Проблематика и жанровое своеобразие комических опер М.И. Попова и А.О. Аблесимова. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Проблематика и жанровое своеобразие комических опер М.И. Попова и А.О. Аблесимова.

2022-10-10 27
Проблематика и жанровое своеобразие комических опер М.И. Попова и А.О. Аблесимова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Комическая опера - это небольшая пьеса с музыкой и пением, которая начала развиваться в русской литературе в 60-ые годы 18 века. В это время в литературном кругу стали играть заметную роль писатели-разночинцы (например, Чулков, Попов, Эмин). Они и стали создателями русской комической оперы, выступив разрушителями основ русского дворянского классицизма.

Тема комической оперы - крестьянство, изображается непростая жизнь народных низов. Конфликт в комической опере внешне носит социальный характер, однако его разрешение обычно переводится в нравственно-этический план, кончается раскаянием злодея. В основе конфликта - поиск социальной гармонии, мысль о неизбежном наказании порока и торжестве добродетели. Комические оперы - своеобразные социальные утопии XVIII в. Сюжеты опер однотипны; для них характерны наличие любовного треугольника, мотивы сватовства и похищения невесты, изображение купеческого обмана, произвола дворян; однако для них обязателен счастливый конец.

Для показа действительного состояния народа широко используется народная поэзия, русский фольклор, пословицы. При постановке использовались музыка и балет, хоровое пение. Первые комические оперы испытали на себе воздействие сентиментализма.

Комическая опера - это сочетание комического и жалостливого. Автор первой из таких опер, В. Левшин, пояснил понятие "комической оперы": "В ней поют и начало и конец её не плачевны".

Дворянские писатели (Херасков, Майков и др.) также использовали жанр комической оперы - в целях примирения интересов помещиков и крепостных, рисуя крепостника в виде доброго барина, а жизнь крестьянина - в виде счастливой идиллии.

Комическая опера - один из самых популярных жанров последней три 18 века. До нас дошло более 60 таких опер.

Михаил Иванович Попов (1742-1790) - писатель-разночинец. Родился в 1742 году в купеческой семье. Учился в московском университете. Служил секретарем Комиссии по составлению нового уложения. Принадлежал к числу передовых людей своего времени. Был в дружеских отношениях с Н. И. Новиковым, который часто давал советы по поводу его литературных трудов. Попов всю жизнь увлекался народной поэзией, составил свой песенник "Российская эрата". Принимал деятельное участие в работе журнала "Трутень".

Главным образом, Попов известен как автор комической оперы "Анюта", впервые поставленной на сцене в 1742 году. "Анюта" положила начало развитию жанра русской комической оперы. "Анюта" - первое русское драматическое произведение на тему из крестьянской жизни. В пьесе всего одно действие и 4 действующих лица: крестьянин Мирон, его мнимая дочь Анюта, батрак Филат и дворянин Виктор. Мирон хочет выдать Анюту замуж за Филата, чтобы не платить ему за работу. Анюта не согласна, так как влюблена в Виктора. Между ними - тайная любовная связь.

Действие начинается с экспозиции: Мирон рубит дрова и жалуется на тяжелую крестьянскую жизнь. Далее появляется Филат. Они договариваются о выдаче Анюты замуж за Филата.. В 4 явлении - разговор Филата и Анюты (не очень вежливый). Анюта говорит, что не выйдет за него замуж. Далее - монолог Анюты - признание в любви к Виктору. Появляется сам Виктор. Она, плача, рассказывает ему о желании отца. Внезапно их обнаруживает Филат, обвиняет Виктора в воровстве крестьянских невест. Следует ссора между Филатом и Виктором. В 10 явлении Мирон, который всё узнал от Филата, ругает дочь, кричит, что она его опозорила. Он в ярости. Появляется Виктор с известием. Оказывается, Анюта - не крестьянка, она дочь полковника Цветкова, т.е. равноправная дворянка. Из-за врагов её отец был вынужден отдать дочь, но сейчас, когда беды позади, он хочет с ней встретиться. Виктор дает деньги Мирону и Филату - они сразу меняют свое отношения к Анюте и Виктору+ Теперь нет никаких препятствий для свадьбы Анюты и Виктора. В заключении повторяется фраза "Всех счастливей тот, кто своей доволен частью", призывающая каждого довольствоваться своим местом в жизни независимо от социального положения.

В образах Мирона и Филата показана сложная жизнь крестьян: голод, поборы, жадность помещиков. Сочувствуя Мирону и Филату, автор в то же время показывает их невежество, грубость, неспособность к проявлению доброты, благородства. Таким образом, получается, что демократизм Попова весьма ограничен+

Очень большой популярностью пользовалась в свое время комическая опера Аблесимова "Мельник - колдун, обманщик и сват", поставленная в 1779 году.

Александр Анисимович Аблесимов (1742-1782) был сыном мелкопоместного дворянина, получил скудное образование. Работал мелким чиновником, жизнь прошла в тяжелой материальной нужде. Служил переписчиком у Сумарокова в юности, под его воздействием приобщился к литературе. Опера "Мельник" принесла славу выдающегося писателя. Она привлекала зрителей правдивым изображением деревенской жизни, юмором, близостью к народной поэзии. Музыка к опере была написана скрипачом Соколовским на основе русских песенных мелодий. Белинский назвал это произведение "прекрасным народным водевилем".

В опере 3 действия, действующие лица: крестьянин Анкудин, его жена Фетинья, их дочь Анюта, её жених Филимон, мельник Фаддей. Фетинья, бывшая дворянка, хочет отдать дочь замуж только за дворянина, а Анкудин - только за крестьянина. В первом действии изображается разговор мельника и Филимона, который просит устроить его свадьбу с Анютой. Мельник соглашается. Во 2 действии Фетинья просит мельника нагадать, кто станет мужем её дочери. Мельник, подговорив Филимона, показывает его Фетинье в качестве будущего зятя, утверждая, что он дворянин. Далее мельник встречается с Анкудиным, сватает ему Филимона; говорит, что Филимон - трудолюбивый, хозяйственный крестьянин. Анкудин и Фетинья рассказывают друг другу о сватовстве дочери. Фетиньи мельник нагадал дворянина, а Анкудину обещал крестьянина - они сильно удивлены, не понимают, в чем дело+ В 3 действии Мельник объясняет эту загадку: Филимон - однодворец, т.е. он и помещик, и крестьянин в одном лице. Родители согласны, нет никаких препятствий для свадьбы влюбленных


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.