цели.

Прогнозирование - вид познавательной дея­тельности человека, направленной на формирование прогнозов развития объекта на основе анализа тенден­ций его развития.

Цель прогнозирования - мысленное предвосхищение желаемых ре­зультатов спортивной деятельности.

В основе прогнозов лежат методы, которые сопровождают каждое научное исследование: анализ и синтез, дедукция и индукция, наблюдение, эксперимент, систематизация и классифика­ция, интуитивное предвидение и гипотеза, аналогия, экстраполяция.

Интуитивное предвидение служит основой эксперт­ных оценок. Опытный тренер, посмотрев новичка на первых занятиях, интуитивно чувствует будущего хо­рошего спортсмена или, глядя на тренировки спорт­смена, готовящегося к чемпионату, предвидит его воз­можные результаты, во всяком случае, наиболее воз­можное поведение или состояние спортсмена.

Интуиция (тренера, спортсмена) — это осно­ванная на прошлом опыте способность принимать пра­вильные решения без осознания их доказательности в данный, текущий момент времени. Для прогнозирования широко употребляется метод экспертных оценок, базирующийся на учете мнений экспертов.

В настоящее время весьма распространенным явля­ется метод экстраполяции. Суть его в следующем: допу­стим, что имеются фиксированные данные об изменении в течение некоторого промежутка времени той или иной величины, например массы штанги, поднимаемой атле­том. Эти данные нетрудно изобразить на графике в виде соответствующей кривой. Плавно продолжая эту кривую за пределы рассматриваемого промежутка, мы полу­чим возможность судить о результате, который может по­казать спортсмен в интересующий нас период времени.

Учесть те или иные соотношения между различными параметрами при краткосрочном, среднесрочном и дол­госрочном прогнозировании можно с помощью метода моделирования. Целесообразность выделения методов моделирования определяется тем, что в отличие от методов экстраполяции, и методов экспертных оценок их применение предполагает построение достаточно сложной и логически связанной модели объекта про­гнозирования.

Модель не должна как копия, во всех деталях, воспроизводить оригинал, она лишь заменяет объект моде­лирования, является его представителем для совершенно определенных целей. И здесь следует напомнить еще один важный методологический закон социальной про­гностики - моделировать в соответствии с определенной целью. Можно создать непре­рывно действующую прогнозную систему, гибко реаги­рующую на изменение обстановки и развитие спортивных событий.

Рассмотрение методологических и теоретических основ спортивного прогнозирования позволяет предста­вить разработку прогноза в спорте как системное иссле­дование, состоящее из ряда последовательных этапов, фаз и стадий. Основными этапами при этом являются:

1. выбор (или разработка) частной методологии, глав­ных целей и основных задач прогноза;

2. построение концептуальной модели с определением временных, организационных и материальных огра­ничений;

3. построение схемы декомпозиции и синтеза прогнозов функционирования подсистем и элементов системы, выбор опорных показателей;

4. разработка наиболее вероятных вариантов прогноза;

5. экспертиза и составление основного варианта про­гноза;

6. верификация и корректировка прогноза.

Такова общая схема применения системного подхода к прогнозированию в спорте. В принципе она применима как к отдельному спортсмену, так и к команде в целом. В любом случае системообразующим фак­тором будет выступать цель соревнований в целом. Спортивный результат - вот та ось, вокруг которой «крутится» вся система, все ее подсистемы.

Специалистами прогнозирование рассмат­ривается как один из важнейших элементов предплановой подготовки, а сам план - как результат конкретных решений, принятых на основе прогнозной и иной необходимой для этого информации.

Специалисты по спортивному прогнозированию могли бы сформулировать свою задачу так: глубже и шире знать, чтобы лучше предвидеть. Лучше предвидеть для того, чтобы правильнее дей­ствовать.

В основе связи прогнозирования и планирования лежит идея, вытекающая из принятого понимания прогноза как комплекса взаимосвязанных оценок целей и путей их достижения.

