Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2022-10-10 | 30 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения.
Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации, Донецкой Народной Республике и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного изучения. Русистика и её разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.
Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.
|
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ текста.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
|
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерки др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
|
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
10 класс
Углублённый уровень
(35 рабочих недель, 3 часа в неделю, 105 часов в год)
Изучение языковых тем |
Часов | Введение | 1 час | ||
Уроки развития речи |
Часов | Общие сведения о языке. Становление и развитие русского языка | 5 часов | ||
Контрольные работы |
Часов | Фонетика. Графика. Орфоэпия | 4 часа | ||
Полугодие /семестр | I | II | Лексика. Фразеология. Лексикография | 11 часов | |
Контрольный диктант Контрольный диктант с грамматическим заданием | 2 | 1 | Морфемика и словообразование | 9 часов | |
Морфология и орфография Принципы русской орфографии – 11 часов Имя существительное – 6 часов Имя прилагательное – 5 часов Имя числительное – 5 часов Местоимение – 4 часа Глагол и его формы – 8 часов Наречие – 4 часа Служебные части речи – 3 часа Междометия – 2 часа | 48 часов | ||||
Контрольное изложение | 1 | 2 | Повторение и систематизация изученного | 2 часа | |
Контрольное сочинение | 2 | 2 |
| ||
Тестовые контрольные задания | 2 | 2 | |||
Итого | 7 | 7 | |||
За год | 14 | ||||
Резерв |
Часа |
| |||
Всего |
Часов | 80 часов |
№ | Содержание образования | Государственные требования | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
1. | Введение (1 час) Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России. Международное значение русского языка. Русский язык как государственный язык Донецкой Народной Республики. | Обучающийся понимает основные функции языка, роль русского языка как национального языка русского народа и языка межнационального общения, как государственного языка Донецкой народной Республики. Умеет толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы. Осознаёт смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи. | Обучающийся осознаёт необходимость владения нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Умеет извлекать необходимую информацию из источников, умеет развёрнуто обосновывать суждения, давать определения. | Обучающийся понимает роль русского языка как основную национально-культурную ценность народа в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Отбирает необходимую информацию в соответствии с учебным заданием для подтверждения или опровержения мнения, умеет использовать жизненный опыт. | |
2. | Общие сведения о языке. Становление и развитие русского языка (5 часов) | ||||
· Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка. Взаимосвязь языка и мышления · Представление о языке как о своеобразной знаковой системе и типах языковых знаков. Понятие естественного и искусственного языка; разновидности искусственных языков. · Понятие о единицах и уровнях языковой системы. Разница между языком и речью. · Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка. · Возникновение и развитие славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии. | Обучающийся имеет представление о предмете лингвистики, общественной природе и функции языка, его внутренней структуре, закономерностях его функционирования и исторического развития; классификации конкретных языков. Знает основные единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Умеет опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Понимают язык как особую систему знаков; определяют её место среди других знаковых систем. | Обучающийся умеет извлекать необходимую информацию из источников, умеет развёрнуто обосновывать суждения, давать определения | Обогащает словарный запас и грамматический строй речи. Извлекает необходимую информацию из различных источников, умеет развёрнуто обосновывать суждения, давать определения. Совершенствует коммуникативные способности; развивает готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству. | ||
3. | Лексика. Фразеология. Лексикография (11 часов)
| ||||
· Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное). · Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. · Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление. · Паронимы и их употребление. · Синонимы и их употребление. · Антонимы и их употребление в речи. · Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова). · Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины). · Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы. · Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов. · Лексикография. Виды лингвистических словарей. Лексический анализ текста с решением тестовых задач. | Обучающийся распознаёт основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь. Повторяет основные понятия лексики: слово, его значение, прямое и переносное значение, многозначность; совершенствовать навыки связной монологической речи; развивать языковое чутьё; продолжать работу с основными лексическими понятиями; совершенствовать навыки грамматических разборов; развивать аналитические навыки. Знает определение омонимов, омографов, омофонов, омоформ. Умеет составлять синонимические ряды, подбирать синонимы, определять разновидности синонимов; определять антонимы, подбирать антонимические пары, определять виды антонимии. Даёт толкование лексического значения паронимов; умеет правильно употреблять их в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской. Умеет работать с толковым словарём. Различает слова русского языка с точки происхождения и сферы употребления. Распознаёт фразеологизмы, определяет их признаки и использует в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской. Работает с фразеологическим словарём, объясняет значение и происхождение фразеологизмов. | Соблюдает в практике речевого общения нормы литературного языка. Умеет извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде. | Обогащает словарный запас и грамматический строй речи. Извлекает необходимую информацию из различных источников, умеет развёрнуто обосновывать суждения, давать определения. Совершенствует коммуникативные способности; развивает готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству. | ||
