Психологическое консультирование родителей с учетом возрастных особенностей. Психологическое сопровождение развития человека. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Психологическое консультирование родителей с учетом возрастных особенностей. Психологическое сопровождение развития человека.

2022-10-10 22
Психологическое консультирование родителей с учетом возрастных особенностей. Психологическое сопровождение развития человека. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.

Специалистами в области семейной психологии за последнее десятилетие выделены различные варианты типов отношений «ребенок—взрослый». Так, например, в работе Анны Яковлевны Варга описаны три неблагоприятных для ребенка типа родительских отношений: симбиотический, авторитарный, эмоционально-отвергающий.

Эмоционально-отвергающий тип (в отличие от описаний Э. Эйдемиллера и А. Личко) характеризуется исследователем как тенденция родителя приписывать ребенку болезненность, слабость, личностную несостоятельность. Данный тип назван автором «воспитанием с отношением к ребенку как к маленькому неудачнику».

В исследовании Елены Теодоровны Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач:

· сотрудничество (потребности ребенка учитываются, ему дают право «на автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение);

· псевдосотрудничество (формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью, решения достигаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого);

· изоляция (полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга);

· соперничество (конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера).

Автор подчеркивает, что лишь сотрудничество побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности.

По мнению В.И. Гарбузова, существует три патогенных типа воспитания.

Тип А. Непринятие (эмоциональное отвержение). Суть этого типа в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле. Ребенок не принимается таким, какой он есть, его начинают переделывать. Это делают с помощью либо очень жесткого контроля, либо бесконтрольностью, полным попустительством. Такие родители не любят в ребенке «ребенка», он раздражает их своей «детскостью».

Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание. Возникает на почве тревожной мнительности в отношении здоровья, социального статуса ребенка и других членов семьи. В результате могут сформироваться страхи, фобии социального плана, могут быть навязчивые идеи. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть. В результате у него возникает страх перед родителями.

Тип В. Эгоцентрическое воспитание. Наблюдается в семьях, где ребенок находится на положении кумира. Ребенку навязывается представление о том, что он имеет ценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к семье и к миру в целом.

Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка. Под акцентуацией характера традиционно понимается чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы. Акцентуированным характерам свойственна повышенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздействиям.

Акцентуированность характера – явление весьма распространенное среди подростков. Подросткам свойственна определенная дисгармоничность, характера, в этом одна из важнейших особенностей данного возраста.

Типологии акцентуаций характера

По А.Е.Личко            По К.Леонгарду
Гипертимный тип (Г) Гипертимный тип (Г)
Циклоидный тип (Ц) Циклоидный тип (Ц)
Лабильный тип (Л) Лабильный тип (Л)
Астено-невротический тип (А) Астено-невротический тип (А)
Сензитивный тип (С) Сензитивный тип (С)
Психастенический тип (П) Тревожно-педантичный тип (Т)
Шизоидный тип (Ш) Интровертированный тип (И)
Эпилептоидный тип О) Возбудимый тип (В)
Истероидный тип (И) Демонстративный тип (Д)
Неустойчивый тип (Н) Неустойчивый тип (Н)

 

Из приведенных перечней видно, что подход к выделению и классификации типов, предложенный К.Леонгардом, ближе к школьной практике. Ввиду этого именно этот подход и положен в основу модификации опросника Андрея Евгеньевича Личко.

3.2 Методические рекомендации преподавателям для проведения различных видов занятий

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.