Спортивная деятельность каждого спортсмена и команды развивается, достигает определенных результа­тов не в пустоте, а в условиях существования, развития и деятельности других систем. Между индивидом и спортивной деятельностью происходит активное взаимо­действие в форме различных отношений: экономических, психологических и др. При подходе к изучению взаимоотношений между индивидом и его спортивной деятельностью наблюдаются огромнейшее разнообразие и пестрота явлений спортив­ной жизни, чрезвычайно сложное переплетение различ­ных социальных процессов, одновременное взаимодей­ствие множества различных сил и факторов.

В настоящее время в научной литературе в качестве синонимов слова «предвидение» применяются слова «предвосхищение», «предсказание», «антиципация», «эк­страполяция», «предугадывание», «прогнозирование».

Общим родовым объединяющим понятием для всех вышеназванных определений является, по нашему мне­нию, понятие «предвидение», под которым пони­мается способность человека предвосхитить, предсказать и спрогнозировать будущее. Будущееприэтом выступает как в виде материальных, так и в виде идеальных моде­лей. Система предвидения у человека в своем онтогенетиче­ском развитии проходит три стадии: стадию предвосхи­щения, или антиципации, стадию предсказания, или экстраполяции, и стадию прогнозирования, или научного предвидения. Предлагаемая иерархия понятий позволяет выделить отличительные черты данных стадий, приме­няемых в спортивной деятельности.

1-я стадия - предвосхищение, или антиципация. Это мгновенное видение будущего.

2-я стадия - предсказание, или экстраполяция. Это ретроспективное по временной амплитуде видение буду­щего с пролонгированной сенсорно-интелектуальной кор­рекцией совершаемых целесообразных действий по его реализации.

3-я стадия - прогнозирование, или научное предвиде­ние. Это научное видение будущего с пролонгированной интеллектуальной коррекцией целенаправленной деятель­ности по его осуществлению.

Спортивное прогнозирование - это научное предвидение перспектив развития спортсмена на основе знания объективных законов анализа действитель­ного его состояния.

Задачами спортивного прогнозирования явля­ются:

1) установление целей выступления;

2) изыскание оптималь­ных путей и средств их достижения;

3) определение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.

Методическими принципами спортивного прогнозирования являются: опора на социально-экономические цели; системность; непрерывность и обратная связь; пропорциональность и оптималь­ность; реальность и объективность; выделение ве­дущего звена; природная специфичность; ана­логичность.

Прогнозирование имеет три стадии: ретроспекцию, диагноз и проспекцию.

На стадии ретроспекции решаются следующие основные задачи: формирование описания объекта прогноза в прошлом; окончательное формирование и уточнение задачи прогнозирования.

На стадии диагноза - разработка модели объекта прогноза; выбор метода прогнозирования.

Стадия проспекции предполагает на основании всех предыдущих этапов решения задачи получение результатов прогноза.

По времени упреждения прогнозируемого события выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосроч­ные прогнозы. Только на основе прогнозов спортивной деятельности возможно целенаправленное проведение организацион­ных мероприятий, реальное осуществление намеченных в связи с этим целей.

Процесс управления начинается с постановки целей, задач и заканчивается выполнением этих задач, дости­жением определенного спортивного результата.

Управленческая деятельность по своей природе явля­ется организаторской, так как управление - специфи­ческая форма организаторской деятельности. Для его осуществления необходимо принятие эффективных управленческих решений, основой которых является надежный прогноз. План в заданных пределах также предполагает или включает в себя научно обоснованный прогноз.

Прогнозирование и планирование пронизывают все уровни управления спортивной деятельностью.

Прогнозирование, является функцией управления. Значение прогнозирования в системе всех функций управления таково, что оно является исходным и основным, когда применяется на первой стадии управ­ленческого цикла, и вспомогательным, когда использу­ется на последующих стадиях этого процесса. Все остальные функции управления могут быть успешно выполнены, если они учитывают прогностическую информацию и обеспечивают реализацию прогностических выводов и рекомендаций. Именно поэтому без прогнозирования невозможно эффективное управление вообще и планиро­вание в частности.

Прогнозирование - научная основа планирования и управления спортивной деятельностью. Прогноз необходим еще до принятия соответ­ствующих плановых решений.