4. | Фонетика. Графика. Орфоэпия (4 часа) | ||||
· Понятие о фонетике, графике, орфоэпии. · Орфоэпия и орфоэпические нормы. · Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ. · Чередование звуков. Фонетический разбор. | Определяет место фонетики (фонологии) в системе языка. Имеет представление о взаимосвязи фонетического уровня с другими уровнями языка, устанавливает и объясняет эту связь. Выполняет фонетический разбор, знает классификацию звуков речи, алфавит, ставит ударение, делит слово на слоги, составляет фонетическую транскрипцию слова. Имеет представление об орфоэпии как одном из разделов науки о языке. Владеет основными орфоэпическими нормами языка. | Умеет обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить рассуждение и делать выводы. | Осознаёт роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств. Осознаёт ответственность за произнесённое и написанное слово. Активно использует речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач в повседневном общении. | ||
5. | Морфемика и словообразование (9 часов) | ||||
· Понятие морфемы. Состав слова. · Корневые и аффиксальные морфемы. · Основа слова. Морфемный разбор. · Источники расширения словарного состава современного русского языка. · Основные способы словообразования (морфологические, неморфологические). · Процессы, сопровождающие словообразование. · Формообразование. · Словообразовательный анализ слова. · Словообразовательные словари. | Знает основные виды морфем и способы словообразования: морфологические способы (аффиксация, сложение как морфологический способ образования) и Неморфологические: морфолого-синтаксический (переход слов одной части речи в другую), лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы), лексико-синтаксический (сращение сочетания слов в одно слово). Понимает природу процессов, сопровождающих словообразование (чередования гласных и согласных в корнях слов, усечение производящей основы, наращение основы, наложение морфем). Понимает различие между однокоренными словами и формами одного и того же слова. Умеет находить значимые части слова; определять их роль в слове; находить основу и характеризовать её. Умеет производить морфемный анализ слова и словообразовательный разбор, выстраивать словообразовательные цепочки и гнезда. Умеет толковать значение русских и заимствованных морфем, различать омонимичные морфемы, подбирать синонимичные морфемы. Пользуется словообразовательным словарём для уточнения способа образования слова. Умеет применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания. | Анализирует языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности. | Использует приобретённые знания и умения в повседневном общении. | ||
6. | Морфология и орфография (48 часа) | ||||
6.1. | Принципы русской орфографии (11 часов) · Принципы русской орфографии · Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии. · Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова. · Правописание чередующихся гласных в корне слова. · Употребление гласных после шипящих и Ц. · Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова. · Правописание гласных и согласных в приставках. · Правописание гласных И и Ы после приставок. · Правописание Ъ и Ь. · Употребление строчных и прописных букв. · Правила переноса. | Понимает особенности морфологии как одного из разделов науки о языке; знает основные принципы русской орфографии. Правильно пишет слова с гласными в корне слова. Знает классификацию чередующихся корней и условия выбора гласных в них. Различает проверяемые и чередующиеся гласные в корне слова. Распознаёт морфемы в словах; определяет части речи; правильно пишет гласные после шипящих и ц; правильно употребляет гласные э, е, ё и сочетание йо в различных морфемах. Знает правописание приставок, зависящее от значения; правописание приставок, основанное на фонетическом принципе; правописание приставок, основанное на морфологическом принципе. Знает условия выбора гласных Ы-И после приставок на согласный. Умеет правильно писать гласные Ы-И после приставок на согласную. Правильно переносит слова, определяет функции Ъ и Ь и в соответствии с этим правильно пишет слова, различает строчные и прописные буквы. Умеет применять изученные орфограммы. | Обучающийся умеет самостоятельно анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления в речи. Умеет определять понятия, устанавливать аналогии, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить рассуждения и делать выводы. | Увеличивает словарный запас; расширяет кругозор; совершенствует способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Развивает интерес к изучению языка, осознаёт ответственность за произнесённое и написанное слово. Соблюдает в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
6.2. | Имя существительное (6 часов) · Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных. · Несклоняемые имена существительные. · Морфологический разбор. · Правописание падежных окончаний. · Правописание гласных в суффиксах имён существительных. · Правописание сложных имён существительных. | Различает лексико-грамматические разряды имён существительных, определяет род, число, падеж и склонение имён существительных. Знает грамматические признаки существительного; выбирает нужный вариант падежных окончаний; правильно пишет суффиксы имён существительных, выполняет морфологический разбор существительных; делает правильный выбор в пользу слитного или дефисного написания сложных существительных. | Владеет разными видами аудирования, механизмами и приёмами изучающего чтения, умеет менять стратегию чтения. Преобразовывает информацию (текст, таблица, вопросы, ключевые слова), анализирует, сравнивает, делает выводы, строит рассуждения, пользуется словарями. | Учитывает разные мнения и стремится к координации действий в сотрудничестве, строит связное монологическое высказывание, выступает перед аудиторией сверстников. | |
