I часть.Социальное партнёрство родителей и ДОУ. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

I часть.Социальное партнёрство родителей и ДОУ.

2022-10-10 27
I часть.Социальное партнёрство родителей и ДОУ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так сложные проблемы, требующие решения: медленное развитие современной системы образования, обеспечение качества образования как главной задачи российской образовательной политики на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства; привлечение социально-педагогических сил в дошкольное образование как одного из факторов повышения его качества.

На социально-педагогическом уровне актуальность социального партнерства дошкольного учреждения и родителей определяется тем, что в стране изменилась роль образования в решении общественных проблем. Расширение границ социального партнерства диктует и новая политика в области образования. Если сегодня ведущую роль в управлении образованием России продолжает играть государство, то по научным прогнозам в перспективе некоторые функции управления будут переданы социально-педагогическим силам. Это видно из опыта развитых стран, где социальное партнерство является естественной формой существования системы образования. Основной принцип организации социального партнерства - сплочение разных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования, вокруг единой цели - всестороннего и полного развития личности ребенка.

Социальное партнерство в сфере дошкольного образования - это особый тип организации совместной деятельности дошкольных образовательных учреждений с участниками социально-педагогического партнерства: государственными и местными органами власти, общественными организациями и социальными группами, нацеленная на согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Способ осуществления социального партнерства - социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения согласия по вопросам, представляющим взаимный интерес. Социальный диалог необходим системе образования для повышения качества и эффективности образования. Именно социальный диалог способен содействовать организации новой внешней среды ДОУ. Социально-педагогическое партнёрство становится механизмом саморазвития, самоорганизации и адаптации образования к современным социально-экономическим условиям.

Под организацией социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования мы будем понимать процесс специально организованной совместной деятельности ДОУ с представителями различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере дошкольного образования, с целью повышения его качества.

Существенное значение в разработке проблемы привлечения социальных сил в сферу дошкольного образования имеют работы Т.И.Андреевой, Н.А. Андреевой, Е.П. Арнаутовой, Г.В.Атаманчука, Ю.В.Атемаскина, Е.М. Волковой, Н.С. Мишиной, научные исследования Л.А.Боровцовой, Г.В. Глушко, Н.В. Корненко, Н.М. Наибулиной, З.И.Тепловой, Т.В. Фуряевой, в которых сформулированы основные положения привлечения в образовательный процесс ДОУ различных представителей социальных групп с целью повышения эффективности данного взаимодействия.

Анализ литературы, изучение работы дошкольного образовательного учреждения позволили выделить противоречия между:

• возросшими требованиями всех сфер российского общества к обеспечению качества образования и реально существующими условиями реализации данного направления в современном дошкольном образовании;

- обозначенной в нормативных документах необходимостью привлечения социально-педагогических сил в образование как одного из факторов повышения качества дошкольного образования и реальной практикой организации совместной деятельности ДОУ с представителями различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере дошкольного образования;

- необходимостью осуществления мониторинга качества дошкольного образования и отсутствием в практике ДОУ единого инструментария оценки качества дошкольного образования.

 

ДОУ с родителями.

 

Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. В любом случае конкурентоспособное образовательное учреждение — это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Социальное партнерство включает развитие проектной культуры, разделяемой партнерами, как среды для разделения задач (ответственности). Оно включает процесс поиска новых (альтернативных) решений, относящихся к специфическим группам уязвимых людей, куда партнеры вовлекают друг друга. Оно содержит контрактные обязательства и систему улучшения качества (услуг), которую все партнеры должны изучать и развивать. Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка. Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития [5, с.23-31]. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу". Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. Пример открытости демонстрирует педагог. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности. Личной готовностью открыть самого себя педагог "заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д. Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания. "Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами. В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные "визиты" родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада "изнутри", начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? "Запускается" рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться. Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом.   Разработка инновационной деятельности социального партнерства строится поэтапно. Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка. Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий реализации системы социального партнерства ДОУ с микро и макро социумом. Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 года  № 1155, создало предпосылки для равноправного и заинтересованного взаимодействия семьи и детского сада как условия реализации государственного социального заказа. В рамках реализации данного заказа назрела необходимость инновационного исследования.

 

Содержание работы и принципы взаимодействия

ДОУ с родителями.