Эффективность рассчитанных на период предсоревновательной подготовки планов определяется кратко­срочным прогнозированием. Перспективные же пла­ны, как правило, составляются на длительный период на основе долго­срочного прогноза.

Спортивный прогноз не является окончательной ре­комендацией или выбором, это только многовариантная, научно обоснованная объективная оценка. Из всех возможных вариантов будущего на основе критерия оптимальности развития спортсмена выбирается и утверждается наиболее эф­фективный.

 

39. Педагогические технологии в спорте.

Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств.Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем неинтересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Помимо этого обучающиеся физической культуре делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений. Исходя из всего перечисленного, я остановилась на технологии дифференцированного физкультурного образования.

Технология дифференцированного физкультурного образования

Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. ТДФО – это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание ТДФО – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений, технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства. Я хочу рассказать, как использую данную технологию на своих уроках.

Обучение двигательным действиям

Обучение провожу целостным методом с последующей дифференциацией (выделяю детали техники и разделяю их по сложности) и затем интеграцией этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся, с целью более качественного выполнения упражнения. Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для себя составе операций, что станет основой для формирования его индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Так, например, при закреплении учебного материала, я условно делю детей в классе на группы, в зависимости от подготовленности. Одной группе даю подготовительные или подводящие упражнения в облегчённых условиях, другой – усложнённые подводящие упражнения, третей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д. Обучающиеся сильных групп, внутри класса, осваивают учебный материал в среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников, поэтому обучение двигательному действию заканчивается для них выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях, а учащиеся слабых и средних групп продолжают выполнять упражнение по частям или многократно повторяют его в стандартных условиях. Бывает и так, что для школьников, подготовленных наиболее слабо, этапа совершенствования вообще не бывает, так как они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Например, ученики не могут освоить передачу мяча в волейболе, и поэтому они не могут полноценно проявить себя в учебной игре, и в то время, когда весь класс играет, эти ребята отрабатывают это упражнения в парах. На занятиях по гимнастике я разрешаю хорошо подготовленным детям добавлять в комбинации свои элементы, в опорном прыжке изменять высоту снаряда, тогда как менее подготовленные работают в стандартных условиях. Обязательно провожу индивидуальную работу с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и для домашнего выполнения.

Развитие физических качеств

Дифференцированное развитие физических качеств, в группах разной подготовленности осуществляю с использованием как одинаковых, так и разных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная. В результате чего уровень физической подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем. В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остаётся больше времени на отдых и восстановление. Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, использую карточки с индивидуальными заданиями (с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки). Так, на уроках по лыжной подготовке, на этапе усвоения и закрепления навыков передвижения по лыжне, некоторые обучающиеся, имеющие недостаточный уровень физической подготовленности, проходят 2 км, тогда как обучающиеся с высоким уровнем физической подготовленности (почти 70% класса) – 5 км.

40. Информационно образовательное пространство физического воспитания.

В национальной системе физического воспитания существует своя система правил, которая задаёт границы образовательного пространства посредством подбора определённых физических упражнений и аккумулирует знания по их применению в подготовке к жизнедеятельности и профессиональной деятельности, в частности. Для государственной системы образования существуют правила высшего порядка, которые задаются государственными стандартами, указами Президента и постановлениями правительства нашей страны. Национальные системы физического воспитания определяется теми педагогическими смыслами, которые в данный исторический период доминируют в культуре, задаётся представлениями о человеке, о его месте в мире.

Другой край информационно-образовательного пространства опирается на место человека, через которое оно и раскрывается. Место человека, по мнению исследователей этого вопроса, само является пространством, в котором раскрываются возможности совершенствования человека. Место человека - это личностно-значимое пространство его собственного бытия. Место человека является как бы входом в образовательное пространство, через которое человек осваивает опыт социализации человечества по приспособлению к природному окружению, культурные ценности, способствующие его самосовершенствованию.

41. Этапный врачебный контроль и используемые функциональные пробы в процессе занятий учебно-тренировочной и соревновательной деятельностью в зависимости от вида адаптивного спорта.

