Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

2022-10-10 30
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения.

Основные функции языка. Социальные функции русского языка.

Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации, Донецкой Народной Республике и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.

Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного изучения. Русистика и её разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.

Речь. Речевое общение

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.

Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.

Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ текста.

Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему.

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерки др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

Текст. Признаки текста.

Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов.

Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка.

Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.

 


IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

10 класс

Углублённый уровень

 (35 рабочих недель, 3 часа в неделю, 105 часов в год)

Изучение языковых тем

Часов

Введение 1 час
Уроки развития речи

Часов

Общие сведения о языке. Становление и развитие русского языка 5 часов
Контрольные работы

Часов

Фонетика. Графика. Орфоэпия 4 часа
Полугодие /семестр I II Лексика. Фразеология. Лексикография 11 часов

Контрольный диктант

Контрольный диктант с грамматическим заданием

2

1

Морфемика и словообразование 9 часов
Морфология и орфография Принципы русской орфографии – 11 часов Имя существительное – 6 часов Имя прилагательное – 5 часов Имя числительное – 5 часов Местоимение – 4 часа Глагол и его формы – 8 часов Наречие – 4 часа Служебные части речи – 3 часа Междометия – 2 часа 48 часов  
Контрольное изложение 1 2 Повторение и систематизация изученного 2 часа
Контрольное сочинение 2 2

 

Тестовые контрольные задания 2 2
Итого 7 7
За год

14

Резерв

Часа

 

Всего

Часов

  80 часов

 


 


Содержание образования

Государственные требования
к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся

Предметные Метапредметные Личностные
1. Введение (1 час) Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России. Международное значение русского языка. Русский язык как государственный язык Донецкой Народной Республики. Обучающийся понимает основные функции языка, роль русского языка как национального языка русского народа и языка межнационального общения, как государственного языка Донецкой народной Республики. Умеет толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы. Осознаёт смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи. Обучающийся осознаёт необходимость владения нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Умеет извлекать необходимую информацию из источников, умеет развёрнуто обосновывать суждения, давать определения. Обучающийся понимает роль русского языка как основную национально-культурную ценность народа в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Отбирает необходимую информацию в соответствии с учебным заданием для подтверждения или опровержения мнения, умеет использовать жизненный опыт.
2.

Общие сведения о языке. Становление и развитие русского языка (5 часов)

  · Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка. Взаимосвязь языка и мышления · Представление о языке как о своеобразной знаковой системе и типах языковых знаков. Понятие естественного и искусственного языка; разновидности искусственных языков. · Понятие о единицах и уровнях языковой системы. Разница между языком и речью. · Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка. · Возникновение и развитие славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии. Обучающийся имеет представление о предмете лингвистики, общественной природе и функции языка, его внутренней структуре, закономерностях его функционирования и исторического развития; классификации конкретных языков. Знает основные единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Умеет опознавать язы­ковые единицы, проводить различные виды их анализа. Понимают язык как особую систему знаков; определяют её место среди других знаковых систем. Обучающийся умеет извлекать необходимую информацию из источников, умеет развёрнуто обосновывать суждения, давать определения Обогащает словарный запас и грамматический строй речи. Извлекает необходимую информацию из различных источников, умеет развёрнуто обосновывать суждения, давать определения. Совершенствует коммуникативные способности; развивает готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
3.

Лексика. Фразеология. Лексикография (11 часов)

  · Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное). · Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. · Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление. · Паронимы и их употребление. · Синонимы и их употребление. · Антонимы и их употребление в речи. · Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова). · Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины). · Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы. · Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов. · Лексикография. Виды лингвистических словарей. Лексический анализ текста с решением тестовых задач.   Обучающийся распознаёт основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь. Повторяет основные понятия лексики: слово, его значение, прямое и переносное значение, многозначность; совершенствовать навыки связной монологической речи; развивать языковое чутьё; продолжать работу с основными лексическими понятиями; совершенствовать навыки грамматических разборов; развивать аналитические навыки. Знает определение омонимов, омографов, омофонов, омоформ. Умеет составлять синонимические ряды, подбирать синонимы, определять разновидности синонимов; определять антонимы, подбирать антонимические пары, определять виды антонимии.  Даёт толкование лексического значения паронимов; умеет правильно употреблять их в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской. Умеет работать с толковым словарём. Различает слова русского языка с точки происхождения и сферы употребления. Распознаёт фразеологизмы, определяет их признаки и использует в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской. Работает с фразеологическим словарём, объясняет значение и происхождение фразеологизмов. Соблюдает в практике речевого общения нормы литературного языка. Умеет извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде. Обогащает словарный запас и грамматический строй речи. Извлекает необходимую информацию из различных источников, умеет развёрнуто обосновывать суждения, давать определения. Совершенствует коммуникативные способности; развивает готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
4.