6.3. | Имя прилагательное (5 часов) · Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. · Степени сравнения. · Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой. · Морфологический разбор. · Правописание суффиксов имён прилагательных. · Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. · Правописание сложных имён прилагательных. | Различает лексико-грамматические разряды имён прилагательных, степени сравнения и полную и краткую формы прилагательных. Знает правописание падежных окончаний имён прилагательных. Умеет производить морфологический разбор. Знает правописание суффиксов имён прилагательных, в том числе правописание –Н– и –НН–. Делает правильный выбор в пользу слитного или дефисного написания сложных прилагательных. | Владеет разными видами аудирования, механизмами и приёмами изучающего чтения, меняет стратегию чтения, перерабатывает и преобразовывает информацию (текст, таблица, вопросы, ключевые слова), анализирует, сравнивает, делает выводы, строит рассуждение. | Строит связное монологическое высказывание, соблюдает языковые нормы речевого общения, осуществляет речевой самоконтроль, оформляет свои мысли в устной и письменной форме. | |
6.4. | Имя числительное (5 часов) · Имя числительное как часть речи. Грамматические признаки. · Образование и изменение числительных. Морфологический разбор. · Правописание составных и сложных числительных, падежных окончаний. Использование числительных в речи. · Грамматические нормы: сочетание собирательных числительных с существительными. · Правильное склонение количественных числительных. Склонение порядковых числительных, склонение числительных оба и обе, полтора, полтораста. | Знает разряды и виды имени числительного, правописание имён числительных и умеет их склонять. Производит морфологический разбор. Умеет правильно употреблять в речи имена числительные. | Умеет работать с несколькими источниками информации (научным текстом, раздаточным материалом). | Грамотно оформляет свои мысли в устной и письменной форме (в том числе с помощью электронных ресурсов); выступает с сообщениями перед коллективом сверстников. | |
6.5. | Местоимение (4 часа) · Роль местоимений в речи. Грамматические признаки местоимений. Разряды местоимений и их признаки. · Грамматические омонимы его, её, их. Морфологический разбор. · Образование и правописание местоимений: не и ни в отрицательных и неопределённых местоимениях, правописание отрицательных и неопределённых местоимений с предлогами, дефисное написание приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь; правописание местоимённых выражений не кто иной, как и под. · Грамматические нормы: употребление личных местоимений 3-го лица с предлогами, согласование определений и сказуемых с местоимениями кто, что и производными, орфоэпические нормы при склонении местоимения сколько. | Обучающийся знает лексико-грамматические разряды местоимений, особенности их изменения, правописание. Умеет делать морфологический разбор местоимения, правильно употреблять местоимения в речи, склонять их. | Готов строить адресное развёрнутое высказывание, удерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу. | Пользуется местоимениями в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами. | |
6.6. | Глагол и его формы (8 часов) · Употребление глаголов в речи. Глагол как часть речи. Грамматические признаки. · Синтаксическая роль инфинитива. Морфологический разбор. · Причастие и деепричастие как глагольные формы. Употребление причастий и деепричастий в речи. · Действительные и страдательные причастия. · Образование и правописание причастий (гласные в суффиксах причастий, гласные в суффиксах глагола перед суффиксами причастий и деепричастий). · Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательны х. · Ошибки в образовании форм причастий и деепричастий, построение причастного оборота. · Проблема синонимии причастных/ деепричастных оборотов и придаточных предложений. | Обучающийся знает грамматические категории глагола, умеет делать морфологический разбор. Знает правописание личных окончаний глаголов, буквы Ь в глагольных формах. Знает разряды причастия, определяет признаки глагола и прилагательного, умеет образовывать формы причастия. Различает причастия и отглагольные прилагательные, правильно пишет их суффиксы. Знает разряды деепричастия по значению, определяет признаки глагола и наречия, способы образования форм деепричастия. Умеет находить деепричастия в тексте, различать деепричастия совершенного и несовершенного вида; правильно употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок. Правильно пунктуационно оформляет одиночные деепричастия и деепричастные обороты. | Осуществляет выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; демонстрирует умение сравнивать характеристики запланированного и полученного результата. | Использует приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневном общении. | |
6.7. | Наречие, слова категории состояния (4 часа) · Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. · Употребление наречий в речи. Отличие наречий от омонимичных частей речи (прилагательных, слов категории состояния, существительных с предлогами) · Образование и правописание наречий: О и А на конце наречий, употребление Ь на конце наречий после шипящей. · Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и наречных выражений. · Слова категории состояния. Морфологический разбор. | Знает разряды наречий по значению, определяет степени сравнения. Умеет определять разряд по значению, образовывать степени сравнения, правильно писать наречия. Находит слова категории состояния в речи, отличает их от наречий и кратких прилагательных. Производит морфологический разбор наречий и слов категории состояния. | Формулирует поисковые запросы, выбирает способы получения информации; обращается к поисковым системам Интернета, справочной литературе. | Способен оценивать степень достижения промежуточных и конечных результатов учебного процесса. | |