Эффективность тренировочного процесса во многом обусловлена степенью соответствия используемых средств и методов педагогического воздействия физиологическим закономерностям, требованиям гигиены, состоянию здоровья, возрасту, уровню физического развития и подготовленности, а также индивидуальным особенностям лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Один и тот же режим тренировки, одни и те же нагрузки могут в зависимости от этого оказать не только различное, но порою и прямо противоположное воздействие. При соответствии нагрузки состоянию тренирующегося отмечается укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей, повышение тренированности и работоспособности и, наоборот, если такое соответствие не обеспечено, наблюдается отсутствие эффекта, переутомление, а иногда и развитие различных пред- и патологических состояний. Медицинское обеспечение тренировочного процесса предусматривает совместную работу врача и тренера в управлении этим процессом. Оно осуществляется в следующих основных формах: совместное определение сроков и выбор форм и методов наблюдений, сопоставление результатов врачебного и педагогического контроля, обсуждение их результатов; составление перспективных, годовых и текущих планов работы для конкретного контингента, текущую корректировку этих планов на основании данных врачебного и педагогического контроля; проведение совместных исследований для определения переносимости нагрузок, изучение характера течения восстановительных процессов, определение уровня общей и специальной работоспособности и тренированности, а также для обоснования отдельных вопросов планирования тренировки. После каждого врачебного обследования его результаты должны подробно обсуждаться с тренером (преподавателем) и оперативно использоваться в управлении тренировочным процессом. Структурные и функциональные изменения организма в процессе развития тренированности отражают долговременную адаптацию - как следствие кумуляции многократных, срочных и отставленных адаптационных эффектов под действием физических нагрузок. Эти изменения отражают глубокую перестройку организма на всех уровнях его деятельности: центральном, системном, органном, тканевом, клеточном. Они проявляются как в состоянии мышечного покоя, так и при выполнении физических нагрузок. Адаптированный организм в состоянии мышечного покоя характеризуется повышением потенциальных возможностей, это находит отражение в совершенствовании нервной и гормонально-гуморальной регуляции, снижении активности симпатико-адреналовой системы, экономизации функционирования основных систем жизнеобеспечения, накоплении структурных элементов клетки, усилении внутриклеточной регенерации, снижении уровня основного обмена, совершенствовании тканевого обмена. Таким образом, увеличивается функциональный резерв для выполнения большой работы при физических нагрузках. При оценке показателей, полученных во время врачебных обследований, надо иметь в виду, что изменения структуры и функции отдельных органов и систем, а также их взаимосвязь в процессе развития тренированности или при ее нарушении, происходят не одновременно, а гетерохронно. В каждом отдельном случае они обусловлены направленностью тренировочного процесса, возрастом, индивидуальными особенностями спортсмена, его здоровьем, исходным функциональным фоном и некоторыми другими факторами. Неодинаковой при этом может быть и степень изменения различных параметров, ибо на разных этапах приспособления и компенсации могут возникать разные сочетания функций в сложной системе регулирования. Поэтому при обследовании оценка функционального состояния спортсмена по показателям, характеризующим состояния лишь отдельных систем, а тем более отдельных параметров, не может быть достаточно достоверной. В зависимости от направленности тренировочного процесса преимущественное значение приобретают показатели, отражающие состояние функциональных систем, которые в наибольшей степени лимитируют работоспособность при специфическом для данного вида спорта характере мышечной деятельности. Поэтому при обязательном, общем для всех специализаций, минимуме методов исследования, дополнительные методы следует подбирать с учетом этого обстоятельства т.к. требования, предъявляемые организму разными видами спорта, определяют специфику в морфологической и функциональной перестройке не только двигательной сферы, но и вегетативных систем. Для видов спорта с преимущественным проявлением выносливости требуется более углубленное изучение состояния кардиореспираторной системы, аэробной производительности, внутренней среды организма; для сложно-координационных и скоростно-силовых видов спорта изучение центральной нервной системы, двигательной сферы, анализаторов. Для видов спорта, где работоспособность в равной степени зависит от той и другой сферы жизнедеятельности (спортивные игры, единоборства, многоборья и пр.), одинаково важны и те, и другие методы исследования. Медицинское обеспечение спортивной деятельности предусматривает использование различных видов и форм медицинского контроля лиц, занимающимися физкультурой и спортом, одни из которых выполняются в лабораторных условиях, а другие в полевых условиях, т.е. в процессе учебно-тренировочных занятий. Лабораторные формы врачебного контроля: - первичные медицинские обследования; - ежегодные углубленные медицинские обследования; - дополнительные медицинские обследования. Основной целью первичного и ежегодных углубленных медицинских обследований является оценка состояния здоровья, уровня физического развития, полового созревания (когда речь идет о детях и подростках), а также функциональных возможностей ведущих систем организма. Дополнительные медицинские обследования назначаются после перенесенных заболеваний и травм, длительных перерывов в тренировках, по просьбе тренера или спортсмена. Их основная цель - оценка состояния здоровья на момент обследования (с учетом возможных осложнений после перенесенных заболеваний, если обследование проводится по этому поводу) и функциональных возможностей ведущих для избранного вида спорта систем организма. Обследования в условиях спортивной тренировки Конкретный подбор методов исследования и их объем при таких обследованиях определяются в зависимости от задач, условий и возможностей. Кроме того имеет значение какой тренировочный эффект необходимо изучить. Выделяют срочный тренировочный эффект - изменения, происходящие в организме непосредственно во время тренировки или в ближайший период восстановления (20-30 минут после занятия). Отставленный тренировочный эффект отражает изменения сохраняющиеся в поздних фазах восстановления (спустя несколько часов после занятия, на другой день или через несколько дней после тренировки). Кумулятивный тренировочный эффект - изменения, происходящие в организме на протяжении длительно периода тренировок в результате суммирования срочных и отставленных эффектов. В зависимости от изучаемого тренировочного эффекта используют следующие формы обследований или контроля: - этапный контроль (позволяет изучить кумулятивный тренировочный эффект); - текущий контроль (позволяет оценить отставленный тренировочный эффект); - оперативный контроль (позволяет оценить срочный тренировочный эффект); - врачебно-педагогическое наблюдение (особая форма оперативного контроля).