 

Индивидуальный подход.

Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Планирование работы по включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи.

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии. Речь ребёнка с нарушениями формируется под влиянием 3-х факторов:

· общения в семье (культура речи, диалект, традиции),

· занятий с логопедом (индивидуальная и фронтальная работа, беседы, контроль за речью), 

· собственного речевого опыта (общение с взрослыми, общение со сверстниками, другие речевые образцы (СМИ)).

Причины, по которым родители не включаются в коррекционный процесс:

-малая осведомлённость в вопросах патологии и коррекции речи;

-недооценка ими раннего выявление речевых дефектов и своевременного воздействия на них;

-слабые педагогические знания;

-ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей;

-отстранённость;

-нежелание разобраться в проблеме.

Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в группе компенсирующей направленности, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми.

Поэтому, цель проводимой работы:

-формирование педагогической компетентности родителей дошкольников по профилактике и коррекции речевых нарушений.

Задачи:

1) разъяснить и показать родителям воспитанников, в чем состоит работа учителя-логопеда по коррекции речевого развития;

2) помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;

3) подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях;

4) оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;

5) создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;

6) помочь родителям создать в семье комфортную обстановку для развития ребенка;

7) выявить, раскрыть и поддержать положительные личностные качества родителей необходимые для сотрудничества со своим ребенком;

8) сформировать уверенный и спокойный стиль воспитания.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.

Понятие “взаимодействие с семьёй” не нужно путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, но и обязательно контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Прежде чем планировать работу с семьями, необходимо изучить уровень осведомленности родителей по проблемам речевого развития детей и определить круг вопросов, которые дают возможность спланировать работу с учётом интересов и желания родителей. В этом поможет анкетирование родителей. 

Мною были разработаны следующие анкеты (Приложение 1):

- № 1 - для изучения особенностей ребёнка («Давайте познакомимся»);

- № 2 - для оценки уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;

- № 3 - для оценки эффективности работы с родителями по повышению уровня педагогической компетентности в вопросах речевого развития детей.

Для целенаправленной и систематической работы по взаимодействию с родителями было составлено планирование с указанием темы, цели и формы работы. План составлен на весь учебный год по месяцам (с сентября по май).  При составлении планирования и при разработке анкет я опиралась на опыт работы клуба «Нежность» для родителей, воспитывающих детей раннего возраста (до 3-х лет). Этот клуб работает на базе ПМПК Калининского района г.Челябинска. Также большую помощь в разработке анкет и планирования оказала ведущий специалист клуба,  учитель-логопед  ПМПК Калининского района ТороповаНаталья Юрьевна.

 Работа строится в три этапа.

I этап – формирование ориентировочной психолого-педагогической основы совместной деятельности логопеда и семьи.

Задачи: создание положительной мотивации у семьи по преодолению дефектов речи их ребёнка, стимуляция общения родителей с ребёнком через консультирование.

Возможные формы сотрудничества:

1. Составление плана наблюдений.

2. Самоотчёты родителей.

3. Совместное с логопедом обсуждение полученных сведений.

На этом этапе мною был разработан индивидуальный лист развития. Родители и логопед смогут фиксировать в этом листе результаты своих наблюдений за речевой деятельностью ребёнка.

II этап – последовательное включение семьи в процесс коррекционной работы по преодолению дефектов речи.

Задачи: обучение родителей некоторым коррекционным приёмам работы с ребёнком в семье.

Возможные формы сотрудничества:

1. Индивидуальные беседы.

2. Практические семинары.

3. Тематические консультации.

4. Участие родителей в коррекционных занятиях.

5. «Час семьи» и т.д.

III этап – развитие умений родителей осознанно проводить коррекционно-воспитательную работу с ребёнком под руководством логопеда.

Задачи: определение эффективных приёмов с семьёй; закрепление умений родителей использовать полученные знания в условиях семейного воспитания; стимуляция творческой деятельности родителей в коррекционном обучении (применение различных форм контроля над выполнением родителями заданий логопеда в домашних условиях).

Возможные формы сотрудничества:

1. Совместное проведение подгрупповых занятий.

2. Использование карточек домашнего задания для родителей.

3.  Разработка сценариев праздников и т.д.