Фонетика. Графика. Орфоэпия (4 часа)

  · Понятие о фонетике, графике, орфоэпии. · Орфоэпия и орфоэпические нормы. · Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ. · Чередование звуков. Фонетический разбор.   Определяет место фонетики (фонологии) в системе языка. Имеет представление о взаимосвязи фонетического уровня с другими уровнями языка, устанавливает и объясняет эту связь. Выполняет фонетический разбор, знает классификацию звуков речи, алфавит, ставит ударение, делит слово на слоги, составляет фонетическую транскрипцию слова. Имеет представление об орфоэпии как одном из разделов науки о языке. Владеет основными орфоэпическими нормами языка. Умеет обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить рассуждение и делать выводы.   Осознаёт роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств. Осознаёт ответственность за произнесённое и написанное слово. Активно использует речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач в повседневном общении.
5.

Морфемика и словообразование (9 часов)

  · Понятие морфемы. Состав слова. · Корневые и аффиксальные морфемы. · Основа слова. Морфемный разбор. · Источники расширения словарного состава современного русского языка. · Основные способы словообразования (морфологические, неморфологические). · Процессы, сопровождающие словообразование. · Формообразование. · Словообразовательный анализ слова. ·  Словообразовательные словари. Знает основные виды морфем и способы словообразования: морфологические способы (аффиксация, сложение как морфологический способ образования) и Неморфологические: морфолого-синтаксический (переход слов одной части речи в другую), лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы), лексико-синтаксический (сращение сочетания слов в одно слово). Понимает природу процессов, сопровождающих словообразование (чередования гласных и согласных в корнях слов, усечение производящей основы, наращение основы, наложение морфем). Понимает различие между однокоренными словами и формами одного и того же слова. Умеет находить значимые части слова; определять их роль в слове; находить основу и характеризовать её. Умеет производить морфемный анализ слова и словообразовательный разбор, выстраивать словообразовательные цепочки и гнезда. Умеет толковать значение русских и заимствованных морфем, различать омонимичные морфемы, подбирать синонимичные морфемы. Пользуется словообразовательным словарём для уточнения способа образования слова. Умеет применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания. Анализирует языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности. Использует приобретённые знания и умения в повседневном общении.
6.

Морфология и орфография (48 часа)