42. Текущий врачебный контроль и используемые функциональные пробы в процессе занятий учебно-тренировочной и соревновательной деятельностью в зависимости от вида адаптивного спорта.

Основной целью (и одновременно задачей) текущего контроля является определение степени выраженности отставленных постнагрузочных изменений в функциональном состоянии ведущих органов и систем организма спортсмена. Текущий контроль может осуществляться: - ежедневно утром (натощак, до завтрака; при наличии двух тренировок - утром и перед второй тренировкой); - три раза в неделю (1 - на следующий день после дня отдыха, 2 - на следующий день после наиболее тяжелой тренировки и 3 - на следующий день после умеренной тренировки); - один раз в неделю - после дня отдыха. В предсоревновательном периоде целесообразно использование первого варианта организации текущего контроля При проведении текущего контроля, независимо от специфики выполняемых тренировочных нагрузок, обязательно оценивается функциональное состояние: - центральной нервной системы; - вегетативной нервной системы; - сердечно-сосудистой системы; - опорно-двигательного аппарата. В видах спорта, в которых базовым физическим качеством является, выносливость дополнительно контролируются: - морфологический и биохимический состав крови; - кислотно-щелочное состояние крови (постнагрузочное восстановление кислотно-щелочного состояния крови в норме должно занимать не более 2 часов); - состав мочи. У спортсменов этих видов спорта особое место должно занимать обследование сердечно-сосудистой системы. В видах спорта скоростно-силовой направленности обязательным является контроль функционального состояния нервно-мышечного аппарата; В видах спорта со сложнокоординационным характером нагрузок необходимо оценивать: - функциональное состояние нервно-мышечного аппарата; - функциональное состояние анализаторов (двигательного, зрительного, вестибулярного).