Итак, цель данного планирования - активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми с речевыми нарушениями. Руководствуясь возможностями родителей, их интересами, были выбраны наиболее оптимальные для нашей группы формы работы.

Заключение

 

Организационное обеспечение управление процессом организации социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования, определение эффективных форм совместной работы, проведение скоординированной деятельности, мероприятия контроля по реализации модели организации социально-педагогического партнерства -позволило повысить качество дошкольного образования в целом.

Разработаны мероприятия, обеспечивающие улучшение организации данной совместной деятельности в системе дошкольного образования с целью повышения его качества. На круглых столах для руководителей дошкольных образовательных учреждениях и участников социально-педагогического партнерства отмечена практическая значимость данного направления работы.

В процессе исследования выбранной темы: "ДОУ и родители: этапы развития социального партнерства" были обозначены и решены следующие задачи:

1. Изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования;

2. Подобран и проведен комплекс мероприятий, направленных на взаимодействие ДОУ с родителями, проанализированы результаты.

3. Проанализированы формы работы по взаимодействию ДОУ и семьи, внедрены собственные методы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями.

Подводя итоги работы о данной теме, сделали основные выводы:

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала, как бы изолировано от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. В настоящее время возросла существенная необходимость во взаимодействии семьи и дошкольного образовательного учреждения. Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребенка, семья для воспитателей не должна выступать лишь как объект воздействия. Воспитатели должны понимать сами и объяснять родителям, что семья для дошкольника - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности.

Среди положительных для ребенка факторов в результате привлечения родителей к жизни детского сада можно назвать следующие: возможность оказывать большое внимание каждому ребенку индивидуально, так как увеличивается количество взрослых, находящихся в группе; улучшение отношения ребенка к детскому саду; признание полномочий других взрослых, помимо воспитателей, и отношение к ним как к источнику знаний и опыта. Эффективному взаимодействию семьи и ДОУ способствуют навыки умелого общения воспитателя. Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого воспитателя. Коммуникативные компетенции проявляются у воспитателя в общении с воспитанниками, коллегами по работе, с родителями, руководством. В коммуникативной стороне общения решающее значение имеет ориентация партнеров на установки, ценности, мотивы каждого, как активного субъекта общения. Необходимо выработать единые воспитательно-образовательные позиции с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Перед дошкольным учреждением стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать ребенка, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. Только в условиях сотрудничества детского сада и семьи, возможно, обеспечить единые педагогические принципы и требования, которые помогут в воспитании и полноценном развитии ребенка как гражданина.

Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одни от других и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому возникла необходимость во внедрении разнообразных форм совместной работы с родителями. Такая работа является наиболее эффективной. Благодаря слаженной работе детско-взрослого коллектива удается избежать многих ошибок во взаимодействиях педагогов и родителей, намного уменьшить конфликтные ситуации. У родителей появляется интерес к вопросам воспитания, обучения и развития детей. Четко проявляются единые требования по отношению к ребенку, обусловленные повышением педагогической грамотности родителей. Взаимодействие и сотрудничество в детском дошкольном учреждении осуществляется посредством ежемесячных мероприятий - совместных праздников, педагогических гостиных, дискуссионных клубов и др. Они специально планируются заранее и готовятся педагогическим коллективом ДОУ. В ходе таких мероприятий решаются разные задачи, но основная задача: установление доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместно с родителями.

 

 

Список литературы:

 

1. Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учебное пособие / Ю.П. Азаров. - Воронеж.: МОДЭК, 2004. - 431 с.

2. Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ / З.А. Богомолова // Дошкольная педагогика. - 2010. - №2. - С.54-58.

3. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. - М.: Линка-пресс, 2001. - 224 с.

4. Андреева H.A., Пономарева Л.И. Взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка // Программа и практическое руководство. — Курган, 2004.-64 с.

5. Андреева H.A. Приоритетная роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста // Воспитание патриота и гражданина XXI века: Материалы научно-практической конференции. — Шадринск, 2001. С. 86-89.

6. Андреева H.A. Пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Курган, 2000. С. 21-24.

7. Авво, Б. В. Социальное партнерство в условиях дошкольного образования / Б. В. Авво. –СПб.: КАРО, 2005. – 96 с.

8. Коломийченко, Л. Концепция социального развития детей дошкольного возраста  / Л. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2004. –№ 5. – С. 8–28.