6.1. Принципы русской орфографии (11 часов) · Принципы русской орфографии · Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии. · Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова. · Правописание чередующихся гласных в корне слова. ·  Употребление гласных после шипящих и Ц. · Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова. · Правописание гласных и согласных в приставках. · Правописание гласных И и Ы после приставок. · Правописание Ъ и Ь. · Употребление строчных и прописных букв. · Правила переноса. Понимает особенности морфологии как одного из разделов науки о языке; знает основные принципы русской орфографии. Правильно пишет слова с гласными в корне слова. Знает классификацию чередующихся корней и условия выбора гласных в них. Различает проверяемые и чередующиеся гласные в корне слова. Распознаёт морфемы в словах; определяет части речи; правильно пишет гласные после шипящих и ц; правильно употребляет гласные э, е, ё и сочетание йо в различных морфемах. Знает правописание приставок, зависящее от значения; правописание приставок, основанное на фонетическом принципе; правописание приставок, основанное на морфологическом принципе. Знает условия выбора гласных Ы-И после приставок на согласный. Умеет правильно писать гласные Ы-И после приставок на согласную. Правильно переносит слова, определяет функции Ъ и Ь и в соответствии с этим правильно пишет слова, различает строчные и прописные буквы. Умеет применять изученные орфограммы. Обучающийся умеет самостоятельно анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления в речи. Умеет определять понятия, устанавливать аналогии, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить рассуждения и делать выводы. Увеличивает словарный запас; расширяет кругозор; совершенствует способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Развивает интерес к изучению языка, осознаёт ответственность за произнесённое и написанное слово. Соблюдает в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
6.2. Имя существительное (6 часов) · Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных. ·  Несклоняемые имена существительные. · Морфологический разбор. · Правописание падежных окончаний. · Правописание гласных в суффиксах имён существительных. · Правописание сложных имён существительных. Различает лексико-грамматические разряды имён существительных, определяет род, число, падеж и склонение имён существительных. Знает грамматические признаки существительного; выбирает нужный вариант падежных окончаний; правильно пишет суффиксы имён существительных, выполняет морфологический разбор существительных; делает правильный выбор в пользу слитного или дефисного написания сложных существительных. Владеет разными видами аудирования, механизмами и приёмами изучающего чтения, умеет менять стратегию чтения. Преобразовывает информацию (текст, таблица, вопросы, ключевые слова), анализирует, сравнивает, делает выводы, строит рассуждения, пользуется словарями. Учитывает разные мнения и стремится к координации действий в сотрудничестве, строит связное монологическое высказывание, выступает перед аудиторией сверстников.
6.3. Имя прилагательное (5 часов) · Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. · Степени сравнения. · Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой. · Морфологический разбор. · Правописание суффиксов имён прилагательных. · Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. · Правописание сложных имён прилагательных. Различает лексико-грамматические разряды имён прилагательных, степени сравнения и полную и краткую формы прилагательных. Знает правописание падежных окончаний имён прилагательных. Умеет производить морфологический разбор. Знает правописание суффиксов имён прилагательных, в том числе правописание –Н– и –НН–. Делает правильный выбор в пользу слитного или дефисного написания сложных прилагательных. Владеет разными видами аудирования, механизмами и приёмами изучающего чтения, меняет стратегию чтения, перерабатывает и преобразовывает информацию (текст, таблица, вопросы, ключевые слова), анализирует, сравнивает, делает выводы, строит рассуждение. Строит связное монологическое высказывание, соблюдает языковые нормы речевого общения, осуществляет речевой самоконтроль, оформляет свои мысли в устной и письменной форме.  
6.4. Имя числительное (5 часов) · Имя числительное как часть речи. Грамматические признаки. · Образование и изменение числительных. Морфологический разбор. · Правописание составных и сложных числительных, падежных окончаний. Использование числительных в речи. · Грамматические нормы: сочетание собирательных числительных с существительными. · Правильное склонение количественных числительных. Склонение порядковых числительных, склонение числительных оба и обе, полтора, полтораста. Знает разряды и виды имени числительного, правописание имён числительных и умеет их склонять. Производит морфологический разбор. Умеет правильно употреблять в речи имена числительные. Умеет работать с несколькими источниками информации (научным текстом, раздаточным материалом).     Грамотно оформляет свои мысли в устной и письменной форме (в том числе с помощью электронных ресурсов); выступает с сообщениями перед коллективом сверстников.
6.5. Местоимение (4 часа) · Роль местоимений в речи. Грамматические признаки местоимений. Разряды местоимений и их признаки. · Грамматические омонимы его, её, их. Морфологический разбор. · Образование и правописание местоимений: не и ни в отрицательных и неопределённых местоимениях, правописание отрицательных и неопределённых местоимений с предлогами, дефисное написание приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь; правописание местоимённых выражений не кто иной, как и под. · Грамматические нормы: употребление личных местоимений 3-го лица с предлогами, согласование определений и сказуемых с местоимениями кто, что и производными, орфоэпические нормы при склонении местоимения сколько. Обучающийся знает лексико-грамматические разряды местоимений, особенности их изменения, правописание. Умеет делать морфологический разбор местоимения, правильно употреблять местоимения в речи, склонять их. Готов строить адресное развёрнутое высказывание, удерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу. Пользуется местоимениями в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами.
6.6. Глагол и его формы (8 часов) · Употребление глаголов в речи. Глагол как часть речи. Грамматические признаки. · Синтаксическая роль инфинитива. Морфологический разбор. · Причастие и деепричастие как глагольные формы. Употребление причастий и деепричастий в речи. · Действительные и страдательные причастия. · Образование и правописание причастий (гласные в суффиксах причастий, гласные в суффиксах глагола перед суффиксами причастий и деепричастий). · Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательны х. · Ошибки в образовании форм причастий и деепричастий, построение причастного оборота. ·  Проблема синонимии причастных/ деепричастных оборотов и придаточных предложений. Обучающийся знает грамматические категории глагола, умеет делать морфологический разбор. Знает правописание личных окончаний глаголов, буквы Ь в глагольных формах. Знает разряды причастия, определяет признаки глагола и прилагательного, умеет образовывать формы причастия. Различает причастия и отглагольные прилагательные, правильно пишет их суффиксы. Знает разряды деепричастия по значению, определяет признаки глагола и наречия, способы образования форм деепричастия. Умеет находить деепричастия в тексте, различать деепричастия совершенного и несовершенного вида; правильно употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок. Правильно пунктуационно оформляет одиночные деепричастия и деепричастные обороты. Осуществляет выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; демонстрирует умение сравнивать характеристики запланированного и полученного результата. Использует приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневном общении.
6.7. Наречие, слова категории состояния (4 часа) · Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. · Употребление наречий в речи. Отличие наречий от омонимичных частей речи (прилагательных, слов категории состояния, существительных с предлогами) · Образование и правописание наречий: О и А на конце наречий, употребление Ь на конце наречий после шипящей. ·  Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и наречных выражений. · Слова категории состояния. Морфологический разбор. Знает разряды наречий по значению, определяет степени сравнения. Умеет определять разряд по значению, образовывать степени сравнения, правильно писать наречия. Находит слова категории состояния в речи, отличает их от наречий и кратких прилагательных. Производит морфологический разбор наречий и слов категории состояния. Формулирует поисковые запросы, выбирает способы получения информации; обращается к поисковым системам Интернета, справочной литературе. Способен оценивать степень достижения промежуточных и конечных результатов учебного процесса.
6.8. Служебные части речи (3 часа) Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи. Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов. · Союз. Основные группы союзов. · Правописание союзов. · Частицы, их разряды. · Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи. Отличает предлог от других частей речи, определяет отношения, которые выражаются с помощью предлогов, знает виды предлогов по структуре и происхождению. Соблюдает правила написания предлогов. Определяет виды союзов по происхождению, по структуре и по значению, различает союзы и союзные слова. Правильно пишет союзы. Умеет определять разряды частиц по значению, правильно их писать. Знает правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. Производит морфологический разбор служебных частей речи. Умеет сопоставлять данные, представленные в разных формах (описательный текст, рисунки, схемы, диаграммы, графики, таблицы); преобразовывать их из одних форм представления в другие. Соблюдает в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
6.9. Междометия (2 часа) Группы междометий по значению. Происхождение, образование и правописание междометий и звукоподражательных слов. · Знаки препинания в предложениях с междометиями. Междометия и звукоподражания как средство выразительности речи. Умеет находить междометия в тексте, различать междометия и звукоподражательные слова, определять типы междометий, правильно писать сложные междометия. Правильно ставит знаки препинания в предложениях с междометиями и звукоподражательными словами. Определяет структуру сообщения, выбирает наиболее эффективную форму его представления (текст, рисунок, схема, видео- и аудиозапись, компьютерная презентация). Высказывает и обосновывает свою точку зрения.
7.