6.8. | Служебные части речи (3 часа) Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи. Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов. · Союз. Основные группы союзов. · Правописание союзов. · Частицы, их разряды. · Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи. | Отличает предлог от других частей речи, определяет отношения, которые выражаются с помощью предлогов, знает виды предлогов по структуре и происхождению. Соблюдает правила написания предлогов. Определяет виды союзов по происхождению, по структуре и по значению, различает союзы и союзные слова. Правильно пишет союзы. Умеет определять разряды частиц по значению, правильно их писать. Знает правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. Производит морфологический разбор служебных частей речи. | Умеет сопоставлять данные, представленные в разных формах (описательный текст, рисунки, схемы, диаграммы, графики, таблицы); преобразовывать их из одних форм представления в другие. | Соблюдает в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
6.9. | Междометия (2 часа) Группы междометий по значению. Происхождение, образование и правописание междометий и звукоподражательных слов. · Знаки препинания в предложениях с междометиями. Междометия и звукоподражания как средство выразительности речи. | Умеет находить междометия в тексте, различать междометия и звукоподражательные слова, определять типы междометий, правильно писать сложные междометия. Правильно ставит знаки препинания в предложениях с междометиями и звукоподражательными словами. | Определяет структуру сообщения, выбирает наиболее эффективную форму его представления (текст, рисунок, схема, видео- и аудиозапись, компьютерная презентация). | Высказывает и обосновывает свою точку зрения. | |
7. | Повторение и систематизация изученного (2 часа) | ||||
Развитие речи | |||||
8. | Текстоведение. Виды речевой деятельности и информационная переработка текста (4 часа) | ||||
· Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесённость с функциональными разновидностями языка (официальное и неофициальное, публичное и непубличное). Речевая ситуация и её компоненты. Формы речевой коммуникации (устная/ письменная, диалогическая/ монологическая). Невербальные средства речевой коммуникации. Говорение как вид речевой деятельности. Основные качества образцовой речи. Смыслоразличительная роль интонации в речевом устном высказывании. Критерии оценивания устного высказывания, обучающегося. Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации. · Письмо как вид речевой деятельности, связанный с созданием письменного высказывания. Основные особенности письменной речи, требования к письменному тексту. Критерии оценивания письменного высказывания. · Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Именительный представления. Основные этапы работы с текстом. Гипертекст и его особенности. Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из текста-источника. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связь частей текста.Текстоведческий анализ. · Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их признаки. Медитативные тексты. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Стили литературного языка: разговорный и книжные — научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля. Анализ синтаксических структур художественного текста ·Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения. | Обучающийся знает и правильно использует основные виды чтения (ознакомительно – изучающее, ознакомительно – реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи. Умеет извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно – научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. Умеет создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста. | Обучающийся владеет навыками самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами. Совершенствует умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Соблюдает нормы речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения. Умеет сопоставлять данные, представленные в разных формах (описательный текст, рисунки, схемы, диаграммы, графики, таблицы); преобразовывать их из одних форм представления в другие. | Обучающийся использует приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для - осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности; - приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; - развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; - увеличения словарного запаса; -расширения круга используемых языковых и речевых средств. Способен оценивать степень достижения промежуточных и конечных результатов учебного процесса. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни. Грамотно оформляет свои мысли в устной и письменной форме (в том числе с помощью электронных ресурсов); выступает с сообщениями перед коллективом сверстников. | ||
9. | Развитие связной речи. Речевая деятельность (4 часа) | ||||
·Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др. Подробное изложение с сохранением авторских изобразительных средств. ·Лингвистический анализ текстов разных стилей и жанров. Редактирование текста. ·Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля. Виды плана. Тезисы как кратко сформулированные основные положения исходного, первичного плана. Составление тезисов. Аннотация как краткая характеристика печатного произведения. Анализ аннотаций и их составление. Конспект как краткое связное изложение содержания исходного текста. Основные рекомендации к сокращению слов при конспектировании. Составление конспекта. Реферат как письменный доклад, выступление по определённой теме или итог проведённого ис |
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!