9. Никольская, О. Д. Социально-педагогическое партнерство как фактор повышения качества дошкольного образования: теоретическое обоснование  / О. Д. Никольская // Вестник ОГУ. –№ 10. – 2006.

 

Приложение

Приложение 1.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 57

г. Челябинска

 

 

План работы

по активному включению семьи

в процесс коррекционной работы

с детьми с нарушениями речи

 

Составила:

учитель-логопед I категории

Мякишева В.И.

 

 

2015

I этап – формирование ориентировочной психолого-педагогической основы совместной деятельности логопеда и семьи.

Задачи: создание положительной мотивации у семьи по преодолению дефектов речи их ребёнка, стимуляция общения родителей с ребёнком через консультирование.

 

Месяц

Тема Форма работы Цель

Сентябрь

Я и 2-я недели

«Давайте познакомимся» Анкета № 1 (изучение особенностей развития ребёнка). Анкета № 2 (оценка уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития)   Проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, педагогическую компетентность в вопросах речевого развития детей.
«Общее недоразвитие речи – причины» «Стёртая форма дизартрии» «Основные направления коррекционной работы на учебный год» «Наблюдаем за ребёнком» Родительское собрание. Лекция. Индивидуальный лист развития. Оформление информационного стенда. Познакомить родителей с понятиями – ОНР, стёртая форма дизартрии.  Познакомить родителей с ходом коррекционной работы на учебный год, определить цели и задачи коррекционного обучения, дать представление о формах и методах обучения детей. Составить для родителей план наблюдения за ребёнком.
3-я неделя «Я и мой ребёнок» Самоотчёт родителей. Индивидуальные консультации. Речевые профили детей. Экран звукопроизношения. Альбом «памяток». Обсудить с родителями результаты наблюдения за ребёнком. Познакомить родителей с результатами диагностики детей и планом индивидуальной работы.
 

Я неделя

«Наш веселый язычок» Лекция. Выполнение артикуляционной гимнастики родителями с детьми. Практическое задание «Придумать с ребёнком свою историю про язычок». Альбом «памяток». Объяснить родителям важность выполнения артикуляционных упражнений при стёртой форме дизартрии. Познакомить родителей с видами и способами выполнения арти-куляционных упражнений, видами комплексов артикуляционной гимнастики.
           

II этап – последовательное включение семьи в процесс коррекционной работы по преодолению дефектов речи.

Задачи: обучение родителей некоторым коррекционным приёмам работы с ребёнком в семье.

Октябрь

1-я неделя «Выполняем рекомендации логопеда» Консультация. Изготовление пособий руками родителей и детей («Моя Азбука»). Обмен опытом. Индивидуальные консультации. Познакомить родителей с формами проведения домашних занятий. Научить пользоваться дома теми речевыми играми, которые рекомендованы специалистами детского сада.
2-я неделя «Слушаем и слышим» Консультация. Практическое занятие с родителями, игры на развитие фонематического слуха. Буклеты для родителей. Познакомить с понятием «фонематический слух». Объяснить влияние уровня развития фонема-тического слуха на звукопроизношение детей, необходимость его совершен-ствования. Познакомить с играми, направленными на развитие фонематических процессов.
3-я и 4-я недели «Учимся произносить звуки»   Открытые индивидуальные занятия. Индивидуальные консультации и практикумы.   Объяснить необходимость закрепления правильного произнесения звуков. Познакомить родителей с практическими игровыми приемами автоматизации звуков.
4-я неделя «Играем дома» «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников» Консультация.  Оформление папки - пере-движки. Изготовление руками родите-лей и детей игр, направленных на развитие грамматического строя речи детей. Познакомить родителей с некоторыми методами и приёмами развития грамматического строя речи. Объяснить правила общения взрослого с ребёнком с нарушениями речи. Познакомить с игровым материалом, который можно использовать дома.