Повторение и систематизация изученного (2 часа)

 

Развитие речи

8.

Текстоведение. Виды речевой деятельности и информационная переработка текста (4 часа)

  · Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесённость с функциональными разновидностями языка (официальное и неофициальное, публичное и непубличное). Речевая ситуация и её компоненты. Формы речевой коммуникации (устная/ письменная, диалогическая/ монологическая). Невербальные средства речевой коммуникации. Говорение как вид речевой деятельности. Основные качества образцовой речи. Смыслоразличительная роль интонации в речевом устном высказывании. Критерии оценивания устного высказывания, обучающегося. Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации. · Письмо как вид речевой деятельности, связанный с созданием письменного высказывания. Основные особенности письменной речи, требования к письменному тексту. Критерии оценивания письменного высказывания. · Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Именительный представления. Основные этапы работы с текстом. Гипертекст и его особенности. Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из текста-источника. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связь частей текста.Текстоведческий анализ. · Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их признаки. Медитативные тексты. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Стили литературного языка: разговорный и книжные — научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля. Анализ синтаксических структур художественного текста ·Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения. Обучающийся знает и правильно использует основные виды чтения (ознакомительно – изучающее, ознакомительно – реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи. Умеет извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно – научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. Умеет создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста. Обучающийся владеет навыками самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами. Совершенствует умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Соблюдает нормы речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения. Умеет сопоставлять данные, представленные в разных формах (описательный текст, рисунки, схемы, диаграммы, графики, таблицы); преобразовывать их из одних форм представления в другие. Обучающийся использует приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для  - осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности;  - приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;  - развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; - увеличения словарного запаса; -расширения круга используемых языковых и речевых средств. Способен оценивать степень достижения промежуточных и конечных результатов учебного процесса. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни. Грамотно оформляет свои мысли в устной и письменной форме (в том числе с помощью электронных ресурсов); выступает с сообщениями перед коллективом сверстников.
9.

Развитие связной речи. Речевая деятельность (4 часа)

  ·Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др. Подробное изложение с сохранением авторских изобразительных средств. ·Лингвистический анализ текстов разных стилей и жанров. Редактирование текста. ·Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля. Виды плана. Тезисы как кратко сформулированные основные положения исходного, первичного плана. Составление тезисов. Аннотация как краткая характеристика печатного произведения. Анализ аннотаций и их составление. Конспект как краткое связное изложение содержания исходного текста. Основные рекомендации к сокращению слов при конспектировании. Составление конспекта. Реферат как письменный доклад, выступление по определённой теме или итог проведённого ис

Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.