 

43. Педагогические, психологические, медико-биологические средства и методы восстановления двигательных функций у занимающихся адаптивным спортом.

Педагогические средства восстановления. И. М. Сеченов установил, что последствия утомления ликвидируются быстрее в том случае, если человек после работы отдыхает не пассивно, а вовлекает в деятельное состояние мышцы, не принимавшие активного участия в основной работе.

Механизм действия активного отдыха объясняется нервно-рефлекторной теорией, суть которой сводится к следующему: во время активного отдыха в коре головного мозга устраняется торможение, возникающее в результате работы, а через некоторое время происходит еще и сосудистая реакция (расширяются кровеносные сосуды работающих мышц).

Преимущество активного отдыха, передпассивным, было подтверждено исследованиями ряда ученых, при различных режимах мышечной деятельности.

Для обеспечения активного отдыха после мышечной работы применяются разнообразные средства. Например, для активного отдыха мышц рекомендуется работа, выполняемая ногами. Положительный эффект был также получен при сокращении различных мышц туловища, при статических напряжениях и даже при мысленных представлениях о движении. Некоторые авторы рекомендуют в восстановительном процессе применять упражнения на расслабление мышц. Лыжник, например, после окончания гонки совершает равномерный, спокойный бег с последующим выполнением вышеназванных упражнений. Пловцам рекомендуется компенсаторное плавание, велосипедистам (велошоссе) -- самостоятельное катание.

Таким образом, восстановление в условиях активного отдыха обусловливается действием нервных и сосудистых механизмов. К педагогическим средствам относят также использование различных форм активного отдыха, проведение занятий на местности, на лоне природы, различные виды переключения с одного вида работы на другой и т.д.

Педагогические средства восстановления являются основными, так как определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки спортсменов. Они включают в себя:

* рациональное планирование тренировочного процесса в соответствии с функциональными возможностями организма спортсмена, правильное сочетание общих и специальных средств, оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро - и макроциклов, широкое использование переключений, четкую организацию работы и отдыха;

* правильное построение отдельного тренировочного занятия с использованием средств, для снятия утомления (полноценная индивидуальная разминка, подбор снарядов и мест для занятий, упражнений для активного отдыха и расслабления, создание положительного эмоционального фона);

* варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнениями и тренировочными занятиями;

* разработку системы планирования с использованием различных восстановительных средств в месячных и годовых циклах подготовки;

* разработку специальных физических упражнений с целью ускорения восстановления работоспособности спортсменов, совершенствование двигательных навыков, обучение тактическим действиям.

Что касается конкретных средств восстановления, то выбор того или иного из них, а также их сочетания должны осуществляться врачом команды и тренером в зависимости от характера и степени напряженности предшествующей нагрузки, характера и степени утомления, индивидуальных особенностей спортсмена, наличия соответствующих условий и материальной базы.

Правильное чередование преимущественной нагрузки на различные органы и системы в процессе отдельного занятия, микроцикла, мезоцикла и макроцикла тренировки позволяет повысить эффективность тренировки за счет активизации процессов восстановления.

При построении отдельных тренировочных занятий особого внимания заслуживает организация вводно-подготовительной и заключительной частей. Рациональное построение вводно-подготовительной части способствует ускорению «вхождения» в работу, обеспечивает высокий уровень работоспособности в основной части занятия. В свою очередь, оптимальная организация заключительной части позволяет быстрее устранять развившееся в процессе занятия утомление.

Правильный подбор упражнений и методов их использования в основной части занятия обеспечивает высокую работоспособность спортсменов, необходимый уровень эмоционального состояния, что благоприятно сказывается на процессах восстановления между отдельными упражнениями, а также на характере утомления. Этому способствует оптимальное сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование средств активного отдыха между упражнениями.

Методика построения тренировочного микроцикла зависит от различных факторов. К ним в первую очередь следует отнести особенности протекания процессов утомления и восстановления после нагрузок. Чтобы правильно построить микроцикл, нужно точно знать, какое воздействие оказывают на спортсмена различные по величине и по направленности нагрузки, какова динамика и продолжительность прот<


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.