Ноябрь

1-я неделя «Из чего состоит слово» Консультация. Практикум. Пополнение альбома «памяток».     Познакомить родителей с понятием «звуко-буквенный анализ и синтез слова». Показать приёмы проведения анализа и синтеза.
2-я неделя «Играем пальчиками – развиваем речь»     Консультация. Практикум с участием детей. Практическое задание «Придумайте с ребенком пальчиковую сказку». Выставка пособий. Изготовление родителями игр для развития мелкой моторики. Познакомить родителей со значением пальчиковой гимнастики в речевом развитии ребенка. Познакомить родителей с видами, способами выполнения пальчиковой гимнастики.    
3-я неделя «Вот мы какие» Родительское собрание. Просмотр фрагмента открытого фронтального занятия по формированию звукопроизношения. Беседа «Отвечаем на вопросы детей». Оформление информационного стенда. Обновление материалов в папке-передвижке. Подвести итоги I-ого периода обучения. Познакомить родителей с задачами на II-ой период обучения. Объяснить роль взаимодействия семьи и логопеда в речевом развитии детей. Формировать культуру общения родителей со своими детьми. Рекомендовать для домашних занятий игровой материал.
4-я неделя «Подводим итоги»     «Спрашивали – отвечаем» Речевые профили детей. Экран звукопроизношения. Индивидуальные беседы и консультации по вопросам из «Почтового ящика».   Познакомить родителей с результатами диагностики по задачам I-ого периода обучения. Обозначить план дальнейшей работы по коррекции речи детей.

Декабрь

1-я неделя «В мире очень много слов» Материалы в папке-передвижке. Консультация. Буклеты для родителей. Выставка пособий и игр. Изготовление игр руками родителей и детей. Познакомить родителей с некоторыми методами и приёмами развития словарного запаса (расширения, активизации). Научить находить способы развивать словарь детей дома, в окружающей обстановке.
2-я неделя «Семейное чтение» Список рекомендуемой для домашнего чтения литературы. Обмен опытом. Выставка книг. Материал в папке-передвижке. Рекомендовать родителям литературу для прочтения детям. Учить бережному отношению к книге.
3-я и 4-я недели «Семейный досуг: игры, домашние праздники и развлечения» «Скоро каникулы» «Телевизор, видео, компьютер и речевое развитие детей» Материал в папке-передвижке. Оформление информационного стенда. Лекция. Учить насыщать домашние праздники интересными речевыми играми. Нацеливать родителей на активную работу по закреплению полученных речевых навыков во время каникул.  Убеждать в ограничении детей от пользования телевизором, видео и компьютером.

Январь

2-я и 3-я недели «Я и мой ребёнок»   «Говорим и закрепляем» Индивидуальный лист развития. Самоотчёт родителей.   Индивидуальные консультации, беседы. Открытые индивидуальные занятия. Побуждать родителей к наблюдению за своим ребёнком. Объяснять необходимость закрепления правильного произнесения звуков. Знакомить родителей с практическими игровыми приемами автоматизации звуков.
4-я неделя «Развитие интонационной выразительности речи» "Русские поэты о зиме". Консультация. Практическое задание родителям с участием детей. Конкурс чтецов. Учить родителей интонационно оформлять речь. Побуждать следить за интонациями у детей.

Февраль

1-я неделя «Из чего состоит слово» Практикум для родителей. Индивидуальные консультации. Альбом с памятками. Выставка пособий. Изготовление игр и пособий руками родителей. Напомнить понятия звуко-буквенный анализ и синтез. Дать понятие звуко-слоговой анализ и синтез. Познакомить с игровыми приёмами по проведению звуко-буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза дома при                         выполнении домашних рекомендаций.
2-я неделя «Подготовка руки к письму и мелкая моторика» «Ориентировка на листе бумаги» Консультация. Практическое задание. Тетради детей.   Рекомендации по закреплению навыков письма у детей. Рекомендовать игровой материал для занятий дома.
3-я неделя  «Учим детей читать»   «Запоминаем образ буквы» Материал в папке-передвижке. Выставка пособий по обучению грамоте. Консультация. Изготовление пособий по обучению грамоте. Познакомить родителей с технологией обучения детей чтению в логопедической группе. Побуждать родителей обучать детей осмысленному чтению.
4-я неделя «Вот мы какие»   «Подводим итоги»   «Развитие связной речи и речевого общения детей» Фрагмент занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Обновление материалов информационного стенда. Речевые профили детей. Экран звукопроизношения. Материал в папке-передвижке, на информационном стенде. Подвести итоги II-ого периода обучения. Познакомить родителей с задачами на III-ий период обучения. Познакомить родителей с результатами диагностики. Нацелить на наблюд

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.